Открытый урок по русскому языку на тему «Составление рассказа по картинкам» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Открытый урок по русскому языку 1- А класс
Учитель Аверкиева И. В.
Тема: Составление рассказа по сюжетным картинкам «Лиса и заяц».
Цели: продолжить учиться составлять текст, опираясь на знания о признаках текста; развивать речь, мышление, память; развивать речевую культуру общения.
Оборудование: 1) таблички с определением понятий «текст», «тема», «главная мысль», «опорные слова»;
2) сюжетные картинки (большие);
3) к картинкам карточки с опорными словами;
4) раздаточный материал (комплекты маленьких карточек со словами 1х5см, комплект из трёх карточек с названием текста 4х4см ) у каждого ученика на парте;
5) полоски бумаги, на каждой из которых напечатано одно предложение текста – 6 шт.;
I Организационный момент
— Найти среди напечатанных букв алфавита слово. (слово «текст»)
— Что же на уроке мы будем делать? Какая цель нашего урока?
Солнце землю греет слабо. По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится, Заметает всё кругом белоснежным серебром.
III Работа над составлением текста
1 Составление предложения из слов.
лиса, в, заяц, и, лесу, Жили
Читаем определение понятия «тема».
Читаем определение понятия «главная мысль».
— Для того, чтобы определить главную мысль, рассмотрим картинки.
Вывешиваются три сюжетные картинки. Детям даётся время рассмотреть их и определить главную мысль будущего текста.
— Какова же главная мысль будущего текста?
Зайцы скачут: скок-скок-скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, лиса ли не идёт. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
— Для рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись. Что же это за слова?
Читаем определение понятия «опорные слова».
3 Составление предложений по каждой сюжетной картинке.
Учитель вывешивает по ходу урока на доску опорные слова. Дети читают опорные слова к первой картинке, ко второй и т.д. По опорным словам дети составляют текст. Один из учеников рассказывает составленный текст от начала до конца.
Физминутка для глаз
4 Деформированный текст.
Входит в класс Незнайка. У него перепутаны все предложения. Дети читают предложения и передвигают карточки, выстраивая предложения по порядку.
После коллективного исправления текста, дети хором читают текст ещё раз.
— Если это текст, то его можно озаглавить. Взять три карточки, на которых написаны разные заголовки к тексту. Кто быстрее и точнее выберет название этого рассказа. Показать эту карточку.
IV Запись текста в тетрадь (печатание) (по времени)
— Чему учились на уроке?
Оценить свою работу с помощью снежинок. На доске контур снеговика. Дети прилепляют снежинки в круги снеговика (лепят снеговика). Снежинки трёх цветов.
(голубые – всё получилось, зелёные – не всё получилось, красные – не понял как составлять текст, не понравился урок)
Как составить рассказ по картинке из азбуки 1 кл., 1 ч., стр. 4, Горецкий?
Как составить рассказ по картинке из азбуки 1 класс, 1 часть, страница 4?
Как выполнить и ответить на задания на 4 странице 1 класса 1 части азбуки Горецкого?
1) Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни?
Это значит, что теперь надо учиться, ходить в школу и делать домашние задания. А для игр времени стало мало, только после домашней работы или в выходные. Но это не плохо, это по-другому.
Потому что люди всегда учатся. Сначала ходить, говорить, есть с ложки. Потом считать, читать, писать. Потом узнают историю и физику. Потом они применяются эти знания: сами едят, говорят, читают, пишут, ставят опыты. Потом учат этому своих детей.
3) Как назвать одним словом предметы из коробки? А предметы из ранца?
Предметы из коробки можно назвать игрушками. А предметы из ранца письменными принадлежностями или канцеляриией.
По картинке из учебника Горецкого можно составить такой рассказ
— Анна Семёновна, здравствуйте, вам цветы.
— Спасибо, Машенька.Какие у тебя красивые бантики.
— Да, это мама заплела.
— И от меня цветы, Анна Семёновна!
— А я стихотворение выучил!
— О какой ты молодец.
Пока Анна Семёновна встречала и благодарила остальных детей, Маша и Миша глядели на нее издали.
— Она сегодня такая красивая. Думаешь, она и вправду рада нас видеть?
— Потому что первая учительница, как вторая мама. Мне это брат говорил. И она расскажет нам много интересного.
— Как сказки на ночь? Но только днём?
Ты стал учеником. Что изменилось?
Почему «учиться всегда пригодится»?
Потому что когда учишься, то узнаешь много нового, приобретаешь новые навыки. Они понадобятся мне в дальнейшей жизни. Все взрослые когда-то учились в школе.
Рассказ по картинке:
Сегодня я первый раз пошел в школу. Там я познакомился с мальчиками и девочками. Они мои одноклассники Мы вместе будем ходить в первый класс.
Все мои одноклассники были нарядные, с цветами и ранцами. Нас встречала наша учительница Наталья Петровна. Она улыбалась нам и с каждым здоровалась. А мы дарили ей цветы и поздравляли с праздником «Первое сентября».
Мне очень понравился первый день в школе. И я очень рад, что стал первоклассником.
Довольно сложное задание, в котором следует сперва разрезать имеющуюся в рабочей тетради мозаику на восемь частей и потом собрать правильный рисунок.
Заметно, что на мозаике изображены три цветка, но какие это цветы можно узнать только собрав правильную картинку.
Вот что должно в итоге получиться:
Слева направо мы видим астру, ирис и бархатцы
Все три цветка очень красивые, но мне больше всего нравятся ирисы. Потому что это действительно красивые и большие цветы, которые очень нежные, но при этом цветут очень долго. Существует очень много разновидностей ириса разных цветов, например мне нравятся ирисы желтого цвета с красными прожилками.
Учимся разгадывать ребусы.
На этой картинке мы видим каравай хлеба. Это может быть слово Хлеб, запомним его.
Дальше стоит буква О, добавим ее к слову Хлеб, получим Хлебо-.
Дальше нарисована соль, попробуем сложить это слово и то, что мы получили раньше: Хлебосоль-.
И в конце мы видим три буквы Ная. Добавим их к нашему слову. Получаем ответ: Хлебосольная.
Москва называлась Хлебосольной, потому что в старину хлебом и солью встречали гостей. Это синоним слова Гостеприимная. В Москве всегда были рады гостям из других мест.
Живет у нас веселый кот Васька. Он у нас совсем недавно. Подобрали мы его на улице. Был он грустный, худой и жалобно мяукал. Нам с папой стало его жалко, и взяли кота с собой. С тех пор он стал веселым. Дали ему имя Васька. Он играет, мурлычет, бегает по квартире. Любит покушать. Однажды был такой случай. Пришла мама с магазина. Я была в это время в школе, а папа с работы еще не пришел. Поставила мама на пол сумку с продуктами. В это время зазвенел телефон и она побежала к аппарату. Мама долго разговаривала по телефону. А когда вернулась за сумкой, то увидела интересную картинку. Сумка свалилась на бок, а все продукты лежали на полу: молоко, масло, сосиски. Это Васька наш постарался, Почти все он перепробовал, и масло, и сосиски, пакет молока только не смог прогрызть. Мама не стала его ругать, ведь Васька все еще не забыл, как он голодал на улице. Она налила ему молока и дала доесть сосиску. Он скоро забудет свои старые привычки, если будем заботиться о нем. А вечером она рассказала нам с папой эту историю. Мы весело посмеялись и попросили Ваську больше так не делать. Думаю, он нас понял.
Для выполнения этого задания, прежде всего следует найти того, человека, о котором мы будем искать заметку. При этом следует учитывать, что вряд ли кто-то в библиотеке даст нам вырезать и портить библиотечные журналы и газеты, поэтому следует подумать о фотографиях. Ведь любую статью можно сфотографировать.
Как найти земляка, который сделал что-то полезное для города?
Я предлагаю воспользоваться сайтом города, в котором обязательно найдется раздел Почетные люди города. Например в моем Новосибирске таких людей не один десяток. Я например выбрала Александра Карелина, прославленного борца, который сделал и делает много полезного как для Новосибирска, так и для всей страны.
