Рассказ повесть роман особенности языка эпического произведения 5 класс

Сказки

Эпос и его жанры

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Эпос и его жанры «

(готовится к публикации)

Эпос (от греч. epos – слово, повествование) – это обобщенное название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним. Изначально эпос ориентировался на показ героического и претендовал на объективность, правдивость описания. Повествование велось обычно по прошествии значительного времени после событий.

Эпические произведения не ограничены объемом, количеством описываемых событий и персонажей, используют весь языковых арсенал художественно-выразительных средств, могут широко раскрывать внутренний мир человека. Эпос отличает широта взгляда на жизнь, спокойное ее приятие. Автор в эпическом произведении может выступать в роли свидетеля и толкователя событий. Также автор может смотреть на мир глазами какого-либо персонажа. Одна из самых распространенных форм эпического повествования – рассказ от третьего лица.

К эпическим жанрам обычно относятся:

Эпопея

Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.

Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».

Роман

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц ( судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Периодически жанру романа предрекают закат, но его широки е в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.

Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.

Повесть

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.

Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

Рассказ

Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Известные авторы рассказов: А.Чехов, В.Шукшин, О.Герни.

Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.

Новелла

Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.

Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.

Видение

Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.

Басня

Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).

В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.

Известные авторы басен: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов.

Притча

Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.

Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

Сказка

Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.

Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Известные авторы фэнтези: Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис, Д. К. Роулинг.

Анекдот

Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.

Хотя у многих анекдотов есть конкретны е а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».

Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.

Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Источник

Презентация по литературе для 5 класса на тему: «Роды и жанры литературы»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эпос (от греч. «повествование»)- прозаические произведения Лирика (от греч. «исполняемое под лиру») – стихотворные произведения Драма (от греч. «действие»)- произведения для постановки на сцене

Эпос басня рассказ повесть роман легенда миф

В эпических произведениях автор сообщает о событиях, описывает обстановку, облик героя, прибегает иногда к рассуждениям

Лирика романс ода песня элегия послание сонет

Особенности лирики стихотворная речь ритмичность небольшой размер отсутствие фабулы (сюжета)

драма комедия трагедия водевиль мелодрама

Драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей.

Прочитайте произведения и определите, к какому роду литературы они относятся.

Родная земля! Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

Наше отечество Константин Ушинский Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина

Читайте также:  Рассказ про оленя для детей в детском саду

Домашнее задание Составить кроссворд по теме урока.

Номер материала: ДБ-767731

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов

Время чтения: 1 минута

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов

Время чтения: 3 минуты

Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

В произведениях изображается естественное течение жизни. Сюжет отличается хроникальной формой: эпизоды нередко следуют друг за другом без связи между собой. Примеры повестей: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина.

Малые формы

С малыми жанрами эпоса учащиеся знакомятся в 5 классе. Примеры эпических произведений: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тёмные аллеи» И. А. Бунина. Произведения в краткой форме отличаются сжатым объёмом, одной сюжетной линией и ограниченным количеством героев. Список малых жанров эпоса:

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Примеры фольклора

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Источник

Специфика изучений эпических произведений

специалист в области арт-терапии

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Так, в учебной программе «Литература. 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной на изучение прозаических произведений отводится 63% урочного времени, тогда как лирика занимает 18%, драма – 3%. Цель данной работы – определить специфику изучения эпических произведений в 5 – 7 классах. Отсюда вытекают задачи: 1) проанализировать теоретические и методические источники по исследуемому вопросу; 2) проанализировать используемые в современной школьной практике учебники и учебные программы на примере представленных в них систем уроков литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (5 класс); 3) представить конспекты уроков по данной теме.

Специфика изучения эпических произведений в 5-7 классах

1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность.

Читайте также:  Рассказ по обж качели это весело или грустно

2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).

3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

На уроках изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Это могут быть следующие эпизоды: «В ауле», фрагмент, в котором Дина пытается сбить колодку пленника, «Жилин на горе», Жилин и Дина в момент расставания.

Важно научить учащихся осознавать впечатления, понимать авторский замысел. Поэтому основное внимание уделяется отбору материала, расставлению акцентов в работе над ним: 1) какие эпизоды рассмотреть детально, какие опустить, 2) что в характере героя выделить как основное, 3) как подойти к авторской позиции, 4) на чем делать акцент.

