Рассказ по биологии 5 класс строение клетки

Сказки

§ 8. Строение клетки

1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы? 2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 14).

Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка пропицаема для воды, солей и многих органических веществ.

Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.

Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерпое вещество расположено непосредственно в цитоплазме.

Особенности строения клеток

Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но, несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.

Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли

Ответьте на вопросы

1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?

3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?

4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?

О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Источник

Урок биологии по теме «Строение клетки». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий.

Оборудование: таблицы: “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, лупа, яблоко, груша, свежий гриб, помидор, скотч, презентация.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

С помощью, каких приборов можно изучать клетки?

На столах у вас в чашках Петри лежат объекты изучения – кусочки яблока, томата (каждая группа имеет свой объект изучения) и лупы, самые простые увеличительные приборы.

Во сколько раз увеличивает лупа?

Лупа увеличивает предмет в 2–25 раз. Рассмотрите мякоть объектов изучения невооруженным глазом, а затем в лупу.

Назовите основные части микроскопа?

Сегодня мы будем говорить о клетках. Презентация. (Слайд 1)

Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд 2–5)

Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.) (Слайд 6)

Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока.

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.)

Цель нашего урока следующая: знать строение клетки. (Слайд 7)

Прежде чем перейдем к изучению новой темы запишем Д\З: вылепить из пластилина объемную модель строения клетки.

Читайте также:  Рассказ портрет 3 класс окружающий мир

Изучение новой темы.

Ребята! Урок поможет вам справиться с выполнением д/з. А для этого вам нужно быть внимательными и активными.

Что вам необходимо узнать для того, чтобы д/з можно было выполнить? (Узнать строение клетки.)

Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.) (Слайд 8)

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. (Слайд 9)

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 35–36).

1-я группа – Какие функции выполняет оболочка в клетке,

2-я группа – Какие функции выполняет цитоплазма,

3-я группа – Какие функции выполняет ядро,

4-я группа – Функции вакуоли.

Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые растения – хлорофилл. Но подробно об этом вы будите говорить через урок.

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока.

Подготовка к лабораторной работе.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. В начале прослушаем стихотворение – инструкцию:

С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.

Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”.

Выполнить упр. 24, 25 в рабочей тетради.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке. (Слайд 10)

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

Пластиды – есть только у растительных клеток.

Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

Живые клетки только питаются.

Клетки одинаковы по форме и размерам.

Организм человека состоит из клеток.

Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу. (Слайд 11)

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

А сейчас, после того, как мы разобрали клеточное строение организмов, кто из вас не сможет выполнить д/з?

Рефлексивный этап. (Светофор.)

Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока. (Слайд 12)

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.

Источник

Доклад на тему Клетка (биология) сообщение 5, 6, 9, 10 класс

Впервые клетку увидел Роберт Гук, когда рассматривал разрез пробкового дерева. Он назвал их «ячейки», так как срез очень схож с пчелиными сотами.

Состоит клетка из множества разных мельчайших компонентов:

Все органоиды находятся в цитоплазме. Они выполняют важные функции жизнедеятельности клетки, основными из которых являются обмен веществ. Также клетка различает факторы окружающего мира: свет,температура и так далее. Клетка самовоспроизводима посредством деления (митоз, мейоз).

Сообщение про Клетку

Наука, изучающая клетки и их строение называется цитология. С помощью специальных приборов – микроскопов, учёные занимающиеся цитологией выявляют множество нового связанного с клеткой и её строением, что даёт нам больше понятий о самом строении клетки, и о том, что она из себя представляет.

Также следует отметить, что не все организмы обладают клеточным строением. Так как клеточное строение, вещь, образовавшаяся только у некоторых организмов в процессе эволюции, значит не все организмы смогли адаптироваться и подстроиться под окружающие реалии и обзавестись клетками. Подтверждением этому может стать множество бесклеточных организмов разбросанных по всему земному шару.

Изучать клетки начали довольно давно, однако большой скачок в данном направлении был только недавно, так как появились технологии, способные давать наиболее точную информацию о клетке, даже её внешний вид, что позволило весьма и весьма продуктивно изучать данную вещь. Также появление таких приборов как микроскоп сделало изучение клетки весьма лёгким и не затратным делом, соответственно повысив тем самым количество желающих заниматься цитологией и изучением клеток.

За последний век было сделано столько открытий, которые не могли сделать несколько веков. Благодаря им совершаются сторонние открытия в медицине и в любой другой отрасли, в которой эти знания могут быть важны. Из чего можно сделать вывод, что цитология весьма важная наука, изучающая весьма важную вещь – клетку. Клетка – сама по себе довольно интересный феномен, который требует максимально тщательного изучения, так как даже мы сами состоим из клеток, которые поддерживают работоспособность нашего тела. И таким образом, достаточно изучив клетку можно тем самым, в недалёком будущем, продлевать жизнеспособность своего тела, что является чем-то их разряда фантастики.

