Рассказ про черное море для ребенка

Сказки

«Чёрное море». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Эмма Мостовая
«Чёрное море». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

1. Познакомить детей с легендами о черном море и его обитателей.

3. Развивать умение детей давать развернутые объяснения, делать самостоятельно выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к природе.

4. Обогащать словарный запас детей новыми терминами.

5. Развивать воображение, умение работать в коллективе.

Обогащение словаря: морская держава, мидии, кара-денгиз, ульва, понтскийское.

Предварительная работа: беседа о Черном море. Рассматривание фотографий, черноморских обитателей, экскурсии в акваторию порта в разное время года и погоду.

Материал: Слайды. Трафареты, ватман, клейстер, рисунки обитателей моря.

Ход занятия.

Дети садятся полукругом, воспитатель стоит перед ними.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие, а куда мы пойдем, вы узнаете отгадав загадку.

Смотрите, какое просторное!

Его не объять руками,

Его не измерить шагами,

Оно как чаша большое,

Но без конца и края. С. Баруздин «Черное море»

Дети: Это море.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня действительно будем путешествовать по нашему Черному морю и опустимся в его глубины. Наша страна великая держава. Многие моря омываю её берега, но самым интересным является Черное море, известное человечеству с древних времен. (слайд)

Воспитатель: Ребята, а почему наше море называют Черным?

Дети: Потому что в шторм вода в море черная.

Воспитатель: Ребята, а какое для Вас чёрное море?

Дети: Теплое, ласковое, полезное, глубокое, голубое, тихое, бурное, серое, страшное.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы подобрали много прилагательный характеризующих Чёрное море. Ребята, а на чём можно путешествовать по морю?

Дети: Корабли пассажирские, яхты, катера, танкера, сухогрузы.

Воспитатель: Ребята, а на чём бы вы хотели путешествовать по морю?

Дети: Поплывём на яхте.

Воспитатель: Наша яхта называется «Мечта», а стоит она в бухте «Надежда», что б попасть туда нам нужно, преодолеть полосу препятствий.

Дети вместе с воспитателем двигаются по группе по полосе препятствий, (перепрыгивание через кубики, ходьба по узкой скамейке, по наклонной доске.) В конце пути дети попадают на яхту «Мечта».

Воспитатель: Вот мы свами и попали на яхту. Садитесь поудобней, сейчас мы отправляемся с вами в морское путешествие. Ребята, посмотрите,что это за птицы качаются на волнах? (слайд)

Дети: Это чайки, если они сидят на воде будет хорошая погода, а на берегу жди шторма и сильного ветра.

Воспитатель: Молодцы ребята, а вы знаете, что в старину моряки считали чаек душами своих погибших товарищей. А вот еще один морской житель-альбатрос. (слайд) Смотрите крылья, на лапах перепонки позволяют ему прекрасно плавать, а для взлёта с воды гребни волны.

Воспитатель: Ребята, а кто узнал эту маленькую черноморскую уточку. (Слайд)

Воспитатель: В греческой легенде в нырка превратился царевич Эсак так, как по его вине погибла прекрасная нимфа. Эсак бросился со скалы в море, но его гибели Боги не захотели и вытолкнули обратно. Он бросился в море снова, и опять не утонул. Так он стал нырком.

Воспитатель: Ребята, а это кто выглядывает из воды? (слайд)

Воспитатель: Что вы знаете о дельфинах?

Дети: Маленькие дельфины питаются молоком мамы. Они млекопитающие. Живут дельфины долго, 20-30 лет и очень умные и общительные.

Воспитатель: Наш дельфин приглашает в подводное путешествие. Хотите спуститься в морские глубины на батискафе?

Дети: Конечно, хотим.

Воспитатель: Для того что б спустится в глубины чёрного моря нам нужно выполнить специальные физкультурные упражнения.

Физкультурная минутка «Для начала мы с тобой».

Для начала мы с тобой

Крутим только головой (вращение головой)

Корпусов вращаем тоже

Это мы конечно можем (повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем-

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три четыре-пять (приседания,

На последок подтянулись

Вверх и в стороны прогнулись (подтягивание вверх и стороны).

Воспитатель: А теперь, ребята садитесь на свои места, успокоим своё дыхание, глубоко вдохнем и выдохнем, и пока наш батискаф будет спускаться, мы подготовим наш организм к глубоководному плаванью.

Воспитатель: Вот мы уже спустились в глубины чёрного моря. Что вы видите в иллюминаторы? (слайд)

Дети: В иллюминаторы видно много водорослей.

