«Это просто обдираловка»: история дальнобойщика о своём бизнесе
Мы пообщались с местным предпринимателем о «дальнобойном» бизнесе. Мужчина с самого детства мечтал стать водителем, и сейчас владеет небольшим делом по грузоперевозкам. Это один из наших самых честных собеседников, который откровенно рассказал про свой доход, штрафы, кражи на дорогах, ну и, конечно, «Платон». Об этом и многом другом читайте в новом материале Сибдепо.
Про СССР и не такие уж лихие 90-е
За рулём я с 85-ого года. До этого учился в ДОСААФе, всю жизнь мечтал стать водителем. Фур в то время ещё не было, поэтому начинал с «газика», бензовоза. Потом была сельхозтехника, потом агропромтранс, мой любимый. Там, скажем так, всё и началось. Я работал на КАМАЗе, обслуживал колхозы, ездил на уборку. В принципе, мои первые дальнобойные рейсы здесь и начинались. Я тогда всё время просился у начальника: отправь подальше, отправь подальше. Не терпелось мне, прям хотел. Особенно глядя на других закоренелых дальнобойщиков. Пока каким-то утром мне не сказали – бери путёвку, и на Москву. Так что первый рейс был Новокузнецк – Москва. До этого ездил максимум в Новосибирск. Когда доехал до Челябинска, маленько мандраж схватил, но ничего. В Москве появилась уверенность, что раз сюда доехал, значит, смогу вернуться обратно. Сейчас там «движняк» страшный, караваны идут, а в то время полторы машины. Раньше везде примерно одинаковая ситуация на дорогах была.
В 90-е выкупил КАМАЗы и начал работать на себя. Во время «перестройки», когда люди массово пошли в бизнес, подумал, почему бы и мне не попробовать. Предприятия всё равно разваливались. В 90-ые сильно я не попадал. Не было такого, чтобы прямо смертельно опасно было. Но кое-где приходилось платить. В основном деньги брали спортивные ребята на «девятках». Под Челябинском долгое время опасно было. Сломался, остановился – обязательно к тебе кто-нибудь подъедет. Это продолжалось все 90-ые и даже двухтысячные. Потом наступило затишье, видимо пересажали их всех. А потом снова началось. Но сейчас, конечно, всё стабилизировалось. Не сказать, что я сильно тогда страдал, однако был случай – пытались прижать на «девятке». Но я же на фуре шёл, вильнул на них, они чуть в кювет не улетели. Забавно было: еду спокойно, напротив меня ровняется машина, показывают блокнот, мол, остановись, отметься. Я даже не думал. Резко дернул руль в их сторону. Но они тоже видимо были учёные, поэтому сразу отстали. За всех говорить не могут, но я не останавливался. А в основном-то ловили только во время остановок.
Про то, как обстоят дела сейчас
Сейчас, конечно, всё может быть, нужно помнить, что дураков хватает и на дороге, и вообще во всех профессиях. Сегодня на трассах сервис хороший, на обочинах можно и не ночевать. Молодым всегда говорю: не жалей этот «стольник», заезжай на стоянку и спи спокойно. А так, ты сэкономишь сто рублей, но зато у тебя солярку сольют, «запаски» поснимают, могут и колёса скрутить. Ещё могут тент порезать, в кузов залезть. Как минимум посмотрят, если найдут что-то ценное, то вытащат. На популярных трассах, по типу Москва – Питер, зачастую уже подготовленные люди действуют. Могут прямо на ходу с капота в кузов залезть. Мне максимум солярку сливали. Притом, это было даже не на обочине, а на стоянке в Омской области. Даже крышку на баке не оставили.
Если говорить про грузы, то возим всякое. Сейчас спрос на всё, и всё возят на фурах. Но в основном это, конечно, ТНПы: товары народного потребления. Сейчас колоны идут, аж страшно. Порою остановишься на обочине, потом тронуться не можешь. Загруженность очень большая. Время от времени между колонами шныряет «мелкота». В сезон особенно тяжело на юг ехать, когда все идут в отпуск. Дорога легковушками просто кишит.
