Рассказ после бала вопросы размышляем о прочитанном
1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
Рассказ начинается с мысли о том, что на жизнь человека особенно влияет его окружающая среда, но ещё круче изменить его судьбу может всего один случай. И это первое размышление уже овладело героем.
Я невольно погружался в глубь рассказа, ясно представляя себе все описанные лица и события. Мне передавались все эмоции Ивана Васильевича, главного героя этой истории. От его лица и ведётся повествование, в котором самую важную роль играет Варенька Б., его самая сильная любовь, и её отец, Пётр Владиславович. Вареньку Иван Васильевич описывает с особым трепетом, придавая ей чуть ли не ангельские черты.
Сам бал для Ивана Васильевича был светлым, ярким, хорошо устроенным событием, где всё ему было мило. Во многом на его восприятие подействовала влюблённость в Вареньку. Это нежное чувство ещё больше подкрепилось, когда рассказчик увидел отца девушки, который изображается статным и стройным мужчиной. Иван Васильевич читал в нём такое же любовное отношение к дочери. А наблюдая за танцем отца и Вареньки, он соединил их в единое целое и испытывал необычайное умиление.
Но настроение Ивана Васильевича резко поменялось, когда он после бала увидел сцену жестокого наказания солдата, руководил этой экзекуцией отец Вареньки Пётр Владиславович. Теперь он предстал перед рассказчиком суровым и беспощадным начальником. Иван Васильевич потерял все свои счастливые ощущения и до тошноты не понимал, что же именно произошло, почему лицо Петра Владиславовича оказалось совершенно другим. На этот вопрос он так и не смог найти ответа.
Мне трудно понять и судить поступки героев рассказа, но их характеры представляются мне вполне естественными, наполненными жизнью и вызывающими искренние эмоции.
2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
Рассказ по какой-то причине назван не «Бал», а «После бала». И, на мой взгляд, эта причина очевидна. Несмотря на то, что описание бала, его атмосферы, гостей, танцев и всего сопутствующего составляет большую часть произведения, смысл, главная мысль рассказа заключена в меньшем отрывке, в конце повествования. Мы видим тот самый случай, который может переменить всё существо человека, его жизнь в сцене наказания татарина за побег. Именно здесь Иван Васильевич теряет своё волшебное настроение, он сталкивается с другим лицом прежде любимого им Петра Владиславовича, с необъяснимой жестокостью происходящего. И после этого случая такая, казалось бы, сильнейшая любовь в скором времени идет на убыль, оставив у него лишь воспоминание.
3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала — его характером или порядками в тогдашней армии?
Поведение отца Вареньки с ясностью объяснить не совсем просто. Мы ведь знакомимся с его характером всего лишь в двух сценах, которые даны несколько неполно и не могут до конца нам его открыть. Хотя можно сказать точно, что человек он непростой и повидавший виды. Последняя сцена с его участием, действительно, шокирует жестокостью его поведения, но есть одна деталь: он быстро отворачивается от Ивана Васильевича, как будто не замечая его. Может быть, в это время он пожалел, что тот увидел его в несвойственной ему нелицеприятной сцене, продиктованной строжайшими военными порядками того времени, которые и правда имели место.
В любом случае, говорить о Петре Владиславовиче, что он лицемер и тиран, сразу нельзя, лучше просто оставить недосказанность.
4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Мы запросто можем сказать, что этот рассказ раскрывает перед нами одну из страниц истории России, а именно эпоху правления императора Николая I, так как рассказчик упоминает, что «дело было в сороковых годах». К тому же, про внешний вид Петра Владиславовича он говорит: «Лицо у него было очень румяное, с белыми, à la Nicolas I подвитыми усами…». Но ещё более точное представление о времени нам даёт сцена избиения провинившегося солдата палками. Такое наказание было широко распространено именно в правление Николая I. Как говорит другой герой в ещё одном рассказе Л. Н. Толстого: «Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали». И вот за исключительную суровость и частоту такой меры императора даже прозвали Николай Палкин.
5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Этот рассказ, возможно, направлен против военной политики Николая I, поскольку Толстой с явной неприязнью описывает армейские порядки не только в этом рассказе, но и в других своих произведениях. И здесь сцена наказания не просто описывается «во всей красе»: ужасное избиение солдата до неестественного состояния, странная, будто бы злорадствующая процессия, беспощадность командующего, – но и является очень неприятной переломной точкой в жизни главного героя.
Но рассказ может быть направлен ещё и против мимолётных чувств, точнее, против путаницы между увлечением и любовью. Ведь Иван Васильевич называет влюблённость к Вареньке сильнейшей в своей жизни, а сам ясно даёт знать, что это просто «искра», которая легко погасла после увиденного им ужаса. Причём ужас этот был связан с ней косвенно, через её отца, но Иван Васильевич переносит его и на возлюбленную.
