Рассказ по литературному чтению 3 класс про слона

Сказки

1) В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуй своё мнение.

В рассказе Куприна описываются как вымышленные события, так и события которые могли бы произойти в повседневной жизни.

Чтобы обосновать своё мнение, можно привести пример болезни девочки, которая могла произойти в реальной жизни.

А также то, что девочка хотела иметь друга и просила ей привести домой живого слона.

Фантастикой может быть то, что хозяин зоопарка дал своё согласие на то, чтобы слон пришёл к девочке домой.

Мне кажется нереальным событием нахождения даже слонёнка в городской квартире.

2) Можно ли было предположить, что девочку вылечит живой слон? Расскажи, как это произошло.

Никто не мог предположить, что девочку может вылечить общение с живым слоном.

Но оказалось, что-то, что слон смог вылечить девочку своей теплотой и вниманием.

Томми подружился с девочкой, сидел с ней за столом и вместе кушал свою слоновую еду, а также брал у девочки еду с рук и игрушки.

К вечеру девочка так утомилась, что заснула возле Томми.

3) Подготовься читать вторую часть рассказа в лицах (от слов «Но однажды. » до слов «. хлопнув входной дверью»).

В чьих словах должны звучать решительность, удивление, недоумение, просьба, капризы?

Думаю, что капризничала девочка Надя.

Решительно говорил и действовал папа по просьбе Нади.

А мама, конечно, удивилась, что хозяин зверинца согласился привести слона им домой.

4) Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Вопросы по содержанию рассказа «Слон» Куприна для 3 класса.

А) Рассказ Куприна «Слон» о настоящих событиях или выдуман автором?

Б) Почему заболела девочка Надя?

В) Может ли слон находиться в квартире, как описано в рассказе Куприна?

Г) Могла ли дружба с животным вылечить девочку Надю в реальной жизни?

5) Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую из них.

Оглавление 6 частей рассказа «Слон» Куприна

1 часть — Непонятная болезнь девочки Нади

2 часть — Родители переживают за Надю.

3 часть Надя хочет друга — живого слона.

4 часть — Папа идёт на представление в зверинец

5 часть — Слон идёт к Наде домой

6 часть — После игры со слоном Надя выздоравливает

7) Составь план, и перескажи текст от имени девочки Нади.

План пересказа текста рассказа Куприна «Слон» от имени девочки Нади

1) Мне очень плохо и скучно и я не знаю чего я хочу

2) Ночью мне приснился сон, что ко мне домой пришёл слон с картинки

3) Папа принёс мне игрушечного слона, но он мне не нужен. Я хочу настоящего.

4) Пришло утро, и папа привёл мне живого слона

5) Слона зовут Томми и он легонько пожал мою ручку своим хоботом. Мы будем с ним играть.

6) Томми разрешил мне его покормить, играл со мной в куклы и читал книжку

7) Томми ушёл домой, но я знаю что он мой друг.

Источник

Куприн Александр рассказ «Слон»

Читательский дневник по рассказу «Слон» Александра Куприна

Автор: Куприн, Александр Иванович

Название произведения: «Слон»

Главные герои: Надя, мама, папа, слон Томми.

Второстепенные герои: хозяин зверинца, доктора.

Характеристика главных героев:

Надя — грустная и печальная девочка.

Общительная и добрая.

Увидев слона, снова становится жизнерадостной и активной.

Томми — добрый и смешной слон.

Любит сладкое и газировку.

Папа Александр — решительный, смелый и отважный мужчина.

Переживает за дочку и на всё готов ради неё.

Мама Мария — добрая и заботливая.

Характеристика второстепенных героев:

Немец — хозяин слона.

Оказался добрым, чутким и отзывчивым.

Ответственный и серьёзный.

Доктора — умные, но бесполезные.

Краткое содержание рассказа «Слон»

Девочка Надя угасает от неизвестной болезни.

Доктора не могут найти причину и предлагают исполнять все капризы девочки.

Надя ничего не хочет, кроме слона.

Папа приносит игрушечного слона, но девочка говорит, что ей нужен живой.

Отец девочки договаривается с владельцем зверинца и ночью слона ведут к Наде.

Утром Надя видит слона.

Они завтракают, потом вместе играют и смотрят картинки.

Утром Надя просыпается совсем здоровой и с прекрасным аппетитом.

План рассказа:

5. Привязанность героини.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа «Слон»

Главная мысль рассказа заключается в том, что для родного ребёнка родители готовы совершить самое невозможное, лишь бы он был здоров и весел.

Основная идея рассказа в том, что без воли к жизни нет и здоровья.

Чему учит рассказ

Рассказ учит, что иногда все болезни проистекают оттого, что нам скучно и нечего хотеть.

Учит сочувствию и взаимовыручке.

Учит всегда приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Краткий отзыв о рассказе «Слон» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что исполнение желаний всегда делает человека счастливым.

А счастливый человек доволен жизнью и практически никогда не болеет.

Так и Надя, у которой исполнилось заветное желание, перестала хандрить и грустить.

Она вновь стала весёлой, обычной девочкой.

Это очень интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось показать, что если у человека всё есть и ему нечего желать, он заболевает.

Но стоит ему только придумать новое желание и осуществить его, как человек оживает.

Мне понравился папа девочки, который был готов сделать всё, чтобы исполнить желание дочери.

Также мне понравился слон, который был умным и добрым.

Надя мне показалась очень капризной.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что радоваться жизни нужно всегда.

Ведь жизнь человека — это чудо и счастье.

В ней может случиться всякое, но никогда не надо отчаиваться.

Пословицы к рассказу:

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Худого ребёнка ещё больше жаль.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Надежда умирает последней.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Пришёл, — отвечает мама, — но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.

— Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдём к нему.

— Немножко. Надень тёплую кофточку.

Яйцо быстро съедено, молоко выпито.

Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была ещё такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.

Словарь неизвестных слов:

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Куприна:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Литературное чтение. А.И. Куприн «Слон». 3-й класс

Класс: 3

— совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы;

— развивать навыки выборочного чтения;

— развивать мышление и речь;

— воспитывать чувства сопереживания и уважения.

— выставка книг А. И. Куприна;

— учебник “Литературное чтение” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2012;

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. (“Слон”)

Сколько частей в этом тексте? (Шесть)

Вспомним, какой мы составили план.

2. Дочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть живого слона.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади.

Прочитайте разговор отца и дочери.

— В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?

(Дети распределяют карточки со словами).

Чтение по ролям 3 части.

Удалось ли ребятам прочитать эту часть, передавая чувства героев? (Ответы детей)

III. Работа с текстом.

1. Выборочное чтение.

Найдите строки из текста к иллюстрациям.

Соотнесите с планом.

Прочитайте описание слона.

Найдите отрывок в рассказе и подчеркните слова автора.

Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

3. Беседа по вопросам.

— Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?

Читайте также:  Сказки тихого дона маленькие

-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

— Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

— Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

— Как девочка общалась со слоном?

Она называла слона на “Вы”, интересовалась именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждала, пока его покормят булками. Желание девочки все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.

— Сейчас проверим, насколько вы внимательны и отдохнем.

1) К девочке приходил доктор Михаил Иванович?
2) Девочка больна равнодушием к жизни?
3) Во сне Наде приснился лев?
4) Девочке подарили игрушечного мишку?
5) Папа отправился в зверинец за слоном?
6) Папа добирался до зверинца 1 час?
7) В представлении участвовал тюлень, стрелявший из пистолета?
8) Слона зовут Томми?

V. Анализ прочитанного текста. Какие еще вопросы по содержанию можно задать? (Запишите в тетрадь)

— Давно ли болеет девочка?
— Что посоветовал доктор родителям девочки?
— Что приснилось однажды Наде?
— О каком желании она рассказала матери?
— Какого слона принёс ей папа?
— Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?
— Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?
— Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?

Ребята задают друг другу свои вопросы.

VI. Работа в программе ПервоЛого.

Ребята, нарисуйте иллюстрацию в программе ПервоЛого. Напишите строки из текста к вашему рисунку.

— Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? (Ответы детей)

— Что хотел сказать автор этим произведением?

— О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?

Обоснуйте своё мнение.

— В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье)

— А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам?

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

— А о чем мечтаете вы?

Я уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

Источник

«Слон» читательский дневник

«Слон» – замечательная история о том, как большой и умный слон Томми пришел в гости к больной девочке Наденьке, и вылечил ее, вернув интерес к жизни.

Краткое содержание «Слон» для читательского дневника

Название: Слон

Число страниц: 24. А. И. Куприн. «Слон». Издательство «Облака». 2016 год

Жанр: Сказка-быль

Год написания: 1907 год

Главные герои

Надя – шестилетняя больная девочка, маленькая, грустная, равнодушная ко всему.

Маша и Александр – родители Нади, готовые на все ради выздоровления дочери.

Томми – умный и очень добрый слон.

