Рассказ по теме природа в опасности

Сказки

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.

Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.

Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.

Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.

Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?

Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.

Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.

В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.

Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.

Разбор типового тренировочного задания

Правильный вариант ответа:

Как правильно вести себя на природе

Как нельзя поступать

Разбор типового тренировочного задания

2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:

Источник

Конспект урока по окружающему миру по теме «Природа в опасности» 3 класс

специалист в области арт-терапии

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: Природа в опасности!

Цель: познакомить с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

регулятивные УУД : формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля;
познавательные УУД : осознавать необходимость ответственного отношения к природе воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, и извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;
Личностные: проявлять интерес к проблемам в природе, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Ход урока:
1.Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Читайте также:  Рассказ агнии барто девочка чумазая

— Дорогие дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро». Садитесь.

— Вижу у Вас хорошее настроение. Существует такая поговорка: «Все красивое от природы, а доброе от человека». И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и поделимся своим теплом и хорошим настроением с соседом. (Упражнение «Подари тепло»).

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

1. Что такое «окружающая среда»?

2. Что изучает наука экология?

3. Приведите примеры экологических связей

в) растение – животные;

г) человек – природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?

-Скажите, способен ли человек погубить эту красоту?

-Как это может случиться? (Нанося природе вред: засоряя воздух вредными веществами, разбрасывая мусор, в лесу разжигая костры, убивая птиц и животных, разоряя гнезда).

-А как это сделать? Как сохранить природу? Как не позволить ей погибнуть? (ответы детей).

— Нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живёт в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней.

-Давайте проговорим, какие правила нужно соблюдать находясь в лесу?

— Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова, выражающие это отношение). Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?
— Посмотрите на эти картинки, почему такое произошло в природе? (на картинках экологические проблемы: засоренные водоемы, мусор в лесу…)

Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему появляется в лесу мусор, исчезает рыба в водоемах? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
( Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Работа с учебником
— Ребята, если умрет природа, что будет на Земле?
— Ребята 1 ряда прочтут в учебнике на с.29 текст «О маленьких ранах…» и приведут пример маленьких ран, которые мы наносим природе, а дети второго ряда прочтут текст учебника «О ранах больших…» и приведут свои примеры.
— Какую информацию можно дописать на «Ковер идей»?
— Куда заносятся сведения о редких растения и животных? (В Красную книгу)
— Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки)

— Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений?

— Ребята, давайте придумаем свои правила поведения на природе и обозначим их знакими.

Работа в парах. Презентация знаков.

— Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
— Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять РодинуУченик читает стихотворение:

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

У нас урок заканчивается, какое вы бы хотели предложить себе задание на дом? Почему? Я предлагаю желающим приготовить доклад про Красную книгу.

Источник

Конспект урока природоведения в 3-м классе «Природа в опасности. Охрана природы»

Тема урока: «Природа в опасности. Охрана природы».

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
2. Учить правильному поведению в природе.
3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Проектор.
2. Слайды.
3. Учебник, рабочая тетрадь.
4. Физическая карта России.
5. Выставка книг о природе.

I. Организационный момент

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос.)

– Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.)
– Что изучает наука экология? (Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.)
– Приведите примеры экологических связей:

Читайте также:  Рассказ на тему мое любимое блюдо на английском языке

а) Живое ––> неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)
б) Неживое ––> живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)
в) Растения ––> животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
г) Человек ––> природа. (Человек охраняет природу.)
– Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение ––> кузнечик ––> скворец ––>сокол.)
Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т.д.)

III. Сообщение темы и целей урока

Слайд №1.

Слайд №2.

1. Беседа.

Слайд №3.

– Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Слайд №4.

Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3–4 цветка, или поймаю одну е динственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую – кто-то ещё, что же станет с природой?

Слайд №5.

А теперь поговорим о ранах больших.
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям.

Слайд №6.

Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно.

Слайд №7.

Многие люди уничтожают леса, чтобы на их месте пасти скот. Когда скотина съест всю траву, пастбище превращается в пустыню.

Слайд №8.

Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…

Слайд №9.

Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие, как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.

Слайд №10.

Отработанные газы от промышленных предприятий и автомобильного транспорта загрязняют воздух. Из-за них становится трудно дышать, гибнут растения и деревья.

Слайд №11.

Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так.

2. Работа в рабочей тетради

– Откройте тетради на странице 10, найдите задание №1
– Прочитайте задание.
– Какое влияние на природу может оказывать человек? (Положительное и отрицательное.)
– Рассмотрите картинки.
– Найдите примеры положительного влияния человека на природу. В квадратике поставьте «+». Приведите свои примеры положительного влияния человека на природу.
А теперь найдите примеры отрицательного влияния человека на природу. В квадратике поставьте « – ». Приведите свои примеры отрицательного влияния.
Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.

