Рассказ петька на даче ответить на вопросы
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?
Петька маленький мальчик 10 лет, который работал в парикмахерской, подавал воду. Все его дни были однообразны, праздников не было, ребенок работал каждый день.
В дороге Петьке было все поразительно ново и странно, он вертелся, перебегал на другую сторону вагона, чтобы все рассмотреть.
Когда его мать забрала его на дачу в Царицыно, где жили ее господа, мальчик был в восторге. «Сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку.» «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.»
Его пребывание на даче завершилось тем, что Петька закричал и заплакал в отчаянии, от того что он должен вернуться опять в город.
2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?
Мне кажется, что автор хотел показать всю трагичность судьбы мальчика. Маленький ребенок вынужден был работать в 10 лет. Вырвавшись из города, где он ничего не видел кроме серых будней и работы, Петька отдохнул, ожил, стал играть, он как птица вырвался на свободу, но настал тот момент, когда его повезли обратно в город. Этот рассказ вызвал чувство жалости к этому мальчику из-за не справедливости данной ситуации. У детей должно быть детство, они должны ощущать себя любимыми, должны играть, ходить в школу, а не на работу.
Где работал Петька?
Куда Петька отправился с матерью?
С кем подружился Петька в Царицыно?
Кем работала мать Петьки?
Сколько лет было Петьке?
Как звали парикмахера?
1. Однообразные трудные дни в парикмахерской
2. Петька почувствовал себя на даче как дома
3. Горе мальчика
5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно.
В первом эпизоде жизнь мальчика трудна, скучна и однообразна. Мальчик не знает другой жизни, а эта ему не нравится, он уставший и измотан работой.
Во втором эпизоде мальчик счастлив, он открыл для себя другой мир, совсем не похожий на прежний, где можно играть, резвиться и наслаждаться жизнью.
В третьем эпизоде у мальчика горе, трагедия, он не хочет возвращаться к прежней жизни.
Благодаря художественным деталям писатель передает настроение мальчика. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее, ярко представили характер персонажа.
6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, почему автор закончил рассказ по-другому?
Автор хотел показать всю трагичность ситуации в которую попал маленький Петька. Возможно, что у мальчика в дальнейшем сложилась судьба, но сколько детей в то сложное время страдали и были вынуждены работать.
Викторина по произведению Л. Андреева «Петька на даче»
Викторина «Самый внимательный читатель» рассказа Леонида Андреева «Петька на даче»
Автор: Козлова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А.Солоухина, Владимирская область, Собинский район, село Черкутино
Описание материала: Данная викторина состоит из вопросов по тексту рассказа Л.Андреева. Также даны ответы к ним. Можно провести игру как в устной форме, так и в письменной на уроке внеклассного чтения, на занятии внеурочной деятельности, посвящённом теме детства.
Цели викторины: учить ребят читать тексты художественных произведений; обращая внимание на художественные детали, важные для характеристики героя; учить давать чёткий и точный ответ на вопрос; расширить кругозор учащихся.
Вопросы
Ответы
1.Как звал Петьку парикмахер Осип Абрамович?
2.Как звали друга Петьки в парикмахерской?
3.Какие три вредные привычки были у Петькиного друга?
Курил папиросы, ругался скверными словами, пил водку.
4.Сколько лет было Петьке?
5.Что такое полька, бобрик и подбор в рассказе?
6.О чём просил Петька каждый раз, когда к нему приходила мать?
Взять его из парикмахерской.
7.Что делал Петька всю дорогу, когда ехал на дачу на поезде?
8.Сколько лет уже Петька работал в парикмахерской?
9.На кого был похож Петька, впервые оказавшийся в воде во время и купания?
10.Какие три дела были ежедневно у Петьки на даче?
Выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей.
11.Какое печальное известие содержалось в письме, адресованном кухарке Надежде?
Петьке надо возвращаться в город.
12.О чём просил Петька свою мать после приезда в город?
13.Кому рассказывал Петька о своей поездке на дачу каждый вечер?
14.В каком городе жил Петька?
15.Что должен был приносить Петька парикмахеру по его требованию?
16.Что было самым грязным-прегрязным во внешнем облике Петьки?
17.Из кого состояла семья Петьки?
18.Что такое чугунка в рассказе?
19.Что было самым привлекательным на лице Петьки?
20.Что больше всего радовало мать Петьки, когда она смотрела на сына?
21.В какой обуви ходил Петька на даче?
