Как писать от третьего лица – 3 важных правила для копирайтера
Как правильно писать текст, от третьего лица, от первого или можно выбрать свою манеру подачи информации и считать, что это авторский стиль. Копирайтерам часто приходится решать такие задачи, мало кто из молодых авторов может похвастаться доскональным знанием русской грамматики и изложения. Вспомним, что такое первое, второе и третье лицо и как написать текст от третьего лица.
Изложение от первого лица
Чтобы быстро вспомнить школьную программу запомните простую таблицу.
Падежи | 1 лицо (единственное и множественное число) | 2 лицо | 3 лицо |
Именительный Обо мне О нас | Ты Вы О тебе О вас | Он Она Оно Они О Нем О ней О нем О них |
Итак, изложение от первого лица это когда автор является главным действующим лицом рассказа. «Я пошел, Со мной поздоровались, Меня внимательно выслушали». Такая подача материала часто наблюдается в блогах, посты соцсетей в основном пишутся от своего имени, личные письма и пр.
Заказчики на биржах копирайтинга отдельно указывают, что НЕ писать от первого лица. На бирже Адвего в описании к статье, если Вы продаете свою работу необходимо указывать, «текст написан (или частично написан) от первого лица». Иначе биржа отправит статью на доработку с соответствующей пометкой.
Как составить список от первого лица
Если с местоимениями все понятно, выучил пять слов и порядок, то, как быть с глаголами, когда необходимо составить список действий. Привожу пример НЕПРАВИЛЬНОГО списка, автор написал пошаговое руководство, в тексте рассказывал без присутствия автора, но вот со списком явно, что то не то. Посмотрите внимательно. Я отметил цветом отдельные формы глагола, которые перемешаны в списке «на усмотрение автора».
Если составлять список строго от лица автора, то выглядеть он будет так:
При всей грамотности с точки зрения языка, такие списки не очень привлекательны, здесь необходимо использовать неопределенную форму глагола или повелительное наклонение.
Что значит писать от второго лица
Второе лицо подразумевает, что автор не является вовлеченным в процесс, а наблюдает и рассказывает со стороны. Вы редко найдете в интернете статью, написанную четко по этим правилам, часто автор мешает повествование и переходит с себя на слушателя. «Если бы Вы захотели, Вы смогли бы…», «О Вас написано так много плохого, что Я сразу понял – Вы прекрасный человек».
Как писать от третьего лица
Это самый востребованный вид текста, когда позиция автора совершенно не видна. Многие заказчики, мастера и учителя акцентируют внимание новичков. «Запомните, Ваше личное мнение НИКОГО не интересует. Читатель пришел на сайт с целью решить СВОЮ проблему и ему необходимо предоставить максимум информации без субъективной оценки».
Информационная и экспертная статья строится на отказе употреблять какие-либо местоимения вообще, само изложение подразумевает, что если заменить главное существительное местоимением «ОН» или «ОНА», смысл не поменяется. Пример.
Информационная и экспертная статья строится на отказе употреблять какие-либо местоимения.
Завод «ЕвроКар» выпустил 150-тысячный автомобиль марки Шкода.
В 2019 году продажи Самсунг снизились на 13 %.
Для себя я составил три правила, чтобы никогда не путаться и всегда для работы использовать повествование от третьего лица.
Даже если в тексте от третьего лица подается не намного больше объективной информации, читатели воспринимают ее по-другому.
Проверьте, если Вы читаете авторское мнение, всегда хочется высказать свое…
В статье от второго лица слишком много поучений, Вам захочется возразить и иногда поспорить…
А вот текст от третьего лица, нейтральная информация воспринимается легко, Вы не смотрите на форму, а ищете суть, ответ на свой вопрос.
Пишите, комментируйте, возражайте и делитесь опытом, до встречи.
Что такое статья (текст) от третьего лица
Содержание
Введение
Часто при написании статьи, заметки, рассказа или любого другого текстового произведения перед автором стоит вопрос о том, с какой точки зрения повести рассказ, то есть от чьего лица будет правильно вести повествование. Ведь не важно, что мы пишем: литературное произведение или статью для размещения на интернет-ресурсах. Основные требования грамотного и правильного написания выдвигаются ко всем одинаковые.
