Рассказ по репродукции дейнека будущие летчики

Сказки

Сочинение по картине Александра Дейнека «Будущие летчики»

Александр Дайнеко — талантливый художник, автор множества скульптур, фресок и мозаик. Одна из самых известных работ мужчины — «Будущие летчики».

Сочинения по картине живописца ежегодно пишут школьники всей страны, это предусмотрено в учебной программе 6 класса. Произведение в стиле соцреализма практически сразу полюбилось публике.

Творческая деятельность художника

Живописец утверждал, что искусство способно показывать будущее и воскрешать прошлое. Государство в то время планировало ведение хозяйства на последующие 5 лет, а для художника главной задачей было показать красоту завтра, не забывая про вчера. Дайнека считал, что творчество должно быть не подобием, а самой жизнью.

Художник появился на свет в 1899 году в семье простого рабочего. Его родной город Курск. Окончив школу, юный Саша стал студентом художественного училища в Харькове, однако в 1919 году его призвали в ряды Красной Армии.

По окончании срочной службы молодой человек отправился в столицу, где спустя 5 лет получил диплом художника.

Описание картины

Свое произведение «Будущие летчики» Дейнека написал в 1938 году, за 3 года до начала Великой Отечественной войны. На картине голубое небо поражает безмятежностью, мирно летают воздушные судна. В центре представлены 3 фигуры, сидящие спиной.

Несмотря на отсутствие возможности увидеть лица, зритель ощущает напряжение и понимает, что дети с огромным удовольствием слушают рассказ бывшего летчика, комментирующего полет.

Вполне возможно, что главные герои — отец и сыновья: один — помладше, второй — постарше. Мужчина искренне желает, чтобы отпрыски пошли по его стопам, поэтому старается в красках описать им красоту неба из иллюминатора. Складывается впечатление, что в этой семье получится целая династия летчиков.

Море спокойное, местами вода темная, с черным отливом. Белые гребни небольших волн пробегают по водной глади. С правой стороны виднеется выступ скалы, на горизонте идет корабль, ближе к переднему плану изображен самолет.

Трудно сказать о задумке художника, но так как на первом плане находятся люди, напрашивается вывод, что они являются центральными объектами картины. Дети без одежды, скорее всего, автор так подчеркивает их душевную обнаженность.

Небо отличается разнообразием оттенков, облака подчеркивают его высоту. В каждой фигуре есть какая-то своя изюминка, приковывающая взгляд.

В картине отсутствует мелочи, все элементы гармонично дополняют друг друга. Чувствуется даже легкий ветерок, который обдувает обнаженные тела мальчиков. В фигуре взрослого мужчины чувствуется решительность и сила. Такой человек достоин восхищения. Александр Дейнека не повторяется, каждый образ в этой тематической композиции тонко выписан.

«Будущие летчики» — известная картина художника Александра Дейнека, написанная в 1938 году. Она завораживает зрителя с первого взгляда красотой и глубоким смыслом.

Источник

Александр Александрович Дейнека, «Будущие летчики», «Юность»

Жанр и история создания

Произведение, как и большинство работ художника, выполнено в жанре соцреализма. Для него характерно оживание светлого будущего, теплота, лиричность и наслаждение настоящим. Работа была представлена в 1938 году. В это время советскому государству требовались произведения искусств, выражающие идейную сторону государственного строя, энтузиазм трудового народа, что давало талантливому живописцу простор для творчества.

Дейнека увлекался не только живописью. Известны его графические работы, скульптуры, мозаика и фрески. Художник принимал перемены, происходившие в обществе. Большой популярностью пользовались такие работы художника:

Его творчество было востребовано, его понимали и принимали. Оно вызывало восхищение и одобрение.

В 30-е годы художник часто ездил в творческие командировки в Крым. Во время одной из них он написал картину»Будущие летчики». Дейнека представил полотно на выставке, посвященной двадцатой годовщине Рабоче-крестьянской армии и Военно-Морского флота, в музее им. Фрунзе.

