Рассказ после бала вопросы размышляем о прочитанном

Сказки

Рассказ после бала вопросы размышляем о прочитанном

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
Рассказ начинается с мысли о том, что на жизнь человека особенно влияет его окружающая среда, но ещё круче изменить его судьбу может всего один случай. И это первое размышление уже овладело героем.
Я невольно погружался в глубь рассказа, ясно представляя себе все описанные лица и события. Мне передавались все эмоции Ивана Васильевича, главного героя этой истории. От его лица и ведётся повествование, в котором самую важную роль играет Варенька Б., его самая сильная любовь, и её отец, Пётр Владиславович. Вареньку Иван Васильевич описывает с особым трепетом, придавая ей чуть ли не ангельские черты.
Сам бал для Ивана Васильевича был светлым, ярким, хорошо устроенным событием, где всё ему было мило. Во многом на его восприятие подействовала влюблённость в Вареньку. Это нежное чувство ещё больше подкрепилось, когда рассказчик увидел отца девушки, который изображается статным и стройным мужчиной. Иван Васильевич читал в нём такое же любовное отношение к дочери. А наблюдая за танцем отца и Вареньки, он соединил их в единое целое и испытывал необычайное умиление.
Но настроение Ивана Васильевича резко поменялось, когда он после бала увидел сцену жестокого наказания солдата, руководил этой экзекуцией отец Вареньки Пётр Владиславович. Теперь он предстал перед рассказчиком суровым и беспощадным начальником. Иван Васильевич потерял все свои счастливые ощущения и до тошноты не понимал, что же именно произошло, почему лицо Петра Владиславовича оказалось совершенно другим. На этот вопрос он так и не смог найти ответа.
Мне трудно понять и судить поступки героев рассказа, но их характеры представляются мне вполне естественными, наполненными жизнью и вызывающими искренние эмоции.

2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
Рассказ по какой-то причине назван не «Бал», а «После бала». И, на мой взгляд, эта причина очевидна. Несмотря на то, что описание бала, его атмосферы, гостей, танцев и всего сопутствующего составляет большую часть произведения, смысл, главная мысль рассказа заключена в меньшем отрывке, в конце повествования. Мы видим тот самый случай, который может переменить всё существо человека, его жизнь в сцене наказания татарина за побег. Именно здесь Иван Васильевич теряет своё волшебное настроение, он сталкивается с другим лицом прежде любимого им Петра Владиславовича, с необъяснимой жестокостью происходящего. И после этого случая такая, казалось бы, сильнейшая любовь в скором времени идет на убыль, оставив у него лишь воспоминание.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала — его характером или порядками в тогдашней армии?
Поведение отца Вареньки с ясностью объяснить не совсем просто. Мы ведь знакомимся с его характером всего лишь в двух сценах, которые даны несколько неполно и не могут до конца нам его открыть. Хотя можно сказать точно, что человек он непростой и повидавший виды. Последняя сцена с его участием, действительно, шокирует жестокостью его поведения, но есть одна деталь: он быстро отворачивается от Ивана Васильевича, как будто не замечая его. Может быть, в это время он пожалел, что тот увидел его в несвойственной ему нелицеприятной сцене, продиктованной строжайшими военными порядками того времени, которые и правда имели место.
В любом случае, говорить о Петре Владиславовиче, что он лицемер и тиран, сразу нельзя, лучше просто оставить недосказанность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Мы запросто можем сказать, что этот рассказ раскрывает перед нами одну из страниц истории России, а именно эпоху правления императора Николая I, так как рассказчик упоминает, что «дело было в сороковых годах». К тому же, про внешний вид Петра Владиславовича он говорит: «Лицо у него было очень румяное, с белыми, à la Nicolas I подвитыми усами…». Но ещё более точное представление о времени нам даёт сцена избиения провинившегося солдата палками. Такое наказание было широко распространено именно в правление Николая I. Как говорит другой герой в ещё одном рассказе Л. Н. Толстого: «Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали». И вот за исключительную суровость и частоту такой меры императора даже прозвали Николай Палкин.

5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Этот рассказ, возможно, направлен против военной политики Николая I, поскольку Толстой с явной неприязнью описывает армейские порядки не только в этом рассказе, но и в других своих произведениях. И здесь сцена наказания не просто описывается «во всей красе»: ужасное избиение солдата до неестественного состояния, странная, будто бы злорадствующая процессия, беспощадность командующего, – но и является очень неприятной переломной точкой в жизни главного героя.
Но рассказ может быть направлен ещё и против мимолётных чувств, точнее, против путаницы между увлечением и любовью. Ведь Иван Васильевич называет влюблённость к Вареньке сильнейшей в своей жизни, а сам ясно даёт знать, что это просто «искра», которая легко погасла после увиденного им ужаса. Причём ужас этот был связан с ней косвенно, через её отца, но Иван Васильевич переносит его и на возлюбленную.
Нужно всегда трезво оценивать свои эмоции, чтобы избежать тяжёлого разочарования.

6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России: Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого открывает нам взгляды писателя на конкретную историческую эпоху в жизни Российской империи, эпоху правления Николая I. Это время отмечено у него самодержавной уверенностью и жестокостью самого царя и всех установленных им порядков, невероятной циничностью и холодной твёрдостью императора и верных ему подчинённых. Воплощением всей этой действительности является в рассказе «После бала» последняя часть с картиной наказания солдата палками. Наверное, Лев Николаевич даже передал свои собственные чувства через ощущения главного героя, чувства непонятные, но точно неприятные, вызывающие тоску, тошноту и отвращение от внешней стройности и порядочности, внушаемой обликом полковника и строгой, мрачной процессии. Это несоответствие, согласно Толстому, противно и должно быть искоренено.

7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?
Композиция рассказа очень интересна. Она представляет собой тройную рамку. Первая рама – это построение рассказа на уровне самого писателя, его временном и пространственном положении. Затем идёт вторая рамка – это повествование Ивана Васильевича в кругу собеседников, которое тоже относится к определённому времени и месту. Третий уровень – событие из прошлого главного героя, отличающегося также во всех отношениях от двух предыдущих. Такая композиция позволяет писателю многократно и удачно погружать читателя в произведение, дабы восприятие его оказалась наиболее верным.
Контраст между лёгким, блестящим, радостным балом и жёсткой, кровавой последней сценой даёт читателю полностью ощутить тот «щелчок», который произошёл в сознании Ивана Васильевича, прочувствовать его эмоции и мысли в тот момент.
В этом отношении Л. Н. Толстой – настоящий мастер.

8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «. художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция — это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
В первом своём высказывании великий писатель говорит об угадывании характера персонажей произведения, как о фундаментальном способе построения отдельных интересных образов и совокупного впечатления от них. Уцепиться за какую-то деталь, по-особому дорисовать её представляется Толстому лучшим методом, чем простое, «тупое» копирование действительности.
Второе изречение Льва Николаевича открывает нам его как натуру ищущую, пытающуюся постоянно дойти до лучшего, до истины в своих творческих поисках. Он не останавливается на достигнутом, заботясь тем самым даже о читательском глубинном восприятии его произведений. Более того, он кажется человеком, всегда готовым к самосовершенствованию, ему чуждо застывшее состояние и самодовольство. И в этом – его личностная и писательская сила.

Читайте также:  Сказки носова смотреть мультфильм

9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
Первая иллюстрация, встречающаяся нам по ходу рассказа, относится к эпизоду, в котором юная Варенька танцует со своим отцом. В тексте можно найти этот конкретный момент: «Когда же он … упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали». На данной иллюстрации мы видим довольные и радостные лица танцующих, но не совсем различаем реакцию всех остальных, мы не видим их явного веселья и восторга.
Вторая иллюстрация – картина наказания солдата, которая уже с большим чувством передаёт нам описанные в тексте события. Мы видим на самом деле истерзанную фигуру татарина, удивленного кузнеца и грозного полковника. Иллюстрация, как и следует, вызывает странное и мрачное чувство, испытываемое главным героем в тот момент.
Мне кажется, это удачные иллюстрации, они отражают настроение эпизодов и передают эмоции героев.