Существуют несколько видов повествований. Статью можно изложить в нескольких формах: от основного (первого) лица, второго лица и третьего. Так в чем разница между тремя видами изложения текста?
Рассказ от основного (первого) лица заключает в себе смысл ведения повествования автором, принимающим активное участие в сюжете рассказа, то есть который является его героем. Если сказать кратко, говорящий – это первое лицо. И в тексте очень часто употребляется местоимение «я».
Второе лицо, или слушающий. Этот метод написания статей довольно редко применяется. В таком повествование основное местоимение «ты». Действие текста как бы вовлекает тебя принять в нем участие, почувствовать себя персонажем истории. Эта форма хорошо выражена в песенных текстах.
Основной же темой нашего повествования является объяснение, что такое статья, написанная от третьего лица. Написание текста от третьего лица выражает внешнюю точку зрения. Это позиция того, кто не принимает участие в образах повествования, но одновременно все знает о них. Автор в таком повествовании выглядит все знающим и все умеющим. Но сам он как бы отсутствует и смотрит сторонним взглядом на все происходящие события. Такой способ написания разрешает проявлять автору много вольности в написании текста. Каждый персонаж у автора, пишущего от третьего лица, безлик и обозначается местоимениями третьего лица (он, она, оно).
Общие данные о текстах в третьем лице
Что касается статей, которые пишутся для размещения на сайтах и выполняются на заказ. Такие статьи в большей части необходимо писать от третьего лица, автор не всегда вправе излагать собственное мнение и дискуссировать с читателем утверждая свое «я» в тексте. Исключением могут быть работы, в которых заказчик текста просит выступить от своего имени, осветив какую-то тему. Например, оставить на сайте, блоге, любом интернет проекте свои комментарии или замечания по поводу какого-либо текста или товара. Также правилу написания текста от третьего лица можно изменить, если вы выполняете на заказ написание рекламного текста или слогана, потому что такие тексты предполагают обращение к посетителям от первого лица, чтобы тем самым привлекать потенциальных клиентов и успешно продвигать различные виды товаров.
Иногда авторы статей допускают ошибки, смешивая воедино все стили повествования. Начало текста идет от третьего лица, ближе к середине переходят к рассказу от лица главного повествователя, чаще всего используя множественное число, а закончить могут вообще вторым лицом. Каждая в отдельности форма изложения прекрасна и уместна в определенных ситуациях, а вот соединение их может привести к довольно непонятной ситуации. Текст перестает быть читаемым и порой вызывает ощущение набора разных по смыслу мыслей.
Статью следует писать согласно той формы, которая была выбрана в самом начале, и желательно, чтобы она была изложена нормальным доступным языком с использованием терминов, характерных для той тематики, к какой принадлежит повествование.
Дополнительная информация по теме
Справочная информация о правилах и особенностях написания статей (текстов) от первого лица для сайтов
Справочная информация об особенностях речи делового общения и правилах написания статей в деловом стиле
Ответ на вопрос, что такое скрытая реклама (рекомендация) для чего она нужна и как используется
Ответ на вопрос, что такое явная реклама (рекомендация) для чего она нужна и как используется
От третьего лица
Обладает теми же техническими достоинствами и недостатками, что и перспектива «интенсивная», отличается прежде всего наличием тире. Рассказ от третьего лица есть, как мне кажется, менее интимным, он не имеет характера откровения. Это плюс, если не хочешь, чтобы твой протагонист себя чересчур жалел или был слишком к себе снисходителен. Если рассказываешь какую-то грустную историю с точки зрения человека, с которым она случилась, читатель, которому чуждо сочувствие, воспримет ее, как слезливые завывания жертвы. Та же самая история, рассказанная от третьего лица, может быть полна пафоса. Исключением являются работы, в которых рассказчик — герой не чувствует себя обиженным. Свою другую повесть, Billy Bayswater, я начал от третьего лица. Версия эта звучала так:
«С разумом Билли что-то было не так. Он прикоснулся к отражению своего лица в зеркале, и улыбнулся:
— Разум Билли Байсвотера
Однако, хотя шло все достаточно неплохо, где-то через неделю я почувствовал запах горелой резины. Ручной тормоз был явно отпущен не до конца — я чувствовал сопротивление.»
