Рассказ он живой и светится план

Сказки

Драгунский Виктор рассказ «Он живой и светится»

Читательский дневник по рассказу «Он живой и светится» Виктора Драгунского

Автор: Драгунский, Виктор Юзефович

Название произведения: «Он живой и светится»

Главные герои: Дениска, Мишка, мама.

Второстепенные герои: отсутствуют

Характеристика главных героев:

Мишка — хитрый и проворный мальчишка.

Хотел самосвал взять себе и схитрил перед другом.

Дениска — добрый и доверчивый. Любознательный.

Мама — добрая и ласковая. Не стала ругать сына за обмен.

Краткое содержание рассказа «Он живой и светится»

Однажды вечером Дениска поджидал свою маму, но её всё не было.

Зато появился на детской площадке его друг, Мишка.

Он сразу заинтересовался игрушечным самосвалом, с которым играл Дениска.

Мишка долго изучал самосвал и его возможности, а потом предложил поменяться.

Мишка рассчитывал, что выменяет игрушку на несколько редких марок, но Дениска не соглашался.

Самосвал казался ему очень ценным, так как он был подарком папы.

Тогда Миша предложил другу коробок со светлячком.

Дениска был очарован чудом и поменялся. Он дождался маму и показал светлячка ей.

Мама не стала ругать сына, ведь светлячок был живым.

План произведения:

1. Мальчик в ожидании.

2. Игрушка самосвал.

3. Коробочка со светлячком.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа «Он живой и светится»

Главная мысль рассказа в том, что самым ценным может быть только живое.

Основная идея рассказа заключается в том, что жизнь — великое чудо.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас понимать разницу между обычными игрушками и живыми существами.

Учит любить природу.

Краткий отзыв о рассказе «Он живой и светится» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что мы часто ценим вещи, которые нам не нужны.

И не замечаем того, что действительно важно.

Герой этого рассказа сделал очень правильный выбор.

Он обменял самосвал на светлячка.

Самосвал был хорошей игрушкой, но и только.

А светлячок был живым, чудом.

Это очень интересный рассказ с неожиданным финалом.

Автору удалось показать духовный мир маленького мальчика, который хорошо понимал разницу между игрушкой и живым существом.

Мне очень понравился Денис, это замечательный, добрый и щедрый мальчик.

Он фантазёр и выдумщик.

Мальчик умеет удивляться чудесам окружающего мира.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, как правильно расставить приоритеты в жизни.

Как сделать верный выбор и не пожалеть о нём.

Пословицы к произведению:

Живое — живому, мёртвое — мёртвому.

Выменял кукушку на ястреба.

Нет друга — ищи, нашёл — береги.

Жизнь дана на добрые дела.

Живой о живом и думает.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Что это, Мишка, – сказал я шёпотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем!

А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…

Словарь неизвестных слов:

Барбадос, Гватемала — государства в Латинской Америке, здесь редкие марки из этих стран.

Источник

Как составить план к рассказу «Он живой и светится» В. Ю. Драгунского?

Как написать план по прочитанному рассказу «Он живой и светится» В. Ю. Драгунского для дальнейшего пересказа?

Составить план к рассказу «Он живой и светится» В.Ю. Драгунского можно, следуя по сюжету произведения. Мальчик Дениска играл в песочнице с самосвалом, который ему был подарен папой перед отъездом, и ждал маму. А она все не возвращалась с работы. Все дети уже разошлись по домам, стало темнеть. И тут появился приятель Мишка, которому очень понравился самосвал. Он стал предлагать разные вещи в обмен, и только светлячок в спичечной коробочке оказался достойным для обмена. Вечером мальчик разъяснил маме, почему он поменял папин подарок на живого светлячка.

План к рассказу «Он живой и светится»:

План рассказа Виктора Юзефовича Драгунского » Он живой и светится «.

План к рассказу детского писателя Виктора Другунского «Он живой и светится»:

Рассказ «Он живой и светится» очень интересный.

А план к нему можно составить примерно такой:

План можем составить нижеследующий:

Рассказ Драгунского «Он живой и светится» относится к циклу рассказов про Дениску Кораблева, прототипом для которого послужил сын самого писателя Денис. План этого рассказа можно составить такой:

Рассказ «Он живой и светится» Драгунского словно пахнет детством и наивностью)

Составим план для пересказа:

1). Дениска ждет маму.

Это краткий план с самыми главными словами-подсказками.

План к рассказу «Он живой и светится» В. Ю. Драгунского у меня получился следующим:

В этой сказке, Драгунский прославляет все живое на этой планете, показывая что при прочих равных, оно всегда будет лучше, чем любой материальный неживой предмет, пусть даже это и игрушка.

1). Ожидание Дениски, в песочнице его матери.

2) Приход к нему его приятеля мишки.

3) Сделка в виде обмена между двумя приятелями.

