СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНОГО РАССКАЗА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО КАРТИНЕ «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ».
специалист в области арт-терапии
СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНОГО РАССКАЗА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО КАРТИНЕ «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ».
Цель: Учить детей составлять повествовательный рассказ по картине, используя точные подобранные по смыслу слова. Упражнять детей в образовании уменьшительно- ласкательных суффиксов и в умении подбирать одинаковые по звучанию слова к слову «друг». Развивать творческое воображение. Обогащать словарный запас. Развивать диалогическую и связную речь. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: игрушка «Белый медведь», конверт с письмом, картина «Белые медведи на Северном полюсе», фишки- рыбки.
Словарная работа: айсберг, красная книга, полярник.
Индивидуальная работа: упражнять Ваню отвечать на вопросы полным предложением.
Ход занятия: (Включается магнитофонная запись «Метели, вьюги.)
Воспитатель: Ой, ребятки, я что-то замерзаю. Подумайте и скажите, какие ассоциации вызывает у вас эта музыка? (Дети перечисляют свои ответы).
А помните, мы с вами писали письмо «Белому Северному медведю»?
Письмо: Здравствуйте дорогие друзья! Недавно к нам в Арктику прилетел вертолет. Как же мы удивились, когда узнали, что он привез ваше письмо! Мы очень рады, что вы так много о нас знаете. Действительно, белая шуба помогает нам подкарауливать добычу, делает нас незаметными. Живем мы только на Севере в Арктике. Мы самые крупные из всех хищных зверей. Осталось нас немного, потому что люди охотились, уничтожали нас и поэтому мы теперь занесены в «Красную книгу». В эту книгу заносят все виды исчезающих птиц, рыб, животных, растений.
Спасибо вам за приглашение, но мы к вам не приедем. Ваш климат нам не подходит. Может, быть, когда вы вырастите, кто-то из вас станет полярником и прилетит к нам работать. Полярник – человек, который живет и работает на Северном полюсе и изучает погоду и жизнь обитателей полюса.
А чтобы вы не скучали, мы высылаем вам игрушку «Белого медведя».
Группа медведей. (Достаю из посылки игрушку медвежонка).
Воспитатель: Большое им спасибо. Ребята, а как зовут медвежонка они в письме не написали. Давайте с вами придумаем ему имя. (Дети придумывают имя). Нам его прислали, чтобы мы не скучали мы с ним будем играть.
(Речевая игра «Назовем медвежонка ласково», дети передают игрушку по кругу и перечисляют ласковые слова – маленький, пушистенький, нежненький, крошечный, и т. д.) За каждое слово медвежонок награждает детей фишками – рыбками.
А сейчас проведем физкультминутку «Как живешь?»
(Я вам буду задавать вопрос, а вы будете отвечать: Вот так! И показывать действия руками.)
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
Пока мы с вами играли медвежонок заскучал. А в посылке еще что-то есть, достаю картину.
Что это ребята? (Картина).
Как бы вы ее назвали? (Дети придумывают по ней название).
Давайте развеселим медвежонка и придумаем по ней рассказ.
Но для этого вспомним схему составления рассказа. Рассказ будем составлять повествовательный, сюжетный (будем рассказывать о развитии действий, а не описывать героев картины).
Выставляю на фланелеграф паровоз. – Что он обозначает? (Зачин рассказа), т. е. где происходят действия, когда и с кем.
Выставляю вагончик. – Что обозначает вагончик? (Кульминация), т. е. какая история произошла с героями на картине.
Следующий вагончик – (Развязка), т. е. чем закончилась история.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что изображено на переднем плане? (Семья медведей, берлога и т. д.) А что изображено на заднем плане? (Небо, горы айсбергов, птицы)
Медведь – Умка, ребятки за самые лучшие рассказы приготовил сюрприз. Для того, чтобы рассказ получился полным обозначим основные моменты: С кем произошла история? Что несла в пасти медведица?
Где происходят события? Кто приближался к ней?
Кто и куда отправился? Что сделала медведица чтобы
В какое время суток это произошло? поласкать медвежат?
Куда ходила медведица? Что произошло в этот момент?
Что делали медвежата? Кто схватил? Где они играли? Куда пошла потом медведи? Что они поймали в воде?
Конспект занятия по развитию речи «Умка — белый медведь»
Анастасия Шварц
Конспект занятия по развитию речи «Умка — белый медведь»
Возраст: подготовительная к школе группа
Составила и провела: воспитатель 1 кв. кт. Шварц Анастасия Владимировна
1) Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью;
2) Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа;
Расширять словарный запас детей;
3) Упражнять детей различать и называть животных Севера, совершенствовать знания их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя.
2. Развивающие задачи:
1) Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения;
2) Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;
3) Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах-зверятах.
1) Воспитывать усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
2) Воспитывать интерес к занятиям;
3) Воспитывать желание заботится о братьях наших меньших.
2. 3 письма с заданиями;
3. Предметные картинки «Животные севера»;
4. Картинка схема для составления описательного рассказа;
5. Большая иллюстрация с изображением белого медведя, Северного полюса;
6. Мел, доска, указка, магниты, фломастеры, белые листы.
1. Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.
2.Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».
3. Аппликация «Белый медведь» (сделанная методом обрыва).
Ход занятия:
Ребята, смотрите сегодня утром, я нашла вот такого мишку (показываю белого медвежонка Умку). Посмотрите – у него есть письмо (беру конверт, открываю, и достаю письмо). Ребята, здесь, что то написано. Давайте вместе прочитаем (вместе читаем письмо).
«ПРИВЕТ. МЕНЯ ЗОВУТ – УМКА. Я ПОТЕРЯЛСЯ. МОГИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ»
Что ребята, поможем Умке домой вернуться? (да)
Тогда давайте вспомним, где же живут белые медведи, в какой части света? (в Арктике)
Правильно, покажите мне, где находится Арктика на карте. (Дети показывают на карте, где находится Северный полюс и Арктика)
А как вы думаете, на чём можно отправиться в Арктику? (на поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете)
Тогда давайте посадим медвежонка в самолет и отправим в Арктику (Нахожу второй конверт).
Что это? Еще одно письмо (Читаем вместе).Здесь написано:
«ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ МЕДВЕЖОНКА В АРКТИКУ, ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ. РАССКАЖИТЕ ГОСТЯМ, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АРКТИКА»
(Повещаю на доску плакат с картинками).
Снег в Арктике, и все белым-бело,
И зимы долгие, и ветер, и пурга.
Морозной стужей по простору вьется вьюга,
И солнце по поверхности скользит едва.
Тюлени нежатся на берегах,
Медведи белые здесь короли,
И в ночь полярную сиянья яркий свет,
Заметит шапок ледяных цветы.
Парят снежинки бесконечной чередой
И время будто провалилось в пустоту,
И сумеречный день прозрачным духом,
Холодную покажет красоту.
Давайте вспомним, что это за часть света такая – Арктика.
Где находится Арктика? (на Севере, на Северном полюсе)
Какая там погода (там постоянно холодно, дуют холодные ветра, появляется полярное сияние)
Чего очень много в Арктике (льда, снега)
Какой океан омывает Арктический берег (Северный ледовитый океан)
А теперь кто из вас хочет, рассказать об Арктике? (один ребёнок составляет описательный рассказ)
(После рассказа, находим бумажный самолетик)
Смотрите, а вот и самолет появился. Здесь, снова какое то письмо. (Открываю, читаю)
Чтобы самолет завелся, нужно нам немного подвигаться.
Физкультминутка «Раз, два, три четыре»
Раз, два, три четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть по шире –
Раз, два, три четыре!
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
Ну вот, попрыгали, немножко, подвигались, а самолет не может увезти Умку в Арктику.
А вот и еще одно письмо, наверное, еще одно задание (Открываю, читаю)
«В АРКТИКЕ МАЛО РАСТЕНИЙ, НО ОЧЕНЬ МНОГО ЖИВОТНЫХ. ЕСЛИ ВЫ СМОЖЕТЕ НАЗВАТЬ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ АРКТИКИ, И ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ, МЕДВЕЖОНОК УМКА СМОЖЕТ УЛЕТЕТЬ НА САМОЛЁТЕ»
Ну что ж, давайте вспомним, какие животные живут в Арктике.
Птицы: Обыкновенная гага, Кайра, Розовая чайка.
Те, кто живёт в океане: Касатка, Гренландский кит, Белуха, Нарвал.
