Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Осеева «Волшебное Слово»
специалист в области арт-терапии
Методическая разработка урока литературного чтения
во 2 классе по теме:
В.А. Осеева «Волшебное слово»
Тулева Елена Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 1 имени академика Б.Н.Петрова»
Предмет: литературное чтение
Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.
Тема урока: В. А. Осеева. «Волшебное слово».
обучающая: познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом;
развивающая: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
воспитательная: через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Тип урока: открытие нового знания.
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
— регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
— познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
— коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Применяемые методы, педагогические технологии :
технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод чтения в парах.
Используемые средства обучения : мультимедийное оборудование, учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово»
Светлана Иванова
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово»
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение).
Образовательная область: речевое развитие.
Тема занятия: Чтение рассказа В Осеевой «Волшебное слово».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: Определение идеи произведения В. Осеевой «Волшебное слово» через организацию чтения и беседы.
Познакомить детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».
Учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения; углубить знания детей о доброте, вежливости.
Развивающая:
Развивать мышление через организацию беседы по прочитанному произведению.
Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми.
Словарная работа: поддал, сгребла в кучу, противень.
Подготовительная работа: Организация беседы «Зачем нужно быть вежливым?», подборка иллюстраций и портрета В. Осеевой.
Планируемые результаты: Дети знакомы с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» и определяют идею произведения;
Дети обладают достаточным уровнем мышления для участия ведения беседы;
Созданы условия для воспитания навыков культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми
Материалы и оборудование: книга, портрет, иллюстрации.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап
Формирование интереса у детей к теме занятия к предстоящей деятельности. Ребята, давайте друг друга поприветствуем. для этого нужно встать в круг.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Я рада приветствовать вас, этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и много новых, интересных впечатлений!
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся? правильно, мы будем читать.
Но для начала скажите, какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое
настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Я вижу, что у всех теперь хорошее настроение и даже на небе засеяло солнышко от ваших улыбок.
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» (показываю портрет писателя).
Это история о мальчике Павлике. Павлику всегда был обижен, потому что ему много чего не разрешали и даже сестра не хотела с ним делиться карандашами. Он грустил и даже плакал, пока не встретил одного старика на лавке. Старик открыл ему один секрет, Павлик сначала ему не поверил. Но попробовав один раз применить его, жизнь Павлика очень изменилась. Что это был за секрет и что было дальше с героем рассказа мы узнаем, когда прочитаем «Волшебное слово» В. Осеевой. Прием психологической речевой настройки на предстоящую деятельность;
Побуждение к деятельности;
Беседа приветствуют воспитателя и друг друга.
внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопрос.
рассматривают портрет писателя и внимательно слушают анонсирование произведения. Дети мотивированы на предстоящую деятельность
2.1 Этап постановки проблемы
Формулировать проблему и создание проблемной ситуации Давайте рассмотрим обложку книги. Что на ней изображено?
Сядьте правильно и удобно. выпрямим спины и положим руки на коленки. Как мы ведем себя, когда слушаем рассказ? правильно, внимательно и не перебиваем.
в тексте вам могут встретиться не знакомые слова, такие как поддать, сгрести в кучу, противень. вы знаете, что это такое?
Поддать – значит легонько ударить кого-то.
Сгрести в кучу – быстро собрать.
Противень- тонкий металлический (или стеклянный) лист с загнутыми краями и невысоким бортиком для приготовления пищи (жарения и выпекания).Метод: словесный;
Приемы: прием постановки вопроса конкретного характера Дети внимательно слушают.
Рассматривают обложку книги, высказывают свои предположения о сюжете.
знакомятся с новыми словами. Дети формулируют проблемный вопрос совместно с воспитателем;
Дети проявляют интерес к проблемной ситуации и формулирование проблемы.
2.2 Этап восприятия материала
Познакомить с содержанием произведения Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».Метод: чтение Отвечают на вопросы
Рассуждают
Внимательно слушают, воспринимают Ознакомлены с содержанием произведения внимательно слушают и воспринимают информацию.
2.3 Этап практического решения проблемы
Решать проблемную ситуацию; отвечать на проблемный вопрос;Анализ текста: создание условий для решения, проблемной ситуации.
Кто является героем рассказа и что с ним случилось?
Кому мальчик рассказал о своей проблеме?
Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?
Как можно назвать его поведение?
Что просил Павлик у сестры?
Куда не брал Павлика брат?