Нужно всегда трезво оценивать свои эмоции, чтобы избежать тяжёлого разочарования.
6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России: Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого открывает нам взгляды писателя на конкретную историческую эпоху в жизни Российской империи, эпоху правления Николая I. Это время отмечено у него самодержавной уверенностью и жестокостью самого царя и всех установленных им порядков, невероятной циничностью и холодной твёрдостью императора и верных ему подчинённых. Воплощением всей этой действительности является в рассказе «После бала» последняя часть с картиной наказания солдата палками. Наверное, Лев Николаевич даже передал свои собственные чувства через ощущения главного героя, чувства непонятные, но точно неприятные, вызывающие тоску, тошноту и отвращение от внешней стройности и порядочности, внушаемой обликом полковника и строгой, мрачной процессии. Это несоответствие, согласно Толстому, противно и должно быть искоренено.
7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?
Композиция рассказа очень интересна. Она представляет собой тройную рамку. Первая рама – это построение рассказа на уровне самого писателя, его временном и пространственном положении. Затем идёт вторая рамка – это повествование Ивана Васильевича в кругу собеседников, которое тоже относится к определённому времени и месту. Третий уровень – событие из прошлого главного героя, отличающегося также во всех отношениях от двух предыдущих. Такая композиция позволяет писателю многократно и удачно погружать читателя в произведение, дабы восприятие его оказалась наиболее верным.
Контраст между лёгким, блестящим, радостным балом и жёсткой, кровавой последней сценой даёт читателю полностью ощутить тот «щелчок», который произошёл в сознании Ивана Васильевича, прочувствовать его эмоции и мысли в тот момент.
В этом отношении Л. Н. Толстой – настоящий мастер.
8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «. художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция — это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
В первом своём высказывании великий писатель говорит об угадывании характера персонажей произведения, как о фундаментальном способе построения отдельных интересных образов и совокупного впечатления от них. Уцепиться за какую-то деталь, по-особому дорисовать её представляется Толстому лучшим методом, чем простое, «тупое» копирование действительности.
Второе изречение Льва Николаевича открывает нам его как натуру ищущую, пытающуюся постоянно дойти до лучшего, до истины в своих творческих поисках. Он не останавливается на достигнутом, заботясь тем самым даже о читательском глубинном восприятии его произведений. Более того, он кажется человеком, всегда готовым к самосовершенствованию, ему чуждо застывшее состояние и самодовольство. И в этом – его личностная и писательская сила.
9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
Первая иллюстрация, встречающаяся нам по ходу рассказа, относится к эпизоду, в котором юная Варенька танцует со своим отцом. В тексте можно найти этот конкретный момент: «Когда же он … упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали». На данной иллюстрации мы видим довольные и радостные лица танцующих, но не совсем различаем реакцию всех остальных, мы не видим их явного веселья и восторга.
Вторая иллюстрация – картина наказания солдата, которая уже с большим чувством передаёт нам описанные в тексте события. Мы видим на самом деле истерзанную фигуру татарина, удивленного кузнеца и грозного полковника. Иллюстрация, как и следует, вызывает странное и мрачное чувство, испытываемое главным героем в тот момент.
Мне кажется, это удачные иллюстрации, они отражают настроение эпизодов и передают эмоции героев.
Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича. »), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).
Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.
В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.
Нередко автор — создатель произведения — передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее.
Обратимся к началу рассказа.
«- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»
Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от автора. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.
Исполнение от лица автора предполагает спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утверждает: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».
«После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, поскольку повествование Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала возникло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь решению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (обрамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участников беседы волнуют нравственные проблемы.
Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усилились после его расставания с любимой девушкой. И брат, и лакей Петруша показались ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и значительно».
«Мне было до такой степени стыдно…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказания, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происходящего, понять переживания героя.
Для того чтобы рассказать о переживаниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повествование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюдений о том, как от очарования, которое охватило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к трагическому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства провинившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развертываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описываемые на страницах рассказа.
Рассказ распадается на две контрастные картины и каждая из них резко отличается своей тональностью, которая заметна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тщательно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехорошей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное», во что превратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изображению, лишь усиливают эмоциональное воздействие картин.
Образ полковника на балу и после бала — образ одного и того же человека, который всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изобразить из себя, отступить от своих привычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней органичность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.
В рассказе «После бала» автор дает четкие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две контрастные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состояли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллюстрации. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны отношения отца и дочери на балу. Их красота, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызывают благодарный отклик всех, кто их видит. И столь же эмоционально выразительны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощадность, и спокойное отношение к чужому унижению.
Ивана Васильевича мы видим человеком, которому не чужды радость от соприкосновения с прекрасным, способность отклика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обрисовке автора представлен добрым, порядочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и показал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окружения судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.
Хотя Толстой расширял описание экзекуции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.
