Познавательная сказка к беседе о домашних животных и птицах и их детенышах
Светлана Раздобарова
Познавательная сказка к беседе о домашних животных и птицах и их детенышах
Однажды, возле двора проснулся детеныш и стал звать свою маму. Вдруг он услышал как рядом заквакали лягушки. Детеныш подумал, что они смеются над ним и поспешил и поспешил забежать во двор. Двор оказался очень большим. Детеныш увидел возле будки большую собаку. Подойдя к ней,малыш спросил:
-А как тебя называют?-спросила собака.
— А как ты умеешь говорить?
Детеныш вспомнил как над ним смеялись лягушки. Он подошел к собаке и на ушко произнес
что он умел говорить.
-Нет, ты не мой детеныш. Мои детки называются. (ответы детей)и говорят они. (ответы детей).
Отправился детеныш дальше. Возле сарая он увидел козу и поспешил к ней.
-Может ты моя мама?-спросил малыш.
-Как тебя зовут и как говоришь?-поинтересовалась коза.
-Как меня зовут я не знаю, а говорить я умею вот так—детеныш поднялся на лапки и сказал козе на ухо то, что он умел.
-Не., ты не мой ребенок. Моих деток зовут. (ответы детей) и говорят он. (ответы детей)
Так детеныш обошел почти весь двор. Он узнал, что у коровы детки. (ответы детей)и говорят они. ;а у лошади. и умеют они говорить. ; у свиньи. и они. (хрюкают); у гусыни. и они говорят. ; у утки. и они умеют. ;у курочки. и говорят они.
На улице уже стало темнеть, а детеныш до сих пор не нашел свою маму. И кушать ему очень хотелось. Вдруг, он увидел коробку. Подбежав к ней, детеныш поднялся на задние лапки и попытался заглянуть внутрь.
-Хозяйские дети поиграли с тобой и не принесли обратно в коробку. А уже пора ужинать и ложиться спать.
От мамы маленький детеныш узнал, что зовут его котенок. И его братики и сестренки говорят «Мяу». Попив молочка, котенок свернулся клубком и уснул возле мамы.
Конспект занятия по закреплению у детей знаний о домашних животных и птицах «Чьё пёрышко?» Цель: закреплять знания детей о домашних животных и птицах, их внешнем виде; дать понятие о свойствах пёрышка (мягкое, лёгкое); Закреплять.
Конспект беседы о домашних животных Цель: Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные».Учить устанавливать существенные.
Беседа о домашних животных развивать творческое воображение. учить находить признаки сходств у домашних животных с предметами, расположенными вокруг. развивать логическое.
Комплексное занятие по формированию представлений о домашних птицах у детей второй младшей группы «В деревне у бабушки» Цель: Продолжать формировать представления о домашних птицах, знать, что у курицы есть детки (цыплята). Формировать представления о некоторых.
Конспект совместной деятельности по формированию знаний о домашних животных и птицах «На бабушкином дворе» в младшей группе Подготовила и провела воспитатель Аксакова Тамара Анатольевна Задачи: Закреплять знания детей о домашних животных и птицах, различать.
Конспект занятия по расширению знаний о домашних животных и птицах «Лунтик в гостях у детей» «Лунтик в гостях у детей». Цель занятия – расширять знания детей о домашних животных и птицах. Задачи: 1. Расширять и закреплять представление.
«Осенние посиделки». Занятие-беседа о домашних животных Цели: = закрепить знания детей о домашних животных; = развивать умение выделять признаки сходства и различия животных; = узнавать животных.
План НОД в средней группе «Мир домашних животных» (часть II) часть 1 День недели дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание/организация.
Проект «Мир домашних животных» Тип проекта: исследовательско-творческий. Участники проекта:дети второй младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Проект «Мир домашних животных» Проект во второй младшей группе «Мир домашних животных» Актуальность реализации проекта: Животный мир – важная часть нашей жизни. Каждый.
Детские рассказы о животных
В нашей семье живёт котик. Зовут его Масик. Скоро ему исполнится один год. Он у нас — как член семьи. Когда мы садимся за стол обедать, он тут как тут.