Необыкновенная теплота, отсутствие официоза и монументальности, сделали картину любимой и узнаваемой публикой. Тема авиации была любима Александром Александровичем Дейнека. «Будущие летчики» стали воплощением мечты мастера о небе и безграничном просторе.

В название полотна художник вложил глубокий смысл. В этом случае название определяет содержание и имеет глубокий подтекст. Если бы произведение называлось «Юность», «Лето» или «На морском побережье», то оно бы стало простым описанием бытового сюжета про лето, море и детство.

Описание картины Дейнеки Будущие летчики

Передо мной картина известного художника Дайнеки. Что бы лучше понять замысел художника, я прочитал биографию мастера и постарался понять, как жили люди в то время. Картина написана в 1938 году, до Великой Отечественной войны еще оставалось три года. Молодое советское государство активно строило светлое будущее. Многие молодые люди хотели стать летчиками.

Я пытаюсь лучше рассмотреть ее и вглядываюсь в отдельные фрагменты. У меня ничего не получается. Все образы сливаются в одно единое целое. Стараюсь остановить взгляд на ребятах, изображенных автором на переднем плане полотна.

Трое мальчишек разного возраста сидят на набережной и рассматривают снижающийся гидроплан. Старший из ребят, указывает на что-то впереди и о чем-то рассказывает. Младшие с интересом слушают. Это можно утверждать, если присмотреться к их позам. Видно, как напряжены их худенькие, но жилистые и крепкие тела. Значит они, как все мальчишки того времени, много бегают и прыгают, почти никогда не сидят на месте. А сейчас подростки притихли и вслушиваются в каждое слово говорящего. Их мысли где-то там, рядом с гидропланом. Они сливаются с шумом моря, со свежестью морского воздуха и уносят юных героев в их мечты. Гидроплан хоть и летит от ребят, но он не улетает. Самолет просто снизился, чтобы ребятам было лучше рассмотреть его, Он наоборот зовет за собой, зовет в небо. Небо облачное, но светлое, с серо-розовым оттенком. Сама жизнь не бывает всегда безоблачной, но преодоление трудностей и делает человека человеком. Закаляет его физически и духовно.

Море художник тоже не обделил своим вниманием. Автор подобрал темные, насыщенные тона. Оно не очень теплое, не совсем спокойное. Чувствуется, что волны обладают большой силой. Но море не таит в себе угрозы. Маленькое судно спокойно скользит по его поверхности. Темный цвет скрадывает ширину пространства и тем самым приближает зрителя к небу. И наполняет всю картину необыкновенной энергией, оживляет ее.

Темным обведен и контур самолета. Он не несбыточная мечта, а реальность. Ребята вырастут, и станут летчиками. Перед ними откроются все дороги. Им будут подвластны все стихии и суша, и вода, и воздух.

Другие сочинения: ← Дейнеки — Девочка у окна. Зима↑ ДругиеШибанов — Празднество свадебного договора →

Описание полотна

На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.

Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.

Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.

Выразительные средства

Художник гармонично соединяет высокое художественное исполнение и жизнеутверждающий сюжет. Живописец мастерски выстраивает композицию полотна. Она позволяет автору видоизменить окружающее пространство. Благодаря изображению летящего гидроплана живописец приближает линию горизонта.

Все объекты, расположенные на полотне, написаны под углом. Зритель располагается как бы за спинами главных героев и наблюдает за происходящим сзади. Он становится участником действия. Такой прием позволяет соединить взглядом детские фигурки, заходящий на посадку гидроплан и горизонт в одну линию.

Художнику удалось подобрать выразительные средства, характеризующие происходящие в стране события. Для его картин характерны такие черты:

Для работы автор использует яркие прозрачные краски, которые позволяют почувствовать теплый воздух и солнечные лучи, нагревшие каменную набережную.

Каждая поездка мастера в Крым дарила не только яркие впечатления, но и помогала найти новые образы и сюжеты, вдохновлявшие на создание новых картин.

Александр Александрович Дейнека вошел в историю современной живописи не только как мастер, воспевающий советский строй и восторгающийся действительностью. Его картины уникальны и неподражаемы. Они полны новаторских идей в использовании выразительных средств и композиционного построения. Каждая работа живописца — это стремление к идеалу и вера в светлое будущее.

Читайте также:  Рассказы о афганской войне побывавших там

Сочинение на тему будущие летчики

Сочинение по картине известных авторов

Сочинение по картине Дейнека “Будущие летчики” Сочинение по картине: А. Дейнека “Будущие летчики”. Как же легко, весело становится на душе с приходом лета. Наконец-то долгожданные мечты начинают сбываться. Ведь в холодные, пасмурные дни все время мерещится шум волн, бьющихся о берег. А во сне вдруг оказываешься на водных лыжах и, рассекая ветер, устремляешься вперед. Столько восторга, и такое ощущение полета, что просыпаться бывает досадно. Невольно, в который уже раз, взгляд останавливается на календаре – сколько, сколько же осталось до летних дней? Обязательно тогда будет отпуск, будут каникулы, будет много людей, будет море, которое радушно примет в свои объятья. А еще бесконечный, как само море, небесный простор. Скорей всего этот простор любил и великий художник Александр Дейнеко, картины которого мы часто видим в художественных музеях, и которые напоминают нам о лете, и не только. Перед нами одна из таких картин “Будущие летчики”, написанная художником перед войной. Еще безмятежно чистое небо, мирно летающие самолеты. На берегу три фигуры. Лица не видны, но по изображению спин, в которых чувствуется напряжение, можно сказать, что ребята с огромным интересом слушают бывалого летчика, который комментирует полет коллег по штурвалу. Вполне возможно, что это отец с двумя сыновьями: один постарше, другой поменьше. Летчик искренне хочет, чтобы дети выбрали его профессию и, как он, ощутили потом в воздухе восторг, увидели красоту неба. Династия летчиков будет в их семье, в это почему-то верится. Море спокойно, вода очень темная, местами с черноватым отливом. Белые гребешки невысоких волн пробегают по глади воды. Справа виден выступ скалы, на горизонте небольшой белый кораблик, а чуть ближе – самолетик, сложно сказать, какой марки. А еще ближе к переднему плану пролетает самолет, о котором идет речь. Сложно говорить о замысле художника, но если он на первый план выдвинул фигуры людей, можно сделать вывод, что именно они, их мысли и переживания в центре картины. Ребятишки обнажены, предполагаю, что это сделано с умыслом, чтобы подчеркнуть их еще и душевную обнаженность, чистоту перед миром. Одежда, как и все остальное, будет потом. А пока не скучно, однотонно небо. Оно содержит многообразие тонов и оттенков, красивые облака, расположенные так, чтобы подчеркнуть высоту неба. Не однообразны и фигуры. В каждой из них есть что-то свое, что приковывает взгляд. Становится понятен мир их интереса, желаний. Все предельно ясно сделано талантливой кистью большого мастера. В картине нет мелочей, все взаимосвязано, одно дополняет другое. И чувствуется даже свежий ветерок, обдувающий обнаженные тельца ребятишек, теребящий волос на их головах. В фигуре старшего, в этой группе, чувствуется сила, прочность, решительность. Такому человеку вполне можно довериться, таким человеком вполне можно восхититься. Художник не повторяется. Каждая фигура тонко выписана. Мы видим красоту тела, подчеркнутую тонами, тенью, использованием яркости и приглушенности. Так и хочется пожелать ребятам, чтобы их мечта все-таки свершилась. Александр Александрович Дейнека, “Будущие летчики”, “Юность” Александр Александрович Дейнека вошел в историю изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. “Искусство, – писал Дейнека, – обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и, если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое… Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью”. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Он учился в Харьковском художественном училище. В 1919-1920 гг. Александр Александрович служил в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и окончил в 1925 г. художественное училище. В 20-е гг. он работал как график, печатался в журналах “Безбожник у станка”, иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Варто. Картина “Оборона Петрограда” была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: “В обеденный перерыв в Донбассе”, “Будущие летчики” – яркая, звонкая по живописи картина. Если в “Обороне Петрограда” художник нарочито подчеркивает драматизм событий ограниченными, лаконичными цветовыми соотношениями (это намного усиливает идейный смысл произведения), то “Будущие летчики” – картина жанровая, улыбчивая, вызывающая чувство радости, восторга. Вот эти бронзовые от загара мальчишки – зритель не видит их лиц, но отлично ощущает, как внимательно наблюдают они за полетом гидроплана. Фигуры органично вписаны в пейзаж – бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Кажется, все предельно просто. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Творчество Дейнеки свидетельствует о том, что этот художник всегда и неизменно искал свой оригинальный, неповторимый, присущий только ему язык в искусстве. Дейнека много и плодотворно работал над темой спорта. Он был одним из самых страстных поклонников духовно, нравственно и физически сильных людей. Его персонажи – рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина “Эстафета по кольцу”, мозаика “Лыжники”, скульптуры “Стометровка”, “Бегущая спортсменка” и многие другие – убедительное тому подтверждение. Незадолго до кончины на своей выставке в Академии художеств СССР А.А. Дейнека выставил одну из последних своих работ – “Юность”. Светлая, радостная, мажорная живопись, свойственная оптимистическому взгляду на жизнь этого художника, нашла свое творческое воплощение в этой работе. Перед нами легкая, изящная фигура юной спортсменки в момент, когда она в стремительном порыве летит вперед, преодолевая высоту установленной планки. Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Одна из них – “Под Курском. Река Тускорь”. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душевной теплотой. Среди холмов и лугов по обширной равнине, извиваясь и петляя, свободно и вольно течет река Тускорь. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет целую эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций – “Оборона Севастополя” – написана в 1942 г. В 1941-194.6 гг. он создает серию “Москва военная”. “Площадь Свердлова в декабре 1941 года”, “Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год”, “Танки идут на фронт” и многие другие картины – великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны. В творческой биографии А.А. Дейнеки, к сожалению, были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина “Оборона Петрограда” долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно переживал, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты. Все сочинения школьной программы по картине