Контраст этих двух частей рассказа очевиден и сила описания экзекуции все равно подавляет светлые и радостные краски бала.
Именно это и стремился подчеркнуть автор, работая над текстом.
Если бы в тексте рассказа осталось такое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком варианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неординарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.
Критическая сила рассказа в решительном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров описания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.
При выборе названия автор остановился на том заголовке, который подчеркивает важность трагической части повествования, которая произошла после бала.
В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоциональном строе, в цвете, в звучании. Главное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное явление.
Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шампанского…
Что-то большое, черное…
Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».
Едва ли стоит сравнивать скорчившееся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими танцорами на балу. Поэтому в устный рассказ мы будем их включать с осторожностью.
Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает отправную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатлением своей юности, был жив облик служаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.
Об этом говорит и портрет отца Вареньки: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В облике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаевской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта //iEssay.ru
Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро следующего дня ознаменовано для Ивана Васильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно переместился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие всего несколько часов.
Автор, намекая несколько раз на сходство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отношений, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.
Рассказ после бала вопросы размышляем о прочитанном
(на сайте «Литература для школьников»)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКАЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ Уроки литературы в 8 классе[1] Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»: Основное содержание урока Основные виды деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Краткий рассказ о писателе 1. Что вам известно о биографии и творчестве Толстого? — Какие произведения писателя вы уже читали? 2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Толстого II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»: |
III. Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие впечатления возникли у вас в связи с прослушиванием рассказа?
Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?
*Предположите, зачем писатель вводит в повествование образ рассказчика.
V. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Психологизм рассказа
Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «Я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё».
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа с начала до слов «Да что же было?».
Какие мысли Толстого о взаимоотношениях человека и общества высказывает Иван Васильевич?
Какие детали портрета Вареньки подчёркнуты рассказчиком? С какой целью?
*Зачем автор вводит в историю Ивана Васильевича точное указание на время действия рассказа?
С каким чувством Иван Васильевич рассказывает о своей юности: с радостью, сожалением, грустью, с чувством собственного достоинства и др.? Обоснуйте своё мнение.
Прочитайте выразительно описание обстановки бала со слов «…был я в последний день Масленицы…» до слов «…и не чувствовал своего тела».
Выпишите из этого фрагмента слова и выражения, указывающие на настроение Ивана Васильевича на балу.
*Какими способами автор рисует психологическое состояние героя?
Группа 2.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Смотрите, папа просят танцевать» до слов «…чтобы что-нибудь не испортило моего счастия».
Что подчёркивает рассказчик в портрете отца Вареньки?
Созвучен ли этот портрет обстановке бала? Обоснуйте своё мнение.
*Какой смысл выявляется при сопоставлении лица полковника с портретом царя (усов полковника с подвитыми усами Николая I)?
*С какой целью автор вкладывает в уста полковника выражение «надо всё по закону»?
Прочитайте выразительно описание танца полковника с дочерью.
*Зачем автор так подробно описывает танец Вареньки с отцом?
Определите отношение Ивана Васильевича к этой картине.
*Какие детали описания бала и портрета полковника можно считать ключевыми?
*Почему описание бала обращает внимание читателя на внешнюю сторону происходящих событий?
*Почему автор изображает внешний облик всех героев, а описывает психологическое состояние только Ивана Васильевича?
Группа 3.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…взглядывая в дольний конец рядов».
Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…и вышел на улицу».
Какие слова и выражения рисуют психологическое состояние Ивана Васильевича в момент приезда домой?
*Почему он соединял отца и дочь «в одном нежном, умилённом чувстве»?
Какую роль играет в этом фрагменте описание «масленичной погоды»?
*Докажите, что чувство радости и счастья Ивана Васильевича распространяется в окружающий мир.
Почему изменения в настроении Ивана Васильевича автор изображает через зрительные и звуковые картины?
*Какой символический смысл приобретает выражение «другая, жёсткая, нехорошая музыка»?
Группа 4.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов…» до конца рассказа.
Предположите, почему татарин совершил побег.
*Почему автор подчёркивает национальность солдата?
Какие детали его облика подтверждают антигуманную сущность происходящего?
*Зачем автор повторяет детали внешности полковника: белые усы и бакенбарды, рука в замшевой перчатке и др.?
Почему автор подробно описывает прохождение наказуемого сквозь строй и многократно повторяет слово удары?
С какой целью читателю показана спина татарина: пробудить отвращение, вызвать страх, вызвать сочувствие, показать бесчеловечность армейских законов, изобразить равнодушие солдат и полковника и др.? Обоснуйте своё мнение.
*Какую роль играют во фрагменте звуковые и цветовые образы?
Какой вопрос мучил Ивана Васильевича после увиденной картины?
*Как этот вопрос связан с мировоззренческой позицией автора о взаимовлиянии человека и общества?
