МЕТОДЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В процессе физического воспитания широко используются различные формы словесного воздействия благодаря его универсальным возможностям. Словесные воздействия имеют различные функции и формы. По функциям методы словесного воздействия можно условно разделить на следующие группы:
а) методы передачи информации;
б) методы управления деятельностью;
в) методы анализа и оценки деятельности.
К первой группе методов относятся рассказ, описание, объяснение, указание. К методам словесного управления деятельностью относятся команды, распоряжения. Анализ и оценка деятельности осуществляется путем разбора, поощрения, порицания и других словесных форм.
Особенности занятий физическими упражнениями обусловливают два главных требования к использованию слова: краткость и ясность. Это возможно тогда, когда формы словесного воздействия подбираются в соответствии с особенностями занимающихся и задачами обучения.
Методы наглядного воздействия способствуют более быстрому, глубокому, прочному усвоению, повышают интерес к разучиваемым двигательным действиям. По характеру анализаторов, которые участвуют в процессе физического воспитания, методы наглядного воздействия составляют три группы: а) методы зрительной наглядности; б) методы звуковой наглядности; в) методы двигательной наглядности.
К зрительной наглядности можно отнести натуральный показ двигательного действия преподавателем. Он может быть естественным, когда движение демонстрируется в его обычном проявлении и может быть адаптированным, когда движение демонстрируется в несколько измененном виде в целях большой выразительности отдельных моментов (например, при замедлении движений).
К информирующей наглядности относятся также все разновидности опосредованной наглядности в виде различных рисунков, схем, видеозаписей и т.п. Функцию управления двигательной деятельностью несет зрительная наглядность в форме различных приемов зрительного ориентирования и лидирования.
расстояния между преподавателем и учеником, определяется плоскость движения, расположение занимающихся.
Методы звуковой наглядности позволяют уточнить пространственно-временные и ритмические характеристики движений. Информирующими будут различные звуковые модели темпа или ритма движения (в том числе и музыка). Управляющими являются различные условные звуковые сигналы, по которым занимающиеся своевременно выполняют необходимые движения или усилия. Сюда же можно отнести различные системы звукового лидирования.
Методы направленного прочувствования двигательного действия дают возможность получать двигательные ощущения о правильном выполнении движений. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия;
4) использование специальных тренажеров, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движений.
Методы срочной информации предусматривают немедленную коррекцию движения на основе аппаратурных сигналов, поступающих по ходу движений и информирующих об их отклонении от заданных параметров (тензоплатформы, электрогоннометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры и др.).
Методы словесного и наглядного воздействия при обучении двигательным действиям
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
1. Словесные методы.
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
При обучении двигательным действиям применяются следующие словесные методы.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.
В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Что делает преподаватель: 1) Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. 2) Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. 3) Подводит итог беседы. 4) Формулирует выводы. Что делают учащиеся: 1) Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. 2) Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. 3) Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. 4) Осмысливают выводы.
6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаше всего применяют в начальной школе.
В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.
2. Методы наглядности.
При обучении двигательным действиям методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся: 1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); 2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); 3) методы направленного прочувствования двигательного действия; 4) методы срочной информации.
Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: 1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность); 2) выполнение упражнений в замедленном темпе; 3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях); 4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
Рассказ— это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.
Объяснениераскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению — краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.
Команды и распоряжения — специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.
Задание — это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.
Указание отличается от задания краткостью формы и направлено на внесение коррективов в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.
Беседапредполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.
Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.
Наглядные методы: показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, просмотр учебных и официальных соревнований, кинокартин, упражнений, выполняемых по специальному заданию, и др.
Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо организовать детей, создать им условия для наблюдения. Демонстрация упражнений должна проводиться с такого места, которое было бы хорошо видно всем занимающимся. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.
Метод изучения по частям предусматривает расчленение движения на составные элементы, а затем усвоенные элементы объединяются. Приемы техники разучиваются по частям в тех случаях, когда при целостном выполнении занимающиеся допускают грубые ошибки, искажающие структуру движения. Например, у волейболиста не получается верхняя прямая подача из-за неправильного подбрасывания мяча. В этом случае следует дать упражнение только в подбрасывании мяча.
В спортивных играх применяются оба метода. Например, в баскетболе бросок мяча в корзину или поворот изучаются целостным методом, потому что движения, входящие в этот прием, нельзя разделить на составные части так, чтобы не изменить структуру приема.
При изучении игровых действий, состоящих из нескольких приемов, применяется метод разучивания по частям. Расчленив прием, надо, прежде всего, изучить главную (ведущую) часть движения.
Соревновательный метод предусматривает постоянное соперничество в определенных упражнениях, создает благоприятные условия для активного проявления физических, интеллектуальных, волевых качеств, повышает интерес занимающихся, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени значительно увеличить физическую нагрузку. Соревнование как метод совершенствования применяется после того, как у занимающихся образовался правильный навык в выполнении упражнения. Сущность его состоит в том, что во время прохождения учебного материала занимающиеся соревнуются в выполнении различных упражнений.
Но злоупотреблять этим методом нельзя. Стремясь победить и сосредоточить все внимание на достижении высокого результата, занимающийся часто перестает следить за правильным выполнением разучиваемых движений, допускает ошибки в технике.
С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в усложненных или облегченных по отношению к официальным правилам соревнований условиях. Наиболее действенными методическими приемами, являются:
— уменьшение или увеличение площади взаимодействия занимающихся при выполнении игровых действий; уменьшение или увеличение количества игроков на площадке в обеих командах или в одной из них; введение в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации (например, игра двумя мячами; условно-зрительные сигналы, меняющие регламент действий спортсменов, и т.д.); наложение ограничений на выполнение игровых действий, связанных с изменением существующих в игре правил (например, увеличение продолжительности игры; сокращение времени владения мячом; строгий лимит передач мяча, ходов разыгрываемой игровой фазы; запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.); усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при недостаточном освещении; игра при моделировании шума трибун и т. п.); усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов (например, использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.); игра с гандикапом (например, предоставление одной из команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д.).
С учащимися младших классов элементы соревнования следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («Передача мячей», «Кто дальше бросит?» «Мяч среднему», игры-эстафеты и др.).
Игровой методпредусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой, позволяет одновременно совершенствовать разнообразные двигательные навыки, самостоятельно действовать, отрабатывать быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, ориентироваться в условиях, близких к соревновательным.
Участие занимающихся в специальных эстафетах и подвижных играх связано с воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов в различных сочетаниях и в постоянно изменяющихся условиях. Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий. Игровая деятельность происходит на фоне повышенного эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия для применения всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях.
Результативному освоению навыков игры на определенном этапе обучения содействует метод сопряженных воздействий.Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности.
На занятиях с детьми чаще других применяются методы показа, а на занятиях с подготовленными спортсменами — метод упражнений и соревнований.
Учебно-тренировочный процесс протекает наиболее успешно в том случае, когда учитель правильно сочетает все практические методы.
4. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Со структурой соревновательной деятельности и ступенями становления навыков игры связана классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям, применяемых в тренировке; они сгруппированы по их образовательному значению (рис. 12).
В единстве с этими упражнениями происходит усвоение знаний, воспитание психических, волевых и личностных качеств.
Тренировочные упражнения. Общеразвивающие упражнения.Задача общеразвивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке занимающихся. Эти упражнения компенсируют также одностороннее влияние специальных упражнений, развивающих в основном навыки и качества, необходимые для изучения определенной спортивной игры. При проведении общеразвивающих упражнений используют средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, тяжелой атлетики, различные виды игр, выполнение которых способствует развитию у занимающихся силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости, совершенствуют функции всех систем организма, расширяют круг двигательных навыков. Этим создаются благоприятные предпосылки для обучения избранной спортивной игре.
Общеразвивающие упражнения используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы. В свою очередь упражнения для отдельных мышечных групп по их преимущественной направленности могут быть на силу, гибкость, расслабление. При работе с детьми общеразвивающие упражнения широко используются как средство профилактики возможных нарушений нормального физического развития (отклонения в форме и развитии грудной клетки, позвоночника, рук, ног и т. д.). Они же имеют и большое общеобразовательное значение. Выполняя их, дети знакомятся с разными по форме и характеру движениями, получают правильное представление о необходимой силе, быстроте, темпе, ритме и амплитуде движений.
Подготовительными упражнениями называют такие, которые развивают специальные физические способности, необходимые для избранной игры. Сюда входят быстрота перемещения, прыгучесть, сила кистей и их подвижность, умение быстро переходить из статического положения в движение, резко останавливаться после быстрого перемещения, быстрота двигательной реакции и ориентировка, наблюдательность, быстрота ответных действий, сила и быстрота сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов, и т. п.
Подготовительные упражнения по способу выполнения делятся на упражнения без предметов и с предметами (набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями). Особое место занимают специально подобранные подвижные игры и эстафеты.
Подводящие упражнения (облегчающие освоение техники)непосредственно направлены на овладение структурой технического приема.К подводящим относят и имитационные упражнения (выполнение приемов без мяча). Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физической к технической подготовке.Подводящие упражнения облегчают условия выполнения приема и предупреждают появление целого ряда ошибок. Однако слишком увлекаться подводящими упражнениями не следует.
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 3958 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Методы формирования сознания личности это методы формирования взглядов, понятий, убеждений
Методы этой группы очень важныи для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели.
—Метод убеждения, поскольку главное назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания..
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, усматривая в них средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодействующий метод убеждения — пример.
Методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.
Рассказ на этическую тему,который используется преимущественно в младших и средних классах, — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие.
1.Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален,доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ для подростков более сложный: им гораздо ближе поступки, которые волнуют своим высоким смыслом.
2.Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии,изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо
подобранное музыкальное сопровождение.
3.Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию
рассказа.
4. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Разъяснение— метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Этическая беседа— метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценариюс заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.
3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные с непонятными или чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости, культуры общения.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.
В основе диспута — спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту разрабатывается 5 — 6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным. Цель диспута — не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.
Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности:
Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
«Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей, революционеров.