Рассказ ох уж эта бабушка

Сказки

Изложение «Ох уж эта бабушка!»

Повторение сведении о тексте;обогащение речевого этикета учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Изложение «Ох уж эта бабушка!»»

Тема: Развитие речи.

Подготовка к изложению

по тексту И.Медведевой

«Поговорим о бабушках».

формирование навыков работы с текстом, его комплексного

обогащение речевого опыта учащихся;

способствование воспитанию нравственных качеств.

Запись на доске: благотворительность, милосердие, нарушение душевной связи людей.

Строение текста, план, схема.

Оборудование: 1. Толковый словарь С.И.Ожегова. 2. Выставка книг писателей, в чьей судьбе большое участие приняли бабушки, или произведения о бабушках. 3. Стенгазета «Поговорим о бабушках» с фотографиями, сочинениями и стихами о бабушках. 4. Листы с текстом для комплексного анализа.

Предварительная работа: написать сочинение «Моя бабушка».

Организационная часть урока.

Актуализация прежних знаний.

Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. Но в ней нужна и твоя забота и понимание. Ведь с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы.

А что такое благотворительность? Милосердие?
(Высказывания учащихся)

Подготовленный ученик читает объяснения слов
«благотворительность» и «милосердие» по словарю С.И.Ожегова:

— Ребята, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и правильно, если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих близких, родных людей (маму, папу, брата, сестру, друга)?

Нет. Поэтому, перед тем, как говорить о милосердии в большом масштабе, надо начинать с милосердия к близким. Сегодня мы поговорим о нашем отношении к самым родным и близким людям, к нашим бабушкам.

В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.

В словаре С.И.Ожегова так и написано:

1.Мать отца или матери.

2.Вообще о старой женщине.

— Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на казахском языке бабушку называют әже – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

-А можете сказать, почему они очень любят своих внуков? ( Бабушки любят нас больше потому, что в своё время у них не было времени на своих детей, которые теперь уже выросли, на работу ходить не надо, сейчас бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам.)

По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. О ком вы можете сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Горький, В.П.Астафьев и др.)

(Обращаем внимание на выставку книг.)

Это рассказы о взрослении человека, о становлении личности. Писатель утверждает о необходимости добра, чувства ответственности, благородства, терпимости по отношению к окружающим, более слабым, уважения к себе и близким. В рассказах звучит протест против жестоких явлений жизни, предупреждение от последствий «нарушения душевной связи людей». В развитии и становлении личности писателей тоже большую роль сыграла бабушка.

Сейчас вы напишите сочинение о своей бабушке, прочитаем некоторые из них.(Чтение сочинений о бабушках.)

— Мы убедились, что для вас бабушка тоже является родным и
близким человеком, что в вашей жизни она тоже играет немаловажную
роль.

— Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью,
преданностью, терпением?

Сегодня мы познакомимся с текстом И.Медведевой « Поговорим о бабушках».

^ Поговорим о бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Читайте также:  Рассказ о старой ладоге кратко

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.)

Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? ( О нашем отношении к ним.)

Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.

^ Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)

В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели?( Воздействовать на читателя, убедить его.)

Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст?( Публицистический.)

^ Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.

Риторические вопросы («Ну что дальше?»);

— восклицательные и побудительные предложения («Давайте поговорим…»);

обращения к собеседнику («Знаешь, что делать с бабушкой?», «Давай поговорим. »);

ряд однородных членов;

обратный порядок слов;

предложения связаны между собой параллельной связью;

Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

( Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.

Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.
Строение текста План Схема

Вводная часть. 1. Начало разговора. Описание предмета,

Основная часть. 2. «Ох уж, эта бабушка!» состояние человека.

«Что делать с бабушкой?» Рассуждение. Возрастные особенности.

3.Концовка. 3. Концовка. Повествование.

1 абзац. Вступление.

2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?

Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета.

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?

( Используются глаголы, показывают на действия.) Настоящее время глаголов показывает, что бабушка такая всегда.

^ Конкретная ли бабушка здесь описана, есть лицо?

(Нет. Это образ типичной бабушки, такие черты имеют многие бабушки.)

— А автор выступает от своего лица? ( Нет, от лица внуков, выражая их мысли и чувства.) «Бабушка надоедает, кутает, считает маленьким. »

-Осознаёт он свои действия, понимает, что грубо обходится с бабушкой? Только ли автору стыдно? (Каждому.)

-О чём говорится в третьем абзаце? «Что делать с бабушкой?»

Прощать, терпеть, опекать, беречь.

^ Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать.

-Какой это тип речи? ( Рассуждение.)

-Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?

4 абзац. Возрастные особенности.

( После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

— Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)

4.) Повторное чтение текста и запись изложения.

^ 4. Домашнее задание.

Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, действительно, трудно представить себя старыми, а всё-таки попытайтесь.

Напишите, каким вы представляете себя в старости, как будете вести себя, как относиться к внукам.

Скажите, что запомнилось вам из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.)

Источник

Читайте также:  Рассказ про моего любимого кота на английском языке

Изложение «Ох уж эта бабушка!»

Повторение сведении о тексте;обогащение речевого этикета учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Изложение «Ох уж эта бабушка!»»

Тема: Развитие речи.

Подготовка к изложению

по тексту И.Медведевой

«Поговорим о бабушках».

формирование навыков работы с текстом, его комплексного

обогащение речевого опыта учащихся;

способствование воспитанию нравственных качеств.

Запись на доске: благотворительность, милосердие, нарушение душевной связи людей.

Строение текста, план, схема.

Оборудование: 1. Толковый словарь С.И.Ожегова. 2. Выставка книг писателей, в чьей судьбе большое участие приняли бабушки, или произведения о бабушках. 3. Стенгазета «Поговорим о бабушках» с фотографиями, сочинениями и стихами о бабушках. 4. Листы с текстом для комплексного анализа.

Предварительная работа: написать сочинение «Моя бабушка».

Организационная часть урока.

Актуализация прежних знаний.

Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. Но в ней нужна и твоя забота и понимание. Ведь с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы.

А что такое благотворительность? Милосердие?
(Высказывания учащихся)

Подготовленный ученик читает объяснения слов
«благотворительность» и «милосердие» по словарю С.И.Ожегова:

— Ребята, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и правильно, если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих близких, родных людей (маму, папу, брата, сестру, друга)?

Нет. Поэтому, перед тем, как говорить о милосердии в большом масштабе, надо начинать с милосердия к близким. Сегодня мы поговорим о нашем отношении к самым родным и близким людям, к нашим бабушкам.

В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.

В словаре С.И.Ожегова так и написано:

1.Мать отца или матери.

2.Вообще о старой женщине.

— Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на казахском языке бабушку называют әже – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

-А можете сказать, почему они очень любят своих внуков? ( Бабушки любят нас больше потому, что в своё время у них не было времени на своих детей, которые теперь уже выросли, на работу ходить не надо, сейчас бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам.)

По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. О ком вы можете сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Горький, В.П.Астафьев и др.)

(Обращаем внимание на выставку книг.)

Это рассказы о взрослении человека, о становлении личности. Писатель утверждает о необходимости добра, чувства ответственности, благородства, терпимости по отношению к окружающим, более слабым, уважения к себе и близким. В рассказах звучит протест против жестоких явлений жизни, предупреждение от последствий «нарушения душевной связи людей». В развитии и становлении личности писателей тоже большую роль сыграла бабушка.

Сейчас вы напишите сочинение о своей бабушке, прочитаем некоторые из них.(Чтение сочинений о бабушках.)

— Мы убедились, что для вас бабушка тоже является родным и
близким человеком, что в вашей жизни она тоже играет немаловажную
роль.

— Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью,
преданностью, терпением?

Сегодня мы познакомимся с текстом И.Медведевой « Поговорим о бабушках».

^ Поговорим о бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Читайте также:  Предметная детализация в рассказе один день ивана денисовича

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.)

Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? ( О нашем отношении к ним.)

Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.

^ Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)

В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели?( Воздействовать на читателя, убедить его.)

Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст?( Публицистический.)

^ Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.

Риторические вопросы («Ну что дальше?»);

— восклицательные и побудительные предложения («Давайте поговорим…»);

обращения к собеседнику («Знаешь, что делать с бабушкой?», «Давай поговорим. »);

ряд однородных членов;

обратный порядок слов;

предложения связаны между собой параллельной связью;

Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

( Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.

Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.
Строение текста План Схема

Вводная часть. 1. Начало разговора. Описание предмета,

Основная часть. 2. «Ох уж, эта бабушка!» состояние человека.

«Что делать с бабушкой?» Рассуждение. Возрастные особенности.

3.Концовка. 3. Концовка. Повествование.

1 абзац. Вступление.

2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?

Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета.

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?

( Используются глаголы, показывают на действия.) Настоящее время глаголов показывает, что бабушка такая всегда.

^ Конкретная ли бабушка здесь описана, есть лицо?

(Нет. Это образ типичной бабушки, такие черты имеют многие бабушки.)

— А автор выступает от своего лица? ( Нет, от лица внуков, выражая их мысли и чувства.) «Бабушка надоедает, кутает, считает маленьким. »

-Осознаёт он свои действия, понимает, что грубо обходится с бабушкой? Только ли автору стыдно? (Каждому.)

-О чём говорится в третьем абзаце? «Что делать с бабушкой?»

Прощать, терпеть, опекать, беречь.

^ Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать.

-Какой это тип речи? ( Рассуждение.)

-Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?

4 абзац. Возрастные особенности.

( После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

— Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)

4.) Повторное чтение текста и запись изложения.

^ 4. Домашнее задание.

Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, действительно, трудно представить себя старыми, а всё-таки попытайтесь.

Напишите, каким вы представляете себя в старости, как будете вести себя, как относиться к внукам.

Скажите, что запомнилось вам из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.)

Источник

Познавательное и интересное