Читайте также:  Рассказ о коронавирусе переболевших в россии

Картинка к сообщению Клетка

Популярные сегодня темы

Фотосинтез – это процесс, который представляет из себя трансформацию лучистой энергии солнца в химическую энергию. Таким образом природа приспособилась к использованию солнечной энергии для т

В современном мире человека постоянно преследуют суета, движения, скорость. Но далеко не всегда он справляется самостоятельно с подобными категориями, которые устойчиво вошли в нашу жизн

Красивая птица из семейства совиных занимает достойное место в нашем мире среди подобных животных. Размеры данной совы достаточно крупные, по сравнению с другими птицами.

17 мая 1606 года заговорщиками был убит российский царь Лжедмитрий I, но не успело еще тело «остыть», как поползли слухи о том, что государь смог спастись, ведь труп, выставленный на всеобщее

Художественные работы Виктора Васнецова связаны со страной волшебства и чудес, фантазии русского народа, и поэтому особенно любимы с детских лет. Каждый, кто учился в школе, в ученике видел

Период обучения в Царскосельском лицее представляет собой основу для развития поэтического дарования Пушкина под влиянием не только талантливых педагогов, но и одаренных, умных и верный друзе

Источник

Строение клетки ( 5 класс)

специалист в области арт-терапии

Конспект урока биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса, дистанционной формы обучения.

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Добрый день, Никита!

Давай посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у тебя хорошее настроение, это значит, что мы с тобой сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Ты позже назовешь сам.

Итак, сейчас я хочу задать тебе несколько вопросов. Внимание!

Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
– Из чего состоят слова? ( Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? ( Из клеток.)

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Из чего состоят все живые организмы из … ( клеток ). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? ( версии детей )

Учитель записывает проговоренную тему, а ребенок (мама) в тетради.

2. Целеполагание и планирование

Тема урока: Строение клетки

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.

– учить анализу, созданию образов и понятий . (Слайд №3)

3. Актуализация пройденного материала.

Мы с тобой говорили на прошлом уроке:

1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?

2. Назови основные части лупы?

3. Во сколько раз увеличивает лупа?

4. Назови основные части светового микроскопа?

5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?

4.Актуализация нового материала

1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. (Слайд №8)

2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд №9)

3. Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток.

Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов.

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. (Слайд №10)

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах . (Слайд 9)

Какие органы живых организмов ты знаешь? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с тобой определим функции главных частей клетки.

Сейчас ты поработаешь самостоятельно с помощью учебника (стр. 34–36). ( таблица)

1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,

Читайте также:  Рассказ тимур и его команда читать весь рассказ

2.Какие функции выполняет цитоплазма,

3.Какие функции выполняет ядро,

4. Функции вакуоли. (Слайд № 11)

Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды.

Пластиды: Лейкопласты (бесцветные)

Хромопласты (оранжево – красные)

Хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока .

Источник

Презентация по биологии на тему «Строение клетки» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Преподавание биологии в условиях внедрения ФГОС ОО второго поколения Урок в 5 классе Составил: учитель химии и биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №13» Тульской области г. Новомосковска Павленко Татьяна Федоровна

Вопросы: 1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? 2. Что нужно, чтобы составить предложение? 3. Из чего состоят слова? 4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов? жила, Вовы, ручная, у, ворона Во-ро-на, жи-ла

Кроссворд 1 2 3 4 5 6

Кроссворд м и к р о с к о п 2 3 4 5 6

Кроссворд м и к р о с к о п л у п а 3 4 5 6

Кроссворд м и к р о с к о п л у п а з е р к а л о 4 5 6

Кроссворд м и к р о с к о п л у п а з е р к а л о в и н т 5 6

Кроссворд м и к р о с к о п л у п а з е р к а л о в и н т о б ъ е к т и в 6

Кроссворд м и к р о с к о п л у п а з е р к а л о в и н т о б ъ е к т и в ш т а т и в

Кроссворд м и к р о с к о п л у п а з е р к а л о в и н т о б ъ е к т и в ш т а т и в

Роберт Гук 1665 год Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».

Клетка – элементарная единица живого. Клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей живого и представляет собой открытую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему. Вне клетки жизни нет.

Наличие пластид. Наличие крупных вакуолей клеточным соком. Плотная клеточная оболочка. Отличительные особенности растительной клетки.

Части клетки: Клеточная мембрана – граница, защита, форма, обмен веществ Оболочка – наружный скелет, форма, проницаемость Цитоплазма – полужидкое содержимое клетки, объединяет структуры клетки Ядро – плотное тельце в цитоплазме, в нем находятся хромосомы (наследственность) и ядрышки Вакуоль – тельце, заполненное клеточным соком – питательные вещества

Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.

Гимнастика для глаз

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта; изучение строения растительных клеток кожицы лука и их основных частей.

Световой микроскоп Чашка Петри Луковица Зубочистка Раствор Йода Бинт или марля Пипетка Предметные и покровные стекла Оборудование

Клетка кожицы лука под микроскопом 1-ядро, 2- цитоплазма, 3- оболочка, 4- вакуоль

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-» 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 4. Живые клетки только питаются. 5. Клетки одинаковы по форме и размерам. 6. Организм человека состоит из клеток.

Ответы: «+» 1, 2, 6 «-» 3, 4, 5

Рефлексия (Светофор) урок понятен некоторые задания на уроке вызвали затруднения задания на уроке трудные, многое не понял

Домашнее задание П.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина

Номер материала: ДБ-271264

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы

Время чтения: 1 минута

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное