Рассказ пришвина кладовая солнца о митраше

Сказки

Митраша (Кладовая Солнца)

Митраша и Настя – два главных героя произведения Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». Для полного понимания смысла данного рассказа необходимо рассмотреть характер Митраши, десятилетнего мальчика.

Описание

На момент описываемых событий мальчику было 10 лет. Он старался походить на своего отца, которого потерял на войне. Митраша был «коротенький», «плотный», «лобастый», затылок его был «широким», нос – «чистеньким» и «задорным», в «золотых» веснушках.

Автор рассказа при описании образа использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы подчеркнуть не только возраст героя, но и его мужество.

Характер

Мальчик умел делать деревянную посуду, эти знания дал ему его отец. Посуду Митраша делал не для себя, а для жителей села, которые просили у него то умывальник, то кадушку.

В общественной жизни ребята тоже принимали участие. Они бывали и на колхозных полях, и на лугах, и на скотном дворе, и в противотанковых рвах. Митраша посещает и собрания жителей села, чтобы понимать «общественные заботы».

Митраша был мальчиком довольно упрямым. Если он был в чем-то убежден, то переспорить его было невозможно. По этой причине Настя и Митраша разделились, когда пошли на поиски клюквы.

Главный герой был сильный и отважный. В народе Митрашу называли «мужичком в мешочке», потому что уже в свои 10 лет он вел себя как настоящий мужчина.

Поступки

Если Настя старается быть похожей на свою мать, то Митраша берет пример с отца. Он всегда делится с сестрой теми секретами, которые ему открывал отец. Про палестинку, на которой растет много клюквы, Митраша узнает именно от отца. Мальчик даже одевается «по-отцовски». Хоть куртка папы и была для Митраши будто пальто, свисавшее до самого пола, мальчик чувствовать себя в ней уверенно, воспоминания об отце делали его сильнее.

Несмотря на то что дети были дружны между собой, Митраша иногда «хорохорился». Именно так произошло на развилке, когда ребятам пришлось выбирать тропинку, которая должна была привести их к ягоде. Настя выбрала протоптанную дорогу, Митраша же шел прямиком по указаниям компаса. Эта настойчивость и настырность приводит его прямо в Слепую Елань, которая погубила многих животных и людей. Однако автор не осуждает героя за поступок, ошибки допускают все.

Писатель показывает, что даже на грани жизни и смерти мальчик остается храбрым. Когда он видит собаку, в его голове сразу же рождается план. Благодаря тому, что Митраша хорошо знал поведение собак, он смог с помощью Травки выбраться из болота, глубоко затянувшего его. В этом эпизоде Митраша напоминал настоящего бойца: «Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».

Спасение становится самой главной целью для мальчика. Когда рядом с собой он видит волка Серого помещика, которого никто не мог поймать долгое время, он, не задумываясь, стреляет в него. Этим поступком он показал всей деревне свою смелость и храбрость даже в экстренных ситуациях.

Источник

Образ и характеристика Митраши — героя сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

В сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» рассказывается о брате и сестре, осиротевших во время Великой Отечественной войны. Однажды, несмотря на их дружбу, у Митраши и Насти случилась ссора, которая могла привести к гибели мальчика. Образ и характеристика Митраши помогут раскрыть темы сказки-были и её основную мысль.

Портрет: описание внешности, речь

Митраша (Дмитрий) — десятилетний мальчик, он на два года младше сестры Насти. Он был маленький, плотный, «лобастый», с широким затылком.

Учителя называли между собой Митрашу «Мужичок в мешочке». «Мужичок» — потому что мальчик самостоятельный и упрямый, а «в мешочке» — потому что он носил старую отцовскую куртку из домотканой материи, подпоясывая её кушаком (широким поясом). Куртка эта ему была до пят, поэтому казалось, что на Митраше надет подпоясанный мешок.

Лицо у Митраши, как и у его сестры, было в веснушках, похожих на золотые монетки, а курносый нос был без веснушек.

Мальчик помнил многие наставления отца и часто упоминал об этом в своей речи. От него то и дело Настя слышала: «отец говорил…», «отец показывал…», «отец рассказывал…»

Характер, поступки

Мать у Митраши и Насти умерла от болезни, отец погиб на фронте. Оставшись одни, дети сумели научиться вести всё хозяйство, доставшееся им после родителей. Они были трудолюбивы: ухаживали за скотиной, работали в огороде, а Митраша ещё делал деревянную посуду для сельчан — этому ремеслу он выучился у отца. Кроме бондарства (изготовления бочонков, шаек, лоханей) мальчик занимался мужской работой — той, где нужно применять не только топор, пилу, другие инструменты, но и силу, ведь Митраша был не только трудолюбивый и умелый, но и сильный.

