Рассказ повести временных лет 4 класс
Повесть временных лет
Вoт повести минувших лет, откуда пошла Русская земля,
кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля
«Так начнем повесть сию…»
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, – было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: „Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, – по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: „На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
Сообщение Повесть временных лет 3, 4, 5, 6, 7 класс доклад
Повесть временных лет задумана летописцем Нестером в начале XII века. Он служил монахом в Киево-Печерской Лавре, и является первым летописцем на Руси. Был наделен скромностью, святостью и особым Божьим даром.
Это самая ранняя первая древнерусская летопись, которая дошла до нас практически в своем первоначальном виде. Летопись – общеисторическое писание, в которой события излагаются по годичному принципу, т.е. информация объединяется по годам. У данной летописи есть и другие названия: «Первоначальная летопись» и «Нестерова летопись».
После смерти летописца Нестора его дело продолжает монах Сильвестр.
Для этой повести характерны короткие записи о событиях, без подробного описания происходящего.
Она была написана при митрополичьей кафедре в Киеве. Годы написания – это период с 1110 по 1118 года. Языком оригинала летописи является древнерусский язык. Материалами для создания летописи послужили предания, народные песни, рассказы современников, представления древнерусских книжников, письменные и устные документы, которые хранились в монастырях и храмах. Первая версия повести несколько раз переделывалась как самим Нестором, так и другими монахами.
В повести охвачен период с библейских времен это примерно 852 год и до 1137 года.
К сожалению, оригинал повести Нестора не сохранился. Но в XIV веке монахом Лаврентием была составлена копия летописи, и она называлась Лаврентьевская летопись. Окончание повествования датируется 1377 годом. Но была и другая версия летописи. И называется она – Ипатьевская летопись.
Повесть составлена в историческом жанре, то есть в летописи происходит не описание каких-либо событий, а идет рассказ о событиях на Руси. И все же в древние времена летописные повести носили юридический характер, и был неким законом, правилом и документом.
Составление летописи имело и свою цель. Прежде всего, это изучение и расследование происхождения народа и властителей Руси, а также рассуждения о появлении христианства на Руси.
Источниками повествования служат: сказания о поселении славянских народов, о возникновении Руси, рассказы о крещении Руси, принятие Руси христианства, описание жизни князей, жития святых, об истории Киево-Печерского монастыря, описания войн с Византией и военных походов.
Свой рассказ летопись начинает с появления славян на земле. Об этом сообщают предания, которые рассказывают о жизни восточнославянских племен, о происхождении названия города Киева, об основании городов и деревень, о жизни князей, об образовании династии Рюриковичей. Далее в летописи идет повествование о внешних и междоусобных войнах, о времени правления Олега Вещего, Ярослава Мудрого и династии Рюриковичей, о мести княгини Ольги, о подвигах и поступках исторических личностей. Оканчивается летопись истории Руси рассказами о сражениях, и описаниями жизни и деятельности великих правителей и князей. В повести речь идет о житие святых, о братьях Борисе и Глебе, о жизни Феодосия Печерского и других монахов.
Данная историческая Повесть признана литературным и культурным памятником историографии и до сих пор имеет огромное значение в истории русской литературы и общественного самосознания. Благодаря повести известны точные знания и материалы об истории, жизни и существовании славян. Несомненно, эта летопись является первым документальным повествованием о становлении Киевской Руси.
Доклад №2
Этот исторически значимый труд получил свое название по фразе, с которой он начинается – «Повесть временных лет».
В одной из келий Киево-Печерского монастыря Нестор вел свою летопись, старательно фиксируя все события того времени. С какого периода начиналось повествование достоверно не известно, но первая дата, которая в нем встречается это 852-й год. Далее описываются события вплоть до 1137 г.
«Повесть…» состоит из отдельных глав и каждая из них начинается со слов «В лето…», что позволяет судить о том, что каждая глава описывает события одного года. Начинается повествование о том как появились славяне, по мнению летописца русские являются потомками Иафета, приходившегося сыном Ною. Приводятся также рассказы о жизни славянских племен, даются описания войн и легенды.
Написана «Повесть временных лет» на старославянском языке. На вопрос о ее литературном жанре ученые до сих пор затрудняются ответить, его нельзя однозначно определить ни как художественный, ни как исторический. К тому же интересен тот факт, что летописец не дает никакой оценки событиям, которые он описывает, только сухое изложение фактов и никакого личного мнения.
«Повесть временных лет» многократно переписывалась и частично редактировалась в различные периоды. Первоисточник, написанный самим Нестором, к сожалению, до наших дней не сохранился, но зато сохранились многочисленные списки, сделанные в различные периоды и дополненные описаниями событий более поздних времен.
