Рассказ по чтению 4 класс о растениях

Сказки

Сказки о цветах и растениях для детей

В белорусской народной сказке «Легкий хлеб» крестьянин рассказывает волку как тяжело дается такой вкусный и душистый ржаной хлеб, сколько труда и умения требуется от человека вырастить рожь и испечь хлеб.

Еще один прекрасный пример доброты, честности, верности и милосердия показан в сказке С. Аксакова. В сказке все положительные качества младшей дочери купца противопоставлены жадности и корысти его старших дочерей, чуть не погубивших заколдованное чудище.

В сказке иносказательно говорится, что никакие самоцветы и драгоценные камни, даже мастерски обработанные, не сравнятся с естественной красотой обычного полевого цветка. И даже Хозяйка Медной горы не сможет вдохнуть настоящую жизнь в искусственный каменный цветок.

В этой книге двенадцать сказок о маленьком Мышонке, трогательном и добром, который познает огромный Мир вокруг себя. Он живет в норке с Мамой и знакомится с разными обитателями леса: с прекрасным Подснежником и самодовольным Земляным Червяком, с красивой Бабочкой и упрямой Улиткой, с мудрым Вороном и маленьким Птенчиком. Ему так много предстоит узнать и понять. Он очень любит смотреть на закат, слушать, о чем перешептывается ветер с деревьями в лесу, а иногда по ночам маленький Мышонок разговаривает со звездами. Эти сказки написаны для самых маленьких читателей, и для взрослых, которые тоже когда-то были детьми.

Если в жаркий день вы услышите, как лето шмыгает дождиком, чихает туманом и кашляет громом, вызывайте скорую цветочную помощь! Цветочные феечки обязательно по всем правилам вылечат больного: ромашковый отвар, горчичники и малиновый чай. И фея Колючка иоже не останется в стороне, уж она-то выпишет самый необычный рецепт и превратит лечение в настоящее веселье. Чудеса на Цветочной полянке продолжаются, и лето обещает быть ярким!

Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом! Не верите? Мы предлагаем вашему вниманию интересную методику от добрых писательниц-сказочниц, авторов более 50 книг для детей и родителей. Книга для занятий по духовному воспитанию включает подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей.

Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном.

Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены. Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

В одной из сказок о Маше и Ойке автор учит детей бережному отношению даже к самым маленьким росткам деревьев, рассказывает в интересных диалогах между девочками, животными и растениями о пользе дубового дерева и необходимых для него земле, солнечном свете и воде.

«Сказки о цветах» Саксе рассказывают о том, как сложились cудьбы людей, живших в ту или иную эпоху. У многих персонажей судьба складывалась так, что они превращались в различные цветы. Ответ на вопрос, почему так случилось, можно найти на страницах этой детской книги, где деревья умеют разговаривать человеческими голосами, а цветы могут любить.

В каждой сказке идет рассказ об отдельном цветке. Он может быть лесным или просто расти на клумбе. Совсем неприметным, как заячья капуста, или очаровательным, как орхидея или водяная лилия. Но каждый раз читатели видят неописуемую красоту, которая скрывается за названием растения.

Читайте также:  Рассказ о любом герое россии или ссср

Написала Анна Саксе «Сказки о цветах» специально для детей. Но, не смотря на это, книга очень нравится взрослым. Ведь порой и им хочется погрузиться в мир их детства, где им родители читали эти очаровательные сказки, а сами малыши разглядывали красочные иллюстрации, на которых были изображены красивейшие цветы.

Дорогие родители, бабушки и дедушки, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух.

Сказки о цветах и растениях любых жанров необходимы для малышей. Они является наиболее эффективным средством раннего обучения, воспитания и развития детей. Читайте, как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.

Источник

Урок литературного чтения на родном языке по теме «Растения в русских народных сказках и легендах» для 4 класса

Конспект урока литературного чтения на родном языке

Тема урока: «Растения в русских народных сказках и легендах».

Учитель: Лужецкая А.В.

Цели: формирование интереса к русским народным сказкам как источнику знаний, желания и привычки читать книги.

Задачи урока:
образовательная: познакомить учащихся с русскими народными сказками, где встречаются волшебные растения; расширить лексический запас учащихся;

развивающая: логических операций мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение; связной речи; развивать правильное и выразительное чтение.
воспитательная: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда; толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Предметные: Ученики научатся получать нужные для себя знания из русских народных сказок;

получат возможность научиться добывать информацию из различных источников, помимо предложенных учителем.

Коммуникативные УУД: учащиеся научатся владеть диалоговой формой речи, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Личностные УУД: развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;

Познавательные УУД: учащиеся умеют извлекать информацию из учебного текста; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД : формировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,; оценивать свои достижения и результаты сверстников;

Методы: фронтальная беседа, работа с текстом, таблицей, метод демонстраций, проблемно-поисковый.

Технологии: элементы технологии обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, игровой технологии, здоровьесберегающей, кейс-технологии.

Сегодня наш урок пройдет в необычной форме, мы разделимся на творческие группы, в каждой группе будет модератор. Мой помощник.

2. Актуализация изученных знаний

— Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем на уроке? (Народные традиции и обычаи)

— какова тема предыдущего урока? (Летние народные праздники)

— у вас было творческое домашнее задание. Первая группа подготовила, сочинила загадки по летним народным праздникам. Пожалуйста, слово вам.

· Летом трав растет немало,

Собираем их в праздник … (Ивана Купала)

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются

· В праздник это дерево воспевали,

Его ветви завивали,

Лентой алой украшали (Берёза)

Ведет за собою …(зелёные святки)

· Я нарву цветов букет, лета тёплого привет!

На Троицу, Ивана все гадают,

На воду их бросают. (Венки)

· Седьмой четверг после Пасхи велик,

Называется это праздник…(Семик)

-замечательные загадки получились у ребят. Мы вспомнили названия летних праздников. Это и Троица, и Ивана купала, и Семик, и Зеленые святки. А вот вторая творческая группа подготовила выставку рисунков, отражающую эти события. Работы получились яркие и содержательные.

— Третьей группе нужно было найти видеосюжет об одном из празднике, где мы могли бы увидеть обычаи и традиции этого праздника. (видеосюжет из художественной сказки «Финист ясный сокол» )

— все ребята молодцы. Все справились с домашним заданием.

3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Читайте также:  Сказки народов россии читать бесплатно

Верно. Земля одевалась в зеленый наряд.

-Сегодня мы поговорим о русских народных сказках и легендах. Точнее, о волшебных растениях, населяющих их.
-Тема нашего урока : «Растения в русских народных сказках и легендах».

Итак, посмотрим на схему:

«Сказка об Иване царевиче и сером волке»

— «Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу – он будет видеть» (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде)

4. Первичное закрепление во внешней речи.

К нам на урок пришла гостья, травница Акулина. Она принесла вам сказки, в которых упоминаются те или иные растения. Эти произведения уже лежат в ваших кейсах.

Читать и слушать сказку нужно очень внимательно, после прочтения мы будем заполнять таблицу, проанализировав которую, сможем сделать выводы.

Волшебное название растения

Реальное название растения

Реальное название растения

«Ночь на Ивана купала»

Полезные свойства папоротника определяются, в первую очередь, способностью растения выводить с организма токсические вещества.

Ценится земляника не только за душистые ароматные ягоды, но и возможность использовать в домашних условиях листьев для лечебных целей

Белая водяная лилия

Помимо декоративных качеств кувшинка обладает лекарственными свойствами

Волшебное название растения

Реальное название растения

«Ночь на Ивана купала»

Полезные свойства папоротника определяются, в первую очередь, способностью растения выводить с организма токсические вещества.

Ценится земляника не только за душистые ароматные ягоды, но и возможность использовать в домашних условиях листьев для лечебных целей

Белая водяная лилия

Помимо декоративных качеств кувшинка обладает лекарственными свойствами

— Проведем словарную работу. (холоп, ажуром клубятся, расшибся, пуще прежнего, потужил холоп

