Рассказ по картинке осень подготовительная группа
Автор: Кузина Надежда Вячеславовна
Организация: ГОУ ТО «ЕНШ»
Населенный пункт: Тульская область, г. Ефремов
Задачи:
1. Образовательные:
–закреплять представления детей об осени;
— расширять знания о творчестве художника- пейзажиста И. И. Левитана;
2. Развивающие:
–продолжать развивать речь детей (звуковую культуру речи- автоматизация звука [ш], грамматический строй речи, связную последовательную речь, монолог и диалог, целостность высказываний в ходе описания пейзажа);
– совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным ответом в зависимости от их содержания и формы, правильно строить предложения;
– развивать у детей умственные операции (внимание, воображение, мышление, умение анализировать, делать вывод, обобщать);
– развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
3. Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость по отношению к ней.
Словарная работа:
Оборудование и материал: Т.С.О. (технические средства обучения- интерактивная доска), репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»,
картинный план «Описание репродукции» Н. Е. Арбекова, грамзапись П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь.», осенние кленовые листья, гербарий (лист клёна, дуба, берёзы), искусственные листья по количеству детей для физкультминутки, стихотворения: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. » А. Майкова, «Наша осень, правда, золотая. » Е. А. Благининой.
Предварительная работа: наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе в ходе прогулок, разучивание физкультминуток и стихотворений на тему осени, слушание звукозаписи Чайковского «Времена года», знакомство с биографией И. И. Левитана, его творчеством.
Ход занятия:
Организационный момент. Тьютор предлагает детям пройти в музыкальный зал, где тихо звучит «Осенняя песня» П. Чайковского (зал украшен по- осеннему, на экране заставка – падают листья).
Тьютор:
«Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!»
— Какие осенние периоды вы знаете?
(Дети: Ранняя, золотая, поздняя осень).
— Чем ранняя осень отличается от поздней осени?
(Дети: Ранней осенью тепло, особенно днём, когда ярко светит солнце, а поздней – холодно, бывают заморозки, выпадает первый снег).
— Почему говорят «золотая осень»?
(Дети: потому что листья на деревьях жёлтые, словно золото).
Тьютор:
— Хорошо! А сейчас я предлагаю поиграть. Мы будем передавать по кругу осенние листья и называть какие они по цвету, размеру, на ощупь и т. п.
(Дети: Кленовый, дубовый, берёзовый, маленький, резной, двухцветный, золотой, хрупкий, сухой и т. п.).
— Хорошо! Представим, что мы воздушные, лёгкие листья.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу влево- вправо)
Будто опять закружиться хотят.
Тьютор:
— Предлагаю прошуршать листьями и произнести ш-ш- ш. (Под ногами детей сухие листья).
(Дети шуршат листьями и произносят ш-ш-ш.)
-Хорошо! Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся на стульчики).
Тьютор:
— Осенняя природа восхищает не только нас, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали русскую природу. Среди них художник Исаак Ильич Левитан. (На слайде — портрет И. И. Левитана.)
Он писал пейзажи. Пейзаж — это картина, изображающая природу. Повторим хором: «Пейзаж». Затем индивидуально.
Тьютор:
-Как называется картина, изображающая природу?
Ребёнок: «Картина, изображающая природу, называется пейзаж.» (индивидуально 2-3 ответа)
— Обратите внимание на картины И. И. Левитана, посвящённые осени: «Осень. Октябрь», «Осень», «Осень. Река». Одну из таких картин мы сейчас рассмотрим. (Тьютор показывает картину.) Перед нами пейзаж.
Предполагаемые вопросы к детям:
-Как вы думаете, какой период осени изобразил художник? (Ребёнок: «Художник изобразил золотую осень.»)
Тьютор:
— Исаак Ильич Левитан назвал эту картину «Золотая осень». Послушайте, как об этой осенней поре сказала Елена Александровна Благинина (стихотворение читает ребёнок):
«Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.»
Тьютор:
-Теперь, я предлагаю рассмотреть передний план картины.
— Что изображено на переднем плане картины? (Индивидуальные ответы детей. Например, «На переднем плане картины изображена река.»)
-Как вы думаете, какая вода в реке? (Примерный индивидуальный ответ: «Вода в реке тёмно- синяя, прозрачная, с зеркально чистой гладью.)
— По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая? (Примерный ответ: «Вода в реке чистая, так как в ней отражаются растения и травы.»)