Источник

Будущие летчики Александра Дейнеки

Удивительно дело, но работы Александра Дейнеки, не блиставшие чистотой стиля, всегда становились ключевыми экспонатами выставок, в том числе и зарубежных. Их высоко отметили на Веницианских биенале. Его изобразительный язык настолько впечатлял, что картины художника, купленные на выставках, сразу оседали в западных собраниях.

Читайте также:  Разделить сказку мороз иванович на части и озаглавить и сделать рисунки к каждой части

Картина «Будущие летчики», о которой сейчас пойдёт речь, была написана в 1938 году. В тридцатые годы Дейнека часто ездил в Крым и полотно стало итогом одной из творческих командировок. Надо сказать, что художник очень увлекался авиацией. «Будущие летчики» не единственная работа, посвящённая этой теме. Впервые картина экспонировалась на выставке, посвященной 20-ю Рабоче-Крестьянской армии и Военно-Морского флота в разделе «Авиация». Затем поступила на хранение в Центральный музей им. М.Ф, Фрунзе. В Третьяковскую галерею попала только в 1948 году.

Сюжет картины не сложен. Три обнаженных подростка наблюдают за гидропланом, появившимся над морем. Мальчики сидят к зрителям спиной. По их позам легко догадаться, что ребята увлечённо следят за полётом. Тот, кто постарше, явно рассказывает о гидропланах, профессии летчика и жестикулирует при этом рукой. Чувствуется, что разговор друзьям интересен. Герои мечтают о будущем.

