LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Статистика
Зима в рассказах М. М. Пришвина.
Кристальный день
Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День весь сверкал кристаллом от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассылались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками.
Верхняя мутовка высокой ели, как ваза, собирала внутрь себя снег больше, больше, пока, наконец, этот ком не скрыл в себе даже тот высокий палец ели, на который весенней порой на вечерней заре садится птичка-невеличка и поет свою песенку.
Деревья в лесу
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Беличья память
Думаю о белках понятно, если большой запас, ты помнишь о нем легко, но мы видим сейчас по следам, что вот здесь белка через снег пробилась в мох, достала спрятанные там с осени два ореха, тут же их съела, потом, отбежав десяток метров, опять нырнула, опять оставила в снегу скорлупу от двух-трех орехов и через несколько метров сделала третью полазку. Нельзя же предположить, что она чуяла орех через талый слой снега и обмерзлого льда. Значит, помнила с осени о двух орехах во мху в стольких-то сантиметрах от ели. Притом, помня, она могла не отмеривать сантиметры, а прямо на глаз с точностью определять: ныряла и доставала.
Снежки
Выпала пороша. На охоте начал снимать лесные фигуры. Веточка тончайшими своими пальчиками держала большой пышный ком. В полдень фигуры начали падать, сшибать одна другую: деревья играли в снежки. Один такой ком попал в зайца, он вскочил, дал след, и Трубач его подхватил.
Рождение месяца
Небо чистое. Восход роскошный в тишине. Мороз минус 12. Трубач по белой тропе гонит одним чутьем.
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. Это была северная заря, вся малиново-блестящая, как в елочных игрушках, бывало, в бомбоньерках с выстрелом, особая прозрачная бумага, через которую посмотришь на свет, и все бывает окрашено в какой-нибудь вишневый цвет. Однако на живом небе было не одно только красное посредине шла густо-синяя стрельчатая полоса, ложась на красном, как цеппелин, а по краям разные прослойки тончайших оттенков, дополнительных к основным цветам.
Полный рассвет зари продолжается какие-нибудь четверть часа. Молодой месяц стоял против красного на голубом, будто он увидел это в первый раз и удивился.
Рассказы о зиме М. М. Пришвина
Короткие рассказы о природе зимнего времени года Пришвина Михаила Михайловича в небольших зарисовках описывают состояние природы зимой, когда все замирает в волшебном сне, а следы животных на снегу рассказывают о страничках дневника жизни зимней природы в лесу.
Кристальный день
Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День весь сверкал кристаллом от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассылались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками.
Верхняя мутовка высокой ели, как ваза, собирала внутрь себя снег больше, больше, пока, наконец, этот ком не скрыл в себе даже тот высокий палец ели, на который весенней порой на вечерней заре садится птичка-невеличка и поет свою песенку.
Деревья в лесу
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Беличья память
Думаю о белках понятно, если большой запас, ты помнишь о нем легко, но мы видим сейчас по следам, что вот здесь белка через снег пробилась в мох, достала спрятанные там с осени два ореха, тут же их съела, потом, отбежав десяток метров, опять нырнула, опять оставила в снегу скорлупу от двух-трех орехов и через несколько метров сделала третью полазку. Нельзя же предположить, что она чуяла орех через талый слой снега и обмерзлого льда.
Значит, помнила с осени о двух орехах во мху в стольких-то сантиметрах от ели. Притом, помня, она могла не отмеривать сантиметры, а прямо на глаз с точностью определять: ныряла и доставала.
Снежки
Выпала пороша. На охоте начал снимать лесные фигуры. Веточка тончайшими своими пальчиками держала большой пышный ком. В полдень фигуры начали падать, сшибать одна другую: деревья играли в снежки. Один такой ком попал в зайца, он вскочил, дал след, и Трубач его подхватил.
Муравьи
Я устал на охоте за лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть. Но лес был завален глубоким снегом, и сесть было некуда. Случайно взгляд мой упал на дерево, вокруг которого расположился гигантский, засыпанный снегом муравейник. Я взбираюсь вверх, сбрасываю снег, разгребаю сверху этот удивительный муравьиный сбор из хвоинок, сучков, лесных соринок и сажусь в тёплую ямку в муравейнике. Муравьи, конечно, об этом ничего не знают: они спят глубоко внизу.
