Образ и характеристика Николая Алмазова в рассказе Куст сирени сочинение
На страницах небольшого рассказа А. И. Куприна через повседневные несложные эпизоды автор знакомит читателя с чередой действий двух лиц. Характер главного героя – Николая Алмазова полностью раскрывается в отношении казалось бы безвыходной для него ситуации.
Несмотря на провалы экзаменов на протяжении трех лет молодой человек не терял веры в достижении цели. Он тщательно готовился к очередной сдаче, прилагая все свои усилия. Однако профессор Академии генерального штаба, где офицер пытался получить достойное образование, не принял его чертеж. План местности, который представил Николай, был помечен пятном.
Дальнейшее поведение молодого человека не удивляет его жену. В подобные моменты мужчина становится похожим на ребенка. Он не может справиться со своими эмоциями. Впадая в уныние, проявляет агрессию: «злобно хрустнув пальцами», «бросился в кресло». О его эмоциональном выгорании, бессилии говорят окружающие вещи: «портфель упал и раскрылся».
Хотя Алмазов – опытный человек, но он не в силах справиться самостоятельно со своими неудачами. Его раздражение, которое лишь усиливалось с каждой минутой, могла остановить лишь Верочка. Ему свойственны обычные человеческие чувства, такие как обида. Он до полуночи кропотливо выполнял чертеж, на котором перед сдачей появилось пятно. Это выводит его из равновесия, ему не хватает сил дальше справляться с задачей.
На протяжении совместной жизни с супругой Николай действует по ее указаниям. Девушка молниеносно подает идеи, а супруг охотно подчиняется ее инициативности. В конце произведения он вновь спасен благодаря Верочке, которая находит выход из положения, помогая высадить куст сирени.
Николай Евграфович – положительный герой. Его отличает необыкновенное трудолюбие, стремление получить образование. С помощью поддержки жены он проявляет упорство, старание, сдавая неоднократно экзамены в Академии. Однако этому человеку не хватает мужской жесткой хватки и уравновешенности, чего бы это ни касалось. Неумение стойко принять неудачи проявляется как неуважение к Вере и себе.
Когда черная полоса в жизни сменяется белой, то главный герой вновь настроен на позитивный лад. Он высоко ценит заботу своей жены, но оказавшись в трудной ситуации, вновь становится похожим на капризного ребенка.
Таким образом, Алмазов сохраняет свое положение в обществе, защищает свою честь, стремясь достигнуть целей в жизни, но действуя сообща с женой, доказывает, что лишен способности принимать самостоятельно решения.
Сочинение Николай Алмазов
В рассказе Куст сирени автор предлагает существенное количество диалогов, которые ведутся между двумя главными героями «молодым, небогатым офицером» Николаем Ефграфовичем Алмазовым и его супругой Верой Алмазовой. Эти диалоги является вполне обыденными и простыми, но они довольно точно описывают характер героев. Конечно, скажем так, «подноготную» или глубины характера героев автор оставляет вне рассказа, но при этом довольно точно описывает внешние проявления героев.
Традиционно в этом рассказе героев следует рассматривать в сочетании, так как они дополняют друг друга, и мы не можем говорить отдельно о Николае Ефграфовиче без Веры и наоборот. Тем не менее, мы можем выделить некоторые особенности отдельно для каждого героя.
Николай служит в полку и слушает лекции в генштабе, куда поступал на протяжении трех лет. Ему удалось на этот раз выдержать различные экзамены, но итоговый чертеж он принес с кляксой, которую завуалировал под кусты. В итоге он начал спорить с профессором и им предстоит ехать на территорию, чтобы смотреть есть ли там кусты на самом деле.
Поведение выдает в этом герое человека довольно простого и прямолинейного, такого, который готов стоять на своем. Когда Алмазову нужно было бы признаться профессору, мол он действительно оставил кляксу зеленого цвета и теперь просто подправил такую оплошность дополнительным элементом на карте, он продолжает настаивать на своем. Тем не менее, он может рефлексировать и разумно оценивать собственные действия, поэтому потом понимает – лучше было бы поговорить нормально с педагогом и объяснить ситуацию.
Он относится к супруге довольно просто и немного назидательно, подобно тому, как мужчины относятся к женщинам как немного менее разумным созданиям. В этих отношениях ничего неказистого или негативного на самом деле они вполне нормальны и Вера вполне нормально воспринимает своего супруга и его небольшую резкость и назидательность. На самом деле Вера является более мудрой (хотя бы в практическом смысле) чем Алмазов и более уверенной в благоприятном исходе любой ситуации.
Николай Ефграфович немного более пессимист. Хотя он также умеет радоваться этому миру и приятным событиям. После того как ему удается предприятие с кустом сирени, он начинает искренне радоваться этому событию и разделяет эту радость со своей супругой Верой.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Николая Алмазова в рассказе Куст сирен
Популярные сегодня темы
Ипполит Курагин – средний сын князя Василия Курагина, уважаемого царедворца, занимающего высокое положение в обществе.
Рассказ «Человек в футляре» является одним из самых известных рассказов Антона Павловича Чехова.
Русский композитор внес весомый вклад в музыку. Он сначала сочинял небольшие музыкальные произведения для фортепиано, но затем стали появляться и большие музыкальные формы
Величайшее литературное произведение древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе на половцев. Необходимость изложить именно поражение была не случайной
Рассказ Чехова относится к циклу произведений, которые поднимают тему маленького человека. Тем для русской прозы не новая и актуальная до сих пор. Наряду с произведениями, в которых воспевается герой и героическое начало
Николай Алмазов в рассказе Куст сирени Куприна сочинение
В рассказе Куст сирени автор рассказывает нам про чету Алмазовых – молодую семью, небогатого офицера и его супругу. Николай Алмазов является простым молодым человеком, военным, в меру вспыльчивым и в меру сдержанным, трудолюбивым.
Рассказ начинается с описания поведения Алмазова, который вернулся с экзамена и весьма злится по поводу пятна, которое он оставил на чертеже и превратил в кусты. Оказывается, профессор, который принимал экзамен, отлично знает эту территорию и знает об отсутствии там кустов. Николай в печали и злится, по-видимому ему не окончить академию, так как вскоре нужно возвращаться в полк.
Тем не менее, во всем помогает Николаю его супруга, которая всегда может отыскать выход из ситуации. Как пишет сам автор, только благодаря упорству Веры, Николай продолжал поступать в академию и поступил с третьего раза. Именно благодаря своей супруге офицер продолжал учиться и получал нужную поддержку.
Соответственно, мы можем заключить относительное упорство этого человека, он стремится к лучшему для себя и собственной семьи, но не всегда может совладать с собственными эмоциями. И теперь он тоже не знает как реагировать на сложившуюся трудность, немного ругает профессора и себя. В этом заключается склонность к самокритичности, то есть он не переваливает всю вину на профессора и говорит о том как ему самому следовало бы поступить.
Также Николай является честным человеком, он не может и помыслить об обмане и в завершении рассказа сожалеет об обмане профессора, благодаря которому смог выдержать экзамен. Тут, конечно, нужно сделать ремарку и сказать об этом обмане, который не является коварством или чем-то подобным. Если говорить простыми словами и не углубляться в демагогию, то такое поведение является вполне допустимым в нравственном смысле.
В завершении рассказа мы видим как Николай радуется завершенному экзамену и начинает хвалить профессора, описывать его положительные качества. Из этого мы заключаем какой этот герой позитивный и искренний человек. Он открыто радуется приятному событию, наслаждается и вспоминает об этом со смехом, который только укрепляет отношения в семье Алмазовых.
Вариант 2
Юный офицер Николай Алмазов мечтая получить хорошее образование пытается сдать экзамены в академию, но попадает впросак. Начерченный им план местности не принимается профессором из-за нанесённых на него несуществующих кустов, которыми Николай пытался зарисовать нечаянно посаженную кляксу.
В полном унынии, не зная, что делать Николай вертается домой к жене и рассказывает все случившееся. Вера благодаря своей женской смекалки решает проблему бездейственного мужа. И на другой день Николай, благодаря жене, проходит экзамен и оказывается учащимся в Академии. В эту самую академию он уже пытался поступать два раза и все безрезультатно. И вот уже в третий раз поступает только с верной подачи жены.
На фоне Веры Николай выглядит полным неудачником. Он так часто возвращается домой в подавленном состоянии, что жена уже всегда держит наготове арсенал с дежурной веселой улыбкой и массой приёмов для выручки мужа. Николай каждое отрицательное явление в своей жизни воспринимает как самое страшное из всего, что могло случиться. На него тут же нападает хандра, тоска и уныние, которые не позволяют даже пытаться найти какое-то решение.
