Рассказ от лица участника куликовской битвы

Сказки

Правда о Куликовской битве, которую вам не рассказывали в школе

Школьная программа гласила: Куликовская битва произошла в 1380 году и положила начало восстановлению единой Руси и свержению ига Золотой Орды. Русские войска вел в бой московский князь Дмитрий Иванович, прозванный впоследствии Донским, ордынские – беклярбек (что-то вроде премьер-министра) Мамай. Поле битвы, расположенное в нынешней Тульской области, было огромным, в самом сражении принимали участие сотни тысяч воинов с обеих сторон.

Но правдивы ли на самом деле сведения о сражении, которое до сих пор изучают на уроках истории? В последние годы все больше исследователей ставят под сомнение, казалось бы, непреложные истины. И поводы для этого есть.

Археологические исследования

Обычно историки сопоставляют несколько источников, например, результаты археологических раскопок и летописные сведения. Таким же путем пошли исследователи Куликовской битвы.

«Куликовская битва». Адольф Ивон, 1859. Фото: wikimedia.org

Начиная с XIX века, российские археологи ведут раскопки на предполагаемом месте сражения. Первым исследователем был помещик Степан Нечаев. Стоит ли говорить о том, что отыскать доказательства страшной сечи ему не удалось. Лишь в 2006 году группа археологов обнаружила место предполагаемого захоронения.

Тогда ученые определили высокое содержание органики в почве, но самих костей не нашли. Археологи объяснили отсутствие останков тем, что тела закапывались неглубоко, в чернозем, который попросту все растворил. Но где же в таком случае наконечники стрел или фрагменты доспехов?

Ладно, доспехи можно было снять, а стрелы вынуть из тел. И то, и другое ценилось высоко, а многие воины вообще помечали свои стрелы. Если им удавалось выжить, любым путем старались вернуть их себе. Но где же нательные кресты, без которых ни один воин не вышел бы на поле боя? Украсть их точно не могли – это считалось ужасным грехом.

Летописные источники

Единственными летописными источниками, по которым мы можем судить о великом сражении, являются литературные памятники Куликовского цикла. При этом даты создания произведений точно не установлены. «Задонщина» могла увидеть свет даже в конце XV века, то есть лет через сто после битвы. «Сказание о Мамаевом побоище» считается литературным памятником XV века, более точных сведений нет.

Историки считают, что все произведения, дошедшие из глубины веков и посвященные великому сражению, на самом деле всего лишь вымысел. При прочтении повестей Куликовского цикла возникает вопрос: как в них могут быть описаны мелкие детали, известные только самим участникам сражения, с такой точностью?

Произведения Куликовского цикла содержат много противоречивых сведений. В них то и дело появляются новые и новые персонажи, жившие гораздо позже событий, описываемых авторами. В повестях цикла постоянно увеличивается количество павших воинов. Например, в «Синопсисе», который был написан в 1674 году, их более 250 тысяч.

Исследователи пришли к выводу, что такие детали, как расположение войск, молитва Мамая и описания поединков, заимствованы из других источников. Просто летописцы разбавили сказание своими домыслами.

Реальное количество воинов

Историки и археологи, сопоставляя факты исследований, приходят в недоумение. Ведь в сражении, согласно историческим сведениям, принимали участие сотни тысяч воинов. Большая часть из них, по всей вероятности, должна была покоиться на месте сражения.

Вполне возможно, что тела погибших воинов, которых посылали на помощь легендарному князю Дмитрию Донскому, забрали с места сражения и предали земле. Существует версия, что в то время над захоронениями защитников возводились часовни и церкви. Но реального подтверждения этому нет.

Конечно, со времен восстановления Руси и до начала исследований сражения на Куликовом поле прошло несколько столетий. Тела могли полностью истлеть, как уверяют некоторые историки. Но это маловероятно. Скорее всего, павших воинов действительно забирали с места сражения (но куда?), или их там попросту не было.

В своих трудах историки приводят цифры, которые, вероятно, они считают близкими к реальности.

Николай Карамзин, который и ввел в оборот название «Куликовская битва», к примеру, пишет, что воинов было около 150 тысяч. «История Российская» Василия Татищева говорит нам уже о 400 тысячах, в два раза меньше находим у Михаила Щербатова.

Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век. Фото: wikipedia.org

Советские историки придерживались более скромного мнения. Они считали, что численность войска не превышала 100 тысяч душ. Действительно, такое количество воинов и определяет масштабность битвы. Все бы ничего, если бы не несколько «но».

В те далекие времена войско в 500 человек уже считалось достаточно большим. А если учесть теорию, что Мамай нанял около 100 тысяч воинов, то о достоверности фактов Куликовской битвы говорить не приходится.

