Чкаловская лестница – один из символов Нижнего Новгорода
Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Нижневолжская набережная
Начало строительства: 1944 год
Окончание строительства: 1949 год
Архитектор: Яковлев А.А., Руднев Л. В., Мунц В. О.
Количество ступенек: 442 шт.
Координаты: 56°19’48.6″N 44°00’33.9″E
Между Верхневолжской и Нижневолжской набережными находится интересная нижегородская достопримечательность, которая видна даже на космических снимках. Это – знаменитая Чкаловская лестница. Она начинается от памятника Валерию Чкалову и спускается к мемориалу катер «Герой», который стоит на правом берегу Волги. Выразительные контуры длинной лестницы давно стали одной из визитных карточек волжского города.
Общий вид на Чкаловскую лестницу
История строительства
Крутой правый берег Волги издавна именовали Волжским откосом. Это место всегда было популярно среди нижегородцев и гостей города, потому что отсюда открывается отличный обзор окрестностей. С высокого берега видно просторную пойму Волги, а также располагающийся на противоположном, левом берегу реки Бор, который с 1938 года приобрел статус города.
Благоустройством волжского откоса впервые занялись в 1830-1840-е годы, когда проектировали и строили Верхневолжскую набережную. В это время засыпали перерезавшие волжский берег глубокие овраги, а также укрепили крутой склон дерном.
Вид лестницы с высоты птичьего полёта
Там, где в наши дни стоит монумент, посвященный Валерию Чкалову, на откосе существовал полукруглый выступ, который соединялся с Благовещенской площадью. Сегодня она носит название площади Минина и Пожарского. Прежде на этом месте стояли остатки строений старинного Происхожденского монастыря. В 1839 году их снесли, площадку разровняли и замостили булыжником. Кроме того, отсюда вниз, на восток, к Волге соорудили длинный Георгиевский съезд.
В 1930-е годы в СССР все увлекались подвигами летчиков. Воздушные рекорды совершались ежегодно. Впервые летчики страны Советов перелетели через всю страну на Дальний Восток. А в 1937 году экипаж Валерия Чкалова проделал уникальный перелет в США. Протяженность полета при этом составила более 8500 км. Но так случилось, что в декабре 1938 года комбриг Чкалов погиб при испытании нового самолета. И эту трагедию переживала вся страна.
Вид лестницы с Волги
В 1939 году нижегородские власти выступили с инициативой увековечить память о прославленном летчике. Наверху Волжского откоса ему поставили памятник. И отсюда хотели построить большую лестницу к Волге. Новая лестница должна была соединить городской центр с набережной и по размерам почти в три раза превзойти знаменитый Потемкинский спуск в Одессе. Однако, столь масштабным планам не суждено было осуществиться сразу, потому что началась Великая Отечественная война.
В 1943 году, когда наступил коренной перелом в ходе военных действий, Нижний Новгород, в те времена Горький, стал постепенно восстанавливаться. Городу уже не угрожали ночные бомбежки. И нижегородцы взялись за восстановление заводов и строительство тех объектов, которые начали возводить в довоенное время.
Вид на лестницу от памятника катеру «Герою»
В честь победы в кровопролитной битве под Сталинградом государство выделило необходимые средства, и 27 мая 1944 года началась масштабная стройка. В возведении оборудованного спуска к Волге принимали участие нижегородцы и большое количество пленных немцев. Общие затраты на строительство составили 7,76 миллионов рублей.
Торжественное открытие лестницы состоялось в 1949 году. Первоначально ее хотели назвать «Сталинградской». Однако у жителей города закрепилось другое название – «Чкаловская». После окончания строительства председателя горьковского горисполкома – Александра Шульгина обвинили в неэффективном использовании народных денег. Его отстранили от должности, лишили партбилета и осудили по так называемому Ленинградскому делу. Около двух лет Шульгин провел в заключении на территории Мурманской области. Однако, когда Сталин умер, уголовное дело в отношении бывшего нижегородского начальника пересмотрели и его реабилитировали.
Памятник Валерию Чкалову расположенный на смотровой площадке от которой начинается лестница
Чкаловская лестница сегодня
В наши дни длинная лестница – одна из самых узнаваемых достопримечательностей города. По ней часто устраивают спортивные забеги. Сюда любят приходить молодожены. Она декорирована балюстрадами, барельефами и четырехгранными обелисками. Последняя реставрация лестничных маршей прошла в 2013 году.
