Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 году и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.
Главные герои
Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Другие персонажи
Следователь – справедливый представитель закона.
Краткое содержание
Глава I
Александр Васильевич Мальцев по праву считается « в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом ». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет « квалификацию машиниста первого класса » и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.
Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же « все равно, кто у него будет состоять в помощниках ». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после « собственными руками » проверяет состояние паровоза.
Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит « состав с отважной уверенностью великого мастера », и мечтает походить на него.
Глава II
Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит « сократить, сколь возможно, опоздание поезда ». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.
Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, « навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта ». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.
Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, « в смутный, душный мрак ». Неожиданно вспыхивает « мгновенный синий свет »: это молния чуть было не попала в паровоз, « да маленько промахнулась ».
Костя замечает, что Мальцев « стал хуже вести машину ». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы. Константину удается вовремя заметить « туманное облако красного света » – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.
Глава III
Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.
Он пытается объяснить, что еще « долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность », а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.
Глава IV
Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть « в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии ». В голове у него зарождается некий план.
По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит « испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов », и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.
Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент. Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь и сообщает о результатах проведенного опыта. Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь « не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой ». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.
Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.
Глава V
Следующим летом Константин успешно сдает « экзамен на звание машиниста» и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.
Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.
На обратном пути к Мальцеву неожиданно возвращается зрение. Костя провожает его до дома и сидит возле Александра Васильевича всю ночь, боясь оставить его один на один с враждебными силами « прекрасного и яростного мира ».
Заключение
В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.
После ознакомления с кратким пересказом «В прекрасном и яростном мире» рекомендуем прочитать рассказ в полном объеме.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Смысл названия книги «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова
Яркое необычное заглавие произведения обращает на себя внимание многих читателей. Однако на вопрос, почему А.П. Платонов выбрал именно такое название для своего рассказа, можно ответить только после прочтения всей книги. Заключительные слова, сказанные в произведении. Автор пытается доказать, что мир наш огромен и непредсказуем. В жизни происходят не только радостные счастливые события. В нашем мире также много злобы, жестокости и несправедливости. Но несмотря на все тяготы, невзгоды и лишения, жизнь хороша и прекрасна.
Смысл названия книги «В прекрасном и яростном мире» заключается в том, чтобы показать всю гамму красок окружающего мира. Природа подарила человеку все необходимое для счастливой жизни. Однако люди сами вносят коррективы в своё существование. Некоторые из членов общества горделивы, озлоблены. Они преследуют свои корыстные цели. Но не следует перенимать их манеру поведения. Чтобы жить в чудесном прекрасном мире, всегда нужно начинать с себя.
«В прекрасном и яростном мире»: пересказ
Платонов создавал произведения, аналогов которым в литературе, по мнению критиков, нет. Все дело в уникальном самобытном стиле. Оценить его невозможно, прочитав пересказ. «В прекрасном и яростном мире» — это все же произведение, в основе которого — удивительная история. Автор поведал о событиях, которые едва ли могут произойти в реальной жизни. А потому даже поверхностное знакомство с сюжетом будет небезынтересным.
Ниже приведен план краткого пересказа. «В прекрасном и яростном мире» проще изложить по следующей схеме:
Смысл произведения «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова
Главной темой рассказа является одиночество. Герои А.П. Платонова невероятно талантливы. Однако, несмотря на свой дар, эти люди нередко одиноки. Они не могут найти себе родственную душу, человека, которому можно было бы довериться, открыться. Почему так происходит? А.П. Платонов дал свой ответ на этот вопрос. Гениальные люди имеют не только положительные черты характера, но и отрицательные. По мнению писателя, среди других членов общества гениев выделяет гордыня. Именно это качество буквально ослепляет талантливого человека. Он начинает ставить себя выше других, демонстрируя свои навыки и умения.
Смысл произведения «В прекрасном и яростном мире» заключается в том, чтобы на наглядном примере продемонстрировать, как вернуть «ослепленному», горделивому человеку зрение. От негативной черты характера необходимо избавляться. Иначе даже талантливый человек обречён на скучное существование. Каждый из нас, несмотря на возраст, наличие определённых навыков, должен раскрыть своё сердце миру. Нельзя жить только в своём мирке. Нельзя, восхваляя себя, принижать других.
Писатель показывает не только гордыню и ее влияние на человека. А.П. Платонова глубоко волновали темы сочувствия и сострадания. Он был близок к простому народу. Писатель хорошо понимал, чувствовал переживания, тревоги, проблемы людей. А.П. Платонов был уверен, что счастье каждого зависит не только от самого себя, но и от окружающих.