— Вспомните и сравните, какая вода в реке летом и осенью? (Примерный ответ: «Летом вода в реке тёплая- в ней можно купаться, а осенью — холодная, в ней купаться нельзя.»)
-Ребята, какую краску использовал художник, чтобы показать, что вода в реке холодная? (Художник использовал тёмно — синюю краску, холодные оттенки синего цвета).
— Дети, что ещё изображено на переднем плане картины? (Примерный ответ: «На переднем плане картины изображены белоствольные берёзы.»)
Тьютор:
— Да, земля покрыта осенней пожухлой травой, которая содержит зелёные летние оттенки.
-Какие краски использовал И. И. Левитан чтобы изобразить пожухлую траву? (Примерный ответ: «Художник использовал жёлтую и зелёную краски.»)
— Какие оттенки зелёного цвета использовал художник? (Примерный ответ: «Художник использовал не яркие, тусклые, блёклые оттенки зелёного цвета.»)
(Примерный ответ: «На центральном плане картины изображена одинокая берёза. Слева от берёзы- золотая берёзовая роща.»)
Тьютор:
— Вероятно, это деревушка.
Тьютор:
-Хорошо, теперь обратите внимание на небо.
— Дети, какое настроение вызывает у вас картина И. И. Левитана «Золотая осень»? (Примерный ответ: «Картина И. И. Левитана «Золотая осень вызывает у меня радостное, приподнятое, бодрое настроение.»)
Тьютор:
-Я с вами согласна. Природа на картине кажется радостной, нарядной, тёплой, торжественной и от этого заряжает нас бодростью в этот погожий осенний день.
-Мы внимательно рассматривали картину. Теперь я предлагаю сделать гимнастику для глаз:
Вот стоит осенний лес (круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева- сосны, справа- дуб (смотрим налево, затем- направо)
Дятел сверху, тук да тук. (смотрим вверх-вниз)
Тьютор:
— А сейчас я предлагаю подойти ко мне и поиграть.
Физкультминутка: «Ветер и листья». (Координация речи с движением.)
Ветер с листьями дружил. (Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками, в правой руке-осенний листок.)
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой. (Дети встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на левой руке на каждую строку.)
И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой. (Дети кружатся на носочках на месте, затем перекладывают осенний лист в левую руку.)
Вот рябиновый резной,
Лист с берёзки золотой. (Дети встают лицом в круг и загибают по одному пальцу на правой руке на каждую строку.)
И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. (Дети опускают руки, приседают.)
(Дети садятся на стулья.)
Тьютор:
-А сейчас я предлагаю вам составить описательный рассказ по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Внимательно посмотрите на картину ещё раз. Попробуйте мысленно оказаться внутри, почувствовать настроение художника.
Сначала попробуем составить рассказ по частям, используя пункты плана, а затем соединим все части в целый описательный рассказ.
Тьютор:
-Итак, напомню, первый пункт плана —как называется картина, и кто её написал? Кто желает ответить. (Индивидуальный ответ.)
Второй пункт плана- какое место действия изобразил художник. (Индивидуальный ответ.)
Третий пункт плана — Какое время суток изобразил художник? (Индивидуальный ответ.)
Четвёртый пункт плана — Что изображено на переднем, центральном и заднем планах картины? (Индивидуальные ответы.)
Пятый пункт плана- Какие краски использовал художник при написании картины? (Индивидуальный ответ.)
Шестой пункт плана — Понравилась ли вам картина? Какое настроение она у вас вызвала? (Индивидуальный ответ.)
Тьютор:
-Хорошо! А теперь попробуем соединить все части в целый описательный рассказ.
Подумайте немного. Кто сможет описать картину, используя все пункты плана? (2- 3 индивидуальных ответа.)
Тьютор:
-А сейчас я предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине.
В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа- небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.
Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.
В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.
Тьютор: Дети вам понравился мой описательный рассказ? (Ответы детей.) И мне ваши рассказы понравились. Вы сегодня славно потрудились, старались подбирать выразительные и точные слова для описания картины. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать использовать в своей речи богатые возможности русского языка. Удачи вам!
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Осень в картинах художников»
галина кобзева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Осень в картинах художников»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Осень в картинах художников»
г. Калязин, 2015 год
Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами.
Развивать чувство цвета, умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании гуашью (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности).
Воспитывать эстетическое отношение к природе. Вызывать интерес к изображению времени года.
Вступительная беседа. – Ребята, наступила осень. А что вы можете рассказать об осени? Чем она вам нравится? Чем нас угощает осень? Чем занимаются люди в эту пору? Что происходит с природой?
