Как писать сочинение-повествование
Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
Питер дал понять, что ему хочется.
— Смотри не ошибись… пожалеешь…
Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
Методическая разработка «Типы речи. Повествование» (6 класс)
специалист в области арт-терапии
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60
социальной адаптации детей-инвалидов» г.Улан-Удэ
Урок адаптации в 6 классе
«Типы речи. Повествование»
Учитель: Нимаева И.А.
МО русского языка и литературы
Тема урока: «Типы речи. Повествование»
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок-практикум
Цели педагогической деятельности учителя:
1. обучающие: закрепить понятие «повествование»; показать систему языковых средств, использованных в тексте;
2. развивающие: содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
3. воспитывающие: научить понимать и ценить красоту русского языка.
1) обучающие: обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; научить выявлять языковые и композиционные особенности повествования;
2) развивающие: развивать творческие возможности учащихся;
3) воспитывающие: научить понимать и ценить красоту русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные: научиться выявлять языковые и композиционные особенности повествования.
2) Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе
алгоритма выполнения задачи
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста повествования.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; метод постановки
вопросов, эвристический метод (беседа, самостоятельный анализ языкового
материала); индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме
I . Организационный момент. Приветствие.
Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Слово учителя. Беседа с учащимися о начальных для курса развития речи лингвистических понятиях.
— Вы, конечно, знаете, что есть такие слова, как язык и речь. Есть ли между ними разница?
Речь – это использование языка для общения людей между собой (язык в «работе»)
II . Актуализация знаний.
Цель: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; проверить знание теоретического материала по теме.
— Прочитаем рассказ о собаке Нордике.
Однажды со мной в школу побежал Нордик. Мне жалко было прогонять его. Он весело побежал впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил её в речку. Нордик бросился за шляпой. Нордик успел схватить шляпу и принес её мне.
Я погладил и приласкал Нордика. слайд №2
— По каким признакам мы определим? Слайд №3
— Как мы знаем, определить тип речи помогает приём «фотографирования» слайд№4-5
— В описании говорится о признаках чего-либо, которые можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата.
— В повествовании речь идёт о сменяющих друг друга действиях или событиях – потребуется несколько кадров.
— В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах – словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать.
— К какому типу речи можно отнести рассказ? Нетрудно установить, что это повествование.
III . Работа по теме урока
1) – Подберите однокоренные слова к слову повествование: повествовать, повесть, весть, известие, извещение. (слайд)
— Что такое повествование? (ученик читает определение –слайд)
Повествование – сообщение о том, что произошло, что случилось, как развивались действия.
— Какой вопрос можем задать тексту повествованию?
— Тип речи отличаем по вопросу.
Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.
Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.
Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб все растет, шелестит листочками.
Спросил тогда ветер у дуба:
— В чем твой секрет? Почему я не могу погубить тебя?
— О чем говорится в тексте?
— В этом тексте есть герои?
— Как в этом тексте развиваются события?
— Можно нарисовать картину? Можно нарисовать несколько картинок?
— Можно составить план.
Схема построения повествовательного текста