Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам «Соблюдайте чистоту».
специалист в области арт-терапии
Тема: Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам
Тип урока. Урок развития речи.
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.
Предметные: подготовить обучающихся к составлению рассказа по рисункам, продолжить формирование коммуникативной компетенции обучающихся: содействовать развитию у школьников способности опознавать, анализировать, классифицировать, сопоставлять речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; обеспечить развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию.
ЛР : содействовать воспитанию аккуратности и опрятности.
Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.
Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Беседа о культуре поведения.
(упражнение 561). Это юмористические рисунки.
— Что такое юмор? Над чем и над кем смеется художник? (Над неряхами, грязнулями).
— В чем юмористический эффект рисунка, т.е. почему эти рисунки смешат нас? (Грязные руки художника отпечатались на лозунге, призывающем к соблюдению чистоты).
— Прежде чем составлять рассказ, давайте поговорим о хороших манерах, точнее, об аккуратности. Что входит в понятие аккуратность? Почему это так важно? (Аккуратность предупреждает многие заболевания. В мире очень много профессий (их > 1000), которые требуют от человека большой аккуратности. Послушайте рассказ об этом. Учитель читает рассказ «В белых халатах» из книги А.А.Дорохова «Как себя вести»).
— Так что же такое аккуратность?
— Видите, как смешно читать о неряхах.
Работа над композицией рассказа.
— Итак, мы пишем рассказ. Давайте вспомним, из каких частей состоит рассказ.
Кульминация
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
— Давайте же попытаемся на примере найти эти части. Чтение рассказа Г.Снегирева «Отважный пингвиненок» (читает подготовленный ученик, рассказ проецируется на экран).
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
— Где завязка? ( Пингвиненок смотрит, как птицы купаются).
— Развязка? (Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море).
-А теперь рассмотрим первый рисунок. Что мы видим на нем? На втором? На третьем?
— Ну а если мы просто опишем эти рисунки, получится ли рассказ? (Нет, в рассказе должны быть все части композиции).
-Какой части композиции соответствуют 1 и 2 рисунок? (Развитие действия).
— Какой части композиции соответствует 3 рисунок? (Кульминация).
— Чем мог быть вызван в классе такой призыв? (Жизнь бурлила ключом, ребята принимали участие в разных мероприятиях, а свой родной класс запустили, и вдруг. Ребята решили все изменить и поручили Пете написать призыв).
На экране значения слова призыв.
1. Обращение в краткой форме, выражающее руководящую идею, политическое требование, лозунг.
3. Лица определенного возраста, одновременно призванные на военную службу.
— Какое значение нам подойдет? Где вы встречали призывы и какие?
Вывод: призывы отражают самые злободневные вопросы жизни. (Зачитать призывы из газет)
— В какой форме написан призыв, какая форма глагола используется? (Повелительное наклонение). Ребята приводят примеры призывов: будьте аккуратными, не бросайте бумажки. Не ходите по газонам и др.
— Как дальше развивалось действие?
— Где кульминация нашего рассказа? ( Приложил призыв, подравнял, прижал для верности руками и гордо, торжественно, с чувством выполненного долга побежал играть в футбол).
— А теперь нам осталось придумать развязку нашего рассказа.
— Что было на следующий день?
— Что решили ребята? (Поменьше писать призывов и побольше делать, следить за собой).
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.