Сюжет

Маленькая девочка Надя была очень больна. Каждый день к ней приходили врачи, внимательно осматривали ее, но ничего не находили. Один доктор посоветовал родителям Нади как-то развеселить ее, развлечь, потому что лучшим лекарством в ее случае был искренний смех.

Мама предлагала дочери красивых кукол, горячий шоколад, прогулку с подругами, но Надю ничего не интересовало. Она неподвижно лежала в кровати и тихо угасала. Иногда в детскую приходил отец Нади, гладил ее и долго стоял у окна, украдкой вытирая слезы.

Однажды девочка проснулась оживленной – она вспомнила свой сон и попросила у родителей слона. Отец тут же умчался, и вскоре вернулся с огромным игрушечным слоном, на котором сидели человечки. Но Наде нужен был непременно живой слон, пусть даже и самый маленький. Папа принялся нервничать, ведь привести живого слона – это то же самое, что достать звезду с неба. Увидев грустную улыбку дочери, он вновь куда-то спешно ушел.

В зверинце отец увидел трех слонов, и самой большой из них умел даже читать книги и обедать, как человек. Он принялся умолять хозяина зверинца привести слона Томми к нему домой, где его ждет больная девочка. Владелец зверинца, вспомнив свою маленькую дочь, смягчился, и согласился привести слона, но только ночью, чтобы не потревожить жителей города. Отец готов был возместить все убытки, договориться с полицией и даже расширить двери.

Ночью Томми в сопровождении полицейского привели в дом Нади, где его покормили и он уснул. Каково же было удивление Нади, когда утром в гостиной она обнаружила большого слона. Девочка радостно принялась знакомить его со своими куклами, показывать книжки с картинками, угощать булкой. Затем Томми сел, ему повязали скатерть, и все принялись обедать.

На следующий день Надя проснулась бодрой и веселой. Когда она спросила про слона, ей ответили, что он ушел к своим деткам и попросил передать, что ждет ее в гости, как только ей станет лучше. Надя весело рассмеялась, и попросила передать Томми, что она уже здорова.

План пересказа

Главная мысль

Порой, самое лучшее лекарство – исполнение заветного желания.

Чему учит

Сказка учит любить жизнь и радоваться всему, что окружает и дарит счастье. Также учит тому, что при желании можно справиться с любыми проблемами.

Отзыв

Не секрет, что животные – это не только лучшие друзья человека, но и его верные помощники, лекари. Общение с природой способно подарить силы и энергию, вернуть радость к жизни.

Рисунок-иллюстрация к сказке Слон.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, что родители Нади было готовы на любой, даже самый абсурдный поступок ради выздоровления дочери. Ради ее улыбки он даже привел в дом живого слона, тем самым исполнив заветное желание маленькой Нади.

Источник

Куприн «Слон»

Александр Куприн «Слон»

Маленькая девочка Нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор — высокий, седой, в золотых очках — рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати всё видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:

— Главное, — не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.

— Ах, доктор, но она ничего не хочет!

— Ну, не знаю. вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки. какие-нибудь лакомства.

— Нет, нет, доктор, она ничего не хочет.

— Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь. Ну, хоть чем-нибудь. Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, — то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем. До свидания, сударыня!

— Милая Надя, милая моя девочка, — говорит мама, — не хочется ли тебе чего-нибудь?

— Нет, мама, ничего не хочется.

— Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.

— Спасибо, мама. Мне не хочется. Мне скучно.

— Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.

— Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!

— Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.

Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и всё курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и всё. курит, курит, курит. И кабинет от табачного дыма делается весь синий.

Читайте также:  Рассказ о любом памятнике в рмэ 15 20 предложений

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.

— Тебе что-нибудь нужно? — спрашивает мама.

Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:

— Мама. а можно мне. слона? Только не того, который нарисован на картинке. Можно?

— Конечно, моя девочка, конечно, можно.

Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:

— Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.

— Ты погляди только, Надя, — говорит папа. — Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.

Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:

— Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки. Только. помнишь. ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона. и ни разу не повез.

— Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах. И потом, где я его достану?

— Папа, да мне не нужно такого большого. Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого. Хоть слоненышка.

— Милая девочка, я рад всё для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это всё равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Девочка грустно улыбается.

— Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника. настоящего.

И она тихо закрывает глаза и шепчет:

— Я устала. Извини меня, папа.

Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:

— Ольга! Пальто и шляпу!

В переднюю выходит жена.

— Ты куда, Саша? — спрашивает она.

Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.

— Я сам, Машенька, не знаю куда. только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.

Жена смотрит на него тревожно.

— Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?

— Я совсем не спал, — отвечает он сердито. — Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером всё будет видно.

И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.

Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки — одни в красных юбках, другие в синих штанишках — ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.

Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.

— Извините, пожалуйста, — говорит Надин отец. — Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?

Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:

— Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.

По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова. Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?

И он добавляет дрожащим голосом, взявши немца за пуговицу пальто:

— Ну вот. Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но. спаси бог. вдруг ее болезнь окончится плохо. вдруг девочка умрет. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего желания.

Немец хмурится и в раздумье чешет мизинцем левую бровь. Наконец он спрашивает:

— Гм. А сколько вашей девочке лет?

— Гм. Моей Лизе тоже шесть. Гм. Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно. Днем нельзя. Соберется публикум, и сделается один скандал. Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.

— О, конечно, конечно. не беспокойтесь об этом.

— Потом: позволит ли полиция водить один слон в один дом?

— Я это устрою. Позволит.

— Еще один вопрос: позволит ли хозяин вашего дома вводить в свой дом один слон?

— Позволит. Я сам хозяин этого дома.

— Ага! Это еще лучше. И потом еще один вопрос: в котором этаже вы живете?

— Гм. Это уже не так хорошо. Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов.

Надин отец задумывается на минуту.

— Знаете ли что? — говорит он. — Поедем сейчас ко мне и рассмотрим всё на месте. Если надо, я прикажу расширить проход в стенах.

— Очень хорошо! — соглашается хозяин зверинца.

Ночью слона ведут в гости к больной девочке.

В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился.

Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам.

Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями.

Городовой идет среди толпы и уговаривает ее:

Читайте также:  Рассказ это в музыке определение 5 класс

— Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице.

Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.

Но перед лестницей слон останавливается в беспокойстве и упрямится.

— Надо дать ему какое-нибудь лакомство. — говорит немец. — Какой-нибудь сладкий булка или что. Но. Томми. Ого-го. Томми!

Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. Однако немец оказывается хитрее. Держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним. На площадке Томми получает второй кусок.

Таким образом его приводят в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой. Слона привязывают за ногу к кольцу, ввинченному в пол. Кладут перед ним свежей моркови, капусты и репы. Немец располагается рядом, на диване. Тушат огни, и все ложатся спать.

На другой день девочка просыпается чуть свет в прежде всего спрашивает:

— А что же слон? Он пришел?

— Пришел, — отвечает мама, — но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.

— Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.

— Немножко. Надень теплую кофточку.

Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна.

Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха.

Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит:

— Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей.

Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку.

— Здравствуйте, как вы поживаете? — отвечает она. — Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут?

— Здравствуйте, Томми, — произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». — Как вы спали эту ночь?

Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.

— Ведь он всё понимает? — спрашивает девочка немца.

— О, решительно всё, барышня!

— Но только он не говорит?

— Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.

— А вы, Томми, уже пили чай? — спрашивает девочка слона.

Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.

Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня?

— Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.

Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой и в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хохочет.

Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами:

— Посмотрите, Томми, вот эта нарядная кукла — это Соня. Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет есть суп. А это Наташа — Сонина дочь. Она уже начинает учиться и знает почти все буквы. А вот это — Матрёшка. Это моя самая первая кукла. Видите, у нее нет носа, и голова приклеена, и нет больше волос. Но всё-таки нельзя же выгонять из дому старушку. Правда, Томми? Она раньше была Сониной матерью, а теперь служит у нас кухаркой. Ну, так давайте играть, Томми: вы будете папой, а я мамой, а это будут наши дети.

Томми согласен. Он смеется, берет Матрёшку за шею и тащит к себе в рот. Но это только шутка.

Слегка пожевав куклу, он опять кладет ее девочке на колени, правда немного мокрую и помятую.

Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками и объясняет:

Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.

Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец:

— Позвольте, я всё это устрою. Они пообедают вместе.

Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон — разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону — теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое — девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового. Немец в это время сидит с папой в гостиной и с таким же наслаждением, как и слон, пьет пиво, только в большем количестве.

После обеда приходят какие-то папины знакомые, их еще в передней предупреждают о слоне, чтобы они не испугались. Сначала они не верят, а потом, увидев Томми, жмутся к дверям.

— Не бойтесь, он добрый! — успокаивает их девочка.

Но знакомые поспешно уходят в гостиную и, не просидев и пяти минут, уезжают.

Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако ее невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как ее раздевают.

В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота.

Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:

Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне. Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:

Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!

Источник

Познавательное и интересное