Рассказ повествование 5 класс русский язык

Сказки

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Анализ речевых ситуаций сюжетных картинок;

2. Развитие представлений о рассказе как о виде повествования;

3. Приёмы написания устного рассказа по сюжетным картинкам.

Диалог (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, основная для разговорного языка: разговор между двумя или несколькими лицами.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

Юмор (анг. humour ‒ нрав, настроение) ‒ изображение героев и явлений жизни в смешном виде.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – с. 101-102; 191.

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс:пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

3. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 5 класс //Канакина Г. И., Пранцова Г. В., Петрунина В. М. и др. – Пенза, 1997. – 151 с.

4. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие // Г. А. Анищенко. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знакомы с жанром рассказа. Рассказ – это повествовательное произведение небольшого размера или словесное изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об одном событии (случае, происшествии) из жизни героя.

В рассказе, как и в любом повествовательном тексте, есть три части: начало события (завязка), развитие события, в котором выделяют точку наивысшего напряжения – кульминацию, после которой наступает развязка, конец события. Рассказ чаще всего строится так, как события следовали друг за другом. Чем интереснее будет происшествие, случай, тем занимательней будет рассказ. Но иногда автор может менять события местами, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их сюжетом.

Послушаем небольшой рассказ Виктора Голявкина «Как я всех обмануть хотел». Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий. Это я промокашку под щёку подсунул, вот щека и раздулась. И вдобавок гримасу состроил – вот, мол, как зуб у меня болит! И мычу слегка; это я всё нарочно сделал, чтоб урок не спросили. И Анна Петровна поверила мне. И ребята поверили. Все жалели меня, переживали. А я делал вид, что мне очень больно.

Анна Петровна сказала:

– Иди домой. Раз у тебя так зуб болит.

Но мне домой совсем не хотелось. Языком промокашку во рту катаю и думаю: «Здорово обманул я всех!»

Вдруг Танька Ведёркина как заорёт:

– Ой, смотрите, флюс у него на другой стороне!

Какие признаки рассказа мы можем отметить? Прежде всего, трехчастную структуру. У рассказа есть начало: «Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий». Далее – развитие события: все жалеют героя, Анна Петровна поверила ему и разрешила пойти домой. И завершается история разоблачением главного героя. У рассказа есть заглавие, отображающее главную мысль, то есть то, что хотел сказать автор: герой хотел всех обмануть, но у него ничего не получилось. В этом рассказе автор использует неожиданную развязку события.

Когда мы сочиняем рассказ, мы создаём текст на определённую тему. А тема текста — это то общее, что объединяет предложения в тексте, то, о ком или о чём говорится в нём. Тема текста определяется по вопросу: «О чём говорится в тексте?»

Послушайте рассказ Виктора Голявкина «Больные».

– У тебя правда нога болит?

– Никакая нога у меня не болит! А у тебя в животе правда колет?

– Ничего у меня в животе не колет. Ловко мы с тобой в классе остались!

– Ребята сейчас там на физкультуре прыгают, а мы с тобой сидим – красота!

– Эх, хорошо просто так сидеть. Давай через парту прыгать!

О чём говорится в тексте? О том, как мальчики решили прогулять урок физкультуры, притворившись больными. А какова идея рассказа? Для чего он написан? Мальчикам стало скучно просто сидеть в классе, и они решили прыгать через парту. Наверняка, на шум придёт учитель и обман вскроется.

А теперь обратимся к нашим рисункам и попробуем по ним написать рассказ. Умение составлять простой план поможет вам лучше справиться с работой.

Познакомьтесь с приблизительной схемой написания рассказа по сюжетным картинкам:

А) придумать заголовок

Б) придумать завязку

В) рассказать, как развивались события

Г) показать, чем закончилась история

Составьте простой план, которым вы будете пользоваться. Простой план — это последовательный перечень основных событий, изображённых на картинках. При составлении рассказа внимательно рассмотрите то, что изображено на рисунках. С чего началась история? Как развивались события? На какой картинке изображён самый напряжённый момент? Чем закончилась история?

Итак, представим, что история, изображённая на рисунках, произошла с вами или с кем-то из ваших знакомых. И вот вы рассказываете, как всё случилось.

Я думаю, что яблоки, когда падают на землю, выбирают, куда упасть. Мой брат любит сидеть под яблоней и «совершать» открытия. Вот опять сидит с книгой и думает, наверное, о том, как повезло Ньютону: ему просто упало яблоко на голову! И всё! Он стал знаменитым! Прислонившись к дереву, прикрывшись книгой, брат мирно спал. А если бы ему тоже упало на голову яблоко? Какое открытие он бы сделал? Думаю, ему нужно подсказать, что пришло время собирать яблоки в корзину. Пусть это яблоко, которое «внезапно» сорвалось с ветки и упало ему прямо на голову, заставить его наконец-то помочь мне. А то один я не справляюсь с уборкой.

Итак, чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои и в какой последовательности, далее показать, чем закончилась эта история (концовка).

Читайте также:  Рассказ о необычном блюде на английском

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите правильный ответ. Рассказ ‒

Разбор задания: Рассказ ‒ повествование об одном, но важном событии. Сюжет ‒ событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Правильный ответ: повествование

Выбор элемента из выпадающего списка

Прочитайте рассказ Виктора Голявкина «Я пуговицу себе сам пришил». Выберите правильный ответ. В каком предложении выражена основная мысль текста?

«Я пуговицу себе сам пришил. Правда, я её криво пришил, но ведь я её сам пришил! А меня мама просит убрать со стола, как будто бы я не помог своей маме, – ведь пуговицу я сам пришил! А вчера вдруг дежурным назначили в классе. Очень мне нужно дежурным быть! Я ведь пуговицу себе сам пришил, а они кричат: «На других не надейся!» Я ни на кого не надеюсь. Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил…»

а) Очень мне нужно дежурным быть!

б) Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил.

в) Я ни на кого не надеюсь.

Разбор задания: «Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил». В этом предложении говорится о том, что герой никого не просит помочь ему, делает всё сам и отмечается, что он сам пришил пуговицу.

Правильный ответ: Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил.

Источник

Повествование. Рассказ. Урок в 5 классе.

специалист в области арт-терапии

Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.

2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера

3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке.

4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.

5.Составить устный рассказ по картинкам.

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.

Обратите внимание на СЛАЙД 1.

«Речь любит течь, фраза идет потихоньку, а слово бежит и играет».(Пословица)

-Какое это предложение по количеству грамматических основ?

-Назовите средства связи в предложении?

-Слов какой части речи больше в этом предложении?

-Для какого типа речи характерно частое употребление глаголов?

-Какой тип речи называется повествованием? Что вы о нем знаете?

В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование слова «Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях или о чем-нибудь свершившемся».

-Какой синоним из данного определения мы можем подобрать к слову повествование?

-На каком уроке мы с вами встречаемся с этим жанром?

-Дайте определение, что такое рассказ.

2.Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока: Повествование. Рассказ.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

-Для того, чтобы достичь цели, мы должны поставить перед собой задачи, с помощью которых мы и достигнем поставленную цель:

1.Повторить признаки типа речи повествования.

2.Узнать, что такое рассказ.

3.Познакомиться с основными частями рассказа.

4.Составить собственный рассказ.

-Какую из поставленных задач мы с вами уже выполнили?

-А что такое рассказ?

-Значит, в основе любого рассказа лежит случай. Подберите синонимы к этому слову.

Послушайте шуточное стихотворение и ответьте на вопрос: Что может служить сюжетом для рассказа?

Разве с вами никогда

Не случалось ничего?

Может быть, хоть иногда

Или, может быть, однажды

Вам случалось вдруг найти

Что-то очень важное,

Что встречалось на пути?

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу?

Или в речку вы свалились?

Иль поймали вы лису?

Или вы окно разбили

И признаться не могли?

Или вы рекорд побили?

Или, может, вдохновение-

Частый гость у вас в квартире,

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины?

-Сюжетов для рассказов может быть много, нужно только хорошенько подумать. Случаи бывают разные. Подберите прилагательные к слову СЛУЧАЙ (по цепочке):

Вывод: Итак, мы с вами узнали, что такое рассказ, что лежит в основе рассказа. Справились мы со второй задачей?

-Если человек решил построить дом, то сначала он узнает, как строили его те, кто это умеет делать, у кого уже есть дом. А нужно ли учиться строить рассказ?

-Вспомните, какие три основные части мы выделяем в любом сочинении?

-Эти части есть и в рассказе, но есть у него и свои особенности.