Что не дала бабушка мальчику?
Как старик помог мальчику?
Какое слово «помогло» Павлику?
Как оно «помогло» Павлику в дальнейшем?
Как изменилось отношение родных к мальчику?
Какую силу имеют волшебные слова?
Можно ли говорить, что мальчик навсегда останется невежливым?
А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?
Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет
Мы руками хлоп-хлоп!
Раз – сюда. Два – туда,
Повернись вокруг себя.
Руки кверху все подняли.
Заниматься нам пора
Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу.
Гимнастика для глаз.
Теперь нашим глазкам нужно отдохнуть. давайте сильно-сильно зажмурим глаза, а теперь откроем и посмотрим далеко в окно. а теперь на кончик носа и опять в окно. посмотрим глазками на соседа справа, а теперь слева. быстро-быстро поморгаем и опять посмотрим в окно.Метод: Наглядный, практический.
Приемы: вопросы на понимание текста (Анализ, синтез, оценка)
Прием: выборочное чтение
Дидактическая игра:метод: практический Выполняют упражнения с текстом участвуют в игре Дети проявляют инициативу и самостоятельность в решении проблемной ситуации
3. Заключительный этап
Подвести итоги деятельности;
Обобщить полученный опыт;
Формировать элементарные навыки самооценки ребята, какой рассказ мы с вами сегодня прочитали? Кто его автор? о чем произведение? Чему нас учит автор? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
А случались ли с вами интересные истории, где вам «помогли» волшебные слова?
Ребята, спасибо вам за занятие! А на прощание давайте еще раз подарим солнышку и друг другу свои улыбки! До скорых встреч! Беседа
Прием: вопросы, побуждающие к обобщению и самооценке Отвечают на вопросы, демонстрируя навыки обобщения и самооценки.
Дети делают выводы, умеют обобщать опыт
Прикреплённые файлы:
Конспект СД воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Чтение рассказа В. Осеевой «Злая мать и добрая тетя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию «Чтение рассказа Ю. Коваля «Стожок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа В. Осеевой «Разделите так, как делили работу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: учить детей пересказывать текст рассказа, при помощи схемы; передавая интонацию при характеристике персонажей. Упражнять воспитанников.
Конспект урока В.А.Осеева «Волшебное слово»
специалист в области арт-терапии
Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»
Цель урока : познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстом
Образовательные : обеспечить полноценное восприятие текста посредством чтения и анализа предлагаемого литературного произведения; продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.
Развивающие : способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать пополнению и активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся; развивать логическое мышление, интеллект, зрительную память.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты : Универсальные учебные действия
Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Выражать своё отношение к героям произведения, к их поступкам.
формировать собственную позицию поведения ребенка.
Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
Формировать умение отвечать на предлагаемые вопросы;
Формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
Формировать умение ориентироваться в учебнике
Формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Формировать умение выражать и оформлять свои мысли в устной форме;
Формировать умение слушать и понимать речь других;
Формировать умение выразительно читать текст;
Формировать умение работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;
Применяемые педагогические технологии : технология продуктивного чтения,
Применяемые методы : беседа, работа с текстом, метод иллюстрации ( с использованием презентации).
I. Организационный момент
— Здравствуйте, садитесь! Меня зовут О.Н., я очень рада вас видеть! Надеюсь, наш урок принесёт всем радость общения друг с другом, пройдёт с пользой для всех. Я желаю вам успехов и творческих удач.
И хочу его начать следующими словами:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу
Кузнецу, ткачу, врачу
Всем идущим на обед.
Всех, домой спешащих к чаю.
— О каких словах идёт речь в стихотворении? (о добрых, вежливых)
II. Работа с текстом до чтения
— В своей речи мы ежедневно используем много добрых слов. Как можно назвать эти слова? (вежливые, волшебные).
Составление кластера на доске.
— Какие ещё добрые, волшебные слова вы знаете и часто произносите? (добрый вечер, благодарю, пожалуйста, будьте добры, спокойной ночи, извините, простите). Посмотрите, как много вежливых слов мы знаем и употребляем в речи.
— Не случайно мы начали сегодня разговор с волшебных слов.
2.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)
— Откройте учебник на с.87. Прочитайте и скажите, кто автор произведения, которое нам предстоит прочитать? Известна ли вам фамилия автора произведения? (Валентина Александровна Осеева) (Слайд)
— Это портрет В.А.Осеевой, детской писательницы.
— Сегодня мы познакомимся с одним из её произведений.
