Рассказ про ахиллеса для 5 класса

Сказки

Ахиллес

Как никакой другой герой греческой мифологии, он всегда рассматривается с одной стороны, как восхваляемый герой, а с другой — как необузданный упрямец.

Каждой эпохе свойственно собственное понимание героя Ахиллеса и его снова и снова обсуждают в соответствии с текущими интересами и социальными дискурсами.

Ахиллес в искусстве

Это особенно заметно при изображении Ахиллеса в живописи, что в тот или иной момент стоит во главе угла на выставках: в зависимости от эпохи и культуры, на картинах показаны всегда разные эпизоды жизни Ахиллеса, подчеркиваются различные аспекты его героизма, придавая новый колорит и различные качества и формы его телу и фигуре, по разному оценивая его в обсуждениях.

В то же время образы Ахиллеса ищут в новых контекстах жизненных аспектов: так в древней Греции образ Ахиллеса встречается в основном на выдающихся полотнах, где изображены мужские застолья.

Здесь можно отметить героя как выдающегося воина, который в равной степени отличается своей силой и храбростью, а также он отличается своей жестокостью, которая превосходит все человеческие и божественные барьеры.

Римляне всегда украшали картинами Ахиллеса свои жилища и гробницы. Однако, в отличие от Греции, на первом плане в этих полотнах Ахиллес был изображён значительно реже как воин, скорее, тут были выбраны эпизоды из его детства и юности, которые показывают его как юного прекрасного мальчика или как желанного любовника в ослепительно-мужественном образе.

Более поздние эпохи еще раз подчеркнули совершенно другие стороны Ахиллеса: в придворной культуре Средневековья, в связи с тем, что многие правящие династии ссылались на их предполагаемое происхождение от троянцев, они показывали Ахиллеса как жестокого противника Трои, особенно излюбленными были изображения низвергнутого образа благородного рыцаря.

В период Барокко Ахиллес, прежде всего, предстаёт перед нами как мужественный любовник и герой, красивый в свой смертный час. XVIII и XIX столетие представило его разумным, сентиментальным, почти трагическим и незабытым героем. Эта история непрерывного переосмысления Ахиллеса продолжается и сегодня: по сей день мы представляем его через призму собственных взглядов. Но в отличие от древних греков, для которых их герой Ахиллес был ни хорошим, ни плохим, но всё, что он делал, было просто выдающимся для них, нам же нужна точность. Так Ахиллеса сегодня мы видим в кино, в комиксах или компьютерных играх. В современном мире обращают особенное внимание на его внешность и фигуру.

Рождение и молодость Ахиллеса

Ахиллес был сыном Пелея и морской нимфы Фетиды. Так как маленький Ахиллес, как и его отец был смертным, его божественная мать окунула его в реку Стикс, чтобы сделать его неуязвимым и даровать вечную жизнь. Но на его ноге осталось место, за которое его держала мать, и на которое не попала вода и, следовательно, оно оставалась уязвимым – это пятка: в результате это место было названо пресловутая «ахиллесова пята».

Поскольку было предсказано, что Ахиллес либо погибнет до Трои, либо проживёт длинный, но очень славный жизненный путь, Фетида спрятала своего сына, переодетого в девочку, на острове Скирос. Там он и скрывался среди дочерей царя Ликомеда и влюбился в одну из девушек по имени Деидамия. Однако, хитрый Одиссей обнаружил спрятавшегося на Скиросе героя и попросил его следовать за ним на войну. Так Ахиллес пришел в Трою, где он стал самым выдающимся героем Греции.

Троянская война

Уже на свадьбе его родителей, судьба Ахиллеса была предрешена. Богиня раздора, Эрида, не была приглашена и, рассердившись, вызвала ссору среди богинь Афины, Геры и Афродиты.

Молодой принц-троянец Парис должен был выбрать самую красивую из трех богинь. Наконец, он выбрал Афродиту самой красивой женщиной на земле. Однако Парис был влюблён в Елену, и обещал ей титул самой прекрасной женщины на земле. Он обратился к Афродите с просьбой продать её титул красавицы, чем очень разозлил богиню.

Поскольку Елена уже была замужем за Менелаем, королем Спарты, он похитил её и увёз с собой в Трою, и тем самым вызвал Троянскую войну, в которой затем принял участие и погиб Ахиллес.

Ахиллес и Пентесилея

В борьбе с греками троянцев поддерживают амазонки. Участвуя в «битве амазонок», он встречает королеву Пентесилею, и влюбляется в неё, прекрасную воительницу. Он убивает ее мечом, и, остаётся со своей любовью, которая так и останется несбывшейся.

Гнев Ахиллеса

После почти десяти лет войны и бесчисленных подвигов, между Ахиллом и царем Агамемноном вспыхнул спор о прекрасной рабыне Хрисеиде. Агамемнон в конце концов победил, и Ахиллес отказался повиноваться, хоть и потерял свою рабыню и пострадала его честь.

