Сочинение по картине Кустодиева Земская школа в Московской Руси 6 класс
Замечательный русский художник Борис Кустодиев любил изображать на своих полотнах обычные бытовые сцены. На них мы видим то собравшийся на городской площади народ, то обычную утреннюю прогулку молодой женщины. В этих простых и привычных вещах только талантливый художник может увидеть что-то особенное и запечатлеть их так, что другие будут смотреть и поражаться.
Такова и его картина «Земская школа в Московской Руси». На ней он изобразил обыденный день учеников и учителя давно минувшего времени. Мы видим на полотне просторное помещение, через окна которого внутрь струится свет. За столом на дубовых лавках сидят ученики. Их всего семеро. В те времена классы были небольшими. Но лишь пятеро из всех ребят что-то прилежно выводят перьями. Двое же из них, по всей видимости, наказаны. Они стоят на коленях с раскрытыми книгами в руках перед своим учителем.
Сам учитель сидит во главе стола. Его изобразил художник в полном соответствии с его важной миссией – передаче таинств грамоты подрастающему поколению. У него строгий и величественный вид, прямая осанка.
Перед учителем тоже лежит раскрытая книга. Однако, он больше приглядывает за своими подопечными, чем смотрит в нее. Ведь для него важно, чтобы они старались и не отвлекались. От его образа веет не только строгостью, но и заботой, переживанием о том, насколько смогут его ученики постичь грамоту.
Хорошо передан на картине и дух того времени: стоящий на лавке горшок с кашей и деревянной ложкой, узорчатые чайник и сундук на полке в углу изображения, висящие на стенах образа, резные решетки на окнах. Вся эта обстановка, да и одежда изображенных людей – все это переносит мысленно в то далекое время. А кошка, спящая на подоконнике, добавляет этому полотну тепла и уюта.
Замершие за своими занятиями герои изображения заняты таким обыденным делом, которое знакомо каждому. И кажется не важным, сейчас ли это происходит, или несколько сотен лет назад. Учитель, как и положено, строг и справедлив, а ученики стараются познать азы науки, пусть и не все очень прилежно и успешно это делают. Мы видим перед собой обычный школьный день, только в другой обстановке. В этом, наверное, и заключается смысл таких картин – передать обыденность так, что она привлекает взгляд и вызывает интересные мысли.
Описание настроения картины Земская школа в Московской Руси
Популярные сегодня темы
Картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», была написана в 1868 году, ее создание пришлось на предреволюционный период, именно в то время начинались первые сдвиги
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
На картине мы видим раннюю весну, а именно дорогу, которая находится вся в воде и в грязи. Вся природа еще спит и только начинает просыпаться от теплых лучей солнца. Создается впечатление, что под талой водой огромная яма
На картине Михаила Сатарова Мороз зритель видит зимний лесной пейзаж. На заднем плане полотна небо ещё освещается лучами солнца, которое садится за далёким горизонтом. Чистое небо переливается оттенками жёлтого и оранжевого цветов
В.В. Верещагин является выдающимся русским художником-баталистом. Также он известен как талантливый публицист, из-под пера которого появились книги, статьи, эссе и заметки.
Сочинение по картине кустодиева земская школа в московской руси 6 класс описание
Борис Михайлович Кипренский — знаменитый русский живописец и большой знаток истории родной страны, написал картину «Земская школа в Московской Руси» в 1907 году.
В далекую историческую эпоху, нашедшую свое отображение в картине художника Кипренского, подобные небольшие учебные заведения были практически единственным способом получить начальное образование для тех, кто проживал вдали от развитых столичных городов.
Среди цветового оформления картины выделяется множество оттенков зеленого цвета, что является признаком авторского стиля Бориса Михайловича Кипренского. Издавна считается, что зеленые оттенки повышают способность к обучению, снижают волнение и улучшают работоспособность.
Седовласый учитель с пышной бородой держится строго, со всей возможной ответственностью подходя к воспитанию и обучению ребятишек.
По-видимому, преподаватель зачитывает по раскрытому перед ним учебнику определенный текст, а его юные ученики пытаются записать задание под диктовку.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Пятеро мальчишек, сидя на длинных деревянных скамьях, старательно овладевают искусством письма пером, изо всех сил пытаясь заслужить одобрение своего учителя. Двое других ребят, чересчур озорничавших на уроке, наказаны. С виноватым видом уткнув в книгу потупленный взгляд, маленькие весельчаки читают вслух под присмотром учителя, отчитавшего их за непослушание.
Одежда семерых мальчишек кажется праздничной и опрятной. Создается впечатление, что на занятия в школу дети одевают свои самые лучшие парадно-выходные наряды, что также подчеркивает тягу к образованию в обществе того времени.
В картине «Земская школа в Московской Руси» Борис Михайлович Кипренский еще раз подчеркивает важность науки и образования, ценность знаний для достижения достойного положения в обществе. Полотно пропитано любовью и уютом, патриотизмом и глубоким уважением к истории своей Родины.
Сочинение по картине кустодиева земская школа в московской руси 6 класс описание — Лучшие Сочинения
Знаменитый русский художник Борис Михайлович Кустодиев живо интересовался историей своей родины. И не просто интересовался, а в своих полотнах воссоздавал быт и нравы русичей. Известны его исторические портреты. Не менее знаменита картина “Земская школа в Московской Руси”, написанная художником в 1907 году.
На картине изображена обычная земская школа. В старой Руси устройство школ было таково, что на одного учителя определялось от 6 до 12 учеников. Вот и здесь мы видим семерых мальчиков, которые старательно обучаются грамоте. Пятеро из них сидят за столом и старательно перьями выводят буквы. Лица ребят сосредоточены. Видно, что они стремятся познать основы наук.
Но другая группа, изображенная на картине, говорит о том, что не все дети прилежны в своих занятиях. Два мальчика стоят на коленях рядом с учителеми читают книгу. Они, вероятно, наказаны за непослушание. Может быть, их наказал строгий учитель за нерадение. Сам учитель изображен на картине справа.
Он чинно сидит под образами. Вся его поза и лицо говорят о серьезности того дела, которое он выполняет. Перед учителем лежит раскрытая книга, но он в нее не смотрит.
Он внимательно наблюдает за всем, что делают его ученики, готовый в любую минуту либо похвалить за старание, либо наказать за неаккуратность.
На Руси осознавали значение грамоты, и потому стремились дать детям образование, отправляя их в земские школы. Обустройству учебного заведения уделяли не мало значения. Обстановка в земской школе, изображенной Кустодиевым, хоть и строга, но окружена каким-то теплом.
Это тепло излучает дерево, из которого сделано все вокруг: и пол, и стены, и потолок, и нехитрая мебель. В школе удивительная чистота. Некрашеный деревянный пол натерт до блеска. Из небольших оконцев льется солнечный свет.
Отражаясь от натертого пола от гладкой поверхности стола, он заливает всю комнату, отчего она кажется уютной. На одном из подоконников мирно дремлет кошка.
На картине много зеленого цвета различных оттенков. Б. М. Кустодиев любил этот цвет. Она создает впечатления покоя и размеренности школьной жизни, где нет места суете и лени. Знания несут свет, которого так много на полотне. Б. М. Кустодиеву удалось показать всю важность учения. Это понимает учитель. Это понимают и дети.
Картины по русской истории. В.М. Кустодиев. Школа в Московской Руси.
Традиции школьного учения, высочайшее почтение к грамотности сохранялись на Руси, несмотря на бедствия ордынского завоевания. Благодаря развитию начальной школы к XVII веку уровень грамотности в России был по тем временам весьма высок.
Две группы населения были наиболее грамотными: это белое духовенство (от священника московского собора до сельского попа) и купечество, из среды которого вышли многие государственные и общественные деятели.
Купцы самостоятельно вели свою документацию и весьма заботились об обучении детей. Например, Яков Емецкий, умирая, писал, что двое его старших сынов «изучены промыслу, и изучены грамоте, и пети, и писати», а трое младших «не изучены ни промыслу, ни грамоте», а потому должны получить большую долю наследства, для учения.
Изучали купцы и иностранные языки, нанимая для этого приезжих иноземцев, составляя словари. Владели грамотой примерно на 70% монашество, на 65% — дворянство (в том числе многие женщины), на 40% — посадские люди, на 15% — крестьяне.
Особенно грамотным было крестьянство Русского Севера, менее задавленное крепостническим гнетом: крестьяне не только отдавали детей в школы, но усердно собирали библиотеки, писали книги, вели хозяйственные и летописные записи.
Начальные школы действовали по всей стране, равно в Москве или в Сибири. Например, в описи «обывательским дворам» Мещанской московской слободы (1677) значится горожанин, который профессионально «учит детей грамоте», и учит хорошо, поскольку в том же году под приговором мирских сходов в слободе стояли собственноручные подписи 36% населения, в 80-х годах — до 40%, в 90-х — до 52%.
Писцовая книга Боровска (1685) сообщает, что на торговой площади «построена школа для учения детям: построена она Рождественским попом Ефимом». В книге Кеврольского уезда (1673) значится «бобыль Якушко Павлов, прозвище Тренка, учит детей».
Ещё по теме: Городское пространство
Средства на школу давали родители. Учитель был обычно один, а детей много, разных возрастов. Одни из них, как показано на картине, учили буквы и читали по складам, став на колени перед учителем.
Другие уже перешли от печатных и «уставных» рукописных букв к изучению скорописи. Часть детей уходила после уроков домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при школе.
Здесь они и питались — на лавке справа недаром стоит котелок с кашей. «Пожалуйте, государи, — писал из-за границы знаменитый дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, — прикажите в домишко мое, чтоб мальчика моего дали грамоте учить попу Григорию Опимахову и жил бы он у него в дому». Многие дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно со знанием иностранных языков.
В XVII веке главным учебником стал Букварь, неоднократно переиздававшийся Печатным двором. Кроме азбуки, грамматических правил и правил поведения буквари содержали прописи, статьи по вероучению, краткие словари.
Многочисленные азбуки-прописи для изучения скорописи бытовали отдельно, часто в них включалась арифметика. В Азбуковниках излагались грамматика, словари иностранных слов, сведения по истории, географии, философии, литературе и мифологии.
Пение было непременным предметом в начальной школе: без знакомства с «мусикией» человек не считался грамотным. Но учение не оканчивалось после выхода из школы — человек всю жизнь должен был учиться по книгам, ибо «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью».
Автор аннотации: А.П. Богданов
Приготовить мини-сочинение по картине Б. М. Кустодиева » Земская школа в Московской Руси» 1907г…
Лица ребят сосредоточены. Видно, что они стремятся познать основы наук. Но другая группа, изображенная на картине, говорит о том, что не все дети прилежны в своих занятиях. Два мальчика стоят на коленях рядом с учителем и читают книгу. Они, вероятно, наказаны за непослушание. Может быть, их наказал строгий учитель за нерадение. Сам учитель изображен на картине справа.
Он чинно сидит под образами. Вся его поза и лицо говорят о серьезности того дела, которое он выполняет. Перед учителем лежит раскрытая книга, но он в нее не смотрит. Он внимательно наблюдает за всем, что делают его ученики, готовый в любую минуту либо похвалить за старание, либо наказать за неаккуратность.
На Руси осознавали значение грамоты, и потому стремились дать детям образование, отправляя их в земские школы. Обустройству учебного заведения уделяли не мало значения. Обстановка в земской школе, изображенной Кустодиевым, хоть и строга, но окружена каким-то теплом. Это тепло излучает дерево, из которого сделано все вокруг: и пол, и стены, и потолок, и нехитрая мебель.
В школе удивительная чистота. Некрашеный деревянный пол натерт до блеска. Из небольших оконцев льется солнечный свет. Отражаясь от натертого пола от гладкой поверхности стола, он заливает всю комнату, отчего она кажется уютной. На одном из подоконников мирно дремлет кошка.
На картине много зеленого цвета различных оттенков. Б. М. Кустодиев любил этот цвет.
Она создает впечатления покоя и размеренности школьной жизни, где нет места суете и лени. Знания несут свет, которого так много на полотне. Б. М. Кустодиеву удалось показать всю важность учения. Это понимает учитель. Это понимают и дети.
Популярные сочинения
Сочинение по картине Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси» в 3 классе
Знакомить с жизнью и творчеством Б. Кустодиева.
— Как вы думаете: какова тема нашего урока? Почему?
— А чему вы хотите научиться на этом уроке?
— Какие виды работ вы бы хотели использовать на уроке?
а) интересные факты из жизни Б. Кустодиева;
-Какие нтересные факты из жизни Б. Кустодиева вы узнали при подготовке к уроку?
Как жизнь и творчество Б. Кустодиева связаны с Русью православной?
мальчикам, сидяшими за столом;
— А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?
Походить по классу, услышать скрип пера, погладить кошку.
С какой целью провели данный этап урока?
— О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о картине).
Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).
Каким будет первый пункт нашего плана?
1.Название картины и автор
Б. Кустодиев
«Земская школа в Московской Руси»
— О чём вы должны написать в основной части? (Описать то, что изображено на картине).
— Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).
Как можно озаглавить заключительную часть?
3.Мои впечатления от картины.
-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.
(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).
Сочинение по картине «Земская школа в Московской Руси»
Борис Михайлович Кипренский — знаменитый русский живописец и большой знаток истории родной страны, написал картину «Земская школа в Московской Руси» в 1907 году. В далекую историческую эпоху, нашедшую свое отображение в картине художника Кипренского, подобные небольшие учебные заведения были практически единственным способом получить начальное образование для тех, кто проживал вдали от развитых столичных городов.