22.Что делал Петька, когда прыгал, играя сам с собою в «классики»?
Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
Л. Андреев. Петька на даче. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 137 – 150
? с. 141
Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Но почему: его обижают, бьют? Или он недосыпает? Недоедает? Или та работа, которую он выполняет в парикмахерской, для него трудна и непосильна? Почему же тебе его жалко? Какие небольшие радости есть у Петьки в парикмахерской? На что он смутно надеется?
Смысл первого блока вопросов в том, чтобы мы осознали, что нравственное, духовное унижение человека — не менее страшно, чем физическое. Петька вызывает жалость потому, что его «дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой», потому, что над ним «и утром, и вечером, и весь божий день… висел один и тот же отрывистый крик: “Мальчик, воды”», потому, что он вынужден выполнять одну и ту же подсобную работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Петька вызывает жалость не потому, что его замучили тяжёлой физической работой, и не потому, что у него нет возможности выспаться. Напротив: «Петька спал много», но ему всё время хотелось спать от смутного ощущения беспросветности и однообразия жизни. Достаточно вспомнить, на что каждый раз натыкается его взгляд в парикмахерской: на одни и те же зеркала, одно из которых было с трещиной, а другое кривое и потешное; на пошлую картинку на стене, засиженную мухами. Петька равнодушно ел даже сладости, принесённые ему матерью, — так велика была его апатия, так бессмысленно существование. У Петьки до его поездки на дачу не было никакого жизненного стимула, не было ни одного яркого и свежего впечатления. Единственной небольшой радостью Петьки в парикмахерской было общение со старшим мальчиком Николкой, которым Петька восхищался и на которого хотел быть похожим. Строчки, выделенные жирным шрифтом, обращают внимание на то, что Петька постоянно хотел попасть «в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» и что он смутно надеялся, что дача «и есть то самое место, куда он так стремился».
Можно отметить, что автор с большим сочувствием рисует Петькин портрет. Достаточно прочитать строки: «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика… состарившегося карлика», чтобы убедиться, что сам автор не разделяет этого отношения к герою, сам автор испытывает не брезгливость, но острое чувство жалости к мальчику. Именно поэтому он использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «худенький мальчик», «тоненькие морщинки». Такое же отношение автора к герою можно обнаружить в той части текста, где описываются путевые впечатления Петьки. Автор, с сочувствием наблюдая за поведением мальчика в поезде, пишет о том, как Петька с доверчивостью клал «плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров»; автор отмечает, как быстро исчезли морщинки с Петькиного лица и т. д.
? с. 146
Чьими глазами показан вокзал и вид из окна поезда: глазами рассказчика или Петьки?
Вокзал увиден Петькиными глазами. Так, густые и сердитые гудки (свистки) паровозов напоминают ему сердитый голос Осипа Абрамовича, а тоненькие и визгливые свистки кажутся ему похожими на голос больной жены хозяина. Картины, разворачивающиеся в окнах поезда, также увидены Петькиными глазами: лес кажется ему травкой, а белые облачка ангелочками. Первое впечатление от гимназиста Мити (судя по тому сравнению, которое есть в тексте,) — тоже Петькино, а не авторское. Смугло-жёлтое от загара лицо Мити сравнивается с цветом вагона второго класса. А цвет вагона второго класса — это недавнее Петькино впечатление: ведь он ехал в Царицыно именно на поезде.
Где и как начинается освоение Петькой нового мира? А где и как продолжается? Насколько глубоко Петька переживает новые впечатления?
Освоение нового мира начинается уже на вокзале. Уже там Петька испытывает чувство нетерпения и возбуждения, впитывает все впечатления — и зрительные, и слуховые. Продолжается — в вагоне, где Петька, прилипнув к окну и изредка перебегая на противоположную сторону вагона, жадно разглядывает все подробности. Наконец, на даче на Петьку обрушивается огромный новый мир — мир природы, в котором мальчик всё воспринимает как «живое, чувствующее и имеющее волю». Отличаясь необыкновенно впечатлительной душой, обладая глубокой и восприимчивой натурой, Петька осваивает новый для него мир медленно, постепенно проникая в его тайны, не спеша растворяясь в нем, осторожно сливаясь с ним, не сразу вступив с ним в полное согласие. Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, глубоко прочувствовав каждое новое впечатление. «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская». Петька — глубокий и даже одарённый мальчик. Он обладает настоящим даром поэтического восприятия мира, он наделён способностью воображения, умением растворяться в мире природы и наслаждаться своим единением с ней.