На тёмно-синем водном просторе отчётливо выделяются белые гребни невысоких волн. Море удивительно спокойное. На горизонте еле заметен белый корабль. Он будто сливается с голубым небом, на котором плывут прозрачные облака. Справа на картине скала, похожая на нос огромного корабля.

Вся картина пронизана спокойствием и умиротворённостью. Вполне вероятно, именно эти подростки в 1941-м будут защищать небо страны от фашистских асов…

Работы художника можно увидеть на станциях метро

Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, «талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов… Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности».

За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике, монументальном искусстве, скульптуре. Его работы можно увидеть на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

У Дейнеки не было причин противиться переменам

Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье.

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал потом Дейнека. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные.

Во время учебы в Курском начальном училище он страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Одновременно занимался рисованием в студии местных курских художников Михаила Якименко-Забуги, Василия Голикова. Педагоги разглядели в мальчике талант. Именно они посоветовали ехать в Харьковское художественное училище. Мальчик прислушался и в результате успешно сдаёт экзамены и поступает в класс Михаила Пестрикова. Отец к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался.

Дейнеку тянуло к графике

Художник академической выучки, Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов. Причём, не только из-за творческих предпочтений. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берёг и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Увидев это, профессор Александр Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками. В итоге на один эскиз ушел почти весь набор. Дейнека был расстроен. На новые краски пришлось снова копить целый месяц.

После Февральской революции занятия в училище прекратились. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в Курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов… Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу. К тому же, у него не было никаких причин, чтобы противиться переменам.

Он собирался писать красоту заводов

Под впечатлением от происходящего он даже напечатал в курской газете подобие манифеста о задачах искусства в новое время. В статье значилось: «Глубоко верю в большое искусство наших дней… Кого ни захватят наши дни? … Яркие порывы, титанические размахи пролетариата …хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс…». Дейнека объявил всем — собираюсь писать «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Что следует рисовать он понимал, а вот как — не очень…

Кубизм и графика в творчества художника

Наробраз Курска привлёк художника к агитационной работе. Он поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Насмотревшись на модные «измы» во время командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».

Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. Потребность продолжать обучение чувствовалась. Поэтому в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию в Высшие художественно-технические мастерские, сокращённо ВХУТЕМАС. Так он оказался на графическом факультете Владимира Фаворского, который считал графическое искусство самым полезным для агитационных целей. Сам же художник мечтал создать такие рисунки, чтобы их потом можно было бы издавать тысячными тиражами.

В своём творчестве художник ушёл далеко от сатиры

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка». Чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. За это время им были созданы сотни рисунков. Многие из них послужили основой для будущих картин.

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Специфика работы в периодических изданиях заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Спорт в творчестве художника

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Это были молодые художники, объединённые любовью к станковой живописи. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленён ещё с детства. Поэтому в ОСТе он стал одним из главных участников.

Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. На Первой дискуссионной выставке в 1924 году Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дело в том, что он давно хотел написать картину о любимой игре. Однако многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. И тогда Дейнека решил: раз пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию. Как он потом сказал: «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

За первой работой последовали и другие картины, посвященные этому виду спорта. Для реалистичности и композиционной точности Дейнека советовался с футболистами. Он называл их «разговаривающими натурщиками». Например, когда художник создавал полотна «Футболист» и «Вратарь», то общался с футболистами братьями Старостиными.

Александр Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста, изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей.

Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты, работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

На первой выставке ОСТа в 1925 году Дейнека показал картины «Перед спуском в шахту» и «В забое», написанные после командировки на Донбасс.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». К юбилейным выставкам, приуроченным к 10-летию Октябрьской революции и Рабоче-крестьянской Красной Армии Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Читайте также:  Сказки краткое содержание читательский дневник

В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение. Он создал около 20 агитационных плакатов. Многие из которых были очень популярны. Периодически Дейнека работал в книжной иллюстрации и оформил около десятка книг для детей и взрослых. Но в целом «журнально-плакатная работа» Дейнеку порядком утомила. Он всё больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

Графика отошла на второй план. Однако полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения. Его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

В первой половине 1930-х впервые заговорили о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод. Ему было подобрано имя — социалистический реализм. Теоретики еще не вполне понимали, как именно будет выражаться новый стиль. Однако уже было ясно — главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в её революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Впоследствии Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты, но тогда он был в фаворе.