Сейчас у меня три фуры. В основном сам езжу, но иногда помогает сын товарища, а одна машина пока стоит без водителя. Серьезных ДТП, слава богу, не было. Разок разве что одна фура ложилась на бок. Я спереди ехал и прям видел, как мой водитель ложился. Там авария была на повороте, я притормозил, а он маленько «прощёлкал», и чтобы мне же в «задницу» не приехать ушёл в кювет и лег на бок. Сам водитель тогда даже не пострадал. Но с фурами потом начинаются проблемы. И груз страдает, и машины. Фуру вообще-то поднять проблематично. Там начинается: краны, тягачи. Три дня мы там «плясали». За груз с нас, конечно, вычли.
Про жизнь в дороге
Если говорить про популярные направления, то, например, до Москвы ехать, грубо говоря, пять суток. Туда-обратно почти две недели получается, пока загрузка, пока выгрузка. У меня к тому же там ещё друзья и дети живут. Дети то разъехались, а меня не тянет, живу на малой родине. Старшая, вон, вообще в Италии, младшая живёт и работает в Москве. Да и не люблю Москву, суетная. А тут у меня всё понятно – вот гараж, вот машинки. Всё знаю, и меня все знают. А так в целом езжу везде, где есть стоящий груз, и в Питер, и в Москву, и на юг, и на север – везде. В городах, правда, бываю редко, сейчас в основном объездные, поэтому какого-то особенного города выделить не могу. Все одинаковые.
Досуга в дороге как такого нет. Максимум – переночевать, поесть. Если мы поехали, то работаем. Особо расслабляться не приходится. Приехал, выгрузился и тут же голова забита – надо грузиться и домой. Но мне в этом плане проще, я же сам по себе, могу и не грузиться, могу хоть месяц в Москве жить. Никто меня не заставит, я на себя работаю. Но не сказать, что меня месяцами дома не бывает. Самые долгие рейсы были по три недели, и то с отдыхом. Семья не возмущается – это же работа. К тому же мы порою совмещаем приятное с полезным. Был рейс на юг, позвонил супруге, она прилетела, неделю в Анапе отдыхали.
В быту на дороге сейчас многое изменилось. Как я говорил, уже нет необходимости стоять на обочинах, всё везде есть. Стоянки, заправки, горючего всегда хватает, хоть и цену задрали. В девяностые единственная кухня, которую ты мог себе позволить – это «шмелёк» на бензине. Сворил, поел, вот и всё. Хотя сейчас почти всё есть в машинах: и печка, и холодильник, и спальник. Последнее – самая востребованная часть машины, на хостелах можно разорится. Но в плане питания это, конечно, кафе. Однако и любимая супруга выручает. В обед всегда стараешься где-то остановиться, потому что питание для дальнобойщика – очень важно. Я всегда стараюсь горячее покушать, не экономлю на своём желудке.
Про заработок и штрафы
Три фуры на жизнь вполне хватает. Но они и тянут: запчасти и топливо дорогие, а ставки не высокие. Опять же, от Москвы до нас, туда-обратно – 3 тысячи литров солярки, это если грубо. Или 135 тысяч рублей только на топливо. При том, в России есть одна интересная вещь. С Москвы до Новосибирска ставка – 140 тысяч, а с Новосибирска до Москвы – пятьдесят. Если шестьдесят дадут, то уже хорошо. Хотя мы те же колёса трём, ту же солярку жжём. Так что, половина дохода уходит на топливо. Но жаловаться не приходится. Допустим, из Кемерова до Москвы – 60 тысяч, обратно ещё сто шестьдесят. С рейса всё равно тысяч 80 должно остаться. Водителям все платят по-разному, но обычно зарплата зависит от километража. Я, допустим, платил 20% от чистой прибыли и 500 рублей суточные, либо 25% и он уже сам. Без суточных.
Гаишники на самом деле не часто цепляются. Сейчас посты позакрывали в основном, поэтому, можно сказать, если не нарушаешь, тебя и не трогают. А ещё, было весёлое время, когда они не имели права останавливать нигде кроме постов. Посты закрыли и нас вообще не трогали. Так что едешь, ничего не нарушаешь, и он тебя не остановит. Хотя сейчас им опять дали добро, снова могут проверять. Но опять же, обычно, если ты ничего не нарушил, то всё кончается проверкой документов. Взяток тоже нет, да и зачем ему это, если он может с работы вылететь. Да и мне, сейчас предложи ему взятку, меня же ещё и посадят. Проще заплатить 50% по протоколу. Но и сами штрафы бывают не часто. Обычно платишь если только где-то знак прощёлкал.