Слайд №12.

3. Игра «Назови правило»

Слайд №13.

– Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Не рвите цветы.
6. Не убивайте животных.

IV. Лекция учителя

– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

Слайд №14.

Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей. Подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.

Слайд №15.

Многие виды больших китов находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из-за жира, мяса, костей. Хотя в большинстве стран сейчас охота на них запрещена законом. Люди всё-таки убивают их или ловят случайно в сети.

Слайд №16.

Носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за рогов. В некоторых частях Африки люди, защищающие носорогов, срезают им рога, чтобы охотники оставили их в покое.

Читайте также:  Рассказ толстый и тонкий это сатира или юмор

Слайд №17.

Калифорнийские кондоры исчезли в природе. Потому что они медленно размножаются, им трудно добывать пищу и люди охотятся на них. Однако, прежде чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных центрах. Молодых кондоров выкормили вручную до взрослого состояния. Когда стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.

Слайд №18.

Многие бабочки, такие. Как западноафриканская бабочка-совка, исчезли, потому что люди коллекционировали их, а также потому, что были уничтожены те дикие места, где они обычно жили.

Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих уменьшилось на 36, а птиц на 94 вида. В последние годы на Земле ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

Слайд №19.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в нашей стране. Например, многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Слайд №20.

Во многих странах созданы природные заповедники, где животные живут в естественных условиях, не подвергаясь опасности. Люди приезжают туда посмотреть на них. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Слайд №21.

В тайге возле озера Байкал находится гордость России – всемирно известный Баргузинский заповедник. Он славится кедровыми лесами. Горячими источниками. Прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, белки-летяги, рябчики, росомахи.
Росомаха довольно крупный зверь. С длинной, мохнатой шерстью. Питается она в основном погибшими животными и играет в природе роль санитара.
Очень интересна летяга. Это небольшой зверёк, родственник белки. В отличие от неё летяга умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее – планировать на немалое расстояние – до 40 – 50 метров! Роль крыльев у неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами.

Слайд №22.

На севере России, на Таймырском полуострове, расположился Таймырский заповедник. Большой участок тундры взят под строгую охрану. Погода здесь не балует теплом: заморозки и снег бывают даже в июле. Зимой на водоёмах образуется лёд толщиной около 2 метров!
Среди обитателей заповедника – дикие северные олени.
В заповеднике гнездятся редкие птицы: краснозобая казарка и сокол-сапсан. Интересно, что краснозобые казарки часто строят гнёзда недалеко от гнёзд сокола-сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов.

Слайд №23.

Заповедник «Остров Врангеля» расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П.Врангеля.
На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Одно из удивительных животных заповедника – овцебык.

Слайд №24.

Приокско-Террасный заповедник находится на юге Московской области, на берегу реки Оки. Он был создан в 1945 году. Почти всю территорию заповедника занимает лес. Интересно, что здесь можно увидеть самые разные типы лесов. Благодаря такому разнообразию лесов очень богат животный мир заповедника.
Самый знаменитый зверь заповедника – зубр.

V. Работа по учебнику

Откройте учебник на странице 29 – 30. Прочитайте.
– Назовите мероприятия, которые проводятся по охране природы. (Переоборудованы заводы и фабрики, на месте вырубленных сажают новые леса, запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.)
– Куда заносятся сведения о редких растениях и животных? (В Красную книгу.)
– Как называются охраняемые территории? (Заповедники.)
– Рассмотрите фотографии на с.31. Почему они расположены парами? (Слева фотографии с отрицательным воздействием человека на природу, а справа – положительным.)
– Подберите к каждой фотографии надписи. (Дым заводов и фабрик. Сточные воды. Здесь побывал человек. Современные заводы и фабрики. Лесопосадки. Чистый воздух.)

VI. Работа в рабочей тетради

– Найдите на странице 12 задание №4.
– Прочитайте задание.
– Разгадайте кроссворд. Внимательно рассмотрите рисунки и впишите названия животных и растений. (Зубр, кабан, сосна, тетерев, ель, дуб, олень, лисица, барсук.)

VII. Итог урока

– О чём вы сегодня узнали на уроке? (Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.)

Слайд №25.

– Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
– На перемене ознакомьтесь с выставкой книг о природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать.

Источник

Познавательное и интересное