Рассказ платонова маленький солдат главная мысль

Сказки

Платонов «Маленький солдат»: главные герои, какова главная мысль?

Этот рассказ Андрея Платонова посвящён детям войны, но не тем, кто испытывал невзгоды и голод в тылу, а тем, кто волею судьбы был на передовой и принимал непосредственное участие в боевых операциях.

К главным персонажа относится и майор Бахичев, который пытался отправить Сережу в тыл, он же и поведал всю историю об этом пацане.

Третьим главным персонажем конечно же является сам рассказчик, который в прифронтовой зоне и встретил Сережу со своим провожатым.

Главной мыслью этого рассказа является то, что война, это горе, не щадящая никого. Очень плохо, что детям пришлось видеть все ужасы войны воочию и даже принимать участие. Дети, не видевшие настоявшего беззаботного детства, вынуждены очень рано становиться взрослыми.

Главным героем можно назвать и начальника отца, которому здорово досталось от детей. Сначала они мешали ему излагать свои мысли, а затем Минька уронил в его чай кусочек масла. Но дети, обещавшие отцу молчать, не признались в содеянном, чем и вызвали праведный гнев гостя.

Мы видим, что ребята решили молчать в присутствии гостей, но они не сообразили, что в особых ситуациях говорить можно и нужно. Автор пытается донести читателям мысль, что в любых ситуациях нужно действовать обдуманно. Правила поведения нужно исполнять, но не слепо, а исходя из сложившихся обстоятельств.

В единственной сказке русского советского писателя Федора Александровича Абрамова под названием «Жила-была сёмужка» главной героиней является маленькая пёстрая рыбёшка по имени Красавка.

Сказка весьма поучительная и имеет философский смысл. В этом произведении повествуется о маленькой рыбке семужке, которая жила в маленькой речке и торопилась раньше времени повзрослеть и выйти в открытое море, чтобы познать взрослую жизнь сёмги. В море ей понравилось, но она была маленькой и не могла добыть корм. Затем она выросла и погибла от остроги браконьера.

Смысл этой сказки писателя Фёдора Абрамова заключается в том, что нельзя проходить жизненные этапы раньше времени. Проще говоря, всему свое время. Сначала нужно повзрослеть и понять смысл жизни. Иначе может случиться беда.

В произведении автор рассказывает о военных годах. Дети и подростки наравне со взрослыми работают, преодолевают трудности войны. Прилет журавлей хорошая примета, которая говорит о том, что все будет хорошо.

Главные герои: четырнадцатилетние подростки.

В рассказе Зощенко «Ученая обезьянка» говорится об одной очень умной обезьянке, которая умела считать. А иногда даже могла показать цифру своим хвостом.

Главных героев в рассказе всего один, а если быть точнее, то это героиня.

Обезьянка и есть главная героиня. Умная, сообразительная, но как оказалось жадная.

Главная мысль заключается в том, что автор хотел показать пример жадины. Хоть это и животный мир, но на примере обезьянки, которая объелась и ей стало плохо мы видим, что жадничать нехорошо. Как говорится ни себе, ни людям.

В данном рассказе автор высмеивает жадность.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

Для начала портрет писателя, Радия Погодина.

Дети сталкиваются с трудностями. Из Женьки, это тот, что из интеллигентной семьи, растет приспособленец и карьерист плюс еще и «низкопоклонник перед Западом». У Володьки после смерти матери пьет отец (подробно описано, как он постепенно спился и погиб в ходе рассказа), Володьке нелегко, и он ищет свой путь в этой жизни. И находит: идет на работу на тот завод, где до смерти жены работал его отец, причем был там знаменит как великолепный сварщик. Володька решил пойти по стопам отца и, видимо, исправить его ошибки. И другие дети знают, что, когда время скажет: пора, они сделают свой шаг в светлое будущее.