Историческое и культурное значение «Повести временных лет» трудно переоценить. Это произведение считается первой летописью, первой весточкой из далекого прошлого. Этот столь драгоценный для современных историков документ внес огромный вклад в восстановление хронологии событий давно минувших дней.
5 класс, 3, 4, 6, 7 класс, краткое содержание
Повесть временных лет
Популярные темы сообщений
Город Ленинград, ныне Санкт – Петербург, по праву обладает особой степенью отличия СССР званием Города – Героя. Город на Неве пережил ужасные события Великой Отечественной войны. В 1941г. на город напали фашистские захватчики. Силы были не
Подошло к концу знойное лето, а сменить его проснулась золотистая, пасмурная, долгожданная осень. Еще в самом начале сентябрьских деньков все еще держится приятная и теплая погода, греет приятный солнечный диск в небе,
Алюминий или еще одно его менее распространённое название Глиний — это хим. элемент, в периодической табл. Менделеева находится под атомным номером 13, химический элемент 3й группы. Алюминий относится к легким металлам,
Урок по курсу «Введение в историю» на тему «Летописи и документы. Повесть временных лет», 4-й класс
Класс: 4
Ход урока
Учитель: Ребята, в прошлом учебном году мы с вами узнали, что за наука называется ИСТОРИЕЙ. Давайте вспомним, что изучает история?
Дети: История – наука, которая изучает прошлое.
Дети: Нам помогают различные документы, вещи, сохранившиеся до наших дней.
Учитель: Ребята, а какая наука помогает нам раскрывать тайны земли?
Учитель: Совершенно верно. Именно археологи находят то, что скрывает от нас наша земля. А именно различные вещи, документы, сохранившиеся до наших дней, и помогают нам больше узнать о давно минувших событиях.Огромную роль в изучении истории играют различные документы. Но документы появились не сразу. Как же люди передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность? (Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: А теперь давайте вспомним, какой материал использовали люди в древности?
Презентация (демонстрация слайда № 3).
Сообщение учащегося: В то время, когда грамотных людей было очень мало, а все письменные принадлежности были очень дороги, книгопечатание считалось искусством весьма трудным. А потому на человека, искусного в книгописании, смотрели с большим уважением. Трудность книгописания заключалась не только в том, что писать приходилось очень медленно, но и в том, что приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью. Это мы с вами в современном мире неограниченны в использовании бумаги. К тому же очень часто мы пользуемся современной канцелярской принадлежностью – корректором. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было, и писать можно было только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи. Писали на пергаменте перьями и очищенными в виде пера тростинками. Причем писать было не легко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не слилась с предыдущей. Чаще всего писцы переписывали на древнерусский язык богослужебные книги. Именно для богослужебных книг и использовался пергамент из кожи животных. Только на одну книгу могло уйти целое стадо, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить их могли очень богатые люди. Деловые, личные и даже любовные письма писали на более дешевом материале — бересте.
Учитель: Ребята, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?
Дети: Их называли рукописями потому что они были написаны в ручную.
Учитель: Правильно. Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях. Презентация (демонстрация слайда № 4).
Долгое время на Руси самым подходящим местом для хранения рукописей были монастыри. Их мощные каменные стены лучше всего предохраняли от пожаров, которые свирепствовали в городах, которые в то время стоились из дерева. В те далекие времена письменностью не мог владеть простой люд. Самыми образованными людьми считались монахи. Именно они и писали рукописи. Монахи вели свои записи в монастырских кельях неторопливо, год за годом записывая для потомков события, которые мы с вами будем изучать в течение всего учебного года.
Учитель: Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись, написанная одним из монахов Киево – Печорского монастыря. Его звали Нестором. Нестор собрал воедино все, что мог узнать от монахов монастыря или услышать от посторонних людей о событиях, происходивших в те давние времена. Он великолепно владел греческим языком и перевел на русский язык тексты византийских историков. Преподобный Нестор считается одним из крупнейших историков Руси, создавшим уникальное произведение – “Повесть временных лет”.
Учитель: В начале своей летописи Нестор рассказал вкратце (на основе Библии) о сотворении человека, о всех важнейших событиях в жизни человечества, а потом приступил к рассказу о древнейшей истории Руси. Он собрал для этой цели все, что до него было записано о русской земле другими грамотными людьми, и дополнил эти отрывочными записи новыми, более подробными сведениями, какие ему удалось собрать от современников и очевидцев событий.
Учитель: Как человек, искусный в книгописании, Нестор передал все собранные сведения прекрасным языком в плавном и живом рассказе, который расположил по годам. Именно поэтому его произведение и называется “Повесть временных лет”. Ведь слово “летопись” означает описание событий по годам и произошло от древнего слова “лето”, что значит “год”.
