Рассказ почему автор валентина осеева

Сказки

Валентина Александровна Осеева

Фото Все

Валентина Осеева — биография

Валентина Осеева – советская писательница, педагог. Автор детских книг о добре и справедливости, на которых выросло несколько поколений.

Произведения Валентины Осеевой – это истории о людях и животных, о событиях, которые происходят в жизни друзей, соседей, одноклассников. Как поступить правильно в той или иной ситуации, и как жить по совести? Об этом и многом другом расскажут книги замечательной советской писательницы и педагога Валентины Александровны Осеевой.

Детские и юношеские годы

Валечка родилась 15 апреля 1902 года в Киеве в семье инспектора элеватора и сотрудницы отдела корректуры столичной газеты. Девочка была младшим ребенком, кроме нее в семье росли две старшие сестры – Галя и Анжелика. Родители – Александр и Ариадна принимали непосредственное участие в революционной деятельности, поэтому семье часто приходилось переезжать с места на место. В доме Осеевых частыми гостями были жандармы, которые устраивали внезапные обыски с целью найти запрещенную литературу.

Одно из многочисленных мест жительства Вале запомнилось особенно. Это была дача на Барабашиной поляне в пригороде Самары, на берегу величественной Волги с ее крутыми оврагами, пароходными гудками и вечной суетой на причале. Пока родители были на работе или занимались революционными делами, будущая писательница убегала на реку и проводила там целые дни. Она носилась с местными босоногими ребятишками, водила дружбу с рыбаками и много общалась с портовыми грузчиками.

Валентина Осеева

Валечка была ребенком с обостренным чувством справедливости, она считала, что каждый человек должен жить и поступать так, как велит совесть. Она сочувствовала и сопереживала всем окружающим людям, которые были вынуждены тяжело и много трудиться. Впоследствии она написала почти автобиографическую повесть «Динка», где рассказала о тяготах жизни простого рабочего народа. Большинство ситуаций, описанных в книге, являются реальными фактами, произошедшими с писательницей и ее близкими. Прототипами героев произведения стали ее друзья и родственники: сама Валя предстала в образе Динки, а ее сестры Анжелика и Галя воплотились в Мышку и Алину.

Осеева начала обучение в гимназии Киева, но из-за очередного переезда школу пришлось оканчивать в Житомире. Будучи ученицей, Валя мечтала стать актрисой и служить в театре. Получив школьный аттестат, она сдала вступительный экзамен в Киевский институт имени Лысенко, и стала студенткой факультета драматургии. Однако, вскоре семье пришлось переехать в Москву, а затем в Солнечногорск. Девушка была вынуждена бросить театральный институт и попрощаться с мечтой детства. Дальнейшая ее биография пошла совсем по другому пути.

Педагогическая работа

В 1923 году мать Валентины по заданию партии начала работу в трудовой коммуне имени Клары Цеткин, расположенную в Солнечногорске. Воспитанницами коммуны были девочки-беспризорницы, чьи родители погибли на гражданской войне или во время революции.

Однажды двадцатилетняя Валя Осеева побывала у матери на работе. Пообщавшись с воспитанниками, она вспомнила свое детство и голодных, плохо одетых друзей. Девушка вдруг поняла, что ее призванием является именно это – воспитание и обучение детей. Так она и стала педагогом. В написанных позже рассказах, повестях и сказках Валентина Александровна учила ребят состраданию и добру, показывала им жизненные ценности, зажигала в их душах огонь справедливости.

Творчество

Детская коммуна стала большой главой в биографии Валентины Осеевой – здесь она проработала шестнадцать лет. Именно в стенах этого учреждения в полной мере раскрылся ее писательский талант. Она сочиняла для ребят короткие пьесы и рассказы, которые впоследствии превращались в театральные постановки и разыгрывались воспитанниками на сцене.

Валентина Осеева в творческом процессе

Публикация произведений Осеевой началась с рассказа «Гришка», который она отнесла в редакцию, поддавшись уговорам детей. Книга была издана в 1937 году, а еще через три года маленькие книголюбы с удовольствием зачитывались повестями и рассказами из сборника «Рыжий кот».

Началась Великая Отечественная война, и семью начинающей писательницы эвакуировали в Башкирию, где Валентина нашла работу воспитательницы детского сада. Изучив башкирский язык, она занялась переводом народных детских сказок на русский. И разумеется, продолжала писать свои собственные произведения. Ее сказки, повести и рассказы, учащие добру и честности, актуальны и сегодня – их читают не только дети, но и их родители.

