Рассказ поющий букет в бирюкова читать

Сказки

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Обучение пересказу

Развитие речи детей дошкольного возраста

Обучение пересказу

Иванова Татьяна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 95
компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга

Много лет отработав с детьми в детском саду, я обратила внимание, что в последние годы речь детей становиться менее выразительной, немногословной, бедной по содержанию, т.к. компьютеры, телевидение заменили речевое общение.

Как повлиять на развитие речи детей? Умение связно говорить развивается путем систематического обучения на занятиях.

Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Дети усваивают нормы построения предложений и целого текста.

В своей работе я использую следующие приемы при обучении пересказу:

üИллюстрации к рассказам.

üДетские рисунки и схемы.

üПридумывание детьми названия сказки (рассказа).

üБеседы по содержанию произведения.

Пересказывают дети произведение и целиком, и по частям, с использованием элементов драматизации, по цепочки. Детям нравится, когда они выбирают партнера, который продолжает его рассказ. Я напоминаю, чтобы ребенок узнал у товарища, согласится ли он рассказывать вместе с ним.

Рассказы детей записываю в тетрадь, чтобы успехам детей могли порадоваться родители.

Пересказ рассказа Василия Бирюкова «Поющий букет» с наглядной опорой в виде графических схем.

«Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:

— Ой, какой хороший! Сорву его.

Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.

И вдруг услышала жужжание:

— Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.

Осмотрела весь букет, ничего не нашла.

— Чудно. Никого нет, а поет.

Ещё раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.

— Вот почему букет пел.

Взяла жучка и выпустила на волю».

Настя: «Девочка Наташа шла по лугу. Собирала букет. Увидела колокольчик, обрадовалась;

— Ой, какой хороший! Сорву его.

Принесла букет с водой и поставила в банку с водой. Стоит, любуется. Вдруг букет зажужжал:

— Куда я попал? Тут люди живут.

Осмотрела Наташа букет, никого не нашла. Ещё раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит. Выпустила Наташа жучка на волю».

Лаврик: «Шла девочка Наташа. Собирала цветы. Увидела колокольчик. Обрадовалась. Сорвала его, набрала много разных цветов и поставила в банку с водой.

Она услышала жужжание:

— Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал?

Девочка Наташа поискала, ничего не нашла.

— Чудно. Ничего нет, а разговаривает.

Взглянула в колокольчик, а там жучок. Взяла жучка и наружу выпустила».

Катя: «Девочка шла по лугу и собирала цветы. И сказала: «Я его сорву».

А потом много цветов набрала, пришла домой и поставила в большую вазу. А потом она услышала, что цветы жужжат.

— Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Там люди живут.

А потом она заглянула в колокольчик. Увидела жука, взяла его в руки и отпустила на волю».

Пересказ сказки «Сорока»

Попал зайчонок в капкан. Прищемил лапку, и выбраться не может. Стал зверей на помощь звать, да только далеко все и не слышат зайчонка. В ту пору пролетала рядом сорока. Увидела, в какую беду попал малыш, и стала созывать зверей на выручку. Летает по лесу, трещит громко, всякому слышно. Пришли звери, выручили зайчонка из беды и поблагодарили сороку. С тех пор летает она по лесу и рассказывает зверям и птицам о том, что произошло в лесу. От неё все новости узнать можно. Сороку так и прозвали – «лесная газета».

Лёня: Зайчик попал в капкан. Он прищемил лапку, и начал звать он зверей. Кричал-кричал, но звери были очень-очень далеко. Но мимо пролетала сорока и увидела, как зайчонок попал в беду. И стала она звать тоже зверей. Она стала громко-громко стрекотать. И звери пришли и выручили зайчика, и сороку стали звать «лесная газета», потому что она новости на хвосте несет.

Настя: Маленький зайчонок попал в капкан. Стал он созывать зверей, но все были далеко и не услышали маленького зайчонка. А мимо пролетала сорока. Увидела, в какую беду попал маленький малыш, и стала созывать всех зверей на выручку. Помогли ему звери и стали сороку называть: сорока – лесная газета.

Стас: Зайчонок бежал по лесу и попал в капкан. Звал зверей, а они были далеко. Пролетала мимо сорока и увидела зайчонка, что он попал в капкан. Сорока начала звать зверей. Звери помогли зайчонку выбраться из капкана. Они назвали сороку «лесная газета», потому что она носит на хвосте новости.