Ластоногие: Гренландский тюлень, Кольчатая нерпа, Морской заяц, Морской котик, Морской леопард, Морж.
Животные: Белые медведь, Арктический беляк, Песец, Северный Олень.
А теперь поиграем в игру. Я читаю вам стихотворение, а вы должны отгадать кто это.
Белый медведь
Белый мишка на рыбалку,
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.
Гордится морж усами,
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
Физкультминутка «Показываем отличительные особенности животных»
Ну вот, выполнили мы все задания теперь Умка, может улететь в Арктику.
Ребята, а как же Умка найдет там, своих родителей? Ведь он совсем маленький и не знает, чем занимаются белые медведи, и где они живут. Давайте расскажем ему о его сородичах – белых медведях. Составим рассказ, по схеме, которую я приготовила. (Помещаю на доску схему, посередине картинка белого медведя)
Где край Земли и вечный холод,
И где сиянье в небе светит,
Где очень день полярный долог,
Живут там Белые Медведи.
Они, гуляя средь торосов,
Умеют пищу отыскать,
Средь вьюг нещадных и морозов,
Легко умеют выживать.
У Мишек Белых тёплы шубки,
Не вреден холод Мишкам жуткий,
Мороз не страшен им любой.
Где живет белый медведь? (в Арктике). Помещаем в кружочек №1 слово Арктика. (Спрашиваю каждого ребёнка по очереди)
Кто живёт по соседству с белым медведем. Помещаю в кружок №2 картинки животных, которых называют дети.
Какое тело у медведя, чем оно покрыто? (Длинное, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью). Рисуем в кружочке №3 шерсть.
Какая у медведя морда, голова? (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает). Рисуем в кружочке №4 голову медведя.
Какие у белого медведя лапы? (4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут). Рисуем в кружочке №5 лапы медведя.
Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу). Картинка рыбы в кружочке №6.
А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки). Картинки медведя в кружочке №7
Кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? Как они ухаживают за медвежатами? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная. Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться). Картинки медведица, медвежонок, медвежата в кружочке №8.
А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему-модель).
А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?
Ну вот, мы и выполнили все задания. Вы так интересно и хорошо рассказали медвежонку об Арктике, животных Арктики, составили рассказ о белом медведе. Думаю, наш медвежонок не заблудится и обязательно найдет своих родителей. А чтобы ему не было скучно лететь, давайте подарим ему наших белых медведей. У нас скоро наступит и весна и им будет тут жарко, а на Севере, им самое то.
Наше путешествие закончилось. Много интересного и увлекательного мы с вами узнали о такой части света как Северный полюс. А Вам понравилось?
Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной технике аппликации «Белый медведь» в старшей группе Цель: изготовление объёмной аппликации из ваты. Задачи: Учить выполнять объёмное изображение с помощью ваты;. Формировать умение равномерно.
Конспект по изобразительной деятельности в средней группе «Белый медведь» 1. Тема: Белый медведь 2. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, Социально-коммуникативное.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Интеграция образовательных областей:»Речевое развитие», «Художественное развитие», «Физическое.
Конспект занятия в средней группе по аппликации из ваты «Белый медведь» Конспект занятия в средней группе по аппликации из ваты «Белый медведь» Цели: создать аппликацию «Белый медведь» Задачи: 1. Учить выполнять.
ООД по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшей группы «Белый медведь» ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация по контуру шариками из салфетки) воспитанников старшей группы «Белый медведь» Цель:.
Презентация «Белый медведь» воспитатель Л. Н. Пискунова 1сл. / МБОУ Погодаевская СОШ №18 дошкольная группа. / Детско – родительский проект «Белый медведь» краткосрочный,.
Самоанализ образовательной деятельности в группе «Умка — белый медвежонок» Самоанализ образовательной деятельности в группе «Знайки» «Умка — белый медвежонок» Самоанализ образовательной деятельности воспитателя.
Составление рассказа по развитию речи «Умка — белый медвежонок» в подготовительной группе Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 186 города Тюмени (МАДОУ д/с № 186 города Тюмени) Тема:.
Занятие по художественному творчеству (рисование) в средней группе «Белый медведь» Цель: Закрепить знания детей о белом медведе. Задачи: Расширять представления детей о жизни белого медведя. Формировать умение изображать.