Книги Валентины Осеевой

Изданных произведений писательницы не так уж и много, но все они живут в сердцах читателей: «Волшебное слово», «Динка», «Три товарища», «Отомстила», «Синие листья», «Васек Трубачев и его товарищи» и многие другие. В 1952 году произведения Валентины Александровны получили высокую награду – Сталинскую премию. Этой наградой Осеева никогда не хвалилась, даже друзьям о премии стало известно из прессы.

Личная жизнь

Замужем детская писательница была дважды. Первым ее мужем стал Сергей Хмелев, спасший ее во время бунта, поднятого беспризорниками в коммуне. Как сказочный принц, он примчался на белом коне и уладил конфликт. У супругов родился сын, которому дали имя одного из героев произведений Осеевой – Ленька.

Сергей был любителем приударить за женским полом, и возможно, по этой причине брак распался. Но в воспитании сына отец принимал самое непосредственное участие, а в годы войны даже забрал его с собой на Дальний Восток.

Вторая любовь в личной жизни Валентины пришла уже на шестом десятке. Встретив писателя Вадима Охотникова, совсем уже взрослая Динка вдруг по-настоящему влюбилась. Поженившись, они переехали в Крым, где часами гуляли по набережным и прилюдно целовались.

Читайте также:  Сказки о честности названия

Смерть

В 1964 году Вадима не стало, и Валентина очень тяжело переживала утрату. Она перебралась обратно в столицу, где прожила без любимого всего пять лет. В июле 1969 года, в возрасте 67 лет Валентина Осеева скончалась.

Могила Валентины Осеевой

Любимую детскую писательницу похоронили на одной из аллей Ваганьковского кладбища, неподалеку от моста, построенного ее отцом.

А Динка живет до сих пор. Со страниц книг она продолжает воспитывать детей, как завещала ей создательница.

Произведения

Ссылки

Источник

Краткое содержание Осеева Почему? для читательского дневника

Год написания: 1943 Жанр: рассказ

Мальчик сидел за столом и разглядывал висевшую на стене фотографию своего отца. Его уже не было в живых. Мальчик раскачивался на стуле и играл со своей собакой, которая сидела под столом. Сильно раскачавшись, он ухватился за скатерть, со стола упала чашка и разбилась вдребезги.

На шум выбежала мама и очень расстроилась, когда узнала, что разбилась чашка отца. Мальчик испугался и сказал, что чашку нечаянно разбила собака.

Мама рассердилась и сказала, что теперь Бум будет жить в будке и вывела его на улицу.

Наступал вечер, мальчик чувствовал себя виноватым, он видел, как Бум лежит на крыльце и смотрит на дверь. Мальчик очень переживал, что собака останется ночью на улице, он боялся, что ему будет холодно и одиноко.

Он вышел из дома и сел рядом с Бумом, он увидел, как мама стояла у окна и смотрела на них.

После ужина пошел дождь, мальчик лежал на кровати и прислушивался. Он слышал, как лаял Бум и просился домой. Мальчик не выдержал и поспешил к маме в комнату. Он признался, что это он разбил папину чашку и попросил впустить собаку.

Вместе с мамой, они тут же побежали открывать дверь. Бум забежал мокрый и довольный, что он наконец-то дома.

В эту ночь они не могли заснуть. У всех троих в голове был вопрос почему.

Рассказ учит читателя быть смелым, не бояться признавать свою вину и отвечать за свои поступки.

Читать краткое содержание Почему?. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Осеева. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Почему?

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Пьеса Джорджа Гордона Байрона Каин, написанная в 1821 году, стала главным достижением его трагической драматургии. Поэт представил её как мистерию, так называли средневековые драмы с религиозным сюжетом

В сказке рассказывается: о всех бедах и невзгодах, которые обрушились на бедного, некрасивого внешне, но доброго и чуткого внутри маленького Мука.

Произведение по жанровой направленности является автобиографическим романом, повествующим о юношеском периоде жизни писателя и его первой любви.

У усадьбы Графа Карагаева со временем построили пионерский лагерь. Миша Поляков должен руководить отрядом этого лагеря. Их цель повысить уровень грамотности в ближайшем селе. Среди пионерами и местными ребятами образовалась крепкая дружеская связь.

