Рассказ по истории 5 класс в гаванях афинского порта пирей

Сказки

Всемирная история

Глава 9

После побед при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожжённый Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.

Афинский морской союз довёл войну до победного конца: по договору с персами их военным кораблям запрещено было плавать в Эгейском море. В освобождённых от власти персов полисах была установлена власть демоса — демократия. Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах.

§ 36. В гаванях афинского порта Пирей

В V (5-м) веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.

1. В военных гаванях. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмолёнными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещённый в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.

План Пирея в V (5-м) веке до н. э. Рисунок нашего времени.

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся во время плавания щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

2. В торговой гавани. Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея.

Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, солёную рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привёзший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Амфора — сосуд для вина и масла.

В торговой гавани Пирея. Рисунок нашего времени.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли ячмень и пшеницу, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Читайте также:  Рассказ о дальнем востоке для детей

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.

План города Афины в V (5-м) веке до н. э.

Мальчик-рыбак. Рисунок на древне греческой вазе.

3. Тяжёлая участь рабов. В городах Эллады существовали рынки, на которых торговали людьми, как скотом. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами. Привезённых в Пирей невольников везли на продажу в Афины.

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку но названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Торговец рыбой. Рисунок на древнегреческой вазе.

За один день работы в V (5-м) веке до н. э. свободным афинянам платили:

каменотёсам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3—4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

Цены на рабов и скот в Афинах в V (5-м) веке до н. э.:

погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм; бык — 50 драхм, свинья — 3 драхмы.

Пифос — глиняная бочка для хранения зерна.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Объясните значение слов: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник. Проверьте себя. 1. Сколько гаваней имел главный афинский порт? 2. Какие стены афиняне называли Длинными? Почему их так называли? С какими целями Длинные стены были возведены? 3. Кто считался афинским гражданином? Кто — переселенцем? Кто — рабом? Что вы узнали о положении афинских граждан, переселенцев, рабов?

Читайте также:  Проверочная работа по рассказу старуха изергиль 11 класс

Поработайте с картой (см. с. 172). Найдите главный порт Афинского государства в V (5-м) веке до н. э. Как он назывался?

Опишите по рисунку гавань Пирея (см. с. 173). Как выглядел торговый корабль? Предположите, что находится в мешках, привезённых в Афины. Какой «товар» идёт собственными ногами? Каково содержимое амфор, вывозимых из Афин на продажу?

Подумайте. Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов (с. 174)? Предположите, почему далеко не все афиняне могли владеть рабами.

Источник

Презентация к уроку истории «В гаванях афинского порта Пирей» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

«В гаванях афинского порта Пирей» Смирнова Екатерина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 52 г. Архангельска

Игра «Крестики – нолики» (верный ответ – Х; неверный ответ – О) Марафонское сражение произошло в 480 г. до н.э. Полис – самостоятельное государство-город. Кир, Дарий, Ксеркс – правители Персидской державы. Мильтиад – стратег, избранный греками для борьбы с персами. Солон – спартанский царь, войско которого заняло Фермопильский проход и преградило путь врагам. Фемистокл – инициатор создания флота греков накануне персидского вторжения. Демократия – власть народа. Колония – это поселение, образованное на чужой территории. Демос – люди знатного происхождения.

Игра «Крестики – нолики» (верный ответ – Х; неверный ответ – О) 1 О 2 Х 3 Х 4 Х 5 О 6 Х 7 Х 8 Х 9 О

скотоводство земледелие ремесло виноделие кораблестроение

«В гаванях афинского порта Пирей»

«В гаванях Афинского порта Пирей» Где расположен порт Пирей? Что обозначает слово «пирей» в переводе с греческого? Почему на военных кораблях служили только афинские граждане? Чем и почему дорога, соединяющая город Афины и порт Пирей, была тщательно укреплена? Кто мог входить на территорию военной гавани? Что такое док и чем здесь занимались мастера? Как выглядел порт Пирей? Чем Пирей был привлекателен для богатых афинян?

Порт Гавань Верфь Пошлина

Категории населения Граждане Метеки (переселенцы) Рабы

Задание: используя материал учебника, заполните таблицу Задание: используя материал учебника, выберите из предложного набора слов, те, что характеризуют положение раба. 1. Раб распоряжается собой. 2. Не мог распоряжаться собой. 3. Мог менять по своему усмотрению место жительства. 4. Обычно имел семью. 5. Имел немного имущества. 6. Не мог менять места жительства. 7. Не мог иметь семью. 8. Не имел имущества. 9. Мог распоряжаться продуктами своего труда. 10. Участвовал в управлении государством. 11. Не имел имени. 4 группа 1 группа 1. Кто считался гражданином? 2. Основные занятия граждан 3. Положение (обязанности, участие в управлении государством) 2 группа 1. Кто считался переселенцем? 2. Основные занятия переселенцев? 3. Положение (обязанности, участие в управлении государством) 3 группа 1. Кто считался рабом? 2. Где использовался труд рабов? 3. Как обращались с рабами?

Задание: используя материал учебника, заполните таблицу 1 группа 1. Кто считался гражданином? 2. Основные занятия граждан 3. Положение (обязанности, участие в управлении государством)

Читайте также:  Проект рассказы о детях и для детей 2 класс

Задание: используя материал учебника, заполните таблицу 2 группа 1. Кто считался переселенцем? 2. Основные занятия переселенцев? 3. Положение (обязанности, участие в управлении государством)

Задание: используя материал учебника, заполните таблицу 3 группа 1. Кто считался рабом? 2. Где использовался труд рабов? 3. Как обращались с рабами?

Задание: используя материал учебника, выберите из предложного набора слов, те, что характеризуют положение раба. 1. Раб распоряжается собой. 2. Не мог распоряжаться собой. 3. Мог менять по своему усмотрению место жительства. 4. Обычно имел семью. 5. Имел немного имущества. 6. Не мог менять места жительства. 7. Не мог иметь семью. 8. Не имел имущества. 9. Мог распоряжаться продуктами своего труда. 10. Участвовал в управлении государством. 11. Не имел имени. 4 группа

Найдите ошибки в тексте В 5 веке до н.э. главным городом Афинского государства стал Пирей. С Афинами Пирей соединяли Короткие стены, возведенные на случай войны. В Пирее находились одна военная и две торговые гавани. Доступ к военным кораблям был разрешен всему населению Афинского государства. (не Пирей, а Афины) (Длинные стены) (две военные и одна торговая) (переселенцы и рабы доступа к военным кораблям не имели)

Домашнее задание 1. Параграф 36, пересказ. Выпишите в словарь и выучите значение новых понятий: граждане, пошлина, налог, переселенцы, вольноотпущенник. 2. Используя параграф 36, слова, с которыми мы познакомились в ходе урока, составьте рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей.

Современный порт Пирей

Номер материала: ДБ-332431

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное