Осеева Валентина рассказ «Просто старушка»
Читательский дневник по рассказу «Просто старушка» Валентины Осеевой
Автор: Валентина Александровна Осеева
Название: «Просто старушка»
Главные герои: мальчик, девочка, старушка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мальчик — внимательный и добрый.
Помог незнакомой старушке.
Девочка — глупая, равнодушная.
Старушка — пожилая женщина, поскользнулась.
Краткое содержание рассказа «Просто старушка»
Дети увидели старушку, которая упала на скользкой дороге.
Мальчик быстро помог ей подняться.
Девочка спросила, кем эта старушка приходится мальчику.
А он ответил, что никем.
План рассказа:
3. Кто эта старая женщина?
Основная мысль произведения «Просто старушка»
Главная мысль рассказа в том, что помогать нужно всем, кто в этом нуждается.
Основная идея рассказа в том, что доброту и отзывчивость нужно проявлять даже к незнакомым людям.
Чему учит рассказ
Рассказ учит всегда помогать окружающим.
Учит доброте и отзывчивости.
Краткий отзыв по рассказу «Просто старушка» для читательского дневника:
Прочитав эту историю, я подумала о том, что помогать незнакомым людям правильно.
Ведь большинство людей, которые нас окружают нам незнакомы.
Но если нам потребуется помощь, они не раздумывая придут на выручку.
Как поступил мальчик в этой истории.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, как хорошо поступает тот, кто помогает другим.
Мне понравился мальчик, который помог упавшему человеку.
Он не думал, что совсем её не знает.
Мальчик просто помог.
Я всем советую прочитать этот рассказ и задуматься о том, что помощь может потребоваться каждому.
И если ты будешь выручать других, то и тебя не оставят в беде.
Пословицы к произведению:
Мир не без добрых людей.
Жизнь дана на добрые дела.
Дорога помощь вовремя.
Доброму человеку помощь — не убыток.
Ищешь помощи — сам помогай.
Словарь неизвестных слов:
Поскользнуться — упасть на льду, на скользком месте.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик.
Ещё читательские дневники по произведениям Валентины Осеевой:
Библиотека произведений автора пополняется.
Беседа по произведению В. А. Осеевой «Просто старушка» в старшей группе
Светлана Киселева
Беседа по произведению В. А. Осеевой «Просто старушка» в старшей группе
Цель: Познакомить детей с творчеством В. А. Осеевой.
Задачи:
— совершенствовать умение детей достойно вести себя в разных жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим.
— воспитывать у детей доброту и любовь к окружающим людям, употребление вежливых слов в речи.
— развивать коммуникативные навыки: умение вступать в контакт с окружающими, развивать память, мышление, воображение;
Ход занятия: Сегодня я хочу вас познакомить с замечательной, детской писательницей Валентиной Александровной Осеевой. Она писала добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Просто старушка», «Три товарища», «Синие листья», «Хорошее». Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие учат ребят честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает нам понять, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.
Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они приносят детям немало пользы и обогащают внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями».
В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
Это сказала писательница В. А. Осеева.
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Какого человека мы называем вежливым?
Ответы детей: (того, кто делает добрые дела, не обижает малышей, здоровается и говорить вежливые слова, не грубит, заботится о близких людях, благодарит за помощь)
Сегодня мы будем читать рассказ В. Осеевой «Просто старушка». Сначала мы будем читать рассказ, а потом ответим на вопросы.
Чтение рассказа «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
Беседа с детьми после прочитанного.
Воспитатель: Почему старушка упала?
Дети: Потому что скользко, гололёд.
Воспитатель: Кому жалко бабушку? Кто хотел бы ей помочь? (Представьте, если бы вы оказались рядом с бабушкой, что вы сделали бы)
— Почему мальчик так поступил?
Воспитатель: Какой мальчик? (Дети подбирают определения,рассуждают: хороший, внимательный, добрый, заботливый). Можно сказать отзывчивый, добродушный, добросердечный.
— Расскажите, а что вы думаете о девочке? (плохая, невнимательная.)
— Как вы думаете, как поступила бы девочка, если бы была одна?
— Почему девочка больше ни о чем не спросила? О чем она думала?
— Как бы вы поступили на месте этих детей?
— А приходилось ли вам сталкиваться с подобными ситуациями?