Источник

Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича. »), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

Нередко автор — создатель произведе­ния — передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее.

Обратимся к началу рассказа.

«- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

«После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно».

«Мне было до такой степени стыд­но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя.

Для того чтобы рассказать о пережива­ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест­вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде­ний о том, как от очарования, которое охва­тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги­ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови­нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер­тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае­мые на страницах рассказа.

Рассказ распадается на две контраст­ные картины и каждая из них резко отли­чается своей тональностью, которая за­метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща­тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро­шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок­рое, красное, неестественное», во что пре­вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо­бражению, лишь усиливают эмоциональ­ное воздействие картин.

Образ полковника на балу и после ба­ла — образ одного и того же человека, ко­торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо­бразить из себя, отступить от своих при­вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга­ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

В рассказе «После бала» автор дает чет­кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт­растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо­яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю­страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от­ношения отца и дочери на балу. Их красо­та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы­вают благодарный отклик всех, кто их ви­дит. И столь же эмоционально выразитель­ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад­ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

Ивана Васильевича мы видим челове­ком, которому не чужды радость от сопри­косновения с прекрасным, способность от­клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри­совке автора представлен добрым, поря­дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока­зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже­ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

Хотя Толстой расширял описание экзе­куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа оче­виден и сила описания экзекуции все рав­но подавляет светлые и радостные краски бала.

Именно это и стремился подчеркнуть автор, работая над текстом.

Если бы в тексте рассказа осталось та­кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва­рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди­нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

Читайте также:  Рассказ про букву д для 1 класса проект с картинками

Критическая сила рассказа в решитель­ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи­сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

При выборе названия автор остановил­ся на том заголовке, который подчеркива­ет важность трагической части повество­вания, которая произошла после бала.

В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио­нальном строе, в цвете, в звучании. Глав­ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв­ление.

Бал чудесный, зала прекрасная, музы­канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам­панского…

Что-то большое, черное…

Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».

Едва ли стоит сравнивать скорчившее­ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан­цорами на балу. Поэтому в устный рас­сказ мы будем их включать с осторожно­стью.

Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от­правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле­нием своей юности, был жив облик слу­жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

Об этом говорит и портрет отца Ва­реньки: «Отец Вареньки был очень краси­вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы­ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы­ми же, подведенными к усам бакенбарда­ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об­лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев­ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта //iEssay.ru

Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле­дующего дня ознаменовано для Ивана Ва­сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере­местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все­го несколько часов.

Автор, намекая несколько раз на сход­ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше­ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

Источник

Рассказ после бала вопросы размышляем о прочитанном

Толстой Л.Н. После бала Толстой Л.Н. Жизнь и творчество Толстой в Ясной Поляне (из книги В.Б.Шкловского «Лев Толстой») Произведения Л.Н.Толстого (библиотека сайта) Толстой Л.Н. Библиографический указатель (по журналу «Литература в школе») Урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (из пособия Н.Е.Кутейниковой) Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок литературы в 5 классе) Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства
(на сайте «Литература для школьников»)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 — 1910)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 39-41

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ПРОБЛЕМЫ И ГЕРОИ
УРОК 39

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

1. Что вам известно о биографии и творчестве Толстого?

— Какие произведения писателя вы уже читали?
— Какие проблемы поднимает писатель в рассказе «Кавказский пленник»? Как этот рассказ связан с биографией писателя?
— В чём своеобразие повести Толстого «Детство»? Докажите, что это автобиографическое произведение.
— Какие литературные места России связаны с именем Толстого?
Прокомментируйте эти связи.

2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Толстого
(военная биография писателя, автобиографические страницы произведений Толстого, взгляды писателя на историю России), его портретах и памятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»:

III. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какие впечатления возникли у вас в связи с прослушиванием рассказа?

Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?

*Предположите, зачем писатель вводит в повествование образ рассказчика.

V. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Психологизм рассказа

Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «Я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё».

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа с начала до слов «Да что же было?».

Какие мысли Толстого о взаимоотношениях человека и общества высказывает Иван Васильевич?

Какие детали портрета Вареньки подчёркнуты рассказчиком? С какой целью?

*Зачем автор вводит в историю Ивана Васильевича точное указание на время действия рассказа?

С каким чувством Иван Васильевич рассказывает о своей юности: с радостью, сожалением, грустью, с чувством собственного достоинства и др.? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте выразительно описание обстановки бала со слов «…был я в последний день Масленицы…» до слов «…и не чувствовал своего тела».

Выпишите из этого фрагмента слова и выражения, указывающие на настроение Ивана Васильевича на балу.

*Какими способами автор рисует психологическое состояние героя?

Группа 2.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Смотрите, папа просят танцевать» до слов «…чтобы что-нибудь не испортило моего счастия».

Что подчёркивает рассказчик в портрете отца Вареньки?

Созвучен ли этот портрет обстановке бала? Обоснуйте своё мнение.

*Какой смысл выявляется при сопоставлении лица полковника с портретом царя (усов полковника с подвитыми усами Николая I)?

*С какой целью автор вкладывает в уста полковника выражение «надо всё по закону»?

Прочитайте выразительно описание танца полковника с дочерью.

*Зачем автор так подробно описывает танец Вареньки с отцом?

Определите отношение Ивана Васильевича к этой картине.

*Какие детали описания бала и портрета полковника можно считать ключевыми?

*Почему описание бала обращает внимание читателя на внешнюю сторону происходящих событий?

*Почему автор изображает внешний облик всех героев, а описывает психологическое состояние только Ивана Васильевича?

Группа 3.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…взглядывая в дольний конец рядов».

Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…и вышел на улицу».

Какие слова и выражения рисуют психологическое состояние Ивана Васильевича в момент приезда домой?

*Почему он соединял отца и дочь «в одном нежном, умилённом чувстве»?

Какую роль играет в этом фрагменте описание «масленичной погоды»?

*Докажите, что чувство радости и счастья Ивана Васильевича распространяется в окружающий мир.

Почему изменения в настроении Ивана Васильевича автор изображает через зрительные и звуковые картины?

*Какой символический смысл приобретает выражение «другая, жёсткая, нехорошая музыка»?

Группа 4.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов…» до конца рассказа.

Предположите, почему татарин совершил побег.

*Почему автор подчёркивает национальность солдата?

Какие детали его облика подтверждают антигуманную сущность происходящего?

*Зачем автор повторяет детали внешности полковника: белые усы и бакенбарды, рука в замшевой перчатке и др.?

Почему автор подробно описывает прохождение наказуемого сквозь строй и многократно повторяет слово удары?

С какой целью читателю показана спина татарина: пробудить отвращение, вызвать страх, вызвать сочувствие, показать бесчеловечность армейских законов, изобразить равнодушие солдат и полковника и др.? Обоснуйте своё мнение.

*Какую роль играют во фрагменте звуковые и цветовые образы?

Какой вопрос мучил Ивана Васильевича после увиденной картины?

*Как этот вопрос связан с мировоззренческой позицией автора о взаимовлиянии человека и общества?

VI. Обобщающая беседа:

Как в рассказе отразилась мечта писателя о взаимной любви и согласии в обществе?

Какие противоречия между сословиями и внутри сословий показывает автор?

Почему Иван Васильевич, принадлежа к дворянскому классу и будучи богатым, не понимает поведения полковника?

Был ли полковник дурным, злым человеком?

От чего, по мнению Ивана Васильевича, «переменяется и направляется вся жизнь человека»?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Докажите, что Толстой — писатель-психолог.

VII. Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий
Практическая работа.
Подбор ключевых цитат на тему «Две России в рассказе».

