Главный герой рассказа – пятилетний мальчик Никита. Его отец ушёл на фронт воевать и не вернулся. Мать ходила в поле на работы на весь день, и Никита оставался один. Мать наказывала мальчику вести себя хорошо и присматривать за домом. Никите было страшно оставаться одному, хотя мать говорила ему, что на улице солнечно и людно.
Когда мать ушла, мальчик обошёл избу и двор, однако они были хорошо знакомы мальчику, а ему хотелось посмотреть на что-то, чего он не знал. Никита пошёл в сарай, где стояла большая бочка. Мальчик был уверен, что в ней живёт маленький человек с длинной бородой, который спит днём и выходит по ночам. Мальчик подошёл к бочке, стал кричать и стучать в неё, чтобы разбудить человечка. Неожиданно в бочке что-то скрипнуло, Никита испугался и отошёл.
Затем он вспомнил, что у матери на днях куда-то исчезли ножницы. Решив, что их забрал человечек, чтобы отрезать свою бороду, мальчик снова вернулся к бочке. Он стал просить человечка вернуть им ножницы. В лесу ухнула птица, от этого звука в бочке тоже что-то ухнуло. В испуге мальчик выбежал из сарая. На улице светило солнце. Никита пожаловался солнцу на человека в бочке. Пока мальчик рассматривал доброе солнце, он понял, что оно похоже на его ласкового дедушку. Никита решил, что дедушка умер и теперь живёт на солнце. Мальчик позвал дедушку и сказал, чтобы дед жил дальше на солнце, а сам он останется с мамой.
За огородом был старый колодец, которым уже не пользовались жители деревни. Мальчик думал, что в нём живут маленькие водяные. Он наклонился к колодцу и стал звать их. Он видел однажды их и хотел поймать, но они убежали. Мальчик боялся, что они выпьют ночью его глаза. Испугавшись, он снова позвал дедушку и бросился бежать прочь от колодца.
Около дома были две норы в земле. Никита подумал, что там живут змеи. Он испугался, что ночью те ужалят его мать, и тогда она умрёт. Он положил к норам хлеб, чтобы змеи ели его и не заползали в дом.
Обернувшись, мальчик увидел пень. Присмотревшись, Никита понял, что это не пень, а человеческая голова. Он предложил человеку вылезти и жить в деревне, работать в поле. Пень крякнул, напугав мальчика.
Никита зашёл в дом. Он захотел выпить молока, но тут стол показался ему человеком. Мальчик вышел на улицу. Баня показалась ему умершей бабушкой. Тогда он понял, что кругом его окружают тайные люди. Он снова пошёл к бане, но теперь она гневно смотрела на него, и мальчик понял, что это не его бабушка, а кто-то другой, злой. Теперь всё казалось ему враждебным. Он побежал к матери, но упал. Стал звать дедушку в небе, но тучи закрыли солнце. После солнце вновь появилось на небе, и Никита побежал дальше. Когда он остановился отдохнуть, уснул до самого вечера. Дома уже была мать и незнакомый мальчику человек. Мать сказала, что это его отец.
На следующее утро Никита с отцом ходил по двору, но уже не видел людей. Отец сказал ему, что мальчик видел всех живыми, потому что имеет доброе сердце.
Также читают:
Рассказ Никита (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Американский писатель О. Генри (настоящее имя Сидней Уильям Портер) известен в мировой литературе как мастер коротких рассказов. Рассказы О. Генри наполнены симпатии и сочувствия к героям, простым
«Я люблю засахаренный виноград, потому что у него нет вкуса, камелии, потому что у них нет запаха, и богачей, потому что у них нет сердца», – слова главной героини романа Александра Дюма Маргариты Готье
Краткое содержание рассказа «Никита» А. Платонова
Популярные сегодня пересказы
Читать краткое содержание Платонов Никита
В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе. Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.
Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки. Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает. Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.
Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его. Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.
Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе. Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.
Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот — добрый. И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.
Голосов: 444
Читать краткое содержание Никита. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Детство Никиты краткое содержание
Повесть «Детство Никиты» Толстого была написана в 1920 году. В книге повествуется о жизни сына помещика, раскрывается его духовный мир, фантазии и мечты, первая влюбленность в девочку и попытка писать стихи. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Никиты» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои Никита – девятилетний мальчик, живой, любознательный, романтичный. Лиля Бабкина – дочь Анны Аполлосовны, очень красивая девочка, спокойная, сдержанная, первая любовь Никиты. Александр Леонтьевна – мать Никиты, добрая, нежная, заботливая. Василий Никитьевич – отец Никиты, веселый, жизнерадостный, беспечный человек. Другие персонажи Бабкина Анна Аполлосовна – подруга Александры Леонтьевны, высокая, крупная громогласная женщина. Виктор Бабкин – старший брат Лили, гордый, самостоятельный. Аркадий Иванович – учитель Никиты, умный, хитрый, проницательный мужчина. Анна Девятова – девочка, влюбленная в Никиту. Краткое содержание
Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.
Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке – «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».
Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.
Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен – «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.
Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя спасли мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите, и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки – «это уж было предательство и стыдно».
Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность – ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.
Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась – он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».
Заключение В произведении Алексея Толстого описаны важнейшие главы в жизни каждого человека – счастливое, безмятежное детство, первые «взрослые» навыки, мечты, желания. Это рассказ о том, как важно, чтобы дети росли в любви, заботе и взаимопонимании.
После ознакомления с кратким пересказом «Детство Никиты» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
«Никита» очень краткое содержание
Андрей Платонов «Никита» краткое содержание для читательского дневника:
Главные герои: Никита — пяти летний мальчик, мать — колхозница, отец — солдат.
Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него – живое.
В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце – умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня – это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути.
Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата – его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами, папа дал сыну важное задание – выпрямлять гвозди.
Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.
Вывод:
В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения.
Важна главная мысль: труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.
Сюжет рассказа «Никита» Платонов
«Никита» Платонов краткое содержание произведения:
В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе.
Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.
Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки.
Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает.
Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.
Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его.
Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.
Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе.
Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.
Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот – добрый.
И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.
Это интересно: Писатель Андрей Платонов, прежде всего известный повестью «Котлован» и романом «Чевенгур», отличается необычным стилем повествования, который ближе всего к сказочному слогу. Этот стиль, протяжный и ироничный, нашел своё место и в его пересказе русских народных сказок. Весёлые, поучительные, но не поучающие сказки, словно рассказанные ласковым дедушкой, как например сказка «Умная Внучка».
Видео краткое содержание Никита
Главным героем рассказа является Никита – мальчик лет пяти. Малыш каждый день остается дома один: его отец до сих пор не вернулся с фронта, а мать вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить себя и сына.
Однообразные будни раскрывают характер мальчика: чтобы не скучать, Никита фантазирует и выдумывает, ассоциируя разные предметы во дворе с доступными его пониманию образами существ. От собственных фантазий малышу становится страшно, и он призывает на помощь дедушку-солнце с неба, обращается в надежде получить защиту от «чужих людей», которыми полон двор, к бабушке-бане.
Вскоре домой возвращается его отец с фронта, и затаенная в уголках детской души любовь мальчика к нему выливается наружу. Краткое содержание рассказа «Никита» для читательского дневника позволяет увидеть мир ребенка, его фантазии и доброту.
Короткий пересказ «Никита»
Краткое содержание «Никита» Платонов:
Пятилетний Никита — хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.
Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину — это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:
«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
В отце он видит нечто родное, чувствует защищенность и силу. Отец преподают сыну важные уроки, которые очень помогут ему в дальнейшей жизни.
Вывод:
Рассказ учит малолетних читателей тому, что всем людям нужно стремиться к добру, и тогда они станут нужными. Назначение человека – преобразить мир посредством добрых дел; и выполняя это назначение, люди делают мир вокруг себя добрее.
Еще один рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Волшебное кольцо». В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание «Никита»
Главные герои: Никита (пятилетний мальчик), мать (колхозница), отец (фронтовик)
Автор: Платонов А.П. | Дата публикации: 1945 | Форма произведения: рассказ | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: война и мир, детство, конфликт поколений, образование и воспитание
Маленький хозяин
Никите всего пять лет, но его можно назвать настоящим хозяином. Ежедневно, с утра и до вечера на нем лежит ответственность за порядок. Мальчик живет вдвоем с мамой, которая рано уходит на работу, оставляя сына присматривать за домом и огородом. На него возложено много обязанностей, каждую из которых он старается выполнить к маминому приходу. Отца мальчик не помнит. Он ушел воевать, когда тот был совсем маленьким, а когда закончилась война – отец домой не вернулся.