Правильно все, что вы сказали. Действительно, осень – очень интересное время года. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. Вы должны очень внимательно смотреть, слушать, а потом расскажете, о каких красках идет речь.
Просмотр видеоролика о красках осени.
(Ярко-красная, желтая, багровая, желто-зеленая, фиолетовая, бардовая и т. д.)
— А как называется предмет, на котором смешивают краски? (Палитра)
— А какими словами вы бы описали осеннее небо? (Пасмурное, серое и т. д.)
В фильме говорилось о том, что осень любит смешивать краски. И мы с вами также, как и Волшебница Осень будем учиться это делать. Любимые цвета осени – красный и желтый. Сейчас мы их смешаем и посмотрим, какой цвет у нас получится. (Оранжевый)
(Дети смешивают краски на палитре, получая разные оттенки)
Чтобы получить пурпурный цвет, надо к красному добавить немного синего. А теперь попробуем получить оттенки синего неба. В солнечный день оно светло голубое, немного облаков на нем; можно изобразить солнышко, выглядывающее из-за туч (облаков). Или тяжелые серые тучи.
Вспомним, как надо изображать лес или рощу вдалеке. Вдоль линии горизонта круговыми движениями или отдельными мазками рисуем полосу. Затем тонкой кистью прорисовываем стволы деревьев. А если мы рисуем отдельное дерево, то не забывайте, что ветви рисуем от ствола к верху и чуть в стороны. Листья (крону) можно рисовать тычком.
Подготовка к рисованию (тонировка бумаги).
Ход занятия:
Орг. Момент. Звучит музыка.
С помощью музыки композитор передал нам свое осеннее настроение. А вот Александр Сергеевич Пушкин очень любил это время года и писал о нем много стихов.Вот послушайте:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. Приближалась
Довольно скучная пора.
Стоял ноябрь уж у двора…
Но не только композиторы и писатели посвящали свои произведения осени, но также и известные художники писали картины, изображая красоту этого времени года.
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется … (пейзаж)
Рассматривание репродукций. (на слайдах)
1. Перед вами репродукции картин Исаака Левитана. Эта работа называется «Золотая осень». Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал? (Желтая, голубая и т. д.) Обратите внимание как располагаются детали изображения: на переднем плане деревья и река изображены крупнее и отчетливей, чем то, что мы видим на заднем плане. Мы так же понимаем, что это солнечный день, т. к. падет тень от деревьев, небо чистое.
3. А вот перед вами репродукция картины Василия Поленова, название которой тоже «Золотая осень». Но осень на этой картине только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло.
4. Городской прогулочный парк на картине Бродского «Летний сад осенью». Теплый осенний день, беседка, вдалеке проходят гуляющие по парку люди, а ближе к небосклону переливаются редеющие золотистые листья на деревьях. Золотая осень – самое красивое время для прогулок по парку. На переднем плане картины перекрещиваются на земле причудливым рисунком темные тени стволов и веток. Это подчеркивает силу, с которой светит солнце.
5. На картине С. Жуковского «Осень. Веранда» мы видим край красивой белой веранды, окруженной элегантным бортиком. На столе мы видим стеклянную вазу с пышным букетом желтых цветов, их цвет – в тон осенним листьям. Все говорит о том, что это веранда большого и ухоженного жилого дома.
И мы с вами сегодня тоже будем художниками и будем тоже «писать картины». Да-да, именно писать, а не рисовать.
-А как называют художников, которые пишут пейзажи? (пейзажисты)
Вы тоже будете сегодня пейзажистами и напишите каждый свою осень такой, какой она вам представляется.
Занимаем свои места. Прежде, чем приступить к работе, немного подумайте, что именно вы хотите изобразить на своем листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел. Какие краски вам понадобятся. Если надо смешать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.
А теперь собрались с мыслями и приступаем к работе.
По окончании работы рисунки вывешиваются на стенде, дети их рассматривают, оценивают, делятся впечатлениями.
Беседа по картине «Осень — волшебница» интегрированная деятельность по развитию речи в старшем дошкольном возрасте
Оксана Лебедева
Беседа по картине «Осень — волшебница» интегрированная деятельность по развитию речи в старшем дошкольном возрасте
— закрепить и обогатить знания детей о характерных признаках осенней поры, в частности о явлении природы, которое происходит в растительном мире осенью – листопаде;
— формировать у детей экологическое сознание, умение ориентироваться в основных правилах поведения в природе;
— совершенствовать двигательную активность детей, передавать движения природных объектов в музыкально-игровом этюде;
— формировать умения детей воспринимать красоту и неповторимость осенней природы, передавать свои впечатления о ней во время выполнения заданий;
— содействовать развитию музыкально-двигательного творчества, совершенствовать навыки изобразительной деятельности (аппликация) на заданную тему.
— развивать связную речь детей, расширять активный словарный запас по теме «Осень»;
— развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
— развивать у детей умение увлекаться красотой осени, удивляться явлениям, которые происходят в природе осенью, эмоционально реагировать на них.
— воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: иллюстрации осенних пейзажей, картина «Осень волшебница» (из серии картин «Осень. Зима», набор «Осенние листочки», мелодия «Осень» из цикла «Времени года» П. Чайковского, аудио запись «Звуки леса», портрет «Осень-волшебница», цветная бумага, ножницы, кисточки.
1. Вступительная беседа.
Воспитатель:- Как быстро проходит время. Недавно было начало осени. А теперь, какой месяц осени?
— Как вы думаете, почему месяц ноябрь так называется, что происходит в ноябре?
— Дети, во время прогулки мы собирали разные осенние листочки. Расскажите, где вы их собирали?
— Правильно. Опавшие осенние листочки укрыли всю землю. На что стала похожая земля?
Подходят к коврику, на котором лежат осенние листочки.
— Давайте присядем на эту сказочную полянку.
— Посмотрите, какие листочки разные. Одинаковые ли они по цвету?
2. Дидактичная игра «Осенние листочки».
— Как выглядит в эту пору листья, какое оно? (красивое, желтое, красное, багряное.)
— Что делают осенние листочки? (опадают, стелятся, летят, кружатся, шелестят.)
— Что делают люди с осенними листьями?
— Чего нельзя делать с листьями? (жечь)
3. Дидактичная игра «С какого дерева листочек?»
— Дети, возьмите по одному листочку, давайте попробуем их описать. Послушайте,как это сделаю я: «- У меня березовый листочек, он желтенький, маленького размера».
Дети по очереди называют и описывают выбранные листочки.
4. Физкультминутка «Листопад»
Ходит осень по дорожке (ходьба по кругу)
Промочила в лужках ножки, (стоя на месте, поднимать ноги согнутые в коленях)
Ходит осень, бродит осень, (покружиться)
Ветер с клена листья сбросил (машут поднятыми руками, имитация деревьев)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель собирает детей около себя.
— Дети, а вы бы хотели оказаться в настоящем осеннем лесу? Садитесь на стульчики,закрывайте глаза: «Раз, два, три в осенний лес попади!»
Дети открывают глаза, перед ними появляется картина.
— Как настоящим исследователям, вам нравится все изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в подзорную трубу. Что вы видите на картине?
— Как вы думаете для чего пришли дети в осенний лес?
— Как вы думаете, на картине изображён выходной день или будний? Поясните, как вы это поняли?
— Для чего дети собирают листочки? Что они с ними сделают?
— Какое задание ребятам дала воспитательница?
— Какие знакомые деревья вы видите на картине?
— В какие цвета одеты деревья?
— Давайте вспомним, как следует вести себя в лесу? Почему?
— Какого цвета больше всего на картине? Почему?
— Как вы думаете, что можно услышать в осеннем лесу?
Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись.
— Когда я смотрю на эту картину, мне на ум приходит стихотворение Галины Ключниковой «Осенний привет».
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!
— Кто попробует тоже составить рассказ по картине «Осень – волшебница»?
Составление рассказов двумя – тремя детьми.
— А стихи вы об осени знаете?
6. Речевая игра «Доскажи словечко».
— Давайте почувствуем себе настоящими поэтами и сочиним осенние стихотворения. Я начну, а вы будите продолжать.
Осенью деревья любят одеваться,
Золотой листвой их будим (любоваться).
По ветру кружатся, тихо шелестят,
Листья золотые с дерева (летят).
Осенние листочки с веток облетают,
Ковриком шуршащим землю (укрывают).
7. Изобразительная деятельность, аппликация » Веночек для осени«.
— Давайте сядем за столы и вырежем для «осеннего веночка» цветные листочки, которыми украсим портрет «Осени».
(вырезание по контуру)
Самостоятельная деятельность детей.
— О каком времени года мы сегодня говорили?
— Что вам больше всего понравилось?
— Кто запомнил, как называется картина, которую мы сегодня рассматривали?
Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.
Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.
Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).
Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.
Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.
Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.