Составление цитатной таблицы:

VIII. Нравственность в основе поступков героя.
Мечта о воссоединении дворянства и народа
Аналитическая беседа:

— Известно, что в основе рассказа лежит случай, произошедший с братом писателя — С. Н. Толстым. Литературовед Н. Н. Гусев пишет:
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С. Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»

Докажите, что рассказ «После бала» не только описывает реальный случай из жизни, но и включает в себя глубокое нравственное обобщение, связанное с антигуманным государственным устройством России.

— Прочитайте запись из дневника Л. Н. Толстого 1903 года:
18 июня: «. весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. »

9 августа:
«Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».

Найдите в рассказе соответствия с дневниковой записью. Докажите, что рассказ «После бала» — это реалистическое произведение.

— Писатель В. Шукшин написал статью «Нравственность есть правда». Применима ли эта формулировка к рассказу Толстого?

Обоснуйте свой ответ. Какая правда в рассказе «После бала» говорит о высокой нравственности его автора?

Можно ли говорить об истинных лицах героев и их масках? Обоснуйте свой ответ.

— Почему Толстой видел выход из общественного конфликта в воссоединении высших и низших сословий по законам гуманизма?

IX. Инструктаж учителя к выполнению заданий из разделов учебника «Опыт литературоведческого исследования» и «Творческое задание».

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить устно задание 4 из раздела учебника «Проверьте себя».

Выполнить письменно задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования» или ответить письменно на вопрос из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Подобрать иллюстрации разных художников к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.

УРОК 40
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ПОЭТИКА РАССКАЗА

Основное содержание урока.
Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

I. Вступительная беседа:

— Что такое композиция литературного произведения[2]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=КОМПОЗИЦИЯ&bukv=К.)

— Какой художественный приём называется антитезой[3]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНТИТЕЗА&bukv=А.)

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какую роль в композиции рассказа играют его смысловые части: «бал» и «после бала»?

— Почему автор изменил первоначальное название рассказа «Дочь и отец» на «После бала»? Какой смысл приобретает окончательное название?

II. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции произведения.
Групповая работа:

Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Сделайте выводы о том, как проявляется приём контраста в образе Ивана Васильевича на балу и после бала.
Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?

Группа 2.

Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.

Группа 3.

Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:

Определите, как проявляется приём контраста в описании обстановки бала и описании поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.

Группа 4.

Центральные фигуры на балу (Варенька) и после бала (татарин). Составление цитатной таблицы:

— Какую роль в понимании рассказа играет сопоставление Вареньки и татарина?

III. Практическая работа.
Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа «После бала».

1. Кольцевая композиция («рассказ в рассказе», включающий несколько временных пластов).

2. Наличие двух рассказчиков: молодого человека, который начинает и заканчивает повествование, и Ивана Васильевича, вспоминающего свою молодость.

3. Двухчастная композиция рассказа, построенная на контрасте:

— контраст образов персонажей;
— контраст портретов;
— контраст психологического состояния героев;
— контраст обстановки действия (интерьер и пейзаж) на балу и после бала;
— контраст звуковых и цветовых образов на балу и после бала.

4. Композиционная роль художественных деталей рассказа.

5. Особенности композиции рассказа «После бала» как ключ к его пониманию.

IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Показ и обсуждение иллюстраций к рассказу, найденных в Интернете.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?»

Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце» и выполнить задания из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Индивидуальное задание. Ответить на вопросы викторины и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

УРОК 41
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, Н. С. ЛЕСКОВА, Л. Н. ТОЛСТОГО

Основное содержание урока.
Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
— В чём современное звучание истории глуповцев? (По фрагменту романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».)
— Что общего во взглядах на Россию в рассказах Н. С. Лескова «Старый гений» и Л. Н. Толстого «После бала»?
— *Какие литературные приёмы и способы отражения действительности помогли русским писателям донести свои идеи до читателя? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.)

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Прочитать стихи из раздела «Родная природа в произведениях русских поэтов» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выполнить задания практикума (по выбору учителя).

Следующие уроки: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Компози́ция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. (вернуться)

3. Антите́за — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках. (вернуться)

Источник

Читайте также:  Рассказ про моего любимого спортсмена на английском
Познавательное и интересное