Рассказ про букву ф для 1 класса какая она

Сказки

Проектная работа «История буквы Ф»

специалист в области арт-терапии

КГУ «Краснополянская средняя школа»

Тема: Самая удивительная буква русского алфавита

Выполнила: ученица 4 класса Краснополянской средней школы Тайыншинского района СКО Костюкевич Ксения.

Под руководством Пачко Людмилы Геннадьевны учителя начальных классов 2 категории 3 базового уровня Краснополянской средней школы.

Тема: Самая удивительная буква русского алфавита

Выполнила ученица 4 класса Костюкевич Ксения Леонидовна

Под руководством Пачко Людмилы Геннадьевны

Исследовательская работа посвящена изучению частоты использования буквы «Ф».

Обратила внимание на редкое использование в речи буквы «Ф».

Информацию подбирала в интернете, словарях, б

Выдвинула гипотезу: Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

1.Изучение произведений на содержание согласных букв;

2.Изучение литературных источников;

Из истории происхождения буквы «Ф». _______7-8

3.Частота использования буквы «ф»_____________8-10 4.Заключение.________________________________10-11

5.Список использованной литературы. ___________12

Работа выполнена ученицей 4 класса Костюкевич Ксенией под руководством учителя начальных классов 2 категории 3 базового уровня Пачко Людмилы Геннадьевны.

Данная проектная работа посвящена изучению частоты использования буквы «Ф» в русской речи.

Актуальность работы заключается в том, что многие дети, да и взрослые, не интересуются источником происхождения алфавита, количеством и содержанием букв.

Объект исследования : буква «Ф».

Предмет исследования : источники литературы, словари, сказки, интернет.

Цель исследования : изучение частоты использования буквы «Ф» в русской речи.

1. Изучить несколько источников литературы о букве «Ф»;

2. Исследовать несколько стихотворений (различных по написанию) на количество содержания различных согласных и буквы «Ф»;

3. Сравнить полученные результаты;

4.Провести мини исследование о букве «Ф»;

5.Показать актуальность исследования.

1. Изучение литературных источников;

2. Изучение стихотворений на содержание согласных букв;

Практическая значимость исследования :

Данный вид исследования может стать основой для изучения других букв русского алфавита.

Гипотеза : Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

В данной проектной работе освещена частота использования буквы «Ф» в произведениях А.С. Пушкина. Проведено исследование и о количестве согласных в других произведениях. Сделан вывод, что п рактически все слова, которые начинаются с буквы «Ф» отмечены, как чужеязычные, заимствованные из чужого языка. Любое слово, в котором буква «Ф» имеется в начале, в конце или в середине, почти безошибочно можно признать нерусским по происхождению.

Кроме работы с произведениями, Ксюша осветила результаты, которые она получила в результате работы со стен.газетой и словарём Даля.

В конце работы освещены выводы по проведённому исследованию:

Буква «Ф» в русском языке не так давно. Она не является «родной» буквой русского алфавита. В ходе исследования поняла, что каждое слово русского языка, в котором в начале, на конце или в середине пишется буква «Ф», оказывается, по происхождению не русским, а пришедшим к нам из других языков

И писатели, и поэты мало употребляли слова с буквой «Ф» не потому, что не любили её, а потому что писали на чистом, подлинном народном русском языке.

Считает, что интерес у ребят, вызванный буквой «Ф», нужно поддерживать. В ближайшем будущем планирует предложить ребятам организовать кружок по изучению возникновения и содержания русского алфавита.

Знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите? С первого класса я была уверенна, что тридцать три. Но всегда ли так было? Интересно, какие буквы исчезли, а какие существуют и сейчас? Какая самая редкая буква в русском алфавите? Вопросов много. Поэтому свою исследовательскую работу я решила посвятить изучению «удивительных» букв русского алфавита.

Актуальность работы заключается в том, что многие дети, да и взрослые, не интересуются источником происхождения алфавита, количеством и содержанием букв.

Объект исследования : буква «Ф».

Предмет исследования : источники литературы, словари, сказки, интернет.

Цель исследования : изучение частоты использования буквы «Ф» в русской речи.

1. Изучить несколько источников литературы о букве «Ф»;

2. Исследовать несколько стихотворений (различных по написанию) на количество содержания различных согласных и буквы «Ф»;

3. Сравнить полученные результаты;

4.Провести мини исследование о букве «Ф»;

5.Показать актуальность исследования.

1. Изучение литературных источников;

2. Изучение стихотворений на содержание согласных букв;

Практическая значимость исследования :

Данный вид исследования может стать основой для изучения других букв русского алфавита.

Гипотеза : Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

2.Из истории происхождения буквы «Ф».

Стоит попробовать найти слова на букву «Ф», имеющие исконно славянское происхождение. Можете даже не тратить напрасно свое время, вы увидите только слова, заимствованные из других языков. Исходя из особенности буквы «Ф», можно даже вывести простое правило – если слово начинается на эту букву, значит, оно имеет иностранное происхождение. А если буква встречается в словах на других позициях, это также указывает на то, что данное слово пришло из другого языка.

3.Частота использования буквы «Ф»

Подбирая материал для своей работы, я нашла статью в интернете, в которой говорилось о количестве различных букв в произведениях писателей разного времени. И я очень удивилась!

В «Песне» около 70 букв «П», 80 с чем-то «к», более сотни «В». Буква «Ф» и тут не встречается ни разу. Вот как? Впрочем, вполне возможно: случайность.

Эта статья меня очень заинтересовала, и я решила провести своё мини исследование. Для этого мы с руководителем оформили стенгазету «О самой удивительной букве русского алфавита», которую разделили на 3 колонки.

Читайте также:  Сказки озера байкал книга

В первой колонке мы поместили интересный материал о появлении буквы «Ф» в русском алфавите.

С помощью второй колонки мы провели своё исследование, основанное на прочитанной ранее статье, которое назвали «Сосчитай и убедись. ». Это задание было рассчитано на учеников начальных классов. Ребятам было предложено сосчитать количество согласных букв «С», «Б», «Р», ну и конечно «Ф» в сказках Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди » и в сказке Павла Петровича Бажова «Алмазная спичка».

Источник

Конспект урока обучения грамоте «Буква Ф»; 1 класс

учитель начальных классов

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс.

Форма урока: объяснение нового материала.

Познакомить с новыми звуками и буквой.

Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.

Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.

Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки, книга со сказками А.С. Пушкина.

У учащихся: учебник «Азбука».

Ожидаемые результаты : дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.

1. Готовность к уроку.

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

1. Дыхательная гимнастика.

а) дыхание грудью – рука на животе:

медленный вдох – медленный выдох;

быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;

вдох по частям – выдох по частям;

медленный вдох – быстрый выдох;

вдох через нос – выдох через рот;

б) дыхание животом – рука на груди:

глубокий вдох – на выдохе «поем» гласные звуки;

2. Артикуляционная гимнастика.

А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З

Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

Схема нашего маршрута на доске.

Отдать швартовы! Полный вперед. На пути перед нами остров

II . Повторение изученного. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

— Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

— Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

— Почему согласные буквы в 2 ряда?

— Почему ь знак отдельно?

2. Чтение басни Л.Н. Толстого «Товарищи»

Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

Где были мальчики? Зачитайте.

Что с ними случилось?

Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?

Как повел себя медведь?

Что сказал мальчик, который слез с дерева?

Что ответил второй мальчик?

Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).

Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

— Впереди показался остров « Звукино».

Знакомство со звуками [ф], [ф’].

— Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.

О пределите, какой одинаковый звук в этих словах. слайд 2

Какой одинаковый звук услышали в этих словах?

2) Звуко-буквенный анализ слов: флаг, филин. Составляются схемы слов.

Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой

мы идём страны? ( флаг)

— Под каким флагом мы пойдем с вами?

– Произнесите слово «флаг» хором.
– Сколько в слове флаг слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий? (Твердый).
– Звонкий или глухой? (Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
– Составьте схему слова флаг. (Выполняют задание в тетрадях по чтению, один ученик составляет схему на фланелеграфе).
— Отгадайте загадку ( читает ученик)

Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)

Читайте также:  Рассказ золотые слова 3 класс литература

— Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. Слайд 3.

— Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
— Давайте подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?

(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, Ах, если мягкий звук [ф ’] – девочки, Ох). Фабрика, фигурист, фартук, финиш, телефон, графин, портфель, светофор, шарф, ферма, дельфин, шкаф, филин.

V . Знакомство с буквами.

Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

Как же нам найти новую букву на острове?

— Ребята, а на что похожа буква “Ф”? ( На ключ, на филина, другие ответы детей).
— А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:

У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)

— Когда мы пишем большую ( заглавную) букву?

— Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв.

Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкино»

Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

1)Чтение слогов-слияний: ( закрытые и открытые слоги)

2) Игра «Засели их в домики» в соответствии со схемами.

На какие группы можно разделить слоги? По какому признаку?

Какие гласные смягчают согласные?

3) Договаривание слогов-слияний до целого слова.

Жители острова могут называть только первые слоги, давайте

попытаемся понять, что они нам хотят сказать.

Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу – фуражка, футболист, фе – ферма, фен, фи – фиалка, фигурист, фы – фотографы.

4) Чтение слогов и слов ( с. 71)

Прочитайте слова молча.

Какие слова вы запомнили?

Чтение слов « цепочка».

Какие незнакомые слова вам встретились?

Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)

Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.

Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.

Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

5) Работа над дикцией.

— Пираты спрятали букву.

— Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?

. лот плывет к родной земле,

. лаг на каждом корабле.

Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза.

Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой. Самое время повеселиться и станцевать матросский танец «Яблочко».

— Наш путь лежит в бухту « Историческая»

6) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70-71. О старом и современном русском флоте.

Что вы видите на иллюстрации?

Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).

Как одним словом назвать, то что вы видите?

Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)

Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)

Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?

— А что вы ещё видите на иллюстрации?

Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.

Ребята, как выглядит флаг на военных судах?

Расскажет вам о флаге мой помощник.

7) Доклад ( подготовленный ученик)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

8) Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.71)

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

“ Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.

Чтение вслух хором (отработка выразительности).

— Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 70 читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)

( Показ книги со сказкой)

Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

Чтение отрывка парами. (1-3)

Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

VIII . Закрепление пройденного.

Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.

Работать вы будете по бригадам( группам)

Из отдельных предложений составить текст. ( Предложения записаны на карточках и раздаются 6 ученикам)

Читайте также:  Проект сказки петушок и бобовое зернышко

По морю плыл большой теплоход.

Люди стояли на палубе.

Вдруг один мальчик упал в воду.

Поблизости плавали дельфины.

Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.

— О ком этот рассказ?

— Ребята, как можно озаглавить рассказ?

Составить кусочки, чтобы получились слова. ( 2 ученика)

3 группа. ( все остальные учащиеся работают в парах)

Задание на развитие смысловой догадки.

Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло

водой. Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках. Дети работают в парах).

На к…ждом кора…ле есть …лаг.

Мы горди…ся своим могучим фл…том.

Наш флот х…дит по всем морям и …кеанам.

Проверка : читают по 1 предложению хором по рядам.

Наше путешествие и урок подходят к концу.

— С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

— Что вы о ней узнали?

— Что особенно запомнилось на уроке?

— А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!

Источник

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Страницы

Буква Ф

Изучаем букву Ф.
Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Ф, раскраски и стихи про букву Ф.

Задания которые надо выполнить:
1) Раскрасить букву Ф, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.
2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Ф.
3) Найти и обвести все буквы Ф.
4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Ф.
5) Написать прописные буквы Ф.
6) Послушать стихи про букву Ф и отгадать Загадку.

Стихи про Букву Ф
***
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

***
Федя нёс конфеты Ване.
Только фантики в кармане.
Где конфеты? Нет конфет.
Вкусным Федин был обед.

***
Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.

***
Филин, ребята, это та же сова,
Больше у Филина лишь голова,
Щёки он всё время раздувает,
Одно Уф-уф он повторяет.

***
Филин расфрантился,
Во фрак принарядился.
Филину охота
Красивым быть на фото.

***
Флот плывёт к родной земле,
флаг на каждом корабле.

***
Филин с флагом у фонтана
Очень долго наблюдал,
Как вода течет из крана,
Как работает фонтан.

Загадка про Букву Ф
***
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке.
Повертись немножко,
И тогда фонарь в кафе
Превратится в букву… (Ф)

Источник

Изучаем азбуку с детьми: стихи про букву Ф

Изучаем алфавит: БУКВА «Ф»

автор: Вера Аношина

Встала буква – руки в боки

Фыркнула: «Опять уроки!

Лучше буду Фрукты есть

Иль пойду Футбол смотреть!»

Ты Фырчи иль не Фырчи

Аппетитная азбука. Буква Ф

автор: Вера Аношина

ФИНИКИ растут на пальме…

мы вчера купили маме

пальму в кадке… может, скоро,

будем есть их до упора?

Азбука растений в стихах. Буква Ф

автор: Михаил Метелёв

Фасоль в кастрюлю мы свалили,

Водой залили, посолили,

И суп сварили – просто класс!

Родители хвалили нас.

Азбука животных в стихах. Буква Ф

автор: Михаил Метелёв

Филин ухал на сосне

Посреди ночного леса,

Знать, увидел он во сне

Попросили звери утром

Рассказать, о чем был сон,

Ничего не помнил он.

Азбука Фрукты-овощи. Буква Ф

автор: Елена Черникова

Нотка «Фа» и нотка «соль»

Помогли сказать Фасоль.

Азбука в стихах. Буква Ф

автор: Наталья Шевякова

Фронт работ уже намечен

Да на даче много дела.

Буква Ф

автор: Роза Горенбургова

Конфеты в фантиках однажды

залезли на фонарь отважно,

махали филину флажком

и фрукты ели с фундуком.

Азбука для детей. Буква Ф

автор: Владимир Ломовцев

Наконечник на шарФе,

Следующая буква Фэ.

Фонарик на дорогу светит.

Флажком размахивают дети.

Фасон на Фабрике пошьют.

Фанерой будку обошьют.

Фасоль положит мама в суп.

Филипп ушел гулять на пруд.

Азбука для малышей. Буква Ф

Мама Фартук повязала,

Маше Фокус показала:

Филин в Форточку влетел,

Сел на Фикус, Фрукты ел.

Мы спросили Филина:

Букву «Ф» нам надо знать!

Весёлая азбука для детей. Буква Ф

автор: Елена Трифонова

Носит гордая ФЛАМИНГО яркий розовый наряд.

И,назвав её красивой,люди правду говорят.

Мне б на сказочную птицу хоть одним глазком взглянуть!

Но живёт она неблизко.Очень долог дальний путь.

Где за синими морями эта птица гнёзда вьёт?

Так хочу её увидеть!Пусть во сне ко мне придёт!

Детская Азбука. Буква Ф

автор: Алекс Манфиш

Под Фиолетовым Флажком

Ты с буквой Ф давно знаком

ЦВЕТОЧНАЯ АЗБУКА. Буква Ф

автор: Илья Родионов

Здесь пламенем ярким,

Азбука для детей. Буква Ф

автор: Евгений Мартишин

Футбол – любимая игра,

Играл бы с самого утра.

Азарт и пыл мне не унять,

Люблю я мячик погонять.

Какой же терпеливый мячик –

Ногами бьют, а он не плачет.

Азбука огородника. Фенхель

автор: Евгений Мартишин

Фенхель идёт для приправ и солений,

Для остроты вкусовых ощущений.

Новое на сайте

Добро пожаловать на Любимый Детский!

МЕНЮ САЙТА

Детский каталог по темам

Учителю и воспитателю

ВЕСЕННЯЯ педкопилка

Дорогие Авторы произведений для детей!

Сайт «Любимый Детский» создан для популяризации современной детской литературы.

Мы уважаем авторское право. Если Вы обнаружили свое произведение на страницах сайта, и по какой-бы то ни были причине не желаете, чтобы оно было здесь опубликовано, обязательно напишите нам, и мы удалим Ваш текст в течение суток.

Источник

Познавательное и интересное