Слава: Зайчонок прыгал по лесу и попал в капкан, прищемил свою любимую ножку. Он стал на помощь звать зверей, но они были далеко. Мимо пролетала сорока. Она услышала и увидела, как зайчонок попал в большую беду. Она стала громко стрекотать, звери пришли и выручили зайчонка, и прозвали её «лесная газета», потому что она новости на хвосте разносит.

Источник

Поющий букет

Логопедия. Развитие речи.
Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В. Бирюкову)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Обучение последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
Формирование активного слухового и зрительного контроля за составлением пересказа.
Развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.
Активизация и обогащение словаря по темам «Насекомые», «Цветы».
Активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, логического мышления).

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Графические схемы, картина.
2. Предметные картинки с изображением колокольчиков (6 шт).
3. Магнитная доска, магниты.
4. Предметные картинки с изображением цветов, сюжетная картина.
5. Игрушки (жук, корова, лошадь).
6. Магнитофонная запись, мяч.
ПОДГОТОВКА
1. Изучение лексических тем «Насекомые», «Цветы» (с логопедом и воспитателями).
2. Посещение парка или леса и наблюдение за насекомыми, цветами (с родителями и воспитателями).
3. Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения (с логопедом).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Организационный момент
На поляне (магнитная доска) лежат игрушечные корова, жук, лошадь.
Логопед. Отгадайте загадку:
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Отгадку вы найдете среди предметов, расположенных на поляне.
Дети. В загадке говорится о жуке.
Подготовка к восприятию текста
Логопед включает магнитофон, ставит кассету с записью жужжания жука.
Ребенок
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Загудел и полетел,
У него немало дел.
Чтение текста
Чтение проводится без установки на запоминание и пересказ, оно направлено на развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
Логопед. Я прочитаю вам рассказ «Поющий букет». Его написал Василий Бирюков.
Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:
— Ой, какой хороший! Сорву его. – Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.
И вдруг раздалось жужжание:
— Жжуть, жжуть. Куда я попал? Тут люди жживут.
— Букет жужжит, – удивилась Наташа. – Букет поет.
Осмотрела весь букет, ничего не нашла.
— Чудно. Никого нет, а поет.
Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.
— Вот почему букет пел!
Взяла жучка и выпустила на волю.

Читайте также:  Ревизские сказки воронежской губернии богучарский уезд

Игра «Найди цветы»
Это игра на образование относительных прилагательных.
Логопед. Найдите цветы, растущие в поле, в лесу, на лугу, в комнате, в саду.
Дети (отбирают цветы). Василек растет в поле, это полевой цветок и т. д.

Повторное чтение
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание, без пересказа.
Логопед. Послушайте внимательно рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.
Моделирование рассказа с помощью графических схем
На столе разложены беспорядочно графические схемы.
Логопед. Эти схемы помогут вам пересказать рассказ. С чего он начинается?
Совместно с детьми логопед составляет план рассказа с наглядной опорой.
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем
Игра «Расскажи по цепочке»
Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.
Подведение итогов занятия
Логопед. Как назывался рассказ, который пересказывали? О ком говорилось в рассказе?
Дети отвечают на вопросы.
Задание воспитателям
1. Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
2. Повторить рассказ с опорой на графический план.
3. Повторить упражнение «Найди цветы»

Источник

Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий (11 стр.)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать рабочую тетрадь «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ш «).

Полезно также провести подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева «Гуси-лебеди» (в сокращении):

Быстро крыльями машите.

Серый волк под горой!

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок «Колобок», «Гуси-лебеди» и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» и предлагает назвать произведение: «Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал»;

– поет песенку лисы из сказки «Кот, петух и лиса»:

«Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш «.

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – «Зимовье». Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Занятие 2. Звуковая культуры речи: звук ж

«Сидел Язычок в домике, – начинает занятие педагог. – Слышит: кто-то поет песенку: «Ж-ж-ж-ж». – «Я не умею так петь, – огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж»».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

«Круг – это большая комната со множеством окон, – объясняет педагог. – Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

«А сейчас, – говорит педагог, – я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Марина не поймет:

«Почему же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».

Читайте также:  Сказки сибири и дальнего востока

Воспитатель читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть как пить хочется». ( О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» – запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

«Вы хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками, – завершает занятие педагог.

Лежал, лежал, да в речку побежал.

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

Запомните загадки и загадайте их дома родителям».

Занятие 3. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» [7]

Цель. Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Воспитатель сообщает детям, что очень хочет познакомить их с Таней, которая вышла на прогулку: «Хотите посмотреть на девочку, которая мне нравится?»