Мой домашний питомец — Масик
В нашей семье живёт котик. Зовут его Масик. Скоро ему исполнится один год. Он у нас — как член семьи. Когда мы садимся за стол обедать, он тут как тут. Бьёт своей лапкой по скатерти — есть просит. Получается смешно. Он любит рыбку и хлеб. Ещё он любит, когда я с ним играю. А днём, если нет никого дома, он нежится на балконе на солнышке. Спит Масик со мной или старшей сестрой Кристиной.
Тымин Антон, 2-а класс, школа №11, г. Белгород
Попугай Кеша
У меня дома есть пернатый питомец — попугай Кеша. Он появился у нас два года назад. Сейчас он умеет разговаривать, довольно смело чувствует себя с людьми. Мой попугайчик очень весёлый, умный и талантливый.
Я очень люблю его и очень рада, что он у меня есть.
Варфоломеева Екатерина, 2-а класс, школа №11, г. Белгород
Мой дружок
Мы с мамой пошли на рынок, купили котёнка и принесли его домой. Он стал везде прятаться. Мы назвали его Тишка. Он вырос и стал ловить мышей. Скоро мы узнали, что это кошечка, и теперь мы ждём котят.
Белевич Ксения, 2-а класс, школа №11, г. Белгород
Моя черепашка
У меня дома живёт маленькая черепашка. Её зовут Дина. Мы с ней ходим гулять. Она ест на улице свежую траву. Потом я несу её домой. Она ходит по квартире и ищет себе тёмный уголок. Когда найдёт, то спит в нём час или два.
Есть я её приучила на кухне. Дина любит яблоки, капусту, мочёный хлеб, сырое мясо. Один раз в неделю мы купаем черепашку в тазике.
Вот такая у меня черепашка.
Мирошникова Софья, 2-а класс, школа №11, г.Белгород
Мой любимый кролик
У меня есть маленький кролик. Он такой миленький, у него малюсенькие красные глазки. Он самый красивый на свете! Когда я увидел его первый раз, то не мог глаза оторвать от его красоты.
Кролик от меня никогда не убегает, а наоборот, как увидит меня, то сразу просится ко мне на руки. Ну совсем, как мой младший брат! Он очень шустрый. Любит есть травку и кукурузу.
Обожаю моего кролика!
Бобылёв Денис, 7 лет
Котик Самик
Дома у меня животных нет, но мой друг кот Самсон живёт у моей бабушки в деревне. Красивый, пушистый, чёрный с белыми пятнами на грудке.
Обычно дома охраняются собаками, а у бабушки охранником является Самик. Сначала он прогнал всех мышей из всех сараев, из подвала. И вот уже несколько лет ни одной мыши! Но это ещё не всё. Он не пускает чужих котов, собак ни в огород, ни в сад, ни во двор, и этим помогает моей бабушке! Даже если кто-нибудь подойдёт к дому, Самик начинает громко мяукать, и бабушка знает уже — пришёл кто-то чужой!
Своего охранника бабуля балует молоком, рыбкой, колбаской. Ведь он такой умница! Он этого заслуживает!
Белый и Серый
Когда я была маленькой, мы жили на Севере в городе Ноябрьске. Мы с папой и мамой на рынке и купили двух кроликов. Один был белый, а другой — серый. Я была очень рада! Мы купили для них еду. Они жили в клетке на балконе. Я их каждый день кормила морковкой и капустой, убирала у них в клетке. Я очень любила кроликов и играла с ними.
Когда мы уезжали с Севера, то не смогли взять кроликов в дальнюю дорогу. Боялись, что они погибнут. Мама сфотографировала меня с ними. Я часто о них вспоминаю и скучаю.
Еремеева Сабина, 7 лет, 2 «А» класс, школа №11, г. Белгород
Конспект занятия «Составление описательных рассказов о домашних животных»
Фомина Инна Геннадьевна
Конспект занятия «Составление описательных рассказов о домашних животных»
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
ПО НАГЛЯДНО-ГРАФИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
расширение и активизация предметного словаря;
расширение и активизация словаря признаков по теме «Домашние животные»;
закрепление навыков практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
практическое употребление притяжательных прилагательных;
употребление существительных в предложном падеже;
формирование связной речи;
обучение умению составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану;
развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого внимания;
сюжетные картины с изображением домашних животных (большие и маленькие);
игрушка Кот Матроскин;
картинки с изображением жилища животных;
наглядно-графический план рассказа;
Ход занятия:
Раздается стук в дверь.