Сравни описания внешности Петьки в первом и во втором отрывках (они в обоих случаях сбоку выделены цветом). Что было причиной, изменившей облик Петьки? Ведь Петька ещё не видел дачи?
Найдите и перечитайте два отрывка. «Он всё худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика». И второй: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Причиной таких изменений во внешности мальчика стали яркие, новые впечатления, которые обрушились на него уже из окна поезда: «Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и всё здесь для него было поразительно ново и странно…».
Найди, что говорит о внешнем виде Петьки его мать, Надежда. В чём она видит причину того, что Петька стал лучше выглядеть? Права ли она? Как ты думаешь, Петька делится с матерью своими впечатлениями или всё переживает тихо, молча, наедине с самим собой?
Подтверди, что автор использует приём контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче.
Матери казалось, что Петька поправился и поэтому стал лучше выглядеть: «Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар». Она не замечала бурной внутренней жизни Петьки, его новых увлечений и «приписывала это тому, что много его кормит». Но из следующих строчек видно, что она была не права: «Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться…», он был полностью захвачен новой жизнью, он как будто проснулся, как будто ожил.
Мальчик явно не делился с матерью своими впечатлениями и новыми переживаниями: «В первые дни он часто возвращался к матери, тёрся возле неё … И потом снова шёл к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чём-то».
То, что автор использует приём контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче, видно из описания самого Петьки, его впечатлений и состояний, в которых он пребывает. Если, находясь в парикмахерской, Петька постоянно пребывает в сонном заторможенном состоянии и всё валится у него из рук («Петька спал много, но ему почему-то всё хотелось спать, и часто казалось, что всё вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: “Мальчик, воды…”), то, будучи на даче, он постоянно испытывает сильные чувства и эмоции, он бодр и деятелен («Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то…», «…у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей…»). В парикмахерской «Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимою и летом он видел всё те же зеркала. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: “Мальчик, воды”, — и он всё подавал её, всё подавал», а на даче всё «было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был тёмный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные и весёлые, он любил и хотел бы приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать».
? с. 149
Как ты думаешь, почему Петька — этот тихий и молчаливый мальчик — так бурно и некрасиво реагирует на слова матери о необходимости вернуться с дачи в Москву?
Живя в парикмахерской, Петька напоминал маленького старичка, абсолютно безразличного ко всему мальчика, из которого словно ушла вся жизнь. На даче Петька ожил, глаза его наполнились блеском и интересом к окружающему миру, он почувствовал, что такое настоящая жизнь. Поэтому Петька так бурно реагирует на известие о скором отъезде. Катающийся по земле в истерике и громко вопящий Петька бунтует таким образом против возвращения в жуткий, серый, мёртвый мир парикмахерской.
? с. 150
Найди описание внешности Петьки в третьем отрывке и сравни с двумя предыдущими описаниями. Как и почему снова изменился облик Петьки?
Сидя в вагоне поезда, Петька снова стал напоминать того мальчика, каким он был до своего отъезда на дачу: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота её выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». Эти изменения во внешности мальчика связаны с тем, что его увозят из того прекрасного места, где он чувствовал себя живым, счастливым, и с тем, что в городе его ждёт однообразная серая жизнь в парикмахерской.
Изменилась ли жизнь Петьки после возвращения с дачи?
— Конечно, нет! — сказал Петя Захаров.
— Конечно, да! — возразил ему Миша Иванов.
Каждый из ребят подтвердил своё мнение цитатой из текста.
Как ты думаешь, какие строчки процитировал Петя, а какие — Миша?
А ты чьё мнение разделяешь?
Строчки, которые процитировал Петя Захаров: «И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: “Мальчик, воды”, и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределённо угрожающий шёпот: “Вот погоди!” Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания». Из этого отрывка видно, что ни жизнь в парикмахерской, ни состояние Петьки нисколько не изменились.
Строчки, которые процитировал Миша Иванов: «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал». Этот отрывок указывает на то, что изменения произошли не во внешней стороне Петькиной жизни, а в его внутреннем мире.
Дача окончательно сломила Петьку или, напротив, зародила в нём огонек надежды?
Вопиющая скорбь о ребёнке
Я не рассказываю о писателе и его творчестве, не характеризую время, в которое он жил. Учащиеся должны представить автора, погрузившись в стихию его текста. Моя цель — стать проводником по художественному тексту. Исходя из этого, выбираю вопросы к тексту, позволяющие понять мысль автора. Задача учащихся — предельно внимательное чтение рассказа с осмыслением.