«Говорят, что с разумом Билли Байсвотера что-то не так. Я прикоснулся к отражению своего лица в зеркале, и улыбнулся. Разум Билли Байсвотера.»
И неожиданно история набрала цветов. Я не только вошел в шкуру Билли, но мог пользоваться так же его способом говорить, а так как интеллект его был ограничен, отсутствовала опасность, что он начнет себя жалеть. Такого рода близость иногда оказывается ключевым элементом для силы влияния повести; стоит только представить себе «Поющих во ржи», написанных от третьего лица — без сомнения, они много на этом потеряли бы.
Решаясь на перспективу одного человека — не важно, от первого лица или от третьего, — очень важным элементом есть выбор героя, в которого легко вселиться. Желая сделать его реальным, придать авторитета, надо иметь непосредственный взгляд в его мысли, надо видеть реальность его глазами. Писатель должен хорошо знать всех главных героев своей повести, но персонажа, с точки зрения которого идет повествование, он должен знать «со всеми потрохами». Это не означает, конечно, что они должны быть одного пола, или иметь одинаковую биографию. Первую повесть я писал с точки зрения женщины, другую — глазами малолетнего эпилептика. Важно уметь представить себя в их шкуре.
Читайте также
Оракулы Третьего рейха
Оракулы Третьего рейха Гитлер и большинство его приближённых свято верили в оккультные науки. Ещё со времён фараонов власти и спецслужбы внимательно следили за различными экстрасенсами и людьми, обладающими в той или иной мере сенситивными сложностями, — они
Стиляги Третьего рейха
Стиляги Третьего рейха При упоминании Третьего рейха обычно представляются вооруженные до зубов солдаты вермахта или СС. Кажется, ничто не могло ускользнуть от нацистского государства, все сферы жизни были под контролем. Однако это не совсем так.В последнее время в
Специально для третьего
Специально для третьего Присмотритесь внимательно, вдруг Вам подарили не «мыльницу», а что-то другое. Для этого необходимо прочитать вторую часть книги. Там Вы и определите ценность подарка. С точки зрения фотографии, конечно. Дареному коню в зубы не смотрят.В данную
От всезнающего третьего лица
От всезнающего третьего лица Другая возможность – писать от третьего лица, т. е. как будто кто-то рассказывает о происходящих событиях, но не принимает в них участия. В этом случае предыдущий фрагмент выглядел бы так: «Джордж огляделся. Он понятия не имел, где находится. То
Ограниченный рассказ от третьего лица
Ограниченный рассказ от третьего лица Альтернативным способом, который намного лучше и используется многими романистами, является рассказ от третьего лица, но с некоторыми ограничениями. При этом способе повествования в каждой сцене вы показываете, что происходит в
ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА Попалась нам недавно на глаза любопытная рукопись. Ее автор работал долгое время за границей. В Монтевидео, в Парагвае, довелось ему познакомиться с бывшим узником лагеря КП-А4, располагавшегося под Пенемюнде, в северной Германии, где, как ныне
Договор в пользу третьего лица
Договор в пользу третьего лица ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА — договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения
Третьего не дано
Третьего не дано С латинского: Tertium поп datur [тэрциум нон датур]. Поговорка, известная со времен Древнего
Как писать: от первого лица или от третьего?
Как писать: от первого лица или от третьего? Сразу вспоминаются шутеры а-ля из глаз и ларокрофтовские. Проще говоря, первые идут от первого Wolfstein, а вторые вообще от самых первых диггеров и шамусов. Написал и подумал, что, когда начинал писать этот труд, такое сравнение не
1, 2, 3 от какого лица лучше писать книгу
Вопрос этот довольно актуальный, особенно для начинающих писателей. Выбор ракурса повествования во многом влияет и на его характер, и на стиль, и даже на сюжет. Речь идёт, конечно, не только о книгах, но и о любых формах художественных произведений. Начну я, пожалуй, со второго лица – тут всё просто.