Не смотря на все это, Николай вовсе не бездарный человек. Чертеж, который он лично сделал для экзамена, был выполнен на высшем уровне и высоко оценен специалистами. Его работу испортили его же небрежность и неаккуратное поведение. Зелёное пятно, которое случайно попало на бумагу, сыграло злую шутку. Вместо того, чтобы обратиться за помощью к жене Николай, впав в ужас, пытается быстро стереть его, оставляя тем самым еще больше грязи.
Несколько лет упорной работы могли бы оказаться упущенным временем. Несмываемый позор грозил Алмазову на много лет вперёд, если бы ему не удалось доказать профессору наличие кустов в реальности. Николая ожидал возврат в военную часть без всяких перспектив на достойное образование, а также всестороннее порицание.
Представленный образ Николая не даёт право утверждать, что он слабый герой. Он пытается действовать соразмерно своим силам и настроя характера. Он очень любит свою жену Веру и ценит её мнение. Без неё Николая ждала бы судьба неудавшегося карьериста. В их семье царит полное доверие, верность и любовь.
Счастливый конец этой истории оказывается триумфом для молодой пары Алмазовых. Вместе они высаживают куст сирени, как символ счастья и удачи на их совместное будущее.
Сочинение Образ и характеристика Николая Алмазова
Рассказ Куст сирени не совсем серьезный и в чем-то даже шуточный, он может казаться своеобразным развлечением, которое создано Куприным для создания читателям положительного настроения. Речь в рассказе о молодой супружеской чете, которая сталкивается с очередной трудностью.
Николай Алмазов поставил кляксу на чертеже и нарисовал там кусты. Он учится в военной академии и рисовал определенную территорию, которая была известна принимающему экзамен профессору. В итоге Алмазову, который не признался в истинной причине «кустов» и начал спорить с профессором, предстоит отправиться на территорию, чтобы доказывать собственную правоту.
С этим печальным известием он приходит домой и тут мы узнаем довольно импульсивную личность. Алмазов готов распрощаться с собственным обучением и вернуться на службу в полк ни с чем. Только вот его супруга Вера настаивает на обратном и предлагает просто высадить куст сирени, там, где он есть на чертеже.
Автор дает довольно скупую характеристику главных героев рассказа, в основном мы понимаем об этих героев из действий и поведения. Николай Алмазов в начале довольно печальный и раздраженный, а потом оказывается довольным и даже хвалит профессора. В чем-то он зависим от собственной супруги, но в этом отсутствует негативный аспект, просто он привык к этому.
Вера гармонично дополняет своего супруга и дает ему нужную поддержку. Николай в свою очередь тоже проявляет заботу. К примеру, когда они едут сажать куст, он всячески пытается настаивать чтобы Вера ехала домой отдыхать и не задерживалась там.
На самом деле трудно рассматривать этих героев по отдельности. Они составляют единое целое, крепкое как алмаз. Отсюда и специальный выбор фамилии главных героев автором.
Такое единство мы наблюдаем в заключительной части рассказа, когда оба героя со смехом вспоминают про собственное предприятие и без слов понимают друг друга. Они полностью гармоничны и полностью отдаются друг другу. Поэтому фигура Николая Алмазова в этом рассказе представляет просто мужскую ипостась (или часть) добротного семейного уклада, который описывает Куприн.
Николай Алмазов в рассказе Куст сирени
Несколько интересных сочинений
Наша жизнь состоит из контрастов, в ней присутствует как хорошее, так и плохое. Но нередко хорошее на первый взгляд на деле оказывается плохим. Речь идёт именно о вредных привычках.
В произведении Гончарова «Обломов», главный герой произведения раскрывается через любовные отношения. Если же сравнить двух персонажей Ольгу и самого Обломова, можно сразу же понять, что их от ношения в первого дня обрекли себя на провал.
У него раньше был белый хохолок, но когда мы играли со старшей сестрой в парикмахеров, она обманула меня: сказала, что он отрастет, и мы его обрезали.
На самом деле это не совсем картина! Мне сказали (по секрету), что это иллюстрация к стихам. Хорошая иллюстрация! Радостная и светлая, а ещё очень натуральная, похожая на фотографию.
А.И.Куприн «Куст сирени» (пять уроков + творческий пересказ от имени героя)
Просмотр содержимого документа
«А.И.Куприн «Куст сирени» (пять уроков + творческий пересказ от имени героя)»
Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна «Куст сирени» и «Гранатовый браслет»
Человек пришёл в мир для
безмерной свободы, творчества
и счастья.
А.И.Куприн
Александр Иванович Куприн
Творчество Куприна связано с периодом конца XIX – начала XX веков. В это время завершает свой жизненный путь Л.Н. Толстой, раскрываются дарования А.П. Чехова, М. Горького, Короленко, И.А. Бунина, Л. Андреева.
Затем учащиеся обращаются к творчеству Куприна только в 11 классе. Дети с удовольствием читают произведения А.И. Куприна, активно вступают в обсуждение. А почему бы не продолжить изучение творчества писателя в 8 классе? Тема любви находит отклик в душах детей. Думается, интересно будет читать рассказ «Куст сирени»: и объём маленький (позволяет прочитать текст на уроке), и тема заинтересует всех.
Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»
Цели: познакомиться с рассказом Куприна; выяснить читательские интересы учащихся; развивать навыки грамотной устной речи; подготовиться к творческому пересказу.
Рассказ читает учитель, учащиеся следят по тексту.
Вопросы на читательское восприятие.
— Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?
(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям
счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)
— Скажите, чем вам близка героиня?
(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)
— Какие эпизоды вы считаете основными?
— Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?
(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)
— В чём своеобразие описания внешности героев?
(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)
— И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?
— Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?
(Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)
— Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?
(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)
— На сколько частей можно разделить произведение?
(1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)
— «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?
(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)
— Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.)
— Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
Домашнее задание (на выбор):
После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).
Творческий пересказ от лица Алмазова.
Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.)
Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен
Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень»; запись романса С.В. Рахманинова «Сирень».
Звучит романс Рахманинова.
— Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину?
(Весна, радость, чувство счастья.)
— Наверное, такие чувства испытывают и герои А.И. Куприна. Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о полюбившихся героях рассказа «Куст сирени». Давайте ещё раз обратим внимание на фамилию героев. Прослушайте стихотворение А.А. Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).
НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
-Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.
— Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.
(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)
— Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?
(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)
-Как ведут себя муж и жена?
(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)
— Какова роль детали? Как «портфель» помогает раскрыть внутреннее состояние героя?
(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)
— Меняется ли Алмазов под воздействием жены?
(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)
— На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?
— И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
— Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?
(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)
— Какой выход находит Верочка?
— Алмазовы едут в ломбард. Как автор относится к оценщику?
(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово,
равнодушен к чужому горю.)
— Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?
(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
— Останавливается ли Верочка на достигнутом?
(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
— Чем же заканчивается эта история?
— Как Вера узнаёт, что их затея удалась?
(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
— Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?
(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)
— Как Верочка отнеслась к успехам мужа?
(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
— История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?
(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)
-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.
— Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
(Проблемы счастья, упорства и любви.)
— Как же не хочется расставаться с героями. Дома вы готовили творческие пересказы.
(Проверка домашнего задания: спросить 2-3 человека, оставшиеся работы учитель проверяет после урока).
Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Любви неугасающее чудо
(мастерская построения знаний)
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
1. Чтение эпиграфа к уроку.
— Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?
— Любовь к родителям, к отчему дому, к любимому человеку… У каждого из вас слово «любовь» ассоциируется с разными картинами. Попробуйте на бумаге изобразить любовь. Пусть это будет схема или рисунок.
Все работы вывешиваются на доску, каждый учащийся «защищает» свою работу.
4. Подберите эпитеты к слову «любовь», обсудите в группах и запишите. (2 – 3мин.)
— Что же такое любовь? Что значит любить?
— Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?
— Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?
— Прочтите сонет И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».
Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.
Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?
Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.
Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой брег не трогался с причала.
— Какие чувства вызывает этот сонет?
— «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?
— Как любовь преображает героя?
— Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».
— Напишите, какие ассоциации у вас вызывают слова «влюблённость», «любовь» (работа в группах).
— Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?
— Любовь без взаимности: счастье или трагедия?
— Какими качествами обладает любящий человек?
— Существует ли идеальная любовь? Какая она?
— Возможно ли сохранить любовь в браке? Неужели остаётся только привычка, привязанность?
— Разграничьте эти понятия:
6. Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?»(5 мин.)
7. Афиширование работ.
8. Социоконструкция (работа в группах).
— Перед вами высказывания героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Внимательно прочтите их и обсудите в группах. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте своё мнение.
Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»
Желтков: « …это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…» ».
Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования».
9. Афиширование результатов обсуждения в группах.
— Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
— Какие задания вам показались самыми сложными?
— Как вы поняли, что происходило на мастерской?