Специально обученные преподаватели направлялись Московским государством в самые разные уголки огромной, быстро развивающейся Руси с целью проведения просветительской работы среди населения.
Вследствие постоянной трудовой занятости, взрослые люди не могли позволить себе уделять время на посещение учебных заведений, однако с радостью поддерживали тягу к знаниям среди детей и подростков. Помещение земской школы в творении Бориса Михайловича Кипренского залито ярким солнечным светом, проникающим внутрь через три небольших окошка с узорными решетками. На широком подоконнике одного из них уютно дремлет кошка, согретая теплыми лучами. Аккуратное здание школы целиком выполнено из дерева. На переднем плане можно заметить полку с домашней утварью и деревянную кадку с чистой водой. Вполне вероятно, что преподаватель проживает в другой части бревенчатого дома на длинной книжной полке совсем немного учебной литературы, ведь художник изобразил одну из ранних школ. Пройдет всего пара десятилетий — и образование на Руси выйдет на совершенно новый, более высокий уровень.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Среди цветового оформления картины выделяется множество оттенков зеленого цвета, что является признаком авторского стиля Бориса Михайловича Кипренского. Издавна считается, что зеленые оттенки повышают способность к обучению, снижают волнение и улучшают работоспособность.Седовласый учитель с пышной бородой держится строго, со всей возможной ответственностью подходя к воспитанию и обучению ребятишек. По-видимому, преподаватель зачитывает по раскрытому перед ним учебнику определенный текст, а его юные ученики пытаются записать задание под диктовку.
Пятеро мальчишек, сидя на длинных деревянных скамьях, старательно овладевают искусством письма пером, изо всех сил пытаясь заслужить одобрение своего учителя. Двое других ребят, чересчур озорничавших на уроке, наказаны. С виноватым видом уткнув в книгу потупленный взгляд, маленькие весельчаки читают вслух под присмотром учителя, отчитавшего их за непослушание.
Одежда семерых мальчишек кажется праздничной и опрятной. Создается впечатление, что на занятия в школу дети одевают свои самые лучшие парадно-выходные наряды, что также подчеркивает тягу к образованию в обществе того времени.
В картине «Земская школа в Московской Руси» Борис Михайлович Кипренский еще раз подчеркивает важность науки и образования, ценность знаний для достижения достойного положения в обществе. Полотно пропитано любовью и уютом, патриотизмом и глубоким уважением к истории своей Родины.
Ser-Esenin.ru
В помощь школьнику и студенту!
Описание картины Бориса Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
Взглянув на эту картину, зритель сможет увидеть самую простую и тривиальную земскую школу, которая, по своему быту и сути, олицетворяла веяние эпохи того времени.
Естественно, тогда не было таких классов, как сейчас, по тридцать-сорок учеников, а видим мы, всего, семерых мальчиков и пожилого учителя.
Все ребята стараются хорошо учиться, но, к сожалению, не у всех это получается так, как бы того хотелось.
Пятеро ребят, из семи, сидят за столом, и, скорее всего, пытаются учиться писать перьями. Они очень внимательны, напряжены и глубоко погружены в свою работу. По их сосредоточенности, можно сделать вывод, что им достаточно тяжело постичь науку, но они стараются изо всех сил. Может создаться впечатление, что, в этот момент, нет ничего важнее в мире, того, чем они сейчас заняты.
Но, есть и другой подсюжет полотна. Перед пожилым седобородым учителем, на коленях, стоят два мальчика, и держат книгу. По смыслу этого изображения, можно сделать вывод о том, что далеко не все дети хотят учиться и постигать науку. Можно предположить о том, что, скорее всего, эти два «постреленка», достаточно серьезно провинились, и, таким образом, искупают свою вину.
Особого внимания заслуживает сам учитель. Его вид очень строг и серьезен. Сразу можно понять, что этот человек имеет огромный опыт и обширные знания, или как принято было говорить в то время о таких людях – «царя в голове». Он, без преувеличения, очень гордится своими знаниями и профессией, но, не смотря на то, что ребята провинились, он по-прежнему, добр к ним, и пытается донести им свои знания. Можно даже, предположить, что он их уже простил за содеянное.
То, что этот учитель очень опытный и грамотный, доказывает тот факт, что у него на столе, лежит книга, на которую он не обращает внимания. Сразу видно, что все ее содержание, давно уже в голове. Пристальное внимание учителя, занимают действия самих учеников. Он заинтересован в том, чтобы их знания были не менее обширны и фундаментальны, чем у него самого.
Он, не столько, готов наказывать своих учеников за какую-то провинность, чем, как можно чаще хвалить их, за достигнутые успехи в учебе.
