Рассказ по картине поселок древних земледельцев и скотоводов 6 класс история россии

Сказки

Первобытные скотоводы и земледельцы

1. Потепление на Земле. Около 13 тысяч лет назад в Европе вновь наступило потепление. Ледник таял и отступал на север. Земля освобождалась ото льда. Она покрывалась лесами и кустарниками. Животные, привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли совсем.

По мере отступления ледника люди также продвигались на север и заселяли освободившиеся земли.

2. Новые орудия труда из камня и дерева. Первобытные люди продолжали изготовлять орудия труда из камня, кости и дерева.

Люди заметили, что согнутые гибкие прутья распрямляются с большой силой, и начали изготовлять из них луки. Стрелой, пущенной из лука, охотник поражал животное на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

Рис. Человек с топором. Древнее изображение.

Рис. Лодка с гребцами. Древнее изображение на камне.

Прикрепив заостренный камень к палке, люди сделали топор. Чтобы крепче насадить топор на палку, они просверливали в нём отверстие. Сверлили камень костью, подсыпая на него мокрый песок.

Работать каменными топорами было очень тяжело. Однако ими можно было не только вырубить кустарник, но и срубить большие деревья.

Из двух-трёх связанных брёвен делали плот. Это было первое судно человека. Затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев.

Изобретение лука со стрелами помогло людям перейти к скотоводству, а изобретение топора помогло им перейти к земледелию.

3. Приручение животных. Поблизости от посёлков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Своим лаем собаки предупреждали жителей посёлка о приближении к нему других животных. Собаки, привыкнув к людям, стали жить в посёлке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя.

Собака была первым домашним животным — помощником охотника и верным сторожем.

Охотники, вооружённые луками и стрелами и сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Нередко уже случалось, что у рода было достаточно пищи. Тогда охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в посёлок. Так люди приручили свиней, коз, овец и коров.

4. Мотыжное земледелие. Женщины, собирая съедобные зёрна растений, сделали замечательное открытие: они заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, вырастает растение, которое даёт новые зёрна. Отсюда возникло земледелие.

Мужчины топорами расчищали от кустарника участки для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами, перетирали комья земли руками и зарывали зёрна в землю. Такое земледелие называется мотыжным. Оно требовало огромного труда. Целый род мог обработать только небольшой участок земли.

Посевы нужно было охранять днём и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай.

Земледелие появилось не одновременно во всех странах. Там, где для него были особенно благоприятные условия — тепло, много воды, плодородные почвы, оно возникло около 7 тысяч лет назад. В других странах оно стало возникать значительно позже.

Цветная иллюстрация IV. Родовой посёлок древних земледельцев и скотоводов. На картине, на переднем плане слева — женщины жнут колосья костяными серпами; в такие серпы вставлялись острые осколки камня. В глубине картины справа — жилища людей и хозяйственные постройки.

5. Род и племя. Расчистить участок для посева и оберегать поле от диких животных было непосильно для одного человека. Справиться с этим могла только целая родовая община. Родичи сплотились ещё теснее, чем раньше. Собранный урожай, скот и другое имущество принадлежали всему роду. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины — самые старшие и опытные из родичей.

Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Всё племя говорило на одном языке.

Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между родами места для охоты, рыбной ловли и земледелия, разбирал споры между ними.

Рис. Женщина, растирающая на зернотёрке зёрна в муку.

Старейшины действовали в интересах всего племени. Поэтому они пользовались общим доверием и всё племя беспрекословно выполняло их приказания.

Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всего племени.

Источник

Описание картины поселок земледельцев и скотоводов. Урок первобытные земледельцы и скотоводы

Семена дикорастущих растений, то можно вырастить урожай, который обеспечит их пищей на долгое время. Эти люди и стали первыми земледельцами. Они выращивали пшеницу, а также разводили овец и коз, которых им удалось одомашнить. Теперь у них появился постоянный источник пропитания, и им не нужно было кочевать с места на место, охотясь на диких животных (см. статью « «) и собирая съедобные растения. Поэтому они начали строить жилища возле обрабатываемых участков земли, переходя к оседлому образу жизни. В теплом и сухом климате Ближнего Востока на склонах холмов в изобилии произрастала дикорастущая пшеница. Люди собирали зерна пшеницы точно так же, как плоды или орехи. Собранные зерна приносили на стоянку, где их перетирали в муку двумя тяжелыми камнями. По всей видимости, некоторые зерна падали на землю и прорастали рядом с хижинами. Со временем люди заметили, что пшеница вырастает из упавших на землю зерен. Они начали разбрасывать зерна по расчищенному участку земли возле стоянки и ждать, когда из них вырастут колосья пшеницы. Когда урожай созревал, они собирали зерно, обеспечивая себя пищей сразу на несколько месяцев. Чтобы удобнее было срезать колосья, они изобрели специальные орудия, именуемые серпами (см. так же статью « «). Крестьяне делали серпы из осколков кремня, прикрепленных к рукоятке. Рукоятки делались из дерева, челюстной кости животного или же оленьего рога.

Читайте также:  Рассказ про свое детство на английском

Первые домашние животные

На Ближнем Востоке жили дикие предки современных овец, коз, свиней и коров. Они и стали первыми домашними животными. Люди охотились на этих животных и иногда приносили маленьких ягнят или козлят к себе в деревню. Со временем эти животные становились ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре деревня обзаводилась целым стадом домашних животных. Крестьяне ухаживали за своим стадом и защищали его от диких зверей. Они пили молоко домашних животных и забивали их, когда им нужны были мясо или шкуры. Так что надобность в охоте для них отпала.