Воспитатель подводит итог.
— О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В. А. Осеевой?
— Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
— Будете ли вы ждать наград
Беседа в старшей группе «Что мы знаем о птицах» Цель. Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать.
Беседа в старшей группе «Какой я?» Цель: уточнить знания о себе, как о человеке, как о неповторимой личности. Задачи: способствовать развитию умений чувствовать свой организм,.
Беседа в старшей группе «Мой родной город» Цель: формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: • Расширять представления детей о достопримечательностях.
Беседа в старшей группе «Безопасность на дорогах» Беседа в старшей группе на тему «Безопасность на дорогах» Воспитатель : Соколова Ольга Михайловна Цель : Активизация деятельности детей.
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по рассказам В. Осеевой» Цель: развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других через чтение рассказов В. А. Осеевой. Задачи: Образовательная.
Мастер-класс. Коллективная работа из гофротрубочек для детей 6–7 лет по произведению В. А. Осеевой «Волшебная иголочка» — Идти туда надо не за солнцем, а за тучкой, По крапивке да по колючкам, По овражкам да по болотцу. До самого старого колодца. Там и птицы.
Беседа в старшей группе «Русские традиции» Цель: Познакомить детей с русскими традициями, приобщать к семейным традициям. Задачи: 1)Учить, понимать смысл русских традиций. 2)Обогатить.
Сценарий развлечения «К нам пришла старушка-веселушка» С детьми дошкольного возраста. Действующие лица: Старушка-веселушка; Кошка; Зайка; Ёжик; Медведь. Оборудование: музыкальное сопровождение,.
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание по произведению «Котенок» Л. Н. Толстого Творческое рассказывание по литературному произведению «Котенок» Л. Н. Толстого. Цель: способствовать развитию творческих способностей детей.
Урок чтения 2 класс луо. В.А.Осеева «Просто старушка»
Урок чтения 2 класс для детей с луо В.А. Осеева «Просто старушка».
Учить находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя произведения, оценивать события, поступки персонажей. Продолжить работу над формированием вдумчивого чтения. Воспитывать доброе отношение к людям зрелого возраста.
Просмотр содержимого документа
«Урок чтения 2 класс луо. В.А.Осеева «Просто старушка»»
Конспект урока по чтению
Тема урока: В. А. Осеева «Просто старушка».
Цели урока:
Учить находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя произведения, оценивать события, поступки персонажей. Продолжить работу над формированием вдумчивого чтения.
Воспитывать доброе отношение к людям зрелого возраста.
Оборудование: полоска бумаги,
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку
Актуализация знаний.
Сегодня мы проведем исследование, т. е. научную работу. В любом исследовании есть высказывание, мысль, которую нужно доказать. Прочитайте пословицу:
Нам с вами в течение урока нужно доказать, что это так, или доказать, что это высказывание не верно.-На самом деле мы с вами начали наше исследование еще на прошлом уроке, когда читали рассказ В.Осеевой «На берегу реки»
Проверка домашнего задания.
Беседа по содержанию.
Кто из ребят совершил отважный поступок?
Подготовка к освоению знаний.
Словарная работа.
по-скольз-ну-лась поскользнулась (оступилась на скользком месте)
у-ди-ви-лась удивилась (прийти в удивление; впечатление от неожиданного)
старуха – старушка
Чем различается значение слов старуха и старушка?
Посмотрите картинки. Как вы думаете, где здесь образ старухи, а где старушки?
А теперь откройте учебник на стр. 46 и прочитайте заголовок текста, с которым будем сегодня работать
Сообщение темы урока
— Итак, сегодня на уроке мы с вами должны доказать пословицу Жизнь дана на добрые дела. на примере рассказа В.Осеевой «Просто старушка».
Об авторе. Об авторе Посмотрите на портрет.
Это Валентина Александровна Осеева. Она много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила вместе с ними спектакли.
Какие рассказы Осеевой вы читали?
Кто главные герои ее рассказов? (Дети)
Выставка книг Осеевой.
Предположение содержания рассказа
Посмотрите внимательно на картинки (серия картинок о различного вида помощи).
— На какую тему все картинки?
Проделав словарную работу, рассмотрев портреты старушек, прочитав заголовок, можно ли предположить, о чем будет идти речь в рассказе?
— Как думаете, о чем пойдет речь в новом произведении?
(Я считаю… Я думаю… Мне кажется…)
Первичное знакомство с текстом
А теперь познакомимся с рассказом «Просто старушка» и узнаем, оказалось ли наше предположение верным.
-Поставьте пальчик на начало текста.
-Я начинаю, а Вы внимательно следите, кто-то продолжит
-Продолжает … (хорошо читающие дети, их чтение оценю)
Проверка первичного восприятия
Какие чувства вызвал у вас этот рассказ и почему?
Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему?
С кем из ребят вы бы хотели дружить? Почему?
Вторичное чтение и работа с текстом.
А теперь еще раз читаем рассказ и находим слова и выражения, характеризующие героев произведения. Стараемся читать целыми словами.
Каким вы представляете мальчика из рассказа?
Правильно ли он поступил? Почему он помог старушке?
Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал? (бросился на помощь)
Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела старушку?
Почему девочка задавала такие вопросы? Как будем читать слова девочки? (С удивлением)
Почему девочка больше ни о чем не спросила?
О чем она думала? Какие чувства родились в ее душе?
— Эта история могла произойти с кем-нибудь из вас.
— Как бы вы поступили в такой ситуации?
Бабушки уже не молоды, поэтому их надо беречь и обязательно помогать во всем.
Внимания и помощи ждут не только родные ваши бабушки.
Не забывайте заботиться о чужих одиноких, больных, престарелых людях как позаботился мальчик из рассказа «Просто старушка».
VIII. Решение проблемной ситуации. ИГРА «Капельки добра»
— Чего на земле больше: добра или зла?
— Может быть, нам помогут узнать весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку”
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра.
Работа с пословицами.
Друзья познаются в беде
У страха глаза велики
Жизнь дана на добрые дела.
— Выберите ту, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль рассказа. Почему? (Я считаю… Я думаю… Мне кажется…)
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: «В. Осеева «Хорошее», «Просто старушка»
Цель: развивать умение прогнозировать текст, развивать навыки правильного и осознанного чтения; совершенствовать умение пересказывать текст по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.
Оборудование: скороговорки на доске, пословицы в конвертах, рисунки к рассказу “Почему”; выставка книг Осеевой, грамзапись “Синие листья”, Осеевой, музыкальная заставка, радиоприемник микрофон.
Ход урока
I. Организация урока
II. Жужжащее чтение книг детьми (2 мин)
— Называют автора и произведения.
Техника чтения, отработка дикции.
Три сестрицы тараторки
Тараторили на горке
Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Учитывается правильность чтения, четкость. (Учащиеся получают жетоны (4 – 5 человек)
III. Вступительная беседа
Звучит музыкальная заставка.
Учащиеся: – Это позывные сигналы радиопередачи
Учитель: – Для кого звучит радиопередача
— А как называется аппарат для приема для приема сигналов?
— Кто следит за радиоаппаратом?
Учащиеся: – Радиотехник
Учитель: – Радиотехник готов?
Радиотехник: “Да готов!” (называется ученик)
Учитель: И так, наш микрофон установлен во 2 классе средней общеобразовательной школы с. Терса. У нас в гостях радиослушатели – учителя нашей школы.
— Послушайте отрывок, отгадайте кто автор и как называется рассказ.
Ученики: – “Синие листья”. Осеева.
— Что знаете о писательнице?
— Какие произведения читали?
Дети называют произведения
— Какую тему мы начали изучать?
Чтение таблички “Я и мои друзья!”
Учитель: Сегодня мы прочитаем еще два рассказа В.А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает в этих рассказах, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Защита рисунков. Учащиеся читают выразительно отрывки.
А) Ответы на вопросы
— Какой рассказ мы читали дома?
— Как мальчик повел себя?
— Почему ему было стыдно?
— Почему так сильно расстроилась мама?
Б) Защита рисунков (3 – 4 человека)
2. Пересказ по плану (3 – 4 человека)
(План в тетради по чтению)
3. Работа с пословицами.
На столах конверты с пословицами. Выбрать и прочитать пословицы, которые подходят по смыслу к рассказу.
(по 5 пословиц, работать в парах)
Дети читают пословицы и доказывают правильность выбора.
4. Обобщающая беседа.
— О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
— Чему учит нас рассказ?
