Рассказ после бала характеристика чувства на балу и после бала

Сказки

Сочинение Чувства в рассказе После бала (на балу и после бала)

Ощущение главного героя во время бала

Главный герой отправляется на бал, во время которого он чувствует неимоверный прилив адреналина. Автор говорит, что он буквально открыли он этим событием, так как вокруг него будут находиться весёлые люди, а также красивая девушка. К слову, в эту девушку он влюблен по уши, считая себя по-настоящему счастливым. По тексту видно, что он буквальным образом пьян от любви, так как испытал это чувство впервые.

Чуть позже рассказчик видит, как отец этой девушки максимально трогательный и заботливой, что буквальным образом поражает его. Мужчина является военным. Ему около 50 лет, однако внешний вид всё равно выдает в нём статного человека, который является очень молодым в душе. Так как отец очень богатый, он не скупится на дорогие наряды для своей дочери, экономя на себе. Он хочет, чтобы у дочери было всё хорошо, подразумевая под этим не только социальную, но и материальную составляющую.

Образ отца возлюбленной контрастирует с внешностью самой девушки. Несмотря на тот факт, что девушка одета по последнему писку моды в дорогие платья, ее отец стоит в старом мундире и самодельных сапогах, что бросается в глаза главному герою. Главный герой считает его образцом для подражания, а их семью настоящим примером того, как должны вести себя родственники. Они мило общаются, не забывают использовать юмор, а также применяют всё, чтобы позаботиться друг о друге.

Развязка после бала

Герой начинает испытывать шок, когда бал заканчивается. Он решил отдохнуть после мероприятия, проснувшись очень рано. Тогда главный герой отправляется на прогулку, где видят полковника. Он видит, как полковник превращается из доброго любящего отца в бездушного военного. Солдаты приводят к нему татарина, которого полковник приказывает жестоко наказать. При этом, полковник собьёт солдата, который плохо исполнял приказ. Герой буквальным образом поражается, так как подобного он еще никогда не видел, чтобы человек в одночасье и менял свой образ с хорошего и доброго в настоящего садиста.

В конце главный герой рассуждает о том, что его таким жестоким сделала система, в которой он ранее служил. Данное произведение уникальна тем, что она строится на контрасте чувств главного героя.

Чувства в рассказе После бала

Несколько интересных сочинений

Вольфганг Амадей Моцарт – виртуоз-музыкант и композитор немецкого происхождения. Он был идейным вдохновителем, на его работах вырос Людвиг ван Бетховен.

Жюли Карагина — это один из второстепенных персонажей книги Льва Николаевича Толстого под названием «Война и мир». Девушка происходит из знатного и богатого рода.

Некрасов известен как поэт, стоявший на страже интересов крепостных. Он всегда болел душой за судьбу практически забитого народа, во многих своих стихах показывал страдания несчастных крестьян, бесправных дворовых,

Весна! С приходом весны зарождается новая жизнь, ведь в это время просыпается вся живая природа. И лес пробуждается от зимней спячки весной, оживает. Смотришь и диву даешься, как он черпает силы, чтобы преобразиться, переодеться.

Слава о русских воинах издавна шла по миру. Неудивительно, ведь такой отваги не было и нет ни у французов, ни у немцев, ни у иных народов. Естественно, военачальники государства уделяли достаточное внимание и оборонным сооружениям

Источник

Характеристика полковника на балу и после бала

Жанр, композиция, действующие герои рассказа

Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем. Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Владиславовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик. Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части.

Облик полковника на балу

Полковник Пётр Владиславович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.

В первой половине произведения автор знакомит нас с отцом Вареньки во время праздничного события. Благожелательные отношения гостей и хозяев дома, милые улыбки, звуки мазурки и вальса поднимают настроение, соответствуют обстановке бала. Описание полковника на вечере гармонирует с атмосферой. Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание. Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Владиславовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею. Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь. На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.

Поведение героя после бала

Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Пётр Владиславович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие. Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Кто виноват

Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Васильевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Пётр Владиславович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.

Источник

Чувства в рассказе После бала (на балу и после бала)

Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.