Вид лестницы от памятника Валерию Чкалову
Лестница имеет форму восьмерки. Если считать количество ступеней по дуге, то их будет 560, а от низа до верха 442. На спуске сооружены две смотровые площадки. Отсюда в любое время года открывается прекрасный вид на место слияния Волги и Оки.
Как добраться
Чкаловская лестница расположена неподалеку от территории кремля и Губернаторского сада. К ее нижней части можно добраться на автобусах и маршрутках, следующих по Нижневолжской набережной (остановка «Катер «Герой»»). Кроме того, к подножью лестницы несложно подъехать на автомобиле. В утренние часы расположенная здесь автостоянка, как правило, свободна.
Вид лестницы со стороны Нижневолжской набережной
Чтобы попасть к верхней части лестницы, нужно на автобусах, троллейбусах или маршрутках доехать до остановок «Площадь Минина и Пожарского» или «Водная академия». Начало спуска находится на стыке Верхневолжской набережной, Георгиевского спуска и площади Минина и Пожарского.
Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Чкаловская лестница – интереснейший культурный объект Нижнего Новгорода. Начинаясь великолепной восьмеркой от памятника Валерию Чкалову, она ковровой дорожкой спускается к реке, где стоит катер «Герой». Удачное расположение и необычная форма лестницы делают ее одной из главных достопримечательностей города, хотя построена она была не так давно – в середине XX века.
История создания Чкаловской лестницы
Лестница находится на высоком берегу реки, носившим прежде название Волжский откос. Издавна на его вершине располагался небольшой выступ, с которого открывались великолепные виды на реку и находившееся на другом берегу село Бор. Поэтому здесь очень любили бывать нижегородцы.
Н. Никонова. Чкаловская лестница весной, 2014 год
Здесь в XVII веке стоял женский монастырь, посвященный празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. После сильнейшего пожара в начале XIX века он был перенесен за пределы тогдашнего города и переименован в Крестовоздвиженский. Остатки же прежних строений монастыря снесли, и их территория стала частью Благовещенской площади.
В 30-40-х годах, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная. У ее начала, на месте нынешней площади Минина и Пожарского, располагалась в те времена церковь Благовещения. Поэтому и сама площадь до революции называлась Благовещенской.
Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. Первый из них также начинался с Благовещенской площади. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.
Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.
В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали.
Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.
Д. Четыре. Чкаловская лестница, 2017 год
Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге.
Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль. Первый проект знаменитой лестницы отличался необыкновенной пышностью: ее украшениями должны были стать фонтаны, изящные вазоны и скульптуры. Однако, в преддверии Отечественной войны, такой план воплотить в жизнь оказалось невозможно.
В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И невероятным образом в 1943 году получает разрешение на строительство. Способствовали этому и достаточно большие средства, выделявшиеся государством на восстановление Горького – крупного промышленного центра, пострадавшего от немецких бомбардировок.
Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская.
Кто был архитектором Чкаловской лестницы?
Конкурс на проект Сталинградской лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева. В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.
[av_one_third first av_uid=’av-5pm2wt’]
Лев Руднев знаменит как создатель здания Московского университета и ряда крупных построек в обеих столицах нашей страны. Но для нижегородцев особенно важна роль в создании лестницы архитектора Александра Яковлева.Воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, Александр Яковлев несколько десятилетий своей жизни отдал служению нижегородской земле. Здесь им был возведен ряд зданий и монументов.
Именно Яковлев был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали.
Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос.
Строительство Чкаловской лестницы
Лестницу строили с 1944 года в течение пяти лет. Основными строителями были жители Горького. Участвовали в стройке и пленные немцы, жившие тогда на месте исторической Немецкой слободы.
Наконец лестница была сооружена, и взгляду горьковчан предстало необычное монументальное сооружение. Спускаясь вниз от памятника Чкалову, лестничные пролеты расходились в стороны и соединялись на двух смотровых площадках, образуя своеобразные кольца, а затем прямым маршем подходили к Волге. Смотровые площадки лестницы были украшены барельефами, обелисками и балюстрадой. Существует версия, согласно которой кольца лестницы символизируют Сталинград в окружении вражеских подразделений, а её нижняя прямая часть – прорыв этой осады советскими войсками.
Н.М. Капелюш. Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Очень важно, что Чкаловская лестница органично вписалась в окружающий ландшафт и ее очертания перекликаются с силуэтом находящегося рядом древнего кремля.
Строительство лестницы обошлось государству в огромную по тем временам сумму – 7 миллионов 760 тысяч рублей. Это стало поводом к тому, чтобы обвинить главу города Горького Александра Шульпина в растрате. В 1949 году, в русле сталинских репрессий, был организован громкий процесс – «Ленинградское дело». Его жертвой стал и Шульпин. По приговору суда он провел несколько лет в концлагере под Мурманском. После смерти «вождя народов» был освобожден и вернулся на Родину и стал главой городского архитектурного управления. Скончался, будучи на пенсии.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Самая длинная лестница в России
Основную уникальность Чкаловской лестницы составляет ее длина. Она считается самой длинной лестницей в России. Основные источники утверждают, что количество ступеней сооружения с учетом круговых пролетов – 560. Если же считать по прямой, то только на правой стороне их 442. Что касается левой стороны, то тут сведения о количестве ступеней разнятся. Поэтому любимым занятием многих туристов, посещающих популярную лестницу, стал точный подсчет количества ее ступеней.
В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.
В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.
Сегодня Чкаловская лестница по-прежнему радует глаз местных жителей и многочисленных туристов. Здесь проводятся народные гулянья, спортивные соревнования и флешмобы, встречаются влюбленные и фотографируются молодожены. Во время авиашоу над памятником знаменитому летчику взлетают ввысь последователи Чкалова, а 9 мая рядом проходит Парад Победы. Старая лестница верно служит своему городу.
Чкаловская лестница
Чкаловская лестница – витрина Нижнего Новгорода, его визитная карточка. Монументальное сооружение соединяет главный променад города – Нижне-Волжскую набережную – с площадью Минина и Пожарского, Александровским садом, а также Верхне-Волжской набережной.
Лестница вьется по волжским склонам «восьмеркой», и эта уникальная форма добавила ей узнаваемости.
Долгое время Чкаловская лестница считалась самой длинной в стране. Разные источники приписывают ей разное количество ступеней: многие путеводители называют цифру 560, другие оперируют цифрой 680, учитывая ступени по обе стороны «восьмерки».
До 40-х годов 20 века территория лестницы была Волжским откосом – популярной видовой точкой, как среди горожан, так и среди гостей города. Валерий Чкалов, конечно, неоднократно бывал в этом месте и предложил его со скульптором Менделевичем для памятника Максиму Горькому. Волею судеб на этом месте был установлен памятник самому Чкалову. Горьковчане, памятуя о том, что летчик любил это место для прогулок, обратились к властям города с ходатайством об установке памятника. 19 декабря 1940 года, во вторую годовщину его гибели, монумент был открыт.
В то же время, в 1939 году, появились первые идеи об обустройстве лестницы на Волжском откосе, их предложил тогдашний председатель Горьковского горисполкома Александр Шульпин. По его мысли новая лестница должна была превзойти Потемкинскую лестницу в Одессе и стать воротами к Волге. Воплощению планов помешала война. Восстановление города после бомбардировок началось в 1943 году, тогда вспомнили и о предложении Шульпина. Грандиозный проект с фонтанами, каскадами, вазами, статуями, цветниками и гранитными ступенями пришлось отложить, заменив его на куда более скромный по масштабам и затратам. Тем не менее Шульпину удалось практически невозможное: получить на него финансирование в военное время. В Москве выделили деньги на строительство знакового памятника в честь победы в Сталинградской битве, утвердив проект ленинградских архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Яковлев, кстати, был главным специалистом по маскировке спецобъекта №74 – бункера на откосах Александровского сада. В 1943 году на откосе начались оползни, и лестница его укрепила.
В 1949 году лестницу торжественно открыли.
В 1985 году у подножия был установлен памятник катеру «Герой». Он принадлежал Волжской военной флотилии и принимал участие в Сталинградском сражении.
К 800-летию города Чкаловская лестница будет отреставрирована.
Чкаловская лестница
Одной из основных нижегородских достопримечательностей, после знаменитого Кремля, и одним из самых посещаемых туристических объектов города является монументальнейшая Чкаловская лестница, связывающая смотровую площадку с Памятником В.Чкалову, завершающую Площадь Минина и Пожарского, с прогулочной зоной Нижне-Волжской набережной.
Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Это восьмеркообразное лестничное сооружение кремлевского холма является самым длинным из подобных в России. Количество сходящихся и расходящихся ступеней равняется 560-ти, хотя эти данные в разных источниках неодинаковы. Таким образом, у туристов есть уникальная возможность пересчитать количество ступенек самостоятельно.
Эволюция Волжского Откоса
В дореволюционном Нижнем Новгороде район Верхне-Волжской набережной с резким спуском к Волге назывался Откосом. В начале 19 столетия этот природный скос Дятловых гор был абсолютно заброшенным и неблагоустроенным местом. Тогда как раз напротив него – в районе Стрелки шло строительство гигантского торгового комплекса Нижегородской ярмарки. Вид Откоса портил общее впечатление от города в глазах заезжих купцов и промышленников.
Не впечатлил вид Откоса и Николая Первого, посетившего Нижегородскую ярмарку. Территорию между Откосом и Волгой Николай Первый предложил преобразовать в общественный парк – первый в городе, что и было сделано к 1835 году в основном благодаря усилиям знаменитого нижегородского предпринимателя П.Бугрова. А назван тот парк был в честь жены императора Александровским садом.
Вид на Александровский сад с Георгиевским съездом в 19 веке
Лучшими инженерами страны из лучших строительных материалов была создана украсившая город прогулочная зона, засаженная деревьями различных пород. К 1836 году в булыжник оделась и Нижне-Волжская набережная, к которой вели Георгиевский и Казанский съезды. Общие работы по озеленению парка шли до 1854 года, когда парк стал самым живописным уголком города с естественным выступом (ныне смотровая площадка) для обзора волжских и заволжских далей.
Смотровая площадка Волжского Откоса до революции
Около Александровского сада оформилась Верхне-Волжская набережная, которая стала застраиваться прекрасными особняками. Именно на этом живописнейшем месте Волжского Откоса появляется и самый богатый городской купеческий особняк – Усадьба Рукавишниковых, и особняк судовладельцев Сироткиных и другие красивые сооружения.
Верхне-Волжская набережная в начале 20 столетия
Парк и сегодня находится по правую руку от Чкаловской лестницы и внизу ухоженной Верхне-Волжской набережной. По его естественным терренкурам в тени старинных деревьев очень приятно прогуляться.
Аллеи Александровского сада в Нижнем Новгороде
Чудо-лестница и ее создатели
В конце 30-х гг. уже следующего 20 столетия, в период массового конструктивистского советского строительного созидания, было решено построить эффектную, достойную страны побеждающего социализма лестницу, дабы соединить центр города с Нижне-Волжской набережной. Идея была перспективной, но ее осуществлению помещала начавшаяся Вторая Мировая война.
Волжский Откос без Чкаловской лестницы в начале 20 века
Однако, уже к 1943 году, в период восстановления города Горького от последствий немецких бомбовых авиаударов, вопрос о сооружении самой большой волжской лестницы был поднят снова. Ее проект был разработан ленинградскими архитекторами А.Яковлевым, Л.Рудневым м В.Мунцем.
Месторасположение будущего монументального спуска было определено Председателем горисполкома А.Шульпиным, и это впоследствии сказалось на названии лестницы. А в тот период, в 1943 году, после полученного разрешения и денежной ссуды из Москвы, рабочее название строящегося объекта было – Сталинградская лестница, ибо все это происходило после знаменитой Сталинградской битвы.
Памятник В.Чкалову на Волжском откосе
Итак, лестницу было решено строить от Памятника летчику-герою нижегородского происхождения В.Чкалову, проект был утвержден, деньги получены. Да и с рабочей силой проблем не было – на эту стройку было пригнано множество немецких военнопленных. Активно участвовали в строительстве и местные жители.
К 1949 году объект был достроен, после чего прошло обязательное торжественное мероприятие по его открытию. Но тут выяснилось, что на сооружение супер-лестницы ушла довольно роскошная сумма – более семи миллионов рублей! И тогда инициатор и идейный вдохновитель строительства А.Шульпин был арестован за растрату да заодно и по Ленинградским делам, почему бы нет? Ведь архитекторы проекта были из города на Неве.
Открытие лестницы в 1949 году
Смерть Сталина и пересмотр дела А.Шульпина привели к полной его реабилитации и возвращению из лагерей в родной Горький, но здоровье человека, так много сделавшего для Нижнего Новгорода, было основательно подорвано.