4) Вступление в их обмен матери.

5) Выводы матери о ходе и сути самого обмена.

Читайте также:  Рассказ о этикете в россии

План для пересказа к рассказу Александра Куприна «Белый пудель»

Небольшой рассказ «Томка испугался» входит в цикл таких же небольших, но познавательных рассказов «Про Томку» Евгения Чарушина, в которых рассказана история маленькой собачки и интересных случаев с ней происходящих. Вот примерный план для пересказа этого рассказа:

Писатель Николай Носов всем известен как автор Незнайки, но он также писал много коротких рассказов для детей, один из которых, «Мишкина каша» можно пересказать следуя этому плану:

Рассказ Константина Паустовского «Барсучий нос» описывает забавный случай из жизни охотников. Вот его краткий пересказ:

«Пропавшая грамота» Николая Гоголя относится к циклу мистических рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», и по сюжету рассказ ведется от лица Фомы Григорьевича. Вот краткий план пересказа рассказа:

Источник

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…»

Презентация к уроку

2. Вступительное слово учителя.

— Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится:», с которым вы познакомились дома.

-А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? («Денискины рассказы»)

-Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе).

3. Рассказ о писателе.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы».

Первая книга вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится:», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

4. Беседа по прочитанному дома.

1. Назовите главных героев рассказа?

2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

3. Почему рассказ так называется?

5. Постановка проблемы (презентация)

И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор.

6. Словарная работа (презентация)

— Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?

— Как вы выяснили их значение?

(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов).

Словарик чувств, словарик характеристик (презентация).

7. Повторное чтение с выделением логически законченных частей.

— Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. («:и не заставлял ее сидеть на песке и скучать».)

— Где бы вы закончили 2 часть? («:тогда увидишь!»)

-:3 часть? («:И я забыл про всех на белом свете»).

-Дальше мы будем работать по группам, изучая каждую часть подробно с помощью вопросов, озаглавливая ее.

Физминутка с музыкальным сопровождением песни «Верный друг».

8. Работа в группах.

1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

2. А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).

3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.

4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? («Ожидание мамы»).

Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его. (На дворе стало еще темнее:).

Как озаглавите эту часть? («Новая игрушка Дениски»).

Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.

Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).

Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:)

Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).

Читайте также:  Рассказ паустовского растрепанный воробей какими мыслями автор хотел поделиться с читателями

Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется «Денискины рассказы», поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)..

Как озаглавите эту часть? («Светлячок», «Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная звездочка в коробке»).

Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)

Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

6. Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. («Лучше любого самосвала на свете»).

9. Запись составленного плана в тетрадь (презентация)

4) Лучше любого самосвала на свете.

10. Обобщение характеристик героев (презентация)

— А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

11. Чтение диалогов.

— Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

12. Заключительная беседа (презентация)

— Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

-Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)

— Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

— Мы с вами заканчиваем работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали?

(«В ожидании мамы», «Живое чудо», «Волшебство», «Волшебная звездочка», «Светлячок», «Живая радость» и т. д.)

— Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово «волшебство», но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)

(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).

Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. “Он живой и светится”. Читательский дневник, краткое содержание

Драгунский В.Ю. “Он живой и светится”. Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Драгунский В.Ю.

Название: “Он живой и светится”

Жанр: рассказ

Тема произведения: дети

Число страниц: 6

Главные герои и их характеристика

Дениска. Маленький мальчик. Добрый, мечтательный, с хорошим воображением. Честный, отзывчивый, умеет ценить прекрасное.

Мишка Слонов. Друг Дениски. Мальчик практичный, прагматик, стремится к личной выгоде.

Мама Дениски. Добрая, справедливая, все понимает и поддерживает сына.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Дениска ждет маму в песочнице и играет с новым автомобилем, который ему подарил папа. Но он обменивает автомобиль на светлячка, потому что тот живой и светится.

Сюжет — краткое содержание

Вечером в песочнице Дениска ждет свою маму, когда к нему подходит его друг, Мишка.

Мишка видит игрушечный грузовик, который ему очень нравится и предлагает за игрушку все свои сокровища.

Дениска отказывается меняться, пока Мишка не достает спичечный коробок, в котором сидит светлячок.

За светлячка Дениска легко отдает машинку и смотрит на насекомое, как на чудо.

Когда мама возвращается с работы и узнает, что Дениска поменял машинку на светлячка, она спрашивает, зачем мальчик так поступил.

Но Дениска отвечает, что светлячок живой и светится, и мама понимает, что Дениска прав.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась в этом рассказе сцена мены. Мишка что только не предлагал Дениске, и марки, и надувной круг, но все это не интересовало Дениску, ведь ему нельзя было меняться. Но перед светлячком мальчик не устоял, ведь тот был живым.

Читайте также:  Рассказ день когда рухнул мир образы героев от мира детства к миру взрослых

План произведения для пересказа

Главная мысль

Живая природа прекрасна и удивительна, и ничто, сделанное человеческими руками, не сравнится с творениями живой природы.

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить природу, любить животных, понимать красоту и уметь радоваться самым простым вещам. Учит быть честным, добрым, слушаться родителей. Но также учит думать своей головой, если ситуация меняется.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и его главный герой — мальчик Дениска. У Дениски оказалась очень чувствительная душа, он оказался способен оценить красоту простого насекомого, и я считаю, что он поступил совершенно правильно.

Источник

Рассказ Драгунского «Он живой и светится» для читательского дневника

Произведение Виктора Драгунского «Он живой и светится» было написано в 1964 году. В своем рассказе автор повествует о мальчике, который поменял дорогую сердцу вещь на красивого маленького светлячка. Писатель затронул темы красоты, природы, взаимоотношений. Краткое содержание «Он живой и светится» Драгунского для читательского дневника поможет определить основную идею произведения, а также его смысл.

Анализ произведения

В рассказе представлено три персонажа: Дениска Кораблев, его мама и лучший друг Мишка Слонов.

Главный герой добродушный, внимательный, любит природу.

Краткое содержание

Мальчик ждал маму возле песочницы. Она по какой-то причине задерживалась, начало смеркаться, а на небе появлялись звезды.

Все дети стали расходиться по домам. В это время к Дениске подошел лучший друг и взял его самосвал. Эта игрушка ему очень нравилась, и Мишка попросил поиграть с ней. Только Денис отказал другу, так как машинка была ему очень дорога — это подарок отца.

Тогда Мишка стал торговаться, он предлагал редкие марки, надувной круг, но Дениску все это не интересовало. После этого Слонов достал из кармана свое сокровище — спичечный коробок, в котором что-то светилось. Миша объяснил другу, что это живой светлячок, светящийся в темноте.

Дениске так захотелось его себе, что он, не раздумывая, обменял машинку на эту диковинку.

Мальчик принялся рассматривать светлячка, изучал его так долго, что позабыл обо всем на свете.

Вскоре пришла его мама, и они пошли домой. Денис рассказал ей, что обменял самосвал. Когда мама спросила на что, мальчик попросил ее выключить свет. Теперь они вместе смотрели на светящуюся «звездочку». Мальчик видел в этом чудо, волшебство, но мама не могла понять, как можно было обменять на жука большую дорогую машинку.

Дениска объяснил ей, что когда он увидел светлячка, то тут же понял, что он ценнее и важнее любой, даже самой дорогой игрушки или вещи. Ведь он живой и светится!

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

Основная мысль

На примере главных героев автор показал, что чудеса природы намного интереснее и ценнее всех изобретений человека.

Только чувственные люди с чистой душой могут заметить красоту природного мира, оценить ее по достоинству.

Мальчик смог понять ценность живого существа перед искусственным самосвалом.

В этом заключается главная мысль «Он живой и светится» Драгунского.

Это произведение учит следующему:

Отзывы читателей

Мне это произведение очень понравилось. Недавно я перечитывала сборник «Денискины рассказы». Все они поучительные и увлекательные. Я рекомендую прочитать каждому. Родителям обязательно нужно их читать своим детям. Лучше брать книгу с иллюстрациями, так чтение интереснее, ведь благодаря картинкам и рисункам сразу становишься «на одну волну» с автором. Пример главного героя показал, как много всего увлекательного вокруг, главное — замечать это. Когда радуешься красоте мира, жить становится интереснее.

После прочтения этого рассказа остается приятное ощущение. Понимаешь, что природа гораздо интереснее, чем сделанное человеком. Окружающий мир всегда разный, он никогда не надоест. Вокруг столько красивых мест, что за всю жизнь не обойти. Этот рассказ помогает понять, что необходимо любить природу, зверей, птиц, насекомых. Даже маленькое существо достойно жизни, чем-то интересно. Пример главного героя показывает, что нужно уметь радоваться простым вещам. Это доступно только неиспорченному человеку, который еще способен видеть прекрасное в мелких букашках.

Когда я прочла это произведение, то сразу вспомнила две пословицы «Живой о живом и думает» и «Жизнь полна чудес». Автор затронул важный вопрос и показал, что жизнь во всех ее проявлениях — это чудо и волшебство. Маленький ребенок без сожалений поменял подарок папы на маленького жучка. Он понял разницу между обычной вещью и живым существом. Каким бы прекрасным и дорогим ни был самосвал, природа окажется лучше и красивее.

Я записала конспект этого увлекательнейшего рассказа, чтобы всегда его перечитывать. Тем самым напоминать себе о красоте нашей планеты. А еще нашла в интернете раскраски к этому произведению и раскрашиваю их карандашами. Я в восторге!

Источник

Познавательное и интересное