Чувство, которое окрыляло Ивана Васильевича, было его очередной любовью к одной молодой барышне. В нее он влюбился не в первый раз, но сильнее, чем обычно. Это была дочь полковника Петра Владиславовича. Варенька была восемнадцатилетней девушкой, как казалось Ивану Васильевичу, она была самой красивой девушкой. Стройна и величественна. Любовь к ней не имела границ, его не интересовало, нравится ли он Вареньке. Он был уверен, что его любви хватит на двоих. Как видно из рассказа самого Ивана Васильевича, судьбой Вареньки он интересовался всю жизнь, был в курсе ее личной жизни. Один случай смог повлиять на дальнейшую судьбу его любви, которая со временем стала угасать. Учитывая его восторженные чувства к Варе, изменить свое отношение к ней могло только очень веское обстоятельство.

Такие же восторженные чувства Иван Васильевич испытывал к отцу Вареньки. Полковник был добр, улыбчив, красиво танцевал. По нему было видно, что он готов отдать Вареньке все, он любил дочь. Во время танца, Ивана Васильевича вдруг посетило чувство страха, он боялся, чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Это было словно предчувствие будущих событий.

Так все и произошло. Ранним утром Ивану Васильевичу не спалось. Он отправился на прогулку. Томимый чувствами, оставшимися у него после бала, ноги привели его к дому Вареньки, где он увидел много черных людей, солдат, которые наказывали татарина за побег. Руководил всей армией отец Вареньки. На тот момент Иван Васильевич заметил лишь знакомую фигуру, все остальное было другим. Полковник не улыбался, напротив он был злой, грозный. Тогда молодого человека поразила жестокость этого человека. Его вдруг посетили смешанные чувства.

Читайте также:  Рассказ небольшое по объему прозаическое произведение

После произошедших событий, любовь к Вареньке стала проходить. Человек, с доброй улыбкой, мог позволить себе столько жестокости? Иван Васильевич воспринял все близко к сердцу. Он бы не смог больше находится в присутствии этого полковника. Поэтому Иван Васильевич принял решение держаться подальше от их семьи. В то же время чувства к Варе начали угасать. Это говорит о мягкости его характера, о сострадании к другим людям. Увиденное событие сильно впечатлило молодого парня и отбило охоту стать военным. Вот так вот пришла к завершению его любовь, и прошли восторженные чувства.

2 вариант

Очень разные чувства в двух частях этого рассказа: хорошие в начале, но в конце – плохие.

До праздничного вечера Иван волнуется, спешит… В итоге он доволен, что всё успел. Его мысли заняты Варенькой, к которой он чувствует влюбленность. Конечно, тут и радость от встречи. Иван Васильевич веселый, а когда смотрит на танец Вари с папой, то почти восторженный. Ещё появляется чувство умиления этой семьей, к её отцу – уважение, а ещё благодарность за его нежное отношение к дочери. Всё это практически счастье! Молодой человек от восторга не мог заснуть – хотелось гулять.

Все остальные на балу тоже были в хорошем расположении духа. Вареньке было весело, хотелось танцевать – красоваться. Ей было приятно от внимания Ивана, она явно выделяет его среди остальных поклонников. Её батюшка тоже доволен – ему приятно находиться в гостях, здорово танцевать с дочерью, хотя сначала он заставил себя упрашивать – скромничал. Но это как такая светская игра.

После сцены с солдатами Иван ощущает, как там говорится, себя неловко. Ему так стыдно, что почти тошнит. И почему ему стыдно? Ведь он-то ничего плохого не сделал… Стыдно за «будущего тестя». Когда стыдно за другого, то это чувство даже сильней! Конечно, Ивану и неприятно… А любовь со временем сходит на нет. Когда он вспоминал о Варе, и любовь просыпалась в его сердце, тут же вспоминалась и эта сцена с её жестоким отцом – становилось отвратительно… Так эти чувства практически соединились, но вот только отвращение всё-таки сильней, поэтому оно затмило любовь. Хотя она и была сильной, но неприятные чувства от шока стали сильней…

Он видит и реакцию Петра Владиславовича, когда он его заметил. Тот явно не радуется – не улыбается, а отводит глаза, несколько кривится, делает вид, что не узнал Ивана. Скорее всего, ему стыдно тоже… По крайней мере, неприятно, что он видит знакомого человека. А до этого Петр был очень строг, суров, почти гневался. Солдаты испытывали жалость и стыд, а несчастный – тоску, страх.