Для тех, кто не знает, земские школы, в то время, существовали с той целью, чтобы дети простых людей, могли получать там образование, и были грамотными.
Если внимательнее присмотреться, то это, скорее всего, даже не школа, а большая комната в избе, в которой проходят занятия. Обстановка там, хоть и достаточно строгая, но уютная, и вызывает в душе тепло и умиротворение. Пол, хотя и не покрашен, но натертый до блеска, а деревянные лавки, стол, и прочая не хитрая утварь, хоть и «не блещет богатством», но подчеркивает строгость, чистоту и порядок. Это же подчеркивают и, натертые до неимоверного блеска, окна, в которые попадают лучи солнца и освещают комнату.
Основной задачей картины, можно считать то обстоятельство, что Кустодиев хотел подчеркнуть, что быть грамотным и образованным, получать знания, было важно всегда и во все времена.
История образования: от первых школ Руси до советских
Сочинение по картине Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
Диктанты › Сочинения по картинам › Кустодиев Б.М. › Сочинение по картине Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
Знаменитый русский художник Борис Михайлович Кустодиев живо интересовался историей своей родины. И не просто интересовался, а в своих полотнах воссоздавал быт и нравы русичей. Известны его исторические портреты. Не менее знаменита картина «Земская школа в Московской Руси», написанная художником в 1907 году.
На картине изображена обычная земская школа. В старой Руси устройство школ было таково, что на одного учителя определялось от 6 до 12 учеников. Вот и здесь мы видим семерых мальчиков, которые старательно обучаются грамоте. Пятеро из них сидят за столом и старательно перьями выводят буквы. Лица ребят сосредоточены. Видно, что они стремятся познать основы наук.
Но другая группа, изображенная на картине, говорит о том, что не все дети прилежны в своих занятиях. Два мальчика стоят на коленях рядом с учителем и читают книгу. Они, вероятно, наказаны за непослушание. Может быть, их наказал строгий учитель за нерадение. Сам учитель изображен на картине справа. Он чинно сидит под образами. Вся его поза и лицо говорят о серьезности того дела, которое он выполняет. Перед учителем лежит раскрытая книга, но он в нее не смотрит. Он внимательно наблюдает за всем, что делают его ученики, готовый в любую минуту либо похвалить за старание, либо наказать за неаккуратность.
На Руси осознавали значение грамоты, и потому стремились дать детям образование, отправляя их в земские школы. Обустройству учебного заведения уделяли не мало значения. Обстановка в земской школе, изображенной Кустодиевым, хоть и строга, но окружена каким-то теплом. Это тепло излучает дерево, из которого сделано все вокруг: и пол, и стены, и потолок, и нехитрая мебель. В школе удивительная чистота. Некрашеный деревянный пол натерт до блеска. Из небольших оконцев льется солнечный свет. Отражаясь от натертого пола от гладкой поверхности стола, он заливает всю комнату, отчего она кажется уютной. На одном из подоконников мирно дремлет кошка.
На картине много зеленого цвета различных оттенков. Б.М. Кустодиев любил этот цвет. Она создает впечатления покоя и размеренности школьной жизни, где нет места суете и лени. Знания несут свет, которого так много на полотне. Б.М. Кустодиеву удалось показать всю важность учения. Это понимает учитель. Это понимают и дети.
Еще в разделе «Кустодиев Б.М.»
Первые школы
Николай Богданов-Бельский. Вдохновение (фрагмент). 1910. Частное собрание
Иван Владимиров. На уроке грамоты у дьячка (фрагмент). 1913. Частное собрание
Николай Богданов-Бельский. Сочинение (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов», — сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».
После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.
Хотите узнать подробнее о берестяных грамотах? Смотрите лекцию
В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».
По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.
В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал — в 1218 году — свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.
Учение в допетровской Руси
Николай Богданов-Бельский. Будущий инок (фрагмент). 1889. Латвийский Национальный художественный музей, Рига
Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Богданов-Бельский. У дверей школы (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.
В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына — будущего Петра I — не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.
Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. — Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.
Сергей Платонов, «Русская история»
Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. — Прим. ред.) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.
Школы при Петре I
Николай Богданов-Бельский. Ученицы (фрагмент). 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Алексей Стрелковский. Сельская школа (фрагмент).1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.
А какие правила были в светском обществе петровской эпохи? Читайте по ссылке
Реформа образования Екатерины II
Василий Перов. Приезд институтки к слепому отцу (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Лемох. Гимназистка (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.
Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география… В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике… Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.
Зинаида Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»
Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.
А еще узнайте, как отмечали праздники в институтах благородных девиц
В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.