Ответственность, справедливость, вина. Автор размышлял и об этих категориях. Он чётко и точно приводил аргументы, высказывая свою точку зрения. Кто в праве судить другого человека? Что такое «справедливое наказание»? Именно на эти вопросы постарался дать ответы А.П. Платонов.
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Сегодня на уроке мы:
— разберём рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире»;
— поговорим об отношении к своей профессии и к людям вокруг нас.
Если мы попытаемся определить проблему рассказа «В прекрасном и яростном мире», то едва ли сможем это сделать. Небольшое по объёму произведение многопланово, и поднимает множество проблем.
Платонов ставит перед нами самые разные вопросы: отношение к своему делу, отношение к людям, смысл жизни, роль справедливости в жизни человека. Рассказ заставляет задуматься о том, кто ты и для чего живёшь на свете.
Машинист Мальцев в своём деле мастер высшего класса, виртуоз. Люди его возраста не все даже в помощники машиниста выходили, а он уже пользовался авторитетом и доверием начальства.
Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно.
И уважение, и почёт были Мальцевым заслужены: паровоз он знал досконально, работу свою любил. Но вот людей Александр Васильевич любил куда меньше. Профессиональная гордыня мешала ему быть с людьми простым и равным:
Он чувствовал своё превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта.
Мальцев не кричал, не ругал свою бригаду, но обижал её постоянно. Обижал демонстративной переделкой той работы, которую делали помощник и кочегар, а также молчанием. Неужели трудно было машинисту поговорить с товарищами, сказать помощнику о том, на что надо обратить внимание?
Нет, спесь Мастера не давала ему снизойти до объяснений, и он «скучал от своего таланта, как от одиночества
». Одиночество это Мальцев создал сам, сам же и был в нем виноват. Его абсолютно не волновало, что помощник задет открытым недоверием, ведь он «
огорчался молчаливо
».
Став инвалидом, Мальцев лишился любимого дела. Но совсем уйти от паровозов он не смог. Его жизнь была в паровозах. Хоть дышать их запахами, если не водить:
Он обращал в сторону паровоза своё страстное, чуткое лицо с опустевшими слепыми глазами, и жадно дышал запахом гари и смазочного масла и внимательно слушал ритмичную работу паровоздушного насоса.
Что могло произойти с Александром Васильевичем дальше? Он молод, но уже постарел и начал опускаться. Возможно, запил бы. И только благодаря тому, кого он раньше почти не замечал, смог вернуться в мир, без которого не мог жить.
И он прозрел. Прозрел глазами. Он опять видел весь мир. Опять мог трудиться, жить полной жизнью. Но, надо думать, прозрел Мальцев и сердцем. Не зря он заплакал в ответ на сомнение в том, что он видит на самом деле. Теперь он действительно видел «весь свет
» – тот, которого не видел раньше, который закрывали от него паровозы.
Это настоящее чудо сделал Костя, помощник машиниста. Он тоже любил своё дело. Но Костя любил и людей. Он чуткий, внимательный, заботливый. Его сердце всегда было зрячим и отзывчивым к любому горю.
Казалось бы, судьба сама отомстила за Костины обиды. Машинист, из-за которого юноша столько раз «огорчался молчаливо
», осуждён, и, наверное, надолго. Ну, и радуйся, покажи ему мысленно язык: ага, получил, зазнайка!
Но Костино зрячее и очень беспокойное сердце не желает радоваться чужому горю.
Оно сочувствует, сопереживает без вины виноватому человеку:
Я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека.
Костя добился справедливости. Он настоял на проведении эксперимента, а когда узнал о трагическом результате, в нем «мгновенно сгорела душа
». Какие слова нашёл Платонов, как точно определил он состояние Кости. Именно «сгорела»: добился справедливости, вызволил из тюрьмы и обрёк на вечный мрак.
Что может сделать человек для другого человека? Разорвать грудь и осветить дорогу своим сердцем? Но это в легенде, а в жизни? Костя делает единственное, что ему доступно. Понимая тоску слепого машиниста, он берет его в поездку на свой паровоз.
Костя очень рискует. За это его самого могут привлечь к ответственности, лишить права вождения. Но для молодого машиниста важнее доставить радость инвалиду. И свершается чудо: Мальцев вновь начал видеть.
Любить свою работу, своё дело – это прекрасно. Отдаваться труду целиком, до конца – здорово. Но нельзя смысл жизни видеть только в том, чтобы стать лучшим. Стань, будь самым опытным, самым-самым первым, но останься человеком. Не дай своей гордыне сделаться бельмом на глазах твоего сердца.