Два слова о том, что уже в возрасте Иван Васильевич испытывает хорошие чувства к Варе, но он спокоен. Он знает, что сделал свой выбор – в пользу простых людей. И считает его правильным!

И пусть чувства плохие после бала, но они толкают героя к хорошим поступкам, а в начале хорошие чувства – обман, который мог бы его завести почти в западню. Думаю, что Иван Васильевич не хотел бы однажды стать таким «двойным», как полковник.

Рассуждение

События, описанные автором в рассказе «После бала» происходят друг за другом: вечером и ночью герой наслаждается танцами, атмосферой праздника, а утром он оказывается свидетелем безжалостной сцены. Эмоции, которые он испытал, их наложение друг на друга от двух разных сторон жизни, меняют его представление о насущном, его мировоззрение.

Во время бала герой счастлив, его окружают такие же счастливые люди, он танцует практически все танцы с великолепной девушкой, в которую влюблен, знакомится с ее чудесным отцом. Танец отца и дочери умиляет и поражает героя, трогает струны его души. Перед ним человек примерно 50 лет, статный полковник, который любит свою дочь, который гордится своей дочерью. Даже по такой мелочи, как разница в их одежде, понятно, что отец не скупится на одежду для дочери, при этом он экономит на себе, он носит самодельные старые ботинки и выглядит хоть и скромно, но вполне ухоженно, как подобает военным. Такие отношения между родственниками и сам образ полковника, как верного и любящего отца, становятся для героя примером.

После бала герой, воодушевленный вечером, не мог заснуть и решил прогуляться. Увиденное во время прогулки – полковник при исполнении своих обязанностей – меняет его отношение к этому человеку и развеивает его восторженные чувства, родившееся в нем прошлой ночью. Герой видит процесс жестокого наказания одного из военнослужащих. При этом один из солдат, как показалось полковнику, плохо исполнил свою роль в этом наказании, за что сам незамедлительно подвергается наказанию со стороны полковника – непосредственного начальника.

Не соответствие образов заботливого отца и жестокого, бездушного военного на физическом уровне отражается на герое, ему становится плохо, его тошнит, он испытывает гнев, досаду, разочарование. При этом у героя нет мыслей о том, чтобы осудить такое поведение, такое несоответствие образов. Он наоборот, пытается найти причину таким изменениям, как бы хватаясь за то хорошее впечатление, которое произвел на него отец девушки на балу. Любовь героя к девушке при этом стала проходить, так как он не мог понять, от чего такой добрый, улыбающийся человек, как ее отец, мог быть таким суровым на службе. Скорее всего, мягкий и добрый отец девушки становится жестоким полковником на службе под воздействием жестокой системы, не терпящей возражений, не испытывающей жалости к слабым. При этой системе прав тот, кто физически сильнее, кто не побоится проявить свою силу.

Также читают:

Картинка к сочинению Чувства в рассказе После бала

Популярные сегодня темы

В произведении «Слово о полку Игореве» огромное значение занимает образ природы, который является практически полноценным его героем и помогает автору раскрыть внутренний мир и переживания главных персонажей

Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

Каждый регион в России хранит в себе свою уникальную историю становления таким, каков он есть на данный момент. Любой район или край имеет то, чем он может гордиться. Во многих случаях это деяния предков, которые, так или иначе, повлияли на мир

Это настолько интересный роман, что в нём, кажется, можно найти просто любую тему. Обычно говорят о любви и творчестве, а тут вдруг ответственность. В общем, эта тема не бросается в глаза.

Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности

Источник

Описание бала в рассказе После бала Толстого

Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным: и принимающая гостей чета старичков-хлебосолов, он – предводитель дворянства и камергер; она – дама в бриллиантах, с бюстом, напоминающим портрет императрицы Елизаветы; и сам праздник вызывал восторг.

Бал был великолепный: прекрасный зал с балконом, на котором играл знаменитый крепостной оркестр; замечательный буфет и море шампанского, которого Иван Васильевич не пил, так как был пьян от любви. Зато он до упаду танцевал вальсы, польки, кадрили, чаще всего с Варенькой, в которую был влюблён.