Ночь на Ивана Купалу

Русская народная сказка

У одного барина был холоп в услужении. Вот и вздумал этот холоп на Ивана Купалу в самую ночь сходить в лес, сорвать Перунов цвет, чтобы клад достать. Дождался он этой ночи. Уложил он барина спать, в одиннадцать часов ночи и пошел в лес. Входит в самую чащу. Жутко ему пришлось; раздался свист, шум, гам, хохот, он все ничего, хоть жутко, а идет. Только глядь, а нечисть кругом скачет. И это ничего, прошел холоп и слова не сказал. Глядит: вдали растет цветок, листья ажуром клубятся, подымаются, а средь них сияет, как точно на стебельке в огне уголек. Обрадовался холоп, бегом бежит, уж почти к цветку подбежал, а нечисть его останавливает, кто за кафтан дернет, кто дорогу загородит, кто под ноги подкатится. Не вытерпел он да как ругнет нечистых: «Отойдите, говорит, вы от меня, проклятые!» Не успел он выговорить, вдруг его назад отбросило. Ничего; поднялся опять холоп, пошел, видит: опять на прежнем месте блестит цветок. Опять его останавливают, опять дергают, он и знать не хочет, идет себе, не оглянется, ни словечка не скажет; а за спиной его такие чудеса, что страшно подумать. Холоп и знать ничего не хочет, подошел к цветку, нагнулся, ухватил его за стебелек, рванул, глядь: вместо цветка у демона рог оторвал, а цветок все растет по-прежнему и на прежнем месте. Застонал демон на весь лес… Отбросил своей силой волшебною мужика в сторону. Расшибся тот больно, да делать нечего. Не сдаётся! Вот холоп опять встал, идет опять в лес; и опять по-прежнему блестит цветок на том же месте. Опять холопа останавливают, дергают; терпит мужик, тихонько подполз к цветку и сорвал его. Пустился со цветком домой бежать и боль забыл. Уж на какие хитрости ни подымалась нечистая сила, ничего, холоп бежит и думать об этом не думает, раз десять упал до дому. На пути вдруг барин появляется, ругает холопа на чем свет стоит. «Алешка! Где ты, подлец, был? Как ты смел без спросу уйти?» Струсил холоп: злой был барин у него, да и показался с палкой. Повинился: «Виноват, говорит, за Перуновым цветом ходил, клад хотел достать». Пуще прежнего барин озлился. «Я тебе, говорит, дам за цветком ходить, я тебя ждал, ждал! Подай мне цветок: клад найдем, вместе разделим». Обрадовался холоп, что барин хочет клад вместе разделить, подал ему цветок, и вдруг барин провалился сквозь землю, цветка не стало, и петухи запели. Остался один холоп, поглядел, поглядел кругом себя, заплакал бедняга и побрел домой. Приходит домой, глядит, а барин спит по-прежнему. Потужил, потужил холоп, да так и остался ни с чем, лишь только с побоями.

Читайте также:  Рассказ на английском о неудачном отпуске

— Впишем данные в таблицу

— После сказки есть задание. Какое растение лишнее? Почему? (папоротник не цветет)

-Какой вывод мы можем сделать по сказке, имея такие сведенья о папоротнике? (Сказка волшебная, поскольку в ней есть несоответствие событий с реальностью)

Какое растение лишнее? Почему

— Переходим к следующей сказке. Проведем словарную работу. (бор, злобится,)

Русская народная сказка

В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только местным жителям радости от этого не было совсем, потому как обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться пазыбником. Растет он, изумрудным ковром стелется. А из-под резных листочков где белые цветочки смотрят, где уже алые ягодки выглядывают. По всему лесу дух аромат идёт. Только вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.

Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку пазыбника набрать да малость подкормиться. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:

— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку. И хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:

— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!

Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а пазыбник оттуда прыг да скок на травку, так весь и повыпрыгивал и покатился обратно на полянку.

Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:

— Готовь-ка, милая, платочек!

Сняла она косынку, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой. А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами. Ругалась, ругалась, да от злобы и лопнула: а вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, где деревенские ребятишки каждый год лакомятся спелым душистым пазыбником.

— Впишем данные в таблицу

— Соберем «лукошко» рассыпанных ягодных пословиц. Как вы понимаете их смысл?

Ради земляники земле ягода — к ягоде

Сладка ягода, поклонишься не раз.

Зерно — к зерну, да низко растет..

— Переходим к третьей сказке. Проведем словарную работу. (в полон брать, рудожёлт, )

Русская народная сказка

— Впишем данные в таблицу

— Найди соответствие между рисунком, изображающим лилию и временем, указанных на часах.

Источник

Познавательное и интересное