Домашнее задание. Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче». Составить план рассказа, отражающий основные эпизоды.
Ход урока
Уточнение понимания слов из рассказа: аляповатый, приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.
В ходе беседы выясняем, что сам жанр рассказа предполагает временную ограниченность, значит, мы ориентированы на повествование о каком-то периоде, но не всей жизни героя. Рассказ — это эпический жанр, следовательно, внимание автора сосредоточено на изложении событий. Перед нами рассказ-событие. Его содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана. С первого предложения читатель оказывается свидетелем события без подготовки и объяснения, точно так же он покидает героев, как бы не дослушав до конца их разговор. Названием автор подчеркнул значимость центрального эпизода — пребывание на даче.
Соотношение частей по объёму упрочивает важность центрального эпизода. Рассказ повествует об отчётливо распадающейся на два мира жизни — в городской парикмахерской и на даче.
Работа с первой частью рассказа
Представьте мир города (парикмахерскую, окрестный квартал, работников и посетителей парикмахерской, жителей города). Автор рисует нам пропитанную скучным запахом дешёвых духов, полную надоедливых мух парикмахерскую, её вид дополняют детали: грязная простынка, туповатая бритва с неприятным скрипом, одно зеркало с трещиной, а другое кривое и потешное, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой. Ощущение брезгливости вызывает перечисление находящихся в ней людей: больной жены хозяина, мастера с большими потными руками, ленивых подмастерьев, аляповато-красивых, но подозрительных молодцев и других посетителей.
Городской пейзаж мрачен. “Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же сырую, неохлаждающую тень. ” Квартал заполнен домами дешёвого разврата, которые придают местности “особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного”. Главные события — пьянки и драки. Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные, с печатью утомления и пренебрежения к окружающим лица, они говорят хриплыми, резкими голосами, бранятся. “И только побитая женщина плакала и бессмысленно ругалась; её растрёпанные волосы волочились по песку, а полуобнажённое тело, грязное и жёлтое при дневном свете, цинично и жалко выставлялось наружу”.
Опишите Петьку в городе. Автор рисует маленькую, худую, сгорбившуюся в углу на стуле фигуру, на нестриженой голове — нехорошие струпья, вызывающие брезгливость даже у нетребовательных посетителей. “. Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика”. Петька не жил, а существовал, равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон.
Какие чувства вызывает у читателя похожий на старичка мальчик?
Какое слово чаще всего повторяется в описаниях? Самое частотное слово грязный — только в первой части оно повторяется семь раз и является главным определением городской жизни, причём в трёх лексических значениях: 1) запачканный, нечистый; 2) безнравственный, аморальный; 3) серовато-мутный.
Какое сложилось у Петьки представление о хорошей жизни? Петька завидовал “умному и бесстрашному” Николке, который пил, курил, сквернословил, знал много грязных историй.
Каким мы представляем будущее Петьки, отталкиваясь от материала первой части? Жизнь мальчика беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, он “думал, что когда-нибудь и он будет такой же”.
Охарактеризуйте художественное время первой части. “Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похожие один на другой, как два родные брата”. Всё за эти три года его жизни в парикмахерской одно и то же: зимой и летом, утром и вечером “он всё подавал и всё подавал”. Автор подчёркивает недвижимость застывшего времени.
Запись в тетрадь: пять–шесть эпитетов, характеризующих город: безжалостный, беспорядочный, тревожный, грязный, равнодушный, скучный, жёлтый, порыжевший, неприятный, чёрный, серый, дешёвый, подозрительный.
Работа по второй части рассказа
Какими словами начинается повествование о втором эпизоде? Конструкция много ли, мало ли жил Петька напоминает сказочный оборот долго ли, коротко ли жил (шёл) герой; таким образом исподволь автор настраивает на сказочность, нереальность последующих событий.
Как среагировал Петька на известие о даче?
“Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха. ” Он не знал, что такое дача, но чувствовал, что она-то и будет тем местом, “о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно”, но куда он стремился.