Выбирать свой путь всегда трудно. Редкому человеку везёт ещё в детстве найти увлечение, которое станет для него для него всем в его судьбе. Мальцев свой путь нашёл. Он прекрасно знал паровоз, любил его. Но паровоз – это только машина.
А к людям Мальцев был равнодушен.
Костя тоже свой путь нашёл и шёл по нему уверенно. Он тоже любил своё дело, любил паровозы. Но Костя видел не только машину, паровоз не заслонил от него живых людей.
Мир – прекрасный и яростный.
Да, он такой. В нем много красивого, гармоничного, возвышенного, великого. Но в нем есть и грозы, бури, болезни, несправедливость. Всё это существует не по отдельности, а вместе. Оно переплетено воедино, и это единство – наша жизнь.
Мы живём в этом мире. Он во многом отличается от того мира, в котором жили Мальцев и Костя. Сейчас другое время. Но те же проблемы, которые вставали перед ними, встают и перед нами.
Вы вступаете в жизнь. Вам скоро предстоит выбрать профессию и приступить к труду. Вам жить среди людей, общаться с ними. Будут ли зрячими ваши сердца? Не закроют ли они глаза, если увидят горе другого человека? Очень может быть, от этого зависит ваша судьба.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Евангелие от Матфея, 7:12
Смысл финала произведения «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова
В концовке произведения писатель ещё раз размышляет над произошедшими событиями. Прошло шесть месяцев. На смену зиме пришло лето. Время должно расставить все по своим местам. Символичная поездка помогла машинисту вернуть прежнее зрение. Смысл финала произведения «В прекрасном и яростном мире» заключается в том, чтобы убедить читателя, что доброе сердце способно исцелить даже от тяжёлых недугов.
Главный герой много думал о своей участи. Персонаж понял, что наш мир наполнен невероятной силой. Именно эта роковая сила способна вмешаться в привычную жизнь людей, когда они меньше всего этого ожидают. После этого часть людей не выдерживают, сложившиеся обстоятельства их просто ломают. У других же происходит полная переоценка ценностей и они закаляют свой характер. Главный персонаж показал, что в жизни всегда нужно бороться до конца. Даже если все отвернулись, а сил практически не осталось. Через несправедливость, боль и «не могу». Со временем все приложенные старания и усилия обязательно будут вознаграждены.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Анализ произведения В прекрасном и яростном мире Платонова
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был написан в 1938 году. Автор – русский советский писатель и публицист Андрей Платонов. Время написания рассказа нашло отражение в сочинении – исторические реалии переносят читателя в неспокойный период репрессий, всеобщей подозрительности и скорого суда. Эти события, происходящие в жизни одного из главных героев, становятся полноценными участниками рассказа.
По жанру рассматриваемое художественное произведение в большей степени относится к фантастике – описанные события потери зрения от электрических разрядов и восстановление его на фоне душевного подъема еще ни разу не были зафиксированы на практике.
Рассказ – это повествование одного из главных героев – молодого и неопытного специалиста Кости, который оказывается в одной бригаде с лучшим паровозным машинистом Александром Васильевичем Мальцевым – основным героем произведения.
В рассказе описаны события из жизни машиниста Мальцева, который в одном из рейсов временно теряет зрение от молнии, попавшей в кабину, и чуть не становится виновником аварии с впередиидущим составом. В связи с тем, что герою не удается доказать свою невиновность, его отстраняют от работы, осуждают и помещают в тюрьму. В то же время, его помощник – свидетель всего события, настаивает на проведении опыта, который может доказать слова машиниста о временном потере зрения. Однако, случайность путает все карты и осужденный повторно, но уже полностью, теряет зрение. По причине доказанности воздействия молнии на машиниста, его оправдывают. Но жизнь на воле не вдохновляет его, без своего дела человек увядает. В финале произведения его бывший помощник, видимо чувствуя это, жалеет его и берет в поезд. Там, становясь участником процесса, Мальцев настолько восторженно вливается в процесс, что зрение возвращается к нему.
В начале сочинения даётся достаточно восторженная оценка Мальцеву – это виртуоз своего дела, буквально дышащий работой человек, полностью отдающийся процессу, которым он управляет. Все слова помощника, а от его имени и говорит автор, употребляются в хвалебном тоне, показывающем, что рассказчик не только восхищается мастером, но и пытается ему подражать.