На ней было белое платье, розовый пояс подчёркивал тонкую фигурку. Сияюще белыми были и лайковые перчатки до локтей, и атласные башмачки. Хотя мазурку герой танцевал не с Варенькой, но видел из любого конца залы только её белое платье, прехваченное розовым поясом, ласковые милые глаза на разрумянившемся, с ямочками, сияющем лице.

Все любовались этой юной красавицей. Она отдавала предпочтение герою рассказа, выбирала его во время танца, просила повторить тур вальса ещё и ещё.

В то время как в зале танцевали, в гостиных любители игры сидели за карточными столами. К трём часам ночи должны были подавать ужин. Бегали с подносами лакеи. Главные герои не могли натанцеваться. Разлучаясь на время ужина, Иван Васильевич попросил Варю оставить за ним кадриль и не хотел расставаться с её веером, который оказался у него в руках. Она, оторвав одно пёрышко, протянула ему. Герой был в восторге от этого знака, что его любят.

Центром первой части рассказа, в которой описывается бал, является сцена танца Вареньки с отцом.

Читайте также:  Рассказ про дедушку и бабушку на английском языке

В ожидании ужина все гости стали просили станцевать статного полковника. Он был высокого роста, в военной форме с эполетами. Хозяйка бала обратилась к Варе с просьбой уговорить отца пройтись с нею в танце.

Иван Васильевич рассматривал полковника с интересом. Его звали Пётр Владиславович, он был свежим, красивым, седым стариком, прекрасно сложенным, с выправкой служаки николаевских времён, с по-николаевски же подкрученными усами, белыми бакенбардами, зачесанными наперёд висками. По-военному выпячивающуюся грудь небогато украшало несколько орденов. На лице, как и у дочери, и в губах, и в блестевших глазах была радостная, ласковая улыбка.

Он отказывался танцевать, но затем с улыбкой согласился; снял шпагу, надел на правую руку перчатку, сказав: «Надо всё по закону». Видно было, что он когда-то прекрасно танцевал, но утратил лёгкость и упругость молодости. Всё же он ловко вместе с дочерью сделал два круга мазурки. Варенька грациозно двигалась, подстраивая свои шажки под поступь отца. Все гости с умилением любовались отцом и дочкой, а в конце благодарили их громкими аплодисментами.

Иван Васильевич же отметил для себя одну деталь, которая его очень растрогала: на полковнике были не модные остроносые сапоги, а старомодные, без каблуков, и с четырёхугольными носками, очевидно, сшитые армейским сапожником. Эта экономия на собственных сапогах ради того, чтобы наряжать и вывозить дочь, вызвала у героя умилительно-восторженное чувство.

Иван Васильевич был так счастлив на балу, что любил весь мир, и одного боялся – чтобы что-то не разрушило его счастья.

2 вариант

Наша жизнь интересна и непредсказуема. Что готовит судьба человеку? Как же это прекрасно – жить, познавать мир вокруг, знакомиться, любить, ошибаться, разочаровываться. Очень часто первое впечатление о человеке бывает ошибочным– и хорошо если сначала кажется человек «плохим»,а знакомясь ближе, понимаешь, как же ошибался. В жизни зачастую происходит наоборот… Именно об этом рассказ «После бала» Льва Толстого.

Услышав слово «бал», человек представляет что- то приятное, праздничное, атмосферное. Особенно это было актуально для молодого поколения той эпохи, когда приглашение на бал– это значимое событие. Главный герой произведения «После бала» получил приглашение на бал от предводителя губернии, зная, что и он, и его жена люди простодушные и гостеприимные, с удовольствием согласился. И не ошибся. Гости – лучшие представители знати, великолепно украшенный зал, балкон, на котором разместился оркестр из крепостных музыкантов, богато накрытый стол и пьянящее шампанское, текущее рекой.

Иван Васильевич не пил, он и так был пьян от любви. Варенька, предмет его обожания, тоже была на балу. Одета в легкое белое, а розовый пояс подчеркивал тоненькую фигурку. Ослепительными были белоснежные перчатки и туфельки из атласа. Мазурку Иван Васильевич танцевал не с Варенькой, но видел ее из любого конца зала и не мог отвести взгляд от сияющих глаз, на румяном личике с милыми ямочками.