Теперь остается найти в журнале или газете статью об этом человеке, можно для этого воспользоваться библиотекой или интернетом. Вот например что нашла я:
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ 0000370d-a2831157.doc
Первый урок в 1 классе по обучению грамоте
УМК_ «Школа России» Азбука, в 2ч, часть1, В.Г.горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградовская, М.В.Бойкина. М: « П», 2014г; Прописи, в 4ч, часть 1, В.Г.горецкий, Н.А.Федосова.М: «П», 2015г
Ожидаемые результаты : личностные : формирование мотивации к учению, формирование гражданско-патриотических качеств и привитие нравственных ценностей;
метапредметные : Р.- формулирование учебной задачи урока с помощью учителя, исходя из проблемных ситуаций; П.- отвечать на простые вопросы учителя, учиться сравнивать, анализировать и обобщать объекты на основе существенных признаков; К.- взаимодействия в парах, с учителем, участвовать в диалоге на уроке, слушать, понимать и принимать речь других.
Оборудование : учебник Азбука, в 2ч, часть1, В.Г.горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградовская, М.В.Бойкина. М: « П», 2014г; Прописи, в 4ч, часть 1, В.Г.горецкий, Н.А.Федосова.М: «П», 2015г интерактивная доска, компьютер, проектор, цветовые полоски с буквами
Продолжительность урока : 35 мин
— Друзья, мои! Послушайте внимательно и ответе на вопрос
Фантазеры и искатели,
Почемучки и старатели,
Исследователи и доказатели,
Любознатели и читатели.
— Что нам поможет быть такими? (знания)
— Где мы получаем знания?( дома, в природе, в школе…)
Учащиеся дают ответы на вопрос
Родина-где ты родился и рос,
Родина-это серёжки берёз,
Запах травы на лугу и река,
Небо бескрайнее и облака.
Родину нужно беречь и любить,
Бережно предков заветы хранить,
Помнить о тех, кто без страха в бою
Жизнь отдавал за Отчизну свою.
Родина там, где отец твой и мать.
Родину нам не дано выбирать.
Родина-это родная страна.
Родина в жизни бывает одна!
— Мы должны гордиться нашей Родиной, её героической историей, людьми, прославившими нашу страну. Быть достойными её сынами.
Учащиеся отвечают на вопросы
Коммуникативные- включение в диалог
3. Введение в тему урока
Что за чудо-красота!
Показались на пути!
— Я надеюсь, вы все знаете цвета радуги. Вы сидите парами. Составьте слово из разноцветных полосок, опираясь на последовательность цветов радуги.
Учащиеся отгадывают загадку.
Учащиеся работают в парах. Выкладывают в соответствии с цветами радуги слово «АЗБУКА» Пара, составившая слово, берется за руки и поднимает их вверх.
4. Знакомство с учебником «Азбука»
— Какое слово получилось? (Азбука)
-У каждого из вас на парте лежит книга. Как она называется?
( Показ учебника, представление авторов)
— Кто знает, что такое азбука?
-Первые буквы в древнерусском алфавите назывались «аз» и «буки». От этих слов и образовалось название нашего учебника.
-Чему нас будет учить эта книга?
— У русского народа есть пословица «Сперва аз да буки, а там и все науки». Как вы её понимаете?
— Чтобы легче было учиться и работать авторы учебника дают нам помощников.( Знакомство с условными обозначениями).
-Перенесли свои взгляды на соседнюю страницу. (с.3) Рассмотрите иллюстрацию, подумайте, что она может представлять?(Открытое окно)
-Азбука открывает нам «окно» в большой, загадочный и прекрасный мир, где мы узнаем много нового и интересного
-Составьте небольшой рассказ. Можете использовать слова из стихотворения, которое читали в начале урока.
— На виртуальном подоконнике изображен каравай. Как вы думаете, почему?( С давних времен русские люди встречали гостей хлебом-солью, говоря о том, что им рады и желают мира, добра).
— Какие чувства вызывает иллюстрация?( Радость, счастье, спокойствие…)
Учащиеся рассматривают учебник, знакомятся с авторами, условными обозначениями. Отвечают на вопросы учителя, составляют рассказ.
Под руководством учителя определяют цель
Регулятивные-целеполагание Познавательные, логические- синтез, анализ, обобщение
Коммуникативные-слушать и понимать речь других
Физкультминутка для глаз
Учащиеся следят за «солнышком» и выполняют движения глазами.
6.Знакомство с пособием Прописи 1ч
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
-Буквы-это звуки или знаки?
-Что за секрет хранят буквы?( с их помощью мы читаем, букву можно изобразить, т. е. нарисовать, написать)
(Знакомство с Прописью и авторами)
-На уроке письма вы будете учиться правильно, аккуратно, четко писать буквы.
-У каждого на парте листок с изображением письменных букв (буквы записаны не в алфавитном порядке). Обведите зелёным карандашом те буквы, которые вам знакомы.
— Обведите синим карандашом те буквы, написание которых вам нравится больше всего.
— Также красиво и правильно вы научитесь писать все буквы.
— Как вы думаете, что поможет правильно научиться писать?
— Как назвать предметы в верхней части страницы?( письменные принадлежности)
— Какие предметы вам не известны? (перья, перьевая ручка). Перьями учились писать наши прабабушки. Они обмакивали перо в чернила и аккуратно выводили буквы, боясь посадить чернильное пятно-кляксу.
Потом, перьевую ручку заменили на более удобную шариковую ручку, которой мы пользуемся по сей день.
— Кроме наличия письменных принадлежностей, нужно уметь правильно сидеть во время письма. (Правила посадки при письме, обращение с ручкой и карандашом)
— За свою жизнь человеку очень много приходится писать, оформлять различных документов. Ещё 20-25 лет назад все документы печатали на печатной машинке. (Рисунок в нижней части страницы). А сейчас тексты набирают на компьютере.
-Кто из вас уже пользуется компьютером?
-Что вы умеете делать с его помощью?
-Какие операции может выполнять компьютер? На уроках технологии и информатики вы научитесь работе на компьютере.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Выполняют задание на листочках.
Анализируют иллюстрацию в Прописи
Познавательные, логические- синтез, анализ, обобщение,
— Что понравилось на уроке?
— Кому было трудно на уроке?
— О чем вы расскажите родителям?
Читайте с желанием и увлечением и тогда для вас откроются все тайны мира!
Учащиеся делают вывод работы на уроке
Регулятивные: первичная оценка деятельности, прогнозирование
Конспекты 7-14 уроков по литературному чтению 1 класс по УМК «Азбука В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина » «Школа России» 2018-2019 уч.год
специалист в области арт-терапии
Тема : Гласный звук [ а ] , буквы А, а. Работа с детской книгой. Сказка «Лиса и волк»
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития речи
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Знают особенности произнесения звука а и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы; знакомятся с «лентой букв», пословицей об азбуке и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют русские народные сказки
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук а ; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель.
Коммуникативные : составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы
Тип урока: комбинированный
1. Организационный момент.
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Работа с пословицей «Азбука к мудрости ступенька»
– Какой учебник лежит у вас перед глазами?
– Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл?
– Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз (учебник, с. 21)
Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа (учебник, с. 20)
– Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен?
– Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете?
– Какую букву изучают звери?
– Составьте предложение по схеме.
– Составьте рассказ «Лесная школа»
Посадили перед картой,
А на карте вся земля –
И спросили, кем она
– Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
И еще… аквалангистом.
– Звук а гласный или согласный? Почему?
– Назовите слова, в которых звук а есть в середине слова, в конце слова.
– Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва.
– Звук а в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука .
Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание
Работа с пословицами (учебник, с. 20)
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Звук. Фонетическая зарядка.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)
Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).
3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима? горка, сосулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).
4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).
5. Подберите слова: с одним звуком (а) (арбуз, сад, кошка); с двумя (а) (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя (а) (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя [а] (балалайка).
Он и волк, и Дед Мороз,
В прошлый раз был педагогом,
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист).
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (альбатрос).
Яростно река ревет
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? … (Апрель.)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз).
Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … (Айболит).
Работа с детской книгой.
Сравнение слов волк и лиса.
Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки» (учебник, с. 22)