— Прочитайте название произведения (с.87) и назовите тему нашего урока.
— Рассмотрите иллюстрацию к произведению (слайд).
— Предположите, кто будет героями произведения?
— Ребята, мы обратимся к корзине идей после прочтения произведения.
— С помощью опорных слов, давайте определим, какая работа нас ждёт на уроке:
Познакомиться с произведением …
— Мы начинаем читать произведение, и узнаем, чьи предположения подтвердятся. Во время чтения мы будем думать над содержанием и вести разговор с автором.
III. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное восприятие текста. Стадия осмысления.
Чтение 1 смысловой части
— Мы предполагали героев произведения. Назовите их.
— Поведение какого героя вам понравилось? (старика).
— Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он? (грубый, невоспитанный)
— Докажите словами из текста. (Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком).
— Как вы думаете, что произошло дальше в рассказе? (предположения детей).
Чтение 2 смыслового отрывка
— Кого напоминает старик? (Волшебника, который знает волшебное слово)
— Как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки.
— Интересно вам узнать какое же это волшебное слово? Кто из вас уже догадался? Есть ли оно среди слов, которые мы на доске?
— Будем читать дальше. Проверим наши предположения.
Чтение 3 смыслового отрывка (Лена сидела за столом …)
— Какое волшебное слово подарил старичок Павлику? (пожалуйста)
— Найдите в тексте строчки, в которых говорится, как на сестру подействовало волшебное слово.
Настало и наше время проверить волшебную силу слова «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слова, то выполнять действие не нужно.
Пожалуйста, встаньте!
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательные. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
— Прежде, чем читать текст, уточним значение некоторых слов.
Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи (слайд)
Чтение 4 смысловой части
— Ребята, подействовало волшебное слово на бабушку?
— Что произошло, перечитайте эти строчки.
— Какие чувства испытывает мальчик? (Он радуется, что волшебное слово работает, у него всё получилось)
— На ком ещё осталось проверить волшебную силу слова (на брате).
Чтение 5 смысловой части (За обедом Павлик сидел…)
— Почему брат усмехнулся? (от удивления, неожиданности)
— Как вы думаете, возьмёт или не возьмёт брат с собой Павлика?
(Дочитываем текст до конца)
V. Работа с текстом после чтения
— Давайте вернёмся к нашей корзине идей. Оправдались наши предположения?
— Вспомните, как Павлик называл старичка? (Волшебник).
— Действительно ли старичок оказался волшебником? (Это простой человек)
— Что хотел нам сказать автор? Какой главный закон общения вывел для себя мальчик?
— К какому жанру относится это произведение? (небольшой по объему, мало действ. Лиц, рассказывается об одном событии)
2. Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение
— Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (с.88)
— Внимательно ли художник читал рассказ? Найдите строчки, в которых автор даёт описание старичка.
3.Теперь мы поработаем в парах, но для этого вспомним правила работы в паре.
Правила работы в паре:
Уважай своего товарища.
Не согласен – предлагай.
— В народе собрано много пословиц о доброте, хороших поступках…
— Ребята, у которых на столе лежит задание для работы с пословицами, соберите из частей пословиц целые:
Век живи… … век учись
— Ребята, у которых задание для работы с проектом, попробуйте составить правило общения с людьми.
1.Если хочешь, чтоб к тебе хорошо относились, сам будь вежлив в общении. 2.Будь вежлив и у тебя будет много друзей. 3. Если хочешь что- то попросить, не забудь сказать волшебное слово « пожалуйста» .
— Надеюсь, эти правила общения пригодятся вам в жизни.
— Послушаем, какие пословицы получились.
— Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?
VI. Подведение итогов урока
— Мы прочитали интересное произведение. Нужны ли нам в жизни такие слова? В чём их сила?
— Ребята, Валентина Александровна написала очень много интересных рассказов о доброте, дружбе, хороших поступках. Перед вами небольшая выставка книг. Обзор её рассказов предлагаю посмотреть в буктрейлере.
— У кого из вас появилось желание ещё прочитать произведения детской писательницы?
На столе сердечки двух цветов: красные – меня взволновала беседа на уроке, я сопереживаю; белые – мне было безразлично. Выберите нужное для себя, и наклейте на большое сердце на доске.
Пусть в вашем маленьком сердечке всегда находится место для волшебных слов. Будьте внимательны и добры друг к другу.
VIII . Домашнее задание
— Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора и напишите об этой истории в рабочей тетради на стр. 70.
Конспект урока по литературному чтению по произведению В.А.Осеевой » Волшебное слово»
специалист в области арт-терапии
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Москвы « Школа № 1359»
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «Г» классе
учитель первой категории
Самойлова Виктория Михайловна
Конспект открытого по литературному чтению во 2 г классе
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Вид урока: закрепление пройденного
обеспечить глубокое понимание смысла произведения.
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.
развивать навыки правильного чтения.
развивать творческую деятельность учащихся.
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
— регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
— познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
— коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Технология: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
артпедагогика (АРТПЕДАГОГИКА – система психолого-педагогической работы с детьми, в которой используются изобразительные средства, музыка, движение и танец, литературное творчество, театральное и киноискусство)
1. Самоопределение к деятельности.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
При встрече здороваться:
— Доброе утро солнцу и птицам,
— Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь.
Повернитесь к нашим гостям – поздоровайтесь и улыбнитесь.
Повернитесь и улыбнитесь мне.
Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
-Какие вы знаете еще вежливые слова?
— Для чего мы говорим эти слова?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.
Подготовка к восприятию.
(задание на карточках у каждого ребенка)
— Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
Всем идущим на обед.
Всех, домой спешащих к чаю.
— Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый
— Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите?
-Как вы думаете зачем они нужны людям?
Начать мне работу над темой нашего урока хочется словами Э.Асадова
« Плохой ли, хорошей рождается птица,
Человеку же так не годится.
Человеку мало родиться:
-О чем говорится в этом стихотворении?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о хороших людях)
— А кого мы называем хорошими людьми? (вежливых, воспитанных)
-А какого человека мы называем вежливым?
-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)
Ребята, на вчерашнем уроке литературного чтения мы с вами впервые познакомились с героями произведения В.А. Осеевой. Произведение этой писательницы познакомило нас с новым волшебным словом «пожалуйста». Вы помните как называется этот рассказ? Я вам немного подскажу, посмотрите на доску и выберите правильный ответ. (Слайд 2)
— Кто автор этого произведения? Давайте посмотрим на ее книги и вспомним ее фамилию .
— Это произведения Валентины Александровны Осеевой.
— Что вы помните из ее биографии?
— Дети, на сегодняшнем уроке мы продолжим работу с произведением «Волшебное слово». Мы постараемся поразмыслить о поступках главных героев. И, конечно, мы постараемся ответить на вопрос, заданный нам в учебнике. Стр.92 Найдите его и прочитайте. (Может ли слово быть волшебным?)
Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать рассказа «Волшебное слово». Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь расположены ключевые моменты нашего рассказа, вот только расположены они не по порядку. Давайте попробуем вспомнить ход событий рассказа и расположить записанные на доске события в порядке их очередности. (Слайд 4)
Учитель: Молодцы, дети!
Учитель: Кого вы видите на картинке? Что они делают? Как имя этого мальчика? Как вы думаете, ребята, являются ли старик и Павлик главными героями этого рассказа?
Анализ первой части текста
Учитель: Дети, давайте вспомним, каким было поведение Павлика, когда он встретился со стариком. Посмотрите на доску, здесь записаны слова, с помощью которых автор описал настроение и поведение Павлика. Прочитайте их. (Слайд 6)
Учитель: Как вы думаете, Павлик вежливый мальчик? (Нет)
Учитель: А кого бы вы назвали вежливым человеком?
Учитель: Скажите, дети, каким образом помог старик Павлику?
( Он рассказал Павлику о волшебном слове)
Так какое слово сказал старик мальчику?
-Давайте мы с вами поищем в тексте и прочитаем советы старика о том, как нужно его произносить.
Учитель: Дети, взгляните на доску . (Слайд 8) Что вы видите? (Павлик разговаривает с Леной).
-Как Павел подошел к Лене?
Найдите в тексте и подчеркните карандашом слова, с которыми Павлик обратился к сестре.
(Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал)
Учитель: Молодцы! А теперь найдите в тексте то, как отреагировала Лена на обращение Павлика.
(Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала)
Работа над третьей частью текста.
Учитель: Посмотрим снова на доску. (Слайд 9) В каком отрывке описана данная сцена? (Бабушка на кухне)
— Считал ли Павлик, что волшебное слово ему поможет? (он сомневался)
— Найдите в тексте подтверждение тому, что у Павлика были сомнения.
