Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе В.Осеевой «Почему?»
Главный герой рассказа В.Осеевой «Почему?» — маленький мальчик. Он раскачивался на стуле, сидя за обеденным столом. Рядом с ним находился пес по кличке Бум. В какой-то момент стул качнулся особенно сильно и мальчик ухватился за скатерть, чтобы не упасть. Со стола упала чашка и разбилась.
Это была папина чашка. Отец мальчика погиб, и вещи, оставшиеся в память о нем, тщательно оберегались. Когда в столовую вошла мама мальчика и спросила, каким образом разбилась чашка, мальчик, боясь быть наказанным, обвинил во всем собаку.
Мама приняла решение, что Бум больше не будет находиться в доме, а будет жить в будке во дворе. Она вывела пса на улицу и запретила пускать его в дом. В течение дня мама пыталась выведать у мальчика, не он ли случайно разбил чашку, но герой рассказа упрямо сваливал всю вину на собаку.
Весь день наказанный пес стремился попасть в дом; мальчику было очень жалко его. Но сознаться в том, что это он разбил чашку, герой рассказа тоже боялся. Когда стемнело, и мальчик уже лег спать, поднялся сильный ветер и пошел дождь. Представив, как плохо сейчас Буму во дворе, мальчик не выдержал, побежал к маме и признался ей в содеянном.
Вместе они привели промокшего пса в дом, высушили его и вскоре все легли спать. Каждый думал о своем: пес не мог понять, почему его целый день не пускали в дом, мама пыталась разобраться, почему сын ей солгал, а мальчик думал о том, почему мама не стала его ругать за разбитую чашку и даже обрадовалась, когда он сознался в содеянном.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная тема рассказа — тема человеческого вранья.
Главный смысл рассказа Осеевой «Почему?» заключается в том, что за проступки надо всегда отвечать самому, а не сваливать вину на другого. Мальчик переложил вину на собаку, и его мама поняла это, но она решила проверить, сможет ли мальчик осознать свою вину и самостоятельно признаться в содеянном. Рассказ учит быть честным и ответственным. Мальчик понял, что он был не прав, переложив свою вину на собаку, и он нашел в себе мужество признаться маме в проступке.
В рассказе Осеевой «Почему» мне понравилась мама главного героя. Она поступила очень мудро, отправив пса на улицу. Тем самым она преподала сыну урок. Наблюдая в течение дня за страданиями Бума, мальчик понял, что по его вине пес незаслуженно наказан, и он самостоятельно принял решение признаться маме в проступке.
Какие пословицы подходят к рассказу «Почему?»
Без вины виноват.
Не вали с больной головы на здоровую.
Ложь — тьма, правда — свет.
Тайное всегда становится явным.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Характеристика героев в произведении В.Осеевой «Почему?».
специалист в области арт-терапии
Урок литературного чтения
Тема: Характеристика героев в произведении В.Осеевой «Почему?». Разноцветные страницы
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Осеевой; развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту, анализировать и делать выводы; развивать навыки правильного и осознанного чтения; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план; воспитывать честность и ответственность за свои поступки.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Оборудование: портрет В. Осеевой;
Формы, методы, методические приемы
I .Организационный момент
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай трудиться!
Все расселись по местам,
По секрету скажем вам:
— Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, любознательность, активность.
Включение в деловой ритм.
Готовятся к работе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II Речевая разминка
Цель этапа: чёткое проговаривание слов
Прочитайте скороговорку Е. Благининой «Простокваша» на с. 104 учебника
Простокваши дали Клаше –
— Не хочу я простокваши,
Дали вместо простокваши
— Не хочу я просто каши,
Так – без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
— Научитесь читать эту скороговорку быстро
Читают с разным темпом
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
III Этап проверки домашнего задания
Цели этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания учащимися
Учитель смотрит на сколько правильно выполнил домашнее задание ученик.
Стр.93-95 читать, отвечать на вопросы.
