Отношение к природе в культуре разных стран.
Многие исследователи считают, что среди ценностных ориентиров, по которым можно классифицировать культуры разных стран, в том числе бизнес-культуры, является отношение человека к природе.
Сходства и различия в эффективности управленческой деятельности в разных странах могут быть объяснены переменными внешней среды. Организация рассматривается как часть экологической системы (в широком смысле слова), в которой внешние факторы имеют определяющее влияние на эффективность менеджмента.
К недостаткам такого подхода относят переоценку факторов внешней среды и соответственно недооценку роли менеджмента, рассматриваемого как пассивного агента внешней среды.
Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от характера и особенностей последней, которые во многом обусловлены своеобразием религии. Имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.
Согласно концепции К. Юнга, восточный человек – интроверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы. В этом плане показательны индийские религии, с характерным для них принципом непричинения вреда всему живому.
Выделяют три разных подхода к природе:
1. Природа (окружающая среда) рассматривается как подчиненный человеку объект, как источник для удовлетворения потребностей. Взаимодействие часто рассматривается как борьба за получение от природы тех или иных ресурсов или материальных благ.
Этот подход был исторически присущ большинству современных развитых стран. Так, например, вода в Великих озерах США, которую сейчас можно пить, еще в конце 60-х гг. была загрязнена настолько, что, по словам очевидцев, на побережье стоял устойчивый запах помойки.
2. Фаталистическое, подчиненное отношение к природе.
Для этого подхода характерно чувство незащищенности и страха перед стихией. Обычно этот подход можно встретить в развивающихся странах с низким уровнем образования и жизни населения.
3. Человек – это часть природы и он должен жить в гармонии с ней. Он должен не менять природу под себя, а подстраиваться под ее законы. Такой подход в наибольшей степени характерен для Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии.
Межличностные отношения.
Национальная культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопределяет модели поведения людей из разных стран в схожих ситуациях. Она обуславливает различный выбор при принятии бытовых и управленческих решений, когда мы сталкиваемся с поведенческими и управленческими дилеммами.
Исследователи разных школ выделяют до 30 параметров, связанных с поведением представителей различных национальных культур и их отношением с другими людьми. Их изучение помогает лучше понять коллегу, представляющего иную национальную и управленческую культуру, объяснить причины его поступков и намерений, спрогнозировать дальнейшие действия на переговорах, в частности, и в бизнесе, в целом.
Французский исследователь А. Лоран в 1970–1980-х гг. провел исследование национальных особенностей менеджмента. Базой для опытов послужили результаты опроса 817 менеджеров высшего звена управления из США и Западной Европы, проходивших профессиональную переподготовку в знаменитой школе INSEAD (Фонтенбло, Франция). Один из наиболее принципиальных результатов проведенного исследования гласил, что, хотя нормы корпоративной культуры и правил поведения транснациональной компании регулируют поведение менеджеров, но на уровне культурных установок они в большей степени опираются на национальные традиции и собственные представления и предпочтения.
В мире, ориентированном на взаимоотношения, многие предпочитают действовать через друзей, знакомых или родственников. Китайцы называют такие полезные связи «гуанси». Даже в странах, чрезвычайно ориентированных на сделку, например, США, предприниматели часто используют «влияние» или «блат». Однако в этих же странах вполне допустимо перейти к делу спустя очень недолгое время после знакомства – например, во время совместного приема пищи, посещения спортивных мероприятий и т.д. Бизнесмены вначале узнают друг друга и лишь потом переходят к детальному обсуждению договора.
В странах Востока: Японии, Тайване, Южной Корее для установления крепких отношений, предшествующих сделке, требуется долгое время и терпение. У представителей Фольксвагена ушло порядка девяти лет на переговоры с правительством Китая о строительстве завода.
Общими рекомендациями к установлению партнерства являются:
· знакомства во время международных торговых выставок,
· посещение интересующих вас стран в составе официальных торговых миссий;
· обращение к доверенному посреднику (высокопоставленному лицу, представителю посольства или организации, хорошо известной обеим сторонам, торговой палате или ассоциации, международному банку с представительством в данной стране).