Откройте, пожалуйста, учебник на с. 9 и прочитайте текст. Когда вы будете читать учебник, отметьте слова, которыми летописец Нестор начинает свое повествование в “Летописи временных лет”.
(Самостоятельное чтение учащимися текста учебника)
Учитель: Итак, какими словами начинается летопись? (Дети читают отрывок).
Литературный памятник “Повесть временных лет” относится к XII веку. В ней Нестор-летописец уделяет особое внимание рассказу о тех племенах, которые жили на территории Руси. Из курса третьего класса нам с вами известно, что таких племен было несколько. Но Нестор не просто перечисляет названия разных племен, н подробно описывает их обычаи, традиции. Вот послушайте, как ярко, со слов очевидца, Нестор описывает мытье в бане у новгородцев: “… видех бани деревяны, и истопят знойно… и разволокутся нази и оболиваются вкасом… и возмуть на ся прутье младое… и того ся бьют, егда слезут ли живы… т тако творят не мытву собе, но мученье”.
Ребята, все ли вам понятно в этом описании. О чем это свидетельствует?
Дети: Это свидетельствует о том, что язык на котором разговаривали древние славяне, отличается от современного языка.
Учитель: Ребята, а похоже ли описание того, как мылись в бане новгородцы, на современную баню? Это говорит нам о том, что и сейчас сохраняются традиции, существующие с давних времен.
Учитель: Откройте словарики. Давайте запишем новые понятия, с которыми познакомились сегодня на уроке.
История России
1-10 век
11 век
12 век
13 век
14 век
15 век
16 век
17 век
18 век
1 половина 19 века
2 половина 19 века
1 четверть 20 века
2 четверть 20 века
3 четверть 20 века
4 четверть 20 века
Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.
История создания Повести временных лет
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Содержание Повести временных лет
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Краткое содержание «Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» относится к наиболее ранним древнерусским летописным сводам, дошедшим до нас. Была написана в Киеве в XII веке, предположительно, монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Свод вобрал в себя большое количество сказаний, легенд, преданий о различных событиях и исторических лицах.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повести временных лет» по частям для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Главными героями произведения являются князья династии Рюриковичей.
Краткое содержание
«Так начнем повесть сию…»
Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.
После смерти братьев поляне оказались во власти хазар, которые потребовали платить им дань. Поляне передали им с каждого дома по мечу. Увидев столь необычную дань, старейшины хазар предсказали, что поляне в будущем будут сами собирать дань с других народов.
В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей. Он «начал ставить города и установил дани» с большого количества племен, а также покорил Царьград. После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.
Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.
После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и отомстила убийцам мужа, уничтожив их.
Начало княжения Святослава, сына Игорева
Повзрослев, Святослав собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы.
После 28 лет правления Святослав был убит печенежским князем Курей, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.
После смерти законных сыновей Святослава, править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.
К Владимиру «пришли болгары магометанской веры» и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался. Владимир всерьез задумался над тем, какую веру ему принять. Спустя время, изучив все существовавшие тогда вероисповедания, он остановился на христианстве. Поспособствовал тому и брак с христианкой – сестрой византийских царей.
Владимир распорядился уничтожить всех идолов, а на их местах воздвигнуть церкви. Он приказал всем своим подданным явиться к реке, чтобы провести обряд крещения – так Русь стала православной.
Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне, пока однажды князь обманом не отвадил печенегов от своих земель. Он приказал выкопать в земле два колодца, куда были поставлены котлы: в одном варился пшеничный кисель, в другом – медовый узвар. Владимир пригласил печенегов убедиться, что еду им дает сама земля, и никто и никогда их не одолеет.
Об убиении Бориса
После смерти Владимира княжеский престол занял Святополк. Он принялся щедро одаривать своих подданных, «но сердце их не лежало к нему» – простой люд и войско стояло за другим сыном Владимира, Борисом. «Дружина отцовская» предложила ему силой взять власть, однако наследник не посмел поднять руку на старшего брата.
Начало княжения Ярослава в Киеве
Начало княжения Изяслава в Киеве
В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его подданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта и полностью восстановил свою власть.
«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба. Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин. Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе. Справиться с мошенниками удалось воеводе Киевского князя – Яну Вышатичу.
Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.
Начало княжения Всеволода в Киеве
Сын Всеволода, Владимир, решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром. Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев. Лишь спустя несколько лет Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти из плена свой народ.
Поучение
Продолжение по Ипатьевской летописи
Начало княженья Владимира, сына Всеволода
Заключение
Данное произведение, имеющее большое значение для русской литературы, было призвано передать потомкам традиции и обычаи того времени, увековечить идею могущества русского государства.
После ознакомления с кратким пересказом «Повести временных лет» рекомендуем прочесть книгу в полной версии.
Тест по летописи
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: