Доклад-сообщение Агния Барто 2, 3, 4 класс
Агния Барто самая известная и самая любимая поэтесса детства. Дети любят ее произведения за то, что они очень легкие и понятные. Почти все ее стихи веселого и интересного содержания. Агния Барто всю свою жизнь старалась своими шедеврами угождать детям. Ее извечными темами были рассказы о жизни детей. Большого внимания уделяла поступкам детей, отчетливо описывая их. Писательница отчетливо описывала героев, особенно их черты характера. Почти все написанные Барто стихотворения подходят для детей дошкольного и школьного возраста. Лаконичность, простота и понятность, делают ее произведения удивительно увлекательными и запоминающимися.
Будущая выдающаяся поэтесса родилась в 1906 году в Москве. Ее девичья фамилия была Волова, но она решила оставить фамилию первого мужа. Агния Львовна была из образованной и знатной семьи. Отец работал ветеринарным врачом, а мама занималась домашними делами. Детство юной Агнии прошло в Москве. Ее отец часто был в разъездах, но всяким образом старался прививать девочке любовь к литературе, которую любил и сам. С матерью у Агнии были не такие теплые, как с отцом. Семья Агнии на то время считалась обеспеченной, они могли себе позволить для дочери няню и гувернантку. Позже, через много лет, та женщина, которая с детства вырастила Агнию, станет отличной няней и для детей самой писательницы.
Начальное образование Агния получала дома, строго под присмотром отца. Отец мечтал, чтобы его дочь выступала на сцене вместе с балетом. Поэтому с раннего детства она занималась танцами. В танцах у Агнии таланта особо замечено не было, но вот стихи она писала отменно. Отец и в этом ее контролировал, и требовал, чтобы девушка соблюдала все требования и каноны написания стихов. Агния при этом чаще всего выходила за рамки стихотворных размеров. Хотя сама того не зная, уже в этот момент, будущая поэтесса смогла создать именно эти отличительные черты своего жанра.
Барто выучилась в гимназии, после этого без труда поступила в хореографическое училище. Времена были тяжелые, и девушке пришлось найти себе работу. После учебы Агния устраивается работать в балетную труппу. Уже в 19 лет Барто пишет сборник своих первых стихов и книг. Теперь она стала равноправной писательницей этого времени. Популярность быстро настигла юную Агнию. Но ее застенчивость и не смелость, оставили девушку в глазах других людей скромницей и умницей. У нее не было врагов, она жила только так, как умела. Никому ничего не доказывала и не навязывала. Первый раз Барто рано вышла замуж, за писателя Павла Барто. У пары родился сын, но их совместная жизнь была не долгой. Двум творческим людям, наверное, трудно было ужиться, особенно, когда творческие дела у одного из них пошли в гору. Вторым и последним мужем Барто стал известный советский энергетик Андрей Щегляев. Во втором браке родилась дочь.
Детские стихи выходили в свет один за другим. В годы Великой Отечественной войны она пишет много стихов. По своему желанию отправляется на фронт читать солдатам свои стихи. Много тем уделила обездоленным детям, которые потеряв родителей, отправились в детский дом. Агния Барто долгие годы проработала на радио «Маяк».
Казалось, жизнь семьи была хорошей. Дети подрастали, война близилась к концу. В 1945 году умирает сын Агнии, после этого случая ее жизнь изменилась. Она стала больше уделять внимания мужу и дочери и продолжала писать стихотворения для детей. Барто пережила своего мужа на 11 лет, умерла поэтесса в 1981 году. Дочь не выбрала тот способ жизни, который был у матери, она пошла по стопам отца, стала кандидатом технических наук. Уже давно не стало Агнии Барто, но ее стихи продолжают приносить радость детям.
Доклад Агния Барто
Каждому из нас известны стихотворения «Идет бычок, качается…» и «Наша Таня громко плачет». Именно строчки этих произведений знает практически каждый малыш. И все такие шедевры, легкие и простые, радующие детей, написала Агния Львовна Барто.
В годы войны она работала на заводе, будучи токарем, а также писала статьи, стихи и очерки на военную тему. Трагические судьбы настолько взволновали поэтессу, что в 1947 году она издает поэту «Звенигород», которая повествовала о ребятах, потерявших родителей в военные годы. Барто рассказала о детских судьбах после посещения детдома в Звенигороде. Именно это произведение помогло отыскать одной из женщин свою дочь. Впоследствии Агния Львовна становится ведущей радиопередачи «Ищу человека». Позже выходит в свет песни «Полезная коза», «Любитель-рыболов», положенные в основу стихов Барто. В течение всей своей жизни она путешествовала по разным странам и, записывая детские афоризмы и шутки, включила потом в сборник «Переводы с детского». Скончалась Барто в возрасте 75 лет. Творчество Агнии Львовны бесценно, и до сих пор нравится не только детям, но и взрослым.
Агния Барто
Популярные темы сообщений
Ковыль – это травянистое растение, относящееся к многолетнему роду. Как представитель семейства злаков оно включает почти 300 видов. Среди наиболее известных разновидностей могут быть названы: волосатик, перистый,
Хочу рассказать об одном из великих путешественников, который волею судьбы совершил путешествие из Твери в Индию. Тем самым став первым европейским первооткрывателем, побывавшим и оставившим документальное свидетельство,
В своем стихотворении Юному поэту Валерий Брюсов давал ряд заветов для следующих поколений. Если уточнить, то он, конечно, в первую очередь обращался именно к последователям собственной школы русского символизма представителем и идеологом
Краткая биографию Агнии Барто самое главное
А. Барто родилась 17.02.1906 г. Некоторые источники указывают, что ее именем было Гетель Лейбовна Волова. С самого детства отец девочки читал ей басни Крылова, так как сам их любил. Он же научил девочку и читать.
Раннее детство Агнии ознаменовалось написанием стихов. Так, во время обучения в первых классах гимназии она писала стихи на любовную тематику. В гимназии девочка изучала немецкий и французские языки. Также, она поступала в училище для обучения хореографии и планировала стать балериной. Эти желания сбылись. В 1924 году она окончила обучение хореографии и поступила в балетную труппу. Однако, через некоторое время труппа эмигрировала и карьера на сцене для девочки закончилась. Из-за отсутствия средств для проживания поэтессе пришлось устроиться работать в магазине «Одежда». Работникам магазина выдавали головы от селедок, из которых можно было приготовить суп.
Первыми произведениями поэтессы были «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли». Были опубликованы в Госиздате. На тот момент Агнии было 19 лет. Она стала пользоваться популярностью среди населения, однако, несмотря на это, была довольно скромной. Примером этого может быть факт того, что она не осмелилась завести разговор с Маяковским, творчество которого ей очень нравилось. Также, был случай, когда Агния зачитала свои стихи К. Чуковскому, а сказала, что их автор – это обычный пятилетний мальчик.
Творчество Агнии было направлено на создание юмористических и сатирических произведений. Именно поэтому ее стихи очень нравились детской аудитории. Также, поэтесса выступала на радиостанциях, в военное время занималась написанием военных статей, очерков и стихотворений.
После окончания Второй мировой войны, Агния посвятила себя посещению детских домов и общению с сиротами. Она читали им свои произведения. Тему войны и детей она раскрыла в своем труде «Звенигород». Она посвятила данную поэму детям, родители которых погибли во время войны.
Кроме книг, поэтесса писала сценарии, на основании которых снялись фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка» и «Подкидыш».
Первым мужем поэтессы был Павел Барто, вторым Андрей Щегляев. Именно с ним А. Барто прожила до момента его смерти.
Умерла поэтесса 01.04.1981 г. из-за проблем с сердцем.
Вариант №2
Агния Львовна Барто (Волова) родилась в Москве 4 (17) февраля 1906 года. Умерла 1 апреля 1981 года. Человек творческий, за свою жизнь успела побывать киносценаристом, радиоведущей и писательницей. Но большинство людей знает ее как детскую поэтессу.
Немного о семье поэтессы. Ее отец – Лев Николаевич Волов – был ветеринаром. А мать – Мария Ильинична Волова (Блох) – посвятила себя семье и домашней работе. Родители уделяли много времени дочери, особенно отец. Он с детства прививал ей любовь к искусству.
Маленькая Агния училась в гимназии и дополнительно, на радость отцу, посещала балетную студию. После гимназии она окончила балетное училище, и год выступала с балетной труппой. От дальнейшей карьеры поэтесса отказалась, так как вся труппа эмигрировала. Агния от эмиграции отказалась.
На отчетном концерте учеников хореографического училища в 1924 году Агния выступала со своими стихами. Они были отмечены Анатолием Луначарским, которой пророчил ей карьеру поэтессы. Позднее Агнию пригласили на прием в наркомат, где в личной беседе Луначарский отметил ее талант и посоветовал не бросать свое занятие. Можно с уверенностью сказать, что именно эта встреча стала отправной точкой в поэтическом деле.
Первым мужем Агнии Барто стал ее коллега Павел Барто. В 1927 году Агния и Павел стали родителями. Сына назвали Эдгар, но брак был не долгим и продлился менее 10 лет. Второй супруг поэтессы – Андрей Владимирович Щегляева, от которого родилась дочь Татьяна.
В годы войны семья поэтов временно была вывезена в Свердловск. Там Агния выучилась на токаря и усердно работала в тылу наравне со всеми. За труд ей была назначена денежная премия. От нее она отказалась и передала на военный завод для ускорения разработок танка.
В 1944 году Агния Барто смогла вернуться в Москву и продолжить любимое дело. Благодаря этому, в 1949 году вышел первый сборник поэтессы «Стихи детям». Он удостоен Сталинской премии второй степени.
Успех в творчестве любимой детской поэтессы связан с ее особым стилем. В легкой форме, простым и понятным языком поэтесса ведет разговор со своими маленькими читателями так, как будто она их ровесница. Давая имена своим персонажам, Агния Барто оживляет свои стихи, и они звучат, как истории о соседских ребятах. Успех ее произведений был настолько велик, что многие из них переведены на другие языки.
В 1970 году выпущен еще один премиальный сборник «За цветами в зимний лес». Поэтессе присудили Ленинскую премию.
Начиная с 1964 в течение 9 лет Агния Барто была ведущей на радиостанции «Маяк», где выходила передача «Найти человека». Очень эмоциональная программа, помогающая найти советским семьям своих близких, потерявшихся на войне.
Так же попробовала свои силы Агния Барто и в кино. Ею написаны сценарии к нескольким фильмам, которые имели успех у советского зрителя.
Жизнь Агнии Барто прервалась в 76 лет. Причиной стал инфаркта. Похороны прошли в Москве на Новодевичьем кладбище. За свою творческую жизнь поэтесса была удостоена многих наград, но главным остается то, что спустя многие годы, ее стихи до сих пор любят и рассказывают наизусть.
1, 2, 3, 4 класс, для детей школьного возраста
Краткая биография Агнии Барто
Первые стихи Барто пробовала писать в начальных классах гимназии, а затем и в хореографическом училище. В юности она любила танцевать и мечтала стать известной балериной. На одно из первых стихотворений обратил внимание действующий народный комиссар просвещения Лукачарский Л.В., он посоветовал писать юмористические стихи для детской аудитории. Агния с энтузиазмом принялась за работу. Свой стихотворный стиль она оттачивала, опираясь на творчество Маяковского, Маршака и других известных поэтов, использующих в своем творчестве сатирические приемы.
В 1925 г опубликована первая книга писательницы, включающая в себя стихотворения – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка Воришка». Стихи А. Барто написаны в юмористическом стиле и легко запоминаются. Для их создания поэтесса иногда использовала нестандартные рифмы. Автор как бы разговаривает с ребенком без назидательного тона.