Второе лицо
Этот ракурс встречается нечасто. Я не знаю ни одного романа, полностью написанного от второго лица. Хотя небольшие кусочки, вставки, отступления попадаются. Это делается, когда автор хочет обратиться к читателю, привлечь его внимание или пригласить поучаствовать в происходящих событиях, хотя бы воображаемо. Например:
«Представьте, что вы тихо-тихо бредёте себе из трактира домой. Настроение у вас меланхолическое и умиротворенное, а в душе разлита любовь ко всему миру. И вдруг ни с того, ни с сего из-за угла…»
Такие вставки могут оживлять текст, делать читателя участником событий, только злоупотреблять ими не стоит.
Первое лицо
Сейчас этот ракурс стал необычайно популярен. Он позволяет и автору, и читателю идентифицировать себя с героем, почувствовать себя на его месте, проникнуться мыслями, переживаниями, надеждами и страхами главного персонажа.
Рассказ от первого лица дает возможность максимально полно передать чувства героя. И кстати, в таком ракурсе сделать это проще всего. И достоверности добиться легче. Когда автор и одновременно главный герой говорит: «Моя душа разрывалась от боли», сложно им не поверить.
Но у этого ракурса есть и недостатки.
Нельзя рассказать о событиях, которые не видел главный герой.
О чувствах и переживаниях других персонажей тоже можно только предполагать. А передавать эмоции по косвенным признакам – выражению глаз, мимике, интонации – очень непросто. Тем более это же будет даваться в интерпретации главного героя.
Когда автор и герой как бы сливаются, сложно выбрать правильный стиль повествования и в течение книги придерживаться его. Если, конечно, писатель пишет автобиографическую повесть, то этой проблемы нет. А если современная студентка пишет от лица средневековой принцессы, то тут стоит серьезно думать над каждым словом и выражением. Современные словечки очень сильно могут снизить достоверность и качество повествования. А то можно и такое встретить: «Я притормозила у королевских покоев и решила поприкалываться над торчащим как телеграфный столб стражником». Явно, что автор этого опуса точно без тормозов. А телеграфные столбы в том мире, если и появятся, то лет через 200.
Кстати, чрезмерное употребление архаизмов и каких-то специфических для определенного времени терминов тоже не идёт тексту на пользу.
Третье лицо
Это повествование от автора текста, который рассказывает о третьих лицах – персонажах, и о событиях, в которых сам не участвует. Это отстраненное, максимально объективное повествование. Хоть оценки автора не исключаются, но эмоциональность рассказа от третьего лица намного ниже.
Такой ракурс позволяет описывать события с разных точек «наблюдения» и в разной степени детализированности. Например, когда автор находится словно за спиной персонажа и описывает то, что тот видит, как в игре РПГ.
Автор может отступить или подняться выше, и тогда он увидит всю панораму, например, боя. Может переместиться к другой группе персонажей, заглянуть к врагам героя, послушать их замыслы. То есть в этом случае автор свободен и может рассказывать о чувствах разных персонажей и о событиях и настоящего и прошлого.
Минусы у этого ракурса тоже есть.
Отстраненность автора часто не позволяет добиться достоверности и полного погружения читателя в повествование.
Есть опасность частой смены фокального персонажа. Такие скачки сбивают читателя с толку. Но об этом стоит рассказать отдельно.
Комментарии и оценки автора могут не совпасть с точкой зрения читателя, и это вызовет негатив и неприятие текста.
И ещё иногда начинающие авторы, выбрав этот тип повествования, слишком демонстративно заставляют персонажи делать и думать так, как хочется автору.
То есть для повествования от третьего лица знание особенно важно психологии и планирование сюжета.
Микс
В настоящее время авторы, чтобы избежать проблем, часто пытаются усидеть на двух стульях. Основную часть теста передают от первого лица, делая вставки от третьего там, где надо рассказать о чувствах других персонажей или о событиях, неизвестных главному герою. И некоторым это удается.