Ребята, к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим. Здравствуйте. Вы кто? И зачем вы к нам пришли?
Расскажем.
Присаживайся, котик, слушай детей и сам принимай участие в занятии.
За правильные ответы Матроскин будет давать фишки, и в конце занятия мы объявим победителя.
Логопед загадывает детям загадки. Дети отгадывают, о ком говорится, и по очереди выставляют сюжетные картинки с изображением домашних животных.
Серая, полосатая, ласковая. (Кошка)
Большая, любит травку, даёт молоко. (Корова)
Лает, кусает, дом сторожит. (Собака)
Ест сено, любит сахар и хлеб, возит наездников и грузы. (Лошадь)
2-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
А сейчас мы поиграем в игру «Мамы и детёныши».
(Mожно играть с мячом).
3-ИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
Давайте назовём наших животных ласково.
4-ЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
Детям раздаются картинки с изображением частей тела животных.
Чей хвост и чью морду ты будешь искать? Что ты нашел?
— Я нашёл собачий хвост, собачью морду.
— Я нашла овечий хвост, овечью морду.
— Я нашел коровий хвост, коровью морду и т. д.
А сейчас мы отдохнём. Кот Матроскин, присоединяйся к нам.
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
А коту – в большую ложку,
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)
6-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
Дидактическая игра «Кто где живёт?».
А теперь, ребята, мы с вами вспомним, где живут наши животные, и как называются их домики. (С показом картинок)
Собака живёт в конуре.
Кролики в клетке. (oтвечает Матроскин)
7-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
Сейчас, каждый выбирает себе картинку с изображением домашнего животного и по плану составляет описательный рассказ.
План рассказа:
— Какие части тела у него есть?
— Домашнее или дикое животное?
— Как называется его дом?
— Чем животное питается?
— Как называются его детёныши?
— Как животное подает голос?
— Какую пользу приносит?
Примерный рассказ:
— Я хочу рассказать о собаке.
— У неё есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост.
— Собака – домашнее животное.
— Её дом называется конура.
— Питается собака косточками, кашей, супом.
— Детёныши собаки называются щенки.
Составление рассказа о домашнем животном каждым ребёнком.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Оценка работы детей.
Вы сегодня отлично потрудились, составили замечательные рассказы. Сейчас мы посчитаем фишки и узнаем, кто из ребят больше всех знает о домашних животных. Кот Матроскин, ты узнал что-то новое о домашних животных?
Да, спасибо большое. Я надеюсь, что теперь найду себе хорошего, доброго хозяина, и с его животными мы будем жить дружно. До свидания, дети.
До свидания, Матроскин.
Прикреплённые файлы:
«В мире домашних животных». Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. «Составление описательных рассказов о зиме». Цель: создавать условия для развития речи детей.
Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.
Конспект беседы о домашних питомцах в старшей группе детского сада
Баянова Юлия Владимировна
Конспект беседы о домашних питомцах в старшей группе детского сада
Цели: расширить и обогатить представления детей о кошках и собаках и других домашних питомцах.
Задачи обучающие:
— формировать у детей элементарные представления о домашних питомцах (кошка, собака, хомяк, рыбки);
-учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
Развивающие:
-развивать воображение, любознательность, память и мышление детей;
-повышать речевую активность детей;
-развивать умение отвечать на вопросы;
-развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца;
-воспитывать внимательное отношение к животным и желание помогать взрослым в уходе за ними.
Оборудование: стенгазета с фотографиями и рисунками домашних животных.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций и фотографий на тему: «Домашние животные», подготовка творческих рассказов совместно с родителями о своих питомцах
1. Организационный момент.
— Ребята, о ком мы с вами будем сегодня говорить на занятии, вы узнаете, угадав загадки.
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
Другие дружно плавают
И даже есть разумные,
Зовут же их… (животные).
— А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
— Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)
— Скажите, ребята, а для чего нужны человеку домашние животные? (Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)
— Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. Домашние питомцы – это животные, живущие рядом с нами; они создают хорошее настроение и являются объектами привязанности своих хозяев. Они делят с нами все радости и невзгоды, мы же о них заботимся, и считаем членами соей семьи. Скажите, у кого дома живут домашние животные? (ответы детей)
— Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых питомцах.