В то же время машинист Мальцев самоуверенный и недоверчивый человек, привыкший во всем полагаться только на себя. Это проявляется и в его самостоятельных и дополнительных проверках машины перед работой и во время рейса. Недоверие к окружающим выливается в конечно счете к недоверию миру целиком, потеряв зрение машинист отказывается в это верить, пытается и дальше оставаться лидером ситуации. Это чуть было причиной масштабной катастрофы столкновения поездов.
Видя перед собой такого персонажа тем интересней наблюдать за его преображением в конце рассказа – слепой, беспомощный и поникший Мальцев не только доверяется своему помощнику Косте, но и получает такой восторг, что зрение восстанавливается.
Это и есть один из конфликтов произведения – обуздание гордыни, обретение доверия к ближнему и, как результат, прозрение. А помня в какой период писался рассказ, легко представить, что это исторический призыв автора, мастерски завуалированный в канве фантастичности повествования.
Вариант 2
Данный рассказ «В прекрасном и яростном мире» вышел в свет в 1938 году. Автором данного произведения является писатель Платонов. В произведении автор отразил нелегкость жизни во время репрессий, во время подозрений и быстрого суда над человеком. Все это происходит в рассказе и все это придется испытать главному герою рассказа. Произведение является художественным, но из-за многих событий его можно отнести к жанру фантастика. Например, человек стал слепым из-за электрических разрядов. Но, вскоре его зрение приходит в норму и все из-за того, что на душе человека спокойствие и стабильность. Такого нигде в мире еще зафиксировано не было.
В данном рассказе, главный герой произведения Костя повествует о том, как он попал в бригаду к лучшему паровозному машинисту Александру Мальцеву, который и является центральным персонажем.
Читатель знакомится с жизнью машинистов, а конкретно с машинистом Мальцевым, который является лучшим, но однажды он ослеп из-за молнии, которая поразила кабину, кроме этого в тот момент чуть не случилась авария и в этом естественно винят его. Мальцев не смог убедить суд в своей невиновности и соответственно становится осужденным и заключенным в тюрьму. Благо у всего происходящего был свидетель, это помощник Мальцева. Он в свою очередь настаивал на том, что машинист не виновен и следует провести эксперимент. Эксперимент помог получить оправдание, но Мальцев теперь полностью потерял зрение и надежды на восстановление никто не давал. Машинист свободен, но как можно жить без дела всей жизни, человек просто душевно умирает. Заканчивается произведение на том, что помощник Мальцева увидел состояние бывшего машиниста и решает взять из жалости его с собой в рейс. Мальцев был на таком душевном подъеме, что зрение к нему вернулось.
Автор довольно восторженно преподносит Мальцева, он настоящий профессионал своей работы, ему нет равных. Машинист полностью предан своему делу, отдается ему полностью, он живет работой. Помощник восторженно высказывается о Мальцеве и естественно ему хочется быть таким как он, он подражает ему.
Но, есть и довольно негативнее стороны у главного героя рассказа. Как человек Мальцев абсолютно не доверяет никому, он всегда рассчитывает исключительно на свои силы. Например, он всегда сам повторно проверяет готовность машины к рейсу, не доверяя никому. Все это привело к тому, что Мальцев не доверяет всему миру. Когда он потерял зрение, он отказался в это верить и продолжал управлять машиной, это чуть не стало причиной аварии с другим поездом.
А потом рой меняется, все началось с потерей зрения. Мальцев теперь слеп и абсолютно беспомощен и в итоге он начинает доверять своему помощнику Костя, который взял его с собой в рейс, где к Мальцеву и вернулось зрение.
Это можно назвать главной темой произведения, а именно гордыню, которая проходит и важность доверия к ближнему человеку. Данные темы всегда останутся актуальными, конечно всегда нужно рассчитывать в первую очередь на свои силы, но нельзя забывать о ближних людях, которые могут помочь.
Литературное направление и жанр
В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.
Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.
Несколько интересных сочинений
Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.
– раскрытие нравственной позиции А.Платонова на основе анализа рассказа;
– утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему,
милосердие, чувство ответственности, жертвенность;
– формирование навыков работы с текстом, публичного выступления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.
– компьютерный класс (компьютеры по возможности по числу учеников для проведения электронного теста, Приложение № 1
Домашнее задание прошлого урока: по учебнику познакомиться с биографией писателя, внимательно
прочитать рассказ “В прекрасном и яростном мире”, индивидуальные задания учащимся: подготовить развернутый ответ на один из вопросов “Что помогло А.Мальцеву восстановить зрение?”, “Как вы понимаете выражение А.Платонова:
Надо относиться к людям по-отцовски
?”
Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.
Ход урока
I. Орг. момент. Проверка готовности учащихся (на столах учебники, тетради, дневники).
II. Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы переходим к изучению следующего раздела: произведения русских писателей XX века. И открывает его Андрей Платонович Платонов. Продолжаем изучать его творчество.
III. Проверка домашнего задания.
) (Озвучить результаты тестирования)
IV. Постановка проблемного вопроса.
А.П.Платонов из тех писателей, о которых говорят: “Писатель будущего: не оцененный по достоинству в свое время, он идет к нам, а мы идем к нему.” (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 1).
Постигать произведения этого автора не просто, так как необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика его творчества. Попытаемся проникнуть в эти глубины. Сегодня на основе анализа рассказа “В прекрасном и яростном мир мы попробуем определить нравственную “Формулу жизни” А.Платонова: что является необходимейшим составляющим человеческой жизни, человеческого счастья по Платонову. (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 2,3).
Оформление тетрадей: запись темы, оформление таблицы.
V. Основная часть урока. Анализ рассказа.
В автобиографии А.П. Платонов признавался: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда, в детстве, понял, что все делается, а не само родится”. (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 4).
– Найдите в рассказе строки, которые перекликаются с этими мыслями писателя и зачитайте их.
– А как вы понимаете слова: “…все делается, а не само родится”?
– Один из главных персонажей рассказа – А.В.Мальцев. Что это был за работник?
– Чем для него была работа? (Смыслом жизни, счастьем
– Сделаем первый вывод: одно из слагаемых “формулы жизни” по Платонову – труд, работа, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни. Оформим таблицу. (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 5).
– Итак, Мальцев по сюжету рассказа попадает в тюрьму. За что?
– Дело закрыто. Но почему Костя пишет следователю и просит пересмотреть дело?
– В конце четвертой главы рассказчик говорит: “Но я хотел защитить его от горя судьбы. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”. Когда и в связи с чем герой пришел к такому выводу?
– В рассказе дилемма: быть зрячим, но в тюрьме или слепым, но на свободе. В этом и проявляется ярость мира, как ее понимает Платонов.
– Почему рассказчик чувствует свою вину перед Мальцевым?
– Как характеризует рассказчика его последний поступок по отношению к Мальцеву?(Это человек, в душе которого живет чувство ответственности за тех людей, которые волею судьбы оказались рядом
– Сделаем второй вывод: следующее слагаемое “формулы жизни” по Платонову – чувство ответственности за других, за все в мире. Оформим таблицу. (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 6).
– Как вы думаете, что же помогло Мальцеву восстановить зрение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).
– Дополним еще нашу таблицу: что еще является слагаемым “формулы жизни” по Платонову, что мы услышали в последних ответах одноклассников? (Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие). (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 7).
– Обратим внимание на эпиграф к произведению, посмотрим, как он связан с рассказом. (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 8). “Надо относиться к людям по-отцовски”. Что означает это выражение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).
Прочитаем последний абзац рассказа. Как эпиграф связан с рассказом?
– Как называется рассказ?
– Обсудите вопросы с соседом по парте и сформулируйте единый ответ:
*В чем, по-мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?
*Чем же тогда прекрасен этот мир? (Приложение № 2
. Презентация, слайд № 9).
– Да, человек должен быть готов к борьбе с жестоким, “яростным миром” за то, чтобы он стал прекрасным и добрым.
VI. Итог урока.
Сделаем вывод: что составляет нравственную “формулу жизни” Платонова по рассказу “”В прекрасном и яростном мире? По таблице.
(
Приложение № 2
. Презентация, слайд № 10)
VII. Домашнее задание.
. Презентация, слайд № 11):
по рассказу А.Платонова “Корова”:
Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.
В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.
Жизнь проходит в вечной борьбе. И эта борьба закаляет человека, делает его сильнее. Именно в ней раскрывается сущность человека (насколько порядочен Костя. Ведь именно он сумел восстановить справедливость, доказав невинность Мальцева)
В борьбе с трудностями меняется и сам человек. «Прозрел» духовно Мальцев, когда понял, как по-доброму относится к нему Костя. Как он выручил его из беды, да и зрение вернулось к герою именно после того, как Кося взял Мальцева с собой с очередной рейс. Благодаря Косте Мальцев стал «видеть весь свет». Он понял, что прекрасное в мире — это не только его профессия, но и окружающие люди.
Герои и образы
Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.
Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.
Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.
Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.
Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.
Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.
Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.
Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.
Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».
Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.
Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».