Long story short. Дети нужны советской стране. Им помогут соседи и друзья. Их ждет работа (после смерти отца Володьке предлагают выбирает из пяти мест, куда его возьмут на работу хоть завтра) потому что время такое, строятся заводы, люди нужны. Все у них будет хорошо.

Источник

Андрей Платонов,,Маленький солдат» 1.Главные герои. 2.Основная мысль. 3.Чему учит этот рассказ? Помогите. Срочно нужно. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!​

Этот рассказ Андрея Платонова посвящён детям войны, но не тем, кто испытывал невзгоды и голод в тылу, а тем, кто волею судьбы был на передовой и принимал непосредственное участие в боевых операциях.

Главная мысль рассказа Платонова «Маленький солдат» заключается в том, что в военное время дети рано взрослеют и действуют, как взрослые. Сережа Лабков, узнав о захваченном немцами боезапасе, проник в тыл врага и не допустил уничтожения этого боезапаса.

Рассказ учит Платонова «Маленький солдат» быть внимательным по отношению к детям и учитывать, что они способны на импульсивные поступки. Майор Бахичев, которому доверили присматривать за Сережей, не уследил за мальчиком и тот сбежал из-под присмотра.

Отец объявляет мальчикам о своём решении — завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: «. когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются — последние шесть дней маменька уже не встаёт. Она даже не может попрощаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не видят. Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.
Во сам текст а там как то разберись

Источник

Каков смысл рассказа Платонова » Маленький солдат. «?

Рассказ «Маленький солдат» Андрея Платонова кажется читателю незаконченным, ведь он обрывается словно посередине. Главный герой, мальчик Сережа, исчезает, и дальнейшая его судьба скрыта туманом. Позднее Катаев также использовал прием исчезновения мальчика, сына полка Вони Солнцева, но он довел историю до логического завершения.

Рассказ же Платонова скорее реальное наблюдение, которое писатель сделал на фронте. Он не стал ничего выдумывать и добавлять, он просто описал один эпизод, очень жестокий, если вдуматься.

Мальчик Сережа потерял родителей, их заменил ему майор Савельев, которого Сережа давно знал и полюбил как отца. И вот снова расставание.

Нелегко терять друга, нелегко терять близких людей. Вот в чем главный посыл этого рассказа. И лучше всего это настроение передаст цитата из «Маленького солдата», на которую я рекомендую обратить особое внимание для понимания смысла произведения:

Основной смысл рассказа в том, что ребенок каким бы смелым и сильным не казался он все равно остается ребенком.

Война страшна не только гибелью людей, но и внутренним горем которое у маленького человека такое же как и у большого и расставания с теми людьми к которым он привыкает будет даже страшней чем у взрослого человека.

Этот рассказ если подумать очень страшен, больше всего внутренними переживаниями еще слишком неопытного и маленького человека и именно это и вызывает слезы и эмоции.

В этом произведении автором подымается тема войны, которая попросту изменила жизнь, оказавшихся на фронте детей.

Маленький солдат, это десятилетний ребенок Сережа Лабков, который волею судьбы оказался на фронте, потел там своих родителей и не представляет себе другой жизни в тылу, куда его пытаются отправить. Сережа сбегает от сопровождавших его офицеров и однозначно что он свой путь будет держать туда, где ему уже привычно, как бы страшным бы это не казалось – на войну.

Рассказ был написан в военное время (1943 год), и он отражает невзгоды и тяжесть войны которая ломает судьбы людей. Дружная семья военных приняла решение взять сына в полк, чтобы мальчик был на глазах. Серёжа показан очень смышлёным и отважным, он настоящий воин и защитник Родины. Таким его воспитали родители.

Конечно, если бы не война, то мальчишка жил бы своей детской жизнью. Но ему пришлось рано повзрослеть. Он по своей воле, обладая цепким умом и смелостью, решил помогать отцу, командиру полка. По его сведениям были совершены успешные военные операции.