2. Отгадывание загадок, беседа о домашних животных, творческие рассказы детей.
А) Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет лапки в коготки!
Без расчески причесался
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Выгнул спину он дугой,
Вот и вся загадка. (Кошка)
Варианты вопросов для беседы:
— Правильно, а как называются детеныши кошки? (Котята)
— Как кошка выглядит? Какой у неё хвост?
— Для чего человек одомашнил кошку? Какую пользу она приносит?
— Какие породы кошек вы знаете? (Британская, сиамская, сибирская, персидская, сфинкс и др.)
Физкультминутка. Обыгрывание стихотворения М. Степанова «Кошка»
Осторожно, словно кошка, до дивана от окошка
На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик я помою словно котик.
И опять свернусь колечком словно кот у тёплой печки.
Кто желает рассказать о своём любимом питомце?
Прослушивание кратких рассказов детей, у которых есть в доме кошки. Вопросы для беседы:
— Как зовут твою кошку?
— Как она появилась в доме?
— Какой у кошки характер?
— Как вы с мамой за ней ухаживаете? Чем кормите? Какое любимое лакомство питомца?
— Есть ли у неё игрушки? Как вы с кошкой играете?
— Какие забавные истории приключались с вашей кошкой?
Б) В дом чужого не пущу,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
— Правильно, ребята. А у кого есть дома собака?
— Какой у неё хвост? (Ответы детей)
-Как зовут детенышей собаки? (Щенята)
-Какую пользу приносят собаки человеку? (Ответы детей)
— Ребята, а какие породы собак вы знаете? (Бульдог, колли, терьер, такса, пудель, борзая, овчарка и др.)
— Кто хочет рассказать о своей собаке?
Краткие рассказы детей о своих питомцах. Вопросы для беседы:
— Как зовут твою собаку?
— Как она появилась в доме?
— А как вы с мамой за ней ухаживаете? Чем кормите?
— Какой характер, повадки у твоей собаки?
— Гуляете ли вы с ней на улице?
— Поддаётся ли собака дрессировке? Выполняет ли команды хозяина?
— Участвуете ли со своей собакой в соревнованиях?
— Расскажи смешной случай из жизни твоего питомца.
Дидактическая игра «Скажи ласково»:
В) Соседи по клетке совсем не нужны
Хозяйские руки мне только важны
И знаю, что самый любимый зверек
— Правильно, ребята. У кого есть дома хомячки?
— Как выглядят хомячки?
— Кто хочет рассказать о своём хомячке?
Краткий рассказ детей, у которых есть хомячки.
— Как зовут твоего хомячка?
— Как он появился в доме?
— А как вы с мамой за ним ухаживаете? Чем кормите?
— Какой характер, повадки у твоего хомячка?
— Расскажи смешной случай из жизни твоего питомца.
Игра «Чем угостим друзей?» (с картинками продуктов питания)
В корзине лежит: молоко, косточка, морковь, капуста, конфета, шоколад. Картинки питомцев (собака, кошка, кролик, хомячок, попугай, черепаха). Нужно «накормить» питомцев.
Киску – молоком, колбаской, сосиской
Собачку – косточкой, мясом, колбаской
Кролик-капуста, морковь и т. д.
Г) Стоит на комоде стеклянный сосуд.
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри.
— Ребята, у кого есть дома аквариум?
— Как создать аквариум, что для этого нужно?
— Кто населяет аквариум?
— Как ухаживать за рыбками? Чем их нужно кормить?
— Кто хочет рассказать о своём аквариуме?
3. Итог занятия.
— О каких животных мы говорили сегодня на занятии?
— Как человек заботится о них?
-Что надо делать, чтобы вашим любимцам было хорошо и уютно?
Любить и ухаживать за своими питомцами, быть в ответе за тех, кого приручили!
Конспект беседы «Масленица» для детей старшей группы детского сада Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо —.
Фотоотчёт о домашних питомцах моих воспитанников Многим родителям знакома ситуация, когда ребёнок настолько хочет завести домашнего питомца, что говорит об этом чуть ли не каждый день.
