Рассказ про алфавит для 1 класса

Сказки

Детский час

для детей и родителей

Архив метки: рассказы про буквы

Рассказ про букву Я

Автор рассказа: Ирис Ревю

Сегодня мы поговорим с вами про букву Я. Так бывает, что кто-то стоит последним: например, последним в списке, или последним в очереди. Вот буква Я стоит последней в Алфавите. Несмотря на то, что у неё такое незавидное место (ведь никто не хочет быть последним), буква эта важная и интересная. Читать далее →

Рассказ про букву Ю

Автор рассказа: Ирис Ревю

Когда-то, когда я была маленькой, то неожиданным образом познакомилась с буквой Ю. Произошло это так. Родители купили мне новую игрушку и сказали, что она называется «юла». Долго я не могла выговорить это слово. И получалось просто «ла».

Рассказ про букву Э

Автор рассказа: Ирис Ревю

Эй, буква Э, привет тебе от всех читателей! Ты – энергичная, эффектная, эмоциональная, эрудированная, элегантная!

А какая она ещё, буква Э?

Буква Э считает важным соблюдение этикета. Любит экспериментировать. На экзамене всегда отвечает с энтузиазмом. Читать далее →

Рассказ про букву Л

Буква Лладная, ласковая, любознательная, любопытная, любезная, лиричная. Она — тринадцатая буква русского алфавита.

Любимые растения буквы Ллавр, лаванда, липа, ландыш, лук, лиственница.

Рассказ про букву З

Автор рассказа: Ирис Ревю

Здравствуйте, знакомьтесь, это буква – З. З – не просто завитушка, это серьёзная, важная буква. Кто-то скажет, что она похожа на змейку, пружинку, стружку, и даже на бараньи рога, но любой, хорошо знакомый с цифрами уверен, что буква З – копия цифры три.

Рассказ про букву Ж

Автор рассказа: Ирис Ревю

Мы добрались с вами до восьмой буквы Алфавита – буквы Ж. Буква Ж – жизнерадостная, не жёсткая, жизнелюбивая, не жадная.

Количество ножек у буквы Ж, как у жука — шесть. Букву Ж часто сравнивают с жуком не только из-за количества ножек, но и потому, что она, так же как и жуки, любит жужжащие звуки: Ж-ж-ж-ж-ж. Читать далее →

Рассказ про букву Г

Гадай – не гадай, что это за буква, но каждый ребёнок знает, что буква, похожая на кочергу, это Г.

Буква Г – гордая, гармоничная, грациозная. Ещё бы! Она всегда стоит на одной ножке. Буква Г любит быть главной, но в алфавите она лишь четвёртая по счёту.

Рассказ про букву В

Автор рассказа: Ирис Ревю

Разрешите представить вам третью букву нашего сказочного Алфавита – букву В. Буква В – весёлая, важная, восторженная, воспитанная, верная, восхитительная.

А ещё, скажу вам по секрету, она волшебная. В чём же заключается её волшебство?

Рассказ про букву Б

Автор рассказа: Ирис Ревю

Следом за буквой А в Алфавите идёт буква Б.

— Ба, знакомые все лица! Вернее, знакомая всем нам буква Б.

Какая она, буква Б? Большая балаболка, болтушка, с богатым брюшком. Читать далее →

Рассказ про букву А

Автор рассказа: Ирис Ревю

Давайте заглянем в Азбуку и повнимательнее присмотримся к первой букве. Это знакомая нам буква А.

Если взять в руки карандаш, нарисовать две небольшие наклонные линии, сходящиеся у верхушки и пересечённые горизонтальной чертой, то получится буква А.