Ахиллес и Гектор

Когда Патрокл, ближайший доверенный и близкий друг Ахиллеса, был убит сыном царя Трои Гектором в битве, греческий герой вернулся на войну и призвал Гектора на поединок. Ахиллес побеждил в ожесточенной схватке между двумя равными противниками и, наконец, убивает троянского наследника. Наполненный ненавистью к человеку, который является убийцей его друга, Ахиллес протащил тело Гектора вокруг неприступной городской стены Трои.

Читайте также:  Рассказ про федорино горе читать

Он притащил тело в лагерь греков, где ему отказали в подобающем захоронении. Но когда Приам, царь Трои и отец Гектора, пришел к Ахиллесу и умолял отдать ему тело своего сына, Ахиллес передумал, и отдал тело отцу, чтобы его можно было похоронить со всеми почестями.

Смерть Ахиллеса

Источник

Кто такой Ахилл или Ахиллес в древнегреческой мифологии, чем знаменит

Рождение и детство легендарного воителя

Ахилл, в латинизированном варианте – Ахиллес (Achillesus). Древнегреческий герой, царь племени мирмидонян, прославившийся во время Троянской войны. В переводе с греческого слово «а-хилл» переводится как «безгубый».
Имя Ахилла впервые упоминается в гомеровской «Илиаде», древнейшем из сохранившихся литературных памятников о событиях Троянской войны. Война между коалицией древнегреческих полисов и Троей (по-гречески – Илионом).

События двадцатилетней вражды между данайцами и троянцами современные историки относят приблизительно к концу XIII века до н. э. Соответственно, дату рождения прославленного греческого героя также следует отнести примерно к середине XIII века до н. э.

В древних сказаниях греков реальные исторические события самым затейливым образом переплетаются с фантазиями сказителей и религиозными легендами. Так, согласно «Илиаде», Ахилл принадлежал к числу так называемых полубогов. По представлениям древних греков, боги и прочие мифологические существа обитающие на Олимпе могли вступать в физиологическую связь с простыми людьми, и даже заключать с ними брачные союзы.

От такой связи рождались дети, наделённые некими сверхспособностями, недоступными для простых смертных – небывалой силой, храбростью, способностью предвидения и так далее. Таких детей, появившихся на свет от любви богов и людей, в легендах называли полубогами.

«Ахиллесова пята»

Подобным полубогом был и Ахилл, родившийся от брака мирмидонского царя Пелея (бывшего аргонавта), и нереиды (морской нимфы) Фетиды, дочери морского бога Нерея. Дети, рождённые от бессмертных, хотя и наделялись необычными способностями, но имели один недостаток: в отличие от настоящих божеств, они не являлись бессмертными. Желая исправить это, мать Ахилла, нимфа Фетида, решила сделать его бессмертным.

Для этого она, окунала младенца в реки подземной реки Стикс, протекающей в царстве Аида, бога мёртвых. Согласно древнегреческим поверьям, адская река Стикс олицетворяла первозданный ужас человека перед лицом гибели.

Таким образом, малыш, по замыслу матери, должен был получить от подобного купания не только «иммунитет» к смерти, но и к страху вообще. Однако, Фетиде всё же не удалось обмануть судьбу: пятка, за которую она держала маленького ребёнка, не погрузилась в воды подземной реки. Поэтому пятка малыша осталась единственным уязвимым местом на теле будущего героя.

По версии поэта Гесиода (VIII в до н.э.), Фетида опускала младенца в печь бога-кузнеца Гефеста, то есть, в жерло действующего вулкана. Этим она как бы закаляла тело и дух будущего воина. Но в обеих версиях легенды именно пятка оставалась единственно уязвимым местом Ахиллеса. Отсюда и произошло переносное выражение «ахиллесова пята» – некая слабость при общей неуязвимости. Отсюда же родом и медицинский термин «ахиллово сухожилие», обозначающее одну из связок голеностопа человека.

Воспитание героического воителя

Первоначальное имя, данное родителями мальчику, звучало как Пирисий – «студёный, ледяной». Согласно Агаместру, имя «Ахилл», что означает «безгубый», он после того, как обжёг губы огнём. Современные историки усматривают в смене имени отголоски первобытного обряда инициации мальчиков в мужчины, который сопровождается сменой детского имени на взрослое.

Так, другой полубог, Геракл в детстве носил имя Алкид, а после поступления на службу к царю Эврисфею получил своё взрослое имя. Подобная смена детского имени на взрослое существует и поныне у многих народов, например, у китайцев.

Учителем героя стал Феникс, друг его отца Пелея. После подростка отдали на обучение кентавру Хирону, обитавшему на Пелион. Он научил Ахиллеса искусству врачевания. Однажды, согласно Плинию, мальчик, гуляя по лесистому склону горы, нашёл траву, способную заживлять раны.