1865 год. Томас Майн Рид пишет роман «Всадник без головы». В основу произведения легли истории, произошедшие с автором в Америке. Главное, что сюжет касается героев, которые живут в 50-х.г.г. девятнадцатого века на территории Техаса.

Источник

Валентина Осеева рассказ «Почему»

Текст рассказа Валентины Осеевой «Почему», читать онлайн — 5 минут.

— Смотри, Бум… — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон…

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Уши мои горели. Я развёл руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай…

Читайте также:  План по сказке золотая рыбка литература 2 класс

— Ты очень испугался? — повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала:

— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа…

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом… Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь… Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробежали у меня по спине. Если б чашка не была папиной… и если б сам папа был жив… Ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное… И я боялся не наказания — яс радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше…

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама.

Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникла ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её:

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и не мигая смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было своё «почему».

Источник

специалист в области арт-терапии

2 «А». Литературное чтение.

10 марта 2020 г. Колодкина Р.Н

Студент Секерцыш Фёдор Владимирович.

Развивающие: развить речь у учащихся, мышление, навыки выразительного чтения.

Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, любовь к животным, выполнять и соблюдать правила безопасности.

Личностные: умение оценивать свои эмоции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Читайте также:  Рассказ как девочка учила котенка говорить

Познавательные: умения анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданнуютему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах, в мини группах. Оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Сказка. Главная мысль.

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Просвещение 2018г.; Портрет В.А. Осеевой.

Групповая, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность.

Здравствуйте, ребята! меня зовут Фёдор Владимирович и сегодня у вас проведу литературное чтение я.

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Учебник, тетрадь. Пенал.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы начнём урок, друзья.

Проверяют готовность к уроку.

Умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

Актуализация знаний учащихся

Читает пословицу: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

— На прошлом уроке мы читали рассказ «Хорошее».

— Валентина Александровна Оссева.

— Этот рассказа был о мальчике по имени Юра, который думал о том, что бы ему сделать хорошего и при этом прогонял всех пока он думает, тем самым обижая их.

— Потому что она говорит о том, что нужно делать что-то хорошее, не думать или просто говорить об этом.

Умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Постановка проблемной ситуации

— Верно. Как раз – таки она и написала тот рассказ, который вы читали на прошлом уроке.

— Итак ребята, прослушайте внимательно биографию писательницы, один из рассказов которой мы с вами сегодня прочтём. Валентина Александровна Осеева появилась на свет 28 апреля 1902 года в Киеве, в семье редактора газеты. С 1919 года обучалась актерскому мастерству в Киевском институте им. Н.В. Лысенко.

В 1923 год у Валя, вместе с семьей, переезжает в Москву, в Солнечногорск. Валентине пришлось отказаться от детской мечты о сцене. Своё истинное призвание, воспитание детей, Осеева нашла во время посещения трудовой коммуны для беспризорных детей.

В течение 16-ти лет (с 1924 по 1940 гг) Валентина Александровна работал воспитателем в государственных учреждениях для детей-сирот. В период Второй Мировой войны была эвакуирована в Башкирскую АССР, где работала воспитателем в детском саду.

Осеева очень любила работать с детьми. Это стало главной причиной того, что писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе. Её первая книжка «Рыжий кот» была напечатана в 1940 году.

В 1952 году была награждена Сталинской премией третьей степени за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи». В этом же году вместе с мужем, Вадимом Дмитриевичем Охотниковым, переезжает в Старый Крым поселок Изюмовка.

Повесть «Динка», написанная в 1957 году, во многом отражает жизнь писательницы. Главная героиня повести честная, добрая и смекалистая девчонка полюбилась советским детям.

Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают как правильно поступить.

Валентина Александровна скончалась в Москве, 5 июля 1969 года.

Внимательно рассматривают портрет.

— Её зовут Валентина Александровна Осеева.

Внимательно слушают биографию.

Умении извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Источник

Урок усвоения новых знаний по литературному чтению, по теме В.А.Осеева «Почему?»

Содержимое разработки

Тема урока: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.

Универсальные учебные действия.

Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
— Уважать мнение одноклассников.
— Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
— Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
— Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Позновательные:
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
— Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух,; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев;; соотносить чувства героя с состоянием природы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник литературы, УМК «Гармония» 3кл; учебная презентация.

Содержание урока. Деятельность учителя

Источник

Познавательное и интересное