План-конспект урока литературы по рассказу Алексина «Подумаешь, птицы. » 6 класс
специалист в области арт-терапии
План урока внеклассного чтения в 6 классе
по рассказу А.Г. Алексина «Подумаешь, птицы. » «Зорко лишь одно сердце…»
Учитель Федосова Ольга Анатольевна МБОУ «Школа №54» г.Рязани
— обучающие: осмыслить и проанализировать рассказ,
формировать понятие о сюжете, его элементах,
формировать умение находить в тексте элементы сюжета, умение объяснять роль художественных особенностей (противопоставления);
— развивающие: развивать умение создавать характеристику литературного героя (использовать биографию героя, сведения о характере, внутренний монолог, речевую характеристику, место героя в системе образов, авторскую оценку), умение выявлять роль героя, детали;
развивать речь учащихся, развивать навыки анализа художественного произведения, развивать умение обосновывать своё суждение, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
— воспитательные: воспитывать внимательных и грамотных читателей, развивать способность сопереживать, сочувствовать, постигая глубинный смысл художественного произведения, способствовать духовному развитию личности.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал (схема композиции рассказа)
Виды учебной деятельности:
-выявление элементов сюжета в рассказе,
— подбор синонимов к данному слову,
-выявление роли многоточия в идейном содержании рассказа,
-создание символа урока.
1.Оргмомент. Слово учителя.
Тема нашего урока « Зорко лишь одно сердце». Запишем в тетради.
Цель урока – рассмотреть, проанализировать рассказ А.Алексина
« Подумаешь, птицы. » Слово о писателе. (10мин) Познакомимся с биографией писателя А.Г.Алексина. (Слайд).А.Алексин родился в 1924 году в Москве. До войны публиковался в газетах «Пионерская правда» и «Комсомольская правда». В начале Великой Отечественной войны 17-летний Алексин был эвакуирован на Урал, где работал ответственным редактором газеты «Крепость обороны» на строительстве крупного оборонного завода (Уральский алюминиевый завод).
В 1950 году окончил Московский институт востоковедения. В этом же году издал сборник повестей «31 день», одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя «юношеской повести».
Автор рассказов, повестей, пьес, киносценариев.
Его книги изданы на 48 языках мира, тираж превысил 120 млн. экземпляров.
Награждён высшими советскими орденами (орденом Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени).
Удостоен многих отечественных и международных наград, Международного диплома Х.К.Андерсена, дважды включён в Почётный список имени Андерсена. В 2007 году Международный биографический центр Великобритании включил статью об Алексине в справочник «2000 выдающихся интеллектуалов XXI века», а в 2008 году биографический институт в Америке включил имя писателя в список 500 выдающихся людей XX I века.
Основная тема произведений Алексина – столкновение детей и подростков с миром взрослых. Писатель ставит вопрос перед взрослыми: помнят ли они, как сами страдали от непонимания, легко ли быть ребёнком, можно ли убедить взрослых, когда они сами неправы.
3.Рассмотрим сюжет рассказа.
— Что называется сюжетом?
Каков сюжет данного рассказа?
— 1. Атмосфера нежной любви, безмятежного счастья, взаимопонимания в семье Кольки. Прекрасное время в жизни главного героя.
Охарактеризуйте это время в жизни Кольки, опираясь на цитаты.
«Когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, вручённым ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы»
И мама почему-то не заставляла отца учиться тому, что умела сама (играть в волейбол, бегать на лыжах и хорошо плавать стилем баттерфляй). Но мама научила долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику.
— 2.Но однажды летом отца стали душить частые приступы астмы.
Что говорили доктора по этому поводу?
Что решила мама? «Она умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.»
Где жила летом семья Кольки?
(В домике лесника, в лесу, на берегу реки, вдали от города).
Как подействовал свежий воздух на отца? (Отец посвежел, забыл про свои лекарства, т.е. наступило значительное улучшение).
-3. Но вдруг маме стало плохо. Колька по-настоящему глубоко осознал смысл выражения «земля уходит из-под ног» и понял, что это не преувеличение. Так пишет автор.
-4. Колька стал мрачным и нелюдимым. Как он учился? На тройки. Через три года после трагедии отец женился. В доме всё изменилось.
В чём выражались эти изменения? Колька не мог называть Е.С. мамой, а её дочку сестрой. Почему? Найдите ответ в тексте рассказа. (Именно потому, что новая папина жена употребляла жёсткие слова « Непременно должны стать друзьями, должен, должен»). Друзьями они никак не становились, хотя, по проекту Е.С., это обязательно должно было быть.
Никакого равноправия на деле не получалось. Почему? Нелино пианино, её призвание, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений и призваний. Например, для птиц…
— Что выражает многоточие в этом предложении? Чувства автора, чувства Кольки. Далее в рассказе читаем: «Кольке было обидно, что не только Елена Ст., но и его отец стал сразу очень уважительно относиться к Нелиным занятиям.» И у читателя возникает недоумение: почему уважая одних, мы принижаем других?
( Слайд) Что конкретно изменилось в доме с приходом Е.С.?
Раньше, когда была жива мама, она старалась, чтобы отец не вспоминал о своей болезни.
Е.С. же чуть ли не каждую неделю водила отца к врачам. Заботливо восклицала: «Ты забываешь о своей болезни!» Автор использует приём противопоставления, чтобы ярче выразить свою мысль: мама жила заботами о другом, а Е.С. заботами о себе.
Как Е.С. относилась к памяти о маме Кольки?
Писатель отмечает: Кольке казалось, что новая жена отца бессознательно вытравляла всё, что было связано с памятью о маме. Она делала это не нарочно, просто у неё был такой характер. И другим стал характер у всего дома. Когда приходили гости, Е.С. громко говорила, указывая на портрет Колькиной мамы: «Это первая жена моего супруга. Её звали Еленой Сергеевной. Она была прекрасной женщиной. И нелепо погибла от аппендицита…» Нелепо – это слово ранило Кольку в самое сердце.
Что произошло в тот памятный день? (Отец солгал Кольке. «Она была на кухне», – отвечает он на вопрос сына.
«Где Чёрная Спинка?») Колька бросился на кухню и увидел там пустую клетку. Но пока Колька был в лагере, похоже, о его просьбе никто не вспоминал. Почему так можно утверждать? Потому что его птица была переставлена из комнаты на кухню, рыбу ей никто не покупал, цветок в клетке никто не поливал, и он засох. Но ещё Кольку поразил тот факт, что отец сказал грубо и прямо «Она сдохла».
И последней каплей стали слова Е.С. : «Подумаешь, птицы. » Каков подтекст этих последних слов в рассказе? (В её словах выразилось и снисходительное превосходство, и насмешка, и ирония.) Каким стало отношение отца к Кольке?
Непонимание окончательно наносит глубокие раны в сердце мальчика.
Уважение к окружающим людям – величайшая ценность в жизни, святыня, мера нравственности человека. «Задумайтесь о себе»-, говорит нам писатель. Как мы ежедневно относимся к своим близким? Оглянитесь вокруг, подумайте, всегда ли мы с должным уважением относимся к окружающим? Ведь и добро, и зло возвращаются.
Учитесь быть снисходительными, учитесь любить людей, учитесь прежде давать, а не брать.
Старайся всегда и со всеми быть вежливым, уважать других людей.
Старайся понять и откликнуться на душевное состояние другого человека.
Надо стремиться видеть настроение другого, чувствовать его и правильно реагировать, не причиняя другому боли или неприятности. Это, конечно непросто, но этому обязательно надо учиться.
Есть такое понятие – эмпатия. Это способность постигать и сопереживать эмоциональное состояние другого человека.
А в одной повести А.И.Куприна есть такие строки: «Сердце у него ленивое, холодное. Через этого человека много горя другим будет». Значит, человеку мало быть незлым, вежливым, воспитанным. Надо ещё, чтобы наше сердце было зрячим, не было бы ленивым, холодным, эгоистичным. Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь.
(символизируют импульсы ).Оно чувствует (муз. ноты).
Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей
Ни своих прозрений, ни открытий не держите в тайне от людей.
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живёт богато
До могилы бедствует скупой.
— Кто был более счастлив в жизни?
Е.С. или мама Кольки?
Прочитаем на экране строки Вероники Тушновой:
что надо счастливым родиться,
надо только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце лениво, спесиво,
чтоб за малую малость оно говорило:
Люди могут быть бедными душой, а могут быть богатыми. Мама Кольки была богатой душой?
— Все мы с вами хорошо поработали. Оценки за урок –
Д/з: письменно ответить на вопрос: «1. Какими мы должны быть, чтобы меньше было в мире обид?» К чему призывает читателей автор рассказа?
Какой характер был у мамы Кольки и почему?(слайд )