Ложь в которую мы верим: Упрямый маяк
Админчег Muz4in.Net 17.10.2016, 16:31 Тэги
Многие из Вас, наверное, читали историю об американском авианосце, который по незнанию пытался запугать «капитана» маяка, чтобы тот убрался с его пути.
Одним из них выступает расшифровка стенограммы переговоров между американским военным кораблём и канадским маяком у побережья Ньюфаундленда в октябре 1995 года. Эта запись была обнародована начальником военно-морских операций 10 октября 1995 года.
Американцы: Пожалуйста, измените ваш курс на 15 градусов на север, чтобы избежать столкновения.
Канадцы: Рекомендуем вам изменить ВАШ курс на 15 градусов на юг во избежание столкновения.
Американцы: Это капитан корабля военно-морского флота США. Я ещё раз повторяю, измените ВАШ курс.
Канадцы: Нет, это я ещё раз повторяю, изменить ВАШ курс.
Американцы: С вами говорит авианосец «Авраам Линкольн», второй по величине корабль военно-морского флота Соединённых Штатов. Нас сопровождают три эскадренных эсминца, три крейсера и множество вспомогательных судов. Я требую, чтобы вы изменили ВАШ курс на 15 градусов на север. Один-пять градусов на север. В противном случае мы будем вынуждены принять необходимые меры для обеспечения безопасности нашего корабля».
Канадцы: С вами говорит маяк. Принимайте.
Легенда об упрямом и важничающем капитане авианосца, который получил заслуженное возмездие от прямодушного маяка, появилась в Интернете в начале 1996 года. Те, кто её распространял, её также можно найти и в моём блоге Muz4in.Net, ссылались на расшифровку стенограммы разговора между капитаном корабля и работниками маяка, которая была обнародована начальником военно-морских операций в 1995 году.
Это неправда. ВМС США заявляет о том, что ничего подобного не происходило. Более того, эта байка в 1992 году появилась в сборнике шуток и небылиц. Что ещё более интересно, она была включена в книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» (1989 год). Автор взял её из публикации Военно-морского института США под названием «Proceedings» (в переводе с англ. «доклады», «происшествия») от 1987 года.
Однако она появилась намного раньше, чем думалось. Далее приводится отрывок из книги 1939 года:
Туман был очень густой. Старший помощник капитана парохода вглядывался вдаль. Внезапно, к его превеликому удивлению, всего в нескольких метрах он увидел человека, наклонившегося над перилами.
«Ты, проклятый дурак! – закричал он. – Какого чёрта твой корабль плывёт так близко от нашего? Разве ты не знаешь, что у меня есть право на проход?»
Из сумрака раздался насмешливый голос:
«Дяденька, это не чёртов корабль, а маяк!»
В 1931 году в канадской газете «The Drumheller Review» («Обзор новостей Драмеллера») появилась карикатура, изображающая двух мужчин, которые спорят между собой при помощи громкоговорителей (в качестве источника было указано издание «The Humorist of London» («Лондонский юморист»), Англия). Один из них стоял на мостике корабля, другой – на верхушке маяка. Между ними состоялся следующий диалог:
Шкипер: Куда вы прёте на своём чёртовом корабле?
Человек на маяке: Это не чёртов корабль, а маяк!
Всё, что представлено выше, является похожими версиями одной и той же истории об уроке, который получил человек с гипертрофированным чувством собственной важности. Представители военно-морского флота США неоднократно развенчивали этот миф. На их официальном сайте даже есть целая веб-страница, посвящённая данной легенде.
Пояснения ВМС Соединённых Штатов по данному поводу были опубликованы в одной из американских газет в 1996 году:
Источник этой истории, которая, как клянутся представители военно-морского флота США, не соответствует действительности, неизвестен. Данная шутка появилась, по меньшей мере, лет десять назад, а, может, и больше – тридцать или сорок. Некоторые считают, что она впервые появилась в юмористической колонке одного из самых популярных американских журналов «Reader’s Digest». Никто не знает наверняка.
В последние четыре месяца история о корабле, который не мог разминуться с маяком, передавалась из уст уста, как Евангелие, ведущими комедийных ток-шоу, ленивыми газетными обозревателями и невежественными шутниками киберпространства; в конце концов, её стали считать недостоверной. Она стала прочно ассоциироваться с навыками и знаниями военнослужащих ВМС США. Как и призрачный капитан Кольриджа из «Сказания о старом мореходе», военно-морской флот отчаянно пытается сбросить со своей шеи этого альбатроса.
Совсем недавно историю повторил новостной ресурс «The New York Times» со ссылкой на канадскую газету. После для огромной аудитории её прочитал Майкл Фельдман во время популярной радиопрограммы «А знаете ли Вы?» на «Public Radio International». Чуть ранее она была рассказана ведущими радиошоу «Car Talk».
В современной версии рассказа авианосец носит название «Enterprise». Ранее это был простой безымянный линейный корабль. Версия, которая была предоставлена по электронной почте Академией ВВС США, определила его как авианосец «Миссури» (англ. Missouri). Такого судна на самом деле не существует. «Миссури» – это бывший линкор, который уже давно списан.
Каждая из существующих версий была немного приукрашена. Кто-то из заядлых радиослушателей заявил в Интернете, что история произошла в заливах Пьюджет. Обозреватель из «Montreal Gazette» сказал, что это имело место быть прошлой осенью у берегов Ньюфаундленда. Его коллега из Северной Каролины процитировал слова местного жителя, который утверждал, что данный случай произошёл за пределами Южной и Северной Каролины.
«Это явно неправдивая история, однако за последние четыре месяца мы получили более двенадцати звонков от различных СМИ, которые хотели, чтобы мы подтвердили или опровергли её подлинность, – заявил командор Кевин Венсинг, представитель Атлантического флота в Норфолке. – К сожалению, не все средства массовой информации проверяют её и просто печатают, как есть».
«Первый раз я услышал эту историю очень давно, около десяти лет назад, наверное. Она очень старая, – продолжил Кевин Венсинг, – и, вероятно, возникла ещё в дни существования галеонов или тогда, когда в Александрии (Египет) был построен огромный маяк».
Когда все эти истории об авианосце «Enterprise» только начали появляться, военно-морской флот был вынужден последовать процедурам и проверить их.
«Да, мы поговорили с членами экипажа «Enterprise», – сказал Венсинг. – Мы сообщили им об этой истории и заявили о том, что считаем её недоразумением… Их реакция была следующей: “Что? Вы шутите?”».
Для справки: 10 октября – или в любое другое время – адмирал Майк Бурда, начальник военно-морских операций, не делал никаких заявлений по поводу подобных записей. Командор Джон Карман, пресс-секретарь адмирала, утверждает: «Это шутка. Старая добрая шутка. Она появилась на свет тридцать или сорок лет назад».
Среди прочих недостоверностей, пожалуй, самой вопиющей является то, что все маяки на побережье США давным-давно пустуют. По словам лейтенанта Эда Уэстфолла, последний из них был автоматизирован ещё десять лет тому назад.
Уэстфолл говорит, что также неоднократно слышал эту историю, однако он имеет своё видение её происхождения.
«Я всегда думал, – заявил он, – что её придумал кто-то из береговой охраны для того, чтобы поглумиться над военнослужащими ВМФ США».
В марте 2008 года Майк Макконнелл, глава Национальной разведки США, начал своё выступление на ежегодном сипмпозиуме в Университете Джонса Хопкинса с истории об упрямом маяке, заявив: «Да… Это правда. Я когда-то был связан с радиоразведкой, подслушивал людей и тому подобное. Запись имела место быть. Это правда».
Поэтому, уважаемые читатели, никогда не верьте громким заявлениям, скорей всего они делаются для того, чтобы отвлечь Вас от чего-то более важного. Чем больше новостного шума, тем меньше мы концентрируемся на сути, на том, что реально достойно внимания.
Миф о корабле и маяке
Сначала каноничная версия:
Американцы: «Пожалуйста, смените курс на 15 градусов на север, дабы избежать столкновения».
Канадцы: «Советую вам сменить ВАШ курс на 15 градусов на юг, дабы избежать столкновения».
Американцы: «Говорит капитан корабля ВМФ США. Повторяю, смените курс».
Канадцы: «Нет. Повторяю, сами смените курс».
Американцы: «Это авианосец „Линкольн“, второй по величине военный корабль Атлантического флота США. Нас сопровождают три крейсера, три эскадренных миноносца и многочисленные корабли поддержки. Я требую, чтобы вы изменили свой курс на 15 градусов на север, или мы будем вынуждены принять необходимые меры для обеспечения безопасности нашего корабля».
Канадцы: «Это маяк. Делайте что хотите».
В некоторых вариациях этой байки присутствует пара испанских смотрителей, вино, пиво, канарейка и собака, в некоторых ирландский маяк, в некоторых… короче говоря, если бы американские корабли проходили в российских территориальных водах — байку о них точно бы переиначили. И каждый, кто об этом рассказывал, бил бы себя пяткой в грудь и кричал, что он с «Михалычем» (смотрителем маяка) лично пил водку… и выгуливал медведя.
Шаг первый: рождение и юность мифа
Откуда же растут «ноги» у легенды? История туманная и уходит корнями куда-то точно раньше 30-х годов XX века. Маяки и корабли, конечно же, существуют от зари времён. Но вот возможность «мигать» (а она упоминается во всех версиях байки) появилась не раньше начала XIX века.
Первая версия нашей шутки относится к 1931 году. На карикатуре, напечатанной в британском еженедельнике «Хьюморист» и канадской газете «Драмхеллер Ревю», два шкипера перекрикиваются между собой:
— Куда ты прёшь со своим чёртовым кораблём?
— Это не корабль! Это маяк!
Как видим, в ранней версии легенды капитаны общаются голосом, а не по радио, и нет никакого упоминания о военных кораблях.
Коллеги журналистов не погнушались «подобрать» хорошую шутку и — уже в виде анекдота — опубликовали её в лондонской газете «Ансерс» в 1934 году. Отличия минимальны, за исключением одного: здесь впервые упоминался туман, в котором шёл корабль.
Ладно, все посмеялись, газету использовали по назначению — и забыли о шутке, да? Как бы не так!
Последней версией «дорадиофицированной» байки стала картинка, напечатанная на открытке в 1943 году компанией «Рафаэль Так и сыновья» всё с тем же текстом. Стоит отметить, что, скорее всего, именно эта открытка, которую пересылали во время войны, не дала легенде уйти в небытие и поддерживала её на плаву достаточное время.
Шаг второй: из глубины
Что отличает любой миф от обычной шутки? Всё просто: популяризация.
Тут легенде о маяке и корабле несказанно повезло! Во-первых, в 1989 году вышла книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Да-да. Успешные, удачливые, «победители по жизни» и лучшие-из-лучших (ну или те, кто хотел ими стать) должны были прочитать эту книгу, дабы получить знания от «гуру».
Здесь легенда предстала уже в другом варианте:
Два линкора (battleships) маневрировали в море в плохую погоду в течение нескольких дней. В одну из ночей наблюдатель сообщил, что на встречном курсе видит свет.
Капитан линкора спросил, приближается он или удаляется. Услышав, что столкновение неминуемо, командир корабля запросил по рации встречное судно.
Капитан: «Корабль, сближающийся с нами, советуем вам изменить курс на 20 градусов».
Ответ: «Желательно вам изменить курс на 20 градусов».
Капитан: «Я капитан корабля, немедленно измените курс на 20 градусов».
«Я моряк второго класса, — последовал ответ, — лучше сами измените курс на 20 градусов».
К тому времени капитан был в ярости. Он закричал:
«Я линкор. Измените курс на 20 градусов».
В ответ появился мигающий свет.
Писатель ссылается на статью 1987 года некоего Фрэнка Кока в журнале «Воркс» Военно-морского института.
Во-вторых, спустя три года, великий фантаст Айзек Азимов, являвшийся очень разносторонней личностью, включил эту шутку в переиздание своей «Сокровищницы юмора» (в первый раз вышедшей в 1971 году). Издание 1992 года называлось «Азимов вновь смеётся: более чем 700 любимых острот, лимериков и анекдотов».
Если уж книга Кови не добила аудиторию, то Азимов совершил почти стопроцентное попадание.
Дальше наступил Апокалипсис.
Шаг третий: белки-истерички
После публикации этих двух книг всё пошло вразнос. Сначала последователи «успешного коуча» стали выпускать свои «труды», раз за разом включая туда байку о «военном корабле». Параллельно чуть ли не каждая газета по обе стороны Атлантики хотя бы раз включала эту шутку в свой репертуар.
Кто сказал «боян»? Не «боян», а классика!
Естественно, пока там фигурировали абстрактные маяк и корабль, в байку никто не верил. Как же придать ей достоверность? Хм… А почему бы не дать кораблю имя и не поместить участников действа, скажем, в… Канаду?
В версии 1995 года появился авианосец «Корал Си», который… с 1990 года ждал утилизации, и напугать никого физически не мог.
Сюда же наложилось бурное развитие интернета в начале 90-х годов и редкие юмористические сайты, на которых всё так же дублировалась эта шутка. Раз за разом. Снова и снова.
В какой-то момент не выдержали нервы даже у ВМС США, чья пресс-служба, ругаясь сквозь зубы, в 1997 году опубликовала официальное опровержение: мол, это всё ШУТКА юмора. Шутка, понимаете.
И вообще, фигурирующие в шутке авианосец «Корал Си» и линкор «Миссури» списаны и стоят на приколе, а вот «Нимиц» ещё ходит по морям — но с ним такого не было! Никогда! И вообще ни с кем не было, понятно?!
«А, ну и ладно», — сказала общественность и быстренько заменила имя авианосца на «Авраам Линкольн», который ввели в эксплуатацию в… 1989 году, а значит он ещё до-о-олго мог фигурировать в байке.
Что сказали в пресс-службе ВМС США, неизвестно. И слава богу.
Шаг четвёртый: катарсис
Уйти в забвение легенде уже не дадут никогда (ну, по крайней мере, пока авианосные соединения СШАбороздят океанские просторы).
Увещевания береговой охраны, которая с безнадёгой в голосе вынуждена напоминать, что уже очень много лет все действующие маяки являются радиофицированными (при подходе вы будете слышать закодированный сигнал, чётко идентифицирующий маяк), а свет прожектора спутает с бортовыми огнями только идиот, ни к чему не приводят.
Фейк этот снова и снова постят в сети, а интерес к нему подогревается новыми книгами «как достичь успеха», лекциями известных политиков или выступлениями популярных шоуменов на телевидении. Признаемся — даже известный юморист Михаил Задорнов представлял эту легенду (с авианосцем «Авраам Линкольн» и испанским маяком) как реальный случай. Кто тут не без греха?
В общем, граждане, — не верьте всему, что вам подсовывают в сети. «Неоспоримые свидетельства идиотизма», которые вас просят распространять, на поверку могут оказаться сочинённым фейком. А ведь ещё товарищ Ленин говорил, что: «Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», а он-то врать не стал бы.
Рассказ про американский корабль и маяк
Старейшина
Рейтинг: | 9 |
Сообщений: | 2 032 |
У нас с: | 05.03.2009 |
Пол: | |
Сказал Спасибо: | 106 |
Есть Спасибо: | 1237 в 429п. |
Реально зарегистрированный разговор между испанцами и американцами на частоте «Экстремальные ситуации в море» навигационного канала 106 в проливе Финистерра (Галиция). 16 Октября 1997 г.
Испанцы: (помехи на заднем фоне) … говорит А-853, пожалуйста, поверните на 15 градусов на юг, во избежание столкновения с нами. Вы движетесь прямо на нас, расстояние 25 морских миль.
Американцы: (помехи на заднем фоне) …советуем вам повернуть на 15 градусов на север, чтобы избежать столкновения с нами.
Испанцы: Ответ отрицательный. Повторяем, поверните на 15 градусов на юг во
избежание столкновения.
Американцы (другой голос): С вами говорит капитан корабля Соединенных Штатов Америки. Поверните на 15 градусов на север во избежание столкновения.
Испанцы: Мы не считаем ваше предложение ни возможным, ни адекватным, советуем вам повернуть на 15 градусов на юг, чтобы не врезаться в нас.
Американцы (на повышенных тонах): С ВАМИ ГОВОРИТ КАПИТАН РИЧАРД ДЖЕЙМС ХОВАРД, КОМАНДУЮЩИЙ АВИАНОСЦА USS LINCOLN, ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, ВТОРОГО ПО ВЕЛИЧИТЕ ВОЕННОГО КОРАБЛЯ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА. НАС СОПРОВОЖДАЮТ 2 КРЕЙСЕРА, 6 ИСТРЕБИТЕЛЕЙ, 4 ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КОРАБЛИ ПОДДЕРЖКИ. Я ВАМ НЕ «СОВЕТУЮ», Я «ПРИКАЗЫВАЮ» ИЗМЕНИТЬ ВАШ КУРС НА 15 ГРАДУСОВ НА СЕВЕР. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАШЕГО КОРАБЛЯ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕМЕДЛЕННО УБЕРИТЕСЬ С НАШЕГО КУРСА.
Американцы: Oк, принято, спасибо.
Меня интересовало, насколько тут реально? Понятно, что в таком мощном соединении все капитаны и штурмана так сильно накосячить не могут. Но вдруг что-то реальное было, что позже при пересказах обросло «подробностями». Стал искать в сети и обнаружил, что не я один интересовался:
Ну-с, молодые люди, приступим.
Выложил тут на днях в нашей юмористической теме одну историю. Сам я познакомился с ней году в 2003-2004-м, присланной среди прочего моему сослуживцу знакомым из Норвегии – он там коллекционирует анекдоты про союзничков.
А через пару лет услышал вариации на эту тему в одном из телевизионных выступлений Задорнова, в его популярном разделе «Ну, тупые…» Материал оказался сильно «переработан», в основном, в сторону увеличения масштабов происходящего, что, по моему мнению, не пошло рассказу на пользу.
Это расшифровка фактических радиопереговоров корабля ВМС США с канадскими властями на побережье Ньюфаундленда в октябре 1995 года. Данные материалы были опубликованы на сайте Главнокомандующего ВМС США 10 октября 1995 года.
Канадцы: Пожалуйста измените ваш курс на 15 градусов к югу во избежание столкновения.
Американцы: А мы рекомендуем ВАМ изменить ваш курс на 15 градусов к северу чтобы избежать столкновения.
Канадцы: Ответ отрицательный. ВЫ должны будете отклонить курс на 15 градусов к югу чтобы избежать столкновения.
Американцы: На связи командир корабля ВМС США. Я повторяю – измените ВАШ курс.
Канадцы: Нет. Повторяю ещё раз, вам придется изменить ВАШ курс.
Американцы: НА СВЯЗИ АМЕРИКАНСКИЙ АВИАНОСЕЦ ЛИНКОЛЬН – ВТОРОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ КОРАБЛЬ АТЛАНТИЧЕСКОГО ФЛОТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ. НАС СОПРОВОЖДАЮТ ТРИ ЭСМИНЦА, ТРИ КРЕЙСЕРА И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА. Я ТРЕБУЮ, ЧТОБЫ ВЫ ИЗМЕНИЛИ ВАШ КУРС НА 15 ГРАДУСОВ К СЕВЕРУ, ПОВТОРЯЮ – ОДИН-ПЯТЬ ГРАДУСОВ К СЕВЕРУ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ БУДУТ ПРЕДПРИНЯТЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ КОНТРМЕРЫ ЧТОБЫ ГАРАНТИРОВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭТОГО КОРАБЛЯ.
Канадцы: На связи МАЯК. Всё сказал?
Решил я тогда поискать первоисточники, и оказалось, что у этой байки длинная и интересная история.
К середине 90-х на Западе «Интернет» из игрушки, доступной только богачам и специалистам, превратился в общедоступное средство коммуникации, и всё больше использовался для развлечений. В начале 1996 года некий аноним, отправил электронное письмо с прообразом материала своим френдам. Те по и-мейлам разослали своим — веером. И так далее. История пришлась по вкусу читателям, которые её быстро и многократно размножили, выкладывая на самых разных сайтах. И если в процессе шлифовки форма довольно быстро приобрела современный вид, который уже можно считать каноническим, то в содержании существовали варианты – место действия и состав участников были самыми разнообразными.
Результаты такой активности оказались несколько неожиданными. Вал пересылок и публикаций в сети нарастал, пока не приобрёл масштабы информационной атаки, а отголоски её проникли в средства массовой информации – сначала, в падкие на сенсации «жёлтые», затем в «желтоватые», а вслед за ними и во вполне респектабельные.
Несколько обалдевшие представители ВМС США, поначалу не принимавшие всё это бурление масс всерьёз, начали почти лихорадочно оправдываться.
Остаётся неизвестным первоисточник слуха, относительно которого ВМС клянутся, что он не соответствует действительности… Некоторые считают, что его нашли в подборке анекдотов «Ридерз Дайджест». Никто не может сказать этого точно.
Но за последние четыре месяца история о корабле и маяке постепенно создавалась как священное писание гостями комедийных ток-шоу, неразборчивыми в источниках информации газетными обозревателями и невежественными интернет-шутниками, пока не приобрела статус апокрифа… В трудные для нашего флота дни, морякам приходится отбиваться от глупых обвинений… [1]
На этой неделе история снова всплыла, распространяемая службой новостей «Нью-Йорк Таймс» со ссылкой на публикации в канадских газетах. На прошлой неделе она прозвучала для глобальной аудитории в популярной программе Майкла Фельдмана «А Вoдья в курсе?» (Whad’ya Know?) радиостанции «Паблик Радио Интернэшнл». Ещё раньше байка также обсуждалась в программе вещательной сети «Дорожное Радио» (Car Talk).
В текущей версии истории упоминается авианосец «Энтерпрайз». До этого там был линкор. Очевидно, в результате смешения этих двух вариантов на этой неделе по электронной почте в Норфолке распространяется пришедшее из Военно-воздушной академии электронное письмо с рассказом об «авианосце «Миссури». Нет такого корабля. «Миссури» это линкор, выведенный из боевого состава ВМС и поставленный на вечную стоянку в Пёрл-Харборе в качестве корабля-музея. [2]
В остальном, варианты отличаются друг от друга незначительно. Один радиолюбитель и активный интернет-пользователь объявил, что инцидент имел место в Пьюджент-Саунд. Колумнист из монреальской «Газетте» сообщает, что это произошло осенью прошлого года у берегов Ньюфанудленда. Обозреватель в Северной Каролине ссылается на местного жителя, который рассказывает, что дело было в Каролине.
«История эта полнейшая фикция. Однако за последние четыре месяца мы получили 12, а может и 18 запросов из различных СМИ, требовавших её подтверждения», – сообщил коммандер Кевин Венсинг, сотрудник пресс-службы Атлантического флота ВМС США, – «К сожалению некоторые из них не озаботились проверкой. Они просто опубликовали её.
Впервые я услышал её – ох, дайте вспомнить, когда, – около десяти лет назад, или что-то около того, как мне кажется… Эта история такая древняя, что, возможно, началась ещё во времена галеонов, или даже раньше – когда существовал знаменитый гигантский маяк в Александрии, в Египте».
Соответственно, когда появились все эти многочисленные слухи об авианосце «Энтерпрайз», ВМС должны были действовать в соответствии с существующей процедурой и проверить сообщение.
«Да, мы связались с «Энтерпрайзом», – продолжал Венсинг, – «получилось что-то вроде: «Мы услышали такую историю и уверены, что нет никаких оснований, но…» Первая их реакция была: «Что? Вы шутите? Это не может быть всерьёз…»
«Для протокола: адмирал Майк Бурда, главнокомандующий ВМС, не публиковал никаких подобных документов 10 октября 1995 года, или в какой-либо другой день», – сообщил коммандер Джон Кармен, пресс-секретарь адмирала. «Это байка», – сказал, недоуменно усмехаясь, Кармен, – «причём мне сказали, что это очень старый анекдот. Ему уже лет 30, а может и 40».
«Из всех недостатков этой истории самым вопиющим является то, что уже давно нет обслуживающего персонала с радиостанциями, — да и вообще никого нет, если на то пошло – на любом маяке на побережье Соединённых Штатов. Последний из них был полностью автоматизирован 10 лет назад», – сообщил лейтенант Эд Вестфалл, начальник маячного оборудования 5-го района Береговой охраны США в Портсмуте… [3]
Тем не менее, отголоски этого скандала ещё долго носились по сети, поэтому летом 1997 года опровержение было размещено на официальном сайте ВМС, однако джинна уже было не загнать назад в бутылку.
Для начала, в новом веке история с лёгкостью «перепорхнула» через Атлантический океан — превратившись на берегах туманного Альбиона в переговоры 10 октября 2001 года ирландского маяка на побережье Кэрри с командиром «авианосца «Британия», второго по размерам корабля Атлантического флота Великобритании», расшифровка которых была размещена на сайте. (далее — см. по американскому тексту). Топорная работа: в ВМС Её Величества нет и никогда не было авианосца «Британия» — такое название долгое время носила королевская яхта, на момент описываемых событий превращённая в музей (удивительное совпадение с ошибкой американских шутников, не находите?) У Англии нет Атлантического флота, а должность Главнокомандующего ВМС называется не Начальник морских операций — это чисто американский термин.
Ещё через несколько лет байка перебралась через пролив, а на континенте наиболее творчески к её обработке подошли испанцы. Они перенесли место действия на берега Финистерры, что в Галиции (испанской, а не украинской, разумеется) и добавили чисто испанского темперамента в ответ с маяка
Ещё более расширенная версия благодаря участию Михаила Николаевича Задорнова снискала немалую популярность и у россиян — Google по запросу выдаёт примерно 1240 результатов.
Как я уже говорил, в данном случае непомерно разросшиеся размеры американского авианосного соединения на пользу рассказу не идут: шесть эсминцев вместо трёх — для мирного времени случай небавалый, ну, а целых четыре подводные лодки — полный и абсолютный нонсенс во веки веков, аминь.
И хотя во многих случаях народ быстро определяет откуда растут ноги и чьи уши торчат, тем не менее, это наглядно иллюстрирует силу и мощь воздействия зомбоящика на неокрепшую психику наших сограждан. Ведь ещё в 1990-х годах очень ранний вариант байки уже был напечатан в разделе «Английские анекдоты» одного из сборников Юрия Никулина. Да и предельно упрощённая версия в форме анекдота с начала 2000-х оставила множество следов в рунете:
Цитата: Плывет межконтинентальный танкер. Вдруг, на радаре какой-то объект перед ними появляется. Танкер посылает сигнал:
— Мы — межконтинентальный танкер, поворачивайте!
Им по азбуке Морзе приходит ответ:
— А мы — маяк, сами поворачивайте!
Конечно, сюжет примерно тот же, но примитивненько — и терминология, и форма и содержание совершенно не отшлифованы, в отличие от ставшей всемирно знаменитой, англоязычной версии, следы которой кроме уже озвученных выше стран-«фигурантов» обнаруживаются на интернет-ресурсах доменных зон Финляндии, Германии, Польши, Японии, Австралии — именно в таком хронологическом порядке. [4]
Поиском глубинных корней этой байки несколько лет назад серьёзно занялись исследователи современного городского фольклора, американцы Барбара и Дэвид Миккелсон. Что касается основной тематики нашего сайта, интересно, что незадолго до означенных событий к этому делу приложил свою руку некто Айзек Азимов, который, оказывается, был известен и как коллекционер анекдотов. В 1992 году он среди прочих поместил рассказ о маяке в одном из своих сборников (Asimov, Isaac. «Laughs Again: More Than 700 Jokes, Limericks, and Anecdotes». New York: HarperCollins, 1992, ISBN 0-06-016826-9, p. 119). Ещё раньше, в 1989 году, его можно было прочесть в другой книге, ставшей бестселлером в США (Covey, Stephen. «The Seven Habits of Highly Effective People». New York: Simon and Schuster, 1989. ISBN 0-67166-398-4, pp. 32-33). При этом автор использовал материалы, опубликованные в 1987 году в журнале «Просидингз» Института ВМС США (Coch, Frank. «Pullihg Rank». Proceedings Magazine: United States Naval Institute. November 1987. p.81).
Один из ветеранов американского флота рассказывал соавторам, что читал нечто подобное в ксерокопированном виде ещё в конце 1960-х, когда он проходил службу то ли на эсминце «Дикси», то ли на крейсере «Тракстан».
Наконец, супруги Миккелсон нашли самый ранний документально подтверждённый след, относящийся к 1939 году, когда впервые появился в печатном виде следующий анекдот:
Цитата: Над морем – густой, плотный туман, и старпом английского трампового парохода пристально вглядывается во мглу с крыла ходового мостика, стараясь хоть что-нибудь разглядеть вокруг. Вдруг, к своему удивлению, всего в нескольких ярдах от себя он видит перегнувшегося через перила человека.
«Вы проклятый идиот!» – кричит старпом, – «Куда, дьявол, вы правите? Разве вы не знаете, что у нас право преимущества при расхождении?»
Из тумана доносится ехидный голос с сильным ирландским акцентом: «У нас не то, чтобы совсем корабль, начальник. Здесь маяк». [5]
Думаете, на этом история заканчивается? Ага, как бы не так! Круг замкнулся и очередной всплеск активности вокруг самоуверенных американских моряков и упрямых канадских маяков произошёл совсем недавно. И на очень высоком уровне.
Весной 2008 года в Институте международных отношений им. Джона Хопкинса проводился симпозиум. Своё выступление под претенциозным названием «Америка ненавидит шпионов» начальник Национальной разведки США Майк Макконнелл начал всё той же байкой про маяк, сопроводив её следующим комментарием:
«Теперь я знаю… это всё правда. Я был в отделе радиоэлектронной разведки, где вы можете услышать запись переговоров. Это всё было на самом деле. Это реальная запись»… (Silva, Mark. «DNI Mike McConnell: America hates spies». Baltimore Sun, 13 March 2008).
Уровень компетенции главы разведывательного сообщества США не может не восхищать. Подробностей скандала я не знаю, но в следующем году официальный комментарий «Про маяк» на сайте ВМС был обновлён, где он и существует по сей день – мало ли, что…
———————————————-
Примечания:
[1] Десять лет уже более менее регулярно почитываю официальную американскую флотскую периодику и всё время натыкаюсь на эти «трудные для ВМС времена». Такое впечатление, что это состояние у них перманентное. А со стороны и не скажешь…
[2] Среди прочих упоминался и авианосец «Коралл Си», к этому времени также выведенный из боевого состава и уже проданный на слом.
[3] Насколько я знаю, у канадцев – аналогичная ситуация.
[4] Странно, что в Азию и Австралию слух докатился через Европу, а не через Тихий океан, но так уж вышло.
[5] Очень сложно передать игру слов в ответе смотрителя маяка: «This ain’t no blinkin’ ship, guv’nor. This ‘ere’s a light’ouse!», — где «blinking» — и «мигание», и «дьявольский», а «ship» — и «корабль», и «поставка».
Вот более-менее приблизительный вариант:
Цитата: Старпом: Адское пламя, куда вы правите? Разве вы не знаете, что у нас право преимущества при расхождении?
Смотритель: Здесь не то, чтобы корабль с мерцающим дьявольским огнём, начальник. У нас тут маяк.