Присоединялся он и к общественной работе: помогал колхозникам на скотном дворе, в полях, на лугах, помогал рыть противотанковые рвы. Кроме того, бывал Митраша на колхозных собраниях, старался понять общественные заботы, да ещё и в школе учился.

Митраша помнил, как «отец наставлял его мать», и тоже иногда начинал учить Настю. Но у сестрёнки было больше жизненного опыта, так как она была старше брата на два года. Она просто улыбалась, слушая его, а Митраша начинал хорохориться и злиться. Но Настя погладит его по затылку и мальчик, понимая, что он всё же младше её, успокаивался. После этого Настя предлагала вместе поработать на огороде. Таким образом, Митраша не зазнавался, и в его дружбе с сестрой было равенство. Автор подчёркивает, что не было в селе ни одной семьи, «где бы жили и работали так дружно», как Митраша и Настя.

От родителей дети переняли умение и сноровку, трудолюбие, серьёзное отношение к жизни, доброту.

Как Митраша попал в беду

Митраша помнил многие рассказы и наставления отца, который был для него непререкаемым авторитетом. Отец, как видно, был умным, общительным, много беседовал с сыном, серьёзно к нему относился, даже иногда называл по имени-отчеству — Дмитрий Павлович. И когда брат и сестра стали собираться весной на Блудово болото за клюквой, Митраша вспомнил, что отец рассказывал, что в лесу, возле Слепой елани, есть палестинка, где очень много клюквы. Мальчик помнил, что отец говорил, что её можно найти, если перейти Высокую гриву и потом идти прямо на север. Поэтому Митраша взял с собой в лес кроме топора и ружья «Тулки» ещё и компас. Про стрелку компаса отец сказал, что она верней друга: бывает, что друг изменит, а стрелка всегда на север смотрит, с её помощью, если заблудишься, можно узнать, где дом.

Дошли брат и сестра по Блудову болоту до Лежачего камня. Около него широкая тропа расходилась вилкой: одна тропа, плотная, хорошая, поворачивала направо, а другая, слабая, шла прямо. Митраша по компасу проверил их направление и узнал, что на север идёт слабая тропка. Он сказал Насте, что нужно идти по этой тропинке. Сестра пыталась его уговорить идти по плотной тропе. Она думала что, если идти по другой тропке, можно угодить в Слепую елань (топкое место в болоте). Но Митраша решил идти к палестинке по стрелке на север, как учил отец. Дети поспорили, рассердились друг на друга и пошли каждый по своей тропе.

Стрелка компаса повела Митрашу в Слепую елань, где немало людей и скота погибло. Тропа, по которой шёл мальчик, стала нетвёрдой, малозаметной. Но Митраша приметил, что вдоль неё росла высокая белая трава белоус. Он дошёл до ровной полянки, увидел на другой её стороне траву белоус — спутника человеческой тропы. Мальчик смело пересёк полянку и пошёл снова по елани, но не по тропке, которая сейчас вела не прямо на север, а повернула налево. Он хотел сократить путь и идти не по изгибающейся тропке, а строго на север. Ноги его всё глубже утопали, и труднее стало их вытаскивать. Вот он уже погрузился в воду выше колена, хотел выскочить назад, но увидел недалеко впереди траву белоус на человеческой тропе и решил не отступить назад, а перескочить на тропу. Он рванулся вперёд, но провалился в болото по грудь. При малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик положил ружьё плашмя на болото и опёрся на него руками.

И тут услышал он крик Насти: «Митраша!» Мальчик ответил, но его крик отнёс ветер в другую сторону, и сестра не услышала его. Потом Митраша и кричать перестал, и по его щекам потекли слёзы.

Отношение автора к Митраше

Пришвин относится к Митраше уважительно за то, что:

Пришвин был не только писателем, но и естествоиспытателем, исследователем природы. Он понимал, что путь исследователя всегда нелёгкий, поэтому ему нравится намерение Митраши идти своим путём, а не выбирать проторённые дороги. Но Пришвин знал, что исследователю нужно учитывать и опыт, накопленный людьми. А у десятилетнего Митраши не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.