Расцвет поэтического творчества Барто приходится на конец 30-х годов. В 1936 году выходит самый популярный сборник стихов «Игрушки». Это произведение завоевало любовь у детей нескольких поколений. В 1940 г Барто принимала участие в создании сценария к фильму «Подкидыш», в этом году из-под ее пера вышла пьеса «Дима и Вава» (комедия в трех актах).
В сложные для советского народа годы войны Барто была фронтовым корреспондентом, выступала на радио. После эвакуации в город Свердловск, она освоила новую для себя, и нужную в те годы, профессию – токарное дело.
После войны поэтесса продолжает работать над созданием стихов для детей. Всего вышло около 150 книг. Но творчество в эти годы уже не так популярно, как ранние произведения автора. Цикл стихов Барто посвящает проблемам взросления подростков, что являлось малоизвестной темой в поэтическом мире.
Также Барто становится организатором важного проекта «Найти человека». Суть его заключается в том, чтобы помогать воссоединению людей, которых разлучила война. Благодаря одноименной программе на радио «Маяк» удалось подарить радость встречи огромному количеству людей. Некоторые родители отыскивались по детским воспоминаниям ребенка, потерянного во время войны. Позже выходит повесть Барто «Найти человека», в основу которой легли случаи поисков людей.
Интересным и необычным по авторской задумке является сборник «Переводы с детского», куда вошли переводы стихотворений детей разных национальностей. Книга под названием «Записки детского поэта» представляет большую культурную ценность. В ней Барто словно делится своим огромным поэтическим опытом. В эту книгу вошли самые лучшие и известные произведения автора.
Вклад Агнии Барто в развитие русской культуры неоценим. Она всегда защищала интересы детей, подчеркивала важность их проблем и уважала индивидуальность каждого маленького человека.
Как составить рассказ о творчестве А. Барто для 2 класса?
Литературное чтение 2 класс
Составь рассказ о творчестве Агнии Львовны Барто.
Где смотреть примеры?
Творческий путь Агнии Львовны Барто начался в двадцатые годы прошлого столетия.
Основная часть ее произведений предназначена для маленьких читателей.
Среди них есть стихи для малышей. В них главными героями являются игрушки: «Деревянный бычок», «Зайка» и другие.
Немало стихотворений поэтесса написала для младших школьников: «В школу», «Буква Р», «Сережа учит уроки».
В произведениях Агнии Львовны раскрывается внутренний мир ребенка, его любознательность, непоседливость, ранимость. Не обходила Барто и детские недостатки. Она боролась с ними с помощью своей поэзии. В стихах автора присутствует мягкая, тактичная сатира, целью которой является исправление недостатков.
Поэзия Агнии Барто очень динамичная, часто в ней звучит диалог.
Агния Львовна хорошо понимала, что стихи для детей должны быть не только познавательными, они также должны воспитывать, развивать лучшие качества маленького человечка.
Поэзия Агнии Барто входит в мировое литературное наследие. Ее стихи переведены на английский, немецкий и другие языки мира.
Волнение мальчика Пети, героя стихотворения Агнии Барто «В школу» мне хорошо знакомо. Ведь когда чего-то очень ждешь, чего-то очень желаешь и когда это что-то вот вот должно наступить, то тут действительно не до сна. Мальчик Петя просыпался ночью несколько раз, он все переживал, что может опоздать в школу, на свой первый урок.
Я честно говоря не помню, чтобы я волновалась перед 1 сентября в 1 классе, по крайней мере сон точно не теряла.
А стихотворение это действительно юмористическое. В нем Петя просыпается ночью и бежит в школу, это уже вызывает улыбку. А когда бабушка во сне отвечает урок, а дедушка не может на карте Москву-реку отыскать, то и вовсе смешно.
Ведь какие именно поступки вспоминает мальчик. Он играет для мамы гаммы, учит математику, ходит к врачу, следит за своим здоровьем, ест полезные продукты.
Вроде бы все эти поступки хорошие, вот только нужны они самому мальчику, хотя он этого и не понимает. Просто видимо мама специально заставляет мальчика мыть руки и класть на место спички, потому что она знает, что если мальчику не подсказать, как нужно себя вести, он сам никогда не догадается.