Серёжа рано повзрослел от пережитых событий. Погибли его родители. Мальчик привязался к молодому майору, заместителю отца, но и того отправляют на повышение. И вот снова расставание с единственным близким человеком.

Сердце мальчугана плачет. Он не хочет ехать в тыл, не понимает, почему нельзя остаться в полку. У него никого нет там. Только здесь, на войне, его друзья солдаты, такой родной майор, могилки мамы с папой. Он не хочет больше никого потерять.

Читать отзыв о рассказе >> здесь.

Но в его короткой жизни война занимала уже слишком много места, и

Вот это очень страшно, когда вместо детства приходит война. Андрей Платонов очень образно это показал. Люди должны жить в мире, у детей должно быть детство.

И окончание рассказа мне не понятно. Что стало с Сережей? Куда он исчез? Куда приведут его дороги?

Очень интересное произведение, в котором мы знакомимся с молодым мальчиком 9 лет Сергеем Лабковым.

Поэтому еще один смысл данного рассказа в том, что детей надо стараться уберегать от войны, чтобы в детстве они были детьми, а не вели взрослую жизнь.

Читайте также:  Рассказ о пушкине 2 класс коротко презентация

Дети наряду со взрослыми видят все ужасы войны, переносят тяжелые страдания моральные и физические.

Главный герой произведения мальчик Сережа становится сиротой, терпит разлуку с близким ему человеком, майором Савельевым.

Рассказ Платонова под названием «Маленький солдат» весьма поучителен. На фронте оказался вследствие особых обстоятельств потерявший родителей Сережа. Из-под присмотра, чтобы не быть отправленным в тыл, в порыве эмоций сбежал 10-летний Сережа, потому что за ним просто не уследил, доверяя ему, майор Бахичев, которому было поручено присматривать за ним. Но конец этого рассказа хороший. Произведение учит всегда по отношению к детям быть внимательным и обязательно учитывать, что временами на импульсивные поступки вполне способны под влиянием эмоций даже повзрослевшие дети.

Рассказ Платоновна «Маленький солдат» повествует о судьбах людей, чья жизнь была искалечена ужасами войны. Тем не менее, эти люди способны найти в себе силы и мужество, чтобы продолжать жить дальше и делать все возможное для победы.

Главный герой произведения, Сережа Лабков, еще совсем ребенок, но в свои годы успевший побывать на передовой и в расположении врага.

В 9-летнем возрасте на войне погибает его отец, а следом за ним умирает мать. Сережа сильно привязывается к майору, близкому другу своего отца, и не может пережить разлуку с человеком, который по воле судьбы стал ему так близок.

Смысл рассказа заключается в том, что война рушит целые судьбы, но в самых тяжелых условиях даже ребенок способен на отважные дела. Но дети всегда остаются детьми. Им нужна ласка, забота и чувство надежного плеча. Они быстро привязываются к добрым и порядочным людям и не хотят их отпускать.

Рассказ «Маленький солдат» был написан Андреем Платоновым, в 1943 году, во время войны. В рассказе отражается вся тяжесть военного времени. На фронте оказываются мальчик Сережа Лабков вместе с родителями. Мальчик активно помогал Советской армии громить врага. А в 9 лет, Сережа,теряет своих родителей. После чего его берет под опеку майор Савельев, но судьба снова разлучает его с близким человеком.После отъезда Савельева, Сережа пропал.

Данный рассказ показывает читателю все ужасы военного времени. Многие люди, которые остались в живых во время войны, получили психологическую травму на всю жизнь. Автор смог хорошо передать внутреннее состояние главного героя: горесть,страх, тоску.

Честный ответ иногда шокирует, но это лучше, чем сладкая ложь.

Как правильно пишется слово «честный» или «чесный», выясню, определив, что при произношении этого прилагательного согласный «т» выпадает, то есть не произносится, за что называется непроизносимым. Но все же следует его написать, так как в русском языке существует не фонетический принцип написания слов (как слышу, так и пишу), а морфологический:

любую морфему следует сохранить без изменения в написании, кроме слов с чередующимися согласными и гласными звуками.

Чтобы проверить, есть ли звук «т» в слове «честный» можно пойти двумя путями:

1) подобрать родственные слова;

2) изменить форму самого слова.

В родственных словах «честь», «почести», а также в краткой форме этого качественного прилагательного «он честен» ясно звучит согласный «т», после которого оказался гласный звук и прояснил его звучание.

Правильно пишется слово «честный» с буквой «т» в корне, невзирая на его произношение.

Слово СВОИХ является притяжательным местоимением, более того, можно добавить, что это местоимение-прилагательное. Поэтому оно относится к склоняемой части речи.

Склоняется по типу прилагательных: СВО/и, СВО/их, СВО/им, СВО/ими, (о) СВО/их.

Хочу заметить, что начальная форма этого слова СВОЙ является полностью его корнем.

Но если форма глагола меняется на «возбуждённый», «возбуждённая», то добавляется ещё одна буква «Н» и ударение, разумеется, падает на «Ё».

Слово «День» мы напишем с большой буквы, потому что если название любого праздника начинается со слова «День», то мы должны не задумываясь писать с заглавной. Сомнений не возникает, что это может быть ошибкой.

Со словом «Валентин» тоже всё будет, я думаю, в порядке, потому что это ведь имя человека. С маленьких букв имена людей не пишутся.

А слово «святой» относится к религии, вот и задумываемся. Но в данном случае это не личное звание данного святого, а общее. Название праздника просто говорит о том, что он святой. Но это не подчёркивание ступеней религиозной иерархии. Поэтому напишем с маленькой буквы. Получится: «День святого Валентина».

Если возникают сомнения по поводу правильного написания, можно заменить «День святого Валентина» на «Праздник влюблённых».

До скольки угодно. Сейчас в нашей стране ограничений нет (В СССР были). У нас в городе недавно в аграрный вуз 80-летний дед поступил. Во всех новостях показывали. Занимается летом садом-огородом, вот решил еще и теорию подтянуть. Прошел по конкурсу, уже на втором или на третьем курсе учится.

Источник

Платонов, «Маленький солдат»: краткое содержание и главные герои

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Новым командиром полка стал майор Савельев. Он взял ребенка к себе и старался заменить ему и отца, и мать. Сережа также тянулся к майору. Но на жизненном пути мальчика появляется новое препятствие – война снова разлучает ребенка с единственным родным человеком.

Сережа должен был оставаться с майором Бахичевым. Но израненное потерями сердце мальчишки не могло снова вынести горесть разлуки. На следующее утро после отъезда майора Савельева мальчик пропал. Никто не знает, куда сбежал юнец: вслед за своим единственным родным человеком, оставшимся на этом свете или же в тот полк, которым когда-то руководил его отец, к могилам своих родителей, а может он хотел внести еще больший вклад в победу над фашизмом.

Этот рассказ показывает читателю все ужасы войны. Основной смысл этого произведения заключается в том, что война – противоестественное явление, она уносит тысячи людских жизней. А те, кто остался в живых, опустошены или мертвы внутри, потому что многие люди, которые любили, которых любили уже никогда не вернутся домой. Автор смог передать внутреннее состояние главного героя: тревогу, горесть, тоску, страх.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания произведения

Андрей Платонов сам познал все тяготы военного времени, и, конечно, не мог не затронуть эту тему в своих произведениях. Именно в 1940-е годы автор начинает полностью посвящать свое творчество детям, пережившим события войны. Платонов становится популярен не только своими рассказами, но и сборником сказок, который называется «Волшебное кольцо».

Писатель очень тепло относился к тем детям, которых называли «маленькие солдаты». Это ребята, знающие о войне не понаслышке. Они сражались рядом со взрослыми бойцами и тоже вносили свой вклад в долгожданную победу над немецкими оккупантами. Часто слыша о таких подвигах, а возможно, и становясь их очевидцем, Андрей Платонович хотел выразить в своих произведениях, как отразилось это время в душах детей.

Как пережили войну маленькие солдаты? Что пришлось испытать этим ребятам, которые порой находились достаточно близко к линии сражений? В 1943 году появился рассказ «Маленький солдат», краткое содержание которого опишет небольшой фрагмент из жизни ребенка, на собственном опыте узнавшего, что такое война.

СРОЧНОО!ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЛАТОНОВА «СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ»

Закончилась война и гвардейский капитан, по имени Алексей Алексеевич Иванов демобилизуется из армии. Он долго ждет на станции поезд, но как оказалось, он не один его дожидался, еще девушка Маша, которая работала в столовой их части.

Они вместе едут в вагоне, почти двое суток, а потом Алесей останавливается на 2 дня в городе, где когда-то 20 лет назад появилась на свет Маша. Затем он отправляется дальше, а Маша на вокзале его целует.

Алексей навсегда запомнил запах ее волос.

Прошел еще один день и прибыл в Иванов, где на вокзале его встречает сын Петр. Сейчас ему уже двенадцатый год и Алексей не сразу его узнал. Жена же ожидает его дома на крыльце. Он обнимает жену и чувствует ее тепло такое родное. А вот дочка Настя его не помнит и начинает плакать. Петя постоянно ее одергивает, и говорит, что это их отец.

Дома начинают собирать на стол угощенья, и всем этим заведует Петя. Глядя на него, Алексей подумал, какой же он уже взрослый. Но ему по душе дочка Настя.

Алексей интересуется у жены, как же он все это время жили, но она поначалу его стесняется, потому что давно отвыкла от своего мужа.

Он чувствует, что ему что-то мешает радоваться возвращению, ведь он теперь совсем не понимает своих родных.

Они все сели за стол кушать и Алексей заметил, что дети мало кушают. Но Петя сказал, что хочет, чтобы родителям досталось больше. А Настя начала прятать кусочек пирога для дяди Семена.

Тогда жена рассказала Алексею, что есть Семен Евсеевич, и он потерял жену и детей. А потом сам попросился приходить и играть с детьми. Алексей внимательно слушает и начинает закуривать.

Петя хлопочет по хозяйству и наказывает отцу, чтобы он стал на довольствие. Алексею становится перед ним робко.

После того как они закончили ужинать, дети отправляются спать. А вот Алесей продолжает расспрашивать жену о жизни без него. Петя слышит разговор и жалеет мать, он понимает, что ей нелегко.

Но и для Алексея это разговор тоже не приятен и тогда жена ему прямо говорит, что между ней и Семеном Евсеевичем ничего не было. Она ждал его и только однажды стал близок ей другой человек из райкома. Но потом поняла, что может жить спокойно и счастливо только с мужем.

Она просит, чтобы муж остался с ними, ведь без него им плохо. Но Алексей говорит, что она его ранила прямо в сердце. Утром Алексей собирается, а сын начинает ему высказывать про их нелегкую жизнь, как его ждала мама, а он просто уходит сейчас.

Он ругается на сына, но Петя рассказывает ему историю про дядю Харитона, с которым изменила его мать. Он дослушивает эту историю до конца и удивляется.

Утром Алексей все же уходит на вокзал, выпив водки, сел на поезд. Он решил отправиться к Маше. Дома остался Петя и Настя, мама была на работе. Петя выспрашивает у сестры как ушел отец, а потом быстро начинает ее одевать.

Алесей стоит в тамбуре поезда, он проезжает не далеко от своего дома. И вдруг замечает маленькие фигурки. В них он узнал своих детей. Тогда он бросает свой мешок на землю и сходит с поезда. А по дорожке к нему бегут его дети.