Деревня земледельцев

Выпечка хлеба

Во дворе рядом с домом стояла большая печь, в которой женщины пекли хлеб. Эта печь строилась из высушенной глины, а внутри нее разводился огонь. Женщины размалывали зерна пшеницы в грубую коричневую муку. Затем эту муку смешивали с и получали тесто, которое раскатывалось в плоские круглые лепешки. Лепешки укладывали на камни, раскаленные в печи, и в итоге получался тонкий и твердый хлеб.

Читайте так же еще статьи по разделу:
— Краткое описание о первобытном обществе
— Первобытное человеческое стадо
— Образование рода
— Первобытные охотники

Земледелие древних людей

Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.

Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

Скотоводство древних людей

Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — сви ней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.

Основные черты первобытнообщинного строя.

История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.

Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

Читайте также:  Петька из рассказа петька на даче картинки

Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.

Дипломатия земледельцев и скотоводов

Несколько тысяч лет назад производящее хозяйство стало уверенно закрепляться севернее Черного моря и Каспия. Это и эпоха формирования первых государств, когда разнообразные дипломатические контакты становились неизбежными. На картах украинских исследователей очевидны переборы, но стремление искать корни догосударственных консолидаций европеоидов хотя бы в мезолите отчасти справедливо. Гиперборея находит отражение в индоарийском эпосе. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гиперборея, http://www.shaping.ru/yperboreia.org/default.asp http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111130.htm

Кому вернули – кому нет (и никогда не вернут), это вопрос мировоззренческий. Но при тщательном изучении эпоса первые дипломатические шаги выявляются неизбежно.

Так есть ли археологические следы начала господства скифов в Европе и Азии с 4 тыс. до н.э., свидетельства существования городов столь далекой поры в Восточной Европе?!
Решать Вам, уважаемые читатели.

Тертэри письмо Подунавья 6 – 5 тыс. до н.э. является одним из свидетельств сложных событий той поры.

В житейских мудрости и хитрости наших пращуров-земляков, которые выживали в столь сложных условиях времен «неолитической революции». Характер и формы дипломатии были тесно связаны с характером и формами государств данной эпохи. Дипломатические сношения велись от лица царей (басилевсов Скифии) и руководились ими. Дипломатия стремилась к заключению оборонительных и наступательных союзов. О значении дипломатии в античную эпоху можно судить по словам, приписываемым Ганнибалу: «Могущество Рима (да и любой державы, включая и Скифию) состоит не в его военной мощи, а в его способности разъединять противников». В.А. Зорин “Основы дипломатической службы”. М., 1964 г.

Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

Во главе родовой общины стоял старейшина.

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .

Запись в тетради: Охота скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

-Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­ делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­ изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­ дей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)

Читайте также:  Рассказ о влияние человека на природу

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы. Возникновение земледелия и

Источник

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 4. Первобытные земледельцы и скотоводы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Присваивающее хозяйство это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.

Производящее хозяйство это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Ремесленник это человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Цивилизация это ступень развития общества, следующая после первобытного общества, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После отступления ледника человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 1412 тыс. лет назад был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов. Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зёрен. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами. Первыми сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница.

Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести оседлый образ жизни.

Детёныши диких зверей, которых иногда приносили охотники, привыкали жить рядом с людьми и даже не пытались убежать в лес. Считается, что первым домашним животным стала собака. А кошка была приручена около 3 тысяч лет назад.

Появление в 3 тысячелетии до нашей эры одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию.

С развитием скотоводства надобность в постоянной охоте отпала.

Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Так произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, который историки называют его «неолитической революцией»: неолитической, поскольку произошло оно в период нового каменного века (неолита), а революцией, поскольку оно кардинально изменило историю человечества.

Происходили важные изменения в отношениях людей. На место родовой общины пришла соседская. Она состояла из отдельных семей (домохозяйств), каждая из которых вела своё собственное хозяйство и имела отдельную собственность – свой участок земли, свой дом и очаг. Полученный продукт теперь не складывался в общий «котёл», а оставался в семьях – им распоряжался глава семьи. Взаимопомощь и совместное проведение свободного времени сохранялись, но теперь общинники относились друг к другу не как к родичам, а как к соседям (т. е. они уже не ощущали кровные связи между собой).

В период неолита появились новые изобретения, происходило усовершенствование производственной деятельности людей. Они стали делать прочную посуду из глины. В 4 тысячелетии до н. э. появился гончарный круг. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению обмена, в процессе которого одни предметы или продукты менялись на другие.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек начал активно преобразовывать природу. Он стал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Выделились люди, управлявшие другими людьми – знать. Они пользовались особым почетом. Старейшины, вожди, жрецы по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Знатность передавалась по наследству от родителей к детям.

Примерно в середине 4-го тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

Каковы признаки неолитической революции?

Появление частной собственности

Преимущественно кочевой образ жизни

Существование родовой общины

Появление частной собственности

Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что неолитическая революция — это переход человеческих общин от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. И тогда легко можно выбрать правильный ответ. Кочевой образ жизни, родовая община и собирательство существовали до неолитической революции. Значит эти варианты ответов убираем, а оставшиеся варианты являются правильным ответом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Около _____ тысяч лет назад в Западной _____ появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись ______ с ними.

Ответ: Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно медь вытесняла камень. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись наравне с ними.

Пояснение: Необходимо поработать с текстом урока и набрать пропущенные слова

Источник

Познавательное и интересное