Должное представление потенциальных партнеров друг другу является настолько важным в той же Японии, что большинство бизнесменов предпочитает обращаться в специальные консалтинговые фирмы, основной функцией которых является знакомство японцев с иностранными бизнесменами. Разумеется, это обходится дороже других методов знакомств.
Отношение к природе в культуре разных стран.
1188
Многие исследователи считают, что среди ценностных ориентиров, по которым можно классифицировать культуры разных стран, в том числе бизнес-культуры, является отношение человека к природе.
Сходства и различия в эффективности управленческой деятельности в разных странах могут быть объяснены переменными внешней среды. Организация рассматривается как часть экологической системы (в широком смысле слова), в которой внешние факторы имеют определяющее влияние на эффективность менеджмента.
К недостаткам такого подхода относят переоценку факторов внешней среды и соответственно недооценку роли менеджмента, рассматриваемого как пассивного агента внешней среды.
Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от характера и особенностей последней, которые во многом обусловлены своеобразием религии. Имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.
Согласно концепции К. Юнга, восточный человек – интроверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы. В этом плане показательны индийские религии, с характерным для них принципом непричинения вреда всему живому.
Выделяют три разных подхода к природе:
1. Природа (окружающая среда) рассматривается как подчиненный человеку объект, как источник для удовлетворения потребностей. Взаимодействие часто рассматривается как борьба за получение от природы тех или иных ресурсов или материальных благ.
Этот подход был исторически присущ большинству современных развитых стран. Так, например, вода в Великих озерах США, которую сейчас можно пить, еще в конце 60-х гг. была загрязнена настолько, что, по словам очевидцев, на побережье стоял устойчивый запах помойки.
2. Фаталистическое, подчиненное отношение к природе.
Для этого подхода характерно чувство незащищенности и страха перед стихией. Обычно этот подход можно встретить в развивающихся странах с низким уровнем образования и жизни населения.
3. Человек – это часть природы и он должен жить в гармонии с ней. Он должен не менять природу под себя, а подстраиваться под ее законы. Такой подход в наибольшей степени характерен для Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии.
Культура природы и отношение к ней восточных и западных цивилизаций
Взаимоотношения человека и природы
Культурой принято называть деятельность человека в её самых различных проявлениях, в том числе все формы и способы самовыражения и самопознания, а также аккумулирование человеком и обществом неких определнных навыков и умений.
Далее дадим определение природе.
Природа есть это материальное окружение (оболочка) нашей Вселенной, проще говоря — ключевой объект исследования всех естественных наук (физики, химии, географии и т.д.)
Стоит сказать о том, что потребительское и насильственное отношение к природе было характерно далеко не всем людям на планете. Исследовательское, зачастую насильственное отношение было в большей мере свойственно для народов западных культур. Что касается восточных цивилизаций и Азии, то там данные дела имели совершенно иное значение. С самой древности люди, проживающие в восточных цивилизациях, по-другому относились к природному миру и его обитателям.
К примеру, в Китае еще со времен Древнего мира считалось, что людям не стоит активно вмешиваться в порядок, существующий в природной среде. С точки зрения китайцев, человеку должно адаптироваться в природе, найти свое место в мире природы, а не подстраивать природу под себя и свои нужды.
На Востоке еще во времена древности люди осознавали, что активное вмешательство человека в природу будет чревато некоторыми определенными, зачастую необратимыми, последствиями, например, они думали, что человек не должен подниматься на высокогорье, так как это может трансформировать в худшую сторону воздух на вершине, а также изменить вектор движения снега и ветра.
В восточных цивилизациях с большой долей опаски относились ко всем предметам, сделанным руками человека. До наших дней дошла древняя китайская притча, в которой говорится о том, как крестьянин переносил воду в бурдюке, который был сделан из козьей шкурки, и держал его за веревочку. Мудрец, когда увидел эту картину, задал вопрос почему он не пользуется коромыслом, на что крестьянин дал ему ответ, что он может быть порабощен этим коромыслом и лучше использовать то, что было дано человеку матерью-природой.
Как мы видим из вышеизложенного, на Востоке действительно по-иному относятся к природе, нежели это делали европейцы, поэтому стоит более подробно изучить данную тему.
Отношение к природе на Западе и на Востоке
Автор первого стихотворения – это знаменитый на весь мир японский поэт Мацуо Басё, написавший данное стихотворение в XVII столетии в жанре хокку, то есть нерифмованное трехстишье:
Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь — вот корень, стебелек,
здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
и в чем вся суть твоя, цветок.
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Поэтическое произведение Теннисона завершается тем, что цветок сумеет помочь осознать человеку суть бытия, но само растение обречено на гибель. Таким образом, получается, что Цветок в данном произведении ни что иное как жертва научных исследований и экспериментов человека над природой. В этом случае автор этого стихотворения является перед нами в качестве типичного европейского ученого, желающего разгадать тайны и загадки природы всеми доступными способами, ради истины он готов на жертвы, на убийство не виноватого живого существа.
Также японский философ и психолог Д.Т. Судзуки придерживался того мнения, что Басе просто гулял по тропе и заметил неподалеку с дорожкой что-то довольно неприметное, поэт подошел ближе к этому объекту и увидел, что это дикий цветок, который был бы совершенно незаметным и малопривлекательным для идущих мимо обывателей.
Описание данного события с точки зрения Т.Д. Судзуки не является чрезмерно поэтическим, европеец в общем и целом не сумеет понять скрытого смысла данного трехстишия, однако, в конце произведения находятся два последних слога, читаемые как «капа». Когда это окончание прибавляется к другим словам, то привносят ощущение восхищения, иногда радости или печали. Это окончание в некотором смысле японцами приравнивается к восклицательному знаку.
С точки зрения Теннисона, физическое обладание цветком поможет постичь суть бытия, но, как было сказано ранее, при этом цветок погибнет. В конкретном случае человек первоочередно преследует свою цель, посредством чего она будет достигнута не является столь важным. Басё же просто лицезрит цветок, он желает быть с ним единым целым, для того, чтобы углубиться в тайны и сущность природы.
Восточное восприятие природы
В культурах восточных стран главное место отводится космической целостности всех сторон и явлений Вселенной. Это единство, совокупная система включает в себя не только природные элементы, но также и человека. Согласно взглядам восточных философов, в нашем мире все находится во взаимной связи, каждый человеческий поступок приведет к каким-то определенным последствиям в природе. Ни одно нарушение, которое совершит человек в природе, не остается незамеченным либо малозначительным.
К примеру, в Индии до сих пор люди верят, что космические силы смогли предопределить, как природные явления, так и человеческие судьбы. Более того, предопределенным является и поведение людей, и сущность, которой станет человек после своей смерти.
Итак, можно сделать вывод, каждое живое существо когда-то в предыдущей жизни могло являться человеком. Если в культуре имеют место такие умозаключения, то сама идея вмешиваться в природу является абсурдной. На востоке к природе всегда относились с почтением, уважением, ее воспринимали в качестве чего-то священного, ей покланялись, а вмешательство в природу каким-либо образом признавалось великим грехом.
Природе нельзя было навязывать свою волю. В Китае наивысшим законом считалось небо, ему поклонялись люди, оно давало власть, но также могло и сурово наказать за несоблюдение природных законов. В Японии считалось, что природный мир есть результат любви высших духовных существ. Природа по мнению японцев всегда является красивой, а вмешиваясь в природу, человек губит эту самую красоту.
Отношение к природе в культуре на Востоке
Вы будете перенаправлены на Автор24
Культура – это деятельность человека в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы самовыражения и самопознания, а также накопление человеком и социумом навыков и умений.
Природа —это материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.
Как человек относится к природе
Следует отметить, что потребительское и насильственное отношение к природе было свойственно не всем людям, Исследовательское насильственное отношение было в большей степени характерно для западных народов, на Востоке, в Азии дела обстояли несколько иначе. С самых древних времен люди на Востоке иначе относились к миру природы. Например, в Китае еще с древних времен считали, что людям не следует вмешиваться в порядок, который существует в природе. По мнению китайцев, человек должен приспосабливать не природу для себя, а наоборот приспособиться к природе, найти в природном мире свое место. На Востоке еще в древние времена люди понимали, что вмешательство человека в природу несет за собой определенные последствия, например, они думали, что не стоит человеку подниматься высоко в горы, так как это может изменить воздух на вершине, что изменит движение снега и ветра. На Востоке достаточно осторожно относились ко всем предметам, которые были сделаны человеком. Существует древняя китайская притча, в которой рассказывается, как крестьянин переносил воду в бурдюке, сооруженном из козьей шкурки, держа его за веревочку. Мудрец, увидев это, спросил почему он не использует коромысло, на что крестьянин ответил ему, что он может стать рабом этого коромысла и лучше пользоваться тем, что дает человеку природа.
Готовые работы на аналогичную тему
В Индии так же бережно относились к природе и ко всем ее элементам. Раздавить жука считалось большим грехом. Для индийцев любое живое существо является священным.
Отношение к природе на Западе и на Востоке
Немецкий философ и психолог Эрих Фромм в своей известной работе «Иметь или быть» проводит анализ двух стихотворений, которые подтверждают разницу отношения к миру природы на Западе и на Востоке. Оба стихотворения отражают реакцию поэтов на цветок.
Автором первого стихотворения является известный японский поэт Мацуо Басё, оно было написано в XVII веке в жанре хокку – нерифмованное трехстишье:
Автором второго стихотворения является английский поэт Теннисон, оно было написано в XIX веке:
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь — вот корень, стебелек,
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
и в чем вся суть твоя, цветок.
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Совершенно другое отношение к природе мы видим у японского поэта Мацуо Басё. Он не испытывает желания обладать этим цветком, он даже не прикасается к нему, он просто внимательно на него смотрит и любуется им. Внимательного взгляда японцу достаточно для того чтобы «понять» этот цветок, проникнуть в его сущность. Японский философ и психолог Д.Т. Судзуки считал, что Басе прогуливался по тропе и увидел рядом с дорожкой нечто неприметное, поэт приблизился к этому объекту и увидел, что это дикий цветок. Этот дикий цветок был незаметным и малопривлекательным для проводящих мимо людей. Описание этого события по мнению Т.Д. Судзуки не слишком поэтическое, европеец вообще не сможет понять скрытой сути этого стихотворения, но в конце произведения стоят два последних слога которые читаются как «капа». Когда это окончание прибавляется к другим словам, то привносят ощущение восхищения, иногда радости или печали. Это окончание в некоторой степени можно прировнять к восклицательному знаку.
По мнению Теннисона, обладание цветком может помочь постичь суть бытия, однако при этом цветок гибнет. В данном случае человек на первое место ставит свою цель, какими средствами она будет достигнута это не важно. Басё просто любуется цветком, он хочет стать с ним единым целым, для того, чтобы понять сущность природы.
Восприятие природы восточной культурой
В восточных культурах центральное место занимают космическая целостность всех сторон и явлений Вселенной. Это единство состоит не только из природных элементов, оно так же включает в себя человека. По мнению восточных философов, в мире все взаимосвязано, каждый человеческий поступок влечет к определенным последствиям в природе. Ни одно нарушение совершенное человек в природе не остается без последивший.
Например, в Индии верят, что космические силы смогли определить, как природные явления, так и судьбы людей. Кроме того, предопределено и поведение людей и в какую сущность человек превратится после своей смерти. Таким образом каждое живое существо когда-то в прошлой жизни могло быть человеком. Если в культуре имеются подобные умозаключения, то сама идея вмешиваться в природу кажется абсурдной.