Работа со схемой построения рассказа.

4. Рассмотрение текста и выделение в нем элементов композиции.

-А теперь посмотрим, как построен конкретный рассказ, попробуем выделить в нем элементы композиции. Работа в группах.

Берег бродячих камешков.

Вступление Иду по берегу бухты. Волны лениво взбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налет соли.

Завязка И вдруг..что это? Почудилось, будто один из пляжных камешков перебежал мне дорогу.

Развитие действия Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они тускло блестели и лежали на своих метах неподвижно.

Кульминация В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах.

Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в нее.

Развязка Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нем оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.

Заключение Природа не наделила краба крепким панцирем, вот и ищут они себе домики. Кто пустую раковину на себя наденет, кто в пустотелый камешек залезет. Хоть и тяжеловато, зато безопасно: хищная рыба не тронет.

-Какая третья задача стояла перед нами на уроке?

-Справились мы с ней?

-Назовите основные части рассказа.

5.Составление рассказа по сюжетным картинкам.

-Что же нам осталось выполнить, чтобы приблизиться к заветной цели?

-Определите тип речи, который нужно использовать при изложении этой истории.

-Пронумеруйте картинки и соотнесите их с частями плана.

Вступление. Завязка сжета-1,2,3.

Основная часть. Развитие действия, его кульминация-4,5,6,7,8.

3. Заключение. Развязка-9,10.

Проверка по СЛАЙДУ 3.

2-3 ученика составляют рассказ (устно).

-Чей рассказ вам понравился больше?

-Выполнили мы все задачи, которые ставили на урок?

-Чему научились на уроке?

7. Домашнее задание.

Написать сочинение по картинкам.

Номер материала: ДБ-1157644

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов

Время чтения: 3 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»

Время чтения: 1 минута

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Прочитай названия сказок назовите авторов сказка о царе салтане

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по русскому языку 5 класс. Рассказ

специалист в области арт-терапии

Тема: «Повествование. Рассказ» (развитие речи)

Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний)

Форма урока: игровая (деловая игра)

— развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;

— развивать мышление, внимание, память;

дать понятие о повествовании и его отличительных признаках;

— сформировать способность к нахождению типа речи повествования среди текстов других типов речи;

— воспитание дисциплинированности, умения работать в паре, в группе;

— воспитание эстетических взглядов.

— особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение;

— отличительные признаки текста-повествования (рассказа), его структуру и языковые особенности.

— определять тип и стиль речи текста;

— составлять план текста;

— выявлять элементы структуры рассказа.

— Добрый день, ребята. Сегодня урок развития речи. Мы будем работать с текстами

2. Актуализация знаний

-Повторение. Вспомним, что знаем о тексте.

3. Этап выявления места и причины затруднения

— Расскажите, пожалуйста, что мы сделали сразу после звонка (зашли в класс, приготовились к уроку, поприветствовали друг друга).

— Можно ли перечисление этих действий считать текстом? (нет)

— А если попытаться на основе этих глаголов составить предложения и расположить их в определенной последовательности, получится ли текст о том, как начинается урок? (вполне возможно).

— Известно ли вам, какой текст по типу речи состоит из определенной смены действий? (повествование).

— Какая часть речи является основной при создании подобных текстов? (глагол).

— Известны ли нам особенности построения текста-повествования или, по-другому, рассказа?

— Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели (узнать, что такое рассказ, как строится текст такого жанра). Тему записывают в тетрадь.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Доклад (1 слайд презентации)

Текст-повествование обычно пишется в художественном стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля, чтобы передать особенности речи героев. Составим кластер, что такое рассказ (3 слайд – запись в тетради). Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Конечно, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ. Как же написать рассказ в художественном стиле? Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.

Первое правило(4 слайд). У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

Второе правило(5 слайд). Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Часть речи, которая обозначает действие – это глагол. В рассказе должно быть много глаголов!

Третье правило(6 слайд – желательно записать в тетради). Старайся придерживаться структуры рассказа:

1.Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями. Далее следует завязка сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома».

2. Основная часть. Повествование разворачивается. События следуют одно за другим. Можно употребить здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, в эту минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего и рассказывается эта история. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной.

Итак, придуман интересный сюжет рассказа, продуман план

(композиция) повествования. Посмотрите, при каком условии рассказ может быть интересен читателю (слайд 7). Теперь можем приступать к написанию сочинения!

Вопросы к учащимся после доклада:

— От какого лица ведётся повествование? (Повествование может вестись от 3-го лица (авторское повествование), от 1-го лица (рассказчик назван или обозначен личным местоимением я) – записать в тетрадях.

5. Этап реализации построенного проекта

Работа в группах (5 групп). Ребята, переходя от станции к станции, работают с текстами, стараются найти тексты-повествования, учитывая элементы повествования. Выделите в нём структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку), их структуру, составляют план, придумывают варианты заголовка. Результаты записываются в специальную карту. На самом деле им будет предложено

3 текста-повествования, текст-рассуждение и текст-описание. Основная задача детей – узнать повествовательные тексты и работать с ними, а у остальных текстов только указывать тип речи. Тексты взяты из учебника А.Д.Шмелевой.

У нашей кошки Снежинки недавно появились котята. Мы устроили для них настоящую колыбель: обшили мягкой байкой большую корзину и уложили в нее пушистых крошек. Сначала каждый, кто хотел дотронуться до котят, слышал угрожающее шипение недовольной мамаши. Сейчас она успокоилась, но не спускает глаз с детей. Они чудесные: две кошечки снежно-белые, как мать, а котик – рыжий.

Когда кошечка выпрыгивает из корзины, чтобы полакомиться молочной кашей или кусочком курицы, малыши недовольно пищат. Она отвечает им громким мурлыканьем.

За окнами мечутся на ветру желтые листья, моросит дождь, а в комнате тепло и уютно. Тикают часы на стене, чуть дрожит на столе тень от абажура. Счастливая Снежинка щурится, глядя на горячее пламя в чугунной печурке.

Купили в магазине цыпленка, принесли домой и назвали Цыпом.

Цып был слабый и клевал только мягкую кашу.

В квартире жила большая собака Зента. Она учуяла птицу, вбежала в столовую и остановилась над бедным Цыпом. Совсем близко к цыпленку придвинулась ее огромная морда. Цып пискнул и поднял розовый клювик. Тут все увидели, что у Зенты на носу – крупинка каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка пропала. Собака не испугалась, но удивилась и растерялась.

Читайте также:  Сказки пушкина инсценировка отрывка из

Она оглянулась и тихо вышла из комнаты.

Было ясное июньское воскресенье, когда Нехлюдов, напившись кофею, с записной книжкой и пачкой ассигнаций в кармане своего лёгонького пальто вышел из большого с колоннадами и террасами деревенского дома и по неочищенным, заросшим дорожкам старого английского сада направился к селу, расположенному по обеим сторонам большой дороги. Нехлюдов был высокий, стройный молодой человек с большими, густыми, вьющимися, тёмно – русыми волосами, со светлым блеском в чёрных глазах, свежими щёками и румяными губами, над которыми только показывался первый пушок юности. Во всех движениях его и походке заметны были сила, энергия и добродушное самодовольство молодости.

Писатель Тургенев говорил, что русский язык «великий и могучий». Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантом мучился. Но, может, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались, не снижали отметки за грязь и за всякие безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных гласных столько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда!

Отчёт групп о проделанной работе

В помощь группам при ответе даются вопросы:

— Какой тип речи является изображением какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (Описание) Под каким номером были тексты такого типа речи?

— Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли аргументация и выводы – это? (Рассуждение) Под каким номером были тексты такого типа речи?

— Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности, о следующих друг за другом действиях – это? (Повествование) Номер текстов-рассказов?

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с текстами-рассказами.

— О чём повествуется в текстах? Понравились ли они вам? Какие заголовки подобрали? Найдите начальную часть текста №3. Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы (проследим последовательность действий). Можно ли по этим глаголам воспроизвести текст?

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

— Сравните темы сочинений:

Мой котенок Барсик.

Как Барсик однажды рыбу ловил.

Почему я люблю моего котенка Барсика.

— Какая тема соответствует типу речи повествование (рассказ)?

8. Этап включения в систему знаний и повторения

— Даны глаголы: притаился, подпрыгнул, испугался, взъерошил, убежал, спрятался. Работа в парах: составить текст – повествование (устно).

9. Этап рефлексии учебной деятельности

— Дайте самооценку своей работе. К какому типу речи относятся составленные Вами предложения на этапе рефлексии?

