Конспект НОД по математике в средней группе «Части суток»
Светлана Дубасова
Конспект НОД по математике в средней группе «Части суток»
— продолжать знакомить детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью;
— научить определять части суток по признакам деятельности человека;
— развивать логику, образное мышление, внимание;
— воспитывать умение и желание отвечать.
Словарная работа: активизировать слова утро, день, вечер, ночь.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Демонстрационный материал: картинки «Части суток».
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло).
— Ребята, отгадайте,когда это бывает:
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Воспитатель показывает картинку «утро»
— Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всёвокруг просыпается: и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.
— Что вы делаете утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).
Солнце в небе высоко
Зёрна в норку тащит мышь.
— Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.
Воспитатель показывает картинку «день»
— А что вы делаете днём? (Ответы детей).
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
— Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.
— Что вы делаете вечером? (Возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
Воспитатель показывает картинку «вечер»
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
— Когда это бывает? (дети отвечают ночью)
— Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (спим).
— Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,
— Сколько частей в сутках? (четыре).
— Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение».
— Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером).
— Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром).
— Днем мы обедаем, а завтракаем (утром).
— Солнце светит днем, а луна (ночью).
— Ужинаем мы вечером, а обедаем (днем).
— Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови части суток»
— Давайте еще раз по-порядку назовем все части суток. На сколько частей делятся сутки? Назовите, что идет за ночью, днем, вечером?
Дидактическая игра «Части суток» Цель игры:упражнять детей в умении различать части суток, пополнять знания о различных частях суток,развивать воображение,создавать образ.
Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток» Экологическое занятие с детьми старшей группы. Тема:Части суток. Цели деятельности педагога: Познакомить с частями суток,их признаками;.
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Части суток» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 «Солнышко» Дата:.
Конспект образовательной деятельности на тему: «Части суток» для детей 5–6 лет. Образовательная область: познавательное развитие интеграция с образовательной областью: физическая культура, речевое развитие. Цель: закреплять.
Конспект занятия по ФЭМП «Шире, уже. Части суток: утро-вечер» Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по ширине,используя приемы приложения и наложения,результаты сравнения отражать в речи.
Конспект занятия по познанию окружающего мира «Части суток» вторая младшая группа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №119» (Конспект занятия по познанию окружающего мира) вторая.
Конспект занятия по познавательному развитию «Части суток» в старшей группе. Цели: познакомить с частями суток, их признаками; уточнить, что из часов и минут состоят сутки; отметить деятельность человека в тот или.
Загадки по теме «Части суток» Загадки по теме: Части суток. Возраст: (4-5 лет) Цель: Развитие логического мышления. Задачи: (Обучающая.) Учить детей договаривать фразу,.
Цель: Развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
Оборудование: фотографии ребенка в разных режимных моментах, детские рисунки, аппликации, поделки из пластилина.
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим по темам «Режим дня», «Времена года. Осень». Выполнение фотографий детей в режимных моментах.
Ход занятия
I. Организационный этап. Создание эмоционально положительного фона
II. Работа над общими речевыми навыками
III. Основная часть занятия.
Утро
Логопед: Утром петушок поет, солнце на небе встает!
Слайд 2
Логопед:
Раннее утро, солнышко встало.
Доброе утро, тебе прошептало.
Глазки открой, потянись, улыбнись
И поскорее ты поднимись.
(Ребенок закрывает и открывает глазки, улыбается, потягивается)
Слайды 3
Ребенок с помощью наводящих вопросов комментирует свои действия на фото.
(Составляются простые фразы: «Я проснулся», «Я открыл глаза», «Я встал», «Я оделся» и т. д.).
Логопед:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Сайд 4
Составляет простые фразы по фотографии.
Логопед: Что еще ты делаешь утром в ванной? («Я умываюсь»).
Слад 5
Логопед: Ну что, пришло время подкрепиться. Наш веселый повар приглашает тебя к столу.
Слайд 6
В активный словарь ребенка вводится слово «завтрак».
Составляются фразы «Я завтракаю», «Я позавтракал».
Слайд 7
Логопед:
Не буду я лениться,
Все буду успевать.
Хочу я научиться
Читать, писать, считать.
Ребенок совместно с логопедом припоминает, чем он занимался во время занятий (можно показать его готовые работы: рисунки, аппликации, поделки из пластилина). Составляются фразы «Я рисую», «Я леплю», «Я режу», «Я клею», обобщающая фраза «Я занимаюсь».
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал утром?
Ребенок с помощью фотографий припоминает, все, что происходило утром.
Логопед: А теперь, скажи, что тебе понравилось делать утром больше всего.
Ребенок называет какое-то одно занятие и выбирает соответствующую фотографию.
День
Слайд 8
Логопед:
День настал, и солнце греет.
Оживает все вокруг.
Одевайся поскорее
И пойдем гулять, мой друг!
Слайды 9
Логопед: Что ты делал на улице во время прогулки?
Ребенок с помощью логопеда отвечает на вопрос по слайдам.
Логопед: Мы хорошо погуляли, пора и покушать. Идем обедать.
Слайд 10
Логопед: Что ты кушал? Какой был суп? (вкусный, горячий).
В активный словарь ребенка вводятся слова «обед», «обедать».
IV. Динамическая пауза
Логопед:
Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
– Тише, тише, тише, птицы,
Вы не пойте под окном!
В тихий час так сладко спится,
Спят ребята крепким сном.
Слайд 11
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал днем?
Ребенок с помощью фотографий припоминает, все, что происходило днем.
Логопед: А теперь, скажи, что тебе понравилось делать днем больше всего.
Ребенок называет какое – то одно занятие и выбирает соответствующую фотографию.
Вечер
Слайды 12
Логопед:
Солнышко садится
И грустнеют лица.
Вечер наступает,
Свет в окне включают.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
В активный словарь ребенка вводится слово «ужин».
Составляется фраза «Я ужинаю».
Слайд 16
Логопед: Что ты делаешь? Во что ты играешь? Что можно построить из кубиков?
(необходимо добиваться полного ответа на вопросы)
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал вечером?
Ребенок с помощью фотографий припоминает, все, что происходило вечером.
Логопед: А теперь, скажи, что тебе понравилось делать вечером больше всего.
Ребенок называет какое-то одно занятие и выбирает соответствующую фотографию.
Ночь.
Слайд 17
Логопед:
Спать пора,
Уснул бычок, лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать
И тебе пора поспать.
Слайд 18
Слайд 19
Логопед:
Вот и ночь, зажглись все звезды.
Сон пришел, малыш, к тебе.
И луны фонарик желтый
Мирно светит в вышине.
Слайд 20
Обобщение
Логопед: Давай вспомним, что ты делал ночью?
Ребенок отвечает на вопрос и выбирает соответствующую фотографию.
V. Обобщение по первой части занятия. Подготовка к связному рассказу
Ребенку предъявляются фотографии, которые он отобрал (любимое занятие утром, днем и вечером, фотография, на которой он ложится спать).
Логопед:
Раннее утро, солнышко встало.
Доброе утро, тебе прошептало.
Что ты делал утром?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
Логопед:
День настал, и солнце греет.
Оживает все вокруг.
Что ты делал днем?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
Логопед:
Наступает вечер,
Солнышко садится.
Что ты делал вечером?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
Логопед:
Вот и ночь, зажглись все звезды
Сон пришел, дружок, к тебе.
Что ты делал ночью?
Ребенок показывает соответствующую фотографию и по ней отвечает на вопрос.
VI. Закрепление знаний путем составления связного рассказа «Как прошел мой день?»
Ребенок помогает логопеду разместить слайды по порядку (что он делал утром, днем, вечером и ночью).
Ребенок совместно с логопедом составляет рассказ по слайдам «Как прошел мой день?»
VII. Рефлексия. Обобщение полученных знаний
Логопед: Ты очень хорошо рассказывал, что ты делал, правильно отвечал на вопросы.
Сегодня ты начал использовать в речи новые слова «завтрак», «обед» и «ужин».
Ты узнал, что сначала наступает утро. Солнышко встает. Все просыпаются. Это начало нового дня. Потом наступает день. Солнышко днем высоко на небе. Оно согревает землю и всех нас. За ним приходит вечер. Солнышко садится. А потом наступает ночь. На улице становится темно. В домах зажигают свет. День закончился.
Ты помогал мне выбирать нужные фотографии, правильно разложил их по порядку.
У тебя получился очень интересный рассказ.
Что тебе понравилось делать больше всего?
Положительная эмоциональная оценка деятельности ребенка.
Произведения о часах и о времени
Понятие времени в дошкольном возрасте
Ребёнок соглашается, но через эти самые пять минут закатывает истерику и отказывается идти.
Родители думают, что малыш просто не слушается, обвиняют его в том, что он не держит слова, ситуация накаляется.
На самом деле причина в том, что дети до 6-7 лет не знают, что же такое «пять минут». Ребёнок слышит, что ему разрешили ещё поиграть, и всё!
Обучение детей времени начинается с распорядка дня. Ребёнок запоминает последовательность своих действий в течение дня. Нужно называть ему время суток, в которое он совершает определённые действия. Есть специальные плакаты, демонстрирующие, чем занимаются люди в течение дня. Сначала малыш начинает отделять ночь от дня, потом выделяет утро и вечер.
Временные представления формируются также на примере времён года. Ребёнку рассказывают, что времена года сменяют друг друга. До 3-4 лет существует феномен детской амнезии, связанный с особенностью кратковременной памяти. Это означает, что четырёхлетний ребенок не может вспомнить, что было два года назад. Максимум – он может вспомнить отдельные события прошлого лета. Пятилетний будет помнить ещё меньше о своем «детстве».
Именно поэтому «время» для ребёнка – очень сложное для понимания понятие. Оно формируется постепенно и последовательно.
Формирование временных ориентировок
1. Наличие распорядка дня и соотношение времени суток, в которое он производит определённые действия, помогает ориентироваться. Нужно напоминать малышу, какое сейчас время суток, пояснять, что утром он просыпается, днём взрослые работают, а дети ходят в детский сад и т. д.
2. Нужно объяснять ребёнку понятия «прошлое» и «будущее» на простых примерах. Здесь же можно ввести понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
3. Нужно знакомить ребёнка с часами. Дошкольник ещё не сможет определять по ним правильно время, но он должен знать, для чего нужны часы. Можно обращать внимание, что каждый день, когда малыш завтракает или идёт в садик, маленькая стрелка находится, к примеру, на цифре 8. Некоторые родители используют этот способ в качестве вечернего ритуала перед сном. Малыш знает, что если стрелка указывает на 9, это означает, что пора спать.
При знакомстве с часами необходимо показывать их разные виды: наручные, настенные, настольные, электронные и др.
Игра на формирование временных ориентировок
Взрослый устанавливает время и говорит, что сейчас утро. Малыш должен разбудить игрушку, умыть, накормить её. По часам эта игрушка проживает весь день и в итоге ложится спать. При этом ребёнок непроизвольно запоминает примерное время, соответствующее утру, дню, вечеру и ночи.
Стихи про время для детей дошкольного возраста
Стихотворения о часах и времени помогут ребёнку в игровой форме освоить необходимый материал.
Виды стихов по темам
Сказки о времени для дошкольников
Дети очень любят слушать и читать сказки. Именно поэтому часто в сказках присутствуют воспитательные и образовательные компоненты. Есть специальные обучающие сказки. Приведём список самых известных книг на тему временных ориентировок для дошкольников.
«Королевство кривых зеркал». Это поучительная, интересная сказка о девочке, не ценившей своё время. Существует одноимённый мультфильм.
Белорусская сказка «Всему своё время». Небольшая сказка-притча о ленивом попе, который решил не тратить время на еду работников. Он утром накормил их сразу завтраком, обедом и ужином. Работники рассудили это по-своему и легли спать, ведь после ужина положен отдых.
«Сказка о потерянном времени». Это произведение, ставшее классикой, не теряет актуальности. В центре сюжета – обычные мальчики, которые не ценили время. Одновременно злые волшебники решили вернуть себе молодость, забрав то время, которое люди теряли. Мальчики превратились в стариков. И до конца дня им необходимо перевести стрелки часов назад, чтобы снова стать детьми.
«Сказка о часах», которую написала современная писательница Людмила Петрушевская. Сказка несет глубокий философский смысл. Она учит ответственности и верности.
«Сказка о времени», автор Ирина Лазоренко. Это история королевы, которая любила своего шута, но долго ждала, в результате потеряв молодость и красоту. Мораль сказки состоит в том, что над любовью не властно время.
«Двенадцать месяцев». Сказка в изящной форме демонстрирует не только положительные качества человека, но и смену времён года.
«Четыре принцессы», автор Валентина Юденко. Сказка посвящена временам суток. В ней описаны четыре принцессы, которые никак не могли ужиться вместе. Волшебник Сутки дал принцессам имена и велел им оживать в заданном порядке.
Сказка «Четыре сестрицы» (Юлия Зюба) рассказывает тоже о четырёх сёстрах, но она уже о временах года. В этой небольшой истории участвует Солнце, которое ходит в гости к сестрицам и никак не может выбрать себе жену.
«Сказка о днях недели» (Чеслав Янчарский). Сказка входит в цикл сказок от Мишки-Ушастика. В ней рассказывается об утке, которая никак не могла научить своих утят ходить гуськом. Потом она придумала дать им имена, которые соответствуют дням недели. С тех пор утята всегда ходили друг за другом.
Чтение стихов и сказок о времени научит ребёнка ценить своё время. Планирование времени – это навык, которому стоит учиться с детства. Яркие примеры героев из сказок о времени демонстрируют, как важно грамотно распоряжаться временем.
С помощью стихотворений можно быстро заучить названия дней недели, времён года, месяцев и т. д. Сказки же подскажут малышам, как важно знать разницу между этими понятиями.
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
Следите за обновлениями в социальных сетях:
Конспект занятия «Время суток»
специалист в области арт-терапии
Цель: показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом.
Развивающая – развитие мышления, памяти, временных представлений.
Воспитательная – формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, набор карточек четырёх цветов.
Время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени: утро, день, вечер и ночь. Каждый временной промежуток отличается друг от друга положением солнца, расположением стрелок на часах, нашими делами и занятиями. Так, утром мы просыпаемся, чистим зубы, завтракаем и готовимся ко дню. Днем ходим на занятия, обедаем, делаем уроки и посещаем кружки. Вечером играем, отдыхаем, ужинаем и готовимся ко сну. А ночью мы сладко спим.
В деревнях с самого раннего утра, как только встает солнышко всю округу будит петушок своим громким «Ку-Ка-Ре-Ку»! А в городе рано утром звенит будильник, сообщая, что пора вставать.
Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.
Зимой утро начинается позже, а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках. (слайд 2)
Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в школу. А затем пойти в столовую, где наши повара уже приготовили вкусный завтрак. (слайд 3)
Днем человек бодрствует. Маленькие дети играют во дворе дома, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. (слайд 4)
Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.
В дневное время суток для детей проходят занятия в школе, после чего наступает обеденное время. (слайд 5) Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час». Днём дети играют на улице, гуляют.
Ближе к вечеру в 5 часов вы идёте в класс на самоподготовку – готовить заданные уроки. Это во время учебного года, а летом можно играть, купаться, помогать взрослым. (слайд 6)
Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. (слайд 7) А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.
Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.
Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.(слайд 8)
С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток – ночь.
Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе. (слайд 9)
Итак, сутки – продолжительность одного оборота Земли вокруг своей оси. В обычной жизни вместо слова «сутки» мы чаще всего говорим «день». Но это неверно, так как сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части суток бывает различной. Она зависит и от времени года и от географического места. (слайд 11)
Ребята, а чем отличается день от ночи? (слайд 12)
Сейчас вы увидите картинки. Попробуйте ответить: какое время суток на этих изображениях.(слайд13) Обратите внимание на фон слайдов. (слайды14, 15, 16, 17) (дети отвечают на поставленный вопрос)
Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что фон для утра был голубым. Для дня – жёлтым, как солнышко. Вечер окрашен в серый цвет, ну а ночь – тёмное время суток, окрашена в чёрный цвет. (слайд 18)
У вас на столах лежат прямоугольники разных цветов. Каких? Да – черные, желтые, голубые и серые цвета. Вот сейчас мы и проверим, как вы уяснили понятие «сутки». Я буду вам показывать картинки, а вы поднимайте карточку с соответствующим цветом. (слайды 19, 20, 21, 22) Молодцы!
Ещё одна игра – проверка для вас. Слушайте меня внимательно! Я вам показываю один из цветов, а вы должны показать карточки-знаки, идущие до или после названной. Хорошо!
А теперь встаньте, давайте сделаем физкультминутку. Представим себе, что мы часы.
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так! Молодцы! Садитесь,
Послушайте стихотворение о сутках. (слайд 23)
Я надеюсь, ребята, что теперь вы знаете, что такое сутки, не будете путать части суток. Так? Проверим!
Загадки про время суток
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. (вечер)
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка —
Значит, наступила. (ночка)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется. (ночь)
Утром ночная растаяла тень,
Светлый затем разгорается день.
Неба темнеет лазоревый цвет,-
Ночь наступает за вечером вслед.
Мчатся, сменяя друг друга минутки
А из минуток слагаются…. (сутки)
Игра «Назови соседей»
— Назовите соседей утра.
— Назовите соседей ночи.
-Назовите все части суток
— Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. Вечер, что дальше? ( ночь и т. д.)
Игра «Продолжи фразу»
Солнце светит днем, а луна – (ночью). Утром человек пошёл на работу, а вернулся домой – (вечером). Спим мы ночью, а делаем зарядку…(Утром).
Молодцы! Вы справились с заданием, и я поняла, что вы хорошо запомнили части суток. Давайте вслух назовём их. (слайд 24) (называют)