На востоке к природе всегда относились с почитанием, ее воспринимали как что-то священное, ей покланялись, вмешиваться в природу считалось большим грехом. Природе нельзя было навязывать свою волю. В Китае наивысшим законом считалось небо, ему поклонялись люди, оно давало власть, но также могло и сурово наказать за несоблюдение природных законов.
В Японии считали, что природный мир — это результат любви высших духовных существ. Природа по мнению японцев всегда красива, вмешиваясь в природу человек портит ее красоту.
3.2. Различное отношение к природе в разных культурах
3.2. Различное отношение к природе в разных культурах
Ко всему присматривался человек, запоминал многие образы, и когда ему под руку попадался подходящий материал, он воссоздавал их изображения. Примитивно, по-детски, но бесспорно талантливо. При раскопках мы нередко обнаруживаем выцарапанные из слоновой кости изображения головы носорога, оленя, коня, мамонта. Эти рисунки как бы дышат той таинственной силой природы, которую боготворили древние люди.
Человек видел природу в непрерывном движении: солнце восходило, шло по небосводу и как бы проваливалось за «край земли»; двигались по небу звезды и луна, меняющая свою форму. Ясное небо сменялось тучами и облаками, гремел гром и сверкали молнии. Небо осыпало людей кометами. Недра Земли извергали огненные лавы. Землетрясения меняли лик окружающей природы. Рождались и умирали люди и все живые существа… Все – от смены времен года до сновидений – было полно таинственности.
Первобытным людям казалось, что вся природа одушевлена, наполнена невидимыми добрыми и злыми духами. Считалось, что каждое дерево, каждый источник, каждая река, каждый холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево, разрыть гору, перегородить ручей, человек обязан был попросить об этом природу, принести жертву, получить согласие Бога.
Прошли тысячелетия. Люди многому научились у природы, смогли использовать ее прежде таинственные для них силы в своих интересах. Человек почувствовал силу своего разума, накапливал знания о природе и заставлял ее служить своим интересам. Общество стало подчинять себе природу.
Человек жил и живет в природе. Она оказывала огромное воздействие на жизнь древних людей. И не только угрожала человеку, но и щедро отдавала ему свои плоды. Не случайно первые человеческие поселения, древнейшие царства возникали вокруг рек и морей. Говорят, например, что Нил создал Египет. Действительно, огромное влияние этой реки сказалось на всей жизни египтян: в хозяйстве и в искусстве, в архитектуре и науке, в устройстве государства и в религиозных культах.
Природные условия играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. В ее недрах скрыты огромные богатства. Уголь, железная руда, нефть, золото… Как изменилась бы наша жизнь, если бы природа не располагала этими богатствами! Реки и океаны отдают нам свои богатства, помогают перебираться в другие места, вести торговлю. Однако человек не ограничивается только тем, что дает природа. Когда человек начал возводить свой собственный мир (то есть создавать орудия труда, строить жилища), он, по существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. В этом смысле можно сказать, что человек «выломился» из природы, стал беглецом.
Перейдя от каменных орудий к железным, научившись создавать станки и машины, человек начал осознавать себя хозяином природы. С изобретением громоотвода, человек решил, что он “приручил” молнию. Люди уже не ждали милостей от природы, они хотели взять их у нее. Природа перестала быть для них храмом, она стала мастерской. Над нею надстраивался другой мир, мир, который создавался руками людей. Напомним, что его называют «второй природой», культурой.
Культура – это совокупность всех человеческих достижений. Это то, что создано разумом и руками человека. Река – это природа, мост через реку – культура. Стон – это природа, человеческая речь – культура. Водопады – это природа, электростанции – это культура. Камень – это природа, топор – это культура. Кусок железа – природа, плуг – культура.