Вывод

Образ Митраши в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (основную мысль) этого произведения. Она состоит в том, что не нужно ссориться с друзьями, а если у людей разные мнения, нужно постараться договориться. Это произведения учит читателей тому, что о друзьях никогда не следует забывать и что, отправляясь по незнакомому опасному пути, нужно учитывать опыт других людей. Мальчик, перейдя хорошую полянку в Гиблой елани, не пошёл по тропке, которая в одном месте повернула налево, а хотел идти всегда строго по стрелке компаса на север. То есть он не поверил опыту других людей, ходивших строго по этой тропке, хотел сократить путь и поэтому попал в беду.

Характеристика образа Митраши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Описание Митраши в рассказе Кладовая Солнца Пришвина

В своей повести – сказке М. Пришвин рассказывает о мальчике сироте по имени Митраша, который так же является и главным действующим лицом повествования. Митраша живет вместе со старшей сестрой по имени Настя в деревне. Мальчику десять лет, он крепко сложен, коренаст, невысок ростом, с широким лбом и курносым веснушчатым носом. “ Мужичок-в-мешочке” – такое прозвище дали ему в деревне его односельчане. Митраша, несмотря на сиротство, был добрым и улыбчивым мальчиком. Он радовался каждой мелочи и никогда не унывал.

Читайте также:  Рассказ как мы ходили в лес за ягодами

Именно за добрый нрав и открытое детское сердце Митрашу все в деревне любили. Несмотря на то, что Митраша был еще совсем ребенком, он был очень смышленым, все улавливал на лету. Постоянно ходил на общественные собрания и старался вникнуть в суть происходящего.

Брат и сестра были очень дружны, трудолюбивы, не боялись общественных работ и имели собственное домашнее хозяйство. Митраша очень любил свою сестру, всегда во всем ее поддерживал и помогал. Когда был еще жив отец, мальчик старался, как можно большему научиться у него. Митраша мог легко отыскать дорогу в лесу, знал каждую ягоду и гриб.

Однажды Митраша с сестрой отправились в лес собирать клюкву, но немного повздорили и разошлись в разные стороны. Настя быстро обнаружила полянку с клюквой, а Митраша отправился по незнакомой тропинке и попал в болото, из которого никак не мог вылезти. Мальчик изо всех сил старался спастись, к нему на помощь прибежала собака по имени “Травка”. В тот момент за ней гнался волк, но когда Митраша ласково позвал ее, она помогла ему выбраться. Митраша спас от волка и себя и собаку, выстрелил в животное. Он не побоялся страшного хищника и смог защитить себя и своего спасителя.

Услышав выстрел, прибежала Настя и ребята, помирившись, отправились домой вместе с собакой. Они договорились, что больше никогда не будут ругаться и останутся дружны между собой.

Мальчик Митраша – это пример для каждого, будь то взрослый или ребенок. Его смелости и отваге, желании помогать, любить ближних и умении ко всему относиться с радостью, должен научиться каждый человек независимо от возраста.

2 вариант

Десятилетний мальчик Митраша и его старшая сестра Настя жили в деревне и вели свое хозяйство. На самом деле мальчика звали Дмитрий, но деревенские дали ему ласковое прозвище. Так же его назвали «мужичок в мешочке», потому что он носил мешковатую одежду на несколько размеров больше, потому что покупал ее на вырост. Мальчик был коренастым, с плотным телосложением, широким затылком и большим лбом.

Дети рано осиротели, и Митраше пришлось все мужские обязанности по хозяйству взять на себя. Он хорошо учился у своего отца, поэтому сложностей с делами у мальчика не возникло. У родителя он также научился вырезать из дерева кухонную утварь. Дети ухаживали за скотиной, держали порядок в доме и работали на огороде, поэтому ни в чем не нуждались.

Помимо всего этого мальчик работал в полях, наравне с другими деревенскими мужиками, показывая силу характера и духа. Так же посещал сельские собрания, активно участвуя в жизни деревни и чувствуя свою не по-детски серьезную ответственность.

Митраша и его сестра всегда старались жить дружно, но бывали моменты, когда приходилось спорить. Именно такая ссора у них вышла, когда дети направились в лес, на поиски весенней клюквы – необычайно вкусной и полезной ягоды. Они с сестрой поспорили из-за дороги, по которой лучше идти. Так как мальчик был очень упрямым, по незнакомой, нехоженой тропинке, он отправился один, а Настя пошла по другой протоптанной дороге.

