Рассказ про домашних животных на чувашском языке
Домашние животные (РЧС,СВ)
Раздел Русско-чувашского словаря под редакцией Сергеева Л.П., Васильевой Е.Ф.
баран — така
рог барана, бараний рог — така мăйраки
баран бодается — така тĕкет, така сĕкет
бык — вăкăр
племенной бык — ăратлă вăкăр
бык ревет — вăкăр мĕкĕрет
бык бодается — вăкăр тĕкет, вăкăр сĕкет
верблюд — тĕве
жеребенок — тиха
жеребенок-первогодок — кăçалхи тихă
жеребенок-стригунок — юпах тиха
жеребенок лежит — тиха выртать
жеребец — ăйăр
жеребец фыркает — ăйăр тулхăрать
кабан — сысна аçи
кобель — йытă аçи
кобель лает — йытă аçй вĕрет
кобыла — кĕсре
рыжая кобыла — çӳрен кĕсре
кобыла ржет — кĕсре кĕçенет
коза — качака
старая коза — ватă качака
коза блеет — качака макăрать
козел — качака таки
козел бодается — качака таки тĕкет, качака таки сĕкет
козленок — качака путекĕ, качака путекки
козленок прыгает — качака путеккй сиккелет
конь — лашă, ут
гнедой конь — тур лаша, хура ут
вороной конь — хурă лашă, йăм хурă ут
саврасый конь — хăлă лаша, хăлă ут
сивый конь — кăвак лаша, кăвак ут
пегий конь — ула лаша, ула ут
бурый конь — пăвăр лаша, пăвăрлă ут
корова — ĕне
комолая корова — мăкла ĕне
молочная корова — сĕтлĕ ĕне
рыжая корова — хĕрлĕ ĕне
пестрая корова — ула ĕне
доить корову — ĕне су
кот — кушак аçи, аçа кушак
ленивый кот — кахал кушак аçи
кот любит сметану — кушак аçи хăйма юратать
котенок — кушăк çури
маленький котенок — пĕчĕк кушак çури
котенок играет — кушак çури вылять
кошка — кушак
старая кошка — вăтă кушак
пестрая кошка — ула кушак
лошадь — лаша, ут
табун лошадей — лаша кĕтĕвĕ, ут кĕтĕвĕ
запрячь лошадь — лашă кӳл, ут кӳл
распрячь лошадь — лаша тăвар, ут тăвар
овца — сурăх
белая овца — шурă сурăх
черная овца — хура сурăх
стадо овец — сурăх кĕтĕвĕ
поросенок — сысна çури
три поросенка — виçĕ сысна çури
поросенок хрюкает — сысна çури нăриклетет
свинья — сысна
большая свинья — пысăк сысна
свинья хрюкает — сысна нăриклетет
скот, скотина — выльăх
худой скот, худая скотина — начăр выльăх, ырхăн выльăх
крупный скот, крупная скотина — шултрă выльăх
собака — йытă
злая собака — хаяр йытă
бешеная собака — урнă йытă
собака лает — йытă вĕрет
теленок — пăру
теленок мычит — пăру макăрăть
телка — тына
пегая телка — ула тына
телка пьет молоко — тына сĕт ĕçет
щенок — анчăк, йытă çури
щенок играет — ăнчăк вылять, йытă çури вылять
ягненок — путек
ягненок скачет — путек сикет
Конспект ННОД по обучению чувашскому языку в подготовительной к школе группе «Домашние животные»
Надежда Афанасьева
Конспект ННОД по обучению чувашскому языку в подготовительной к школе группе «Домашние животные»
Тема: «Домашние животные»
Познакомить детей с новыми лексическими единицами : кукамай, чрчун, вкр,сурх,сысна.
Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах, в
Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.
Закрепить слова: кукамай, ял, не, йыт, качака, кушак, вкр, сысна; навыки правильного
Материал : игрушки- домашние животные, картинки, в названиях которых есть звуки «», «»,пластилин, картон.
Ход занятия.
-Ыр кун пултр,ачасем.
-Ребята, скажите мне пожалуйста,где мы живём,в городе или в деревне?
-А кто же живёт в деревне?
-А как по-вашему звучит слово, бабушка на чувашском языке?
-Правильно ребята. Бабушка- это кукамай или асанне. (хором, индивидуально).
-Правильно, килти чрчун. (хором, индивидуально).
-О некоторых домашних животных мы с вами уже говорили. Давайте вспомним их.
-Ребята, давайте откроем письмо и узнаем, какие животные живут у кукамай.
-Ку мн? (показывает на собаку).
— Килти чрчун. (хором, индивидуально).
Воспитатель обращает внимание на знакомых животных : кушак, не, качака, лаша,потом показывает быка:
-Вкр. (хором, индивидуально).
Таким же образом вводятся слова: сурх, сысна.
-Ребята на фотографии сколько животных (Ми чрчун)
-Какие знакомые чувашскиезвуки вы услышите в этих словах: вкр, не, сурх. А в каких ещёсловах живут эти звуки: йыт, чрчун. (При необходимости воспитатель использует картинки и игрушки,затем дети за воспитателем проговаривают чистоговорки: р-р-р- вкр, х-х-х-сурх, р-р-р-вкр, х-х-х-сурх.
Прр, икк, ви-аллисене клр,
-Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили?
-Каких домашних животных вы знаете, но вы мне должны ответить только на чувашском языке.
-А кто из вас мне хочет рассказать стих о домашних животных?
Ланчашка кна сухал.
Тен, пуласшн манн тус халь?
Шши курсан кап! Тытать.
-Ребята, какие вы молодцы! Маттур ачасем! А сейчас я предлагаю вам вспомнить чувашские узоры, обозначающие животных (рассматривание узора и называние животного).
А теперь мы попробуем любой из узоров вылепить из пластилина и выложить его на картон.
Самостоятельная работа детей.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Бабушка Агафья и ее домашние животные» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 КВ» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.
Конспект НОД по обучению детей чувашскому языку «Кẽрхи ярмӑрка. «Осенняя ярмарка» Программное содержание Образовательные задачи Развивать интерес к историческому прошлому чувашского народа, желание освоить их в самостоятельной.
Конспект ННОД по познавательному развитию «Домашние животные» средняя группа Цель: актуализировать словарь по теме «Домашние животные». Интеграция областей: Познавательное развитие Речевое.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Дикие и домашние животные». Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Задачи: Научить передавать в рисунке характерные особенности.
Конспект занятия НОД по лепке из папье-маше в подготовительной группе «Домашние животные» Милауша Зайнуллина. Конспект занятия НОД из папье-маше в подготовительной группе. «Домашние животные» Конспект занятия НОД в подготовительной.
Конспект занятия. Тема: «Домашние животные и их детеныши» (подготовительная к школе группа) Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цели: 1. Закрепить и уточнить знания детей по данной теме. 2. Упражнять в четком произношении чистоговорок.
Обучение разговорному якутскому языку в подготовительной к школе группе «Дьиэ кыыллара» — «Домашние животные» Программное содержание: воспитывать у детей интерес к домашним животным, устойчивый интерес к изучению якутского языка; развивать речь;.
Презентация по чувашскому языку на тему «Килти тата тискер чĕрчунсен çурисем» («Детёныши животных»)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20 им. В. Митты с углубленным изучением отдельных предметов» г. Новочебоксарска Никандрова Ирина Вадимовна 2014
Шăппăн ларăр, шăппăн ларăр, Урок пырать ку класра. Эп çыратăп, эп вулатăп, Калаçатăп чăвашла.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА Эсĕ мĕн ятлă? (Как тебя зовут?) Эпĕ … ятлă. (Меня зовут …). Эсĕ миçе çулта? (Тебе сколько лет?) Эпĕ … çулта. (Мне … лет).
Килти чĕрчунсем (Домашние животные)
Тискер чĕрчунсем (Дикие животные)
Физкультура саманчĕ (Физминутка)
Работа по учебнику Стр. 19, 3 упражнение
Работа по карточкам
Номер материала: ДВ-002107
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку чувашского языка по теме:»Кашкăр» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кашкăр çемьеллĕ чĕр чун шутланать. Аçипе ами пĕр пĕрлешсен виличченех пĕрле пурăнаççĕ. Пуслăхра 5-7 çура пулать.
3-4 уйăх тултариччен çуррисене апат ашшĕ-амăшĕ тупса парать. Кайран ашшĕпе амăшĕ чĕрĕ апат тытма вĕрентеççĕ. Хĕл каçах пĕрле сунара çӳреççĕ. Сунарта кашнин хăйĕн палăртнă ĕç пур. Кашкăрсен этемсĕр пуçне урăх тăшмансем çук. Кашкăрсен хисепне сунарçăсем ытлашши ӳсме памаççĕ, çавăнпа та вĕсен йышĕ республикăра 50-60 пуçран иртмест.
Юмахсенчи кашкăр сăнарĕ
Домашнее задание: содержание сказки «Волк и теленок» на чувашском языке
Эсир маттур ачасем.
Номер материала: ДВ-544761
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы
Время чтения: 1 минута
Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока с презентацией по чувашскому языку «Дикие животные»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ 1 класс урок Волшебный лес.doc
Николаева Елена Николаевна
МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Преподаваемый предмет: чувашский язык
Контактный телефон: 89625988936
Вид разработки: методическая разработка урока чувашского языка
Уровень образования: начальное общее образование
Предмет: Чувашский язык
Тип урока: нестандартный урок: урок-игра.
1. Активизировать употребление в речи лексико-грамматического материала предыдущих уроков.
1.Выработать у учащихся умение комбинировать усвоенный языковой материал в кратких диалогах и монологах.
2. Развивать фонематический слух.
3. Способствовать привитию стремления помочь, умение сопереживать.
Используемое оборудование: мультимедийная презентация; рисунок Лешего; индивидуальные конверты с разрезанными картинками животных; домики с животными с открывающимися окошками; карточки с названиями животных, в которых перепутаны буквы; мешочек с овощами (огурец, морковка, лук, помидор); карточки с изображениями лисы, волка, белки, медведя, зайца, ежа, мышки индивидуальные карточки для рефлексии, корзина с яблоками.
I. Приветствие и объяснение целей урока.
Учитель: Добрый день, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришло письмо. Давайте я его вам прочитаю. «Милые дети! Очень просим вас помочь нам. Наши детки пошли гулять без взрослых и их похитили и заколдовали. Кто их похитил и куда вам предстоит отправиться спасать наших деток, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. (Упа, кашкăр, çарăк, сухан, чĕрĕп, пăши.)
1. Игра «Мозговой штурм». (Отгадывание кроссворда).
Учитель: Называя предметы, которые вы видите на экране, на чувашском языке, мы узнаем кто похитил детенышей.
— Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось, АРҪУРИ. Значит, нашего похитителя зовут Арçури. Я его знаю. На русском языке его зовут Леший. Вот как он выглядит. (Учитель показывает рисунок Лешего).
— Ребята, а вы знаете, где живет Леший? Правильно в лесу. Значит, куда нам предстоит отправиться на поиски детенышей животных? Мы с вами отправляемся в сказочный лес. (Слайд №2 с изображением сказочного леса)
III . Фонетическая разминка.
Учитель: Вот мы у сказочного леса. Но туда невозможно войти. Леший заколдовала его. Чтобы зайти в лес, нужно правильно и дружно произнести за мной волшебные слова.
-И-и, ши-ши, ку пысăк пăши.
-А-а, ша-ша, ку сарă пакша.
-И-и, ши-ши, ку пĕчĕк шăши.
IV . Активизация лексическо-грамматических навыков.
Игра «Раз листочек, два листочек…»
Учитель: Мы в сказочном лесу. Но здесь никого нет. Леший просит нас помочь ему. Ветер подул и раскидал листья, которые Леший собрал для своей бабушки на День рождения. Нужно помочь ему, чтобы он рассказал нам кого нам нужно искать. Счет от 1 до 10 хором. Затем 2-3 ребенка считают у экрана.
Учитель: Этих листьев Лешему не хватает. Нарисуем глазками листья, а Леший их потом раскрасит. (Дети обводят контур листочка, нарисованного на доске.)
Учитель: Ребята! Мы с вами не знаем детенышей каких животных нужно искать. Леший старый, поэтому забыл, кого он заколдовал. Прочитав правильно название животного, мы узнаем их мам. Когда мы узнаем того, кто живет в домиках – узнаем, кого искать. (В домиках лиса, волк, белка, медведь, заяц, еж, мышка.)
Игра «Склей детеныша животного и расскажи о нем по схеме». Тренировка навыков монологической речи.
Учитель: Леший сильно рассердился на детенышей животных за то, что они обзывали его и дергали за бороду, обижали. Он рассердился на них и заколдовал. Ребята, правильно поступили детеныши животных, обидев Лешего? А вы так не поступаете? Леший сказал, что расколдовать их можно правильно собрав, склеив и раскрасив на этих основах. А чтобы они ожили, нужно рассказать о них по схеме на карточке. Оцените свою работу на карточках. Первая полоска – я правильно склеил картинку. Вторая полоска – могу рассказать о животном по схеме. Третья полоска – аккуратно раскрасил рисунок.
Физминутка «Веселые утята».
Учитель: Мы спасли животных. Дальше идем по лесу. Навстречу нам веселые утята. Они приглашают нас вместе отдохнуть и потанцевать.
Игра «Подарки зверюшкам». Тренировка навыков диалогической речи.
Учитель: Леший хочет угостить зверюшек. Давайте поможем ему узнать, что в мешочке. Назовите эти продукты, скажите, какие они, и положите их в подарочную коробку Кампура. (Дети выходят к доске, берут овощей из мешочка и отвечают на вопросы учителя.)
— (Çимĕç ячĕ) мĕн тĕслĕ?
-(Çимĕç ячĕ) тутлă е тутлă мар?
— (Çимĕç ячĕ) ăçта ÿсет?
— Эсĕ (çимĕç ячĕ) юрататăн-и?
VI. Подведение итогов урока.
Обобщение по теме урока.
Учитель: Понравилось вам в сказочном лесу? Что понравилось? Что не понравилось?
Учитель: Перед вами карточки с солнышком. Если вам урок понравился, поднимите карточку, на которой солнышко с цветочком, но, а если вам что-то не понравилось – карточку с солнышком, которое выглядывает из-за тучки.
— Вы, ребята, очень понравились Лешему. Вы хорошо работали на уроке, воспитанные, поэтому он угощает вас яблоками. (Учитель раздает яблоки).
Выбранный для просмотра документ 1 класс урок Волшебный лес.ppt