Рассказ про дымковскую игрушку для детей дошкольного возраста

Сказки

Конспект НОД «Знакомство с историей дымковской игрушки» в младшей группе

Татьяна Коростелева
Конспект НОД «Знакомство с историей дымковской игрушки» в младшей группе

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей младшего возраста «Знакомство с историей дымковской игрушки»

познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с историей возникновения дымковской игрушки, элементами её росписи; показать яркость и красочность народной игрушки;

— воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам;

— развивать цветовосприятие, любовь к народному искусству.

Материалы и оборудование:

игрушки: дымковская барышня, Хрюша;

— презентация «Знакомство с дымковским промыслом»;

— мнемосхемы «Изготовление дымковской игрушки»;

— аудиозапись музыкальной игры «Веселый паровозик»;

(Стук в дверь, выхожу и возвращаюсь с Хрюшей и дымковской барышней) Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Хрюша, а кто это с тобой? (Хрюша шепчет мне на ухо) Нет, Хрюша, это не просто красивая куколка, это дымковская барышня. Хочешь узнать, как она появилась на свет? А вы, ребята, хотите? (Да) Тогда, веселый паровозик ждет нас, занимайте места в вагончиках и в путь. (Дети строятся «паровозиком». Звучит музыка «Веселый паровозик», вместе с Хрюшей двигаемся в зал) Вот мы и приехали.

Сядем мирком, да поговорим ладком. (Дети садятся на стулья перед экраном) Сядем ровнее, чтоб быть здоровее. (Проверяю осанку детей, усаживаю Хрюшу)

Приготовьте глазки, ушки, и послушайте рассказ

Об удивительной игрушке, только, т-сс, прошу я вас.

Давным-давно, на берегу реки Вятка, стояла маленькая деревенька. (Слайд №1) Поначалу и названия-то у нее не было. Жили там люди добрые, веселые, умелые. (Слайд №2) Летом землю пахали, сеяли, сажали, да урожай убирали. А зимой отдыхали, на печи лежали, пироги жевали. Не было в то время ни книг, ни телевизоров, ни компьютеров, да даже игрушек и то не было. Вот задумались матушки с батюшками, чем бы детушек своих позабавить? А в деревеньке той много глины было, мягкой, пластичной (Слайд №3)и решили они из нее фигурки всякие лепить: оленей, лошадок, индюков, барышень, детишкам на забаву. Вылепят фигурки да в печь. (Слайд №4) От огня да жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень. (Слайд №5) Круглый год печи топились, дым из труб струился, (Слайд №6) да по земле стелился так, что вся деревенька в дымке стояла. Поэтому и стали её называть Дымково. Как назвали деревню? (Ответы 4-5 детей) Высохшие фигурки покрывали вначале белой краской. (Слайд №7) Делали её, смешивая молотый мел с молоком. А потом начиналось самое интересное – роспись игрушки разными узорами. Как вы думаете, какие цвета красок использовали мастера? (Предположения детей) (Слайд №8) А узоры были самые простые (Слайд №9): полоски, волнистые линии, точки, кружочки, колечки, овалы. Но зато игрушки получались всем на загляденье! (Слайд №10)Посмотрите:

Конь-огонь! Только тронь!

Со всадником вместе проскачет верст двести. (Слайд №11)

Барашек-баранок, правый рог – завиток,

Левый рог – завиток, на груди – цветок. (Слайд №12)

По двору петух гуляет, Курочек он охраняет. (Слайд №13)

А индюк-то хорош! Краше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой – вот какой весь расписной! (Слайд №14)

Дымковская барышня ходит не спеша.

Все ею любуются – ах, как хороша! (Слайд №15)

(Дети делятся впечатлениями при просмотре каждого слайда)

До сих пор в селе Дымково живут умельцы и создают игрушки на радость детям и взрослым. (Слайд №16)

Много можно рассказывать о дымковских мастерах, но нам пора возвращаться в группу, веселый паровозик ждет нас. (Дети строятся «паровозиком», звучит музыка, вместе с Хрюшей возвращаемся в группу)

Вот мы и побывали с вами в деревеньке мастеров. Хрюша, как она называется? (Дети помогают Хрюше, подсказывая ее название) Что там изготавливают умельцы? (Подсказки детей Хрюше) Как называются эти игрушки? (Ответы детей) Давайте напомним Хрюше, как создаются эти игрушки.

(Далее идет работа с мнемосхемами)

Из чего изготавливают фигурки? (Схема-модель)

Куда их ставят на просушку? (Схема-модель)

Какой краской покрывают вначале? (Схема-модель)

Какие краски используют для росписи? (Схема-модель)

Какие элементы узора используют для росписи? (Схема-модель)

Как называются эти игрушки? (Схема-модель)

(2-3 ребенка рассказывают, опираясь на мнемосхемы, последовательность изготовления дымковской игрушки)

Я надеюсь, что Хрюша хорошо запомнил, как создавалась его красивая куколка – дымковская барышня. На следующем занятии мы попробуем сами изготовить дымковскую игрушку, а сейчас пора прощаться с нашими гостями. (Дети прощаются с Хрюшей и дымковской барышней, приглашают их в гости на следующее занятие. Занятие окончено.)

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления декоративной.

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» для детей старшей группы «Роспись дымковской игрушки». Образовательная область: Художественное творчество. Интеграция областей: коммуникация, познание, чтение художественной.

Конспект НОД «Нарядные лошадки. Лепка по мотивам дымковской игрушки» Цель: Закреплять и уточнять представления детей о дымковских игрушках, их орнаменте. Совершенствовать умение самостоятельно создавать узор.

Конспект НОД в старшей группе по декоративно-прикладному рисованию «Ярмарка дымковской игрушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ГНЁЗДЫШКО» Конспект НОД в старшей.

Читайте также:  Сказки народов россии о труде

Конспект ООД «Лепка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию (рисование) в младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МБДОУ» Ясли – сад №9″Солнышко» с. Яркое Поле» Кировского района Республики.

Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки «Уточка» Конспект занятия по НОД в средней группе Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка). Вид занятия: Тематическое.

НОД в старшей группе «Знакомство с историей гжельской росписи. Роспись чайника» Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Знакомство с историей гжельской росписи. Роспись чайника». Цель:.

Конспект занятия «В мастерской дымковской игрушки» Средняя группа «Капельки» побывала в мастерской дымковской игрушки. Ребята на кружке «Школа дизайна» закрепляли умения создавать композиции.

Занятие в средней группе «Знакомство с дымковской росписью» Конспект образовательной ситуации по технологии деятельностного метода в средней группе по теме «Дымковская роспись» Тип ситуации: «Открытие.

Источник

Конспект занятия «Дымковские игрушки»

Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Дымковские игрушки»

Тема НОД: «Дымковские игрушки»

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4 года (средняя группа).

Тема НОД: «Дымковские игрушки».

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке.

• Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку;закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

• Формировать представления детей о станице Дымково.

• Развивать интерес к дымковским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам; узнают о станице Дымково, о том, как жители станицы изготавливали игрушки из глины; совершенствуют приемы лепки из глины; используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.

Предварительная работа: Организация выставки «Дымковская игрушка», рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, альбомов с дымковской росписью.

Словарь новых слов: дымковская игрушка, нарядная, радостная, веселая, праздничная, станица.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

Дымковские игрушки.

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи дымковских игрушек.

Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним народным промыслом – дымковской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымкове слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Как удивительному чуду.

Посмотрите внимательно на игрушки, которые я сегодня для вас приготовила.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Педагог: Ребята, это игрушки не простые, знаете как они называются?

Педагог: Верно. А может вы знаете и из какого материала их изготавливают?

Дети: Дымковские игрушки изготавливают из глины.

Педагог: Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов. Из каких цветов состоит узор дымковских игрушек?

Дети: Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Педагог: Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их. Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Педагог: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем лепить из глины дымковскую игрушку – уточку. Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Давайте вместе повторим потешку про уточку!

Читайте также:  Рассказ черепаха какие особенности есть в этом рассказе объясните

Дети вместе с педагогом разучивают потешку.

Педагог: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы?

Дети: Туловище уточки овальной формы.

Педагог: Посмотрите какая у нее длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Педагог: Еще у уточки есть клюв и хвост. У вас на столах лежат доски и глина для лепки. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в лепке.

1 прием – раскатывание. Мы раскатываем овал между ладошками.

2 прием – вытягивание. Вытягиваем шею и голову утки.

3 прием – прищипывание. Прищипываем клюв и хвост.

4 прием – сглаживание. Сглаживаем поверхность, убираем неровности.

Педагог: Аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети лепят уточек под музыкальные композиции «Русская изба», «Детская волшебная музыка». Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Педагог: Посмотрите ребята, какие замечательные уточки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек?

Педагог вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Педагог: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с дымковскими игрушками, узнали о селе Дымково. А еще мы сами были мастерами и лепили из глины Дымковскую игрушку – уточку.

Педагог: Вы все молодцы.

Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Дымковские игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронеж Воспитатель: Лохманюк.

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами.