Про «Платон»
«Платон» стоит, но его все стараются любыми путями обходить. Если его ещё полностью платить – это просто обдираловка. Я, если честно, даже не знаю сколько они там снимают, если ты его включишь и будешь ехать. Поэтому не могу сказать, сколько сейчас километр стоит но, скажем, если на ту же Москву ехать, то туда-обратно больше 10 тысяч они снимут. Хотя некоторые им пользуются, в основном «ооошки». Если тебя без него поймают, то по-моему «пятёрочка» штрафа предусмотрена. А если вовремя заплатил, то 2500. Получается, штрафы платить выгоднее, чем регулярно им пользоваться. Разок и я на этом попадался. Это был самый большой штраф, который я выплачивал. Если он выключен, а тебя остановили, то тут уже ничего не попишешь. Гаишники, слава богу, не смотрят, только транспортная инспекция.
Из-за всего этого к различным забастовкам дальнобойщиков я отношусь положительно. Потому что это кроме как рэкетом, больше никак не назовёшь. Мы же все налоги платим, в том числе и транспортный. Он на одну фуру порядка 40 тысяч рублей в год выходит. А тут они захотели и ещё один придумали. Такие вот платные федеральные дороги.
История дальнобойщика: Опасности российских дорог
Среди водителей ходит немало историй, повествующих об опасностях российских дорог. Дальнобойщикам посвящается дальнейший рассказ об их непростой профессии.
Жизнь водителей сопровождается множеством трудностей. Разбитое дорожное полотно, огромные пробки, взятки полицейским и «отчисления» бандитским группировкам встречаются на каждом шагу. Тем не менее, дальнобойщиками стремятся стать все больше водителей. Кризис 2008 года вынудил сесть за руль людей, далеких от «дорожной романтики». Сегодня большегрузными автомобилями все чаще управляют приезжие из Ближнего Зарубежья.
«Дилетант» за рулем
Водительский стаж нашего собеседника составляет больше 35 лет. Сначала он крутил баранку старенького «ЗИЛа 164», а затем пересел на «ГАЗ 52», который ему передал отец.
Андрей говорит об отцовском автомобиле с особой теплотой. Именно на нем, он совершил свою первую длительную (600 км) поездку из Ленинграда в Ригу. А сейчас водитель управляет «Сканией».
Сегодня на дороге осталось совсем немного таких опытных водителей, как Иванов. После того, как в 2001 году на экраны вышел сериал «Дальнобойщики», множество новых людей стремилось в эту профессию. Причем, большинство из них слабо представляло, с чем им придется столкнуться.
Кризис 2008 года привел к тому, что дальнобойщиками стало множество новых людей. Сотрудники офисов, преподаватели, врачи и бизнесмены были вынуждены покинуть свою профессию и сесть за баранку грузовика. А немного погодя дорога «заполнилась» и приезжими из Средней Азии.
Андрей считает, что сегодня гастарбайтеры уже почти не водят маршрутки. Теперь они уже участвуют в международных перевозках. В российской столице существует автотранспортная компания, сотрудниками которой одно время могли стать только мигранты. Приехавшие в Россию на заработки, они готовы работать за очень малые деньги. По мнению нашего собеседника, качество их вождения оставляет желать лучшего. Сегодня ходят разговоры, что в скором времени каждый выходец из Средней Азии должен будет обязательно иметь российское водительское удостоверение. Вот только, выйдет ли из этого толк, или все опять закончится взятками сотрудникам ГИБДД, неизвестно.
«Финская» трасса – самая лучшая в России
Помимо выходцев из Ближнего Зарубежья дальнобойщиками в России стали и женщины. По словам Андрея, дамы на Западе часто водят огромные фуры. Не так давно ему удалось увидеть на трассе хрупкую блондинку, крутящую баранку нового «Вольво». Автомобиль был окрашен в красный цвет и имел польские или финские номера. Девушка так лихо обгоняла впереди идущую машину, что наш собеседник не мог на нее насмотреться. Конечно, европейские дороги более приспособлены для женского вождения. Они оборудованы комфортными парковками, туалетами и душем. А в случае поломки автомобиля один звонок в сервисную службу способен решить все проблемы. А вот российские дороги вряд ли приспособлены для женского вождения. Не каждая женщина способна поменять на трассе пробитое колесо. Разбитое дорожное полотно не приспособлено для женского труда.