— Какие чувства сменялись в вашей душе?
— О чём пришлось задуматься?
— Какие моменты вам особенно запомнились?
11. Домашнее задание: прочитать рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; выяснить, какую роль играет пейзаж в начале рассказа; отметить в тексте высказывания героев о любви.
Мир Шеиных и Булат-Тугановских.
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин
1. Вопросы на читательское восприятие текста.
— Понравился ли вам рассказ?
— Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно в ходе прочтения?
— На сколько частей вы бы разделили рассказ?
— В какой сцене вы можете отчётливо представить себе лица героев? Опишите их.
— Какой эпизод вас особенно взволновал?
-Как вы относитесь к Вере Шеиной?
— Какие чувства вызывает Желтков?
— Почему произведение остаётся актуальным и в наши дни?
— Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?
(Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя.)
— Какой перед нами предстаёт Вера? В чём особенность её портрета? Как она относится к жизни?
(Особенность портрета в том, что Куприн сравнивает Веру с сестрой Анной. Писатель оттеняет красоту Веры. Героиня понимает, что жизнь удалась, но истинной любви к мужу нет, есть только привязанность.)
— Как Куприн описывает гостей? Чем они заняты?
(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.)
— Кто выделяется среди гостей?
(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)
— Как выглядит любовь в представлении Шеина?
(Шеин, желая развеселить гостей, рассказывает о любви бедного телеграфиста).
— Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?
(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)
— Любовь в рассказах Аносова. Какая она?
(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)
— Какие подарки получила Вера?
(Записная книжечка, переделанная из молитвенника (Случайно ли? Вещь святую переделывают в безделицу?!), серьги из жемчужин, гранатовый браслет.)
— Чем подарок Желткова отличался от всех остальных? Какова реакция окружающих на этот подарок?
(Гранатовый браслет – символ любви и трагедии в судьбе героя. Появление браслета вызывает тревогу в душе Веры. Муж и брат героини оскорблены.)
— Почему же гранатовый браслет так притягивает внимание Веры?
(Браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь».)
— Верочка рассказывает Аносову о любви Желткова. Какие слова произносит Аносов? Можно ли их назвать пророческими?
— Из каких источников мы узнаём о любви Желткова? Кто о нём рассказывает?
(О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист переодевается в трубочиста становится судомойкой превращается в монаха герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).
— Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?
(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)
4. Домашнее задание: выбрать материал о Желткове (портрет, описание комнаты, прощальное письмо Желткова).
Урок литературы. И.А. Бунин «Куст сирени». 8-й класс
Цель: Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
Учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей.
Учить связному ответу на вопросы
Развивающие: Продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал.
Воспитывающие: Воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать, понимать другого человека.
Оборудование: презентация к уроку Приложение 1.
1 СЛАЙД. Слово учителя: Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот простой вопрос, но большинство так и не смогли это сделать. В творчестве каждого писателя есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Иногда это счастье, иногда горе и страдания.
Ученики читают строки о любви (домашнее задание)
Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. (Л.Н. Толстой)
Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
А.С. Пушкин
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
М.Ю. Лермонтов
О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев.
2 СЛАЙД. Слово учителя. Александр Иванович Куприн, со страницами биографии которого мы познакомились на прошлом уроке, чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве – любви.
Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.
Любовь для писателя – основа всего существующего. Один из героев Куприна говорит, что «это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти»: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»
3 СЛАЙД. Сообщение темы и цели урока.
Дома вы познакомились с рассказом А.И.Куприна « Куст сирени». Это один из ранних рассказов Куприна, но уже в нём видны лучшие качества прозы писателя– психологизм, увлекательный сюжет, многозначительность детали.
4 СЛАЙД. Вопросы на читательское восприятие.
– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. Куприна «Куст сирени»?
– Почему именно сирень выбирает автор? (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.)
Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен
– Прежде чем перейти к анализу рассказа, давайте выясним лексическое значение слова «психологизм» (обращаемся к толковому словарю).
– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?
Прийти к определению затронутой проблемы в рассказе нам помогут персонажи, их поступки, характеры.
Проверка домашнего задания
– Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.(ТАБЛИЦА)
(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)
– Какая художественная деталь помогает раскрыть внутреннее состояние героя?
(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)
(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)
– Как Вера пытается разрядить обстановку?
(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. Она начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)
– Даёт ли Куприн описание внешности героев? Почему?
(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания. Важно показать психологизм внутреннего мира героя)
– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?
