Презентация к уроку бурятского языка на тему «Минии нухэр» (Мой друг) 5 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знайкын нухэр хубуун хэн гэжэ нэрэтэйб?
Мэргэн hурагша минии бэрхэ Бата долоотой нухэр шуран хубуун басаган Арюна
Бэхижуулгэ Нухэдтоо зорюулан дуугаа дуулая Нухэртоо дуратайб, Нухэртоо баяртайб, Нухэртоо зорюулан Дуугаа дууланаб
Сказка о дружбе Мне было трудно. Я ничего не понял. Было интересно, Но справился не со всеми Заданиями. Мне было легко и интересно. Выполнил все задания.
Номер материала: ДБ-524900
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Самарских студентов будет учить робот
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытое занятие по бурятскому языку «Моя семья» — «Минии гэр бʏлэ»
Туяна Цыремпилова
Открытое занятие по бурятскому языку «Моя семья» — «Минии гэр бʏлэ»
1. Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре;
2. Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться своими впечатлениями;
3. Развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких, развивать речь на бурятском языке, обогащать словарный запас.
Оборудование: сюжетная картина «Семья», сундук с вещами близких людей, конверт с портретом семьи, клей, перчатка с изображением пяти лиц бурятской национальности, простой карандаш.
Ход занятия
І. Организационный момент.
-Доброе утро, дети! Как мы приветствуем друг друга на бурятском языке?
-Правильно! Посмотрите, кто пришел к нам в гости.
-Давайте послушаем и повторим за мной.
(повторяют дети, одевая перчатку с лицами бурятской нацинальнольсти).
-А теперь скажите, с кем вы живете?
-Что делает эжы –мама?
-Что делает аба-папа?
-А сколько человек в вашей семье? (Дети перечисляют на бурятском языке при помощи воспитателя).
-Как зовут твою эжы?
-Как зовут твоего аба?
-Как зовут твоего ахай?
-Сколько у тебя ахай, Беликто?
-Сколько у тебя абгай, Дари?
-Как мы назовем на бурятском языке младшего брата и младшую сестру?
-Братишка –это д хбн, сестренку – д басаган. Повторяем вместе со мной. (повтор детей)
Встали на ножки и повторяем вместе со мной.
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку (становятся в круг)
Каждый делает зарядку
Эжы гараа ргэнэ –мама руки поднимает
Аба тргэн hна- папа бодро приседает
-Посмотрите, что же это?
-Да это сундук – «ханза». Что в этом сундуке? Хотите узнать?
-Тогда подойдите поближе и посмотрите. (Дети смотрят и вытаскивают содержимое сундука на стол.)
-Дети, их родители, бабушки и дедушки все вместе – это одна «Семья». Хуугэд, аба эжынь буулта сугтаа нэгэ «гэр блэ» болоно.
-Тут у нас в сундуке еще одна вещь осталась. Это конверт. Что же в нем? На что эти части похожи? (на части лица людей).
-Да это глаза-нюдэн, брови –нидхэ, рот-аман, волосы-hэн, усы-hахал, лицо- нюур. (вместе с детьми повторяют несколько раз).
-Сколько портретов людей можно из них сделать? (три)
-Кого можно сделать? (маму-эжы, папу-аба, малыша-хбн).
-Для начала возьмем три заготовки для лица. И на их основе будем составлять портрет семьи. (Дети делятся на три группы и составляют портрет семьи.)
-Чего же у них не хватает?
-Правильно, не хватает носа- хамар. Давйте тогда их нарисуем. (дети рисуют каждому нос).
-Посмотрите, какая дружная веселая семья –«гэр блэ» у нас получилась.
ІІІ. Итог занятия.
О чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались?
Как назовем маму на бурятском языке? А папу, дедушку, бабушку, брата, сестру, братишку, сестренку?
-Дома попробуйте нарисовать или сделать портрет своей семьи.
-На этом наше занятие закончено. Что нужно сказать?
Итоговое занятие по английскому языку в старшей группе «Мини Маус в гостях у ребят» Цель: О: закрепить знания, полученные на занятиях английским языком; формировать обобщающие понятия; Р: развивать речевые навыки на английском.
Конспект открытого занятия по иностранному языку «Моя семья» Конспект занятия по иностранному языку «Моя семья» для средней группы Программное содержание: • Закрепить лексико-грамматический материал:.
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку старшего дошкольного возраста по теме «Моя семья» Обучение татарскому языку. Тема: Семья (Гаил) Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку.
Открытое занятие «Колобок» Основные задачи занятия: – создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению; – формирование образа себя через.
Открытое занятие в средней группе «Наша дружная семья» Непосредственно образовательная область по социально- коммуникативному развитию «Наша дружная семья» Цель: Формирование представления о.
«Беседа о весне» — занятие для обучения русскому языку в национальных детских садах Программы: 1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Внеклассное занятие по русскому языку 6 класс. Тема «Имя числительное» Русский язык 6 класс «Числительные» Внеклассное занятие. Тема «Обобщение по теме «Имя числительное» Ведущий 1: Вот и наступило время перемен.
Сочинение на бурятском языке по теме:»Сэдьхэлдэм сэнтэй үгэ»
специалист в области арт-терапии
Муниципальна h уралсалай эмхи зургаан
«Саяанай дунда юрэнхы эрдэмэй h ургуули»
Сэдьхэлдэм сэнтэй үгэ
Дүүргээ: 11-хи классай h урагша,
Хүтэлбэрилэгшэ: буряад хэлэ
ба литературын багша,
Галсанова Баярма Даниловна
Секци: Тоонто нютагайм түүхэ h ээ
Би мүнөө түрэл буряад литература 11-хи класста үзэнэб. Уран шүлэгүүдые уншаха дуратайб. Тэдээн соо h оо манай нютаг тухай бэшээтэй шүлэг бүришье h аа зүрхэ сэдьхэлыемни хүдэлгэдэг.
«Зунай сагаар ябаа h эм,
Зугаа дууешни шагнаа h эм,
Хөөрүү үбгэдөөрш хөөрэлдөө h эм,
Хөөрхэн басагадаарш зугаалаа h эм,
Арза хорзо h оош амсаа h эм,
Арюун гоёхон Монголжон нютаг.»
2. Гол хуби : «Сэдьхэлдэм сэнтэй нэрэ».
Ямаршье ажалда ябахадаа, Ханда – Сурэн Максаровна бүхы хүсэ шадалаа, дүй дүршэлөө үгэдэг байгаа. Ажалша бэрхэ, эрилтэ ехэтэй коммунист оронойнгоо аша ту h ада эсэшэ сусашагүйгөөр ажалла h анайнгаа түлөө гүрэн түрын зүг h өө олон шагналтануудта хүртэнхэй. Шагналтануудайн дунда дайнай ветерануудта барюулагдадаг «Фашис Германиие ила h аар 20 жэлэй ой», «Совет Армиин 50 жэлэй ойдо» гэ h эн ойн баярай медальнууд үбсүүень шэмэглэдэг бай h ан байна.Эсэгэ ороноо хамгаалгын шэмэрүүн жэлнүүдэй үедэ колхозой түрүүлэгшын тушаалда байжа, Илалтын түлөө бэе махабадаа гамнангүй хүдэл h энээнь, бэшэ нүхэдөө баатар ажалда зоригжуул h анай гэршэ мүн гэээшэл даа.
Ханда – Сурэн нагаса – ямаршье ажалда дүрбэн тэгшэ бай h ан юм. h үхэ, хюрөө баряад барилгашье эрхилхэ. Адуун h үрэгэй ама мэдүүлжэ, агта хүлэгшье h ургаха. Хангай тайгые хээлэжэ, хэрмэ, булга олзолхо. Эндэ1962 он ехэ олзотой бай h ан гэжэ хөөрэлдэдэг. Гүрэн түрэдөө хоёр зуу гаран хэрмэ, 4 булга тушаа h ан байна. Дайнда хэды хабаадаагүйшье h аа, тэрэ үеын шэмэрүүн, хатуу шанга бэрхэшээлнүүдые h айса амсажа яба h ан хүн гээшэ. Дайнай ара талада ажалла h ан эхэнэрнүүдтэ, үхибүүдтэ, хүгшэдтэ хэлэшэгүй баяр баясхаланиие хүргэхэ байнаб.
Дайнай урдахи болон h үүлээрхи жэлнүүдтэ үнды h эн зон онсо хүнүүд гээшэ.
Хүн бүхэн өөрын эхэ нютагтай байдаг. Энэ нютаг оронойнгоо үзэсхэлэнтэ h айхан байгаалиие нюдэндөө хаража баясан, арюун сэбэр агаараарнь сээжэ дүрэн амилжа, ямар гоё элшэ хүсэ, энерги абана гээшэбибди.
Манай элинсэг хулинсагуудай хадалиг Ахын шэмэрүүн эрхэ байдалда тааража, тэсэжэ h уу h аниинь гайхалтай. Тиихэдэ үдхэжэ бай h ан малнуудынь- h арлаг, хайнагууд, нютагай үүлтэрэй эбэртэ бодо мал, буряад h үрэгэй хони, ямаад, адуун h үрэг, оронууд хадалиг газарай шэмэрүн байдалда таара h ан, эдеэ хоол ехээр хэрэглэдэнгүй, бүхэли жэлдээ хадын эгсэ үбэр майлын бэлшээринүүдээр ябажа ондо орохо шадалтай h эн. Олон үе сагта үдхэжэ бай h ан эдэ малнуудаа үри хүүгэдтэ дамжуулан үгэ h эн юм. Теэд бидэнэрэй эдэ малыень үдхэжэ шадаагүймнай гомдолтой. Хүдөө нютагта ажа h уухада тэрэ сагта ехэ хэсүү байгаа. Мүнөө сагтай жэшээмээр бэшэ ааб даа.
Мүнөө үеын үхибүүдтэ энэ ажабайдалда бэлээр юумэн бии болодоггүй, бүхы юумэн оролдолгын ба ажалай хүсөөр бии болодог гэжэ ойлгуулха шухала.
Сэдьхэлдэм сэнтэй нэрэ! Арюун сэбэр нэрыень дээрэ үргэн наринаар сахижа, доодо үедөө залгуулан дамжуулжа ябаха гэжэ ехэтэ найданаб. Мүн арад зоноймнай сэдьхэл зүрхэндэ гэрэлтэ дурасхаалынь хэтын хэтэдэ мүнхэрэн үлэ h эниинь дамжаггүй.
Буурал аба эжын үринэр эбтэй, эетэй, ажалша бэрхэ, эрдэм номдоо оролдосотой, зон согоо хүндэтэй, h ара нарандал h айн h айхан ябахатнай болтогой!
Обучение диалогу и монологу на бурятском языке
специалист в области арт-терапии
1. Ши хэн гэжэ нэрэтэйш? (Как тебя зовут?)
Би… гэжэ нэрэтэйб. (Меня зовут…)
Би ….тэйб (тайб, тойб.) (Мне … лет.)
3. Ши хэдыдэхи класста һуранаш?
(В каком классе ты учишься?)
Би … класста һуранаб. (Я учусь в … классе.)
(Как зовут твою маму ( отца, сестру, брата, младшего
брата, младшую сестру)?
Минии эжы Дарима Баторовна гэжэ нэрэтэй.
(Мою маму зовут Дарима Баторовна)
(Сколько лет твоей маме (отцу, сестре, брату, младшему
брату, младшей сестре)?
Минии эжы дүшэн хоёртой. (Моей маме 42 года)
6. Шинии эжы (аба, эгэшэ, аха, дүү хүбүүн, дүү басаган)
ямар бэ? (Твоя мама какая?)
Минии эжы һайн. (Моя мама добрая.)
7. Шинии эжы (аба, эгэшэ, аха, дүү хүбүүн, дүү басаган)
(Какая профессия у твоей мамы?)
Минии эжы оёдолшон. (Моя мама швея).
8. Та гэртээ хэдыбта? (Сколько вас в семье?)
Бидэ … (гурбабди, дүрбэбди, табабди. ): эжы, аба, би…
Нас … (трое, четверо, пятеро…): мама, папа, я …
9. Ши … (ахатай, эгэшэтэй, дүү хүбүүтэй, дүү басагатай) гүш? У тебя… (брат, сестра, сестрёнка, братишка) есть?
Би ахатайб. (У меня есть старший брат)
Би ахагүйб (У меня нет старшего брата)
К теме «Хубсаһан. Эдеэн»
1. Ши ямар хубсаһатайш? (Во что ты одет?)
2.Шамда … (предмет-одежда) бии гү? (У тебя есть …?)
Намда … бии. (У меня есть …) Намда … үгы.
Шамда ямар …(предмет-одежда) б, бэ?
Намда … (цвет, качество) … (предмет-одежда).
3. Шамда ямар хубсаһан хэрэгтэйб? (Какая нужна тебе одежда?) Намда …(предмет-одежда) хэрэгтэй.
5. Ши юу эдихэ дуратайш? (Что ты любишь есть?)
Би … (еда) эдихэ дуратайб. (Я люблю есть …(еда)
Би … ууха дуратайб. ( Я люблю пить …)
6. Танда (шамда) юун хэрэгтэйб? (Что вам (тебе) нужно?)
Намда… (одежда, еда) хэрэгтэй.
7. Танда (шамда) хэдыдэхи хэмжээнэй … (одежда) хэрэгтэйб?
Намда … (порядковое числительное) хэмжээнэй …(одежда) хэрэгтэй.
8. … (одежда, еда) хэдытэб?
(Сколько стоит … (одежда, еда)?
(… (одежда, еда) стоит… (количественное числительное) рублей)
Үглөөгүүр би … сагта бодоноб. (Утром я в … часов встаю.)
Бодоод, … (нюур гараа угаанаб; унтарияа хуряанаб; шүдөө сэбэрлэнэб; физзарядка хэнэб)
Встав, …( умываюсь; убираю постель; чищу зубы; делаю зарядку)
Би үглөөнэй хоол … сагта эдинэб.
4. Хэды сагта һургуулидаа ошонош? (Во сколько часов ты идёшь в школу?)
Би һургуулидаа … сагта ошоноб.
4. Хэды сагта һургуулиһаа ерэнэш? (Во сколько часов ты приходишь из школы)
5. Хэды сагта үдэрэй хоол эдинэш? (Во сколько часов ты обедаешь?)
Би … сагта үдэрэй хоол эдинэб.
6. Хэды сагта хэшээлдээ бэлдэнэш? (Во сколько часов готовишься к урокам?)
Би хэшээлдээ … сагта бэлдэнэб. (Я готовлюсь к урокам
7. Хэды сагта үдэшын хоол эдинэш? (Во сколько часов ты ужинаешь?)
Би … сагта үдэшын хоол эдинэб. (Я ужинаю в … часов).
8. Хэды сагта унтанаш? (Во сколько часов ты ложишься спать?)
Би … сагта унтанаб. (Я ложусь спать в … часов).
9. Ши мүн өө юу хэжэ байнаш? (Чем ты сейчас занимаешься?)
Би … (зуража байнаб, дуулажа байнаб, хатаржа байнаб, наадажа байнаб, эдеэлжэ байнаб, телевизор хаража байнаб, гэрээ сэбэрлэжэ байнаб, ном уншажа байнаб, бэшэжэ байнаб, хэшэлдээ бэлдэжэ байнаб)
Я … (рисую, пою, танцую, играю, кушаю, смотрю телевизор, убираюсь в доме, читаю, пишу, готовлюсь к урокам).