— Для того чтобы ему было легче просить бабушку, Павлик сначала подготовил ее. Что он сделал. Найдите в тесте эти слова и подчеркните их карандашом.
(Повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал)
— Теперь найдите в тексте описание того, как на бабушку подействовали слова Павлика и прочитайте их.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в улыбке)
Работа над четвёртой частью
Учитель: Самым тяжелым было последнее, третье испытание для волшебного слова. Что это было за испытание?
Учитель: Ребята, найдите в тексте и прочитайте те предложения, в которых описывается поведение Павлика за столом. Скажите, какое слово он использовал при обращении к брату? (слово «пожалуйста»)
Учитель: Дети, подумайте и скажите, почему на ваш взгляд все стали исполнять просьбы Павлика? (он просил вежливо)
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста». Я буду показывать вам движения, а вы будете их повторять только после того, как я скажу слово «пожалуйста».
6.Работа над пословицами в парах.
а) составление пословицы из карточек. (Приложение3)
Век живи… …а ума не вынес
Учитель: Мы с вами составили несколько пословиц, но одна из очень точно выражает главную мысль рассказа. Прочитайте ее.(Добрый человек добру и учит)
б) работа над значением пословицы
— К какому персонажу нашего рассказа можно отнести эту пословицу и почему?
(Старик сам был добрым и вежливым человеком, поэтому он и Павлика научил волшебному слову, доброте и вежливости.)
Дети, знаете ли вы еще пословицы на эту тему.
— Наш урок я хотела бы закончить стихотворением «Добрый день» (чтение стихотворения наизусть учениками).
Давайте теперь вернемся к вопросу, на который мы сегодня отвечали?
— Может ли слово быть волшебным?
7. Рефлексия деятельности.
Чему учит нас рассказ В.А. Осеевой?
О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)
В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )
— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
— Ребята, наш урок подошёл к концу. Теперь оцените свою работу на уроке: если вы довольны собой, у вас позитивное настроение, то смайлик наш улыбается
— если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то прикрепляете смайлик на среднюю ступеньку ;
— а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, но вы готовы стремится вперед, то вы прикрепляете свой смайлик на нижнюю ступень.
1 уровень – пересказ рассказа
2 уровень – пересказ рассказа от имени Павлика
3 уровень – проверить действие волшебного слова с родными и близкими
Конспект открытого по литературному чтению во 2 г классе
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Вид урока: закрепление пройденного
обеспечить глубокое понимание смысла произведения.
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.
развивать навыки правильного чтения.
развивать творческую деятельность учащихся.
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
— регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
— познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
— коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Технология: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
артпедагогика (АРТПЕДАГОГИКА – система психолого-педагогической работы с детьми, в которой используются изобразительные средства, музыка, движение и танец, литературное творчество, театральное и киноискусство)
1. Самоопределение к деятельности.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
При встрече здороваться:
— Доброе утро солнцу и птицам,
— Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь.
Повернитесь к нашим гостям – поздоровайтесь и улыбнитесь.
Повернитесь и улыбнитесь мне.
Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
-Какие вы знаете еще вежливые слова?
— Для чего мы говорим эти слова?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.
Был вежлив (слайд 2)
Отняв у младших мячик,
1) Прочитать про себя;
3) Прочитать медленно.
4) Прочитать быстро.
5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
— Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
— Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
Подготовка к восприятию.
(задание на карточках у каждого ребенка)
— Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
Всем идущим на обед.
Всех, домой спешащих к чаю.
— Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый
— Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите?
-Как вы думаете зачем они нужны людям?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Начать мне работу над темой нашего урока хочется словами Э.Асадова
« Плохой ли, хорошей рождается птица,
Человеку же так не годится.
Человеку мало родиться:
-О чем говорится в этом стихотворении?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о хороших людях)
— А кого мы называем хорошими людьми? (вежливых, воспитанных)
-А какого человека мы называем вежливым?
-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)
Ребята, на вчерашнем уроке литературного чтения мы с вами впервые познакомились с героями произведения В.А. Осеевой. Произведение этой писательницы познакомило нас с новым волшебным словом «пожалуйста». Вы помните как называется этот рассказ? Я вам немного подскажу, посмотрите на доску и выберите правильный ответ. (Слайд 2)
— Кто автор этого произведения? Давайте посмотрим на ее книги и вспомним ее фамилию .
— Это произведения Валентины Александровны Осеевой.
— Что вы помните из ее биографии?