Только пишите её аккуратно, она любит, чтобы всё было в ажуре. Читать далее →

Источник

Урок русского языка в 1-м классе по теме: «Русская азбука, или алфавит»

Цели: обобщить первоначальные сведения об азбуке, определить роль алфавита в жизни людей, формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита, развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету, воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: алфавит (таблица), буквы алфавита, выставка книг по теме, аудиозапись музыки Г. Струве “Алфавит”, домики для букв, учебник А.В. Поляковой “Русский язык 1 класс” (Москва “Просвещение”2001), карточки для игры “Алфавит – художник”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель. Отгадайте загадку.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.

Дети. Азбука. Алфавит.

Учитель. А как вы догадались? (Дети отвечают)

Так что это: алфавит, или азбука?

Дети. Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке.

Учитель. Значит, как называются слова “азбука”, “алфавит”?

Учитель. Что такое синонимы?

Дети. Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

Учитель. Какие вы знаете ещё загадки об алфавите?

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Алфавит)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (Алфавит)

Учитель. Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

Дети. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.

3. Этап закрепления знаний.

Учитель. Зачем нам нужно изучать эту тему?

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т.д.

Учитель. Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку. (Дети называют) Что мы знаем о русской азбуке?

Дети. В русской азбуке тридцать три буквы.

Учитель. Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.

Дети. Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.

Учитель. Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.

Откройте учебник на стр. 35 упражнение №53.

Стихотворение Б. Заходера “Песенка-азбука” читаем хором, а затем по ролям.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
на одной живут странице,
А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Учитель. Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите?

Читайте также:  Рассказ о домашнем животном кошке 5 класс по английскому языку

Дети. Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ. (Записывают в тетрадь эти буквы)

Учитель. А сейчас давайте споём песенку “Алфавит”.

(Дети поют песню Г. Струве “Алфавит” приложение 1)

Волк, коса, щель, зубр.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)

Учитель. На какие группы можно разделить слова?

Дети. Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода; 1 слог и 2 слога; ударение.

Учитель. Что общего у этих слов?

Дети. Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет.

Учитель. В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?

Дети. Вол, оса, ель, зуб.

Учитель. Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

Учитель. Поиграем в игру “Печатная машинка” (используются слова из предыдущего задания). Каждому из вас присваивается буква алфавита (или две буквы).

Я произношу слово, а ребята, которым присвоены эти буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в которой эти буквы стоят в данном слове. Когда слово напечатано, все дети, которые печатали, хлопают в ладоши вместе.

Учитель. Выставка книг. Вот какие книги можно прочитать про алфавит, буквы:

В.Я. Данько “Загадочные буквы”

А.А. Шибаев “Что придумали буквы”

С.В. Михалков “Азбука”

С.Я. Маршак “Весёлое путешествие от А до Я”

Г. Соколов “Про букву А”

Я.А. Козловский “Про букву Ф и букву П”

Б.В. Заходер “Песенка-азбука”

В.В. Голявкин “Яандреев” и др.

Учитель. А сейчас посмотрите инсценировку рассказа Л. Каминского “Что в кармане?” ( Приложение №2)

Дети показывают инсценировку.

Учитель. “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка. ( Приложение №3) Какие задания можно предложить? (Раскрасить, самим. Попробовать составить аналогичное задание)

4. Итог.

Учитель. Над какой темой мы сегодня работали?

Дети. Алфавит, или русская азбука.

Учитель. Что такое алфавит? (Дети отвечают)

Назовите буквы алфавита по порядку.

Л. Каминский “Что в кармане?”

– Папа! – сказал Петя. – Отгадай, что у меня в кармане на букву В?

Источник

Кто среди букв главный? Сказка про Азбуку

(перевод с украинского стихотворения Валентины Черняевой «Хто iз лiтер головний? Казка про абетку»)

Доченьке сказала мать:
«Время буквы изучать!
Ты начнешь учиться в школе…»
«Я их знаю уж – от Коли.
Брат мне «Азбуку» давал,
и о буквах рассказал.
А когда легла я спать,
Стали буквы рассуждать.
Вот послушай, как они
в моем сне свой спор вели.

«Я — сказала буква «А», —
В АлфАвите всем глАвА!
Посмотрите нА словА,
все они нА букву «А»:
АвторучкА, АдвокАт,
Анекдот, АэростАт,
АкАдемик, Альпинист,
АппАрАт, АквАлАнгист,
Апельсин и АромАт,
АдмирАл и АвтомАт. »

«В «Азбуке» имею Вес я,
и в слоВах я Всем изВестна.
Это место – Во глаВе –
я займу по праву — «В»!
Я в слоВах: Вода, Весло,
Вес, Веселье и Ведро,
Ветер, Вишня, Викторина,
Волк, Валюта и Витрина,
Вертолет, Виток, Весна,
Век, Варенье и ВинА!
А ещё дарю я «Веру», —
буду я для Вас примером!»

«Ты имеешь слов немало, —
тихо буква «Г» сказала, —
Раскрывай-ка свои уши
и мои слова послушай.
У меня есть что сказать.
И не смей перебивать!
Вот мои слова: Глазок,
Гречка, Гавань и Гудок,
Гриб, Гитара, Голод, Глаз,
Груша, Гиря, Галька, Газ.
Вы не правы, Голубочки,
подчиняйтесь мне, и точка!
Главная среди вас «Г»,
Но ни А, ни Б, ни В!»

«Буква «Г» есть не везДе,
ВсюДу — я, — сказала «Д». —
Дверь, Дорога, Диалог,
Дождь, Директор, Дятел, Дог,
Дом, Диспетчер, Друг и Двор,
Дым, Давление, Дозор.
«Д» — нужнее всех, учтите!
Главная я в алфавите!»

Буква «Е» взяла тут слово:
«НЕт в вас ничЕго такого!
СущЕствуЕтЕ вы всЕ,
потому что рядом – «Е».
Только мне хвала и чЕсть,—
пЕрвая я в словЕ «Есть»!
Поняла нЕдавно я:
срЕди букв «Е» – главная!»

Молча буква «Ё» стояла.
Не сдержавшись, всё ж сказала:
«В Новый год не будет толку,
если не нарядишь «Ёлку»!
Первая в словах я: Ёж,
Ёмкость и, конечно, Ёрш.
В середине слов я: клЁн,
а ещЁ полЁт и лЁн.
Всем нужна я! Мне одной
вы позвольте быть главой!»

Буква «Ж» тут задрожала:
«Слышишь, Ё, не будь нахалом!
«Ж» главней, — я так считаю!
Только я «Жизнь» начинаю;
всем я помогаю Жить, —
лучше вам со мной друЖить!
Вот мои слова: Жаргон,
Жертва, Жалоба, Жетон,
Жир, Жираф, Жара, Жилец,
Желудь, Жук, Жюри и Жрец. »

«Так, — сказала буква «И»,—
вот вам доводы моИ:
главная здесь — «И», счИтаю,—
слов я много начИнаю;
и стараньямИ моИмИ
вещИ все Имеют «Имя»!
В алфавИте «И» — глава!
Слушайте моИ слова:
И (союз), Иск, Инженер,
Иней, Иго, Интерьер,
Инвентарь, Итог, Игра,
Инструмент, ИзгИб, Икра,
Ил, Игла, ИнтеллИгент.
Я — И — главный претендент,
словом, будущИй монарх!
АлфавИт в моих руках.

«Й» вздохнуло: «Что ж, народ,
вот мои слова: Йог, Йод,
Йога, Йогурт и Йо-Йо.
(Трон – призвание моё!)
. Я и в окончаньях есть.
Так что мне воздаЙте честь!
Весь моЙ список послужноЙ
говорит: мне быть главоЙ!»

«К» как будто бы дремало.
Неожиданно сказало:
«К» — с рожденья — «Капитан»;
это мой заКонный сан!
Я Командовать умею,
потому сКазать вам смею:
в «АзбуКе» лишь «К» — глава!
Вам в пример мои слова:
Командир, Корона, Клан,
Кукуруза и Капкан,
Карта, Клад, Клинок, Котлета,
Космос, Колесо, Карета. »

«Л» краснело и бледнело,
но в итоге закипело:
«Повторю вам вновь и вновь,
в жизни гЛавное — «Любовь»!
Без «Любви» — не жизнь, а крах,
так что буква «Л» — монарх!
Много сЛов имею я;
их посЛушайте, друзья:
Ласка, Лебедь, Лес, Лунатик,
Ласточка, Лавина, Ластик,
Лето, Лидер, Ложе, Лук,
Лётчик, Леденец, Латук. »

«М», расправив свои плечи,
вдруг промолвило: «Полегче.
Дайте же и Мне сказать!
Всех роднее слово — «Мать».
Раз его начать уМею,
то и право я иМею
называться впредь главой!
Станьте дружно все за Мной
(потому как я — глава!),
и послушайте слова:
Маршал, Море, Мост, Маяк,
Месяц, Молния, Моряк,
Мир, Мелодия, Мечта,
Молодость и Маята. »

«Н» затопало ногой:
«Я желаю быть главой!
МНого слов и я имею,
вспомНю их сейчас скорее:
Нефть, НазваНие, Наяда,
Ночь, Наука и Награда,
Ноготь, НожНицы, Набор,
НежНость, Нега и Надзор.
Я дарю «Надежду» свету! —
мНе и праздНовать победу!
Согласятся все со мНой,
что должНа быть «Н» главой!»

«А на вид я красивее,
сОвершеннее, круглее.
Всем вам нужнО пОмириться;
азбучная я царица!—
говорила буква «О»,—
И царить лишь мне данО!
Очень мнОгО слОв я знаю,
И сама их начинаю:
Осень, ОблакО, Омлет,
Обаяние, Обед. »

Но поднялась с канапе
вдруг в пижаме буква «П».
«Огорода ты княгиня, —
ты ж ведь толстая, как дыня,
слишком уж широкий стан.
Я — на «Азбуку» всю Пан! —
«П» с трудом свой гнев сдержала. —
Слов и у меня не мало:
Первенство, Полёт, Проход,
Пыль, Пещера, Пешеход,
Плащ, Пшено, Пятёрка, План.
Так что я, конечно, — Пан!»

Читайте также:  Рассказ про картинку на английском языке

«»П», пожалуйста, уймись,
замолчи, угомонись.
Я алфавитА главу
тебе быстРо назову.
Хоть от Ф я — половина
(«Р»), — Растёт в саду «Рябина»,
а у вас всех есть «Родня»!
Алфавит — моя семья!
Потому мне быть главой!
Вот мои слова — Разбой,
Рамка, Радуга, Работа,
Рот, Ручей, Разлука, Рота,
Роща, Рост, Рассвет, Рука,
Радость, Ребус и Река,
Расстояние, Рай, Ряд.
Мной откРыт набоР в отРяд.
Кто подал свои пРошенья,
пРинял веРное Решенье!»

«»С», ну хваТиТ, не Трещи!
АргуменТы не ищи!
Удивило: «Сено. Сало. »!
«Т» обижено сказала, —
Твёрдой я всегда была,
Так что будет «Т» — глава!
«Т» — Титан, Талон и Ток.
«Т» — Тон, Танец и Творог.
«Т» — Тень, Тайна и Таран.
«Т» — Томленье, Талисман.
«Т» — Течение и Тля.
Главною здесь буду я!»

«»У», ну помолчи минутку!
Разошлись все ни на шутку!
Стоп! Финал! — сказал «Ф» хмуро, —
Я — известная «Фигура»! —
Я — Философ, Финансист,
Фехтовальщик, Фигурист.
Филологию я знаю,
Физику я изучаю.
Я — специалист в Фольклоре,
также в Фауне и Флоре.
Все мои слова не блеФ, —
быть главою букве «Ф»!»

«Х» в ответ ему сказало:
«»Ф», Хвастун, ты знаешь мало.
Будет нам беда с тобой.
Так что я буду главой!
Вот мои слова: ХворОст,
Храбрость, Химия и Хвост,
Хам, Хозяин, Холод, Хряк,
Хризантема, Хор, Хомяк.
Слово лучшее на свете —
«Хлеб»! И знают это дети.
ВсеХ прошу это учесть,
мне ж отдать и трон, и честь!»

Также как «Ц» — «Х» сказало,
«Ч» — «Ц» проворчало: «Ма-а-ало
ты имеешь, буква, слов!
У меня ж их «будь здоров»!
Докажу, что «Ч» — глава,
сообщив свои слова:
«Чемпион, Челнок, Черченье,
Чиж, Чудовище и Чтенье,
Чай, Чеснок, Чад, Чайка, Чан,
Чары, ЧуЧело, Чабан.
Видите, как я Чинна, —
главною «Ч» быть должна!»

Буква «Ш» вдруг зашуршала
и сказала то, что знала:
«Шаль, ШабаШ, Шиньон и Штиль,
Шип, Шиповник, Школа, Шпиль,
ШаШки, Шанс, Шар, Шорох, Шок,
Штаб, ШинШилла, Шутка, Шток.
Вам пора в Шеренгу стать
и главой меня назвать!»

Хвостиком «Щ» замахало,
к обществу оно воззвало:
«Щедро одарю вас я,
голосуйте за меня!
Выйдет из меня глава,
ведь имею я слова:
Щука, Щебет, Щебень, Щель,
Щётка, Щедрость и Щавель,
Щипцы, Щёголь и Щетина,
Щит, Щенок, Щелчок, Щербина. »

«Ъ» («твёрдый знак») решил молчать,
хоть и было что сказать.
В середине слов он: сЪезд,
сЪём, подЪярус и подЪезд.
А ещё: отЪезд, подЪём,
вЪезд, сЪедение, обЪём. »

Но тут выкрикнула «Э»:
«Разве нет меня нигде?
Начинать слова я рада:
Эра, Этика, Эстрада,
Эстафета, Экскаватор,
Экипаж, Экран, Экватор.
Эй, вы слышали слова?
Я — ваш Эталон-глава!»

«Не последней я стоЮ, —
Заявила буква «Ю», —
Алфавит не замыкаЮ.
И своих слов не скрываЮ:
Юбилей, Юпитер, Юность,
Юмор, Юг, Юродство, Юркость.
«Ювелир», к примеру, — спец
от серёжек до колец;
а «Юрист» творит в суде, —
потому что «Ю» везде.
Вы притихли? Это плЮс!
Всех объединЮ в соЮз!
И не спорьте вы со мной.
Точка! Буду я главой!»

«Я последнею стою,
но не хуже «Я», чем «Ю»! —
«Я» вслух громко рассуждало. —
Слов и у менЯ немало.
Почему все так со мной?
Хочется мне быть главой,
первой в «Азбуке» стоЯть,
алфавитом управлЯть! —
Буква «Я» это сказала,
и свои слова назвала. —
Яркость, Яблоко, Янтарь,
Ягода, Ядро, Январь. »

Голос «Ь» («мягкий знак») подал,
буквам всем он так сказал:
«Нету слов на «мягкий знак»,
но вам без меня никак!
Я стою в словах: королЬ,
рулЬ, веселЬе, тенЬ и ролЬ,
конЬ, паролЬ, колЬе и солЬ,
тЬма, палЬто, медведЬ и болЬ.
Раз смягчаю я слова,
значит толЬко я — глава!»

Но не слышат «мягкий знак», —
безголосый он, как рак.
Буквы без него шумели, —
все руководить хотели.

«Доча, чтоб писать, читать,
буквы все нам нужно знать!
Все они важны, поверь,
и, конечно же, проверь!

Юля «Азбуку» читала,
буквы в слово составляла.
Доказали ей слова:
«Каждая из букв — глава!»

______________########_______________________####
___________###___####________________#######__##
__________##____#####______________###__##
__________##__###_##_______________##___##
______________##__###______________##__###
___ОТ_______##___###______ДО________#####
___________########_______________###_##
__________##_____###_____________###_##
_________##______###___________###__#####
_______##_______######_______###
_____###_________________####
_#####

Источник

Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших

Официальный приходской сайт п. Советский Советского района Республики Марий Эл

Откуда азбука пошла? /библиографический урок, для младших школьников, посвященный первоучителям Кириллу и Мефодию/

Можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно! Но известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучинах. А представьте себе жизнь без письменности. Кто-то из вас сейчас подумает про себя, ну и что же, вот было бы здорово: не надо писать диктанты и сочинения. Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем и даже электронной почты и «эсэмэс». В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки? За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы знакомитесь и еще будете изучать в старших классах.

Жили на свете Кирилл и Мефодий,

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычны!

Надо создать для славян алфавит…

Именно благодаря трудам Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука.

Братья родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Мефодий был старшим сыном, и, выбрав путь военного, отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат – Кирилл, родился на 7-10 лет позже Мефодия, и уже в детстве горячо полюбив науку, поражал учителей блестящими способностями. В 14 лет родители послали его в Константинополь, где он в короткий срок изучил грамматику и геометрию, арифметику, астрономию и медицину, античное искусство, хорошо овладел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабским языками. Отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, Кирилл занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке и одновременно преподавал философию в университете, за что и получил прозвание «философ». Его старший брат Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Будучи честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости, он ушел с военной службы и удалился в монастырь.

При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого на славянский. Первой книгой написанной на кириллице стало – «Остромирово Евангелие», первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, была фраза – «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.

Читайте также:  Рассказ чехова кривое зеркало читать

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Вот отсюда и крылатые фразы «Аз да буки – вот и все науки», «»Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Кроме того буквами можно было обозначать и цифры. Всего в кириллице было 43 буквы.

Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы без которых вполне можно было обойтись – «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 1918 году из русского алфавита ушли еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ер», «ерь». За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в XVII веке русский писатель и историк Карамзин. И вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.

А как вы думаете откуда произошло слово «АЗБУКА» — по названию первых букв алфавита, «аз» и «буки»; на Руси существовало ещё несколько названий азбуки – «абевега» и «буквица».

А почему алфавит называется алфавитом? Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит».

Славяне были очень рады: у других народов Европы (немцев, франков, бриттов) не было своей письменности. У славян же теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! «То было чудное мгновенье. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые» – записано в летописи тех времен.

Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия. Маленькие славяне с радостью шли на занятия, потому что таким интересным было путешествие по дорогам Истины!

С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись книги. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.

Давным-давно, когда история великой Русской державы только начиналась, «она» стоила дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней или стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в дорогих тисненых кожах, в жемчугах да каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» Трудились над ее созданием долго, а вот судьба ее могла сложиться очень грустно. Во время нашествия врагов ее брали в плен вместе с людьми. Она могла погибнуть в пожаре или при наводнении. Ею очень дорожили: она внушала надежду, возвращала силу духа. Что же это за диковина такая. Да, ребята, это Ее Величество – Книга. Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет. Первые книги были рукописные. На переписывание одной книги уходили месяцы, а иногда и годы. Центрами книжности на Руси всегда были монастыри. Там в посте и молитве трудолюбивые монахи переписывали и украшали книги. Собрание книг в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью.

Жизнь идет, и в середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту – священные книги без писцов переписывать. И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги — «Апостол». Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

«Ученье – свет, а неученье – тьма», — говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед. Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 (24)день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры.

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

5. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? (Остромирово Евангелие»)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник,)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)

9.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

10.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)

11.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

12.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

13.Какие слова были первыми написаны на славянском языке? (Вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог)

14.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)

Источник

Познавательное и интересное