Фрагмент Чкаловской лестницы
И, тем не менее, благодарные нижегородцы чтят имя А.Шульпина, который восстановил город после ран Великой Отечественной, запустил первые городские троллейбусы, построил новые городские объекты, в том числе нижегородскую Консерваторию им. М.Глинки. При нем появился Памятник К.Минину и, конечно же, великолепная Чкаловская лестница.
В 50-60-х гг. 20 века на Нижне-Волжской набережной недалеко от лестницы находилась открытая эстрадная площадка, на которой частенько выступал духовой оркестр или гастролирующие артисты. А для благодарных слушателей были установлены скамейки. В 1985 году у волжского основания Чкаловской лестницы появился Катер «Герой» – настоящее речное судно Волжского военного флота, установленное на постамент.
Катер «Герой» на Нижне-Волжской набережной
А верх лестницы являет собой большую смотровую площадку с еще одной городской достопримечательностью – Памятником В.Чкалову, именем которого и по сей день называют нижегородскую чудо-лестницу.
Чкаловская лестница
Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Чкаловская лестница – архитектурная достопримечательность Нижнего Новгорода. Огромная лестница начинается возле здания медицинской академии у Георгиевской башни кремля, а ее подножье расположено рядом с военным мемориалом Катер «Герой», на берегу Волги. Внешне Чкаловская лестница похожа на гигантскую восьмерку, которую украшают изящные балюстрады, четырехгранные обелиски и барельефы. Она проложена по крутому правобережью реки – Волжскому откосу, между Александровским и Губернаторским садами, соединяя Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Чкаловская лестница
Основные моменты
Лестничные марши имеют столь внушительные размеры, что видны даже из космоса. А выразительные контуры лестницы превратились в одну из самых узнаваемых достопримечательностей волжского города. Количество ступеней на ее маршах не одинаково, по дуге их – 560. Чкаловская лестница не имеет перил, поэтому маленьким детям и пожилым людям спуск и тем более подъем по ней дается с трудом.
В начале спуска установлен памятник Валерию Чкалову. Это место очень нравится нижегородцам и приезжающим в город туристам, потому что от него открывается превосходный вид на волжскую пойму, стрелку Оки и Волги и противоположный берег реки, где раскинулся город Бор. На спуске также сооружены две смотровые площадки, с которых можно полюбоваться окрестностями.
Последний раз лестничные марши реставрировали в 2013 году, так что Чкаловская лестница имеет вполне привлекательный вид. По ней ежедневно прогуливаются группы школьников, родители с детьми и туристы. Сюда часто приезжают молодожены, желающие запечатлеть свой самый счастливый день на фоне балюстрад. По Чкаловской лестнице регулярно проходят спортивные забеги, а у ее подножья проводят многолюдные концерты.
Как была построена Чкаловская лестница
В 30-40-е годы XIX века в Нижнем Новгороде было решено построить новую улицу. Ее спроектировали по верху Волжского откоса и назвали Верхневолжской набережной. Во время прокладки проезжей части высокий правый берег реки укрепили дерном, а овраги впадающих в Волгу небольших ручьев засыпали землей. Волжский откос полностью выровняли, и он приобрел свой современный вид.
В верхней части Чкаловской лестницы в наши дни расположена обзорная площадка. В начале XIX века здесь находились остатки зданий старинной Происхожденской обители. Во время строительства набережной обветшавшие монастырские строения снесли, разровняли на их месте площадку и замостили ее булыжником. Чтобы конные экипажи, повозки и пешеходы могли попадать с Волжского откоса к реке, был проложен пологий спуск, названный «Георгиевским съездом». Такое имя новой мощеной дороге дали по стоящей рядом башне Нижегородского кремля.
В 30-е годы прошлого века население СССР жило под впечатлением от рекордов, которые один за другим ставили отважные летчики. Сначала советские самолеты перелетели через всю страну на Дальний Восток. А спустя время легендарный экипаж под командованием Валерия Чкалова преодолел более 8,5 тысяч километров и приземлился на территории США. Пилоты были всеобщими кумирами, и их имена не сходили со страниц газет.
Всего через год после уникального полета Чкалов погиб, и это стало всенародным горем. Советские люди тяжело переживали трагедию, в честь героя открывали памятники, а его именем называли улицы и площади городов. Городские власти Нижнего Новгорода (тогда – Горького) не остались в стороне. В 1939 году они предложили увековечить память о Чкалове и поставить на Волжском откосе памятник отважному летчику.
В городе также приняли решение соорудить новый спуск к реке. По плану лестница в Горьком должна была втрое превосходить Потемкинскую лестницу в Одессе. Но масштабное строительство длинного спуска не успели развернуть, так как началась война.
Несмотря на трудности, городские власти приступили к строительству в 1943 году, когда стало понятно, что ход военных действий переломился, и советская армия начала освобождение страны от захватчиков. Немцы на фронтах отступали, прекратились ночные бомбежки города, и можно было налаживать мирную жизнь. В Горьком начали восстанавливать заводы и возродили стройки, замороженные войной.
Авторство проекта Чкаловской лестницы принадлежало архитектору из Горького Александру Александровичу Яковлеву и двум архитекторам из Москвы – Владимиру Оскаровичу Мунцу и Льву Владимировичу Рудневу. Представители горисполкома поехали с проектом в Москву. Несмотря на то, что в середине войны страна как никогда нуждалась в деньгах, государство выделило необходимые для стройки средства. Такое решение совпало с победой СССР в тяжелой Сталинградской битве.
Возведение Чкаловской лестницы стартовало в конце мая 1944 года. Основную часть земляных и строительных работ выполнили пленные немецкие солдаты. Но в стройке приняли участие и жители города. Для того, чтобы на Волжском спуске появилась длинная лестница, государство потратило огромную по тем временам сумму – 7,76 млн рублей.
Наконец, в 1949 году новый спуск к Волге торжественно открыли. Лестницу планировали назвать в честь битвы под Сталинградом – «Сталинградской», но жители города стали именовать ее «Чкаловской», и закрепилось именно это название.
Когда большая стройка закончилась, глава городского исполкома Александр Шульгин оказался под следствием. Его обвинили в растрате государственных денег, лишили партийного билета, должности и осудили. Против Шульгина использовали материалы «Ленинградского дела», по которому в тюрьмы попало много партийных и государственных служащих. Шульгин отбывал срок в одном из мурманских лагерей. Когда Сталина не стало, уголовное дело пересмотрели, Шульгина освободили и полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.
Памятники возле Чкаловской лестницы
В том месте, откуда начинается спуск, стоит памятник прославленному летчику Валерию Павловичу Чкалову. Любопытно, что сами нижегородцы говорят об этом монументе кратко – «ВПЧ». Он появился на Волжском откосе в 1940 году. Авторами проекта монумента стали архитекторы И. Г. Таранов, В. С. Андреев и лауреат государственной премии скульптор И. А. Менделевич.
Интересно, что Исааку Абрамовичу Менделевичу довелось дружить с Валерием Павловичем Чкаловым. Вдвоем с летчиком они приезжали на площадку возле Георгиевской башни и, осматривая открытое место, решили, что оно идеально подходит для монумента писателю Максиму Горькому, чье имя в годы советской власти носил Нижний Новгород. Однако, когда Чкалов погиб, решено было поставить здесь памятник бесстрашному пилоту.
Отлитая из бронзы скульптура возвышается на постаменте в форме цилиндра и опирается на три ступени. Первоначально на статуе была надпись-посвящение «сталинскому соколу». Но когда в государстве развенчали культ личности Сталина, эти слова затерли.
Площадка возле монумента – превосходное место для обзора окрестностей. У подножья «ВПЧ» стоят биноскопы. Это стационарные смотровые бинокли, через которые можно разглядывать волжские дали во всех подробностях. Чтобы посмотреть в биноскоп в течение 100 секунд, нужно опустить в монетоприемник 10 рублей.
Как добраться
Чкаловская лестница находится в Нижегородском районе города, с северо-востока от стен кремля. Чтобы добраться к ее нижним маршам, можно воспользоваться городским автобусом № 5 или маршрутными такси № Т117, Т42. Ехать нужно до остановки «Катер «Герой»» на Нижневолжской набережной. Сюда нетрудно приехать и на личном автомобиле. Правда, стоит учесть, что парковка у памятника бывает свободной лишь утром.
К обзорной площадке у начала спуска с Чкаловской лестницы подъезжают на автобусах № 4, 19, 40, 45, 52, 58, 90 и маршрутных такси №Т2, Т24, Т40, Т45, Т60, Т69, Т85, Т90, Т97 (остановка «Площадь Минина и Пожарского»).