При анализе надо уделять особое внимание: 1) анализу сюжетно-композиционной основы произведения, 2) работе над образами 3) выявлению авторской позиции и своеобразию поэтики произведения.

На уроках изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ситуация выкупа может быть рассмотрена и при сравнительной характеристике Жилина и Костылина (ведут себя по-разному), и при характеристике горцев (меняется их отношение к Жилину).

Работая над эпизодом, надо стремиться сохранить эмоциональное отношение учащихся к героям и событиям. Надо предусматривать такие задания, которые бы создавали установку на эмоциональный отклик и помогали бы проявиться возникающему у школьников переживанию. Наиболее типичными из заданий подобного рода являются следующие: подготовка учащихся к выразительному чтению эпизода в целом или его фрагментов, а также само чтение в лицах, например, диалога.

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» этой цели могут послужить вопросы:

* Как на месте Жилина вы бы отнеслись к человеку, подобному Костылину?

* Что можно посоветовать человеку, похожему на Костылина, чтобы научиться не сдаваться, преодолевать себя?
*
Какими качествами характера Жилина вы хотели бы обладать?
В старших классах мотивируется и объясняется не столько поведение, сколько нравственная позиция героя, его психология.

Разные стороны личности героя и его поведения отлично обнаруживаются через сопоставление персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации.

В системе уроков изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» при сравнительной характеристике Жилина и Костылина уместно провести это сравнение по такому, например, плану:

1. Портрет героя.
2. Особенности характера.
3. Отношение к близким, окружающим, миру.
4. Отношение к нему окружающих.
5. Поведение в плену.
6. Отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия.
7. Вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении.

Подобная работа ориентируют школьников на восприятие изображенного человеческого характера и соотнесение его с собственным жизненным опытом, собственными идеалами. Постепенно следует воспитывать способность к такому восприятию, когда над первичным слоем понимания (герой- это человек) надстраивается второй: это образ, созданный фантазией художника и выражающий авторскую идею. Чем старше становятся школьники, тем глубже осмысляется авторская позиция в отношении персонажа, и она должна становиться на уроках важнейшим аргументом в спорах, прав или не прав герой. В 7 и особенно в старших классах вопросы об авторской позиции при рассмотрении образа героя становятся уже постоянными (анализируется авторский замысел, авторская концепция характера). В результате, у старшеклассников появляется способность воспринимать героя и в его реальном содержании (как человека), и в художественно-условном (как создание автора, несущее идею). Большая роль принадлежит здесь обобщающим моментам, они присутствуют в работе над персонажем и тогда, когда он наблюдается в конкретной ситуации, и когда ученику предлагается мотивировать свое отношение к герою. В старших классах на обобщающей стадии целесообразны задания проблемного характера, ориентирующие ученика на поисковый характер деятельности.

Значит, целостно воспринимая героя, нужно видеть его портрет, взаимоотношения с другими персонажами, поступки, речь, пейзажные зарисовки и т.д.

Не только не обязательно, но и вредно в работе над каждым персонажем «фиксировать» всю систему приемов, однако учить школьников их распознаванию необходимо.

На уроках изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» работа ведется со следующими понятиями: художественный образ, характеристика героя, рассказ-быль, портрет, характеристика героя, внутренняя речь героя, пейзаж и т.д.

Вводя в процессе беседы эти термины, преподаватель приучает учащихся обращать внимание на те компоненты текста, которые создают образ героя. Представления школьников постепенно систематизируются, и они учатся видеть, например, роль психологического портрета в создании характера героя или отражение в речи персонажа в художественной системе произведений разных авторов становятся основными ракурсами анализа.

Учебная программа не требует теоретически знакомить учеников с формами выражения авторского сознания в эпических произведениях, но учить видеть само это сознание необходимо. Вначале следует добиваться, чтобы учащиеся увидели, представили ту картину или то настроение, какое рождается под влиянием авторского описания природы. Зарисовки ее всегда отличаются по характеру видения писателя, по месту, какое она занимает в повести, романе или рассказе, по богатству ассоциаций, какими художник связывает ее с человеческой жизнью. Поэтому работа над пейзажем оказывается существенным моментом в постижении авторской концепции жизни, в понимании авторской позиции.