10.Шинии … (эжы, аба, аха, эгэшэ) мүн өө юу хэжэ байнаб? (Чем занимается сейчас твоя (й) … (мама, отец, брат, сестра?)
Минии … (эжы, аба, аха, эгэшэ) мүн өө … (зуража байна, дуулажа байна, хатаржа байна, наадажа байна, эдеэлжэ байна, телевизор хаража байна, гэрээ сэбэрлэжэ байна, ном уншажа байна, бэшэжэ байна, хэшэлдээ бэлдэжэ байна, унтажа байна, оёжо байна, эдеэ бэлдэжэ байна, дархалжа байна, амһартаа угаажа байна))
Моя (й) … (мама, папа, брат, сестра) сейчас … (рисует, поёт, танцует, играет, кушает, смотрит телевизор, убирается в доме, читает книгу, пишет, готовится к урокам, спит, шьёт, готовит еду, мастерит, моет посуду).
11. Мүнөөдэр ямар үдэр бэ (Какой сегодня день?)
Мүнөөдэр … (дулаан, хүйтэн, халуун, бороотой, саһатай) үдэр.
Сегодня … (тёплый, холодный, жаркий, дождливый, со снегом) день.
12. Мүнөөдэр хэдын бэ? Какое сегодня число?
Мүнөөдэр… (октябриин арбан таба)
Сегодня 15 октября.
К теме «Минии намтар»
Би мянга юһэн зуун ерэн долоон ондо майн арбан табанда түрөөб. (Я родился в 1997 году, 15 мая ).
Би Буряад Республикын Бэшүүрэй аймагай Окино-Ключи тосхондо түрөөб.
(Я родился в ……………….. Республики Бурятия.)
3. Шинии бүлынхид юу хэдэг бэ?
(Чем занимаются члены твоей семьи?)
Минии аба жолоошон, эжымни оёдолшон, ахамни оюутан.
(Мой папа водитель, мама швея, старший брат студент).
4. Ши мүнөө юу хэдэгбши?
(Чем ты сейчас занимаешься?)
Би юһэдэхи класста һуранаб
(Я учусь в 9 классе).
5. Ши юу хэхэ дуратайш?
(Чем ты любишь заниматься?)
Би зураха дуратайб.
6. Ши хэн болохо һанаатайш?
(Кем ты хочешь стать?)
Би эмшэн болохо һанаатайб.
(Я хочу стать врачом).
7. Уг гарбал тухайгаа хорыш даа.
Расскажи свою родословную.
1. Шинии бэеын тамир ямар бэ? (Как твоё здоровье?)
Минии бэеын тамир һайн. (Моё здоровье хорошее)
Би … (шатар (шахматы, шашки), футбол, волейбол, хоккей, теннис, баскетбол, шагай) наадаха дуратайб.
Я люблю играть в … ((шахматы, шашки, футбол, волейбол, хоккей, теннис, баскетбол, бабки).
3. Ши ямар спорт мэдэхэш? (Какие виды спорта ты знаешь?
Би … (барилдаан (борьба), урилдаан (соревнование по бегу), тамарна (плавание), хүнгэн атлетикэ (лёгкая атлетика), мори урилдаан (конные скачки), һур харбаан (стрельба из лука) мэдэхэб.
Я знаю такие виды спорта: ( борьба, соревнование по бегу, плавание, лёгкая атлетика, конные скачки, стрельба из лука)
4. Ши ямар секцидэ ябадагши? (В какую секцию ты ходишь?)
Би … (волейболой, футболой, баскетболой, шатарай,хоккей) секцидэ ябадагби.
Я хожу в секцию по … (волейболу, футболу, баскетболу, по шахматам, хоккею).
6. Зундаа тамардаг гүш? (Летом ты купаешься)
8. Үгл өө гүүр физзарядка хэдэг гүш? (Утром зврядку делаешь?)