Так что все это мальчик делает скорее для себя, даже если он уверен в обратном.
Ну за что же осуждать девочек, которые просто попали в театре в неловкую ситуацию.
Но вдруг девочка теряет номерок и тут уже ее охватывает паника, а паника такое чувство, когда забываешь про все на свете. Девочка начинает искать номерок на полу, что непросто сделать в темноте и тесноте и находит его только к концу представления.
Конечно можно было дождаться конца спектакля и только потом искать номерок, но я бы тоже не усидела на месте и не смогла бы наслаждаться балетом, если бы боялась остаться без шубы.
Жизненный, а, значит, и творческий путь Сергея Владмировича Михалкова был длинным и насыщенным различными событиями.
Писать стихи он начала еще в детстве, с девяти лет. Его первое стихотворение «Дорога» было напечатано в ростовском журнале. Его стихи публиковались в таких периодических изданиях как «Огонек», «Пионер», «Известия», «Правда» и других.
Произведения Сергея Михалкова, написанные для юных читателей, стали классикой детской литературы.
Поэт написал слова для гимна Союза Советских Социалистических республик ( СССР ), а позднее и для гимна России.
При составлении сообщения на заданную тему необходимо помнить, что в данном случае упор нужно сделать не на биографию писателя, а на произведения, им созданные.
Нужно отметить, что Чуковский довольно самобытный автор. Прежде, чем начать писать произведения для детей, он освоил профессию литературного критика, по самоучителю выучил английский язык, а затем совершенствовал его во время командировки в Лондон. До сих пор переводы писателя пользуются особой популярностью во всем мире.
Корней Иванович изучал творчество классиков литературы и стал довольно известным критиком. А в 1916 году он написал свою первую сказку в стихах про Крокодила для маленьких слушателей и читателей. Произведение было разгромлено критиками.
Юным читателям очень повезло. Хотя Корней Иванович был очень расстроен тем, как было принято его первое детище, он не бросил тяжелый писательский труд и продолжал писать литературу для детей.
Стихи для школьников 2-3 классов
Все мы знакомы с творчеством Агнии Львовны Барто с начальной школы. Писательница написала много красивых коротких и длинных стихов для школьников 2-3 класса. Все они собраны в нашей коллекции. Мы старались сделать разделы сайта максимально удобными, чтобы дети могли с легкостью находить нужные стихи для своих проектов.
Многие стихи задают учить наизусть в начальной школе, другие — выразительно читать и проводить анализ. Другие короткие и небольшие стихи Барто опубликованы в следующих разделах сайта.
Мы с Тамарой ходим парой
Целый день
Трезвонит Таня:
— Мы заведуем
Бинтами,
Мы с Тамарой
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.
Если что-нибудь
Случится,
Приходите к нам
Лечиться.
Мы умеем
Класть компресс:
Мы с Тамарой
Красный Крест.
Можем сделать
Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой
Санитарки,
Я недаром вас зову.
Санитарам
Не везёт:
Есть и марля,
Есть и йод,
Не хватает
Пустяков —
Нет ни ран,
Ни синяков…
Наконец
Нашлась работа
И для Красного Креста.
Наконец
Ушибся кто-то.
Санитары!
На места!
Болтунья — стих про Лиду
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано —
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Дядя Вова и медведь
Мы сегодня в цирк поедем!
На арене нынче снова
С дрессированным Медведем
Укротитель дядя Вова.
Сам себя берет за шкирки,
Важно кланяется детям.
До чего забавно в цирке
С дядей Вовой и Медведем!
Котенок
Котёнок возится
С клубком:
То подползёт к нему
Тайком,
То на клубок
Начнёт кидаться,
Толкнёт его,
Отпрыгнет вбок…
Никак не может
Догадаться,
Что здесь не мышка,
А клубок.
Любитель рыболов
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
«Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля»,
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
«Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля».
Песенка чудесная
— И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
«Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля».
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается…
«Тра-ля!»
Любочка
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае
— Она билета не берет
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Новая Снегурочка
В школе готовятся
К праздничной елке:
Красные шапочки,
Серые волки.
Маленький Алик
Стучится к соседям:
— слышали новость?
Я выбран медведем!
В классах идут
Разговоры и толки:
— кто же снегурочкой
Будет на елке?
И наконец-то
На праздничном сборе
Пляшет снегурочка
В белом уборе.
— как, снегурочка, дела?
Почему ты так смугла?
— а она,— кричат ребята,
— В жаркой Индии жила!
И ни снега и ни льда
Не видала никогда!
А теперь в Москве у нас
Поступила в первый класс.
Ой, а в Индии слоны
Вот такой вышины!
Шире круг, шире круг!
Елка в ярких бусах…
У Шомиты сто подруг,
Синеглазых, русых.
Первоклассник дед мороз
Подбежал к снегурке:
— у меня к тебе вопрос:
Ты играешь в жмурки?
— Ну-ка в пляс,
Первый класс,
Круг, ребята, шире!
Ёлка блещет, и горит,
И о дружбе говорит
И о мире.
Почтальону грустно
Отчего взгрустнулось
Тоне-письмоносцу?
Встала рано утром,
Ходит по морозцу,
Всем приносит нынче
Радостные вести.
Отчего ж у тони
Сердце не на месте?
Ей от грустных мыслей
Никуда не деться,
Ждать от друга писем
Ей хотелось с детства,
Но никто не пишет
Тоне-комсомолке,
Все ее подружки
Здесь живут, в поселке.
Ей ни разу в жизни
Писем не вручали.
Грустно письмоносцу…
Ходит по морозцу
Почтальон в печали.
Надюша
Встали девочки чуть свет,
В сад спешит бригада.
Говорит Надюша вслед:
— Больше всех им надо!
Посадили деревца
— И заботы хватит.
Для чего же без конца
Бегать, поливать их?
В гости к девочке больной
В праздник шла бригада,
Снова голос за спиной:
— Больше всех им надо!
Я у девочки больной
В будни посидела,
— Что мне тратить выходной
На такое дело?
— Надя, где твоя душа?
— Говорит бригада.
И, орешки шелуша,
Надя молвит не спеша:
— Для чего же мне душа,
Больше всех мне надо?!
Бегу на лыжах
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу.
Бегу на лыжах по лесу,
То я влечу в сугроб,
То вдруг ледышка по носу
Меня легонько — хлоп!
То на пенек напорешься,
Случается в пути.
Бегу на лыжах по лесу,
Вдруг слышу: — пропусти!
Девчонка долговязая
Кричит: — ой, догоню! —
Как будто бы обязан я
Ей уступать лыжню.
Мы стукаемся лыжами,
И, в снег столкнув меня,
Она вопит обиженно:
— дорогу, размазня!
Дорогу начинающим!
(и сердится она еще!)
Доказывает лыжница:
Мол, не ее вина,
Что лыжи быстро движутся,
При чем же здесь она?
Я весь в снегу до пояса,
Но смех меня берет,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу вперед.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу.
Бегу на лыжах по лесу,
То я влечу в сугроб,
То вдруг ледышка по носу
Меня легонько — хлоп!
То на пенек напорешься,
Случается в пути.
Бегу на лыжах по лесу,
Вдруг слышу: — пропусти!
Девчонка долговязая
Кричит: — ой, догоню! —
Как будто бы обязан я
Ей уступать лыжню.
Мы стукаемся лыжами,
И, в снег столкнув меня,
Она вопит обиженно:
— дорогу, размазня!
Дорогу начинающим!
(и сердится она еще!)
Доказывает лыжница:
Мол, не ее вина,
Что лыжи быстро движутся,
При чем же здесь она?
Я весь в снегу до пояса,
Но смех меня берет,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу вперед.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
Шла вчера я по садовой
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром! С добрым утром!
Я спросила:
— Это мне?
— Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром! С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!
Чудо на уроке
Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
— Шура Волкова, к доске!
И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.
Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.
У меня веснушки
— почему ты так грустна?
— Машеньку спросила я.