Обнажённые на картинах Дейнеки — это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…»

Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах. Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем. На самом деле его картины помогали создавать культ беззаботности, силы и красоты.

Большое влияние оказала на художника командировка в Крым летом 1934 года, куда его направил ВМС РККА. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и, конечно, морем. Но Севастополь в работах Дейнеки прежде всего смотрится как база военного флота и авиации, а не разнеженный солнцем курорт.

Наиболее одарённый и ушедший вперёд

Талант Дейнеки постоянно подпитывался новыми впечатлениями. Большой корпус работ был написан в заграничной поездке по США, Франции и Италии в конце 1934–1935 годах. Она была устроена Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС). Творчество Дейнеки уже хорошо знали по заграничным выставкам, так что там его восприняли как старого друга. Анри Матисс, которому как-то прислали фотографии картин советских художников, назвал Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперёд в своем художественном развитии».

Кроме того, Дейнека проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они — рабочие». Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал мастер. Он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам… Все его работы неизменно встречали восторженные отзывы.

Со своей задачей Дейнека справился

По возращении в СССР Дейнека, вдохновленный работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берётся за заказы на плафоны, панно и мозаики. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске.

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили. власти побоялись, что он там останется. Так что ему пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. С задачей он справился.

В том же году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Размещённые в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов. «…Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки», — вспоминал он потом.

В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Сейчас уже мало кто знает, её планировали назвать «Донбасской». Поэтому восьмигранные мозаики объединялись одной темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны.

Из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым, удалось сохранить только семь. Они установлены на соседней «Новокузнецкой». Где остальные мозаики — неизвестно…

«Оборона Севастополя» считается лучшим произведением, посвящённым войне

Одной из первых работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Ноябрь 1941». Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожжённых домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Но были и другие не менее значимые творения. Драматические полотна «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи»…

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Увидев на фотографии в немецкой прессе любимый город в руинах и представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается лучшим произведением о Великой Отечественной войне.

Выставку в Академии художеств он не увидел

В конце 1940-х — начале 1950-х Дейнеку начали критиковать за «формализм» и «схематизм». Художник пытался приспособиться, укротить свой авангардный стиль. Старался писать в духе академического реализма. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Один из немногих — эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета. Однако приёмная комиссия признала его «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.

Дейнеке, как человеку творческому, в тот период очень сложно. Отдушиной для него стали скульптура и камерная живопись — портреты близких, натюрморты, пейзажи.

С наступлением «оттепели» чиновники немного поменяли свое отношение к художнику. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава. Дейнеку начали осыпать почестями и наградами. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было её увидеть. В день открытия он слёг с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни.

Александр Дейнека относится к числу художников признанных публикой, критикой и арт-рынком

В 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2009–2011». В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи. В 2010-м в Государственной Третьяковской галерее состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию.

Но, самое главное, что в рамках проекта вышли в свет исследования по графике, живописи и монументальным работам художника. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы. Их получилось около 300. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

Самой дорогой работой Александра Дейнеки, проданной на открытых торгах, является «Девушка, завязывающая ленту на голове» (1951). В 2008 году на аукционе «Совком» (Москва) покупатель заплатил за этот почти метровый (99 х 79) эскиз сангиной и углем на бумаге к картине «Купальщица» (1951, ГТГ) 25 млн. руб.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Тираж репродукций картины «Прибыл на каникулы» Фёдора Решетникова превысил тринадцать миллионов»

Источник

Познавательное и интересное