Опишите мальчика в поездке по дороге на дачу. Прежде постоянно погружённый в тяжёлую дремоту, Петька оживился, он перебегал от одного окна к другому, голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Родившийся и выросший в городе, он поражался всему новому и странному, открывшемуся в поле, и “глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим”. Всегда сонный, казавшийся собственной матери дурачком, маленький подмастерье, вырвавшись за границы городского мира, ожил, преобразился, исчезло сходство со старичком; вместе с тем изменилось и отношение к нему окружающих: вместо брезгливости незнакомые пассажиры дарят ему улыбки. Андреев делает доминантным эпизод «На даче», потому что в нём происходит “просветление” героя.
Чем занимался Петька на даче? Автор подчёркивает богатство и силу новых впечатлений, которые оказались чрезмерными для маленькой и робкой душонки. “Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы”. Первоначальный страх и степенность старичка в постижении нового, влекущего к себе мира отступают, через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в “классики” легче, если надуваешь щёки. Описывая купание в реке, автор сравнивает мальчика со щенком, впервые попавшим в воду; омовение грязного героя не сродни ли крещению? Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду. Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он “изумительно помолодел” и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.
Каков главный итог недельного пребывания на даче? “Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено”.
Какой пейзаж рисует автор за городом? Л.Андреев был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно чёрно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира, проявились полутона. Писатель передаёт нам детский взгляд на окружающий мир посредством слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ангелочки, облачка, домики), сравнения (домики, похожие на игрушечные, такая же игрушечная белая церковь), одушевления природы (тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать). Важное для ребёнка сравнение с матерью и подчёркнутое сходство эмоций мальчика и одушевлённых явлений природы (радость, задумчивость, смех) подводят читателя к уяснению, что этот мир для Петьки родной и сам он естественная частица его. Замкнутость мертвенного города уступила место безграничности полной жизни природы: “. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю”.
Похожи ли жители загорода на городских? Танцы, музыка, весёлые, смеющиеся нарядные господа. Дача — это кусочек мира счастья, Петька, попав сюда, приобщается к этому безмятежному существованию.
Охарактеризуйте художественное время второй части. Ход времени убыстряется, несколько дней наполнены событиями так, что насыщенность маленького жизненного отрезка больше, нежели во всё предыдущее существование.
Запись в тетради эпитетов, характеризующих дачную жизнь: светлый, весёлый, живой, ласковый, удивительно ясный, беленький, радостный, серебристый, серенький, яркий, тёмно-синий, зеркальный, седой от росы.
Работа по третьей части
Опишите Петьку по дороге домой. Находим подтверждение нашим выводам по предыдущему вопросу: город убивает в мальчике детское и живое, во внешнем облике автор вновь обращает внимание читателя на старческие морщинки.
Найдите слова автора, определяющие его понимание происшедшего. Как вы их поняли? “Большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву”. Дети отмечают губительную силу одушевлённого, но не одухотворённого города, предназначение ребёнка стать жертвой, неотвратимость гибели маленького в столкновении с большим.
Изменилось ли что-нибудь в парикмахерской? Зачем автор в конце рассказа ещё раз описывает её? Выпавший на долю мальчика эпизод отходит, размывается, бледнеет, потому что наваливается прежний уклад. Обрамление эпизода дачной жизни описанием парикмахерской подчёркивает их контрастность, а также упрочивает мысль о незыблемости грязного существования, о победе города над счастливым мигом.
Что осталось в памяти Петьки от недели на дачи? Рассказы мальчика о даче по ночам звучат как сказки, потому что они “о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал”. Звенящий и взволнованный голосок — единственное свидетельство того, что Петька — маленький мальчик, способный жить чувствами.
Какой картиной завершается рассказ? Автор передаёт звуки города: мощное громыхание проезжающего обоза, отдалённый жалобный крик пьяной женщины, которую бьёт пьяный мужчина. Ощущение грязи жизни усиливается.
Вырвется ли Петька из лап хищника города? Дача — символ счастья; как разрушается образ дачи в Петькином сознании, так и у читателя разрушается вера в возможность счастья. Город не допустит, чтобы его беззащитная жертва вырвалась, а мимолётный миг загородной недели лишь подчёркивает неприглядность парикмахерской и делает жизнь в ней ещё горше. Грязный город существовал и будет существовать, будет губить все светлые впечатления, невозможно преодолеть его влияние. Утрата счастья неминуема: она была предрешена сказочной стилистикой при введении центрального фрагмента.
Каким вы представляете писателя, создавшего такой рассказ? Дети подчёркивают способность сострадать, умение “нарисовать” образы и словесными средствами передать своё отношение к описываемому, убеждённость автора, что грубая действительность не допустит длительного существования счастья.