В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» анализируется эпизод «Жилин на горе». Герой наблюдает волшебную красоту Кавказа, но тоскует по близким его сердцу картинам русской природы.

Система уроков по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5-ом классе.

Анализ программ позволил увидеть разные пути и подходы к работе с прозой на уроках литературы по рассказу Л.Н.Толстого. Так, В.Я.Коровина отправным моментом анализа произведения считает идею рассказа, предлагая следующую формулировку темы: «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды». Г.И.Беленький в анализе произведения акцентирует внимание на важной роли описаний в его структуре: описания природы Кавказа, описания селения и жилищ, воссоздающих обычаи, нравы горцев. Детальная работа над описаниями позволяет логически подвести учащихся к пониманию одной из важнейших проблем – проблемы взаимоотношений пленных офицеров и горцев. В.Ф.Чертов для более внимательного вчитывания в текст на уроке развития речи предлагает провести работу по составлению цитатного плана.

При разработке уроков за основу была принята система уроков изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», предложенная в учебнике Чертова В.Ф.[4].

Конспекты уроков по литературе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5-ом классе.

Тема: «Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

2 ) развивающие – развивать культуру читательского восприятия текста, устную и письменную речь, способность определять авторскую позицию.

3) воспитывающие – формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самопознание и гражданскую позицию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; сочинение-миниатюра; чтение фрагментов рассказа.
Термины: рассказ-быль, портрет, характеристика героя, внутренняя речь героя, пейзаж.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого кавказского периода его жизни.

I. Вступительное слово учителя о Л. Н. Толстом, рассказ о Ясной Поляне, малой родине писателя, представление слайдов с видами Ясной Поляны.
II. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе.
Сначала читается первая часть статьи (до слов «Юность писателя прошла в Казани»). Пятиклассники вспоминают изученные в начальной школе басни, сказки, рассказы Л. Н. Толстого («Филиппок», «Акула», «Прыжок», «Косточка», «Лев и собачка» и др.). Вопросы для беседы:
1. О каких новых для себя произведениях писателя вы узнали из статьи?
2. Где прошли детство и большая часть жизни писателя?
3. Воссоздайте картину яснополянской усадьбы (нарисуйте словесный образ усадьбы).
Можно предложить пятиклассникам написать небольшое сочинение-миниатюру на тему, сформулированную в виде цитаты: «Счастливая, счастливая пора детства!» (Л. Н. Толстой).
Далее продолжается чтение статьи учебника. Затем проводится краткая беседа о видах и сферах деятельности, которые определили жизнь Л. Н. Толстого.
III. Чтение и комментирование рассказа. После чтения первой главы следует провести небольшую беседу, выявляющую уровень восприятия и понимания текста, касающуюся преимущественно вопросов о времени и месте действия, изображенных в рассказе событиях. Кроме того, важно заинтересовать пятиклассников (в особенности тех, кто еще не прочитал рассказ до конца). После беседы необходимо обратиться к комментариям, помещенным после текста рассказа.
Дополнительная информация:

Читайте также:  Рассказ а п чехова степь текст

«При Петре I по Тереку (реке на Кавказе) создавалась оборонительная линия от нападений горцев. Здесь стояли станицы, кордоны, крепости. Во второй половине XIX века на Кавказе шла война. В апреле 1851 года 22-летним молодым человеком Толстой уезжает вместе со старшим братом служить артиллерийским офицером на Кавказ. Здесь писатель увидел войну и людей на войне, был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».

IV. Беседа по вопросам учебника об исторической основе рассказа, его сюжете и героях, основных эпизодах:
1. Где разворачивается действие рассказа?
2. О чем повествует Толстой?
3. Какие события составляют основу сюжета рассказа? Назовите основные эпизоды.
Внимание пятиклассников обращается на заголовочный комплекс и авторское указание на то, что перед нами быль.
V. Чтение описаний кавказской природы в рассказе «Кавказский пленник», представление иллюстраций к рассказу. Возможно обращение к рисункам М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета». Учащимся предлагается нарисовать свои иллюстрации к рассказу, подобрать к ним названия.
VI. Домашнее задание: дочитать рассказ «Кавказский пленник» и составить его цитатный план.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 4 учебника (по выбору учащихся).