VI. Обобщающая беседа:
Как в рассказе отразилась мечта писателя о взаимной любви и согласии в обществе?
Какие противоречия между сословиями и внутри сословий показывает автор?
Почему Иван Васильевич, принадлежа к дворянскому классу и будучи богатым, не понимает поведения полковника?
Был ли полковник дурным, злым человеком?
От чего, по мнению Ивана Васильевича, «переменяется и направляется вся жизнь человека»?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Докажите, что Толстой — писатель-психолог.
VII. Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий
Практическая работа.
Подбор ключевых цитат на тему «Две России в рассказе».
Составление цитатной таблицы:
VIII. Нравственность в основе поступков героя.
Мечта о воссоединении дворянства и народа
Аналитическая беседа:
— Известно, что в основе рассказа лежит случай, произошедший с братом писателя — С. Н. Толстым. Литературовед Н. Н. Гусев пишет:
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С. Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»
Докажите, что рассказ «После бала» не только описывает реальный случай из жизни, но и включает в себя глубокое нравственное обобщение, связанное с антигуманным государственным устройством России.
— Прочитайте запись из дневника Л. Н. Толстого 1903 года:
18 июня: «. весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. »
9 августа:
«Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Найдите в рассказе соответствия с дневниковой записью. Докажите, что рассказ «После бала» — это реалистическое произведение.
— Писатель В. Шукшин написал статью «Нравственность есть правда». Применима ли эта формулировка к рассказу Толстого?
Обоснуйте свой ответ. Какая правда в рассказе «После бала» говорит о высокой нравственности его автора?
Можно ли говорить об истинных лицах героев и их масках? Обоснуйте свой ответ.
— Почему Толстой видел выход из общественного конфликта в воссоединении высших и низших сословий по законам гуманизма?
IX. Инструктаж учителя к выполнению заданий из разделов учебника «Опыт литературоведческого исследования» и «Творческое задание».
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Выполнить устно задание 4 из раздела учебника «Проверьте себя».
Выполнить письменно задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования» или ответить письменно на вопрос из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание.
Подобрать иллюстрации разных художников к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.
УРОК 40
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ПОЭТИКА РАССКАЗА
Основное содержание урока.
Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.
Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.
I. Вступительная беседа:
— Что такое композиция литературного произведения[2]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=КОМПОЗИЦИЯ&bukv=К.)
— Какой художественный приём называется антитезой[3]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНТИТЕЗА&bukv=А.)
— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Какую роль в композиции рассказа играют его смысловые части: «бал» и «после бала»?
— Почему автор изменил первоначальное название рассказа «Дочь и отец» на «После бала»? Какой смысл приобретает окончательное название?
II. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции произведения.
Групповая работа:
Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Сделайте выводы о том, как проявляется приём контраста в образе Ивана Васильевича на балу и после бала.
Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?
Группа 2.
Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.
Группа 3.
Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:
Определите, как проявляется приём контраста в описании обстановки бала и описании поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.
Группа 4.
Центральные фигуры на балу (Варенька) и после бала (татарин). Составление цитатной таблицы:
— Какую роль в понимании рассказа играет сопоставление Вареньки и татарина?
III. Практическая работа.
Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа «После бала».
1. Кольцевая композиция («рассказ в рассказе», включающий несколько временных пластов).
2. Наличие двух рассказчиков: молодого человека, который начинает и заканчивает повествование, и Ивана Васильевича, вспоминающего свою молодость.
3. Двухчастная композиция рассказа, построенная на контрасте:
— контраст образов персонажей;
— контраст портретов;
— контраст психологического состояния героев;
— контраст обстановки действия (интерьер и пейзаж) на балу и после бала;
— контраст звуковых и цветовых образов на балу и после бала.
4. Композиционная роль художественных деталей рассказа.
5. Особенности композиции рассказа «После бала» как ключ к его пониманию.
IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
Показ и обсуждение иллюстраций к рассказу, найденных в Интернете.
И т о г о в ы й в о п р о с:
Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?»
Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце» и выполнить задания из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Индивидуальное задание. Ответить на вопросы викторины и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
УРОК 41
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, Н. С. ЛЕСКОВА, Л. Н. ТОЛСТОГО
Основное содержание урока.
Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
— В чём современное звучание истории глуповцев? (По фрагменту романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».)
— Что общего во взглядах на Россию в рассказах Н. С. Лескова «Старый гений» и Л. Н. Толстого «После бала»?
— *Какие литературные приёмы и способы отражения действительности помогли русским писателям донести свои идеи до читателя? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.)
Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы» (по выбору учителя).
Индивидуальные задания.
Прочитать стихи из раздела «Родная природа в произведениях русских поэтов» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выполнить задания практикума (по выбору учителя).
Следующие уроки: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века >>>
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
2. Компози́ция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. (вернуться)
3. Антите́за — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках. (вернуться)