Особенно быстро подчинение природы человеком проходило в европейских странах. Уже более тысячи лет (с IХ века) европейцы, можно сказать, “выжимают соки” из природы: они распахивали большие участки земли и, получив 2 – 3 урожая, истощив землю, бросали ее, вырубали и выжигали леса под новые поля. Они хотели от природы только брать и брать, полностью поставив ее себе на службу. Изменение отношений между природой и человеком заметно, в частности, по тому, как постепенно менялось оформление календарей. До IХ в. на календарях рисовали просто человеческие фигурки. А затем на них появились изображения людей, занятых разным трудом: изображение пахаря, жнеца, лесоруба. Человек и природа здесь уже разъединены. Человек рубит лес, он покоряет природу. Изобретя различные механизмы и машины, он почувствовал себя в роли ее господина.
Европейцы издавна стремились раскрыть тайны природы, узнать ее законы и подчинить себе. Они не столько любуются красотой природы, сколько пытаются ее исследовать. Их отношение к природе чем-то напоминает поведение ребенка, который взял в руки новую игрушку. Она красивая и загадочная. Можно, разумеется, восхищаться ею. Но неплохо бы заглянуть, – что там внутри. И дитя начинает разбирать игрушку, ломать ее, вытаскивать пружину, вату….
Другой ребенок отрывает мухе крылышки. Ведь интересно знать, как поведет себя насекомое, если его лишить крыльев. Ясное дело, она уже не полетит. Но это надо еще проверить, проследить… Это, разумеется, жестоко. Но не случайно Фрэнсис Бэкон, английский философ, сравнил ученого с палачом, который выведывает тайны у природы. Вместе с тем складывалось и иное мировоззрение: опасливое отношение к насилию над природой.
Тот же Ф. Бэкон констатировал: поистине, если «чудом» мы называем власть над природой, то оно, это чудо, всего более являет себя в бедствиях. Согласно Блёзу Паскалю, природа повторяет себя: зерно, брошенное в землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, также плодоносит. Все создано великим Творцом: корни, ветви, плоды…
Французский социолог Шарль Монтескьё писал: «Природа действует всегда медленно и, если можно так выразиться, бережно: ее действия никогда не бывают насильственны. Даже в своих продуктах она требует умеренности; поступает по правилам и соразмерно; если ее понуждают, она скоро истощается и всю оставшуюся силу употребляет на то, чтобы сохранить себя, совершенно теряя при этом свою продуктивную способность и творческую мощь…»
Отношение к природе на Востоке
Может быть, такое отношение к природе было свойственно всем людям? Ведь человек – властелин природы. Однако обратим свой взор в страны Азии, на Восток. Здесь уже в глубокой древности отношение к природе было совсем иным. Дао (кит. – Бог, путь, разум, слово) – одно из важнейших понятий китайской философии. Согласно философии Лао-цзы, «дао» означает всеединое. Дао – вечно единое, неизменное, непреходящее, существующее всегда и вовеки веков. Согласно принципу Дао человек не должен покорять Вселенную. Отсюда другое понятие – «недеяние». Это следует понимать так: каждый человек не должен ничего менять в том порядке, который обусловлен Дао.
Китайские мыслители, например, считали, что человек не имеет права вмешиваться в существующий в природе порядок. Он должен приспособиться к нему, найти в нем место для себя. Древние люди старались не подниматься высоко в горы, – ведь это изменит воздух на ее вершине и может, к примеру, вызвать движение снега или ветра… В Китае недоверчиво относились ко всякого рода приспособлениям, сделанным людьми. Существует, например, китайская притча (притча – это рассказ с нравоучением): крестьянин налил воду в шкурки и бережно обвязал края веревкой. Мудрец спрашивает его: почему он не воспользуется коромыслом. Крестьянин отвечает: с коромыслом, конечно, удобнее. Но ведь я могу стать пленником этого коромысла. Лучше пользоваться тем, что дала природа.
Или, предположим, вы оказались в Древней Индии. Вы шли по дороге и не заметили, как наступили на какого-то жука, вы очень торопились добраться до храма. Но загубить живое существо в Индии считалось страшным грехом, ибо все живое священно… Э. Фромм в работе «Иметь или быть?» сравнивает два стихотворения, чтобы показать разницу в восприятии природы на Западе и на Востоке.