Это произведение показывает, какие должны быть главные ценности в жизни каждого человека. Каждый может ошибиться, но заслуживает прощение. Нужно быть терпимыми к своим близким, ценить и уважать их.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник: Краткое содержание Платонов Солдатское сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Первые страницы произведения, или Знакомство с Сережей

Небольшое строение вокзала, которое чудом сохранилось после авианалета немецких самолетов. Прямо на полу лежат уставшие бойцы. Кто подложил под голову вещмешок, кто просто теплую ладошку. Все спят, пользуясь такими редкими часами для отдыха. Где-то еще раздавался встревоженный шепот людей, которые пытались успокоить друг друга. Но вскоре и они затихли. Только на путях время от времени шипел паровоз, нарушая мирную тишину.

А в другой части уцелевшего вокзала стояли два офицера, которые держали за руки маленького мальчика. Ребенку было около десяти лет. Ладонь одного из майоров мальчик сжимал как-то особенно крепко, и даже время от времени прижимался к ней щекой. Это и был маленький солдат. Краткое содержание рассказа описывает несколько фрагментов из его непростой жизни.

Читайте также:  Рассказ о памятнике тысячелетие россии в новгороде

Главный персонаж произведения

Одет мальчик был как настоящий красноармеец. Потертая шинель, которая уже плотно прилегала к детскому телу, на голове пилотка, сапоги, сшитые явно на заказ, так как не были велики ребенку, а приходились именно впору. Его детское личико было обветренным, но тем не менее не выглядело изможденным или истощенным. Оно как будто стало приспособленным ко всем жизненным тяготам.

Светлые глазки ребенка, которые смотрели на офицера, державшего его маленькую ладошку, были полны мольбы. Как будто он всем своим сердцем хотел о чем-то попросить его. Но не мог выразить это словами маленький солдат. Анализ первых строк произведения показывает, что мальчик прощается с этим человеком, который является либо его отцом, либо очень близким товарищем.

Прощание с майором и слезы мальчика

Другой мужчина в военной форме как мог пытался утешить ребенка, но тот даже не замечал его ласк. Малыш слушал того офицера, с которого не водил глаз. Майор обещал ему, что расстаются они ненадолго, и скоро встретятся, а тогда уже навсегда останутся вместе, и никогда не будут разлучаться. Но мальчик знал, что такое война. Многие, расставаясь, обещали друг другу вернуться. Но это жестокое время зачастую мешало людям выполнять данные обещания, как бы они ни старались.

Не выдержало детское сердце предстоящей разлуки. Ребенок заплакал. Майор взял его на руки, поцеловал залитое слезами личико и понес на перрон. Прошло некоторое время, мальчик вернулся в здание вокзала уже на руках другого мужчины, одетого в военную форму. Тот по-прежнему пытался успокоить и приласкать маленького Сережу, но ребенок замкнулся в себе.

Рассказ Платонова «Маленький солдат». Описание судьбы мальчика

Поезд, на котором они должны были ехать до места назначения, прибывал только на следующий день. Поэтому мужчина отправился вместе с ребенком в общежитие, чтобы переночевать. Там он покормил Сережу и уложил спать. А затем майор, фамилия которого была Бахичев, поведал своему случайному попутчику о судьбе этого малыша. Как оказалось, отец Сергея был военным врачом, и вместе с мамой мальчика он служил в одном полку. Чтобы не разлучаться с единственным ребенком, родители взяли его с собой.

Андрей Платонов — Маленький солдат

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе, как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!»

Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата — ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. «Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели — ведают, что отойти придется», — сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца, — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость, и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала… Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

— А я-то не их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет… Да и когда еще Володя вернется, и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно-счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях — майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Еще один подвиг маленького Сережи

Спустя некоторое время мальчик пробрался далеко в тыл к немцам и довольно точно запомнил, где располагался фашистский командный пункт и вражеские батареи. Вернувшись к своему отцу в полк, Сергей все очень точно описал. Память у мальчика была прекрасной.

Мужчина отдал ребенка под постоянное наблюдение ординарцу и решил открыть огонь по всем тем позициям врага, на которые указывал его маленький сын. Сведения, выведанные Сергеем, оказались верными. Мальчик действительно смог запомнить все правильно и помог взрослым бойцам.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Читайте также:  Почему заботливый цветок паустовского сказка

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового. Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Первые несчастья, которые принесла малышу война

Мама Сережи, увидев такое отношения сына к войне, наблюдая за его храбрым характером, понимала, что так долго продолжаться не может. Женщина беспокоилась за сына. Она решила отправить ребенка в тыл. Но маленький солдат упрямился. Он уже привык к тяготам военной жизни. Более того, ребенок втянулся и уже не мог представить своей жизни без сражений и помощи бойцам.

К сожалению, мать не успела сдержать своего обещания. Отца Сережи очень серьезно ранило в очередном сражении, и он, так и не поправившись, умер в госпитале. А затем и мама мальчика заболела. До этих событий она уже была неоднократно ранена. Видимо, сказались нервные переживания и боль за погибшего супруга. Женщина слегла. Прошел всего месяц, и она отправилась вслед за своим мужем. Сережа остался без матери и отца.

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Дальнейшая судьба маленького солдата

Теперь вместо отца Сергея полком стал командовать его заместитель Савельев. Это и был тот майор, с которым мальчик прощался на перроне. После смерти родителей Сережи мужчина взял его к себе на попечение. Савельев так искренне заботился о ребенке, что маленький солдат тоже ответил взаимностью и привязался к нему всем своим детским сердцем.

Через некоторое время пришло указание отправить Савельева на курсы военной переподготовки. Тогда он попросил своего знакомого офицера позаботиться о мальчике до возвращения. А когда вернется Савельев и куда его отправят после этого, еще не было неизвестно. Так что сколько еще мальчик вынужден оставаться с незнакомцем, никто не знал. Да и сам Сережа, видимо, это прекрасно понимал.

Заснувшие собеседники, или Куда делся мальчик

Так продолжается повествование рассказа «Маленький солдат», главные герои которого проходят через нелегкие испытания Второй мировой войны, участвуя в сражениях и защищая свою Родину. Описав своему случайному собеседнику судьбу подопечного, майор уснул. А через время задремал и сам слушатель. Проснувшись уже в конце уходящего дня, мужчины обнаружили, что остались вдвоем.

Сначала Бахичев не особо беспокоился, решив, что мальчик отлучился ненадолго. Но прошло время, а маленький солдат все не возвращался. Тогда мужчина пошел на вокзал и стал опрашивать военного коменданта, не видел ли тот ребенка. Но при таком скоплении людей в это тревожное время, конечно, никто не заметил Сережу — маленького и юркого мальчика, у которого был огромный опыт умелого разведчика.

Не вернулся малыш и на следующий день. Даже тщательный анализ произведения «Маленький солдат» не сможет ответить на вопрос о том, куда отправился Сережа. Может, он вернулся в свой родной полк, а возможно, отправился разыскивать Савельева, который стал ему не менее близким, чем родные мама и папа. Так заканчивается произведение «Маленький солдат».

Платонов (сочинение по описанному рассказу школьники пишут еще в пятом классе) создал много произведений, посвященных нелегкой судьбе детей, прошедших военное время. И ни одно не сможет оставить ни взрослого, ни маленького читателя равнодушным.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй.

Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат».

Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами — Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика.

К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует.

Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

Подвиги юного солдата

Сергей — сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.

Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.

Еще один подвиг героя — Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его.

Между тем и мать за ним соскучится.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей.

Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе.

Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала.

Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут.

Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он — солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг.

Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне.

Единственное, что сказатель добавляет от себя — это размышления о том, куда отправился ребенок.

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей — светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он — маленький солдат — Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

Источник

Познавательное и интересное