Несколько повыше муравейника, где в этот раз я отдыхал, кто-то содрал с дерева кору, и белая древесина, довольно широкое кольцо, была покрыта густым слоем смолы. Колечко прекращало движение соков, и дерево неминуемо должно было погибнуть. Бывает, такие кольца на деревьях делает дятел, но он не может сделать так чисто. Скорее всего, подумал я, кому-нибудь нужна была кора, чтобы сделать коробочку для сбора лесных ягод.
Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушёл и вернулся случайно к нему, когда стало совсем тепло и муравьи проснулись и поднялись наверх. Я увидел на светлом пораненном смолистом кольце дерева какое-то тёмное пятно и вынул бинокль, чтобы рассмотреть подробней. Оказалось — это были муравьи: им зачем-то понадобилось пробиться через покрытую смолой древесину вверх.
Нужно долго наблюдать, чтобы понять муравьиное дело; много раз я наблюдал в лесах, что муравьи постоянно бегают по дереву, к которому прислонён муравейник, только я не обращал на это внимания: велика ли штука муравей, чтобы разбираться настойчиво, куда и зачем он бежит или лезет по дереву! Но теперь оказалось, что не отдельным муравьям зачем-то, а всем муравьям необходима была эта свободная дорога вверх по стволу из нижнего этажа дерева, быть может, в самые высокие. Смолистое кольцо было препятствием, и это поставило на ноги весь муравейник.
В сегодняшний день в муравейнике была объявлена всеобщая мобилизация. Весь муравейник вылез вверх, и всё государство, в полном составе тяжёлым шевелящимся пластом собралось вокруг осмолённого кольца. Впереди шли муравьи-разведчики. Они пытались пробиться наверх и по одному застревали и погибали в смоле. Следующий разведчик пользовался трупом своего товарища, чтобы продвинуться вперёд. В свою очередь, он делался мостом для следующего разведчика. Наступление шло широким, развёрнутым строем, и на наших глазах белое кольцо темнело и покрывалось чёрным: это передние муравьи самоотверженно бросались в смолу и своими телами устилали путь для других. Так в какие-нибудь полчаса муравьи зачернили смолистое кольцо и по этому бетону побежали свободно наверх по своим делам. Одна полоса Муравьёв бежала вверх, другая вниз туда и сюда. И закипела работа по этому живому мосту, как по коре.
Птицы под снегом
У рябчика в снегу два спасения: первое — это под снегом тепло ночевать, а второе — снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идёшь иногда в лесу на лыжах, смотришь —- показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
Тетерев под снегом не бегает, ему бы только спрятаться от непогоды. Ходов больших, как у рябчиков под снегом, у тетеревов не бывает, но устройство квартиры тоже аккуратное: назади отхожее место, впереди дырочка над головой для воздуха. Серая куропатка у нас не любит зарываться в снегу и летает ночевать в деревню на гумна. Перебудет куропатка в деревне ночь с мужиками и утром летит кормиться на то же самое место. Куропатка, по моим приметам, или дикость свою потеряла, или же от природы неумная. Ястреб замечает её перелёты, и, бывает, она только вылетать собирается, а ястреб уже дожидается её на дереве. Тетерев, я считаю, много умнее куропатки.
Раз было со мной в лесу. Иду я на лыжах; день красный, хороший мороз. Открывается передо мной большая поляна, на поляне высокие берёзы, и на берёзах тетерева кормятся почками. Долго я любовался, но вдруг все тетерева бросились вниз и зарылись в снегу под берёзами. В тот же миг является ястреб, ударился на то место, где зарылись тетерева, и заходил. Но вот прямо же над самыми тетеревами ходит, а догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было очень любопытно, думаю: «Ежели он ходит, значит, их чувствует под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет, чтобы догадаться и копнуть лапой на какой-нибудь вершок-два в снегу, значит, это ему не дано».
Ходит и ходит. Захотелось мне помочь тетеревам, и стал я скрадывать ястреба. Снег мягкий, лыжа не шумит, но только начал я объезжать кустами поляну, вдруг провалился в можжуху по самое ухо. Вылезал я из провалища, конечно, уж не без шума и думал: «Ястреб это услыхал и улетел». Выбрался и о ястребе уж и не думаю, а когда поляну объехал и выглянул из-за дерева — ястреб прямо передо мной на короткий выстрел ходит у тетеревов над головами.
Я выстрелил. Он лёг. А тетерева до того напуганы ястребом, что и выстрела не испугались. Подошёл я к ним, шарахнул лыжей, и они из-под снега один за другим как начнут, как начнут вылетать; кто никогда не видал — обомрёт. Я много всего в лесу насмотрелся, мне всё это просто, но я всё-таки дивлюсь на ястреба: такой умнейший, а на этом месте оказался таким дураком. Но всех дурашливей я считаю куропатку. Избаловалась она между людьми на гумнах, нет у неё, как у тетерева, чтобы, завидев ястреба, со всего маху броситься в снег. Куропатка от ястреба только голову спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берёт её за хвост и тащит, как повар на сковороде.
Рождение месяца
Небо чистое. Восход роскошный в тишине. Мороз минус 12. Трубач по белой тропе гонит одним чутьем.
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. Это была северная заря, вся малиново-блестящая, как в елочных игрушках, бывало, в бомбоньерках с выстрелом, особая прозрачная бумага, через которую посмотришь на свет, и все бывает окрашено в какой-нибудь вишневый цвет. Однако на живом небе было не одно только красное посредине шла густо-синяя стрельчатая полоса, ложась на красном, как цеппелин, а по краям разные прослойки тончайших оттенков, дополнительных к основным цветам.
Полный рассвет зари продолжается какие-нибудь четверть часа. Молодой месяц стоял против красного на голубом, будто он увидел это в первый раз и удивился.
Разработка урока. Литературное чтение М.М. Пришвин «Деревья в лесу» (2-й класс)
Класс: 2
Тип урока. Урок творчества.
Ход урока
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок в царстве Зимы. Но прежде, мне хочется спросить, кто из вас любит кататься со снежных гор на санках? Поднимите руки.
– Кому это занятие очень-очень нравится – похлопайте в ладоши.
– А скользить на коньках по гладкому льду?
– Лепить снеговиков и крепости из снега?
– Кататься на лыжах?
– Играть в снежки?
– Ловить на ладонь снежинки?
– Замечательно! Я вижу, что все вы любите зимние забавы. Поэтому не будем задерживаться и отправимся в путь – навстречу зимней сказке.
– Тихо садятся девочки (Красивые, аккуратные).
– Тихо садятся мальчики (Стройные, подтянутые).
II. Сообщение темы урока
– Путешествуя по заснеженному лесу в рассказе М. Пришвина “Деревья в лесу”, мы постараемся встретиться с красавицей Зимой.
– А ещё во время нашего путешествия мы проведём конкурс, и в конце урока я назову самого внимательного ученика, который активно работает на уроке, красиво, правильно сидит за партой, правильно поднимает руку.
III. Актуализация знаний
1) Повторение изученного.
– Ребята, вы готовы встретиться с зимней сказкой?
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.
Пришла к нам снежная зима.
Порхает беленький снежок.
И стала праздничной земля.
Смотри, любуйся, мой дружок!
– Вам нравится картина зимней природы?
– Как вы понимаете слова “стала праздничной земля”? (Пышные наряды на елях, снег на крыше дома, на поляне блестит и переливается, как драгоценные камни.)
– Вот уже и первая вестница зимы – снежинка, но не простая, а волшебная. Она принесла нам загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
– Ребята, как вы думаете, кто эта сказочная царица?
– Что за тройка белых коней, которая приносит нам зиму?
– Кто может назвать их?
– Мы путешествуем по зимней сказке, а вы знаете сказки о зиме? (“Морозко”, “Снегурочка”, “Мороз Иванович”.)
– Предлагаю вспомнить русскую сказку “Дети Деда Мороза” и прочитать её по ролям.
– Откройте, пожалуйста, учебники на с. 116.
– Назовите героев сказки. (Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка).
– Прочтём сказку по ролям.
3) Инсценирование сказки.
– Ребята, наш урок волшебный, поэтому герои сказки оживают.
– Кто это? (Учитель показывает перчаточную куклу – героя произведения)
– Каким вы его представляете? Если затрудняетесь, можете воспользоваться словами-подсказками.
– Найдите в тексте и прочитайте слова героя. Постарайтесь передать его характер. (Учитель передаёт ребёнку карточку со словами героя: – Постарайся запомнить)
– Ребята, которым я дала карточки со словами героя, подойдите, пожалуйста, ко мне.
– Вам выпала роль кукловодов. Вы будете оживлять своего героя в импровизированном кукольном театре. Постарайтесь передать характер персонажа сказки.
– У вас, ребята, роль зрителя. Очень важно быть благодарным зрителем: внимательно слушать, смотреть, не выкрикивать, не перебивать актёров, а за их труд благодарить аплодисментами.
– Подбодрим наших актёров аплодисментами. (Учитель помогает подготовиться кукловодам).
– Тишина в зале. Сказка оживает. (Учитель рассказывает сказку, дети исполняют роли).
– Понравилась сказка? (Аплодисменты).
– Почему Дед Мороз похвалил Снежинку? (Ответы детей)
IV. Физкультминутка
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.
– Мы отправляемся в путь за снежинкой. Следим за ней глазами. (По схеме Базарного)
– У … самые внимательные глазки.
– Садитесь. Поморгайте глазками и закройте их.
V. Знакомство с новым материалом
1) Первичное восприятие.
– Послушайте рассказ М. Пришвина “ Деревья в лесу”. (Чтение учителем)
– Какую картину рисует автор? Что вы представили?
– Подходит ли к тексту иллюстрация?
2) Словарная работа.
– В рассказе встречается слово пороша. Кто знает, что это?
– Прочитаем пояснение на слайде.
– Что такое арка?
– Прочитаем пояснение на слайде.
3) Повторное чтение детьми.
VI. Физкультминутка
– Ребята, мы читали описание зимнего пейзажа, рассматривали картины зимы, а теперь постараемся их изобразить.
– Повторяйте движения и слово снег за мной.
На еловых лапах – снег! Снег!
Пни в пушистых шляпах – снег! Снег!
Заискрилось поле – снег! Снег!
Белое раздолье – снег! Снег!
По лугам, полянам – снег! Снег!
На катке стеклянном – снег! Снег!
И летит, кружится – снег! Снег!
Нам румянит лица – снег! Снег!
Вьётся белым роем – снег! Снег!
Ловим мы в ладони – снег! Снег!
VII. Итог урока
– С какими произведениями о зиме мы сегодня работали на уроке?
– Хочу отметить игру актёров. Без репетиции они справились с этим сложным делом.
– … хорошо читал.
– … активно работал.
– Я раздала не простые жетоны. Приглашаю вас к доске. Сложите мозаику из ваших фрагментов, а мы поддержим друзей аплодисментами.
– Кого мы встретили в зимнем лесу? (Волшебницу Зиму)
– Красота зимней природы необыкновенна. Писатели воспевают её словами, композиторы – музыкой, художники – красками.
VIII. Рисование
Пришла зима,
И снег лежит,
Как чистый лист
Он белый-белый.
Мы кисть возьмём
И всё кругом
Раскрасим красками
Мы смело.
– Урок у нас необычный, и рисунки тоже будут необычными.
– Мы будем рисовать мелом зимний пейзаж.
– Что нарисуем зелёным цветом (белым, красным)?
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года” Декабрь. Январь.
(Слайд 8)
– Из ваших работ мы составим выставку рисунков.
– Какие замечательные, красивые пейзажи у вас получились.
IX. Итог конкурса
– Как вы думаете, царице Зиме понравился наш урок?
– Я думаю, зима заметила вашу активность, старательность, любовь к зимней природе и обязательно отблагодарит вас белым пушистым снегом и гладким льдом на катках.
– Я хочу отметить учеников, которые на протяжении всего урока красиво сидели за партой, правильно поднимали руку, уважительно относились к одноклассникам и подарить им снежинку.
– Но вы ребята не огорчайтесь, ведь зима ещё только начинается, и снежинки обязательно прилетят к каждому из вас.
X. Домашнее задание
– На уроке мы читали рассказ, сказку о зиме. Но люди с давних пор наблюдали за зимней природой и составили поговорки и приметы. Найдите их и принесите в класс, чтобы ещё раз прочитать с друзьями.
– Спасибо за прекрасный урок.
М.Пришвин «Деревья в снегу»
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот снег не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до земли и стали кружевными арками.
Так вот и у деревьев, как у людей; ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза – плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится. «Отчего, – думаешь, – они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?»
И когда полетит снег, то кажется, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Какая красота в этом отрывке, тихий разговор с лесом, любование зимним пейзажем, и вместе с тем – вокруг все живое.
К.Д.Ушинский «Четыре желания». «Зима» (отрывки)
Почтовая тройка весело бежит, побрякивая колокольчиком; даже деревенская кляча – и та зимой прибавляет шагу. Сани легко, со скрипом скользят по снегу.
есело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталем.
Но не всегда же зимой светлые дни, бывают и метели. Когда подымается вьюга, то сильный ветер несет хлопья снега, и, свистя и завывая, крутит его в воздухе.
В иную метель, как говорится, зги не видно. Как отрадно в такую погоду добраться до деревни.
В такой холод, говорят, даже птицы замерзают в воздухе и падают на землю.
Зиму, в которой много бывает сильных морозов, крестьяне зовут лютой, т.е. очень злой.
Какая она разная зима: и веселая, и лютая.
И.Соколов-Микитов «Русский лес»
Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день войдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыпется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка.
Высокие вершины елей унизаны ожерельем еловых шишек. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется Вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.
Читая строчки М.Пришвина, И.Солова-Микитова, Ушинского, так ясно представляешь все это перед глазами, что кажется, взял бы кисточку в руки, взмах – и картина готова!
Каждый художник пересказывает на холсте разговоры, которые ему больше всего по душе.
Рядом с «Февральской лазурью» зима у Константина Алексеевича Коровина – тихая, вроде бы и неприметная. Хмурый, пасмурный денек на исходе. Приближаются сумерки. В сероватом, даже едва сиреневом воздухе сливаются белый померкший снег и белое померкшее небо.
Пейзаж Коровина нигде не звучит краской: серый сруб избы, серые доски забора, серые деревья с обнаженными ветвями. Смотришь на засыпанный глубоким снегом двор, на поле за воротами, на мутно-темнеющий вдали лес – и кажется, весь мир окутан этим низким небом, мягким снегом, густеющими сумерками.
И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» (картина).
Чудо – какую яркую, радостную зиму написал Игорь Эммануилович Грабарь! У Левитана – праздник осени, у Грабаря – зимний праздник.
И снова – березы. Снова – горят, сверкают чистой белизной ветвей, в гуще которых густо синеет небо. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую.
Грабарь назвал картину «Февральская лазурь». Лазурь – это светло-синий, в старину говорили яркий и густой небесный цвет. Сверкающий снег, белизна берез заметнее рядом с яркой синевой неба. И при этом художник-пейзажист постоянно беседует с природой и красками записывает то, что рассказали ему вода, деревья, небо, ветер, снег, трава.
Каждый день он слышит от них что-нибудь новое, потому что ни зимой, ни летом, ни весной, ни осенью не бывает двух одинаковых дней.
В.И.Суриков «Взятие снежного городка» (картина).
А на картине Василия Ивановича Сурикова – лихая народная игра. Ею тешились земляки художника – сибиряки. Искусные умельцы возводили стены, строили городок из льда и снега.
Защитники городка с хворостинами, метлами, трещетками окружали стены.
Нападающие, верхом на конях, располагались в стороне.
По сигналу нападающие шли на приступ.
Кони от громких звуков поворачивали прочь от крепости, но всадники снова бросали их в атаку. Битва кончалась, когда кто-нибудь из верховых пробивался сквозь ряды защитников, сокрушал стену и врывался в городок.
Картина у Сурикова бодрая, веселая, звонкая. Снег искрится, переливается. Люди в толпе нарядные. Как много здесь разных красок – красная, синяя, желтая, зеленая, черная, белая. Краски голосистые. Кажется, мы слышим смех, говор, веселый шум толпы.
Сколько нового вы сегодня узнали о зиме, и, я надеюсь, еще больше полюбили это время года.
А в конце урока я Вам предлагаю анализ отрывка из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Дома мы с Вами готовились, давайте посмотрим, что же из этого получилось…
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на_лед, Скользит и падает, веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.