Но всё же подобный приём требует эквилибристики, и нередко возникают проблемы со стилем, когда кусочки и от первого, и от третьего лица написаны одинаково. Или автор так увлекается «третьим лицом», что надолго забывает брошенного на произвол судьбы главного героя.
Ещё вариант, когда повествование ведётся только от первого лица, но от двух разных персонажей. Это может быть интересно и прикольно, особенно в любовном романе. Но далеко не всем удается провернуть такой приём без ущерба для качества текста.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
В чем отличие текста от 2-го лица от текста, написанного от 3-го лица?
Есть 1-ое лицо (я, мы), 2-ое (ты, вы) и 3-е (он, она, оно, они).
Так вот, повествование в произведениях может вестись от каждого из этих лиц.
Давайте посмотрим, что же это такое, на примерах.
Сначала придумаем предложение с повествованием от 1-ого лица: «В пору неофитства я была уверена в собственной непревзойденности…».
Этот вид повествования предполагает, что рассказчик является еще и персонажем собственной истории. Он раскрывает сюжет от «я» или «мы».
А теперь приведем отрывок из литературного произведения, который ведется от 1-ого лица:
Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. В *** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты; мы собирались друг у друга, где, кроме своих мундиров, не видали ничего.
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. (Пушкин «Выстрел»).
Следующий вид повествования – это от 2-ого лица. Итак, пример: «Ты бредешь по жизни, падаешь, встаешь и продолжаешь свой путь…»
Итак, здесь рассказчик обращается на «ты», заставляя читателя почувствовать себя персонажем рассказываемой истории.
Теперь пример из литературы: «Ты прочел страниц тридцать и постепенно втягиваешься в сюжет. В какой-то момент ты отмечаешь про себя: «Однако эта фраза кажется мне знакомой. Да что фраза, по-моему, я уже читал весь абзац». Все ясно: это сквозная тема; текст сплошь соткан из повторов, признанных передать текучесть времени. Такой читатель, как ты, чутко улавливает подобные тонкости. Ты изначально готов воспринять авторский замысел, от тебя ничего не ускользнет. В то же время ты слегка раздосадован: именно сейчас, когда ты по-настоящему увлекся чтением, автор считает своим долгом щегольнуть новомодным литературным па — слово в слово повторить один из пассажей текста. Пассажей, говоришь? Так ведь тут целая страница, можешь сравнить — не переставлено ни запятой. А дальше что? Да ничего. Дальше следуют те самые страницы, которые ты уже прочел!» (Кальвино Итало «Если однажды зимней ночью путник»).
Этот вид повествования очень редкий, приведем цитату из диссертации о приведенном в примере повествовании. Данный роман был исследован М. В. Москалевым, он пишет: «В романе «Если однажды зимней ночью путник» автор нарушает границы литературы, применяя повествование от второго лица и настоящее время вместо обычного романного повествования от третьего лица в прошедшем времени. Употребляя местоимение «ты», автор уменьшает дистанцию между текстом и читателем, наделяя последнего авторскими правами. Таким образом, стабильность художественного мира романа оказывается под угрозой. В результате использования местоимения «ты» происходит смешение литературы и реальности, что создает проблему цельности образа главного героя, в котором смешиваются литературный персонаж и эмпирический читатель». (Москалев, Михаил Владимирович Границы литературы в творчестве И. Кальвино)
Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является.
Итак, пример свой: «Она на церковные службы ходила очень редко, но была уверенна, что с духовной жизнью у нее все в порядке».
Итак, пример: «Ты бредешь по жизни, падаешь, встаешь и продолжаешь свой путь…»
В этом примере местоимением «ты» обозначено второе лицо, о котором идет речь, а не от лица которого ведется повествование. Разницу видите?
Трудно судить лишь по одному предложению. В книге повествование может вестись как от первого лица, так и от третьего, но никак не от второго! Вы просто вырвали отдельное предложение из текста. Далее автор мог писать «я» или «она».