Педагог показывает картину, дает детям возможность поделиться своими впечатлениями. Хвалит за наблюдательность, но говорит, что надо учиться рассматривать картину в определенной последовательности, тогда рассказ получится красивым, без повторов.

«Можно рассказать о том, чем занята девочка, а также о том, как красиво вокруг. С чего начнем? – интересуется педагог. – Давайте начнем рассказ с описания одежды. Зимой холодно, и Таня тепло одета. На ней… (пальто, валенки, шапка, шарф, варежки). Вам нравится Танино зимнее пальто? Оно… (зеленое, с коричневым воротником). Отделано ли пальто мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха.) А из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха.) Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять? (1–2 ответа).

Дети, что делает Таня? (Выслушивает ответы, обобщает их.) Да, Таня синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

Кто еще хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? ( На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.)

Хотите, я расскажу вам про эту картину? Слушайте. На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто теплое и красивое. Оно зеленое с коричневым меховым воротником. На рукавах и карманах пальто – отделка из меха. Танюша в черных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки.

Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

А кругом белым-бело. Всюду снег: на земле, на скамейке, на деревьях. У березы и веток не видно – снежинками укрылись. Только елка зеленеет. Но и на ней лежит снег. Будто кто-то белые платочки на зеленые иголки повесил».

Педагог просит ребенка рассказать о содержании картины. Оценивает рассказ (обо всем ли рассказал в определенной последовательности).

Затем воспитатель предлагает детям назвать картину. Отмечает наиболее удачные названия. Сообщает авторское название: «Таня не боится мороза».

Занятие 4. Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Цель. Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

Источник

Рассказ поющий букет в бирюкова читать

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.

3. Активизация и обогащение словаря по темам «Насекомые», «Цветы».

4. Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения; рассматривание графических схем.

Графические схем, картина, предметные картинки «колокольчик» (6 шт), магнитная доска, магниты; предметные картинки с изображением цветов; сюжетная картина, текст, загадки, игрушки (жук, корова, лошадь), магнитофонная запись, мяч.

· Чтение рассказа В.Бирюкова «Поющий букет».

· Изучение лексических тем «Насекомые», «Цветы».

· Посещение парка или леса и наблюдение за насекомыми, цветами.

· Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения.

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

колокольчик, девочка, букет, жужжание

осмотрела, выпустила, заглянуть, раздалось, выпустить, поставить


1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог читает детям загадку:

Шесть ног без копыт.

— А отгадку вы найдете среди предметов, расположенных на поляне: (корова, жук, лошадь).

Дети находят отгадку: (В загадке говорится о жуке.)

2. Подготовка к восприятию текста. Расширение и активизация словаря.

Педагог включает магнитофон, ставит кассету с записью жужжания жука и читает стихотворение:

Под листочком жук проснулся,

Потянулся и встряхнулся.

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

3. Чтение адаптированного текста. Развитие речевого слуха, внимания.

— Я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Бирюков «Поющий букет».

Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:

— Ой, какой хороший! Сорву его.

— Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.

И вдруг услышала жужжание:

— Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.

— Букет жужжит и поет,— удивилась Наташа. Осмотрела весь букет, ничего не нашла.

— Чудно. Никого нет, а поет.

Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.

— Вот почему букет пел.

— Взяла жучка и выпустила на волю.

4. Беседа по содержанию. Обучение ведению диалога по содержанию рассказа.

— Где шла Наташа? (Наташа шла по лугу.)

— Что собирала на лугу? (На лугу собирала букет.)

Читайте также:  Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках салтыкова щедрина

— Какой цветок ей понравился? (Ей понравился колокольчик.)

— Что набрала Наташа на лугу? (Наташа набрала на лугу разных цветов.)

— Куда поставила букет? (Букет она поставила в банку с водой.)

— Что удивило Наташу? (Наташу удивило жужжание.)

— О чем жужжал букет? (Букет жужжал о том, что здесь люди живут.)

— Почему букет пел? (Потому что в колокольчике сидел жук.)

— Что девочка сделала с жучком? (Девочка выпустила жучка на волю).

Педагог предлагает детям вспомнить упражнение про пчелу.

5. Подвижная игра «Пчела». Координация речи с движением.

Прилетела к нам вчера

(Бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

А за нею — шмель-шмелек

(Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках

на каждое название насекомых.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза!

(Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)

(Вновь бегут по кругу.)

От усталости упали.

(Медленно опускаются на ковер.)

6. Лексико-грамматические упражнения.

а) Упражнение с мячом «Подбери признак». Расширение словаря признаков.

Жук (какой?) — большой, рогатый, блестящий, черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый.

Цветы (какие?) — яркие, пестрые, красивые, душистые, высокие, низкие, садовые, полевые.

б). Упражнение «Куда спрятались насекомые?» Употребление предлога «под».

Картинка, на которой изображена поляна.

— Ожидается сильный ливень, все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети по очереди подходят к картине, показывают указкой сюжет и составляют предложения:

Гусеница ползет под сочным душистым яблоком. Яркая бабочка укрылась под крупной ромашкой. Зеленый кузнечик примостился под пушистой елкой. Усатый жук заполз под куст клубники и т.д.

в).Упражнение «Найди цветы». Образование относительных прилагательных.

— Найдите цветы, растущие в поле, в лесу, на лугу, в комнате, в саду. Дети отбирают цветы, называют их и составляют предложения. Образец ответа: Василек растет в поле — это полевой цветок.

7. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.

Развитие слуховой памяти.

— Послушайте внимательно рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.

8. Составление графического плана рассказа. Формирование логической цельности рассказа.

На столе беспорядочно разложены графические схемы.

— Эти схемы помогут вам пересказать рассказ. С чего начинается рассказ?

Совместно с детьми составить план рассказа с наглядной опорой.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

Дети берут предметные картинки (колокольчики), определяют очередность пересказа.

Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.

10. Итог. Оценка деятельности детей.

— Как назывался рассказ, который пересказывали?

— О ком говорилось в рассказе?

Закрепление изученного материала вне занятия.

· Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.

· Повторить рассказ с опорой на графический план,

Источник

Поющий букет

Логопедия. Развитие речи.
Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В. Бирюкову)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Обучение последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
Формирование активного слухового и зрительного контроля за составлением пересказа.
Развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.
Активизация и обогащение словаря по темам «Насекомые», «Цветы».
Активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, логического мышления).

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Графические схемы, картина.
2. Предметные картинки с изображением колокольчиков (6 шт).
3. Магнитная доска, магниты.
4. Предметные картинки с изображением цветов, сюжетная картина.
5. Игрушки (жук, корова, лошадь).
6. Магнитофонная запись, мяч.
ПОДГОТОВКА
1. Изучение лексических тем «Насекомые», «Цветы» (с логопедом и воспитателями).
2. Посещение парка или леса и наблюдение за насекомыми, цветами (с родителями и воспитателями).
3. Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения (с логопедом).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Организационный момент
На поляне (магнитная доска) лежат игрушечные корова, жук, лошадь.
Логопед. Отгадайте загадку:
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Отгадку вы найдете среди предметов, расположенных на поляне.
Дети. В загадке говорится о жуке.
Подготовка к восприятию текста
Логопед включает магнитофон, ставит кассету с записью жужжания жука.
Ребенок
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Загудел и полетел,
У него немало дел.
Чтение текста
Чтение проводится без установки на запоминание и пересказ, оно направлено на развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
Логопед. Я прочитаю вам рассказ «Поющий букет». Его написал Василий Бирюков.
Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:
— Ой, какой хороший! Сорву его. – Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.
И вдруг раздалось жужжание:
— Жжуть, жжуть. Куда я попал? Тут люди жживут.
— Букет жужжит, – удивилась Наташа. – Букет поет.
Осмотрела весь букет, ничего не нашла.
— Чудно. Никого нет, а поет.
Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.
— Вот почему букет пел!
Взяла жучка и выпустила на волю.

Игра «Найди цветы»
Это игра на образование относительных прилагательных.
Логопед. Найдите цветы, растущие в поле, в лесу, на лугу, в комнате, в саду.
Дети (отбирают цветы). Василек растет в поле, это полевой цветок и т. д.

Повторное чтение
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание, без пересказа.
Логопед. Послушайте внимательно рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.
Моделирование рассказа с помощью графических схем
На столе разложены беспорядочно графические схемы.
Логопед. Эти схемы помогут вам пересказать рассказ. С чего он начинается?
Совместно с детьми логопед составляет план рассказа с наглядной опорой.
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем
Игра «Расскажи по цепочке»
Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.
Подведение итогов занятия
Логопед. Как назывался рассказ, который пересказывали? О ком говорилось в рассказе?
Дети отвечают на вопросы.
Задание воспитателям
1. Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
2. Повторить рассказ с опорой на графический план.
3. Повторить упражнение «Найди цветы»

Источник

Познавательное и интересное