Воспитатель: В чёрном море растет более 258 видов водорослей, многие из них человек использует для себя. Вот эти водоросли называются, филлофора из неё получается йод, её используют для производства. (Слайд)

Ребята, а это ульва, её очень легко можно найти, на берегу моря после шторма. Многие, местные жители используют эту водоросль в пище. (Слайд)

Воспитатель: А это что за необыкновенное существо проплывает мимо нашего батискафа? (слайд)

Дети: это плывет медуза.

Воспитатель: Ребята, а какие бываю медузы?

Дети: Медузы бывают опасные и безопасные.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как отличить медузу. Если медуза белого цвета (слайд, то она не опасна. А если вы встретите медузу цветную и у неё много ртов, трогать её нельзя, она ядовита (слайд). Эту медузу зовут-корнерот. А ещё по медузам определяют погоду, в шторм они уходят от берега.

Воспитатель: Ребята посмотрите, как много рыб плавает вокруг нас. Вот это бычок, кефаль, сарган, ставрида. (Слайд) Что человек делает с этой рыбой?

Дети: Рыб ловят рыбаки, а потом продают в магазине, или делаю консервы.

Воспитатель: Правильно, ребята. А эту рыбу вы знаете? (слайд)

Ребята, видите как богато рыбное царство Чёрного моря, всего в нём живёт более 180 видов рыб.

Воспитатель: Наш батискаф достиг самого дна. Кто здесь живёт?

Дети: Крабы, мидии, рапаны.

Воспитатель: А еще различные бактерии, моллюски, но прежде чем поговорить об этих существах, давайте сделаем физкультурную минутку.

Физкультурная минутка «Мы разминку начинаем»

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех. (Подтягивание – руки в стороны и вверх)

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

А теперь три разно нужно,

Как лягушки поскакать.

(Приседанья-5 обычных и 3 раза подпрыгивать в приседе).

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех.

(Подтягивание- руки в стороны и вверх).

Дети садятся на места.

Воспитатель: Ребята, вот и крабы показались, их в чёрном море 3 вида-мраморный, каменный, травяной. (Слайд) А это мидии (слайд). Мидии-моллюски они живут в раковинах и приносят огромную пользу морю, пропуская через себя загрязнённую воду и возвращая чистую, уничтожая всю грязь. Ребята, а это рапан (слайд). Моллюск рапана – хищник, он уничтожает мидий и устриц, попал он к нам с Дальнего Востока.

Воспитатель: Ребята, нам пора всплывать на поверхность моря. Понравилось вам наше путешествие?

Воспитатель: Запомнили вы обитателей Чёрного моря?

Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня с вами совершили интересное путешествие, вы были внимательные, активно работали и я предлагаю на память о нашем путешествии сделать картину подводного мира Чёрного моря.

Детям предлагается лист ватмана голубого цвета, они наклеивают на него заранее нарисованные и вырезанные фигурки морских обитателей.

Литература: Туапсе – форт, посад, город…И. Лютник

ООО «Туапсинская типография»

«Свойства морской воды». Конспект занятия Работая в детском саду преподавателем изобразительной деятельности, я поняла, что живя в нашем регионе, на берегу Чёрного моря, дети практически.

«Морские чудеса». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Цель: Познакомить детей с многообразием морских обитателей, развить познавательный процесс. Ребята хотите мы с вами отправимся в путешествие.

Источник

Сообщение по окружающему миру на тему: «У Черного моря.»

У Чёрного моря

План

1. Расположение
2. Климат
3. Почва
4. Растительный мир
5. Животный мир
6. Цепи питания
7. Деятельность человека
8. Экологические проблемы

1. Расположение

Площадь Чёрного моря 422 000 км². Очертания напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м.

География Берега Чёрного моря изрезаны мало и, в основном, в северной его части.

Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побережья Кавказа.

Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на теплом юге. Здесь расположена субтропическая зона, протянувшаяся узкой полосой по побережью Черного моря


2. Климат

Солнце здесь стоит высоко над горизонтом, и тепла достаточно круглый год. Зима очень мягкая и тёплая. Температура ниже нуля почти не опускается. Бывает, что выпадает снег, но он быстро Тает. Необычно, но лето нежаркое. Большое влияние на погоду этой территории оказывает не только солнце и защищающие от холода Кавказские горы, но и море. Оно не замерзает. Нагревая за лето вода отдаёт тепло зимой, a летом, нао6орот, море как бы умеряет жару. Влажные ветры с моря приносят на берег дожди. Поэтому здесь выпадает достаточное количество осадков.

3. Почва

Почвы довольно плодородные.Растительность богата.Основное полезное ископаемое этой территории — минеральные лечебные воды.

4. Растительный мир

Обилие тепла, света, влаги, плодородные почвы благоприятные условия для жизни растений. Поэтому этот уголок покрывают пышные леса из пушистого дуба c пицундской сосной. Растут здесь бук, каштан, кипарис, серебристая акация, которую мы неверно называем мимозой. Многие не только хвойные, но и лиственные растения вечнозелёные. Это лавр, самшит, магнолия. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.

Богата и травянистая растительность.

5. Животный мир

A вот животный мир не отличается большим разнообразием. Особенно здесь мало крупных животных. В лесах живут косули. Изредка встречается кабан. Сюда заходят лисицы, зайцы.

Разнообразны насекомые и птицы. Из далека можно услышать стрекотание сидящих на веточках цикад (они питаются соком растений). Среди зеленых листьев притаился хищный богомол, который поджидает добычу — мух и других насекомых. Под камнями прячется редкий крупный жук — жужелица кавказская, которая питается улитками. В лесах, в ночные часы зажигают свои огоньки жуки-светляки. Встречаются удивительной красоты бабочки олеандровый бражник.

Из птиц здесь обитает фазан. На берегу моря живую чайки и бакланы, который ловят рыбу.

Читайте также:  Рассказ о архитектуре древнего рима

Значительно богаче животный мир моря: медузы, крабы, рыбы, диковинные рыбки морские коньки и морские иглы, а из крупных животных — дельфины.

6. Цепи питания

1. растения —>цикада ——>богомол
2. рыба —>чайки, бакланы


7. Деятельность человека

Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные ми­неральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. Не случайно Черноморское побережье называ­ют здравницей страны. По берегу моря расположены санатории и дома отдыха. Часть территории побережья занята садами и виноградниками. Жители Причерномо­рья выращивают мандарины, апельсины, персики, груши. Эти фрукты отсюда отправляются по всей стране.

Всюду разбиты парки, скверы. Много ярко цветущих растений, Особенно великолепных роз. Немало завезено сюда из других мест декоративных растений, которые здесь хорошо прижились: таковы, например, пальмы. Все вместе они придают окружающему особую декоративность, праздничность, торжественность, способствуют лучшему отдыху и лечению.

8. Экологические проблемы

Активное использование побережья Чёрного моря человеком привело к тому, что дикой природы здесь почти нет. Это также одна из причин бедности животного мира.

Кроме того, приезжающие сюда люди не всегда заботливо относятся к природе, и этим наносят ей вред. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек и прочих насекомых, уничтожают крабов, медуз. Медузы обжигают, если к ним прикоснуться. Поэтому многих люди выкидывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

В Красную Книгу России внесены редкие растения этих мест : иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В района Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. В Красную книгу занесены и животные: дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская.

Вся природа Черноморского побережья подлежит особой охране в соответствии c государственными законами. Изучением и сохранением здесь природы за­нимаются ботанические сады. Здесь расположен крупнейший город-курорт — Сочи. Одна из главных его достопримечательностей — Дендрарий. Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр, родина которого — далекие горы Гималаи, и эвкалипт, «приехавший» из Австралии, и слоновую пальму из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи и заросли кактусов, и высокие, устремленные к небу кипарисы — одно из главных украшений парка.

В 1983 году создан национальный парк «Сочинский». Он примыкает к городу Сочи и включает его окрестности, в основном горные леса. По территории парка проходят экскурсионные и туристические маршруты с посещением знаменитой Воронцовской пещеры — таинственного подземного царства. Для удобства здесь проведено освещение, устроены дорожки, лестницы.

Источник

ЧТО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ЧЕРНОМ МОРЕ?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

учебно-методическое пособие для вожатых

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ФГБОУ «МДЦ «Артек» Протокол № 14 от 02 сентября 2015 г.

Ответственный за выпуск Гармаш В.С., начальник методического отдела Редактор Огурцова О.В.

Автор-составитель Огурцова О.В., методист методического отдела

Составители Буракова Н.А., старший методист методического отдела,

Подкорытова О.П., методист методического отдела.

Содержание:

Что такое оргпериод? 5

Какую цель ставит и какие задачи решает вожатый в оргпериод? 6

Как подготовиться к встрече с детьми? 7

Чем занять детей во время заезда? 8

Как быстро запомнить имена детей? 9

Как познакомить детей друг с другом? 9

Как познакомить детей с лагерем? 11

Как провести первую встречу с морем? 15

Что такое кричалка? 20

Как провести вечер знакомств? 25

Какие дела проводить в оргпериод? 30

Как организовать отрядную деятельность? 31

Что такое КТД и как ее организовать? 32

Какие малые формы работы с детьми проводят в «Артеке»? 35

Как назвать отрядное дело? 43

Как объединить детей в творческие группы? 44

Как планировать работу с детьми? 45

Кто такой дежком? 46

Есть в отряде лидеры? 47

Как провести оргсбор отряда? 49

Как подвести с детьми итоги дня? 51

Как сплотить отряд? 57

Как оформить отрядный уголок? 60

Что такое диагностика? 61

Что такое социометрия и как ее провести? 62

Какими могут быть итоги оргпериода? 64

Дети: какие они? Что надо знать о возрастных особенностях детей? 65

Как дать возможность ребенку почувствовать себя значимым? 67

Как понравиться детям? 67

Что следует помнить о нормах поведения c детьми? 68

Что следует помнить о нормах поведения c коллегами по работе? 69

Что может помешать «услышать» ребенка? 70

Что делать в сложных педагогических ситуациях? 70

Особые ситуации, с которыми можно столкнуться в лагере. 73

Кто такой абсолют? 77

О чем шептало море (легенды)? 77

Знаете ли вы Крым? 94

Какие речки текут в «Артеке»? 98

Какие минералы можно встретить на территории «Артека»? 99

Что рассказать детям о представителях крымской фауны? 100

Какие самые распространенные растения в «Артеке»? 104

Где все это прочитать? 122

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Возможно, вы уже опытные пловцы в педагогическом море, а может, вы только открываете прекрасные острова, материки, бухты, а вместе с ними, не без этого, конечно, коварные рифы воспитания.

Действительно, организация педагогического процесса в условиях детского лагеря дело ответственное и достаточно сложное: требует от педагога знаний, опыта, такта.

Каждую смену в «Артеке» создаются все условия для обучения, оздоровления и развития детей и подростков.

ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» на протяжении многих лет является, помимо всего прочего, школой педагогического опыта, где максимально объединяются традиционные формы работы с новаторскими методиками. Мы хотим помочь вам быть успешными в педагогической деятельности.

Желаем вам семь футов под килем и, как говорится, счастливого плавания. Будьте смелы в своих педагогических начинаниях, ведь основная роль в педагогическом процессе лагеря принадлежит вам – ВОЖАТЫМ, вы являетесь непосредственными носителями образовательной миссии «Артека».

vЧТО ТАКОЕ «АРТЕК»?

16 июня 1925 года в Крыму, в урочище Артек был создан пионерский лагерь-санаторий «Артек». Основателем его был Зиновий Петрович Соловьев – заместитель Наркома здравоохранения РСФСР, председатель Центрального комитета Российского общества Красного креста. На первой линейке присутствовало 80 детей. Первым директором и главным врачом был Федор Федорович Шишмарев. За первое лето в лагере отдохнуло 320 человек.

В настоящее время Международный детский центр «Артек» является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Российской Федерации. Общая площадь – 216 га, из них 102 га – парки (в том числе парки – памятники садово-парковой архитектуры республиканского значения – парк Гартвиса-Виннера (в комплексе д/л «Горный»), д/л «Лазурный», «Кипарисный», 42 га – пляжная зона. Протяженность береговой линии от мыса Аю-Дага до поселка городского типа Гурзуф – 7,9 км.

Среднегодовая температура воздуха + 13,2° С, солнечных дней в году – 250.

Лагерь получил свое название по месту расположения – в урочище Артек на берегу одноименной реки (первоначальное название – «Лагерь в Артеке»). Происхождение самого слова, как и многих других крымских топонимов не имеет однозначного толкования. Наиболее обоснованные версии связывают его с греческими словами «άρκτος» (медведь) — по расположению у «Медведьгоры», «oρτύκια» (перепёлка), «άρτος» (хлеб) или татарским «арты́ к» (особенный). В трудах академика Б.Д. Грекова упоминается населяемая русами «Артания», располагавшаяся, по мнению учёного, в Причерноморской Руси.

В «Артеке» сейчас наиболее популярной является версия, связанная с перепёлками. Существует устойчивое выражение «Артек — перепелиный островок».

vЧТО ТАКОЕ ОРГПЕРИОД?

Это первые 3 – 4 дня смены, которые являются точкой отсчета, перспективой будущей смены. Артековские вожатые знают, что оргпериод – это суперважно и помнят «правило трёх дней», которое иллюстрирует знаменитая вожатская примета: «Как пройдет оргпериод, так пройдет вся смена».

В эти дни закладывается фундамент Ваших отношений с детьми, взаимоотношений в отряде, принятие детьми правил, норм и традиций «Артека», происходит адаптация к новым климатическим условиям, условиям совместного проживания.

В оргпериод с отрядом находятся все педагоги. Не потому что это традиционно или принято, а потому что оправданно и необходимо: в первые дни смены дети, как никогда, нуждаются в Вашей поддержке и помощи. Очень важно с каждым поговорить, поближе познакомиться, проявить внимание и интерес. Необходимо педагогически грамотно управлять процессом складывающихся взаимоотношений, чтобы никто из детей не остался «за кругом» отношений, не искал самовыражения в агрессивном или демонстративном поведении, не был одиноким и тоскующим. Втроём это сделать легче, но не забывайте о единстве требований всех педагогов в работе с отрядом.

На этом этапе важно добиться принятия традиций и отношений лагеря, носителями которых Вы являетесь. Если Вы говорите детям о том, что в «Артеке» традиция носить форму, а сами приходите к детям в джинсовых брюках, то Ваши дети вряд ли однозначно примут другие традиции.

Деятельность в оргпериод носит импровизированный, увлекательный и разнообразный характер. Она должна обладать высоким темпом. Вся деятельность организуется по малым (5-7 чел.) постоянно меняющимся группам, с целью организации интенсивного общения, возможности продемонстрировать каждому ребенку свои способности, знания и умения. Постарайтесь «увидеть» каждого ребёнка, помогите ему проявить, заявить о себе.

В первые дни для педагогов важно: Для детей важно:
ü запомнить имена всех детей; ü узнать (диагностика) интересы, увлечения, ценностные ориентации детей, выявить лидеров, аутсайдеров; ü создать условия для сплочения детского коллектива; ü выработать стиль общения и поведения с детьми отряда; ü предъявлять единые педагогические требования по выполнению режимных моментов, самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарногигиенических требований; ü выстроить работу с напарниками; познакомить детей с программой смены, скорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят. ü познакомиться с отрядом; ü ориентироваться на территории детского лагеря; ü чувствовать себя комфортно; ü почувствовать себя нужным; ü ориентироваться в режимных моментах; ü определить свое место в детском коллективе; ü узнать программу смены.
Читайте также:  Рассказ о савельев кому на руси жить хорошо

В организационный период происходит адаптация детей к жизни в лагере, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей.

v КАКУЮ ЦЕЛЬ СТАВИТ И КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ВОЖАТЫЙ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД?

Общая цель – создать условия для адаптации ребёнка к новым социальным условиям.

Задачи:

v познакомить детей друг с другом, со взрослыми, с условиями проживания; создать благоприятный эмоциональный настрой;

v создать психологически безопасную (обеспечить детям чувство защищенности, самостоятельности) атмосферу в коллективе для раскрытия потенциала личности каждого ребенка;

v создать условия для адаптации ребенка к режимным моментам лагеря и нормам поведения в коллективе (предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине);

v провести диагностику: узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

v сформировать чувство «Мы» (отряд, особенные, вместе), доверия друг к другу; формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

v сформировать групповые нормы, ценности и традиции;

v познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Одна из важнейших задач вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное, изучение детей, их интересов и ожиданий, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

v КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ?

Специальные игры на запоминание имен, с помощью которых не только вожатые могут запомнить детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг с другом.

Существует большое количество игр на знакомство, которые можно объединить под одной рубрикой «Снежный ком».

ü Снежный ком. Все стоят (сидят) в кругу. Первым представляется вожатый. Затем, сидящий слева от него ребенок, называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы (желательно, чтобы это был вожатый).

ü Имя + ассоциация. Участники по кругу называют ассоциацию на свое имя. Задача остальных догадаться, что это за имя. Например: Море – Марина, свет – Светлана, романтик – Роман, тайна – Тая.

ü Имя + движение. Все участники игры становятся в круг, таким образом, чтобы все играющие видели друг друга. Участники по очереди входят в центр круга, не только называя свое имя, но и сопровождая его каким-нибудь движением (жестом). Следующий участник – повторяет имя и движение предыдущего, называет свое имя и сопровождает его движением.

ü Великолепная Валерия. Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

ü Я возьму с собой в «Артек». Участники встают в круг. Начинает игру один из вожатых, называя свое имя и предмет, который он берет с собой в «Артек»: «Меня зовут Роман, я еду в «Артек» и беру с собой рюкзак». Второй участник: «Роман берет с собой рюкзак. Меня зовут Костя, я беру с собой в «Артек» коврик» и т.д. Всем участникам необходимо догадаться, что предмет должен начинаться с той же буквы, что и имя.

ü Меня зовут…. я умею делать так… Участники игры стоят в кругу. Вожатый предлагает каждому по очереди назвать свое имя и показать, что особенного он умеет делать, сделав шаг вперед, внутрь круга. Первым начинает вожатый. Например, «Меня зовут Наташа, я умею делать вот так … (например, приседает)».

ü Близнецы. Условие игры – найти человека, родившегося с тобой в один день, или с разницей в несколько дней, поговорить с ним и расспросить обо всем. А затем представить его всем играющим.

ü Веселые задания. Ведущий произносит слова: «Слушай, смейся, выполняй, имена запоминай». После этих слов ведущий дает задания участникам. Например: 1. Саши взяли Марин за руки и станцевали. 2. Лены спели песню «Во поле береза стояла».

ü Давай-ка, познакомимся. Участники становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи?». И бросает при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом бросает мяч другому игроку, произнося при этом слова ведущего.

ü Интервью. Каждый участник получает карточку, на которой написано имя одного из игроков. По сигналу ведущего нужно найти этого игрока и взять у него интервью. Перечень вопросов определяется вожатыми. Все сведения нужно записать на листе.

Игра возобновляется с того места, где стоит пустой стул.

v КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ?

O Экскурсия по лагерю, корпусу и его окрестностям.

Цель: познакомить детей с территорией, чтобы они знали местоположение всех важных для них объектов.

Время проведения: 20 – 30 мин.

Участники: все дети отряда.

Место проведения: вся территория лагеря.

Экскурсия по лагерю проводится в первый (крайний срок – второй день, с утра) день смены. Ребятам будет гораздо интереснее, если вы организуете из этой прогулки веселое действо полное тайн и интересных встреч. Можно двигаться по легенде всем вместе (ее надо продумать заранее: хорошо подойдет какое-нибудь путешествие, легенда об аргонавтах) или объединить детей в группы по 6-8 человек. По окончанию поинтересуйтесь мнением ребят. Обязательно спросите, что они запомнили (это можно сделать в форме викторины или простой беседы).

O РВС (разведай, выполни, сообщи). Это первая коллективная отрядная игра, которая направлена на знакомство с лагерем и первичное сплочение отряда.

Цель: способствовать ознакомлению детей с территорией лагеря, сотрудниками, вызвать интерес к информации об «Артеке», Крыме, сформировать первые умения общения в отряде на основе общего дела.

Предварительная подготовка вожатого:

— оформление маршрутного листа;

— разработка маршрута с учетом проведенной ознакомительной экскурсии по территории лагеря, комплекса;

— подготовка вопросов с учетом маршрута;

— подготовка цветных картинок, фишек для формирования групп;

— обсуждение правил игры с коллегами;

— подготовка канцелярских товаров для выпуска творческого отчета ребят.

Отряд объединяется в группы (команды, патрули, экипажи и т.д.). Каждая команда получает маршрутный лист с вопросами и подсказками, где можно найти ответ на вопрос. Вопросы предполагаются простые по содержанию, на основе первичных представлений ребят об «Артеке».

Обязательно необходимо с ребятами обговорить время выполнения заданий и соблюдение правил безопасности во время прохождения маршрута.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Для повышения заинтересованности в поиске информации можно использовать систему подсказок или ориентиров: спрятанные «ключи», конверты с картой или схемой поиска и т.д.

Вопросы должны быть продуманы так,

чтобы дети в поиске ответов получили полезную информацию.

К каждому вопросу продумываются «подсказки», из которых дети сами выбирают ход поиска. Все сотрудники лагеря должны обязательно придерживаться определенных правил, в случае, если дети обращаются к ним с вопросом. Об этом обязательно сообщается коллективу лагеря на вечернем совещании.

Лучше не сразу отвечать на вопрос, а подсказать, где еще можно поискать. Для получения необходимой информации ребята должны иметь ресурсы, с которыми их просто нужно познакомить.

В игре важен не соревновательный момент, а познавательный и коммуникативный.

Примерный перечень вопросов, из которых может быть составленосодержание игры.

1. В каком году, и с какой целью был основан «Артек»? (1925 год, для оздоровления детей).

2. Сколько лагерей в «Артеке»? (10, в настоящее время работает ….).

3. Назовите лагеря комплекса «Прибрежный» («Речной», «Озерный», «Полевой», «Лесной»).

4. Сколько лет нашему детскому лагерю?

5. Что в переводе с древнегреческого означает слово «Артек»? (перепелка).

6. Какой лагерь находится на месте, где стояли первые артековские палатки? (лагерь «Морской»).

7. На территории какого лагеря находится Холмик славы героям артековцам? (возле столовой л. «Лазурный»).

8. Как на самом деле называлась скала, названная Шаляпинской. Какова история появления нового названия? (скала Султанка. История названия связана с идеей Ф. Шаляпина построить на ней Замок искусств).

9. Какие три вида дельфинов обитают в Черном море? (азовка, белобочка, афалина).

10. Назовите не менее трех видов ядовитых растений, произрастающих в «Артеке»? (олеандр, лавровишня, ароник, тис ягодный, магнолия).

11. Как называются две скалы у побережья «Артека»? (Адалары).

12. Что означают названия: Cуук-Cу (холодная вода), Артек (перепелка), Аю-Даг (медведь гора).

O Игра «Звездопад».

Ночью в лагере можно было наблюдать красивый звездопад. Вожатый предлагает собрать как можно больше звезд для отряда.

По территории лагеря разбросаны звёзды в коробочках (в каждой коробочке количество звёзд соответствует количеству детей в одной команде), и развешаны разноцветные карандаши. Отряд объединяется в равные команды. Каждой команде выдаётся карта (схема) лагеря, на которой крестиками указаны примерные места нахождения карандашей (в каждом месте по одному карандашу определённого цвета). В радиусе 10 шагов от карандаша спрятана коробочка со звёздами. Команда, нашедшая карандаш, должна этим карандашом отметить данное место на карте, и найти коробочку со звёздами, на которых написаны вопросы или творческие задания. Задача команд: как можно быстрее найти звёзды, отмечая места находок соответствующими карандашами.

Читайте также:  Рассказ рассуждение на тему мой любимый школьный предмет

Старт командам даётся одновременно. Порядок поиска карандашей команды выбирают сами.

По мере прохождения маршрута команды собираются на отрядном месте и готовят ответы на вопросы или выполняют творческие задания.

Итоги игры: обязательно отметить, как команды работали, что нового узнали, кто и почему лучше справился с заданиями.

vКАК ПРОВЕСТИ ПЕРВУЮ ВСТРЕЧУ С МОРЕМ?

Море зовет и манит к себе. Оно большое, красивое, ласковое и какого-то волшебного синего цвета. Солнечные лучики переливаются в волнах-барашках, и от этого море становится еще сказочнее. Всем очень хочется до него дотронуться и убедиться, что оно настоящее (если есть возможность, разрешите ребятам потрогать его рукой).

Расскажите ребятам, почему море называется Черным, поведайте о его обитателях.

ЧТО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ЧЕРНОМ МОРЕ?

На берегу Черного моря можно встретить чайку с черной головой, которая издает громкие хохочущие звуки. Ее так и называют – черноголовый хохотун.

Интересна маленькая черноморская уточка-нырок. Нырки, или поганки, это птицы с длинными шеями и хохолками на голове. «Нырками» их называют за способность часто погружаться в воду и подолгу, до 5 минут, задерживаться там, а «поганки» – их научное название. Взлетают они неохотно, летают редко, большую часть времени проводят на воде. В случае необходимости они все же могут летать.

Над морем можно часто видеть бакланов. Баклан прекрасно летает и ныряет на глубину до 4 метров. Он способен несколько десятков метров преследовать добычу под водой и при этом плыть так быстро, что его не догнать лодке с хорошими гребцами. Баклан съедает в сутки до двух килограммов рыбы. Крупная (масса 1,8-3,0 кг) водная птица с характерной внешностью: сложение плотное, хвост и шея довольно длинные. Очень осторожная птица. Взлетает с трудом, но полет сильный. По земле ходит плохо, держа туловище почти вертикально. Может лазать по деревьям (особенно птенцы).

Опасных для жизни человека акул в Черном море нет. Здесь водится только лишь катран (колючая акула, морская собака) длиной до 2 метров.

Разрешите детям бросить камешки (соблюдая правила безопасности, не бросайте их через головы) и загадать желание.

vКАК ПРОВЕСТИ ВЕЧЕР ЗНАКОМСТВ?

Цель: продолжить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательные отношения к каждому представителю отряда, узнать об интересах, увлечениях и талантах ребят.

O Огонек«Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании знакомства и общения детей и вожатых.

O Пакет дружеских вопросов. Отряд собирается на заранее определенном месте, которое оформлено соответствующим образом (по периметру могут быть развешаны большие красочные звезды). Вожатые заранее готовят необычно оформленный конверт с вопросами, на которые вы хотите получить ответы, чтобы составить для себя портрет отряда. Ваши вопросы могут быть написаны на «звездочках» из цветного картона.

Примеры вопросов: Что мне нужно для счастья? Твой любимый литературный герой? Твой любимый художественный фильм? Что ты больше всего ценишь в людях? О чем ты мечтаешь? Мой любимый праздник – это… Почему?

Каждый ребенок называет свое имя, затем достает из конверта «звездочку» с вопросом и отвечает на него.

Такая форма проведения помогает раскрыться личности каждого ребенка с необычной стороны, дает возможность увидеть неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

O Памятный день.Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек – тест. Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета «Расскажи мне о себе».

O Музей любимых вещей. Ребенок ведет рассказ не о себе, а о предмете, который его характеризует. Если есть возможность, то можно показать его (попросите ребят заранее взять с собой любимую вещь на вечер знакомств). У ребят развивается абстрактно-образное мышление, происходит фиксация ассоциативного внимания. Это хорошая возможность каждому ребенку презентовать себя.

O Пожелания. С этой игры можно начать вечер знакомств. Необходимо заранее написать на отдельных листочках (в форме звездочек, цветочков и т.д.) пожелания (приятные слова, афоризмы) по количеству участников, пронумеровать их и разложить (или приклеить на скотч) по всему пространству, в котором предстоит играть. Участники сидят в кругу. Им предлагается рассчитаться по количеству и запомнить свой номер. Говорим участникам, что для каждого из них в этой комнате есть небольшой подарок, чтобы его получить, нужно быть очень внимательными. Необходимо найти пожелание с вашим номером. Тот, кто нашел свой «подарок», возвращается в круг. Когда все вернулись, предлагается представиться и по очереди зачитать пожелания, адресовав его всем остальным ребятам.

O Паутинка. Клубок ниток передается от вожатого ко всем участникам вечера. Получая клубок, каждый ребенок рассказывает о себе – как его зовут, откуда он приехал, чем увлекается, что любит и т.д. При этом он наматывает несколько оборотов нитки себе на руку. Затем он передает клубок следующему ребенку по своему выбору. Так продолжается до тех пор, пока клубок не побывает в руках каждого ребенка вашего отряда. Когда все расскажут о себе, нити обрываются, а «браслетики», намотанные на руку, являются символом принадлежности к вашему отряду.

O У Лукоморья дуб зеленый.Вожатым необходимо подготовить «дерево», на которое поместить «листочки» разного цвета (желтого, красного, зеленого, оранжевого – это поможет во второй части вечера объединить детей в команды; цветов должно быть столько, сколько команд вы планируете создать). На белой стороне «листочка» написано творческое задание (исполнить песню о лете, станцевать танец веселых бегемотиков, прочитать любимое стихотворение и т.д.). Первый «листочек» с «дерева» отрывает вожатый. Он пишет на нем свое имя и рассказывает о себе. Затем каждый ребенок отрывает «листик», вписывает свое имя и рассказывает о себе. Время на выполнение – 5-6 минут. Вечер продолжает импровизированный концерт. В конце вечера предложите ребятам вернуть «листочки» на дерево и обратите их внимание на то, что теперь это не просто безымянное дерево, а «дерево дружбы» вашего отряда.

vКАК ОРГАНИЗОВАТЬ ОТРЯДНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Формы работы с отрядом – это варианты организации конкретного педагогического процесса; композиционное построение творческого дела. Формы всегда связаны с содержанием.

Выбор форм организации педагогической деятельности зависит от многих компонентов:

▪ содержания и направленности педагогических задач;

▪ уровня их воспитанности и личного социального опыта;

▪ особенностей детского коллектива и его традиций;

▪ технических и материальных возможностей лагеря; ▪ уровня профессионализма вожатого.

МОДЕЛИ (способы) проведения педагогических дел с детьми:

Модель Способ организации, участие детей
Первая модель (оргпериод) Вожатый сам организует отрядное дело, деятельность детей: готовит материал, выступает, ведёт отрядное дело.
Вторая модель (первые дни основного периода) Предполагает привлечение наиболее активных детей для проведения дела.
Третья модель (основной и заключительный периоды) Организация отрядного дела, в полной мере реализует принцип активности детей (воспитания в деятельности), которую называют методикой организации коллективного творческого дела (КТД).

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:темп; разнообразие; дела не имеют длительной подготовки и непродолжительны по времени; в основе дела лежит имеющийся у детей и вожатых опыт.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛА:ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ → ПЛАНИРОВАНИЕ → ОРГАНИЗАЦИЯ → ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ → АНАЛИЗ → ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

vЧТО ТАКОЕ КТД И КАК ЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ?

КТД – это коллективное творческое дело. Понятие «КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым (60-е годы ХХ века), как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В основе методики три главные идеи:

1.Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2.Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3.Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать: совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела; его социальный характер (для кого это нужно?); высокая мотивация создателей (организаторов).

КТД – форма работы, которая направлена на:

Ø развитие творческих способностей,

Ø развитие интеллектуальных способностей,

Ø реализацию коммуникационных потребностей,

Ø обучение правилам и формам совместной работы.

Создание мотивации ребенка для участия в КТД. Ребенок, также, как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но условно их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он мотивирован положительно (то есть, если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и порывам).

Основные мотивы ребенка для участия в коллективных творческих делах:

Ø потребность в коммуникации;

Ø выполнение данного КТД, чтобы принимать участие в других делах;

Ø желание выиграть (дух соревнования);

Ø интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);

Ø осознание развивающей роли КТД;

Ø осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей, так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Источник

Познавательное и интересное