Фантазии Никиты
Дни, похожие один на другой, разбавляются мечтами и фантазиями Никиты. Все неодушевленные предметы он наделяет человеческими чертами: баня в его воображении – это покойная бабушка, в бочке, которая стоит в сарае, живет злобный бородач, укравший мамины ножницы, солнце ему напомнило дедушкин образ, в колодце поселились маленькие водяные человечки. Все вокруг, включая цветы и кустарники, камни и старый пень оживает в воображении мальчика, он ведет с ними беседы, воспитывает и ругает их. Но все они настроены против Никиты, он это чувствует, и его это пугает. Он пытался обращаться за помощью к солнце-дедушке и бане-бабушке, но они смотрели на него, как на чужого.
Иллюстрация к рассказу. Художник Владимир Черноглазов
Одиночество
Нередко фантазии Никиты страшили его. Однажды он так испугался, что громко стал звать маму, но она была на работе и не слышала его. Все, что окружало Никиту, злобно ухмылялось и ненавидело его. Даже из-под земли ему чудилась опасность. Не выдержав такого натиска злобы, мальчик быстро собрался и побежал к маме на работу. Устав по дороге, он прислонился к плетню и заснул.
Знакомство с отцом
Пришел он домой только к вечеру и увидел, что мама не одна. За столом вместе с ней сидел солдат. Им оказался отец Никиты. Обнимая отца, он понимал, что теперь ему некого бояться. Наутро он громко сообщил всем своим недругам, что теперь отец будет всегда с ними и никогда от них не уйдет. Эту речь случайно услышал отец, находившийся в сарае. Вместе они привели в порядок двор, во время работы Никита попутно рассказывал отцу про свои фантазии.
Доброта спасет мир
Чем больше отец узнавал Никиту, тем больше он открывался ему с хорошей стороны. Он видел в нем доброго мальчика и не ругал его за детские фантазии. Сын помогал отцу ремонтировать дом. Выпрямляя погнутый гвоздь, Никита по привычке разглядел в нем улыбающегося человечка. Он спросил отца, почему те вещи, которых он раньше боялся, были злыми, а этот гвоздик – добрый. На что отец ответил, что зло всегда не прочно, как этот пень, лопух и водяные человечки, потому что все это выдумано. Доброе лишь то, что создано руками человека. Поэтому труд оживляет мир и делает его добрым.
Рассказ платонова никита читать в сокращении
Главный герой рассказа – маленький мальчик Никита. Ему пять лет. Он живет с матерью, а отец Никиты на фронте. Мать каждый день уходит на работу в поле, а мальчик остается дома один. Ему страшно. Но мама наказывала ему смотреть за домом, потому что отца нет, а во дворе все их хозяйство. Она удивилась, что сын боится. Ведь на улице светит солнце, в поле работают люди.
Никита обошел двор. И везде ему видятся люди. В сарае стоит пустая бочка. Никите кажется, что там кто-то живет. Днем он спит, а ночью выходит из бочки, ест и думает. Мальчику захотелось посмотреть на это существо. В это время в бочке что-то скрипнуло. Никита испугался и убежал. Ему померещилось, что существо из бочки хочет погнаться за ним.
Он посмотрел на солнце, в этот момент не закрытое облаками. Солнышко показалось Никите умершим дедушкой, оно было ласковым и улыбалось, как дед. Мальчик решил, что дедушка живет теперь на солнце. А за огородом, в зарослях крапивы, стоял старый колодец. Там жили, по мнению Никиты, водяные люди, и они хотели выпить его глаза, пока мальчик спал.
Возле колодца Никите тоже было страшно, особенно, когда там что-то булькнуло. Тогда мальчик побежал к дому. Но у сарая остановился. Там были две норы. Малыш решил, что в норах живут змеи, ночью они выползут и укусят мать. Поэтому он пошел домой, принес хлеб и положил у норок.
Страх был везде. Старый пень казался Никите человеком с сердитым лицом, стол – человеком без рук. Старая баня похожа на бабушку. Но она тоже была сердитая, как и пень. Чужой петух был похож на утонувшего весной пастуха. Колья плетня тоже имели злобные лица. И все эти существа не любили Никиту. Даже изба показалась мальчику чужой теткой, очень сердитой.
Мальчик побежал в поле к матери. Но это было далеко. Он бежал долго, устал, присел отдохнуть. Встретившийся ему пастух, сказал, что в поле уже никого нет, мама ушла домой. Никита пошел назад. Дома мать сидела за столом и ласково смотрела на старого солдата, который ел хлеб с молоком. Это был отец, вернувшийся с войны. Он взял Никиту на руки. Тот оробел и притих.
Утром мальчик сказал всем существам во дворе, что отец вернулся навсегда. Вокруг все молчали. Никита застал отца в сарае. Тот осматривал лопаты, топоры и другие инструменты. Услышав сына, он спросил, с кем тот разговаривает. Мальчик рассказал о страшных и сердитых существах в бочке, в колодце и кругом во дворе.
Отец взял сына за руку и пошел с ним по двору. Никита увидел, что в плетне воткнуты тонкие старые палки, баня была всего лишь истлевшим домиком, а старый пень трухлявым, развалившимся от одного удара топора. Никита спросил отца о том, почему еще вчера все было живым, а сегодня нет. Отец пояснил, что все вокруг и вчера было мертвым, просто у Никиты доброе сердце, и ему хотелось видеть вокруг живое. Отец велел мальчику выпрямлять старые гвозди. Первый же из них показался мальчику человечком с добрым лицом. Отец объяснил, что этот гвоздь мальчик сам «сработал», поэтому он ласковый. Он был уверен, что Никита родился добрым мальчиком и останется таким на всю жизнь.
Платонов «Никита» — краткое содержание
Рассказ Платонова Никита является примером того, как дети постепенно взрослеют, преодолевая свои страхи перед окружающей действительностью. Рассказ раскрывает тему разлуки детей и родителей, в нем поднимается тема детского мира и его уязвимости. В своем произведении Платонов показал труд человека, который способен преобразить окружающий мир. Предлагаем познакомиться с кратким содержанием рассказа Платонова. Краткий текст можно использовать для читательского дневника.
Краткое содержание рассказа Никита
Произведение Платонова, чье краткое содержание мы предлагаем вашему вниманию, знакомит нас с мальчиком. Ему всего пять лет. Он очень часто оставался в доме один, ведь мать уходила на работу очень рано, а отца он и вовсе не помнил. Тот еще не вернулся с фронта. Получалось, что целый день хозяином в доме был Никитка, которому мать ежедневно давала небольшие поручения по хозяйству, и наставления. Сам Никита говорил, что ему было страшно оставаться в одиночестве, да деваться было некуда.
Когда мальчик оставался один, окружающие предметы оживали, а его воображение рисовало сказочные картинки. Заметив в сарае бочку, он представлял, что в ней живет человечек с бородой. Он то и украл ножницы у матери. Испугавшись и выбежав на улицу, ребенок просит защиты у солнца, в котором он видел образ умершего деда. Но страх не уходит. Во всем мальчик видит опасность. В колодце живут водяные человечки и великаны, а старый пень в огороде превращается в голову человека, со ртом и глазами. Никита бежит в дом, но и там мальчика подстерегает опасность. Обеденный стол превращается в четырехногого человека, а тут еще и соседский петух зашел во двор и напомнил Никите пастуха, что утонул в реке по весне.
Никита посмотрел вокруг и увидел только вражеские лица, чужих людей. Теперь даже изба ему кажется вражеской. И мальчик убегает, он хочет к матери, да по дороге, устав от борьбы со своими страхами, он засыпает под деревом. Просыпается Никита только к вечеру. Возвращаясь домой, мальчик замечает незнакомца. Это был отец Никиты, который вернулся с войны, и обещал больше никуда не уходить.
Утром мальчик вышел во двор, и рассказал своим воображаемым врагам, что к ним вернулся отец и теперь ему нечего боятся. Вместе с отцом они рассматривали предметы, которые нуждались в починке, и как ни странно, Никита теперь видел вещи и предметы, каковыми они являлись в действительности.
Позже Никита с отцом прибивали доски. Мальчик помогал выравнивать гвозди, и теперь его воображение вместо гвоздя рисовало доброго человечка. Ребенок тут же поинтересовался у отца, почему раньше он видел всех злыми, а теперь этот гвоздь кажется ему добрым. Отец же ответил, что те были кривыми и выдуманными, а этого он сработал свои трудом, поэтому и кажется добрым.