V. Изучение нового материала.
1) Рассказ о творчестве В.А. Осеевой.
Наша радиопередача продолжается и спец коры познакомят с творчеством писательницы.
Послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чем рассказ “Хорошее”.
Выступают учащиеся. Показ портрета.
На доске лента жизни писательницы.
1 ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.
2 ученик: Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
Читая, подмечайте все хорошее.
Как вы думаете, правы мы оказались или нет?
Побежим скорее в лес
Там послушаем рассказ.
Помахали мы крылами
Покружились над полями.
VII. Продолжение изучения нового материала.
1) Чтение рассказа учителем “Просто старушка” В.А. Осеевой.
— Послушайте рассказ. Подумайте, почему я прочитала вам этот рассказ после рассказа “Хорошее”.
(Дети делают свои выводы)
А вас хочет поблагодарить солнышко.
Какое слово спрятало солнышко? (Доброта)
Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.
Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
Радиопередача подошла к концу.
IX. Домашнее задание
Придумать кроссворд о творчестве Осеевой. Нарисовать рисунок к понравившиму рассказу прочитать рассказы выразительно страницы 20 – 21.
Выставка книг писательницы В. Осеевой.
В. Осеева “Волшебное слово”. (рассказы) М. 1988г.
В. Осеева “Хозяюшка”. (рассказы) М. 1988г.
Варианты пословиц в конвертах на листочках (1 конверт на 1 пару учеников)
Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание рассказа В. Осеевой «Просто старушка»
Соня
Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание рассказа В. Осеевой «Просто старушка»
Задачи:
— учить выделять из текста необходимую информацию;
— учить составлять рассказ по сюжетной картине и опорным словам;
— учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;
— учить подбирать слова, используя рифму;
— учить отвевать личную оценку поступков героев;
— учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного рассказа;
— учить выделять и называть персонажей рассказа;
— учить участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного рассказа;
— учить формулировать личную оценку поступков героев.
1. Слушание стихотворения М. Ходякава.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Это время года осенью зовется.
— Назови приметы осени, которые ты услышал в стихотворение,
2. Рассмотри, как одеты люди на картинке.
— Ранней или поздней осенью так одеваются? Объясни, почему ты так думаешь.
3. Отгадывание загадок.
Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять (сапоги).
Стоит солнцу в тучах скрыться,
А дождю – заморосить,
Как спешит он весь раскрыться
И собою нас укрыть (зонт).
4. Рассматривание картинки.
Вопросы:
1. Что можно сказать о погоде? Солнечная она или ненастная?
2. Что можно сказать о дожде? Какой он? Можно ли сказать, что он проливной, холодный? Почему?
3. Какой ветер? Можно ли сказать, что он порывистый? Как ты понимаешь это слово?
4. Какое небо – ясное или хмурое?
5. Что можно сказать об облаках? Какие они – легкие или тяжелые? Высокие или нависшие над землей? Почему?
6. Как одеты дети? Что у них в руках?
7. Как ты думаешь, на картинке ранняя или поздняя осень?
8. Какие новые слова при рассматривании картинки ты узнал?
9. Составь рассказ по картине. Как ты его назовешь?
5. Слушание рассказа В. Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мой портфель! – крикнул мальчик, передал его девочке и бросился на помощь старушке.
Когда они вернулся, девочка спросила его:
— Мама? – удивилась подружка.
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
Вопросы:
1. Что случилось со старушкой?
2. Почему она поскользнулась?
3. Кто поспешил ей на помощь?
4. Почему девочка подумала, что старушка – мама или бабушка мальчика?
5. Почему девочка не стала помогать бабушке?
6. Если бы ты был на месте этих детей, как поступил бы ты? Почему?
6. Помоги рассказать сказку.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он … (катился).
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню … (пел,
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый Волк и бурый … (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую … (Лису,
От нее уйти не смог.
И. Мазнин.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Составление творческого рассказа» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Составление творческого рассказа» Цель: закрепление навыка составления творческих.
Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ рассказа В. Сутеева «Три котенка» Тема: Пересказ рассказа В. Сутеева «Три котенка» Возраст детей: 5-6 лет. Образовательная область: речевое развитие. Интеграция областей:.
Технологическая карта занятия «Анализ рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка» Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать способствовать.