Во время танцев, ею любовались все без исключения. Она же отдавала предпочтение Ивану Васильевичу, выбирая его руку для танца, с просьбой повторить тур вальса снова и снова.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание бала в рассказе После бала

Популярные сегодня темы

В драме «Гроза» Островский изобразил нравы купечества и мещанства. Автор не находил в них положительных черт и выразил все пороки данного слоя в своем произведении. Олицетворением их являются образы Кабанихи и Дикого.

Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!

Данная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году

Театр зародился в Древней Греции, как вид зрелищного развлечения публики. И на протяжении более двух тысяч лет он не утратил своей актуальности. Но почему же в век интернета и гаджетов театр остается востребованным?

Источник

Анализ рассказа Л. Н. Толстого После бала

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» был опубликован после смерти писателя в 1911 году и входил в сборник в пользу евреев, пострадавших в «кишиневском погроме»*. Изначально данное произведение имело другие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите».

Как и все глубокомысленные произведения Толстого — это, несмотря на свою непродолжительность, тоже изобилует деталями и ставит перед внимательным читателем непростую задачу, а именно: докопаться до истинной сути произведения, которых, как окажется, не одна и все они противоречивы. Данное произведение до сих пор исследуется учеными и библиографами Льва Николаевича, и никто до сих пор не может дать однозначного ответа по поводу его содержания.

Для кого-то это произведение будет о неразделенной любви. Кто-то подумает, что герой, подобно Андрею Балконскому (еще один легендарный персонаж из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир») разочаровался в идее воинской доблести, после увиденного наказания солдата. Возможно, для кого-то полковник, отец возлюбленной главного героя, станет основным антагонистом этой истории и во всех несчастьях будет виноват только он. Но Толстой был бы не Толстой, если бы дьявол не крылся в деталях.

«После Бала» во многом автобиографическое произведение и основано на воспоминаниях автора. В нем поднимаются остросоциальные темы. Тема взросления и становления героя. Прослеживается тема непонимания друг друга разными поколениями.

Сюжет повествует об Иване Васильевиче, который в кругу своих близких слушателей рассказывает о том, что не среда влияет на судьбу человека, а случай. Что все может изменить какой-то непредвиденный момент, к которому человек не был готов и что этот самый момент способен перевернуть все мировоззрение, все идеи и помыслы человека вплоть до самой его смерти. Судя по всему, рассказчик уже пожилой человек, его собеседники начинают над ним подтрунивать, но он продолжает. Он вспоминает о днях своей былой юности, о том, как хотел поступить на военную службу, о балах, о первой любви. О своей первой любви он говорит с таким благоговением и упоением, что собеседники и здесь начинают над ним подшучивать из-за его старомодных взглядов, на что Иван Васильевич сильно обижается, ведь он идеализировал образ своей первой влюбленности и возвел его в статус божества. Он так же упрекает более юное поколение в склонности все опошлить и осквернить. Герой продолжает свой рассказ, он описывает воздушный, почти сказочно-прекрасный бал, об опьяняющем его разум чувстве любви к прекрасной даме. Он говорит о том, как танцевал с ней мазурку до самого утра и как не помня самого себя добрался домой и от перевозбуждения чувств не мог заснуть. Затем в рассказе, до того подернутом какой-то дымкой неестественных мечтаний, наступает пробуждение. Сначала Иван Васильевич описывает дом, в котором живет вместе со своим покойным братом и крепостным, затем он описывает улицу, по которой решил прогуляться, потому что не мог заснуть после волнительной ночи и наконец он окончательно сбрасывает оковы сна, сковывающие его разум все это время.

Герой приходит на поле, где видит, как целый отряд, бьет солдата в качестве карательной меры за попытку бегства из казармы. Эта ужасная сцена навсегда запечатлевается у него в голове. Его начинает тошнить. Ему становится плохо. Герой впадает в лихорадочное состояние. Он видит полковника, который руководит процессом и узнает в нем отца своей возлюбленной, от этого ему становится еще более не по себе.

Заканчивается рассказ тем, что Иван Васильевич говорит:

«Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Эта несправедливость по отношению к беглому солдату, которую увидел главный герой в корне изменило его оставшуюся жизнь. После этого события он не поступил на военную службу и не женился на своей возлюбленной.