Конспект ООД по рисованию «Осенний лес» в старшей группе детского сада Цели: знать характерные признаки осени; совершенствовать умение пользоваться приемами рисования «примакивание», «рисование всем ворсом кисти».
Макет для детского сада «Мир домашних животных» Описание материала: макет изготовлен для детей раннего возраста с целью познавательного развития и развития игровой деятельности. Макет.
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» в старшей группе детского сада Познакомившись с фотоотчётом о прогулке по парку «Городской сад» уважаемой Изолины Чубуковой, обратила внимание на её замечание о том,.
Рассказы о животных для детей младшей группы
Рассказы про домашних животных для детей 3-4 лет
В. Бианки «Кошкин питомец»
У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.
Мы взяли и подложили его кошке. У кошки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.
Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Они очень подружились и даже спят всегда вместе.
Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам на двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её питомца-зайца.
Вопросы для обсуждения
• Кто тебе понравился больше в рассказе В. Бианки: кошка или её питомец? Почему? Расскажи, как кошка выкормила зайчонка. Как стали жить кошка с зайчонком? Чему научила кошка своего питомца-зайца? Расскажи, как заяц защищался от собак. Как автор называет зайца в рассказе «Кошкин питомец»? (Приёмыш, питомец). Почему он так называется?
Н. Сладков «Мурлыка»
Жил-был у бабушки кот. Звали кота Мурлыкой. Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.
Летом кот уважал молоко холодное. Такое, чтоб из запотевшей крынки. Только достанет бабушка крынку из колодца — Мурлыка тут как тут! Хвост торчком и мурлычет так, что усы дребезжат.
Налакается холодного молока — и на завалинку. Лапки вверх, глаза заведёт — холодный живот на солнце греет.
Зато зимой подавай Мурлыке молоко топлёное. Сперва пенку съест, потом до капельки вылакает.
Распарится, разомлеет — и заскребётся в дверь. Горячим животом сразу на снег — остужает.
День и ночь — сутки прочь. Мурлыка то греет живот, то студит. А в свободное время лакает молоко. Ловить мышей ему некогда.
Долго ли, коротко ли — умерла бабушка. Стал Мурлыка жить у бабушкиной внучки.
Хотите знать, что он сейчас делает?
Тогда посмотрите в окно. Если за окном лето — значит, кот Мурлыка живот греет, а если зима — остужает.
Живёт не тужит. Мышей не ловит. А мурлычет так, что усы дребезжат. И хвост трубой.
К. Д. Ушинский «Бишка»
«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»
Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого».
Вопросы для обсуждения
• Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Бишка». О ком в нём говорится? Как рассказывает собака о том, что она делает для человека?
К. Д. Ушинский «Коровка»
Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону; во рту зубов недочёт, зато рожища большие; хребет — остриём, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».
Л. Воронкова «Петушиное слово»
Стадо отдыхало у самой речки, под вербами. Коровы стояли в холодке, дремали.
Но скоро пришли доярки, разбудили коров. Доярки увидели Ваню и начали спрашивать у бабушки:
— Это что ж, Захаровна, новый дояр у нас?
— Или в пастухи пришёл наниматься?
— Что вы, что вы, — отвечала бабушка, — это же мой внучек Ваня.
Доярки шутили, смеялись, будто и не знали, что Ваня бабушкин внучек.
Потом бабушка сказала:
— Я доить стану. А ты, Ваня, иди к речке, искупайся. Да сорви лопушок на голову, а то солнышком напечёт.
Ваня спустился к речке. Искупался. Поиграл с рыбками. На мелком месте, где солнце до дна прогревает воду, всегда толпятся маленькие рыбки. Вспугнёшь их — они сразу рассыплются, разлетятся, как серебряные стрелки. А стоишь тихо в воде — снова соберутся вокруг ног. Играют.
В речке Ваня нарвал зелёной осоки. Нашёл в кустах лопушок, положил себе на голову вместо шляпы. И уселся под вербами. Сидит и плетёт из осоки плётку.
А пастух дядя Андрей тут же в холодке лежит, накрыл лицо кепкой и спит.
Вдруг что-то случилось. Загремел подойник, доярка Матрёна закричала, начала браниться:
— Ах противная! Ах негодная, чтоб тебя волки съели.
И ударила свою корову. Корова побежала от неё. Бежит, фыркает, хвост трубой.
Бабушка как раз кончила доить Бурёнку.
— Матрёша, разве можно корову бить?
— А как же её не бить? — с досадой ответила Матрёша. — Ногой по ведру ударила, молоко пролила! А теперь вот бегает — поймай её! Не поймаешь. И молока не даст, ни за что не даст. Такая противная!
— Нехорошо так-то, нехорошо, — сказала бабушка, — тут разобраться надо! Её слепень укусил, хотела слепня согнать да нечаянно по ведру ударила. За что же её бранить? Не нарочно ведь. Понять нужно.
Матрёша хотела подойти к сердитой корове.
— Стой, Пеструшка, стой!
Но Пеструшка покосилась на неё, засопела и опять убежала.
— Не верит она тебе, — сказала бабушка, — один раз ударила, можешь и в другой раз ударить. Дай-ка я с ней поговорю.
Бабушка подошла к Пеструшке, приласкала её, почесала за рогами — это коровы очень любят. Потом достала из кармана чистую тряпочку и вытерла ей слёзы на глазах, потому что Пеструшка от обиды плакала.
— Ну, вот и всё, коровушка моя, вот и конец раз
дору. Не сердись, не обижайся. Доиться надо. Ну-ка иди, Матрёша. Пеструшка на тебя больше не сердится. И ты с ней будь поласковей.
Матрёша подошла, погладила Пеструшку и села доить. Доярки окружили бабушку.
— Захаровна, скажи нам, почему это тебя коровы слушаются?
Тут пастух дядя Андрей сдвинул кепку с лица и сказал сонным голосом:
— Она петушиное слово знает.
— Ох, Захаровна! — закричали доярки. — Скажи и нам это слово. Волшебное оно, что ли?
— А слово это очень простое, — ответила им бабушка. — Коровушек понимать надо, уважать их надо. А главное, надо их любить. Вот и все моё волшебство.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Что ты узнал о корове из рассказа К. Д. Ушинского? Какую полезную еду даёт людям корова? Как выглядит корова? Что она ест летом, а что ест зимой? Как называется домик для коровы? Как корова зовёт хозяйку? Нарисуй корову, которая пасётся на лугу,
• Расскажи, где летом пасётся корова. Кто пасёт коров? Что делает пастух, чтобы коровы вышли к нему?
К. Д. Ушинский «Козёл»
Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.
Вопросы для обсуждения
Погодите, ужо придёт бородатый хозяин — всем вам порядок даст!
• Что ты узнал о козах из рассказа К. Д. Ушинского? Как выглядит козёл? Как он зовёт коз с козлятками? Что делают в саду козы с козлятами? Как играют в саду маленькие козлятки? Кого в рассказе называют бородатым хозяином: человека или козла?
Рассказы про диких животных для детей 3-4 лет
Г. Снегирёв «Хитрый бурундук»
Построил я себе в тайге чум. Это не домик и не лесной шалашик, а просто длинные палки вместе сложены. На палках лежит кора, а на коре — брёвнышки, чтобы куски коры не сдуло ветром.
Стал я замечать, что кто-то в чуме оставляет кедровые орешки.
Я никак не мог догадаться, кто же без меня в моём чуме орешки ест. Даже страшно стало.
Но вот раз подул холодный ветер, нагнал тучи, и днём стало совсем темно.
Залез я поскорее в чум, а место моё уже занято.
В самом темном углу сидит бурундук. У бурундука за каждой щекой по мешочку с орехами.
Щеки толстые, глаза щёлочками. Смотрит он на меня, боится орешки на землю выплюнуть: думает, я их украду.
Терпел бурундук, терпел, да и выплюнул все орешки. И сразу щеки у него похудели.
Насчитал я на земле семнадцать орешков.
Бурундук сначала боялся, а потом увидел, что я спокойно сижу, и стал рассовывать орешки до щелям и под брёвнышки.
Когда бурундук убежал, посмотрел я — всюду орешки напиханы, крупные, жёлтые. Видно, бурундук в моём чуме устроил кладовую.
Какой хитрый этот бурундук! В лесу белки да сойки все орешки у него растащат. А бурундук знает, что в мой чум ни одна сойка-воровка не полезет, вот и притащил ко мне свои запасы. И я уже не удивлялся, если находил в чуме орешки. Я знал, что со мной живёт хитрый бурундук.
Вопросы для обсуждения
• Тебе понравился рассказ Г. Снегирёва «Хитрый бурундук»? С чего начался рассказ? Расскажи, как герой рассказа познакомился с непрошеным гостем? Где прятал бурундук орехи?
В. Бианки «Купание медвежат»
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.
Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Вопросы для обсуждения
• Как ты считаешь, рассказ В. Бианки смешной или грустный? О ком говорится в этом рассказе? Сколько было медведей? Зачем медведи пришли к реке? Кто купал медвежат? Расскажи, как медведь-пестун купал медвежат. Что случилось, когда пестун уронил медвежонка в реку? Чем закончилась история про купание медвежат? Кто понравился тебе в рассказе больше всего? Какая часть рассказа тебе показалась самой интересной?
К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет; на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие; много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисанька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
Вопросы для обсуждения
• О ком рассказ К. Д. Ушинского? Как он называется? Как выглядит лиса? Как она ходит по земле? Что она умеет делать? Какие слова находит автор для лисы? (Кумушка лиса, лиса, умница, кума, Лиса Патрикеевна, лисонька, разбойница-лиса.) Автору нравится лиса, или он считает, что она плохая? Какое слово помогло тебе это понять?
Н. Сладков «Бюро лесных услуг»
Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.
Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?
— Спасайтесь кто как может!
А Сорока стрекочет:
— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно.
— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!
— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?
— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!
«Заяц — копатель, клесты — бросатели», — записала Сорока.
— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!
Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.
Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:
— Запиши и меня в Бюро!
Сорока чуть с дерева не упала:
— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?
— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.
— Кого же ты сторожить можешь?
— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике.
— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. — Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока — сторожиха». Что я, хуже других, что ли?
Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.
Всякое в лесу бывает.
Вопросы для обсуждения
• О ком рассказ Н. Сладкова «Бюро лесных услуг»?
• Кто предложил организовать в лесу «Бюро добрых услуг»?
• Почему Сорока не записала Волка в «Бюро добрых услуг»?
Н. Сладков «Заячий хоровод»
Мороз на дворе. Особый мороз, весенний. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце — горит. С зелёных осин капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне деревьев вода блестит, теневая затянута матовой коркой льда.
Порыжели ивняки, а ольховые заросли стали лиловыми.
Днём плавятся и горят снега, ночью пощёлкивает мороз.
Пришла пора заячьих песен. Самое время ночных заячьих хороводов.
Как зайцы поют — по ночам слышно. А как хоровод водят — в темноте не видать.
Но по следам всё понять можно: шла прямая заячья тропа, от пенька до пенька, через кочки, через валежины, под белыми заячьими воротцами и вдруг закружила немыслимыми петлями! Восьмёрками среди берёзок, кругами-хороводами вокруг ёлочек, каруселью между кустов.
Будто закружились у зайцев головы, и пошли они петлять да путать. Пляшут и поют: «гу-гу-гу-гуу! Гу-гу- гу-гуу!»
Как в берестяные дудки дуют. Даже губы подскакивают!
Нипочём им сейчас лисицы и филины. Всю зиму жили в страхе, всю зиму прятались и молчали. Довольно! Март на дворе. Солнце одолевает мороз. Самая пора заячьих песен. Время заячьих хороводов.
Вопросы для обсуждения
• Что ты узнал о зайце из рассказа Н. Сладкова? Какого цвета бывает у зайчика шубка? Чем она хороша зимой? Что ест зайка зимой? А что ест зайчик летом? Нарисуй зайчика в зимней шубке. Какого цвета краску ты возьмёшь? А летом у зайчика шуба тоже белая?
И. С. Соколов-Микитов «Ёж»
Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб.
Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. Никто не найдёт его логова, никто не разбудит.
До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
Вопросы для обсуждения
• Послушай рассказ И. С. Соколова-Микитова «Ёж». Расскажи, о каком времени года говорится в этом рассказе. Чем питается осенью ёжик? Что он себе готовит на зиму? Где будет спать ёжик всю зиму? С чем сравнивается в рассказе снежный сугроб, которым будет накрыто логово ежа?
В. Бианки «Белкина сушильня»
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.