(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)
– И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?(Нет)
– Как это передаётся?
(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
– Итак, какими вам видятся Алмазов и Верочка в сложившейся ситуации?
– Что привлекает вас в героине? (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)
– А как вы относитесь к Алмазову? Почему?
– Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)
– Какой необычный выход находит Верочка?
– Как к этому отнёсся Алмазов? Чтение по ролям
– Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. )
– Что движет её поступками? (Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)
– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Охарактеризуйте их. (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)
– Алмазовы сначала едут в ломбард. Как автор относится к оценщику? (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)
– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.
Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
– Останавливается ли Верочка на достигнутом? (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
– Какие строки текста подходят к иллюстрации?
– Чем же заканчивается эта история?
– Как Вера узнаёт, что их затея удалась? (Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
– Как Верочка отнеслась к успехам мужа? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором, который принимал экзамен.
– Из чьих уст мы слышим его характеристику?
– Какую характеристику ему даёт Алмазов в начале и в конце рассказа? Сравните.
1. («Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)
2. (Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)
– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. Автор любуется ими.)
– Не случайно автор и наделяет своих героев такой замечательной фамилией
(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами, несмотря ни на какие жизненные неурядицы)
НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых – ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
– Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты», стараясь показать чистоту отношений между людьми. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека. Куприну жаль расставаться с любимыми героями.
– Почему рассказ называется «Куст сирени»?
(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).
Не случайно и заканчивает Куприн рассказ словами главной героини :«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.
– Какие же проблемы затрагиваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)
– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья, но за счастье нужно бороться.
Звучит романс Рахманинова «Сирень»
Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.
Его герои – это люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.
Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
Я думаю, что несмотря на то, что рассказ « Куст сирени» короткий, его содержание никого не оставило равнодушным.
Подготовить творческий пересказ данной истории от лица героев (на выбор).
Урок литературы по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой
Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку (приложение 1), иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», портрет писателя, сборники рассказов.
Тип урока: изучение нового материала.
Словарная работа: (слайд 5) педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.
Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.
Ход урока I. Определение темы урока.
Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (О любви. На доске открывается тема урока.)
Запись в тетради темы урока, эпиграфа.
II. Постановка целей урока.
Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)
(Выявить взгляд Куприна на любовь ; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь ; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».)
III. Изучение новой темы.
1. Актуализация опорных знаний.
Какие произведения А. Куприна вы знаете? Назовите. Какое произведение мы изучали в 5 классе? («Тапёр»). О чем оно?
Сегодня мы рассмотрим ещё одно замечательное произведение писателя – рассказ «Куст сирени».
2. Словарная работа.
В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу подготовил в качестве домашнего задания (имя ученика).
3. Слово учителя.
4. Вопросы на читательское восприятие.
Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).
« Любовью дорожить умейте…» – звучит тема сегодняшнего урока. Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь).
5. Исследование по тексту.
Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)
6. Аналитическая беседа.
Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
Чем же заканчивается эта история?
Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
7. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.
А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись, слайд 7)
Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
Какие противоположные черты характера вы заметили?
Сравнительная характеристика (слайд 8)
Николай Алмазов
Верочка
Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.
Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех.
Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану.
В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)
8. Межлитературные связи.
Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)
Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)
9. Отношение автора к героям.
Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
10. Рассказ ученика от имени героя.
А теперь послушаем творческое задание « Ситуация глазами героя ». Представьте себе, что после случая с пятном на чертеже, превратившемся в сиреневый куст, прошло несколько лет. Алмазов, встретившись со своим другом, которого давно не видел, рассказывает ему свою историю поступления в академию. Это индивидуальное домашнее задание расскажет нам… (приложение 2).
11. Работа с эпиграфом.
Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).
12. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?
13. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
(Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)
14. Смысл заглавия.
(Слайд 9) Хотя на улице еще зима, мороз, но по календарю уже весна. У нас здесь такая замечательная, душистая, благоухающая сирень.(Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского). Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)
IV. Рефлексия.
У меня на душе тоже радостно.
А что испытываете вы? С каким ощущением покидаете урок?
Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
О чём ещё хотелось бы поговорить?
V. Домашнее задание (на выбор; слайд 10)
1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).
2 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).
3 вариант: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?
Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д. Задание лучше распечатать, чтобы учащиеся могли дома определиться с темой).
VI. Подведение итогов. Комментирование оценок.
Творческий рассказ от имени Алмазова
( По рассказу А. Куприна «Куст сирени»