— Дети, на сегодняшнем уроке мы продолжим работу с произведением «Волшебное слово». Мы постараемся поразмыслить о поступках главных героев. И, конечно, мы постараемся ответить на вопрос, заданный нам в учебнике. Стр.92 Найдите его и прочитайте. (Может ли слово быть волшебным?)
Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать рассказа «Волшебное слово». Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь расположены ключевые моменты нашего рассказа, вот только расположены они не по порядку. Давайте попробуем вспомнить ход событий рассказа и расположить записанные на доске события в порядке их очередности. (Слайд 4)
Учитель: Молодцы, дети!
Учитель: Кого вы видите на картинке? Что они делают? Как имя этого мальчика? Как вы думаете, ребята, являются ли старик и Павлик главными героями этого рассказа?
Проверка домашнего задания.
Анализ первой части текста
Учитель: Дети, давайте вспомним, каким было поведение Павлика, когда он встретился со стариком. Посмотрите на доску, здесь записаны слова, с помощью которых автор описал настроение и поведение Павлика. Прочитайте их. (Слайд 6)
Учитель: Как вы думаете, Павлик вежливый мальчик? (Нет)
Учитель: А кого бы вы назвали вежливым человеком?
Учитель: Скажите, дети, каким образом помог старик Павлику?
( Он рассказал Павлику о волшебном слове)
Так какое слово сказал старик мальчику?
-Давайте мы с вами поищем в тексте и прочитаем советы старика о том, как нужно его произносить.
второй частью текста
Учитель: Дети, взгляните на доску . (Слайд 8) Что вы видите? (Павлик разговаривает с Леной).
-Как Павел подошел к Лене?
Найдите в тексте и подчеркните карандашом слова, с которыми Павлик обратился к сестре.
(Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал)
Учитель: Молодцы! А теперь найдите в тексте то, как отреагировала Лена на обращение Павлика.
(Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала)
Работа над третьей частью текста
Учитель: Посмотрим снова на доску. (Слайд 9) В каком отрывке описана данная сцена? (Бабушка на кухне)
— Считал ли Павлик, что волшебное слово ему поможет? (он сомневался)
— Найдите в тексте подтверждение тому, что у Павлика были сомнения.
— Для того чтобы ему было легче просить бабушку, Павлик сначала подготовил ее. Что он сделал. Найдите в тесте эти слова и подчеркните их карандашом.
(Повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал)
— Теперь найдите в тексте описание того, как на бабушку подействовали слова Павлика и прочитайте их.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в улыбке)
Работа над четвёртой частью
Учитель: Самым тяжелым было последнее, третье испытание для волшебного слова. Что это было за испытание?
Учитель: Ребята, найдите в тексте и прочитайте те предложения, в которых описывается поведение Павлика за столом. Скажите, какое слово он использовал при обращении к брату? (слово «пожалуйста»)
Учитель: Дети, подумайте и скажите, почему на ваш взгляд все стали исполнять просьбы Павлика? (он просил вежливо)
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста». Я буду показывать вам движения, а вы будете их повторять только после того, как я скажу слово «пожалуйста».
Работа над пословицами в парах.
а) составление пословицы из карточек. (Приложение3)
Век живи… …а ума не вынес
Учитель: Мы с вами составили несколько пословиц, но одна из очень точно выражает главную мысль рассказа. Прочитайте ее.(Добрый человек добру и учит)
б) работа над значением пословицы
— К какому персонажу нашего рассказа можно отнести эту пословицу и почему?
(Старик сам был добрым и вежливым человеком, поэтому он и Павлика научил волшебному слову, доброте и вежливости.)
Дети, знаете ли вы еще пословицы на эту тему.
— Наш урок я хотела бы закончить стихотворением «Добрый день» (чтение стихотворения наизусть учениками).
Давайте теперь вернемся к вопросу, на который мы сегодня отвечали?
— Может ли слово быть волшебным?
7. Рефлексия деятельности.
Чему учит нас рассказ В.А. Осеевой?
О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)
В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )
— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
— Ребята, наш урок подошёл к концу. Теперь оцените свою работу на уроке: если вы довольны собой, у вас позитивное настроение, то смайлик наш улыбается
— если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то прикрепляете смайлик на среднюю ступеньку ;
— а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, но вы готовы стремится вперед, то вы прикрепляете свой смайлик на нижнюю ступень.
1 уровень – пересказ рассказа
2 уровень – пересказ рассказа от имени Павлика
3 уровень – проверить действие волшебного слова с родными и близкими