Ученики показывают домашнее задание учителю.
Осеева Валентина рассказ «Почему»
Читательский дневник по рассказу «Почему» Валентины Осеевой
Автор: Валентина Александровна Осеева
Название произведения: «Почему»
Главные герои: пёс Бум, мальчик, мама.
Характеристика главных героев:
Мальчик — шкодник и затейник.
Не хватило смелости признаться маме в содеянном проступке.
Пожалел невиновного пса и признался маме.
Мама — справедливая и мудрая женщина.
Поверила сыну и не стала разбираться в сложившейся ситуации.
Бум — безобидный и добрый пёс.
Был наказан, хотя ничего не сделал.
Краткое содержание рассказа «Почему»
Мальчик катался на стуле, и в один момент упал с него.
За собой он потащил скатерть, разбив тем самым чашку покойного папы.
Мальчик побоялся сказать маме правду и свалил всю вину на пса Бума.
Мама выгнала пса на улицу и сказала, что собака станет жить в будке.
Мальчику было жаль пса.
И когда начался дождь, он признался маме.
Бума срочно запустили в дом.
План рассказа:
1. Мальчик катается на стуле.
2. Падение и разбитая чашка.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Почему»
Главная мысль рассказа в том, что ложь никогда не будет оправданием.
Основная идея рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, не сваливая вину на других.
Чему учит рассказ
Рассказ учит, что нельзя врать ни при каких обстоятельствах.
Учит быть открытым, честным, уметь признавать ошибки.
Учит любить домашних животных.
Краткий отзыв по рассказу «Почему» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что иногда важно сразу признаться в своём проступке, чем страдать долгое время, ощущая собственную вину.
И что никогда нельзя сваливать вину на другого, особенно если он не может ничего сказать в своё оправдание.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось объяснить читателю, как нельзя поступать.
Почему лучше признаться и понести наказание, чем обвинить другого.
Мне понравилось, что мальчик нашёл в себе силы признаться.
Он сильно переживал о собаке и этого говорит о том, что он был добрый и отзывчивый.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что обвинить другого легко.
А признать свою ошибку тяжело.
Но совесть не даст человеку спокойно спать, зная, что где-то рядом страдает невиновный.
Пословицы к рассказу:
Лучше печальная правда, чем радостная ложь.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Где правда, там и счастье.
Били Фому за Ерёмину вину.
Повинную голову меч не сечёт.
Словарь неизвестных слов:
Черепок — осколок посуды.
Бахрома — висящие нити, тесьма.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»
Мама долго не спала. Она тоже думала:
«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»
И я тоже думал, лёжа в своей кровати:
«Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
Ещё читательские дневники по произведениям Валентины Осеевой:
Библиотека произведений автора пополняется.
Методические рекомендации. Характеристика главного героя (на основе рассказа В.Осеевой » Почему?»)
специалист в области арт-терапии
Характеристика литературного героя
(по содержанию рассказа В.А. Осеевой «Почему?»)
учитель начальных классов
Второй Санкт- Петербургской Гимназии
1. Цели и задачи:
· совершенствование навыка чтения;
· извлечение и анализ нужной информации из художественного текста;
· прогнозирование содержания текста по уже имеющейся информации;
· формирование умения анализировать характер героя через описание его внешности, его речь, поступки;
· расширение словарного запаса учащихся;
· формирование умения полно и развернуто отвечать на вопросы к тексту;
· развитие связной устной и письменной речи учащихся, умения высказывать своё мнение о прочитанном;
· развитие мышления, памяти, концентрации внимания;
2. Текст произведения
Послышался звон. Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
Уши мои горели. Я развёл руками:
— Он немножечко подпрыгнул. и лапами.
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.
Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.
Но я перебил её, торопясь и заикаясь:
— Это не я. Это Бум. Он подпрыгнул. Он немножечко подпрыгнул. Прости его, пожалуйста!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.
— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа.
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с «Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
— Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
— Хоть в кухню. мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума.
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”
Мама долго не спала. Она тоже думала:
“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”
И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”
В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.
Как я работаю над расказом
В.А. Осеевой «Почему?»
Один и тот же текст разные ученики читают и понимают по-разному. Каждый видит в нем свое. Для учителя важно довести до сознания ребенка те вещи, которые в силу возраста не видны ему сразу.
В настоящее время существует немало исследований, посвященных проблемам современного урока чтения. Мне хотелось бы поделиться с коллегами своим (пусть еще и небольшим) опытом работы над художественным произведением.
Для анализа я выбрала рассказ В.А. Осеевой «Почему?» Большинство моих учеников (в силу своего возраста, маленького жизненного опыта и небогатого опыта работы с произведением) восприняли идею этого рассказа как назидание. Рассуждая о том, зачем В.Осеева написала этот рассказ, они говорили: «Рассказ написан для того, чтобы другие дети не обманывали родителей», «тайное всегда становится явным». Но ведь при таком понимании идейно-художественного смысла рассказ становится всего лишь иллюстрацией к тому, что уже давно известно: читатель и до знакомства с произведением знает, что лгать нехорошо. В ходе анализа этого произведения я предприняла попытку показать своим ученикам, что автор создал это произведение вовсе не для того, чтобы «дети не обманывали родителей», чтобы «они сразу признавались». Гораздо важнее для Осеевой раскрыть внутренний мир героя, его мысли и переживания, показать, как изменяется герой, когда в его душе «просыпается» голос совести. Для этого я использовала такие приемы анализа текста, как сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора, сопоставление картины природы и душевного состояния главного героя. Глубинный смысл произведения Осеева выражает многообразными выразительными средствами: интонацией, прерывистостью и плавностью речи персонажей, особым подбором слов. Мои ученики попытались, к примеру, показать, что в предложении «Это. Бум!» пропуск многоточия приведет к изменению интонации, а значит, к изменению смысла читаемого и восприятия поступка героя.
В ходе предварительной подготовки мною были поставлены следующие цели урока:
1. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять все произведение.
2. Показать, что в центре данного произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
3. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.
Этому произведению я посвятила два урока. На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом.
После прочтения первой части ученики высказывали свое мнение о главном герое, а также предположили, каким может оказаться продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на аудиокассету. Второй урок был полностью посвящен анализу рассказа.
Учитель. Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?» Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению, попробуем в известном тексте открыть для себя что-то новое. Сейчас я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое.
Выслушиваются высказывания детей, которые сводятся в основном к тому, что ученики осуждают поступок главного персонажа, называют его «обманщиком и предателем», жалеют собаку и маму.
– Какой-то непривлекательный получился у нас герой. Давайте теперь обратимся к тексту и попытаемся понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику. У каждого на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое-что изменила. Прочитайте этот отрывок.
Отрывок взят из первой части рассказа. Начинается со слов: «Стол выскользнул из моих рук». Заканчивается словами: «Он немножечко подпрыгнул. и лапами. «
– А теперь сравним этот отрывок с текстом рассказа. Что я изменила или пропустила?
Изменения фиксируются на доске заранее подготовленными карточками с выдержками из произведения.
Дети. Вы вместо «тихонько сполз» написали «встал».
У. Но ведь и так все понятно. Попробуйте изобразить, как главный герой встал (показывает один ученик) и как он тихонько сполз (показывает другой ученик). Есть разница?
Д. Есть. Встал – значит, он ничего не боится и делает это уверенно. А когда мальчик тихонько сползает, значит, он понимает, что натворил, и делает это неуверенно, боязливо.
У. Как точно вы подметили, к чему может привести замена всего лишь нескольких авторских слов! Давайте искать дальше.
Д. Вы пропустили слова: «сердце замерло, язык заплетался, колени у меня дрожали, уши мои горели».