Одно из этих стихотворений (хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие) принадлежит японскому поэту ХVII века Басё (1644–1694). Другое написал английский поэт ХIХ в. Теннисон. Оба поэта описали сходные переживания: свою реакцию на цветок, увиденный во время прогулки. В стихотворении Теннисона говорится:
Возросший средь руин цветок.
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь – вот корень, стебелек,
Здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
И в чем вся суть твоя, цветок.
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Трехстишие Басё звучит так:
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!
Поразительно, отмечает Э. Фромм, насколько разное впечатление произвел на Теннисона и Басе случайно увиденный цветок! (Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986, с.46).
Отношение Басё к цветку совершенно иное. У поэта не возникает желание сорвать его; он даже не дотрагивается до цветка. Поэт лишь «внимательно вглядывается», чтобы «увидеть» цветок. Вот как комментирует это трехстишие японский ученый Д.Т. Судзуки: «Вероятно, Басё шел по проселочной дороге и увидел у плетня нечто малопримечательное. Он подошел поближе, внимательно вгляделся и обнаружил, что это всего лишь дикое растение, довольно невзрачное и не привлекающее взгляда прохожего. Чувство, которым проникнуто описание этого незамысловатого сюжета, нельзя назвать особенно поэтическим, за исключением, может быть двух последних – двух слогов, которые по-японски читаются как «Kana». Эта частица часто прибавляется к существительным, прилагательным или наречиям и привносит ощущение восхищения или похвалы, печали или радости, и может быть при переводе в некоторых случаях весьма приблизительно передана с помощью восклицательного знака. В данном хокку все трехстишие заканчивается восклицательным знаком».
Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, чтобы постичь природу и людей, и в результате этого обладания цветок погибает. Басё все же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на цветок, но стать с ним единым целым – и оставить его жить.
Разум и воля людей, приобретенные знания и труд сделали жизнь современных людей совершенно не похожей на жизнь далеких предков. Благодаря строительству современных жилищ, созданию современной одежды и бытовой техники, изобретению телевизоров и компьютеров жизнь людей стала легче, интереснее, продолжительнее. Сегодня трудно представить себе человеческое общество без самолетов, ракет, кораблей, компьютеров. Миллионы автомобилей, сотни тысяч самолетов и морских судов, тысячи искусственных спутников Земли позволяют людям преодолевать любые расстояния, но они все оказывают и сильное «давление» на природу, загрязняют и истощают ее. Достижения людей в освоении природы стали угрожать самой природе.
Сотни тысяч лет природа казалась человеку неумолимой грозной силой, пока сам он был слаб. Но, создав мощные орудия воздействия на природу, человек превратился по отношению к ним в великана, который поставил задачу стать ее покорителем. В наше время это господство привело к опасной болезни природы.
Все меньше чистого воздуха в городах, – его отравляют заводы и фабрики, выхлопные газы автомобилей, различные химические вещества и т.д. Все больше запретов на купание в водоемах, потому что загрязненная разными отходами вода угрожает здоровью человека. В ней погибает все живое.
Увеличение добычи угля, железа, газа и других богатств природы истощают недра земли. Ученые считают, что этих даров природы хватит только на несколько десятилетий. Чрезмерная вырубка деревьев приводит к сокращению лесов, которые дают Земле необходимый для жизни кислород. Увеличивается площадь пустынь. Загрязнение атмосферы влечет за собой потепление климата на земле, а это может привести к быстрому таянию ледников, значительному повышению уровня воды в мировом океане и другим тяжелым последствиям для жизни людей и для всего живого на земле. Все это очень тревожно, не правда ли?
Несмотря на всю серьезность положения, в отчаяние впадать не надо. В истории человеческого общества уже не раз бывали такие ситуации, когда деятельность человека приводила к тяжелому положению природы. Но разум человека находил выход из этих ситуаций и этим спасал и ее, и себя.
«Жить согласно природе!» – этот девиз был известен еще в глубокой древности. Но человек на то и человек, что он вырывается из-под власти природы и создает свою, «вторую природу». При этом он несет ответственность за свою деятельность.