И действительно, в России мало хороших дорог. Одной из них считается трасса М4 «Дон», которую отремонтировали к началу сочинской Олимпиады. В этот же список можно включить дорогу на российско-белорусской границе и часть трассы, соединяющей Петербург и Выборг. Андрей говорит, что дорогу от Петербурга до Выборга строили как российские, так и финские строители. К сожалению, результат работы местных «специалистов» не идет ни в какое сравнение с финским результатом. Часть трассы, сделанная руками финских строителей, считается самой лучшей российской дорогой.
Магнитогорск и Челябинск – самые опасные участки пути
Истории дальнобойщиков пестрят множеством ужасных подробностей о бандитских нападениях на водителей. В 90-е годы практически каждый дальнобойщик должен был платить определенный оброк криминальным группировкам. Водители, заплатившие дань, получали что-то наподобие пропуска или чека. Они должны были показать эту бумагу другим бандитам, «крышующим» следующий участок пути. Только после этого, они могли продолжить свой путь.
Иванов с сожалением отмечает, что некоторые признаки свидетельствуют о возвращении тех «смутных» времен. Бандиты, получившие в 90-е тюремные сроки, вышли на свободу и снова принялись за свое «черное» дело. Правда, теперь обходится без бумажек. Зато, эти ребята начали регулярно вскрывать кабины, сливать топливо и воровать груз. Однажды Андрей оставил свой автомобиль на петербургской парковке. Он рассказывает, что проснулся от холода и обнаружил, что из машины пропали деньги и ноутбук. Наш собеседник не смог проснуться из-за того, что в кабину кто-то брызнул эфирным газом.
Случаются и простые поборы. Чаще всего, они происходят в темноте. К автомобилю подходят несколько человек и «вежливо просят» водителя, что ему придется заплатить. Они сообщают, что собирают деньги с каждого проезжающего для того, чтобы помогать «сидельцам» в тюрьме. Обычно, дальнобойщики не рискуют спорить и отдают бандитам требуемую 1000 рублей. Водители понимают, что лишний спор может привести к еще большим проблемам : их машину могут разбить, и на ремонт придется потратить еще больше денег. К сожалению, подобные случаи могут произойти даже на платных парковках, которые считаются наиболее безопасными. Но больше всего бандитских нападений случается в пригородах Магнитогорска и Челябинска. Большинство водителей не рискуют ездить туда в одиночку.
Честная полиция Карелии
Страдают дальнобойщики и от наркоманов. Конечно, с ними легче справиться, чем с бандитами, но и они могут принести немало вреда. Андрей объясняет, что каждый европейский грузовик оснащен дизельным двигателем с интеркулером (охлаждающей воздушной системой). Такое оборудование стоит очень больших денег. Интеркулер расположен возле радиатора и находится в зоне доступа. Обиженный наркоман может проткнуть его простым металлическим прутом.
Свои разногласия есть и среди коллег-дальнобойщиков. Наш собеседник говорит, что сегодня шоферское «братство» встречается все реже. Раньше, при любой поломке автомобиля дальнобойщик сразу же получал помощь от проезжающих мимо коллег. Сегодня даже просьба о запасном домкрате может вызвать отказ. Как бы это горько не звучало, но современных дальнобойщиков объединяет только стремление к большим заработкам.
Соревнования со смертью
Желание финансового благополучия толкает некоторых дальнобойщиков на 15-16 часовое вождение. Андрей говорит, что состояние человека, который провел за рулем 12 часов, равноценно тому, что он выпил 100 грамм водки. Поэтому, на российских дорогах можно встретить немало водителей, которые крутят баранку «на автопилоте». Это происходит еще и с попустительства владельцев автотранспортных фирм. Конечно, они лучше возьмут на работу человека, способного доехать до Екатеринбурга за двое, а не за четверо суток. Но чем это может закончиться, их мало интересует. Автомобиль застрахован, поэтому, в случае аварии его владелец получит свои деньги. А человек… Вряд ли кого из автовладельцев заботит жизнь водителя. Иванов вспоминает, что по молодости тоже старался проехать как можно больше часов, пока однажды не уснул за рулем и не выехал на встречную полосу. В тот раз все обошлось благополучно, но полученный опыт Андрей запомнил на всю жизнь.
Видео: опасности работы дальнобойщиком