После спасения, Митраша решил взять собаку к себе, и они вместе направились в деревню. Но по дороге наткнулись на волка, который охотился за собаками. Хищник хотел напасть на Травку, но мальчик встал на ее защиту, проявив отвагу, смелость и решительность перед угрожающей опасностью. Из отцовского ружья, которое Митраша всегда носил с собой, он выстрелил в волка. Несмотря на юный возраст, мальчик поступил как мужчина, защищая слабое существо перед неминуемой гибелью.

В заключении произведения автор обращает внимание читателя на то, что становится с Митрашей через два года. Из гордого мальчишки он превращается в статного юношу, который мог бы быть доблестным воином, если бы война не закончилась. Но и в мире без войны парень найдет себе достойное дело.

Сочинение 3

В сказке «Кладовая солнца» М.Пришвина присутствует такой герой, как Митраша.

В сказке говорится, что сестра паренька была взрослее его на 2 года, а мальчишке было десять лет с хвостиком. Мальчик низенького роста, плотненький, лобастый и с широким затылком. В школе от учителей у него было прозвище «Мужичок в мешочке». С сестренкой Настей они были в золотых веснушках и нос у обоих задернут к верху.

Брат и сестра были сиротами, их отец погиб на фронте, а мать от болезни. Брат взял на себя все обязанности отца, уже в столь юном возрасте он понимал, что в семье он теперь добычик и должен прокормить сестру и себя. От родителей им досталось жилье и скот, а именно корова, коза,овцы, куры. Они были двоем в семье и у них не было абсолютно никаких ссор, они жили дружно и вовсем помогали друг другу.

У «Мужичка в мешочке» получалось делать посуду из дерева, потому что он обладал нужными для этого столярные инструменты. Мальчишка присутствовал на многих общественных собраниях и пытался понять общественное мнение.

Мальчик как и отец сильно любил сестру и был ее учителем – наставником, обучал ее, всему что умел сам. Но если сестра не слушалась своего брата, его это раздражало и охватовала злость.

«Мужичок в мешочке» был наделен смелостью и храбростью, так, когда они пошли в лес и стояли рядом с большим камнем, Митраша достал компас,чтобы посмотреть дорогу, и компас показал опасную и странную дорогу, но парень не сдрейфил и пошел по ней, ведя за собой сестру. Также он помнил про советы отца о Слепой елани и палестине, в которой увяз, но смог выбраться благодаря смекалке и помощи пса. Собака учуяла добро в парне и полюбила его. Также смелость парня и подтверждает случай, когда он подстрелил волка. Десятилетний парень подстрелил волка, весьма вдохновляюще.

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на то, что дети жили сиротами, благодаря дружелюбию и взаимной поддержке они справлялись.

Митраша перенял от отца весьма важные качества, упорство, смекалка, смелость, храбрость, что в будущем наверняка сделает из него крепкого парня, который сможет прокормить свою семью.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание Митраши в рассказе Кладовая Солнца

Популярные сегодня темы

Всегда ли младшему поколению стоит ориентироваться на жизненные принципы старших? Считается, что дети непременно во всём должны слушаться взрослых, перенимая заветы «отцов», имеющих огромный жизненный опыт

Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес». Это стихотворение принадлежит к последним произведениям Лермонтова, написано оно было примерно за месяц до роковой дуэли поэта.

Сказка «Маша и Медведь» раскрывает психологический характер 10 летней девочки, которая не послушалась наставлений родителей и отошла от подруг, в связи, с чем и заблудилась в лесу. Рассказ повествует воспитание

Произведения Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным темам, однако все связаны лейтмотивом грусти и печали по вырождению дворянского мира.

Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором

Источник

Характеристика Митраши в сказке-были «Кладовая солнца»: образ, описание внешности и характера

Митраша. «Кладовая солнца».
Художник Е. Рачев

Мальчик Митраша является одним из центральных героев сказки-были «Кладовая солнца» Михаила Пришвина.