У. Но мы и без этих слов понимаем, что мальчик обманул маму.
Д. Если пропустить эти слова, то получается, что герою просто и легко обмануть маму, свалить вину на собаку. Делает он это без стыда, не стесняясь. А вот с этими словами мы понимаем, что мальчик обманывать не умеет.
У. А ведь можно даже предположить (Осеева не пишет об этом), что обманывает мальчик в первый раз, что раньше ему не приходилось этого делать. Ребята, если бы Осеева хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, стала бы она писать эти слова?
Д. Наверное, нет.
– А еще вы не поставили многоточие в предложении » Это. это. Бум». Без многоточия получается, что мальчику нетрудно обвинить своего друга. А с многоточием получается, что мальчик волнуется, с первого раза ему даже не удается произнести кличку собаки.
У. Молодцы, ребята! А можно ли теперь догадаться, как относится писательница к своему герою?
Д. Мне кажется, что ей жалко мальчика. Да, он обманывает, но делает это неумело.
У. Но почему же все-таки мальчик не признался сразу.
Мнения детей разделились. Одни считали, что мама мальчика накажет за разбитую чашку. Другие утверждали, что герой очень сильно испугался, поэтому и не признался.
У. Перечитайте, как пишет об этом Осеева.
Д. «. ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. » и «. но мама так берегла все папино. «
У. Получается, что и в первой части рассказа В.Осеева пишет: «. так берегли», и во второй части снова повторяет: «. так берегла». Выходит, автор повторяет одно и то же. Зачем? Может, попробуем обойтись и без слова «так»? Читаем, что получится без слова «так».
Дети выполняют задание.
– Все понятно? Ничего не изменилось?
Д. Да, все понятно.
– Нет, без слова «так» мы не поймем, что чашка была очень, очень дорога маме и сыну. Ведь фотография и чашка – это все, что осталось от папы.
У. Вот вы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово! Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?
Д. Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.
У. А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?
Д. Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.
Описание внешности мамы фиксируется на доске.
– У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась.
– Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум (собака), ее лицо, шея и уши стали розовыми.
У. Как вы думаете, о чем могла думать мама?
Д. Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?»
У. А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?
Д. Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: » Если ты нечаянно. «
У. Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?
Д. Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.
У. Легко ли было маме принять такое решение?
Д. Я думаю, что нелегко. Ведь и она любит Бума!
У. Во второй части рассказа Осеева приводит описание природы перед дождем. Давайте перечитаем его.
На доске появляются слова: небо потемнело, за окном черно, страшное, тоскливое и пугающее собралось за окном.
– Ребята, а зачем автор приводит это описание природы? Неужели Осеева не умеет писать коротко?
Ученики притихли, задумались. Никто не решается ответить.
– Хорошо. Я вам немного помогу. Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала Осеева. Какие краски вы выберете?
Д. Я выберу серые, даже черные краски. Нарисую, как качаются деревья. По небу плывут черные тучи.
У. А теперь прочитаем, что происходит в душе мальчика.
На доске появляются слова: «на сердце тяжело», «мурашки пробегали по спине», «вина становилась все больше», «кусал ногти», «утыкался лицом в подушку», «не мог ни на что решиться».
– А какие краски вы выберете, чтобы изобразить душевное состояние героя?
Д. Я выберу темные тона: серые, черные, темно-синие.
У. Вы обратили внимание, что и природу, и состояние души героя вы изобразите темными красками. В природе происходит волнение перед дождем, и главный герой тоже волнуется, мучается, переживает за своего друга. Описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.
Что подтолкнуло мальчика принять решение? Прочитайте об этом.
Д. «И вдруг в мое стекло с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее.
– Мама! Это я разбил чашку. Это я, я!»
У. Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Ребята, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?
Поднимается вверх одна рука.
Д. Совесть не давала ему покоя.
У. Молодец! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?
Д. Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него.
– А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучался, переживал за собаку.
У. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.