Главным героем выступает сам рассказчик, по имени Иван Васильевич. Сначала мы видим его уже сформировавшейся личностью, которая рассказывает о себе же в более юные годы. Т.е. это два персонажа: старый и молодой. Это две разные личности. Иван Васильевич стоик, повествующий о своей юношеской наивности, о том, как он учился и беззаботно веселился в компании друзей. Что главным в его жизни были вечера и балы. Он был молод, хорош собой и его ничего не волновало кроме веселья и кутежа, но однажды в его жизни все переменил один лишь случай. Да, возможно, он был в компании людей, которые способствовали подобному образу жизни, но Иван Васильевич настаивает на том, что лишь случай может заставить человека сделать переоценку ценностей, а не смена среды.

Иван Васильевич – идеалист, сотканный из одних сплошных противоречий. Человек, который сам создал образ идеальной любви и в него же и влюбился. Он не был готов столкнуться с жестокой действительностью, которая в конечном итоге разрушила все его представления и в какой-то степени сломала ему жизнь. Перевернула всю его дальнейшую судьбу с ног на голову. Сцена избиения беглого солдата потрясает его до глубины души.

Читайте также:  Проект литературная сказка прямая наследница сказки народной 5 класс

Все бы это сошло на нет и не возникло бы противоречивых мыслей, можно было бы согласится с героем, ведь он мастерски вводит читателя в заблуждение, если бы не одна деталь. При разговоре с кузнецом, который шел вместе с ним к полю, где избивали солдата, между ними произошел короткий диалог:

– Что они делают? – спросил я кузнеца, остановившегося рядом со мною.

– Татарина гоняют за побег, – сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

— именно слово «побег» играет ключевую роль. Как герой он видит ситуацию только с одной стороны, со стороны наказания и угнетения несчастных крестьян, но уже в армии. Он не обращает внимание на то, что так было заведено для армии тех лет и что телесные наказания были отменены только в 19 веке. Показное наказание за попытку бегства перед всем полком, потому что такой солдат мог убежать во время боя и спровоцировать панику. В армии того времени практиковался механизм «свой-чужой». Все бьющие обозначают, что наказуемый человек для них чужой, а значит они такими не будут. Каждый должен ударить сильно, и полковник за этим следит.

Сегодня этот человек просит о помиловании, а завтра он предаст родину или станет дезертиром. Зверство, описанное в рассказе следует рассматривать в относительных мерах. Но главный герой не хочет понимать этой другой стороны и принимает все категорично. Перед его глазами только изувеченное тело несчастного солдата, его спина, превращенная в кровавое месиво. Тут же у главного героя мелькает в голове ассоциация жесткого обращения с крепостными. Он приравнивает солдат и крестьян к одному сословию и то как другие, более высокого происхождения, погоняют их точно скотину. Ведь все равны перед богом, но какие-то люди ставят себя выше других. Это событие навсегда отталкивает героя от службы в армии.

Любовь главного героя к этой девушке была слишком идеализирована, он слишком сильно превозносил ее в глазах своих слушателей. Сравнивал ее царственной особой, возвышая над всеми остальными. Это восхищение наталкивает на параллель с духовной, сакральной любовью, которые люди испытывают, когда верят в Бога. Отказ от этой любви, это как отход автора рассказа от веры.

Ко всему этому еще примешивается личность полковника, который руководит побоями. В нем рассказчик узнает отца Вареньки – своей первой любви. Возможно, именно этот факт оттолкнул его от неё и «любовь сошла на нет». Что у такой прекрасной и воздушной девушки, такой монстр отец, к которому он тут же начал испытывать отвращение, хотя восхищался им будучи на балу, наблюдая за тем, как тот танцует со своей дочерью. Они оба казались ему идеалом, сошедшим с полотна картины. Но вины полковника тоже нет в том, что именно он был руководителем, ведь он всего лишь выступал в роли винтика под названием «государство».

Герой рассказа не понимает, что государство – это слаженный механизм, где все его граждане всего лишь винтики.

Несмотря на все это, постоянные протесты против телесных наказаний в армии только нарастали, что и отразил в своем рассказе Л.Н. Толстой.

Исходя из всего вышеперечисленного, я считаю, что герой данного произведения – это ненадежный рассказчик. Возможно, данное впечатление производит то, что и сама ситуация двойственная: с одной стороны, явное проявление жестокости в своей самой изощренной манере, с другой стороны вынужденная мера. Тем не менее это не отменяет того факта, что главный герой является инфантильным идеалистом, в глазах которого однажды рухнули его представления, полные заблуждений, о мире, который его окружал.

Второстепенные персонажи описаны по воспоминаниям главного героя. Ими являются полковник, его дочь Варенька и конечно же слушатели. Основной акцент герой произведения делает на описание внешности Вареньки. В его глазах она возвышенное, почти неземное существо. Высокая, стройная с царственным видом, но с ласковой улыбкой и с блестящими глазами. Даже в описании этого образа идеальной женщины чувствуется как герой умышленно ее идеализирует, над чем и подтрунивают слушающие его люди. Отец Вареньки тоже имеет два облика, тот, что на балу и тот, что после бала. Идет противопоставление одного образа другому. На балу это высокий, красивый, статный и свежий старик, похожий на Николая I, когда как уже утром он видит настоящего тирана, который одним своими видом повергает окружающих людей в ужас и страх. И наконец слушатели, которые так и норовят подколоть старика. Они явно моложе его, на что намекают их расхождения во взглядах на любовь, общение и дружбу. По началу герой не хочет рассказывать им свою историю, но они подогревают в нем интерес наводящими вопросами, благодаря которым их беседа вылилась в целый рассказ.

Композиционно произведение представляет собой «рассказ в рассказе» или принцип «матрешки». Такой прием используется автором, когда в основное произведение укладывается дополнительный рассказ от действующего лица одного из героев. В данном случае от лица Ивана Васильевича. Основное произведение является рамкой для вставленного в него произведения или рассказа.

Рассказ написан литературным языком. В нем присутствуют слова на иностранном языке, что указывает на высокий статус автора: «Encore», «la Nicolas I», «ma chere». Данный прием также вводит нас в реалии эпохи того времени и что в России 170 лет назад действительно господствовала иностранная культура. В высшем обществе было принято говорить на французском, немецком или английском языках, говорить по-русски считалось плохим тоном. Так же присутствует восходящая градация в предложении: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.», «То тихо и плавно, то шумно и бурно», являются градацией. В тексте присутствует вопросно-ответная форма изложения: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.», «– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль.» В рассказе много раз повторяются слова «умилился», «умиление», что указывает на манерность главного героя и его постоянное витание в мечтах.

Весь рассказ выстроен на некой антитезе, на сопоставлении бального зала с его искусственным освещением, с естественным рассветом нового дня, что намекает на искусственность, жеманность и лицемерность высшего общества и что ничего нет прекраснее естественной красоты и искренности. На сравнении с высокомерными и кичливыми людьми, которые окружали героя на балу, и потом, когда он шел по улице с простыми рабочими крестьянами. И наконец на противопоставлении образа полковника, как отца Вареньки на балу при всем параде и того черствого и бездушного солдафона, с которым герою пришлось встретится в самом конце.

Рассказ «После бала» несет очень глубокий нравственный и социальный посыл. В нем идет речь о смене эпох, когда идеализированная реальность, с ее оторванным от реальности жеманным высшим обществом, столкнулась с той самой жестокой действительностью, разбившись вдребезги. Для меня произведение искусства, является настоящим искусством только в том случае, если при взгляде на него задаешься вопросами, на которые не можешь дать однозначного ответа. Исходя из всего вышесказанного я все равно считаю, что что-то упустила из вида и это парадокс для столь маленького произведения. С развитием интернета и практически безграничного потока самой разной информации в человеке вырабатывается системный подход к решению той или иной проблемы. Современные технологии позволяют нам рассматривать или анализировать проблему с разных сторон или объемно. Чем больше узнаешь о произведении, тем больше погружаешься во внутренний, противоречивый мир писателя. Многие ученые исследуют произведения Л. Н. Толстого и никто не может дать однозначный ответ на все проблемы, которые автор поднимал в своих книгах. Что безусловно делает этого писателя гениальным, но в то же время я сама задаюсь вопросом, а все ли на самом деле было задумано так многогранно и неоднозначно или это уже наши знания и системные подходы к решению проблем намеренно усложняют произведения в нашем восприятии от их первоначальной задумки?

*Один из самых известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший при попустительстве властей 6 —7 апреля 1903 года в Кишинёве. Во время погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600, повреждено около 1;3 всех домостроений города.

Источник

Познавательное и интересное