Тема: «Образы горцев. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни».

2 ) развивающие – развивать культуру читательского восприятия текста, устную и письменную речь, способность определять авторскую позицию.

3) воспитывающие – формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самопознание и гражданскую позицию.

Тип урока: урок комплексного применения знаний .

Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника; представление иллюстраций к рассказу.
Термины: собирательный образ, пейзаж.

Оборудование : рисунки М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета».

Тема: «Образы Жилина и Костылина».

3) воспитывающие – показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний .

Основные виды деятельности: пересказ от лица одного из персонажей; сопоставительная характеристика образов; литературная игра, ответы на вопросы учебника.
Термины: художественный образ, характеристика героя.

I. Проверка домашнего задания: 1) творческий пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины); 2) представление киносценария «Жилин и Дина» (индивидуальное задание).
II. Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина по следующему примерному плану, который может быть записан в тетради:
1. Портрет героя.
2. Особенности характера.
3. Отношение к близким, окружающим, миру.
4. Отношение к нему окружающих.
5. Поведение в плену.
6. Отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия.
7. Вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении.
Вопросы 13—16 учебника помогут остановиться на проблеме разных судеб героев, подойти к рассмотрению нравственной проблематики рассказа. Возможны дополнительные вопросы:
1. Почему герои оказались в плену?
2. Как Жилин относится к Костылину?
3. Как ведет себя Костылин по отношению к Жилину?
4. В чем причина подобного поведения Костылина?
5. Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вместе?
6. Докажите, что Жилин, даже проявив малодушие («Так я же один уйду, — прощай. »; «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. »), раскаивается и находит в себе силы, чтобы не бросить товарища.

Тема: «Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся».

2 ) развивающие – развивать культуру читательского восприятия текста, устную и письменную речь, способность анализировать чужое устное или письменное высказывание.

3) воспитывающие – формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самопознание и гражданскую позицию.

Тип урока: урок развития речи.

Основные виды деятельности: устные рассказы о литературном персонаже; анализ письменных работ.
Термины: заключение, тезис, цитата.

I. Представление темы урока и его основных целей. Следует еще раз остановиться на требованиях к устному и письменному ответу на вопрос и на этапах подготовки к письменной работе.
II. Коллективная работа над письменным ответом на вопрос с использованием цитирования. Примерные вопросы:
1. Почему Жилин предлагает Костылину бежать вместе?
2. Какие качества Костылина отличают его от Жилина?
3. Почему возможно взаимодействие и согласие между Жилиным и татарами?
Важно обратить внимание учащихся на вопросительное слово в задании; предложить им устно (или письменно) дать свой вариант ответа на вопрос; попросить записать основную мысль (вывод); напомнить о необходимости к каждому тезису основной части ответа подобрать, по возможности, цитату. Попутно закрепляются правила оформления цитаты в тексте работы, говорится о необходимости комментирования цитаты — ее пояснения, напоминается об обязательности вывода.
Вместе с учителем составляется вступление (представление героя и произведения, описание ситуации или проблемы, о которой пойдет речь). Заключение готовится учащимися самостоятельно, после чего обсуждаются его возможные варианты, выбираются наиболее удачные из них. Самые интересные письменные работы можно зачитать, выделив среди них наиболее оригинальные по содержанию и сделанным в них выводам.

Список использованной литературы

1. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы (по программе пол редакцией В.Я.Коровиной): Методическое пособие. – М.: Глобус, 2009. – 269 с.

2. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.- М.: Просвещение, 1963. – 315 с.

3. УМК «Литература Г.Меркина. 5 класс.

4. Уроки литературы. 5 класс: Методическое пособие к учебнику Чертова В.Ф.

5. Учебник. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4 частях/ под редакцией Г.И.Беленького. – м,: Мнемозина, 2008.

6. Учебник. Литература. Начальный курс. 5 класс./сост. Снежневская М.А., Хренова О.М. – М.: Мнемозина,2011.

Источник

Познавательное и интересное