С её помощью в будущем он излечит своего раненого друга Телефа, сына Геракла. Среди друзей детства в сказаниях упоминается Патрокл, сын Менетия, друга царя Пелея. Патрокл принял участие в троянском походе в качестве оруженосца героя.

Участие в Троянской войне

Когда началась Троянская война, по утверждению Гомера, юноше исполнилось всего лишь 15 лет. По настоянию своего отца, престарелого царя Пелея, будущий герой присоединился к греческой коалиции, возглавив войско мирмидонян в 50 кораблей. По некоторым послегомеровским сказаниям, Фетида, предвидевшая трагический для своего сына финал похода, решила оградить его от предстоящей войны. С этой целью она спрятала своего отпрыска на о. Скирос, у царя Ликомеда.

Читайте также:  Рассказ про чебурашку 2 класс литературное чтение ответы

Одиссей, прознав об этом, отправился на Скирос, чтобы призвать Ахилла в поход. Но тот, не горящий желанием идти на заклание из-за чужой невесты, по наущению матери, обрядился в женские наряды и спрятался меж царевен.

Доспехи храброму бойцу выковал сам бог-кузнец Гефест по просьбе Фетиды, понявшей, что уберечь от роковой битвы своего отпрыска не удастся. Эта сцена часто изображалась древнегреческими мастерами на декоративных вазах и амфорах. Само участие его в двадцатилетней Троянской войне описывается у разных авторов по-разному. Классическим вариантом считается «Илиада», а все поздние «дополнения» и «уточнения» – не иначе, как плодом авторского воображения поэтов и историков.

Ссора с Агамемноном

Мирмидоняне под его предводительством не сидели сложа руки под стенами Трои, а совершали набеги на соседние земли, союзные троянцам. Так, 5 лет занял у него поход в скифские земли. Также ему приписывается осада Монении. Одним из центральных эпизодов «Илиады», касающихся славного бойца – его ссора с предводителем данайской коалиции, микенским владыкой Агамемноном. Причиной раздора стала прекрасная царевна Бресеида, которую Ахиллес смог захватить на десятом году битв. В результате Агамемнон, по праву старшинства, забрал Бресеиду себе, а Ахилл отказался от дальнейшего участия в грозной сече.

В ответ Фетида упросила Зевса, верховное божество древних греков, даровать победу жителям Трои. В результате на Громовержец наслал на греческую армию моровую болезнь. В довершение всех бед, троянцы смогли совершить успешную вылазку, едва не разгромив весь лагерь осаждавших их данайцев. Когда троянцы, ведомые Гектором, приступили к уничтожению лагеря, Ахиллес позволил своему другу Патроклу возглавить мирмидонян и выступить на помощь остальным грекам. Сам же он, горя обидой к Агамемнону, принимать посильное участие в битве не стал.

Месть

Также герой сразился и с другим полубогом – главой финикийского Тира Агенором, сыном владыки морей Посейдона, которого спас от неминуемой смерти Аполлон. От руки предводителя мирмидонян погибли предводители троянских союзников – царица амазонок Пенфесилею и предводителя эфиопов Мемнона. Согласно некоторым другим древним источникам, от его руки пало свыше 70-ти троянских воинов.

Смерть непобедимого мастера меча

Гибель прославленного героя в большинстве источников описывается примерно одинаково. В одном из многочисленных боевых столкновений, смельчаку удалось прорваться до самых врат Трои. Но здесь, покровитель троянцев, Аполлон, выпустил стрелу из лука царевича Приама прямо в незащищённую пятку храброго воина. В различных вариациях Парис либо собственноручно убивает его из засады, либо Аполлон пускает стрелу непосредственно из своего золотого лука. Наиболее раннее изображение данной сцены относится к VII в. до нашей эры. Однако, стрела на амфоре поражает грека не в пяту, а в голень.

Относительно образа легендарного воина у современных историков нет однозначного мнения. Одни считают его литературным воплощением некоего действительно жившего древнегреческого правителя. Другие же историки и этнографы полагают личность данного героя неким собирательным образом, воплотившим в себя черты множества героев древних народных сказаний. Некоторые же учёные полагают, что Ахилл, как и Геракл – отображение неких древних мифологических образов, низших божеств, или даже демонов войны.

Источник

Ахилл

Ахилл. Греческий античный барельеф.

Ахилл в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои.

Содержание

Детство Ахилла [ править | править код ]

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного— Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка— «Ахиллесова пята»— для обозначения чьей-либо слабой стороны.

В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Читайте также:  Рассказы о параллельных мирах слушать

Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос, и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою [ править | править код ]

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

Ахилл в «Илиаде» [ править | править код ]

Смерть Ахилла [ править | править код ]

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. дон. э. где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Последующие предания [ править | править код ]

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н.э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Источник

Познавательное и интересное