Задание на дом (учащиеся выбирают)

Составить собственный текст-рассказ «Проделки моего домашнего животного», используя его структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку), дать заголовок.

Или: найти примеры текстов-повествований из произведений писателей (80-100 слов)

Примеры отрывков из рассказов ребят

«У нас дома живут попугайчики. Их имена Гринька и Снежинка. Гринька зеленого цвета, а Снежинка бело-голубого. Гринька, когда залезает на кольцо, любит покачаться, ему это нравится. Он может также слезать с него вниз головой и прыгать на жердочку. Снежинка любит просто сидеть. Утром, когда я приношу им завтрак, она всегда идет есть первая. А Гринька, как, джентльмен, ей уступает». В этом отрывке ученица (Тихонова Н.) дает описание внешности птиц и особенности их поведения. Использована нейтральная лексика. Сравнение «как джентльмен» помог сделать текст более выразительным, эмоциональным.

Более подробно останавливается на деталях в поведении своего любимца следующий ученик (Прытков В.): «Прошло некоторое время, и Кеша перестал быть пугливым. Он начал передразнивать людей, играть, показывать свой характер, плескаться в воде, смотреться в зеркало, смотреть телевизор. Кеша любит быть в центре внимания». С помощью ряда однородных членов (глаголов) создается динамичная картина активного поведения попугая.

«Однажды белки находились на столе и грызли клетку. Они до того ее разгрызли, что могли вылезти. Зубы чешутся, и им нужно хоть что-то грызть. В этот момент я делала уроки. И слышу:

— Маша! Белка вылезла! Лови ее! – кричала мама. Я быстро прибежала в комнату и начала ее ловить.

— Поймала! – крикнула я. Это была Пуля, она дергалась в руках и царапалась». В сочинении особенности поведения белок подчеркивается однокоренными словами, помогающими связывать предложения между собой (грызли, разгрызли, грызть), глаголами, рисующими особенности поведения животных, фразеологизмом «зубы чешутся» и самой ситуацией – ловкая белка сбежала. Ученица (Бутрина М.) вставила диалог, что украсило текст, сделало его более «живым».

Данный рассказ полностью выдуман ученицей (Драгунова К.)

Необычная дружба кота и вороны

«Однажды мой кот Цыган поймал ворону. Мы поймали кота и спасли птицу. Но ворона вылетела из рук и полетела к коту, села ему на спину. Кот ей ничего не сделал, он просто оглянулся назад и затих. Тогда мы сняли ворону со спины и отпустили ее на волю. Она улетела.

На следующее утро ворона стала стучаться в окно. Я проснулась и впустила ее. Она подлетела к коту и дала ему корку хлеба. За это Цыган угостил ворону кусочком сыра.

Мы прозвали ворону Хвостик, потому что она ходила за Цыганом туда-сюда, даже спала с ним. И эта ворона стала другом нашей семьи». Это небольшое повествование – выдумка. С помощью глаголов ученица создает четкую последовательность развития событий, главными героями которых являются интересные представители живого мира. Автор явно мечтает о несбыточном : о дружбе врагов, что говорит о мирном и добром характере девочки. Вероятно, в обыденной жизни девочки не хватает общения с животными, ей хочется иметь настоящих «друзей семьи».

«Моя кошка Васька появилась в нашей семье по моей инициативе. Мне подарили ее на день рождения, так как я давно мечтал о пушистом друге. Когда Васька была маленькой, она помещалась в ладошке, а теперь это взрослая, красивая, умная кошка белого окраса с черными пятнами. Но очень озорная, любит играть, как маленький котенок.

Вечером, когда я хожу пить на кухню, Василиса прячется за углом и наблюдает за мной, выжидая момента для нападения. Как только я подхожу ближе, она меня атакует. Вы не представляете, какой раздается вопль! Вася впивается когтями в мою штанину, громко мяукает, а я кричу, кричу на нее. Васька, испугавшись, убегает и прячется. Подобные атаки повторяются постоянно и являются нашей особой игрой.

А совсем недавно я купил Васе подарок под названием «Дразнилка для кота». Василиса очень радовалась этому подарку. Она играет с дразнилкой как с мышкой. Никто не прыгает при этом, как она, и никто так не смеется, как я!

Я люблю свою кошку именно за эти проделки. Они доставляют мне радость и позитив!»

Источник

Познавательное и интересное