Характеристика Митраши в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера

Митраша и его сестра Настя являются сиротами. Их отец погиб на войне, а мать умерла из-за болезни:
«. осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. »
«. деревенские сироты. «

Митраша и Настя живут в селе в своем доме:
«. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского. » (это город в Ярославской области)

Митраша и Настя являются простыми детьми:
«. И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша. «

Митраша является милым мальчиком:
«. Они были очень милые. «

Митраша является умным мальчиком:
«. умненькие и дружные ребята. »
«. какие это были умные детишки. »
«. Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть. »
«. в расчете своем маленький человек не ошибся. «

Митраша является маленьким хозяином в своем доме. Он выполняет все обязанности, которые обычно выполняют мужчины в хозяйстве:
«. на нем лежит и все мужское хозяйство. »
«. отцовский задор покидает хозяина. «

Он изготавливает деревянные изделия также и для жителей своего села:
«. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. «

Маленький Митраша ходит на сельские собрания как взрослый мужчина:
«. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает. «

В свои 10 лет Митраша уже ходит на охоту:
«. охотник с двойным козырьком. «

Это был цитатный образ Митраши в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: описание внешности и характера героя в цитатах.

Источник

Михаил Пришвин — Кладовая солнца: Рассказ

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была, как золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Читайте также:  Рассказ с заголовком что посеешь то и пожнешь

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза. Безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Вместе с этим богатством досталось, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.

И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.

В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, и так хлопотала по хозяйству до ночи.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.

Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается.

Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:

– Да чего ты хорохоришься? – возражает сестра.

– Вот еще! – сердится брат. – Ты, Настя, сама хорохоришься.

Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

– Давай-ка вместе полоть, – скажет сестра.

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку окучивать.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом.

– Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?

– Видишь, Дмитрий Павлович, – отвечал отец, – в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад, ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку – и она укажет тебе, где твой дом. Пойдешь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

– Зачем тебе полотенце? – спросил Митраша.

– А как же? – ответила Настя. – Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

– За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет.

– А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

И только хотел сказать Митраша свое «вот еще!», вспомнилось ему, как отец о клюкве сказал, еще когда собирали его на войну.

– Ты это помнишь, – сказал Митраша сестре, – как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу.

– Помню, – ответила Настя, – о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань.

– Вот там, возле елани, и есть палестинка, – сказал Митраша. – Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите – там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал.

Митраша говорил это уже в дверях.

Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок вареной картошки. Забыв о палестинке, она тихонечко шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзинку весь чугунок.

«Может быть, еще и заблудимся, – подумала она. – Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится».

А брат в это время, думая, что сестра все стоит за его спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке и что, правда, на пути к ней Слепая елань, где много погибло и людей, и коров, и коней.

– Ну, так что это за палестинка? – спросила Настя.

– Так ты ничего не слыхала?! – схватился он.

И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква.

Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошел эту приболотицу с топором в руке и вырубил проход для других людей. Под ногами человеческими после осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струилась вода. Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море. А впрочем, оно же и было, это Блудово болото, дном древнего моря. И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях – оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами. Пройдя немного болотом, дети поднялись на первую борину, известную под названием Высокая грива. Отсюда с высокой пролысинки в серой дымке первого рассвета чуть виднелась борина Звонкая.

Еще, не доходя до Звонкой борины, почти возле самой тропы, стали показываться отдельные кроваво-красные ягоды. Охотники за клюквой поначалу клали эти ягоды в рот. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. Но брат и сестра знали хорошо, что такое осенняя клюква, и оттого, когда теперь ели весеннюю, то повторяли:

Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой. Среди этой зелени прошлого года кое-где виднелись новые цветочки белого подснежника и лиловые, мелкие и ароматные цветочки волчьего лыка.

– Они хорошо пахнут, попробуй сорви цветочек волчьего лыка, – сказал Митраша.

Настя попробовала надломить прутик стебелька и никак не могла.

– А почему это лыко называется волчьим? – спросила она.

– Отец говорил, – ответил брат, – волки из него себе корзинки плетут.

– А разве тут есть еще волки?

– Ну, как же! Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.

– Помню, тот самый, что порезал перед войной наше стадо.

– Отец говорил, он живет на Сухой речке в завалах.

– Нас с тобой он не тронет?

– Пусть попробует, – ответил охотник с двойным козырьком.

Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнилась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.

Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.

Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

– Тэк-тэк! – чуть слышно постукивает огромная птица Глухарь в темном лесу.

– Шварк-шварк! – дикий Селезень в воздухе пролетел над речкой.

– Кряк-кряк! – дикая утка Кряква на озере.

– Гу-гу-гу! – красивая птичка Снегирь на березе.

Бекас, небольшая серая птичка с носом, длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы «жив, жив!» кричит кулик Кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыкает Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.

Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем, и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово.

И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого.

Читайте также:  Сказочный патруль персонажи сказки ноты

И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам:

– Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Но вот среди всех этих звуков вырвался один – ни на что не похожий.

– Ты слышишь? – спросил Митраша.

– Как же не слышать! – ответила Настя. – Давно слышу, и как-то страшно.

– Ничего нет страшного. Мне отец говорил и показывал: это так весной заяц кричит.

– Отец говорил: он кричит «Здравствуй, зайчиха!»

– Отец говорил это ухает выпь, бык водяной.

– Отец говорил у него есть тоже своя подруга, и он ей по-своему тоже так говорит, как и все: «Здравствуй, выпиха».

И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками. Вот тогда как будто над всеми звуками вырвался, вылетел и все покрыл особый, торжествующий крик, похожий, как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать.

– Что это? – спросила обрадованная Настя.

– Отец говорил это так журавли солнце встречают. Это значит, что скоро солнце взойдет.

Но солнце еще не взошло, когда охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото. Тут еще совсем и не начиналось торжество встречи солнца. Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины. Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

– Что это, Митраша, – спросила Настенька, ежась, – так страшно воет вдали?

– Так отчего же он страшно воет теперь?

– Отец говорил волки воют весной оттого, что им есть теперь нечего. А Серый еще остался один, вот и воет.

Болотная сырость, казалось, проникала сквозь тело к костям и студила их. И так не хотелось еще ниже спускаться в сырое, топкое болото.

– Мы куда же пойдем? – спросила Настя.

Митраша вынул компас, установил север и, указывая на более слабую тропу, идущую на север, сказал:

– Мы пойдем на север по этой тропе.

– Нет, – ответила Настя, – мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место – Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота. Нет, нет, Митрашенька, не пойдем туда. Все идут в эту сторону, значит там и клюква растет.

– Много ты понимаешь! – оборвал ее охотник – Мы пойдем на север, как отец говорил, там есть палестинка, где еще никто не бывал.

Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.

Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:

По-тетеревиному «чуф», скорее всего, значило солнце, а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».

В ответ на это первое чуфыканье Косача-токовика далеко по всему болоту раздалось такое же чуфыканье с хлопаньем крыльев, и вскоре со всех сторон сюда стали прилетать и садиться вблизи Лежачего камня десятки больших птиц, как две капли воды похожих на Косача.

Сколько раз мы, охотники, выждав темное утро, на зябкой заре с трепетом слушали это пение, стараясь по-своему понять, о чем поют петухи. И когда мы по-своему повторяли их бормотанье, то у нас выходило:

Круты перья,
Ур-гур-гу,
Круты перья
Обор-ву, оборву.

Так бормотали дружно тетерева, собираясь в то же время подраться. И когда они так бормотали, случилось небольшое событие в глубине еловой густой кроны. Там сидела на гнезде ворона и все время таилась там от Косача, токующего почти возле самого гнезда. Ворона очень бы желала прогнать Косача, но она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца. Стерегущий гнездо ворона-самец в это время делал свой облет и, наверно, встретив что-нибудь подозрительное, задержался. Ворона в ожидании самца залегла в гнезде, была тише воды, ниже травы. И вдруг, увидев летящего обратно самца, крикнула свое:

— Кра! — ответил самец в сторону тока в том смысле, что еще неизвестно, кто кому оборвет круты перья.

Самец, сразу поняв, в чем тут дело, спустился и сел на тот же мостик, возле елки, у самого гнезда, где Косач токовал, только поближе к сосне, и стал выжидать.

Косач в это время, не обращая на самца вороны никакого внимания, выкликнул свое, известное всем охотникам:

И это было сигналом ко всеобщей драке всех токующих петухов. Ну и полетели во все-то стороны круты перья! И тут, как будто по тому же сигналу, ворона-самец мелкими шагами по мостику незаметно стал подбираться к Косачу.

Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа шла направо, другая, слабенькая, — прямо.

Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:

— Нам надо по этой на север.

— Это не тропа! — ответила Настя.

— Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

— Кра! — крикнула в это время ворона в гнезде.

И ее самец мелкими шажками перебежал ближе к Косачу на полмостика.

Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь.

Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

— Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

— Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке. — Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

— Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя. — И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

— Ну ладно, — резко повернул Митраша. — Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.

Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.

— Кра! — закричала ворона.

И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до Косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся Косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.

Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.

Источник

Познавательное и интересное