В те времена беклярбек мог рассчитывать разве что на 300-500 человек. Такая же история с войском Донского. Очень слабо верится, что московское войско исчислялось сотнями тысяч, для XIV века такое количество – просто фантастика. А в той же «Задонщине» утверждают о 300 тысячах воинов, как московских, так и татарских.

Личность Дмитрия Донского

Главный герой Куликовской битвы был причислен к лику святых лишь в 1988 году. Странно, что это произошло спустя много веков после его смерти. Но церковь не спешила приписывать Дмитрия Донского к святым по той причине, что он противостоял законному, в глазах церкви, царю и вмешался в назначение митрополитов. Какой бы парадоксальной ни была эта ситуация, но на то время в понимании праведников Дмитрия никак нельзя было считать святым.

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем». Фото: wikimedia.org

Повести Куликовского цикла описывают, что во время сражения свою одежду Дмитрий велел надеть приближенному боярину Бреноку, а сам переоделся в его доспехи. Судя по всему, Дмитрий не хотел привлекать к себе внимания в гуще схватки.

В то время дружина могла вовсе отказаться вступить в бой, если князь не вышел на поле. Вот только написаны повести Куликовского цикла были немного позже, при правлении Ивана Грозного, который никогда не сражался вместе с воинами. Поэтому читатели XVI века могли и не знать, что поступок Донского был отнюдь не героический.

В настоящее время многие факты о битве остаются предметом жарких дискуссий. В частности, разными исследователями высказаны предположения, что битва состоялась не между Доном и Непрядвой, а у истоков Непрядвы на Воловом озере, расположенном в той же Тульской области. С обеих сторон принимало участие не более, чем по 5-10 тысяч человек, причем это были профессиональные всадники. А битва якобы длилась не несколько часов, а около получаса. И происходило это все на гораздо более скромной по размерам площади, чем повествуют летописи.

Скорее всего, правда о битве находится посередине между реальными событиями и красивой легендой. Но если бы великий князь Дмитрий не вывел на нее войско, кто знает, какой бы стала наша история?

Источник

Рассказ о Куликовской битве от имени русского воина по плану?

Рассказ о Куликовской битве от имени русского воина по плану.

В Куликовской битве участвовали воины многих русских княжеств.

Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество.

Как только прояснилось, что Мамай намечает свое вторжение на конец лета, Дмитрий назначил сбор всех полков в Коломне на 15 августа 1380 года.

Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу.

Русские полки понесли значительные потери.

Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина.

Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил.

Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство.

Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая.

А лучше возьми почитай книжки об этом.

1)причины победы русских войск в куликовской битве 2)значение куликовской битвы 3)следствия победы русских войск?

1)причины победы русских войск в куликовской битве 2)значение куликовской битвы 3)следствия победы русских войск.

Написать план по теме куликовская битва?

Написать план по теме куликовская битва.

План по истории куликовская битва?

План по истории куликовская битва.

Читайте также:  Сказки пушкина и жуковского сравнить

Отметьте причины победы русских войск в Куликовской битве и значения куликовской битвы и следствия победы?

Отметьте причины победы русских войск в Куликовской битве и значения куликовской битвы и следствия победы.

Что решило исход Куликовской битвы в пользу русских войск?

Что решило исход Куликовской битвы в пользу русских войск?

Представьте, что вы участник Куликовской битвы?

Представьте, что вы участник Куликовской битвы.

КТО ОТВЕТИТ 1 ТОМУ ПОСТАВЛЮ ЛУЧШИЙ ОТВЕТ!

Почему именно Куликовскую битву считают началом освобождения от ордынского владычества?

Почему именно Куликовскую битву считают началом освобождения от ордынского владычества?

Даю 70 баллов) Небольшой рассказ по теме : Куликовская битва?

Даю 70 баллов) Небольшой рассказ по теме : Куликовская битва.

Подготовка к битве 2.

Цель и задачи, вывод.

Помогите пожалуйста, буду очень благодарна).

Такой вопрос помогите пожалйуста?

Такой вопрос помогите пожалйуста.

Какую роль сыграл Дмитрий Донской в победе русских воинов в битве на Куликовской битве.

Помогите составить рассказ про куликовскую битву?

Помогите составить рассказ про куликовскую битву.

Мне кажется что вопросы она ставить могла, а решать вопросы литература в принципе не может. Она способна только влиять на сознание людей.

Создание великого княжества владимирского он добился цели но за это был убит.

Ааааааааааааа я не знаю.

Источник

Что такое Куликовская битва

Куликовская битва — сражение между Русью и Золотой Ордой, которое произошло 8 сентября 1380 года, и завершилось победой русского войска.

Русским войском руководил великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович (1350—1389; внук Иваны Калиты). После победы в этом сражении его прозвали Дмитрием Донским.

Монголо-татарским войском командовал военачальник Мамай. В битве громадные потери понесли обе стороны, но закончилась она всё же поражением Мамая. Поэтому эту битву также называют Мамаевым побоищем.

Битва произошла на Куликовом поле, которое расположено в месте, где река Непрядва впадает в реку Дон (от современной Москвы это в 250 км на юг в сторону Липецка).

Причины Куликовской битвы

На тот момент Русь уже 137 лет была в зависимости от монголо-татарского ига (с 1243 года). Монголо-татары взымали дань, забирали продовольствие и людей для служения в своих армиях.

Ханы Золотой Орды решали, кто будет княжить на Руси. Князья должны были получить одобрение ханов в виде ярлыка (письменной грамоты). Только после этого они могли управлять тем или иным княжеством.

Тяжёлое положение Руси осложнялось тем, кто княжества не поддерживали друг друга в борьбе с захватчиками. Ситуация начала меняться во время правления князя Владимирского и Московского Дмитрия Донского.

К походу на Русь Мамая подтолкнули три причины:

Участники, расположение войск и схема битвы

Русским войском командовал Дмитрий Донской (в то время еще Дмитрий Иванович). В его войско вошли:

Из-за раздробленности Руси были княжества, которые не поддержали Дмитрия Донского. Так, не ответили на призыв князья Тверской, Нов­го­род­ский, Ни­же­го­род­ский, Ря­зан­ский и др.

Монголо-татарским войском командовал сам Мамай. Он заключил соглашения с литовским князем Ягайло и Олегом Рязанским (князем Рязанского княжества). Те должны были поддержать Мамая в битве.

Войско Мамая состояло из авангарда (конницы), затем располагались основные силы. А позади был резерв. План Мамая был, используя тяжёлую конницу, ударить по левому и правому флангу русских войск. Затем взять в окружение русских воинов и перебить их.

Дмитрий Донской грамотно выбрал Куликово поле в качестве места сражения. Тыл русского войска был прикрыт двумя реками — Доном и Непрядвой.

Вперед был выставлен небольшой сторожевой полк. За ним располагался передовой полк, а далее — большой, с правым и левым флангом. По бокам от войска были леса и мелкие речки, что не давало возможности врагу ударить по флангам.

Позади в лесу Зелёная дубрава находился засадный полк. Им командовали двоюродный брат Дмитрия Донского Владимир Храбрый и воевода Дмитрий Боб­ро­к-Во­лын­ский. А сам Дмитрий Донской сражался в передовом полку.

Ход Куликовской битвы

На Руси не ожидали нападения Мамая. Прослышав о том, что Мамай с войском движутся на Северо-Восток Руси, Дмитрий Иванович стал готовиться к сражению.

Войска собирались в Коломне, чтобы затем двинуться вниз по реке Оке. Такое движение русских войск не дало войскам под предводительством Олега Рязанского объединиться с войском Мамая.

На бой Дмитрия Донского благословил монах Сергий Радонежский, основатель Свято-Троицкого монастыря в Москве.

Русское войско переправилось через Дон 7 сентября и утром 8 сентября уже было выстроено и готово к бою.

Монголо-татары вышли на Куликово поле 8 сентября. Дмитрий Донской приказал начинать битву, чтобы не дать возможность войску Ягайло прийти на помощь противнику.

Битва началась с поединка монаха Пересвета и монгольского воина Челубея. Враг пал первым, что стало хорошей приметой для русских воинов.

Началась битва. Монголо-татары практически полностью уничтожили русский передовой фланг. Дмитрий Донской был ранен, но не убит. Они атаковали большой полк, русские воины стали отступать.

Затем к битве подключился резервный полк Мамая. Это вынудило большой полк отступать всё дальше и дальше назад. А когда монголо-татары миновали Зелёную дубраву, на них обрушился засадный полк.

Враг не ожидал такого удара. Это привело к смятению в войсках врага. Объединённое русское войско ударило снова и заставило врага бежать с поля боя.

Русские воины преследовали монголо-татар ещё десятки километров. Войско Мамая было полностью истреблено.

Последствия и значение

Несмотря на то, что ордынское господство над Русью продлится ещё 100 лет после Куликовской битвы (до 1480 года), сражение показало возможность объединения Руси в борьбе с общим врагом.

После победы в битве впервые с захвата русской земли монголо-татарами власть в княжестве была передана по наследству без согласия хана Золотой Орды.

Так, в 1389 году Дмитрий Донской передаёт Владимирский и Московский княжеские престолы своему сыну Василию I.

Монголо-татарский хан Тохтамыш в 1382 году напал на северо-восточные земли Руси и заново заставил Русь платить дань. Но, по мнению историков, крупное поражение на Куликовом поле привело к расколу в Орде.

Золотая Орда уже не имела прежней мощи, а Московское княжество, наоборот, укрепляло свою власть и присоединяло к своим землям в результате походов другие княжества.

Хотя данные историков о потерях расходятся, большинство приходит ко мнению о 20–30 тысяч погибших русских воинах. В числе павших белозёрские князья Фё­дор Ро­ма­но­вич и его сын Иван Фё­до­рович, тарусские князь Фё­дор и Мсти­слав Юрь­е­ви­чи, монахи Пересвет и Ослябля.

По поводу войска Мамая историки приводят данные о 90–100 человек и говорят о том, что почти все они были убиты.

Источник

Окружающий мир 4 класс 2 часть Куликовская битва стр. 70 – 74

1) Найдите на карте (с. 73) место битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.

Битва произошла на Куликовом поле, на берегу Дона и его притока Непрядвы. Русские войска направлялись к месту битвы прямиком от Москвы.

Войска хана Мамая двигались из-за Волги, с юга.

Обсудим!

1. Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?

Поддержка святого подвижника была очень важна для московского князя, поскольку говорила о том, что на стороне русских Бог.

Эта поддержка поднимала дух войска и вообще русского народа, который верил, что на его стороне высшие силы.

2. Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?

Перед началом сражения произошёл поединок монаха Пересвета и монгольского богатыря Челубея.

Из литературы я помню поединок Ильи Муромца и нахвальщика.

Смысл богатырских поединков в том, чтобы показать противнику силу своих воинов и их решимость победить.

Проверь себя

1. Расскажи, как проходила битва.

Это сражение началось рано утром 8 сентября 1380 года.

Русские полки выстроились на берегах рек Дон и Непрядва, напротив расположились монгольские рати.

Битва началась с поединка Пересвета и Челубея.

Могучие воины сшиблись и пронзили друг друга копьями.

Потом татары пошли вперёд и прорвали передовые полки русских.

Но в решительный момент битвы на татар с тыла ударил засадный полк и посеял среди них панику.

Татары бросились убегать и были полностью разбиты.

2. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

Эта победа показала, что Золотая Орда не является непобедимой силой, она подняла дух народа, позволила ему задуматься о полном освобождении от ига.

Читайте также:  Рассказ о комнатном цветке орхидее

Она сплотила многие русские княжества и просто народ вокруг Москвы, поспособствовав объединению Руси.

3. Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому.

Дмитрий Донской — один из величайших полководцев своего времени.

Он сумел объединить русское войско и выбрал очень удачное место для битвы.

Победа Дмитрия Донского позволила Руси освободиться от владычества Орды.

Задания для домашней работы

1. По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.

План рассказа:

Рассказ о Куликовской битве для 4 класса

Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая.

Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать.

А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами.

Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.

Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым.

Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.

Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы.

Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения.

После этого началась сама битва.

Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось.

Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин.

Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл.

Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.

Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины.

Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали.

Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.

2. Нарисуй один из эпизодов битвы. Можно изготовить макет битвы.

Для рисунка лучше всего выбрать поединок Пересвета и Челубея.

Поединок Пересвета и Челубея

Макет Куликовской битвы, можно сделать из подручных средств

Вспомни, как Русь попала в зависимость к Золотой Орде. Как выглядела Москва при Иване Калите?

Русь попала в зависимость от Золотой Орды в середине 13 века.

Тогда Русь была разделена на отдельные мелкие княжества. Это была главная причина, по которой она не могла противостоять натиску кочевников — монголов.

При Иване Калите Москва была окружена дубовыми крепостными стенами. Город был застроен деревянными зданиями, только церкви в нём были каменными.

Источник

Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года. А. О. Ишимова

Много забот, тру­дов, бес­по­койств и огор­че­ний ожи­дало Дмит­рия Иоан­но­вича на вели­ко­кня­же­ском пре­столе! Сна­чала ему надо было несколько раз усми­рять Дмит­рия Кон­стан­ти­но­вича, кото­рый все еще стре­мился стать вели­ким кня­зем. Нако­нец, видя, что все ста­ра­ния его напрасны, Дмит­рий Кон­стан­ти­но­вич отка­зался от сво­его жела­ния и не только поми­рился с Дмит­рием Иоан­но­ви­чем, но даже через пять лет после этого отдал за него свою дочь, Евдокию.

После мира со своим глав­ным вра­гом Дмит­рий дол­жен был уте­шать бед­ных Мос­ков­ских жите­лей в слу­чив­шихся несча­стьях: сна­чала от боль­шого Все­х­свят­ского пожара, кото­рый начался в церкви Всех Свя­тых и истре­бил почти всю Москву, потом — от воз­вра­тив­шейся в нее ужас­ной чер­ной смерти.

Но эти несча­стья Москвы не были так важны, как те, кото­рые навлек на нее гор­дый и често­лю­би­вый Твер­ской князь Михаил, сын Алек­сандра Михай­ло­вича. Он видел наме­ре­ние Дмит­рия под­чи­нить удель­ных кня­зей своей вла­сти и, больше забо­тясь о соб­ствен­ной выгоде, чем о пользе Оте­че­ства, решил всеми силами про­ти­виться труд­ному, вели­кому делу Дмит­рия. К несча­стью, Михаил имел боль­шие воз­мож­но­сти, чтобы тво­рить зло: зна­ме­ни­тый Оль­герд, Литов­ский князь, в то время со своим бра­том Кес­т­у­тием наво­див­ший страх на всех своих сосе­дей, был женат на сестре Миха­ила, Твер­ской княжне Иули­а­нии Алек­сан­дровне. При вся­кой неболь­шой неудаче в Рос­сии Михаил уез­жал к зятю в Литву и воз­вра­щался оттуда с Литов­ским вой­ском, кото­рое не меньше Татар­ского разо­ряло наше Оте­че­ство! Так, в 1368 году он при­шел вме­сте с самим Оль­гер­дом, кото­рый три дня гра­бил, жег, опу­сто­шал Москву.

Вели­кий князь, его брат Вла­ди­мир Андре­евич, мит­ро­по­лит Алек­сий и все самые знат­ные бояре едва спас­лись в Кремле. (После Все­х­свят­ского пожара Дмит­рий, видя, что дере­вян­ные укреп­ле­ния нена­дежны, построил камен­ный Кремль и в нем-то спасся от Оль­герда.) Злой Оль­герд, выходя из Москвы, еще хва­стал тем, что Рус­ские долго не забу­дут его. Впро­чем, это наше­ствие Литов­цев не при­несло ника­кой пользы Миха­илу: Дмит­рий остался на вели­ко­кня­же­ском пре­столе. Тогда недо­стой­ный Твер­ской князь решил про­сить помощи у Мамая, кото­рый в это время был уже так силен, что силой соеди­нил Волж­скую Орду вме­сте с Золо­той, или Сарай­ской и, сде­лав ханом Мамант-Сал­тана, пове­ле­вал им, как хотел. Михаил Алек­сан­дро­вич умел уго­дить гор­дому Тата­рину, и Мамай дал ему гра­моту на вели­кое кня­же­ство и хан­ского посла, чтобы воз­ве­сти его на престол.

Но про­шло то время, когда Рус­ские кня­зья, не рас­суж­дая, пови­но­ва­лись Тата­рам: Михаил с хан­ской гра­мо­той едва смог убе­жать от Мос­ков­ских пол­ков в Вильну. Вы помните, что это была сто­лица Литов­ского князя. Ста­рый Оль­герд лас­ково при­нял зятя и опять согла­сился идти с ним на Русских.

Кремль во вто­рой раз спас вели­кого князя и все его семей­ство. Пока Литовцы сто­яли перед этой слав­ной кре­по­стью, рас­суж­дая о том, начи­нать ли при­ступ, брат Дмит­рия, Вла­ди­мир Андре­евич, и князь Прон­ский при­шли с силь­ными пол­ками из Пере­мышля и Рязани. Оль­герд, уви­дев, что со всех сто­рон его окру­жали Рус­ские, испу­гался и начал про­сить мира, уве­ряя, что он вечно будет дру­гом Рус­ских. Чтобы дока­зать свою искрен­ность, он пред­ло­жил даже выдать свою дочь Елену за умного и храб­рого князя Вла­ди­мира Андре­евича. Наши доб­рые предки пове­рили ему: Литов­ская княжна стала Рус­ской кня­ги­ней, но ссоры с Оль­гер­дом от этого не умень­ши­лись, и до самой своей смерти он разо­рял наше Оте­че­ство в угоду сво­ему зятю, кото­рый только в 1375 году был пол­но­стью усми­рен вели­ким кня­зем. В дого­вор­ной гра­моте Михаил поклялся при мит­ро­по­лите Алек­сии почи­тать Мос­ков­ского князя стар­шим и нико­гда не искать вели­ко­кня­же­ского пре­стола. Моло­дой Дмит­рий Иоан­но­вич был так добр, что не только не отнял наслед­ствен­ного кня­же­ства у сво­его смер­тель­ного врага (что он по спра­вед­ли­во­сти заслу­жи­вал), но даже поз­во­лил ему назы­ваться вели­ким Твер­ским кня­зем. Впро­чем, одно это назва­ние не было важно: так часто назы­вали сами себя и дру­гие кня­зья, напри­мер Рязан­ские и Смоленские.

Рус­ское вой­ско почти не отды­хало в слав­ное кня­же­ние Дмит­рия: едва окон­чи­лась про­дол­жи­тель­ная война с Твер­ским кня­зем, как Мос­ков­ские полки уже шли в Кам­скую Бол­га­рию. Вели­кий князь, посто­янно думая о том, как осво­бо­дить свое милое Оте­че­ство от вла­сти Татар, искал любую воз­мож­ность навре­дить им. Кам­ская Бол­га­рия тогда при­над­ле­жала Тата­рам: этого было довольно, чтобы заста­вить Дмит­рия овла­деть ей. Эта страна уже назы­ва­лась в то время не Кам­ской, а Казан­ской Бол­га­рией, потому что в ней уже был извест­ный в нашей исто­рии город Казань. Его осно­вал один из Татар­ских ханов по имени Саин, кото­рый, решил заво­е­вы­вать Рос­сию, но был тут встре­чен мно­гими Рус­скими кня­зьями. Боясь Татар, как огня, они при­шли к ним с покор­но­стью и при­несли бога­тые дары. Саин сжа­лился над ними и не пошел в тот раз дальше. Место ему понра­ви­лось по его кра­си­вому поло­же­нию, по изоби­лию всего, осо­бенно пчел и зеле­ных лугов, и Саин взду­мал осно­вать тут горо­док для того, чтобы Татар­ские бас­каки, посы­ла­е­мые для сбора дани с рус­ских, могли в нем отды­хать. Он насе­лил горо­док Бол­га­рами, Чере­ми­сами, Вотя­ками, Морд­вою и назвал Каза­нью. Казань зна­чит по-татар­ски «котел», или «золо­тое дно».

При Дмит­рии Иоан­но­виче Казань была уже не город­ком, а бога­тым горо­дом. Жители, думая испу­гать Рус­ское вой­ско, послан­ное Дмит­рием, выехали ему навстречу на вер­блю­дах! Рус­ские бро­си­лись на них так быстро и неустра­шимо, что вер­блюды едва успели повер­нуться и побе­жать назад к городу. Два вла­де­теля Бол­гар­ские Осан и Мах­мат-Сол­тан поко­ри­лись вели­кому князю и дали ему 2000 руб­лей, а на его вои­нов 3000 руб­лей и обя­за­лись и впредь быть дан­ни­ками Мос­ков­ского князя.

Читайте также:  Рассказ о русском народном костюме женском 5 класс

Мамай, слыша о таких злых делах Ягайлы, поду­мал: «Это будет мне слав­ный помощ­ник!» И не ошибся. Литов­ский князь обра­до­вался его пред­ло­же­нию и усло­вился с ним пол­но­стью разо­рить Рус­скую землю, сжечь все города, селе­ния и хри­сти­ан­ские церкви. К этим двум без­бож­ным вра­гам нашего Оте­че­ства при­со­еди­нился еще и тре­тий. Кажется, он был еще хуже их; верно, вы согла­си­тесь с этим, милые чита­тели, когда узна­ете, что он был Рус­ский! Да, грустно гово­рить, но это был Рязан­ский князь Олег! Будучи жесток, хитер, лукав, он умел скры­вать свои пороки и все­гда пока­зы­вал столько почте­ния и любви к вели­кому князю, что доб­рый Дмит­рий счи­тал его своим истин­ным дру­гом. И после этого он не посты­дился изме­нить ему: сам пред­ло­жил Мамаю и Ягайле свою помощь и тайно согла­сился их ждать на бере­гах Оки. Мамай обе­щал за это раз­де­лить между обо­ими сво­ими союз­ни­ками заво­е­ван­ное вели­кое кня­же­ство. Эта награда была с самого начала при­чи­ной измены Олега; он думал, что соеди­нен­ные Татар­ские и Литов­ские вой­ска совсем разо­рят Рус­ские кня­же­ства, и наде­ялся в это время не только сохра­нить свое, но даже уве­ли­чить его.

В то время как бес­со­вест­ный Олег рас­суж­дал таким обра­зом, в то время как Мамай и Ягайло уже мыс­ленно счи­тали звон­кое Рус­ское золото, кото­рым хотели обо­га­титься, в Москве все было в тре­воге. Но эта тре­вога про­ис­хо­дила не от страха; напро­тив, начи­ная с самых храб­рых и неустра­ши­мых вои­нов до жен­щин и детей, все были ожив­лены какой-то сме­ло­стью, все как будто думали, что уже настало время осво­бож­де­ния от вла­сти Татар, как будто пред­чув­ство­вали, что Бог, сжа­лясь над стра­да­ни­ями Рус­ских, нако­нец, помо­жет им побе­дить своих притеснителей.

Так смело и храбро думали во время кня­же­ния Дмит­рия Иоан­но­вича, и при­мер этой сме­ло­сти и надежды на Бога пода­вал всем Мос­ков­ским жите­лям сам государь.

Как только Дмит­рий узнал о наме­ре­нии Мамая и Ягайлы, пер­вой его мыс­лью было идти в цер­ковь и молить Бога о помощи. Усерд­ная молитва укре­пила еще больше и без того храб­рый его дух. Почти в тот же час он разо­слал гон­цов во все обла­сти вели­кого кня­же­ства, чтобы соби­рать вой­ско и вести его прямо в Москву. Все усердно спе­шили испол­нить пове­ле­ние госу­даря, и через несколько дней почти целые города были готовы идти про­тив непри­я­те­лей Оте­че­ства. Каж­дый день при­хо­дили в Москву новые полки под началь­ством своих кня­зей и бояр. Это были кня­зья Ростов­ские, Бело­зер­ские, Яро­слав­ские со сво­ими дру­жи­нами; бояре Вла­ди­мир­ские, Суз­даль­ские, Пере­я­с­лав­ские, Костром­ские, Муром­ские, Дмит­ров­ские, Можай­ские, Зве­ни­го­род­ские, Углиц­кие, Сер­пу­хов­ские с бояр­скими дру­жи­нами. Все эти дру­жины соста­вили мно­го­чис­лен­ное вой­ско, кото­рое нетер­пе­ливо желало высту­пить в поход. Но Дмит­рий до этого выступ­ле­ния хотел со своим нераз­луч­ным дру­гом и — после ран­ней кон­чины род­ного брата Иоанна — един­ствен­ным бра­том и това­ри­щем, кня­зем Вла­ди­ми­ром Андре­еви­чем, и со всеми глав­ными вое­во­дами съез­дить в уеди­нен­ный Тро­иц­кий мона­стырь и там при­нять бла­го­сло­ве­ние игу­мена Сер­гия, о бла­го­че­стии кото­рого чита­тели уже слы­шали. Этот свя­той ста­рец уже давно отка­зался от мира, но пла­менно любил свое Оте­че­ство. Он обра­до­вался, неожи­данно уви­дев его храб­рых защит­ни­ков в своем тихом мона­стыре; обра­до­вался сми­ре­нию, с кото­рым они желали полу­чить через него Божье бла­го­сло­ве­ние, потому что это сми­ре­ние пред­ве­щало им небес­ную помощь и победу. Он упро­сил вели­кого князя ото­бе­дать в мона­стыре, окро­пил свя­той водой его и всех быв­ших с ним вое­на­чаль­ни­ков и отпу­стил раз­де­лить с ними опас­но­сти войны двух мона­хов — Алек­сандра Пере­света и Ослябя. Дмит­рий, выез­жая из Тро­иц­кого мона­стыря, еще больше наде­ялся одер­жать победу.

В церкви Миха­ила Архан­гела над гроб­ни­цей своих пред­ков, Мос­ков­ских госу­да­рей, вели­кий князь еще раз помо­лился Богу и про­стился с печаль­ной супру­гой. Горько пла­кала она, отпус­кая сво­его друга на сра­же­ние с бес­че­ло­веч­ными Тата­рами. Невольно при­хо­дила ей в голову мысль о всех кня­зьях, уже уби­тых ими. И сам ее муже­ствен­ный супруг едва удер­жал слезы, когда в послед­ний раз обнял ее и ска­зал: «Бог наш заступ­ник!» Далеко за город­ские ворота про­во­жали Мос­ков­ские жители доб­рого госу­даря и его вой­ско и только к вечеру воз­вра­ти­лись в тихую сто­лицу, где оста­лись почти одни ста­рики, жен­щины и дети.

В 94 вер­стах от Москвы, в городе Коломне, соеди­ни­лись с Дмит­рием два его союз­ника, сыно­вья Оль­герда, кня­зья Полоц­кий и Брян­ский, оби­жен­ные своим бра­том Ягай­лом и покляв­ши­еся ото­мстить ему.

Мамай уже со всей Ордой стоял за Доном и ждал Ягайла. Наше вой­ско подо­шло к этой реке, и долго рас­суж­дали кня­зья и бояре: пере­хо­дить ли ее или ожи­дать Татар здесь? На общем совете было решено перейти, чтобы не дать Мамаю соеди­ниться с Литов­ским кня­зем, и на дру­гой день рано поутру все Рус­ское вой­ско уже сто­яло на дру­гой сто­роне Дона, на бере­гах реки Непрядвы. Здесь Дмит­рий Иоан­но­вич еще раз взгля­нул с высо­кого холма на свои мно­го­люд­ные полки. Мысль, что, может быть, через несколько часов все эти храб­рые воины погиб­нут под уда­рами жесто­ких Татар, так тро­нула его доб­рое сердце, что он упал на колени и, смотря на золо­той образ Спа­си­теля на чер­ном вели­ко­кня­же­ском зна­мени, молился за свой народ. Потом он объ­е­хал все полки, гово­рил с каж­дым из них, назы­вал вои­нов милыми бра­тьями, обе­щал им славу в здеш­нем мире и в будущем.

Это было 8 сен­тября 1380 года. В шестом часу дня наше вой­ско дошло до поля Кули­кова, кото­рое про­сти­ра­лось больше чем на десять верст. Здесь рус­ские уви­дели непри­я­те­лей. Татар было больше, чем наших. Дмит­рий, несмотря на просьбы кня­зей и бояр, кото­рые умо­ляли его не под­вер­гать опас­но­сти свою жизнь, сра­жался в пере­до­вом полку. Он пер­вый уда­рил по врагу; его место было в рядах про­стых вои­нов. Три часа про­дол­жа­лась страш­ная битва, кровь лилась на всем обшир­ном поле, но все еще нельзя было понять, кто ста­нет побе­ди­те­лем. В одном месте Рус­ские тес­нили Татар, в дру­гом Татары — Рус­ских. Однако уже боль­шие, или кня­же­ские зна­мена едва были спа­сены из рук Мамая; уже неко­то­рые из Мос­ков­ских пол­ков хотели было бежать, как вдруг князь Вла­ди­мир Андре­евич, началь­ник засад­ного полка, высту­пил из рощи, кото­рая скры­вала его ото всех, и быстро, неустра­шимо бро­сился на Татар. Это сме­лое дви­же­ние храб­рого князя решило судьбу сра­же­ния: удив­лен­ные и изну­рен­ные непри­я­тели не могли уже про­ти­виться све­жему вой­ску, и все побе­жали! Мамай, уви­дев это бег­ство, вскри­чал с тос­кой отча­я­ния: «Велик Бог хри­сти­ан­ский!» — и также побе­жал за сво­ими вои­нами. Рус­ские гнали их до реки Мечи, уби­вали и топили без счета и взяли в добычу мно­же­ство лоша­дей и вер­блю­дов, навью­чен­ных раз­ными драгоценностями.

Радость и сча­стье побе­ди­те­лей были неопи­су­емы! Пер­вого героя этого зна­ме­ни­того в нашей исто­рии дня, вели­кого князя Дмит­рия Иоан­но­вича, назвали Дон­ским; вто­рого, князя Вла­ди­мира Андре­евича, — Храб­рым. Они вме­сте со всеми остав­ши­мися в живых кня­зьями и боярами объ­ез­жали поле Кули­ково: много было убито Рус­ских, но вчет­веро больше Татар; всего же, по уве­ре­нию неко­то­рых исто­ри­ков, было до 200 000 тел. В числе уби­тых были также два инока Тро­иц­кого мона­стыря — Алек­сандр Пере­свет и Ослябя. Вели­кий князь пла­кал над всеми ними и в знак бла­го­дар­но­сти к храб­рым защит­ни­кам Оте­че­ства при­ка­зал вечно празд­но­вать их память в Дмит­ри­ев­скую суб­боту, кото­рая бывает между 18 и 26 октября.

Ягайло в день Дон­ского сра­же­ния был уже в 30 вер­стах от Мамая и, узнав, чем оно окон­чи­лось, испу­гался и побе­жал назад в Литву так быстро, что Рус­ские не могли его догнать. Так счаст­ливо Дмит­рию уда­лось в один день изба­вить Русь от двух силь­ных непри­я­те­лей! Изве­стие о его победе вос­хи­тило не только жите­лей Москвы и обла­стей вели­кого кня­же­ства, но и всех дру­гих кня­жеств. Народ везде смот­рел на Дон­ского, как на ангела-хра­ни­теля, везде встре­чали его с неизъ­яс­ни­мым вос­тор­гом, как осво­бо­ди­теля Оте­че­ства от жесто­кой вла­сти вар­ва­ров; все думали, что это осво­бож­де­ние уже про­изо­шло, что слава и сча­стье нашего Оте­че­ства уже навсе­гда вер­ну­лись, что Татары после Кули­ков­ской битвы нико­гда уже не осме­лятся идти на Русских!

Источник

Познавательное и интересное