И ответила она:
— я же некрасивая.
У меня же на носу
Рыжие веснушки,
Портят всю мою красу
Рыжие веснушки.
Я их тру, я их свожу,
Я от них с ума схожу!
Даже Петя соколов
Не нашел хороших слов
Для такой дурнушки…
Постоял — и сразу прочь.
Мне ничем нельзя помочь,
У меня веснушки.
Я их тру, я их свожу,
Я от них с ума схожу!
А в один из летних дней
Стало мне еще грустней.
Шла зеленым садом,
Вижу — Петя Соколов.
Он высок и чернобров,
С ним девчонка рядом.
Между прочим, на носу
У нее веснушки,
Портят всю ее красу
Рыжие веснушки.
Почему же Соколов
Говорит ей столько слов?
Если вы ему нужны
Он знает, что такое лесть,
Умеет к деду в душу влезть.
Вот он вздыхает у дверей:
— ты самый добрый, всех добрей…
Пойдем со мной смотреть зверей!
Растрогал бабушку вчера,
Сказал: — ты вовсе не стара,
Другие бабушки старей…
Пойдем в кино со мной скорей!
Твердил соседке он не раз:
— ваш младший сын похож на вас…
У вас копеек десять есть? —
Он знает, что такое лесть.
И если вы ему нужны,
Его улыбки так нежны…
За цветами в зимний лес
Никому не верится:
Чудо из чудес
— За цветами девица
Ходит в зимний лес.
Он стоит не в зелени,
Как в июльский зной,
Он, снежком побеленный,
Блещет белизной.
Но смеется девица:
— если вам не верится,
Показать могу
Яркий кустик вереска
Прямо на снегу.
Летом он не ценится,—
Скромное растеньице.
Но зато как весело
Увидать самой
Огонечки вереска
На снегу зимой!
Качели
Шумели от ветра
Зеленые ветви,
Висели качели
Под дубом столетним.
С утра до обеда,
До тихого часа
Качались ребята
Из первого класса,
Потом из второго,
Потом из шестого,
Потом малыши
Появляются снова.
Качели взлетают
То влево, то вправо,
И громко вздыхает
Вожатая клава.
Она уверяет,
Что ей непонятно,
Как можно качаться
По часу подряд.
Туда и обратно,
Туда и обратно…
Ведь это, пожалуй,
Мозги заболят!
Как только ребята
Ложатся в постели,
Вожатая клава
Бежит на качели.
Спят малыши
И не трогают клаву,
Можно в тиши
Покачаться на славу!
К анне петровне,
К начальнику штаба,
Вечером клаву
Зачем-то зовут.
— ваша работа
Поставлена слабо!
Нельзя же качаться
По сорок минут!
Как только вожатые
Лягут в постели,
Анна петровна…
Бежит на качели.
Она ученица
Десятого класса —
Ей можно качаться
До позднего часа.
Вечер чудесный,
Но в комнатах жарко,
Тетя Маруся
Гуляет в саду.
Тетя Маруся
Теперь санитарка
— Курсы окончила
В этом году.
Она произносит
Суровую речь,
Что нужно на отдыхе
Силы беречь:
После прогулки
Немедленно лечь.
Выслушав строгую речь
Санитарки, Анна Петровна
На отдых идет.
А тетя Маруся…
Качается в парке,
Взлетают качели
То взад, то вперед.
В цирке
Мы сегодня в цирк поедем!
На арене нынче снова
С дрессированным Медведем
Укротитель дядя Вова.
Сам себя берет за шкирки,
Важно кланяется детям.
До чего забавно в цирке
С дядей Вовой и Медведем!
Сережа учит уроки
Сережа взял свою тетрадь
— Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь
— Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь
— Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
— Как много стали задавать!
— Вдруг он сказал сердито.—
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озёр.
Веревочка
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.
Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.
— Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!—
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
— Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати —
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.
Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:
— Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.
— Ну,— сказала бабушка,—
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…
Доскакала до угла.
— Я б не так еще могла!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.
Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Кукла
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
— Ах,- сказала Катя, —
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!