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи. Учить.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Мастер-класс «Дымковские барышни». Сегодня, хочу вас познакомить с нашими поделками «Дымковские барыни». Их мы сделали с детьми старшего возраста,когда у нас проходила неделя.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3. Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов. Знакомить детей с традиционным русским промыслом дымковской игрушкой; с элементами.

Источник

Дымковская сказка.

Наталья Тимошкина
Дымковская сказка.

Хочу рассказать, как мы впервые познакомились с этой замечательной игрушкой. Есть много историй о том, как родилась Дымка. Для своих трёхлеток, я решила сочинить свою дымковскую сказку.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.

Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.

И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.

Рассказала Настенька о своей мечте.

Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле,и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.

Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.

А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.

Мы с ребятками познакомились с основными дымковскими элементами и конечно же возникло желание украсить юбку своей барышни. Идею взяла у Елены Тыняная. Сначала на принтере распечатала дымковских барышней, вырезала часть юбки, дети нарисовали узор, а потом подложили под заготовку.

А это пособие «Карусель»мы изготовили вместе с детьми.

Цель:закрепить основные элементы дымковской росписи, формировать умение контролировать силу и длительность воздушной струи.

Материал:Из картона сделала заготовки, обклеила цветной самоклейкой, украсила узорами.

Распечатала и вырезала дымковские игрушки и предложила детям раскрасить, а затем готовые работы развесила на карусели.

А теперь можно и подуть.

А потом, потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не кружите,

Дидактическая игра»Подбери по контуру»

Дымковская игрушка Цель: Познакомить детей с обобщающим понятием «Дымковская игрушка». Задачи: I. Обучающие: 1) Познакомить детей при помощи наглядного материала.

Знакомство с дымковской игрушкой. Не секрет, что не во всех детских садах имеются глиняные игрушки дымковских мастеров, наш детский сад не исключение. Конечно, я как и многие.

Источник

Увлекательная история для детей про дымковскую игрушку

Глиняная фигурка из Дымково – самый популярный русский сувенир. Она отражает быт и творчество наших предков. Очень интересна дымковская игрушка и ее история для детей. Им доставляет радость ее яркость, выразительность, простые формы. В игрушку можно посвистеть, создать похожий образ своими руками. Почти все дымковские игрушки – свистульки.

Читайте также:  Сказки пушкина все видео

Знакомство детей с дымковской игрушкой

Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.

Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл.

Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

Что изображают дымковские игрушки нянек с детьми?

Нянька с детьми или нянька-кормилица – один из самых популярных образов 19 века. Как и другие дымковские фигурки, он отражает обычаи и быт русского народа в те времена.

Няньки с детьми изображают жительниц сел и городов, бравших на воспитание детишек с округи. Они частично или полностью заменяли детям родных мам – выкармливали их, воспитывали и передали знания.

Отличительные черты дымковской игрушки

Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности:

Дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.

Особенности изготовления

Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.

Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись.

Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота. Каждая вкладывала свое видение в дымковскую фигурку. Кто-то делал юбку пышнее, кто-то фигурку крупнее, другие выбирали краску потемнее. Каждая игрушка получалась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы они не были скопированы.

Фигурки и сюжеты

Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.

Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных:

Реже встречаются дикие звери и птицы – лев, синица, медведь, зебра.

Цвета и орнаменты

Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.

Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.

Самые часто встречающиеся цвета:

Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал:

Стихи, потешки и поговорки о дымковской игрушке

Для детей история возникновения дымковской игрушки может быть преподнесена в виде презентации с иллюстрациями, потешками и поговорками. Иллюстрации для слайдов:

Стихи, потешки и поговорки:

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Бестолково лопотали:

Весь такой он складный.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Уточек Марфуточек купаться ведет.

Правый рог — завиток,

Загадка:

После презентации детям можно предложить сделать дымковскую игрушку самостоятельно. Самые маленькие – дошкольники средней и старшей группы детского сада могут попрактиковать узоры красками на белой бумаге. Для самых маленьких впору будут раскраски с дымковскими образами:

В начальной школе можно использовать для создания дымковской игрушки пластилин или соленое тесто. Фигурки из теста можно будет же красиво и пестро расписать. Лучше, если дети выберут пример игрушки самостоятельно. Тогда творчество принесет больше удовольствия. По окончании работы из игрушек детей можно сделать выставку и провести ярмарку с песнями, хороводами и угощениями.

Знакомить детей с дымковской игрушкой можно начиная с 4-5 лет. Простые и веселые образы понятны и близки для детского восприятия. Они помогают лучше узнать о богатстве фантазии своего народа, его мастерстве и трудолюбии.

Источник

Познавательное и интересное